ДВА МОРЯ, БЕЛЫЕ СКАЛЫ И ДОРОГА, ДОРОГА - часть 6 "ОКРЕСТНОСТИ СОЧИ" / Отчёты об автопутешествиях / Автотуристу.РУ - автопутешествия и автотуризм: отчёты, трассы и дороги, в Европу на машине, прокладка маршрута!

ДВА МОРЯ, БЕЛЫЕ СКАЛЫ И ДОРОГА, ДОРОГА - часть 6 "ОКРЕСТНОСТИ СОЧИ"

Вступление, оглавление и часть 1 — СПб-Раменское
… => часть 5 «Горячий Ключ-Туапсе» => часть 6 «Окрестности Сочи» => часть 7 «Сочи-Воронеж»

В столице темных ночей и олимпийских игр мы провели лишь один день. Изначально планировалось два, наши хозяева даже надеялись свозить нас в Абхазию искупаться. Но поломка в пути накануне эти планы благополучно похоронила. Не могу сказать, что очень расстроился. Я уже признавался, что купание — последнее, что меня интересует даже на прославленном морском побережье. Возможно, дети в душе и переживали по этому поводу, но мы этого так никогда и не узнали, потому что дети у нас очень воспитанные. :) Вслух они бодро заявляли, что купания на Азовском море им вполне хватило, и осмотр природных достопримечательностей рядом с Сочи вполне укладывается в их представление об отдыхе.
Правда, в день нашего прибытия мы вечерком сходили в парк Ривьера, из которого, вроде бы, можно было и на пляж выбраться. Но погуляв среди шумных аттракционов и всяческих развлечений курортного города, выход в сторону моря мы так и не обнаружили. Ну и ладно. Не за этим приехали.

ДЕНЬ 12 (Ср 22.08.2018): Сочи-каньон «Белые скалы»-Красная Поляна-Большой Ахун

Сильные впечатления от единственного субтропического города нашей страны начались еще возле дома наших хозяев. Дом-то был самой обычной на вид хрущевкой, с тесными лестничными площадками, где трудно открыть двери сразу двух квартир, с возможностью круглосуточно наслаждаться аудиоспектаклем «что там делается у соседей» и прочими прелестями таких зданий. Разве что подъезд был непривычно «дырявым». Не прохудившимся, а сознательно построенным «в крупную дырочку». Никакой теплоизоляции, обязательной в наших краях.

Но вокруг дома мы гуляли с отвисшими челюстями и распахнутыми глазами. Ну не привыкнуть северянам к тому, что обычный двор может выглядеть, как настоящий ботанический сад.

ботанический двор

С трудом вернув челюсть на место, я призвал свой экипаж занять боевые посты в машине. В 10:20 мы покинули центр Сочи. В качестве основной цели мы наметили Красную Поляну / Розу-Хутор. Вечерком думали глянуть музыкальные фонтаны в Олимпийском парке Адлера, а до этого осмотреть окрестности с башни на Большом Ахуне. Но из трудов Светланы Begun я узнал о еще одном месте, про которое ничего не слышали наши хозяева, но по фотографиям оно мне показалось весьма привлекательным. Это каньон Белые Скалы.

Дети к идее похода по скалам на два-три часа отнеслись кисло. То есть открытого бунта не было, но закатывание глаз, унылые вздохи и намёки, что без такого удовольствия они прекрасно обойдутся, демонстрировались в изобилии. Суровый диктатор-папа приказал ропщущему народу быть в боевой готовности к походу и не ныть. Но сам, если честно, смирился, что каньон придется отложить на конец этого дня по остаточному принципу.

Премудрый яндекс предложил два маршрута до Красной Поляны: через Адлер по новой трассе или напрямки из Хосты. Пока мы пробирались сквозь умеренные пробки, он постоянно тасовал эти два варианта, взвешивая, по какому из них будет быстрее. Наконец, уже в самой Хосте, навигатор скомандовал поворачивать на старую дорогу. Пейзажи вокруг, безусловно, сразу стали живописнее.

дорога Хоста — Красная Поляна

И тут до меня вдруг дошло, что мы едем через Красную Волю, как раз мимо отворота к каньону! Объяснив заложникам папиной дромомании, что будет глупо возвращаться тем же путём, я скомандовал поворот налево, на гравийную дорогу, ведущую к Белым Скалам.

гравийка

Дорога выглядит дикой и романтичной, но ехать по ней легко. Да и сам парк, по крайней мере, въезд в него, вполне благоустроен.

цивилизация

От центра Сочи до парка мы доехали за 40 минут. Подробно рассказывать о «Белых Скалах» я не буду, это уже сделала Света в своем путеводителе. Просто поделюсь нашими впечатлениями.

Парк (стоивший нам 850 руб. на четверых) начинается со смотровой площадки, дающей представление о размахе и глубине Навалищенского ущелья, куда нам предстояло спуститься. Оттуда еще прыгают и по канату катаются, но это развлечения на любителя.

обзорная площадка

Дальше мы идем по дороге, любуясь мощными корнями деревьев, прорастающих сквозь скальную породу, и всякими там природными колодцами, глубину которых можно исследовать, бросая камушки и считая вслух.

Это лишь присказка. Сказка начинается, когда с проезжей для джипов дороги мы сворачиваем на тропу, довольно круто ведущую вниз. Дорожка безопасна, и идти по ней не сложно, но лес вокруг — совершенно сказочный. Всякое ворчание прекращается, дети борются лишь за фотоаппарат, чтобы лично сделать снимок этих джунглей.

спускаемся в заколдованный лес

Когда появляется возможность выглянуть из-под полога леса, оказывается, что мы уже немало прошли.

над нами скала

под нами каньон

Любуемся водопадами и невероятного зеленого цвета горной речкой, сотворившей это Божье чудо.

В конце концов, выходим к первому озерцу или заводи, образованной быстрой речкой. Вода здесь ледяная, но не просто же так мы сюда шли?

моржи

Лию не сразу удается уговорить искупаться в горной реке. Дружными рассказами о том, как тут хорошо, мужчины нашей семьи коварно заманивают юную красавицу в бездну. Бодро прыгнув в глубокую воду, Лия издаёт душераздирающий вопль и разражается цензурными, но неделикатными комментариями по поводу наших умственных способностей. :) Впрочем, потом её уже из воды не вытащить.

рыбка

Чуть выше по течению крошечные водопадики создали то, что устроители парка обозначили как природное джакузи.

джакузи

Накупавшись, продолжаем нашу прогулку вдоль (и поперек) ущелья. Скалы здесь, действительно, белые и нарублены такими блоками, что трудно поверить в их природное происхождение.

белые скалы

Симпатичные деревянные мостики ведут нас через безумное нагромождение камней.

Снова пройдя через местный rain-forest, мы оказываемся в «конечной точке» маршрута. Это, конечно, условность: маршрут-то кольцевой. Но ничего особенно интересного дальше нет. Можно пройти пешком по довольно занудной дороге:

… но я решил доплатить еще 400 рублей, чтобы нас вывезли на джипе. Обычно, курортный джиппинг стоит непомерно дорого, а тут — и ребятам удовольствие, и время экономим.

джиппинг

В общей сложности, прогулка по каньону отняла у нас 3.5 часа. Зато дала столько впечатлений, что дети единодушно называли это место лучшим из посещенных за всё путешествие. Однозначно, рекомендую!

В 14:40 наш Додж выскакивает на шоссе, и мы поворачиваем в сторону Красной Поляны. Навигатор бодро прогнозирует чуть больше часа в пути. Ничто не предвещает проблем. Ну, кроме, пожалуй, взглядов, которыми нас провожают удивленные местные жители…

Выскочив на горку, мы получаем уникальную возможность окинуть предстоящий путь взглядом:

«трасса»

Уже на первой развилке мне приходится выбирать между чуть более пологим, но в хлам разбитым трактом и бетонированным, но крутым пике.

Метров через 200 эти две дорожки соединяются. После чего дорожное покрытие исчезает окончательно и бесповоротно.

Я попытался пройти вперед, в робкой надежде, что это лишь небольшой участок дороги. Но вскоре навстречу мне выехал джип, вроде тех, что возили туристов из каньона. Водитель бросил взгляд на Гранд Караван, на детей, на меня. Покрутил пальцем у виска и со всей возможной ласковостью постарался убедить меня не жертвовать семьей и машиной. Мы сдались. Для тех, кто так же невнимательно, как я, читает информацию в интернете или склонен верить гуглам с яндексами, сообщаю: старая дорога на Красную Поляну существует только для хорошо подготовленных машин.

На обратном пути через деревню подобрали попутчиков: отца с сыном. Они нам заодно посоветовали места для кормежки возле моря, вроде «Сели-Поели». Но мы в Хосте нашли «Вареники», там и пообедали за 865 руб. на четверых.

Вскоре, немного потолкавшись в пробках, мы уже из Адлера по новехонькой трассе мчимся в горы. За полчаса доезжаем до Красной Поляны.

Красная Поляна

Не стали тут задерживаться, сразу рванули к Роза-Хутор.

всё выше

Кругом горы, над головами в разных направлениях проплывают вагончики канатки, лепота…

и выше

Нарезаем петли по серпантину. Склоны, ощетинившись заклепками противооползневой защиты, выглядят весьма необычно.

бронесклон

Вскоре мы уже где-то под самыми облаками.

И тут начинается что-то странное. На лобовом стекле нашей машины возникают какие-то мокрые точки, они соединяются в струйки, и вскоре мы смотрим на мир как из подводной лодки. Да это же… как его… дождь!!! =)

Так уж получилось, что за всю нашу поездку дождь нас ни разу не поливал. Да и вообще лето было на удивление сухое, даже в вечно сыром Санкт-Петербурге. Неожиданный ливень, обрушившийся на нас в горах, дети восприняли как что-то небывалое. В своем видео-отчёте сын Артем прокомментировал эти кадры словами: «Ааа! Что происходит?! Почему с неба льется вода???»

Несмотря на непогоду, мы доехали до олимпийской деревни. Однако внутрь мне попасть так и не удалось. Всё было закрыто или пусто. Как-то это по-другому надо делать.

ВСТАВКА ИЗ 2019 ГОДА
Тут я себе позволю то, что обычно в отчетах о путешествиях не делаю. По моим, установленным для себя правилам, если куда-то не удалось попасть — значит, не удалось. Путешественников на свете хватает, кто-то другой опишет, расскажет и покажет нам места, которые я сам не увидел. Поэтому из интернета я фотки не качаю.

Но здесь ситуация другая. Год спустя после нашего путешествия меня с Аней и маленькой Зоей позвали на конференцию в Сочи. Устроители этого мероприятия всячески нас баловали и развлекали, поселили в какую-то навороченную гостиницу…

В промежутках между семинарами нас возили на экскурсии. И так всё здорово сложилось, что мы попали как раз в те места, куда не успели или не смогли добраться в автопутешествии. Например, к олимпийским объектам, трассе Формулы 1 и т.д.

Олимпийский парк

В частности, повезли нас и на Розу-Хутор. Дело было в жарком июне, но я, на всякий случай, утеплился. Горы всё-таки… мне объяснили, что это я зря: наверх нас никто не повезет, только до Олимпийской деревни, а там такая же теплынь, как и внизу. Ну и ладно. По дороге в автобусе нам рассказали про местные племена убыхов, которых еще при царе депортировали в Турцию, где последний из не ассимилировавшихся представителей этого народа умер в 2005 году. Про то, как греческие переселенцы, увидев с перевала это очаровательное место, назвали его «красной» (т.е. красивой) поляной. Как пришли сюда, в Красную Поляну, 36 эстонских семей, а потом, после выселения убыхов, начали строить свои хутора наособь, положив тем самым начало н/п Эстосадок — «эстонский поселок». Один из хуторов принадлежал семье Роаз, что потом и послужило поводом обозначить будущий горнолыжный курорт именем цветка. В общем, было не скучно.

Красная Поляна

Сама Красная Поляна могла впечатлить меня разве что контрастом между колхидскими лесами на окрестных холмах и победным торжеством Макдональдса в центре города. Но когда мы туда приехали, выяснилось, что та канатка, на которую рассчитывали организаторы, закрыта на техобслуживание. А работает лишь одна, ведущая (с пересадкой) на самую вершину, к Роза-хутор.

канатка

покорение вершины

Наверху было очень классно. Великолепные неземные виды.

Виды с Роза-Хутор

Но очень и очень холодно. В мою кофту мы по очереди заматывали то Аню, то Зою, но фотографироваться в ней они решительно отказались.

эти мне йети...

Так что мы, с вашего позволения, вниз…

А заодно, вернемся, пожалуй, в 2018 год.

Покрутившись у горных пиков, мы решили повернуть назад. Тем более что я не учел скорость, с которой мой трехлитровый движок жрал бензин на серпантинах, и теперь наш бак был практически сухим. Назад мы скатывались на нейтралке, молясь, чтобы хватило топлива до АЗС в Красной Поляне.

Обошлось. Машину заправили и покатились в сторону Сочи. Хотелось еще осмотреть закрытую дорогу «Господи, пронеси», прижавшуюся к противоположному склону ущелья Ахцу. Но что-то нужный поворот пропустили и махнули рукой. А вот на Большой Ахун решили всё же съездить.

Снова едем вдоль побережья, но теперь в обратную сторону. Пересекаем речку с неприличным названием.

Река Херота

В 2019 году нам рассказали любопытную версию возникновения названия этой реки. Она не бесспорная, зато вы можете поиграть в угадайку. Итак, каким образом название этой кавказской речки может быть связано с римскими цифрами?

Постояли в 10-минутной пробке возле Олимпийского парка. Свернули на крутую серпантинистую дорожку вверх и в 19:10 встали на парковке. Короткая прогулка, и вот уже она, смотровая башня Большой Ахун.

Башню здесь, на высоте 663 метра, построили в 1936 году по личному указанию вождя народов. Выстроена она из известняка, добытого при строительстве той самой дороги, по которой сюда карабкался наш Караван. Вход туда стоит 100 руб., но нас как многодетных пустили бесплатно.

Кстати, летом 2019 года в башню ударила молния, и ее закрыли для публики из-за образовавшейся трещины. Временно, надеюсь, но всё же мы явно вовремя съездили.

Турцию сверху увидеть невозможно, что бы там ни втирали легковерным профессиональные врунишки — гиды. Даже в самую лучшую погоду неизбежная дымка полностью скрывает вершины гор, которые в противном случае, теоретически, можно было бы разглядеть на горизонте. Но и без того виды с башни, особенно на закате, нас очень впечатлили.

пейзажи

Мои испорченные дети сказали, что это вылитая реклама «Принцессы Нури» или еще какого-то чая. :) Но было видно, что им понравилось. Однако, время уже позднее. Не пора ли нам… да, точно пора, понял я, увидев наяву такое:

еще не белочка, но...

На фонтаны после такого смотреть уже не поехали. Мы с Аней полюбовались ими в 2019 году, но, если честно, не слишком впечатлились.

А наша исследовательская экспедиция в Сочи 2018 года подходит к концу. В 20:10 мы скатываемся вниз на трассу. Через 15 минут усталые, но очень довольные этим насыщенным днем мы парковались у дома наших друзей.

Пора собираться в обратный путь. Не сомневайтесь, он нам еще немало интересных впечатлений принесёт!

Продолжение следует

• 25 ноября 2019, 22:01
Это не из той же оперы про Винни-Пуха в гостях у кролика? "… потому что он был очень воспитанным"
дети борются лишь за фотоаппарат, чтобы лично сделать снимок этих джунглей.
Может, стОило каждому дать по фотоаппарату?
Сразу видно — очень воспитанная девочка.
чтобы хватило топлива до АЗС в Красной Поляне.
О Красной Поляне остались воспоминания: безумно дорого и ни одной заправки.

• 26 ноября 2019, 15:42
Это не из той же оперы про Винни-Пуха в гостях у кролика?

Ага. :)

Может, стОило каждому дать по фотоаппарату?

Ну, сейчас-то они могут на смартфоны фотографировать. А более-менее приличный фотик у нас только один, да и тот младшенькая добила за прошедший год. К летнему путешествию пришлось новый покупать.

Сразу видно — очень воспитанная девочка

В таких обстоятельствах остаться в рамках цензурной лексики — требует не просто воспитанности, а железного самоконтроля. Я вот не уверен, что удержался бы. =\ Лия завопила что-то вроде «психи ненормальные!», что, на мой взгляд, вполне политкорректно. :)

О Красной Поляне остались воспоминания: безумно дорого и ни одной заправки.

Яндекс показывает две заправки: Лукойл и Роснефть. Цены да, выше среднего, пользуются раскрученностью места.

• 26 ноября 2019, 10:35
Вот казалось бы: мой топик о Белых скалах, на который любезно ссылается Борис, — из разряда «полудохлых» на этом сайте. Скромный 10-балльный рейтинг при 7 проголосовавших (как мы недавно выяснили, это значит, что «мэтры» либо уклонились, либо «воздержались для просмотра рейтинга»). В комментаторах — надежный Владимир BVD64 и некая сиюминутная nataklip, зарегистрировавшаяся 18 июля 2016 г., чтобы выяснить координаты каньона — и спустя два дня бесследно растворившаяся в пространстве.
Никаких метровой длины комментариев с обильным цитированием, плавно перетекающих в суесловие, вселенский срач местечкового масштаба и оскорбление личностей.
В общем, «я ваша ошибка, профессор».
Ан нет: оказывается, читают, принимают к сведению и даже следуют советам.
Неожиданно.
Приятно.
Вдвойне — и-за того, что

Что касается

А я говорила:
До поселка можно ехать из Голицыно, но дорога пригодна для перемещения только на настоящих внедорожниках.

Мы на нашей Мурано ретировались, а ведь на ней мы умудрялись пролезать по относительно бездорожным местам, и сейчас, но следующей машине, такой же высоты, но на полметра длиннее, почувствовали, что стали менее маневренные. Поэтому из Красной Поляны до Белых скал давали крюк через Адлер и Хосту, что вылилось в два часа пути. Но результат того стоил.

С удовольствием полюбовалась в отчете знакомыми местами и даже узрела незнакомые: до смотровой башни Ахун мы за шесть дней так и не добрались, хотя много где побывали.
Спасибо за отчет, было интересно!
Особенно хотелось бы отметить включение иного временного пласта в общее повествование: вот такие нити, связывающие воедино наши впечатления, создают более полную картину мира. Сама люблю, по возможности, включать в отчет фотографии, например, другого времени года в этом месте.

В общем, зачет!

• 26 ноября 2019, 15:50

Каждому овощу — своё время! (с)
;)

А я говорила: «До поселка можно ехать из Голицыно...»

Да, я потом понял, что Вы именно про эту дорогу говорите. Но в тот момент Голицыно у меня ни с чем не ассоциировалось. Я ведь не со стороны Красной Поляны двигался и не через Белые Скалы маршрут планировал. Просто забил в навигатор конечную точку и не подозревал, какие у него коварные намерения на наш счёт. Ну, зато мы побывали в каньоне — кто знает, согласились бы дети специально туда заезжать?

до смотровой башни Ахун мы за шесть дней так и не добрались

Ух ты! Ну, приятно, что могу что-то новое показать «знатоку». =)

Спасибо за добрые слова.

• 26 ноября 2019, 17:22
Каждому овощу — своё время!

Ага,
"Моим стихам, как драгоценным винам,
Моим отчетам, как с похмелья пиву,
Настанет свой черед".

• 12 декабря 2019, 13:45
Ответ на загадку, заданную в тексте: название реки Херота по популярной, хотя и не бесспорной версии, происходит от названия армейского подразделения, расквартированного в окрестностях в царские времена: X (то есть десятая) рота. Более вероятно, что это название произошло от искаженного термина на одном из местных языков, но зато какая остроумная версия! :)

• 12 декабря 2019, 15:42
в царские времена: X (то есть десятая) рота.
Тогда буква «е» никак не вписывается.

• 13 декабря 2019, 14:05
Ну, это как раз дело обычное. Названия образовывались путём коверкания и искажения тех или иных терминов в половине случаев. Йорк в Англии — это Эорвик в произношении викингов, а Честер (и соответственно, Манчестер и другие названия с этим корнем) — это римский Castrum = военный лагерь, форт. Совсем несложно представить, как «X Рота» превращается в «Хрота», а та, в свою очередь, в «Херота».

Малена

• 17 февраля 2020, 12:11
Обожаю эти места) сразу хочется вернуться туда)