ДВА МОРЯ, БЕЛЫЕ СКАЛЫ И ДОРОГА, ДОРОГА - часть 7 "СОЧИ - ВОРОНЕЖ" / Отчёты об автопутешествиях / Автотуристу.РУ - автопутешествия и автотуризм: отчёты, трассы и дороги, в Европу на машине, прокладка маршрута!


Авторизация

Зарегистрироваться

Войти или Зарегистрироваться        Мобильная версия

ДВА МОРЯ, БЕЛЫЕ СКАЛЫ И ДОРОГА, ДОРОГА - часть 7 "СОЧИ - ВОРОНЕЖ"

Вступление, оглавление и часть 1 — СПб-Раменское
… => часть 6 «Окрестности Сочи» => часть 7 «от Сочи до Воронежа» => часть 8 «Воронеж-СПБ»

Время у Чёрного моря было скоротечным, хотя и насыщенным. Вот уже и пора нам двигаться в сторону дома. Сначала обратно в Ейск, за Аней и Зоей. А потом и вовсе на север, на родные болота. Но мы были бы не совсем мы, если бы по дороге не нашли что-нибудь для нас интересное…



ДЕНЬ 13 (Чт 23.08.2018): Сочи — Ейск

Утром собравшись и тепло простившись с гостеприимной семьёй, приютившей нас в Сочи, мы отправились грузиться в свою «баржу». Заодно бросили прощальный взгляд на цветочное великолепие, окружающие обычный жилой дом.



Прощаемся с «ботаническим двором»




цветочки-сорнячки

Стремительный нырок под новую трассу, построенную через Сочи (ух, какой тут был коллапс во время строительства, но сейчас положительный эффект налицо).


под новой трассой

В 10:30 мы покидаем собственно городскую черту. Толкаемся в пробке в Лоо, да и во всех остальных курортных поселках и городках.

Теперь уже по опыту зная, как много времени отнимают приморские серпантины, мы заранее выкинули из головы всякие мысли об осмотре местных достопримечательностей, вроде всевозможных водопадов и чайных плантаций. До них еще ехать надо, да и быстренько пробежаться не получится. Вот высоченный (84 метра) виадук над Зубовской Щелью можно было бы пройти пешком, посмотреть в пропасть сверху. Но увы, спохватились поздно, а с другой стороны моста уже не было возможности припарковать машину.

Наконец, в 12:30, мы решаем, что этак день и вовсе без прогулок и развлечений пройдет. Есть тут, недалеко от шоссе, Свирское ущелье. Хвалят его сдержанно, но зато оно близко и много времени занять не должно. Поворачиваем по указателю и странными гаражно-огородными дорожками добираемся до входа.



дорога к Свирскому ущелью

К Свирскому ущелью нас пускают бесплатно, уж не помню: по многодетности ли или у них вообще такая политика? В благодарность покупаем распечатанную схему за 10 руб. Она, в общем, не слишком нужна: заблудиться там практически негде. Хорошо обустроенная дорожка ведет нас то по одну, то по другую сторону ручья, а нередко и вовсе — над ним.





путь по ущелью

Местные остряки постарались еще скрасить путь туристам грозными предупреждениями:



Минут через 15 мы подошли к самому ущелью.




Свирское ущелье

Прогулка венчалась водопадом, который, собственно, и выдолбил эту длинную щель в скалах.




И пусть он не слишком впечатляет полноводностью в августе, но зато в такую жару очень приятно прогуляться босиком по воде, укрыться от палящего солнца в таинственном полумраке ущелья, подышать пьянящим предгорным воздухом.



возвращаемся

На обратном пути любуемся причудливым рисунком местных горных пород.




И обитателями этих сырых мест.



фауна

Лийка умудрилась уронить бутылку с водой в ручей, но отважный герой бросился ей на выручку, чтобы избавить от огорчения юную деву, сберечь ценные ресурсы питьевой воды или чтобы защитить от загрязнения бесценную экосистему — пусть каждый судит о мотивах подвига сам.


папа — спаситель бутылки

Потратив около часа на прогулку, мы вновь пускаемся в путь. В 14:00 позади остается Лазаревское, а еще через полчаса мы прощаемся с Большим Сочи.


До встречи!

Надо отметить, что от места нашего ночлега мы к тому моменту намотали на кардан всего 95 км!

В Туапсе обедаем в Бургер-Кинг. Типа, возвращение в цивилизацию. =\ После этого пробки следуют одна за другой. Чтобы преодолеть 56 км до выезда на М4 в Джубге нам потребовался час и пятьдесят минут!


пробки

Дальше дело пошло веселее. Хотя логику дорожников я понять так и не смог: в каждом месте, где можно было обогнать тихоходный транспорт появлялось ограничение скорости 70, а то и 40. Снимали ограничение там, где обгонять было запрещено. Тем не менее следующие сто км до Краснодара отняли у нас чуть больше часа. Объездная была вечером сильно загружена, и навигатор вскоре повел нас на Старокорсунскую и через огороды и коровники на Первореченское. Надо сказать, дорога, несмотря на сугубо сельские пейзажи вокруг, была отличная.

В 19:40 мы ненадолго выскочили на М4, но почти сразу покинули трассу, чтобы дальше ехать по шоссе Тимашевск-Ейск. В 20:25 проезжаем Тимашевск, несемся по ночным степям почти в полном одиночестве, и еще через два часа устраиваемся на ночлег в нашем новом прибежище в Ейске.


Пробег за день 547 км, от выезда до Ейска 12 часов, средняя скорость движения 55 км/ч



ДЕНЬ 14 (Пт 24.08.2018): Ейск — Ростов

Утром наша семья воссоединилась в доме, где нас приютил новый знакомый из Ейской церкви. Пока я забирал Аню и Зою из их гостевого домика, потерял бумажник. Всё перетрясли в доме и в машине, но безрезультатно. Я старался продумать, как нам дотянуть до ближайших знакомых на 4000 рублей, которые остались у нас на руках… К счастью, куда более наблюдательные дети, пошарив по нашим бесчисленным сумкам, обнаружили пропажу в одном из потайных карманов. Склероз — весёлая болезнь, но не всегда приятная. =\


ночлег

Застревать до обеда у новых хозяев не хотелось — они готовились к свадьбе дочери, и им явно было не до питерских туристов. Заплатили за ночлег 1000 рублей. Хозяин-баптист еще и поинтересовался, не будет ли такая плата для нас обременительна? А то он и даром готов быть гостеприимным! =)

И, раз уж наш ночлег оказался около Лимана, решили посмотреть на пляж, до которого в Ейске еще не добрались.


к морю

Очевидным минусом этого побережья является железная дорога, через которую надо перебираться, чтобы дойти до воды. Зато на пляже народу в разы меньше, чем там, где мы были. Ну а сама вода… обычная для Азовского моря мутная, но якобы целебная взвесь.





Ножки помочили, но особого энтузиазма по поводу купания я у своих не заметил. Про меня уж и говорить нечего. Квас закупить и в путь!

Из Ейска мы выехали в 12:20. Поколебались у поворота на Азов. Я думал, обратно ехать по другому варианту пути, через М4. Там и покрытие, наверняка, получше. Но навигатор утверждал, что в таком случае мы потратим на полчаса больше. Не стали париться, поехали той же дорогой.

В 14:30 мы проезжали мимо Азова. Там еще было что посмотреть, но Зойка задремала, а остальные члены экипажа уже подустали от впечатлений.


тачанка-ростовчанка

Пообедали в фуд-корте в торговом комплексе на подъезде к Ростову. И вскоре вокруг уже мелькали масштабные следы прошедшего ЧМ по футболу.



В 17:30 мы снова парковались возле квартиры на севере города.



ДЕНЬ 15 (Сб 25.08.2018): Ростов — Новочеркасск — Воронеж

Прежде чем продолжить наше путешествие домой, надо было отправить Аню с малышкой самолетом. В 9 утра мы всё еще большой оравой покинули квартиру и направились в сторону нового ростовского аэропорта. Вокруг расстилались поля с арбузными и дынными бахчами, у дороги их продавали только что срезанными. За полчаса мы добрались до аэропорта Платов и вскоре уже прощались с нашими курортницами. Зойка торжественно пообещала махать нам рукой с самолета и, действительно, весь полёт выглядывала нашу машину в иллюминаторе.



прощаемся в аэропорту

В 10:15 мы покинули парковку аэропорта. Сегодня нам предстояло доехать до Воронежа. Но прежде слегка отдохнувший экипаж был готов взять на абордаж какой-нибудь город с его достопримечательностями.

Выбор пал на Новочеркасск. Кроме подавления известного рабочего бунта советских времен, у меня этот город ни с чем не ассоциировался. Ну, понятное дело, он же Новый. Может, Старый Черкасск куда интереснее?

В каждой шутке есть доля шутки, как известно. Есть тут неподалеку город Черкасск, ныне станица Старочеркасская. Происхождение его туманно, но похоже, что столицей казачьей вольницы он стал еще в XVI веке, когда банды отряды новых хозяев Дона захватили один из местных городков. Отсюда началось восстание известного утопителя персидских знатных барышень — Стеньки Разина. Здесь же он проиграл борьбу с старшинами казачьего войска, что окончательно обрекло бунтаря на поражение. История Черкасска до XIX века пестрит военными походами, пожарами, взрывами пороховых погребов, мятежами и казнями, и прочими печальными, но яркими событиями. Насколько я понял, там есть что посмотреть, только добираться сложнее. Надо будет когда-нибудь заехать.

А новую столицу казачества выстроили в 1805 году — тоже не так уж недавно. Понадобилось это по очень простой причине, осложнявшей жизнь людей в Черкасске:


Черкасск, картина в музее казачества в Новочеркасске

Стоявший прямо возле Дона городок постоянно подвергался наводнениям. Были, наверное, и другие причины. Так или иначе, по приказу Александра I в 20 верстах от прежней столицы, прямо в безводной степи (из одной крайности в другую), был выстроен новый тщательно спланированный город. Туда наш вольный отряд и поскакал. Времена изменились, кони нынче стали резвые, и путь от аэропорта до въезда в Новочеркасск занял у нас всего 20 минут, да и то с учетом поворота не в ту сторону на М4, который пришлось исправлять.

Казачьи черты города бросаются в глаза повсеместно, даже на вполне современных улицах.



въезд в Новочеркасск

В 10:50 мы припарковались в центре города. Дети сразу углядели местного жителя, пристроившегося отдохнуть на скамейку рядом с нами. Познакомились, подружились и постарались позаботиться о бедолаге, не подумавшем о солнечных очках в такой ослепительный день.



юные вандалы и модный казак

Город впечатлил меня обилием старинной застройки и какой-то общей ухоженностью. Здесь явно можно погулять в своё удовольствие.



Новочеркасск



идем к музею

Но мы не могли позволить себе роскошь — гулять просто так. Короткое время, которое у нас было, надо было использовать с толком. Решили узнать побольше о Russian cossacks — к своему стыду должен сказать, что знаю о них немногим больше, чем авторы голливудских сказок. А где лучше получить эту информацию, если не в музее, целиком посвященном казачеству. Причем, в музее, основанном еще в 1886 году!



музей истории Донского казачества

Попали мы в музей не сразу. Бродить просто так среди малопонятных экспонатов мне не хотелось, нужна была экскурсия. Но заплатить 490 руб. оказалось не так просто, у кассира просто не было сдачи (не говоря уж о терминале). Пришлось бегать, искать банкомат. Но, в конце концов, мы смогли «взять языка» и оказались внутри хранилища богатейшей экспозиции.

Сразу признаюсь, что, утратив сделанные по ходу записи, я мало что толкового смогу рассказать об этом музее. Сюда надо Свету Begun отправить с редакционным заданием — и будет новая глава в путеводителе на нашем сайте. ;) Света, ау!

Ну а пока Света планирует своё путешествие в Новочеркасск, я поделюсь некоторыми впечатлениями из музея.

Здесь много и интересно рассказывают о природе донских степей, о том, кто здесь водился, пока люди почти всё не истребили. Мне особенно запомнилась какая-то мелкая птичка, не помню название, которой содержимого желудка хватает на час жизнедеятельности, что ли. Если она в течение часа не поест — умрёт. Не знаю, почему я про своих детей сразу вспомнил? ;)





Очень много в экспозиции археологических находок еще доказачьих времён.






Разумеется, в землях настолько воинственного сословия, как казаки, существенная часть находок связана с войной и грабежом.



Подобно северным викингам, казаки жили по большей части набегами на соседей и дальние страны. В музее нам объяснили во всех подробностях, что именно можно узнать об этих пиратских экспедициях и жизни казаков по картине, изображающей их возвращение из похода.




вернулись из набега

Здесь романтики с большой дороги с глубокого Дона рады вернуться к своим семьям, но турчанок про запас тоже на забыли прихватить. =\ Хватало и другой добычи, которая могла бы свести с ума археологов, если бы они не знали повадок донской вольницы. Скажем, на кой ляд в любом из Черкассков мог понадобиться этот сложный механизм, и кто его в этой степи сделал? Это ведь от башенных часов, между прочим!



Историки бы в поте лица разыскивали здесь хоть одну башню, если бы не сведения о знаменитых азовских приключениях донского казачества. Оттуда и слямзили, из города итальянских торговых гильдий… Ну, на металлолом не пустили — и на том спасибо!


краденные часы

Со временем, тяга к красивой жизни привела не только к благоустройству донских селений, но и к существенному расслоению некогда однородного воинского братства.


посуда


оружие




богатые и бедные казаки — обстановка дома


деньги тех времен

Всё это сыграло не последнюю роль в мятежах, зарождавшихся на этих землях и сотрясавших устои империи. Впрочем, усиление центральной власти, дотянувшейся и до Дона, откуда веками выдачи не было, послужило, по-моему, куда более весомым аргументом для сторонников Разина или Пугачева.


казнь Пугачева

Теряя вольности и права, казачество, однако, сохраняло обязанности, в первую очередь, воинскую повинность. Разумеется, участию в различных кампаниях разных веков в музее тоже посвящено немало места.


знамена



царская сабля


горны

Среди экспонатов последних предреволюционных десятилетий есть совершенно замечательная фотография семьи казака.


семья казака

Дети выстроились от старшего до младшего, по левую руку от отца семейства. А что за казак возле младшенького? Кем он приходится этой семье? Ваши версии. Мы вот не догадались, пришлось экскурсовода спрашивать. =\

Бурный XX век для казаков оказался непростым (для кого, впрочем, он был лёгким?).
В Первую мировую Russian cossacks были европейской страшилкой. Англичане мастерски провели дезинформационную кампанию, убедив германцев, что десятки тысяч этих неустрашимых вояк прибыли в туманный Альбион из Архангельска, чтобы ударить во фланг кайзеру.



первая мировая

А вот 1917 год расколол казачество, брат пошел на брата, кровь лилась рекой уже не на внешних фронтах. Хотя именно Новочеркасск считался «гидрой контрреволюции», оплотом белоказачества. Проиграв ту войну, тысячи местных жителей и беженцев из других регионов потянулись в Крым, а оттуда, кто успел, на «пароходах спасения» — в эмиграцию.




по обе стороны баррикады

Знаменитые тачанки использовались и красными, и белыми. В музее выставлен не макет, а настоящая «ростовчанка», дослужившая аж до Великой Отечественной (уж не знаю, что это говорит об оснащении наших войск перед гитлеровским вторжением).


тачанка

На втором этаже музея кроме исторических экспонатов выставлены и картины местных художников, некоторые — очень даже ничего.




Здесь также немного рассказывается о межвоенной жизни этих мест в XX веке.


обстановка дома

Трагические события 1962 года (новочеркасский расстрел) в музее не отражены. Этому посвящен отдельный музей, но туда мы уже не пошли. Прогулялись только до центральной Азовской площади с Вознесенским собором — третьим по величине, после ХХС в Москве и Исаакия в нашем родном городе.



Азовская площадь

Вернувшись к машине и приговорив купленный здесь же вкуснейший арбуз, мы сделали еще одну короткую вылазку уже на автомобиле к триумфальной арке на въезде в город.



арка для царского въезда

Арка как арка, но примечательно здесь то, что в Новочеркасске их две, построенных одновременно. В 1817 году город должен был посетить царь Александр I, решивший почтить сыгравших большую роль в войне с Наполеоном донских воинов. Но откуда он въедет в казачий город выяснить заранее не удалось. Поэтому сообразительные (и льстивые) городские власти построили верноподданнические ворота и с запада, и с северо-востока.



Но Александр, в итоге, хотя бы откуда-то въехал. Да и ворота лишними не были, на тот момент это была единственная достопримечательность Нового Черкасска. А вот Николай II в 1904 году ожидания казаков не оправдал. Пидманул-пидвёл, так сказать. Обещал, а не приехал. Из-за отсутствия почетного гостя освящение Вознесенского собора аж на год отложили!

Ну а мы, как и обещали, покидаем славный город. Нам здесь понравилось. Даже неожиданно, среди степей — такое интересное место обнаружить. Но… степная дорога зовёт. Вот только подковы… э, шину залатаем. А то она уже несколько дней регулярно спускает. Добрые люди нам подсказали, где хороший шиномонтаж найти. Готовы были даже нас туда отконвоировать, но мы справились. Мастер нашел в нашей шине высохший жгутик, через который травил воздух, и раскритиковал наших предыдущих шиномонтажников. А на вопрос, можно ли что-то с этим сделать, смерил меня таким взглядом, как будто я ему в душу плюнул. Ну, и действительно, сделал на совесть — до сих пор катаюсь. Взял 200 руб. за работу! =)


шиномонтаж

В 13:50 Новочеркасск остался за кормой, еще через 25 минут мы выскочили на трассу «Дон». Всё бы хорошо, но дети всячески намекали, что после съеденного арбуза прошло уже куда больше часа. Так и помереть недолго… Конечно, на М4 хватает всяких едален. Но вид у них, по большей части, не внушает доверия. Надо было мне последовать старому правилу: где много дальнобойщиков — там и останавливайся. И ведь было такое место по пути. Но забегаловка была на противоположной стороне трассы, бегать через магистраль с детьми как-то не хотелось… понадеялся, что уж в городе-то Каменск-Шахтинский, прилепившемся к трассе «Дон», общепита должно хватать. Так что мы отмахали по шоссе еще 68 км и лишь потом съехали в город… В результате, застряли там на полтора часа.

Обозначенные на навигаторе точки общепита либо оказывались киоском с дохлыми пирожками, либо были закрыты на амбарный замок, либо выглядели так стрёмно, что уж лучше сразу в инфекционную больницу. В диетстоловой (да, мы и в такое место забрели) еда закончилась час назад. В ресторане «Армянская кухня» пахло горелым шашлыком, а за вопрос о вегетарианской пище (для Лии) готовы были убить. В ресторане «Отдых» шумно отдыхали местные чиновники, простым смертным вход был запрещен. В общем, в итоге, мы оказались в бистро «Багги», которое нам советовали ещё возле пирожков, и там слопали какие-то сносные гамбургеры.

Лишь в 16:40 мы снова оказались на М4. Позади уже 185 км, пройденных за этот день.



В 18:50 в районе Богучар съезжаем в поля, в объезд. Навигатор показал, что путь по федеральной трассе мимо Верхнего Мамона отнимет у нас дополнительных 2 часа 40 минут! Поворачиваем по указателю на Русскую Журавку. Скорость удается держать приличную, за 24 минуты проезжаем 32 км и поворачиваем на Калач-Павловск. Это шоссе, но дорога на 4-, гребни. Впрочем, 22 км до трассы отнимают у нас лишь 15 минут.

Главное веселье было впереди. На подъездах к Лосево моё водительское сердце было потрясено стационарным знаком «впереди пробки». То есть это не какое-то экстраординарное временное явление. Здесь официально предлагают двигаться в объезд федеральной трассы. Всегда. =\ Причем, дорога на этот раз отвратная, с трудом натянули ей 3-. Где-то там я оторвал кусок от защиты, и он долго еще дребезжал под днищем машины о разбитый асфальт. Впрочем, после Поддубного стало получше. Эти 22 км объезда обошлись нам уже в 45 минут.

Вернувшись на М4, мы всё же постояли в пробке, но недолго, минут 15. Объехали Воронеж. И в 22:25 парковались у дома наших друзей в районе пригородной деревни Ямное.


Пробег за день 663 км, от выезда до Воронежа 13.5 часов, средняя скорость движения 83 км/ч

Продолжение следует

Комментарии (11)

RSS свернуть / развернуть
+
1
+ -
avatar

SuperMax

  • 2 декабря 2019, 15:19
В Туапсе вам нужно было уходить на-право. Через Шаумяновский перевал, Апшеронск, Белореченск, Усть-Лабинск, выезжать на М4 после Выселок. Вы бы сэкономили уйму времени. Единственно на самом перевале 5 км дорога без асфальта — щебень.
+
0
+ -
avatar

bkozyrev

  • 3 декабря 2019, 14:27
Спасибо за рекомендацию. Я про эту дорогу слышал, но не был уверен, насколько этот самый щебень проходим для моей хоть и большой, но совершенно городской машины.
+
1
+ -
avatar

SuperMax

  • 3 декабря 2019, 16:00
Любая легковая машина проходит этот участок максимум за 10 минут. Ну, разве, что посаженная Приора почувствует затруднение.)))
+
1
+ -
avatar

kim-230752

  • 2 декабря 2019, 16:44
Конечно самая главная достопримечательность Новочеркасска — Вознесенский всеказачий собор. Он имеет потрясающую военно-духовную отделку и полон интересных деталей церковного убранства. Жаль, что вы туда не зашли.
+
0
+ -
avatar

bkozyrev

  • 3 декабря 2019, 14:28
Уверен, что там вообще немало интересного осталось неувиденным. Кто знает, может еще будем проезжать.
+
1
+ -
avatar

bulava61

  • 2 декабря 2019, 18:44
семья казака

Дети выстроились от старшего до младшего, по левую руку от отца семейства. А что за казак возле младшенького? Кем он приходится этой семье? Ваши версии. Мы вот не догадались, пришлось экскурсовода спрашивать. =\
Странное дело, Борис, если это семья казака, как у Вас подписано, то вопрос не в том, кто там пристроился возле младшенького, а — куда делись женщины? Или в Новочеркасске наладили производство потомства без них?
+
0
+ -
avatar

bkozyrev

  • 3 декабря 2019, 14:29
куда делись женщины? Или в Новочеркасске наладили производство потомства без них?

У военных вообще всё сложно. «Наши жены — пушки заряжены...» — слышали? ;)

А если серьезно, то Света, как всегда, угадала. Справа на фото — мама всех этих казачат. Но если бы экскурсовод не подсказала, нам бы такая версия и в голову не пришла бы. =\
+
1
+ -
avatar

begun12

  • 3 декабря 2019, 13:07
Сюда надо Свету Begun отправить с редакционным заданием — и будет новая глава в путеводителе на нашем сайте. ;) Света, ау!
— Борис, Вы прекрасно справились с задачей и представили музей во всей красе и многообразии. Мне такое и в самом деле страсть как нравится. Тем более, что недавно перечитала первый том «Тихого Дона» с его уклоном на этнографическую составляющую.
В связи с фотографиями из музея вспомнила свое посещение Этнографического музея в Санкт-Петербурге — один из моих любимых.

А что за казак возле младшенького? Кем он приходится этой семье?
— разве это не почтенная мать семейства, состоящего сплошь из сынов-казаков?

Свирское ущелье горячо одобряю. Насколько я поняла, таких мест по черноморскому побережью раскидано немало — и это прекрасно.
Часть очень понравилась, спасибо.
+
1
+ -
avatar

bkozyrev

  • 3 декабря 2019, 14:30
разве это не почтенная мать семейства

Ага. Настолько почтенная, что мы и не догадались… :)

Свирское ущелье горячо одобряю. Насколько я поняла, таких мест по черноморскому побережью раскидано немало

Причем, куда более впечатляющих. Но большинство их них — не так близко к трассе.
+
0
+ -
avatar

begun12

  • 3 декабря 2019, 15:37
Ага. Настолько почтенная, что мы и не догадались… :)
— да ладно, я думала — прикалываетесь.
+
0
+ -
avatar

Малена

  • 4 мая 2020, 12:40
да, тоже люблю эти места. с детьми облазили наверное весь юг, были много раз в адлере, в лоо останавливались, в лазаревском, в сочи. Но как то из всех мест больше приглянулся Лермонтово — курорт с песчаными пляжами. Там самое крутое побережье из всех, где мы были. Останавливались там в отеле Марсель (https://отельвлермонтово.рф) — брали с анимацией и бассейном. Второе прям лично для меня — в море не могу долго купаться, мерзну. а с бассейном норм. А так тоже потом все проезжали — чуть не до конца. интересно конечно, дороги только атас. сделали вывод, что в сторону Сочи лучше не на авто, а на ласточке — и быстрее и удобнее.

Внимание!

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии непосредственно на сайте. Советуем Вам зарегистрироваться (это займёт 1 минуту) и получить тем самым множество привилегий на сайте!

Можно также оставить комментарий через форму "ВКонтакте" ниже, но при этом автор публикации не получит уведомление о новом комментарии.