БРИТАНИЯ В СВЕТЕ ДОЖДЯ - часть 6 "ЛОХИ И ГЛЕНЫ ШОТЛАНДИИ" / Отчёты об автопутешествиях / Автотуристу.РУ - автопутешествия и автотуризм: отчёты, трассы и дороги, в Европу на машине, прокладка маршрута!

БРИТАНИЯ В СВЕТЕ ДОЖДЯ - часть 6 "ЛОХИ И ГЛЕНЫ ШОТЛАНДИИ"

ПРОЛОГ
ЧАСТЬ 1 — КЕМБРИДЖ
ЧАСТЬ 2 — ЙОРК
ЧАСТЬ 3 — АДРИАНОВ ВАЛ
ЧАСТЬ 4 — ЭДИНБУРГ
ЧАСТЬ 5 — РАВНИНЫ И ВЫСОКОГОРЬЯ ШОТЛАНДИИ
ЧАСТЬ 6 — ЛОХИ И ГЛЕНЫ ШОТЛАНДИИ (Cairngorm — остров Skye)
ЧАСТЬ 7 — ОСТРОВ СКАЙ
ЧАСТЬ 8 — ГЛЕНФИННАН
ЧАСТЬ 9 — ОЗЕРНЫЙ КРАЙ (Keswick)
ЧАСТЬ 10 — ОЗЕРНЫЙ КРАЙ (Hawkshead)
ЧАСТЬ 11 — ЧЕСТЕР И БИРМИНГЕМ
ЧАСТЬ 12 — COTSWOLDS
ЧАСТЬ 13 — СУРОВЫЙ КОРНУОЛЛ
ЧАСТЬ 14 — СОЛНЕЧНЫЙ КОРНУОЛЛ

ДЕНЬ 6 (сб 18.07.2015): Loch Eilein -Cairngorm -Loch Ness -Eilean Donan Castle -остров Skye

Сегодня нам предстоит полюбоваться суровой и мрачной красотой северной Шотландии. Эта гордая красавица попробует закрыться от нас пологом туч, но будем надеяться, что это не помешает нам восхищаться ее бесчисленными озерами и горами с небольшими вкраплениями древних руин.

Поднявшись накануне из Lowlands в Highlands, мы заночевали в кемпинге Rothiemurchus Camp and Caravan Park. Площадка под палатку обошлось нам в 22 фунта (2000 руб.). Место неплохое, хотя, конечно, с норвежскими кемпингами не сравнить. Ни общей кухни, ни домиков на случай холодной погоды. Но душевая хорошая и бесплатная, что для нас много значит. Персонал (в единственном числе) внимательный и доброжелательный. Выдал нам всякие карты достопримечательностей и купоны на скидки, залил термос кипятком.

Проснулись мы в этот день рано, отчасти благодаря разнице во времени, но ночлег в палатке, в принципе, не располагает долго нежиться в постели. Будем подражать ранним британским пташкам…

У нас в этих краях основной целью на сегодня был подъем на вершину Cairngorm на фуникулере. Но до отхода первого утреннего поезда наверх оставалось еще уйма времени, так что мы отъехали на пару километров от лагеря и отправились на прогулку вокруг озера Loch an Eilein. Выскочивший невесть откуда на велосипеде страж местной парковки сразу же нацелился взять с нас традиционные два фунта, но мы гордо вручили ему купон из кемпинга и отправились гулять совершенно бесплатно.

озеро Loch an Eilein

Если честно, все 4 мили тропы вокруг озера мы не одолели. Не устали, просто мама нервничала, что опоздаем на фуникулер и наша утренняя программа сильно затянется. Так что, составив первое впечатление о большом и симпатичном лесном озере, мы отправились к тому его берегу, с которого нам обещали виды на руины замка на островке. Собственно, название озера означает «озеро острова». Веке в XV на островке здесь был построен небольшой замок, до искуственного повышения уровня воды в конце XVIII века — соединенный с берегом зигзагообразной насыпью. Замок разок выдержал осаду вездесущих якобитов, отступавших после очередной проигранной битвы, а во время их последней попытки восстановить изгнанную династию на троне — здесь прятались беженцы. Но потом крошечную крепость просто забросили за ненадобностью и забыли, пока авторы путеводителей не нанесли руины на карты, чтобы привлечь туристов.

Все без обмана — руины были. Мы, правда, не ожидали, что они будут настолько… руинистыми. :) Но все равно, живописно.

В 8:15 отправляемся к самой высокой вершине горного массива Cairngorm, давшей название всему региону. Сама дорога к нижней станции фуникулера весьма живописна и дает возможность поснимать немного Шотландского высокогорья, которого нам за вчерашний день явно не хватило.

поднимаемся к подножию Cairn Gorm

Погода меняется ежеминутно, то небо, то земля погружаются во мрак. Чего ждать наверху — пока непонятно.

сэндвичная погода

Наконец, мы подъезжаем к станции горной железной дороги. Платим 10.5 фунта за пенсионера-маму и 11.5 за меня (всего 2000 руб.) и получаем возможность занять любые приглянувшиеся нам места. Кроме нас во всем поезде была всего пара дряхлых джентльменов, обсуждающих условия фотосъемки наверху.

Оставляем позади подозрительно пустую парковку:

Пока поезд заползает наверх, нам рассказывают о строительстве железной дороги, климатических условиях и прочих любопытных подробностях, связанных с горой Cairn Gorm.

Впереди показалась верхняя станция дороги.

Наконец, мы на вершине Cairngorm. К сожалению, туристам запрещается покидать пределы станции, за исключением специально организованных и отдельно оплачиваемых туров. Внутри станции, кроме неизбежных сувенирных магазинов и ресторанов, есть и неплохой музей, рассказывающий о жизни в горах.

Простенькое наглядное пособие дает понять, как здесь все выглядит в разные месяцы года:

в музее Cairngorm

Когда-то здесь добывали каирнгормский кварц, шедший на традиционные украшения горцев. Но, как сообщает очередной стенд музея, в XVII-XVIII веках месторождение выгребли практически подчистую. Теперь за местную породу выдают термически обработанные аметисты из Бразилии.

Удовлетворив свое любопытство, мы поднимаемся наверх и выходим на террасу, опоясывающую станцию вокруг. Сразу у выхода нас поджидает здоровенный плакат:

Ух ты! Какой вид!!!

Информационный щит заботливо сообщает нам, что мы забрались на высоту в 1100 метров, откуда должны быть видны 4 из 10 самых высоких вершин Британии. Независимо от погоды, обещают нам, мы никогда не забудем посещение Cairngorm.

И они правы…

Подул легкий ветерок...

Я с трудом могу стоять на ногах, но даже для этого приходится сильно наклоняться. Ураганный ветер сначала пытается утащить фотокамеру, а когда это не удается, он, рассвирепев, пытается стащить в пропасть и самого фотографа. Виды же, открывающиеся с галереи, и правда, выше всяких похвал…

Высоко сижу, далеко гляжу… мало что вижу!

Мы срочно вспомнили, что в музее нам обещали показать фильм про горную вершину. Нам вдруг очень захотелось в теплый кинозал. Кадры девушки, скатывающейся с горы на лыжах, меня не слишком заинтересовали (фильм на Нордкаппе был куда интереснее), но разве в этом дело? Немного отогревшись внутри станции и придя в себя от первого потрясения, мы предприняли новую попытку осмотреться. За это время слегка распогодилось. Конечно, дальние вершины разглядеть по-прежнему было невозможно, но хотя бы высокогорья и озера вокруг стали видны лучше.

виды с горы

Ну что же, и на том спасибо. Не хотел бы, чтобы у вас сложилось ложное впечатление — я не был разочарован покоренной нами вершиной. Издевательский информационный щит не обманул — впечатления мы получили сильные и незабываемые. Каждый удачный кадр воспринимался как добытое сокровище, и трудности в фотоохоте лишь добавляли азарта. Надеюсь, впрочем, что нашим последователям с погодой повезет больше, и они расскажут о великолепных горных пейзажах, открывающихся с горы Cairngorm. А нам пора возвращаться вниз.

спускаемся на фуникулере, любуясь окрестностями

В 11:55 мы подъезжаем к расположенному неподалеку озеру Loch Morlich, где устраиваем себе поздний завтрак.

Это озеро знаменито своим редким для этих мест песчаным пляжем. Впрочем, не могу сказать, что у меня появилось хоть какое-то желание искупаться и позагорать. :) Зато пляшущие на бурных волнах лодки просто завораживали.

Loch Morlich

Несмотря на суровый прием, я рад что мы прикоснулись к резкой и мрачной красоте этих мест. Теперь же пришла пора покинуть Cairngorms и отправиться в наш марш-бросок по северной Шотландии к острову Скай.

Пробег до острова Скай 118 миль/ 190 км, от выезда до финиша 3.5 часа, средняя скорость движения 50 км/ч

В 12:15, заправившись в Aviermore и разменяв 800 миль с начала путешествия, мы отправляемся на запад. Магистрали сменяются узкими и запущенными на вид дорожками, и лишь одно остается неизменным — мохнатые обитатели этих мест.

Дороги северной Шотландии

Следуя примеру Светланы Begun, познакомившей нас с "баранками" теплых Канарских островов, стоит, пожалуй, рассказать, какие обитатели земли скоттов могут встретиться нам на пути в этих диких и холодных землях. Как уже должно быть ясно из названия этой части отчета, северная Шотландия — это обитель лохов и гленов. Ну, с лохами все понятно, все мы их в жизни встречали, а порой и чувствовали себя ими. ;) Однако в этих краях в роли лохов могут выступать как многочисленные озера, так и морские заливы — любые, в общем, массивы воды, особенно, если они узкие и вытянутые. Чем длиннее, тем лошистеее. Что-то вроде фьордов, пожалуй, только чаще, все же, пресноводные. Глены — это те же узкие и глубокие долины, пропаханные в шотландских холмах ледниками. Только они не заполнены водой, хотя по ним нередко текут ручьи или речушки.

По гленам тянулись армии и строились крепости, по лохам шли флотилии и велась торговля… Неудивительно, что влюбленные в свою историю потомки горцев отправляются теперь в пешеходные маршруты, чтобы полюбоваться природными красотами, вспоминая при этом страницы учебников. Путь, которым мы ехали на запад, во многом совпадал с самым известным из здешних пешеходных маршрутов — Great Glen Way. Поэтому дорога, ведущая нас между лохами и гленами, была хорошо размечена и оборудована немалым количеством смотровых площадок. Не то чтобы это сильно помогает в такую погоду, но все же мы регулярно останавливаемся, чтобы поразглядывать окрестности.

Шоссе ведет нас по стране озер…

… ныряет в темные лесные туннели…

… и, наконец, выводит к самому знаменитому из местных водоемов — озеру Лох-Несс:

озеро Лох-Несс

Существует целый круговой маршрут, чтобы осмотреть это длиннющее, вытянутое с севера на юг озеро со всех сторон. Но нас западный, сувенирно-развлекательный берег обители монстров не заинтересовал, мы лишь бросили взгляд на знаменитое озеро с юга. Все вискурни в своем путешествии мы тоже благополучно миновали, поэтому чудовища не видели, ничем не могу похвастаться. Говорят, чтобы вызвать его из бездонных глубин Лох-Несса, нужно не меньше двух бутылок «огненной воды», а у нас в экипаже настолько самоотверженных исследователей не было. Но и без недовымерших динозавров мы нашли чем полюбоваться в этих краях.

у озера Лох-Несс

Проезжаем еще немного и делаем остановку над Loch Garry.

в поисках удачного кадра

озеро Loch Garry

Заваленный горизонт на многих из фотографий — результат не только кривых рук фотографа, но и особенностей рельефа.

тут вообще все завалено!

Новая остановка, спустя лишь короткое время. Мы стараемся пользоваться каждой возможностью поглядеть вокруг.

Это не река! Это озеро. Loch Cluanie, если ничего не путаю.

Периодически, погода портится… ну, в смысле, еще больше портится, окутывая все вокруг густой вуалью дождя.

Этот маршрут можно охарактеризовать навсегда запомнившимся мне комментарием Светы Begun к одному из моих норвежских эпизодов: «вода, вода, кругом вода...». :) Но когда вода не льется с неба и не растекается бесчисленными водоемами, а обрушивается со склонов водопадами — пожаловаться не на что:

Это, конечно, не Норвегия, но все же...

Горы вокруг не настолько круты, чтобы дорога превратилась в серпантин, но вполне достаточны для украшения горизонта.

холмы Шотландии

Периодически дорога прорезает горы насквозь или послушно стелется по очередному глену.

Едем по Glen Shiel

Очередной крутой вираж дороги и перед нами оз. Даич. Это на русскоязычной карте Гугла так написано. А на самом деле, Loch Duich плавно переходит в Loch Alsh, из которого, пробравшись сквозь несколько архипелагов, наши утлые челны выплыли бы в северную часть Атлантического океана или, при желании, в Норвежское море. Так что это уже самый настоящий местный аналог фьорда. И как хотите, но даже не пробуя воду на вкус, чувствуется в этой водной глади что-то необузданное, морское. Да и гладь тут весьма относительная…

Loch Duich — неспокойно синее «озеро»

Но у нас челнов нет, ни утлых, ни каких еще, так что мы продолжаем свой путь вдоль фьорда. И вскоре выскакиваем к настоящему водному перекрестку. Здесь Loch Duich встречается с Loch Alsh и Loch Long. А такие места в древние века не могли оставить без присмотра. Так и появился замок Eilean Donan, где мы делаем очередную короткую остановку.

Eilean Donan Castle очень популярен среди туристов, особенно, благодаря тому, что стоит на островке и соединен с сушей лишь изящным арочным мостом. Мы, правда, попали сюда во время отлива, и до замка можно было дойти по обнажившемуся илистому дну. На самом деле, зрелище все равно было очень привлекательное, но на фотографиях выглядит хуже, чем могло бы.

замок Eilean Donan Castle

Замок называют «самым часто фотографируемым», «лучшим в Шотландии» — вообще, не скупятся на восторженные эпитеты. Место, и правда, древнее и интересное. Люди начали селиться на этом перекрестке с незапамятных времен. К VII веку здесь обосновались монахи. А в XIII наместники шотландских королей превратили весь остров в одну большую крепость, чтобы держать здесь оборону против викингов. Потом то ли викингам надоело вторгаться на Британские острова, то ли людей для обороны такой длинной крепостной стены стало не хватать, но хозяева замка сократили его площадь в шесть раз. Зато крепкие башни Eilean Donan Castle потянулись ввысь и стали обрастать толстенными стенами, приобретая современные очертания.

Последний драматический эпизод в истории замка был связан с очередным якобитским восстанием в 1719 году. На этот раз, попытку восстановить несчастную династию на троне предприняла Испания. Небольшой десант «вежливых испанских моряков», захвативших Eilean Donan, должен был зажечь очередной мятеж на севере. Но роль шотландским горцам отводилась только отвлекающая. Пока англичане будут подавлять восставшие кланы, новая испанская армада с 7000 отборных воинов на борту высадилась бы на юге страны, чтобы взять Лондон.
Однако хитроумный план полностью провалился. На призыв к новому бунту откликнулось не слишком много северян. А основной испанский флот попал в сильнейший шторм в Ла-Манше и, вспомнив судьбу Непобедимой армады, позорно бежал. Испанский гарнизон замка в Шотландии попал в ловушку. Три британских фрегата несколько дней расстреливали замок из пушек, а после капитуляции — взорвали с помощью припасенного испанцами пороха, чтобы избавить будущих десантников от искушения.
И только 100 лет назад замок возродили из руин, воссоздав эту крепость в прежнем виде. Надеюсь, этот факт никому не помешает любоваться его суровыми стенами.

А мы продолжаем наш путь вдоль негладкой водной глади уже Loch Alsh.

Последняя остановка над заливом, чтобы сфотографирать на прощанье лох и друг друга.

Фотоохота на фотоохотников

ах, погодка хороша

и все же, несмотря на погоду, море синее...

А вдалеке уже показался мост, который приведет нас на остров Скай!

мост на остров Скай

В 15:45 мы прибыли к месту ночлега в городке Kyle, который станет базой для наших вылазок в окрестности. Исследованию острова Skye мы посвятим остаток этого дождливого дня и завтрашнее утро — куда более ясное. Не знаю, удастся ли передать в отчете, но это место станет для меня одним из самых ярких впечатлений путешествия и той частью Британии, куда мне, безусловно, хотелось бы вернуться.