ДВА МОРЯ, БЕЛЫЕ СКАЛЫ И ДОРОГА, ДОРОГА - часть 5 "ЕЙСК - ТУАПСЕ - СОЧИ" / Отчёты об автопутешествиях / Автотуристу.РУ - автопутешествия и автотуризм: отчёты, трассы и дороги, в Европу на машине, прокладка маршрута! 

Авторизация

Зарегистрироваться

ДВА МОРЯ, БЕЛЫЕ СКАЛЫ И ДОРОГА, ДОРОГА - часть 5 "ЕЙСК - ТУАПСЕ - СОЧИ"

Вступление, оглавление и часть 1 «СПб-Раменское»
...=> часть 4 «Пляжи Ейска» => часть 5 «Горячий Ключ-Туапсе» => часть 6 «Окрестности Сочи»

Не усидев на мелководье Азовского моря, группа самых отпетых путешественников нашей семьи решила продлить маршрут до Сочи. Тем более что там нашлись друзья, готовые нас четверых совершенно бесплатно приютить, а это в очень недешёвом зимне-олимпийском анклаве России — не последнее дело. Планировалось доехать до «Сочей» за один день, пару дней провести там и вернуться в Ейск за нашими барышнями. В итоге, всё получилось не совсем так, что и не удивительно, при нашей склонности залезать непонятно куда при первой возможности…



ДЕНЬ 10 (Пн 20.08.2018): Ейск — Горячий Ключ — Туапсе — Сочи

Сдав ключи от дома на Коммунаров и забрав Лийку с улицы Ростовской, мы вновь двинулись на юг. В 10:30 Ейск остался позади. Еще полчаса, и мы поворачиваем на Краснодар в Староминское. Одна станица сменяет другую, таблички, вроде «Атаманская», радуют глаз, посёлок Образцовый — центр Образцового сельского поселения — вызывает живой интерес и жажду перенять опыт, а некоторые названия населенных пунктов ставят в тупик и заставляют задуматься об исправности нашего навигатора:


куда нас занесло?

Из станицы Ленинградская, где живут ленинградские казаки, мы выехали около 12:00. Минут через 15 выскакиваем на неизбежную М4.


трасса «Дон»

Стоимость газа доходит до рекордных 28.90 руб. за литр. В 13:40 выезжаем на объездную Краснодара, а вскоре после 14:00 мы уже в Адыгее. Мне почему-то казалось, что адыги должны жить где-то на Северном Кавказе, далеко от столицы Краснодарского края.

В 14:30 оголодавшие дети сбивают наш Караван с наезженной дороги в сторону Горячего Ключа.



Хотя, если честно, я и так туда собирался заехать. Перегон без развлечений — это не мое. Поэтому пообедав в кафе «Арбат» и закупившись горячо рекомендованными местными лимонадами, мы в 15:30 парковались в санаторно-курортной зоне. Позади за этот день мы оставили уже 336 км и заслужили право на небольшой загул. Загулять наша семья решила в местный Горный парк.

Это часть территории санатория «Горячий Ключ». Курорт у реки Псекупс появился даже раньше, чем населенный пункт. То есть тут с древних времен была адыгейская деревня Псыфаб, что в переводе тоже означает «горячая вода». Но потом адыгов депортировали и построили военный госпиталь с купальнями и парком. Лишь через четыре года, в 1868 году, появилось и местечко Горячий Ключ, обслуживающее отдыхающих.

Поэтому неудивительно, что санаторий тут масштабнейший, основательный, с чувством собственного достоинства, хотя и не блистающий новизной.


вход в парк

На территории расположены всякие странные художества, которые и здорового человека должны заставить почувствовать острую нужду в санаторном лечении.



инсталляции

На скалах вдоль дорожки намалеваны некие подобия крылатых созданий, которых мы, после некоторой дискуссии, постановили считать птицами. И тут же заспорили, что это за птицы?


журавли или аисты?

Изображения встречались нам на пути не раз, но к единому мнению на этот счет мы так и не пришли. Оставим этот вопрос более грамотным орнитологам.



неизвестной породы птицы

Зато лес, с его затейливо переплетенными корнями деревьев и приятной атмосферой, вызывает восторг даже в этой, цивилизованной части курорта.



сказочный лес

Короткая прогулка вывела нас к небольшой площади перед Дантовым ущельем, где расположена Иверская часовня. Стометровой длины трещина в скалах здесь природная, а вот поляна перед входом в ущелье раньше была комариным болотом. Уже в 70-е годы XIX столетия ее облагородили, а теперь и вовсе цивилизовали.



Иверская Часовня

Выше на скалах мы заметили симпатичные постройки.


замаскированная беседка

По обе стороны от площади-поляны расположены целебные источники. Но к ним люди в очереди стояли, набирая волшебную водичку в пластиковые бутылки. Вода там еле сочилась, и было понятно, что занятие это для постояльцев пансионата, которые никуда не торопятся.

Испившие водички сразу переполняются тонкими чувствами, кои и начинаю выражать поэтичным и высоким штилем, без всяких там «заек», «котиков» и прочего зоопарка.


надпись возле источника

Правда, точный смысл надписи "люблю Настю!!! с Богом" остался для нас туманным. Автор её то ли и Настю, и Бога любит, то ли с Божьей помощью надеется добиться ответных чувств… в любом случае, дело хорошее. А мы, пожалуй, двинемся к входу в ущелье. Уж больно там заманчивые возможности по скалам полазать…



Никто из членов нашей экспедиции перед таким соблазном устоять не смог.



скалолазы

Покорив окрестные отвесные стены, мы направились вглубь ущелья, но тут же вновь застряли возле стенок, густо усеянных сообщениями «здесь был Вася».




наскальная живопись

Надо сказать, здесь эти надписи выглядели почему-то вполне уместно, взгляд не раздражали. А возле одного из автографов мы и вовсе застыли, радуясь скорому изобретению машины времени (дело было, напомню, в августе 2018 года):


гостья из будущего

Решив, что загадочная Алиса Селезнева ака Мила_на уже вернулась в свой родной год, мы продолжили свой путь вглубь трещины в скалах.




Как уже было сказано ранее, ущелье здесь существовало с древних времен. А в XIX веке устроители парка решили, что это не просто ущелье. Вдохновленные творениями великого флорентийца, они высекли здесь «Дантову лестницу», т.е. предложили отдыхающим подниматься ввысь из ада. Сам подъем, видимо, надо считать Чистилищем. Ну… тем, кто не страдает обжорством и пьянством, особенно страдать здесь не приходится.



подъем

Поверху разбегаются несколько маршрутов разной длины и сложности, на которые у нас, разумеется, не было времени. Так что мы просто двинулись в сторону выхода, читая таблички с информацией о здешней природе и поглядывая по сторонам. Бросили взгляд на часовню, но теперь уже сверху…



Прямо на тропе обнаружили какие-то таинственные руины…



И вскоре уже спускались вниз, вновь выходя на основную дорогу.


снова парк

В общей сложности, прогулка по парку отняла у нас полтора часа, а при желании тут можно приятно провести куда больше времени. Любителям прогулок на свежем воздухе — категорически рекомендую.

В 17:05 мы снова встали на курс М4. Правда, не в ту сторону. Но за пять минут исправили это недоразумение и двинулись к манящему Черному морю. После Молдавановки трасса сузилась до 1x1 плюс полоса посередине для поочередного обгона.

Постепенно характер местности меняется, на горизонте появляются зеленые холмы как предвестники Кавказских гор.





В 18:20, в 410 км от места старта мы въезжаем в Джубгу. Теперь мы движемся вдоль моря в сторону Сочи, и тут же начинается пробка. Пока что из-за аварии. Впрочем, даже вырвавшись из пробки, мы то и дело останавливаемся. Ведь отсюда видно море!




ах, море

Вот, казалось бы, мы лишь сегодня утром уехали от моря. И всё же Азовское и Чёрное моря невозможно сравнивать. Отдыхать, особенно с маленькими детьми, может быть приятнее и на песчаном бережку Азовского моря. Но уже первые виды Чёрного заставляют затаить дыхание. Оно почему-то выглядит гораздо более настоящим, безбрежным что ли…

Впрочем, надолго мы застревать тут не можем. До Сочи еще пилить и пилить.



Мы пока ещё спокойны, расстояние до места назначения кажется небольшим. И только мудрое море понимает, что никаких шансов добраться до Сочи по прибрежным серпантинам у нас нет. Оно тихо волнуется об исходе нашей авантюры.


море волнуется!

В 19:35 мы въезжаем в Туапсе. Успеваем бросить взгляд на порт с набережной, снова взмываем на трассу. Движение густое, то и дело переходящее в пробки. А 20 минут спустя протестующий вопль температурного датчика и клубы пара над капотом сообщают нам: кипит наш разум возмущенный.

Нет, я понимаю, это даже нельзя назвать горными перевалами, а исправной машине неприлично кипеть ни при каких обстоятельствах. Ну, что делать. Главное, я по неопытности даже не понимал, что делать с моим перегревшимся Гранд Караваном, почему вода хлещет снизу, сколько я не подливаю.
Машину сначала пришлось парковать прямо на проезжей части. Увидев в 300 метрах супермаркет, я побежал покупать канистры с водой. На самом деле, в этом не было нужды. Водители на трассе оказались очень отзывчивые. Они не только терпеливо объезжали помеху, еще больше увеливавшую толкотню в пробке, но и пытались помочь. Видя пар над капотом, наперебой предлагали бутыли с водой со словами: «Друг, вот, возьми, что есть».
Зато в ходе пробежки в магазин я заметил внизу под горкой съезд направо с достаточно широкой площадкой, чтобы никому не мешать. Двигатель ушёл в отказ и работать в нормальном температурном режиме наотрез не соглашался. Так что пришлось тихонько скатиться на нейтралке и ловко вырулить на подвернувшееся широкое место. Рядом на столбе, как по заказу, обнаружились телефоны эвакуаторщиков.

В 20:40 эвакуатор приехал за нами. Мужик попался хороший. Вник в проблему, обзвонил несколько сервисов, но все они либо закрывались, либо уже закрылись. Вспомнил, что чуть дальше есть сервисная станция, тоже, наверняка, уже закрытая, но в двух шагах от дорожной гостиницы. Выбирать нам не приходилось. Предупредили наших хозяев в Сочи о задержке в прибытии и на чужом горбу перебрались к месту ночлега. Эвакуация обошлась в 2000 руб.


незапланированная стоянка


Пробег за день 468 км, от выезда до поломки 10.5 часов, средняя скорость движения 59 км/ч



ДЕНЬ 11 (Вт 21.08.2018): Туапсе — Сочи

Гостиница, в которой мы вынужденно остановились, оказалась довольно неплохой. Ночлег на четверых обошелся в 2500 руб.


гостиница

Питались мы в ресторанчике в том же здании. Получалось недешево: ужин вышел в 1300, завтрак в 500 руб. на нашу компанию. Но всё было вполне цивильно и съедобно.


завтрак

Сходив без всяких результатов дважды на разведку к намеченному месту ремонта, я всё же обратился за информацией к персоналу гостиницы. После пары звонков они выяснили, что СТО на их заднем дворе, где мы вчера выгрузили наш бедный Караван, давно уже не работает. Есть гаражная мастерская под горкой. Решив, что туда я, если что, могу попробовать скатиться на нейтралке, пошел выяснять, что и как.

Меня долго гоняли от мастера к мастеру, после чего признались, что не хотят возиться с моими поломками. Попробовал я пообзванивать другие мастерские, найденные в интернете. Реакция была примерно та же. Много вас тут по трассе ездит, как-нибудь на следующей неделе обращайтесь, может, найдется время… После друзья в Сочи сказали, что это большая проблема для их бизнеса. Люди просто не хотят работать. Видимо, теплый климат так расслабляет народ.


закрытые гаражи

Пришлось снова звонить тому же эвакуаторщику. Он нашел один вариант в Туапсе, но пришлось бы ехать в обратную сторону, удлинять дальнейший путь. Нашлись другие мастера, которые готовы были нас принять на трассе в сторону Сочи. На том и договорились.


эвакуатор

За еще 1500 руб. нас доставили в гараж, где, кажется, работали какие-то то ли друзья, то ли родственники водителя. Среди них нашелся парень, живший некоторое время в Питере, что вызывало завистливое уважение остальных работяг. А наш «земляк» активно этим пользовался, свысока рассказывая местным обо всех прелестях «столичной жизни». Тем временем, работа над закипевшим мотором тоже кипела, а мы пошли погулять, посмотреть окрестности.




В общем, ничего криминального мастера не нашли. Долили охлаждающей жидкости, проверили движок в разных режимах — всё хорошо, можно ехать дальше. На самом деле, лишь год спустя стало окончательно ясно, что проблема в вентиляторах, один из которых к тому времени заклинило совсем, а другой частично. А до того мы так, в общем, и ездили.

Лишь в 14:15 мы, наконец, могли двигаться своим ходом в сторону Сочи. Пообедали в Шепси, а дальше Лазаревское, Лоо, Дагомыс…



Как раз в том году чиновникам пришла в голову идея прорубить 120-километровый автобан вдоль Черного моря за 1.6 триллиона рублей. Эта сумма потрясла даже видавших виды бюрократов в правительстве, и сейчас инициаторы пытаются убедить Минтранс, что сумеют и «всего» в один триллион уложиться. Понятно, что Ротенберги сотоварищи очень любят именно такие «стройки века», потому что для уникальной дороги куда труднее доказать завышенность сметы. Обычные шоссе у нас тоже существенно дороже строятся, чем в США или Западной Европе, но всё же не в несколько раз. С какой-то суммы за километр стандартной двухполоски становится трудно объяснить, почему плохой асфальт стоит, как драгметалл. А вот мост на северный полюс или автобан, состоящий из сплошных туннелей — это идеальная кормушка. Всё можно списать на необычные условия строительства.

Однако, прокатившись до Сочи, я, по крайней мере, понял, чем обосновывается вообще необходимость строительства какого-нибудь нового пути. Это, конечно, жесть…




серпантины

Кроме бесконечных серпантинов, скорость движения снижается из-за каждого населенного пункта. Существенная часть туристической инфраструктуры сосредоточена за шоссе, с обратной стороны от моря. В результате, бесчисленные купальщики бредут на пляж прямо через трассу, полностью игнорируя разметку или светофоры. В общем, это одна сплошная пробка, нервы и расход топлива. Может, и хорошо, что мы накануне закипели. С трудом представляю, как бы мы по этим серпантинам еще и в темноте тошнились бы, и во сколько прибыли бы к месту назначения?!

А сейчас мы из-за пробок особо не расстраивались. Всё же для нас, северян, виды вокруг компенсировали все неудобства движения. Едешь себе потихоньку, а кругом пальмы…




По одну сторону дороги скальные склоны…



По другую — море прямо из окошка автомобиля…



Да и дорога рано или поздно должна всё же привести нас к цели!



привет, Сочи

Здесь в черте города трасса тянется прямо вдоль берега, море видно под многочисленными мостиками.



В 17:25 мы въехали в Сочи и вскоре остановились у офиса, где работал наш сочинский друг. Уже вместе с ним доехали и до гостеприимного дома.




Пробег за день 101 км, от выезда из СТО до Сочи 3 часа, средняя скорость движения 41 км/ч

Теперь у нас всего день с хвостиком остался на местные красоты. Но мы постараемся воспользоваться им сполна.

Продолжение следует

Комментарии (4)

RSS свернуть / развернуть
+
0
+ -
avatar

bulava61

  • 19 ноября 2019, 09:46
Как раз в том году чиновникам пришла в голову идея прорубить 120-километровый автобан вдоль Черного моря за 1.6 триллиона рублей.
А может быть следовало вместо бессмысленной зимней Олимпиады на те деньги построить автобан? И не кипели бы сейчас «караваны», и не матерились бы водители в пробках? Одного раза достаточно съездить в Сочи на машине, чтобы забыть об этом направлении на много лет.
+
2
+ -
avatar

bkozyrev

  • 19 ноября 2019, 18:56
может быть следовало вместо бессмысленной зимней Олимпиады на те деньги построить автобан?

Ну, не могу не согласиться, что построенные дороги (та же М11), сколько бы денег не было украдено из их сметы, радуют меня куда больше, чем мероприятия, от которых особой практической пользы не видно.

Вроде бы, обсуждался какой-то альтернативный проект дороги в Сочи — не вдоль побережья через сплошные тоннели, а по маршруту Кисловодск-Сочи. Там смета в 8 раз ниже. Но есть свои проблемы — заповедник на пути, а главное — триллион звучит куда заманчивее для подрядчиков. =\
+
0
+ -
avatar

Miquel

  • 22 ноября 2019, 17:03
А может быть следовало вместо бессмысленной зимней Олимпиады...

Это только твоё мнение? Я, вот, его не разделяю.
Ещё есть бессмысленные запуски кораблей в космос. Что они там делают? Картоха, ведь, и так растёт. Следовало бы поля на те деньги картохой наполнить.
+
1
+ -
avatar

bulava61

  • 22 ноября 2019, 20:52
Это только твоё мнение? Я, вот, его не разделяю.
Это твоё право. Много счастья тебе принесли двухнедельные битвы перекормленных анаболиками спортсменов? Может всё же автобан был бы лучше, а?
Ещё есть бессмысленные запуски кораблей в космос. Что они там делают? Картоха, ведь, и так растёт.
А может на Марсе она быстрее растёт? И клубни больше, а?

Внимание!

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии непосредственно на сайте. Советуем Вам зарегистрироваться (это займёт 1 минуту) и получить тем самым множество привилегий на сайте!

Можно также оставить комментарий через форму "ВКонтакте" ниже, но при этом автор публикации не получит уведомление о новом комментарии.