ЗАПАДНОЕ ПОРУБЕЖЬЕ - ч. 4 "ОДНОЙ НОГОЙ В ЕВРОПЕ" (БРАСЛАВ-ГЕРВЯТЫ-ГРОДНО) / Отчёты об автопутешествиях / Автотуристу.РУ - автопутешествия и автотуризм: отчёты, трассы и дороги, в Европу на машине, прокладка маршрута!


Авторизация

Зарегистрироваться

Войти или Зарегистрироваться        Мобильная версия

ЗАПАДНОЕ ПОРУБЕЖЬЕ - ч. 4 "ОДНОЙ НОГОЙ В ЕВРОПЕ" (БРАСЛАВ-ГЕРВЯТЫ-ГРОДНО)

Пролог и оглавление <=… ч.3 Полоцк-оз. Струсто <=== ч.4 Гервяты-Гродно ===> ч.5 Гродно-Брест

Я не спорю, Беларусь вся целиком находится отнюдь не в Азии. Как и существенная часть России. И всё же, с ощущениями, пусть даже иррациональными, спорить очень трудно. Запад есть Запад, Восток есть Восток. Россия, в своих поисках особого пути, всё никак не определится, куда ей разворачиваться. А в большинстве бывших республик СССР, при всей их интереснейшей самобытной культуре и активных попытках найти своё место в большом мире, тут и там вылезают родимые пятна нашей бывшей общей Родины. Восток и север Беларуси оказались для нас неожиданно интересными и привлекательными местами, но ощущения, что мы заграницей, у нас тут не возникало. А вот на пути вдоль западной границы страны, влияние европейской культуры было заметно на каждом шагу. Казалось, зевнешь поворот — и разом перестанешь понимать язык, а городские пейзажи приобретут отчетливо готические очертания. В принципе, примерно так и произошло. Но давайте не слишком забегать вперед…



Озерные края Браславского района мы покинули лишь около 18:00. Снова замелькали аисты за окнами наших автомобилей…



Путь нашего каравана лежал по хорошего качества дорогам, самым запоминающимся украшением которых были, пожалуй, автобусные остановки. Они в этом регионе очень мультяшные, словно по одной бесконечной детской площадке едешь. А уж когда такие художественные произведения украшают село Мурмишки, мимимишность зашкаливает настолько, что хочется замурлыкать.



автобусные остановки в деревне Мурмишки

Проехали 50 км и в 18:40 сделали короткую остановку у костела в местечке Видзы. Этот поселок известен аж с XV века и когда-то мог похвастаться общинами 6 религиозных направлений! Но две мировые войны свели значение поселения на нет. Нынешний костел построен лишь в 1914 году — видимо, специально, чтобы наступающим армиям было где обустраивать наблюдательные пункты или что использовать как мишень для пушек.


костел в Видзы

Родственники здесь, как водится, от нас отстали и полазали по закрытому зданию. Может быть, пытались выковырять несколько вмурованных в здание снарядов Первой мировой? ;)

Мы костел миновали стремительно, и решили воспользоваться небольшим преимуществом во времени, чтобы заглянуть в другой небольшой городок. Проехали еще 42 км и в 19:10 свернули к центру Поставы.

Эта деревня была переведена в разряд городских местечек еще в 1409 году. В XVIII веке здесь трудился Джузеппе де Сакко — прославленный в Речи Посполитой архитектор дворцов и парков, а в начале XIX века тут появились музеи, картинные галереи и библиотека. Говорят, сейчас тут заслуживают внимания красиво расположенные друг напротив друга через озерцо костел и православная церковь, а также старая мельница.

Мы сосредоточились на другой рекламируемой достопримечательности — ансамбле городской площади. Провели там, однако, лишь 10 минут, поскольку были глубоко разочарованы увиденным. Площадь, по-прежнему, торговая, отдельные здания — привлекательны для понимающих, но атмосферы старины нет совсем. Как, на мой субъективный взгляд, нет и, собственно, какого-либо «ансамбля». Подстава, как есть.




центральная площадь Поставы



В 19:30 выехали из населенного пункта. Навигатор, как мы потом поняли, в тот момент лишь разминался перед главной игрой дня. Выбирая маршрут по одному лишь ему известному алгоритму, этот шайтан-прибор после Лынтулы вывел нас на грунтовку.



Впрочем, уже через 10 минут мы по его подсказке повернули на Р45, где асфальт был выше всяких похвал.



Родственников, тем временем, успели штрафануть строгие белорусские гаишники за превышение скорости. Поймали с встречки, очень вежливо выписали квитанцию и предупредили, что за повторное нарушение в течение года им грозит штраф в разы серьезнее. После этого наш второй экипаж демонстрировал эталон дисциплинированной езды. Благодаря чему, мы сумели их догнать и двигаться дальше уже в пределах досягаемости для раций друг друга.



К 21:00 за спиной осталось почти 200 км, пройденных от Струсто. А мы, двумя машинами, въезжали в Гервяты. Эта крошечная деревня, затерянная среди лесов, в которой уже совсем мало что напоминает о её шестивековой истории, служит прекрасным фоном для своей главной достопримечательности. Я-то заранее читал о местах, которые нам предстояло посетить, а остальные участники экспедиции невольно ахнули. Едешь себе, сельской идиллией любуешься…



сельская жизнь

И вдруг, среди простеньких деревенских домов видишь — такое:



костел в Гервяты

Первый костел был здесь построен еще в XVI веке, но он был деревянным. А на рубеже XIX и XX веков в Гервятах воздвигли один из красивейших неоготических соборов Беларуси — Троицкий костел. Восхищение вызывает не только само здание, но и его окрестности. Здесь приятно прогуляться по саду, посмотреть на растительность и деревянные фигурки, встречающие вас в самых неожиданных местах.




сад




фигурки в саду

Внешний двор весь уставлен скульптурами, изображающими апостолов.




апостолы

Но нам особенно запомнился встреченный во внутреннем саду ангел:




Кстати, как по мне, так в ангеле видно явное сходство с нашим Иваном:


вот и встретились

Ивана вообще было не оторвать от видоискателя камеры. Тем более, что заходящее солнце добавляло красок и без того великолепной картине.



После этого пира для глаз, мы попытались и желудкам устроить праздник в кафе в расположенной неподалеку бывшей мельнице. Увы, как выяснилось, в будние дни это заведение работает только до 21:00. Впрочем, нам показалось, что оно вообще закрыто всерьез и надолго.



Так что не удалось нам там похавать:



Но виды от мельницы тоже приятные.



А возвращаясь к машинам, мы убедились, что Гервятский костел даже оградой способен порадовать:




Провели мы возле костела всего-то каких-нибудь 40 минут. Но впечатлений набрались надолго. По возвращении домой я просил участников экспедиции отметить самые яркие впечатления из нашей поездки. Гервяты были безусловным хитом.



Однако время к ночи, а мы еще очень и очень далеко от места ночлега, забронированного в Гродно.





Пока родственники создавали фотошедевры, наша машина неслась на всех парах в Гродно, чтобы взять ключи от гостевого дома. Поворачиваем по указателю в сторону города Лида. Кроме кваса, это место известно восстановленной Лидской крепостью. Но мне по фотографиям и отзывам крепость не понравилась, показалась откровенным новоделом для развлечения скучающей публики. В любом случае, у нас не будет возможности посмотреть на замок даже снаружи. Состязание с неумолимым временем уже шло полным ходом. Зато навигатор прокладывает нам маршрут по прямой мимо Лиды к месту назначения, по дороге Р146. В России короткая дорога часто оказывается в хлам разбитой грунтовкой, но здесь — пустая дорога отличного качества. Кажется, к месту ночлега мы приедем раньше, чем опасались.

Ха!



Так вот, не только в России!!!

Примерно в 66 км от Гервят мы вдруг уперлись в тупик. Причем выглядело это совершенно сюрреалистично. Всё та же великолепная дорога, ведущая, по мнению навигатора, кратчайшим путем к Гродно, уходила вдаль, к горизонту. А прямо перед нами ее перегораживал забор из металлических труб. С нехилым таким амбарным замком на воротах. Мои замечательные дети предложили на раз избавить нас от этого препятствия и открыть проезд, но эта идея была мной отвергнута как чересчур радикальная. Некоторое время я растерянно ходил возле ворот, ища кого-нибудь, кто мог бы объяснить мне это загадочное явление, а еще лучше — открыть замок и пустить нас дальше. Я даже готов был заплатить что-нибудь в казну суверенной Беларуси, если это такая странная форма сбора платы за проезд. Но тиха и безлюдна была белорусская ночь. Собственно, на всей этой дороге мы не встретили ни единого человека, ни одной машины…

Однако какие-то дома, с темными окнами, мы по дороге сюда видели. Вдруг там кто-то живой найдется? Мы, по-прежнему недоумевая, повернули назад. Проехали, наверное, с километр, и вдруг навстречу, т.е. в сторону тупика, несется машина с белорусскими номерами. О! Люди местные, должно быть знают что-то, нам непонятное… сейчас всё выясним. Я притормозил, но пронесшийся мимо автомобиль резко развернулся и встал сразу за мной. Оттуда вышел подтянутый молодой человек и попросил мои документы, представившись офицерским званием. Был он, впрочем, вполне добродушен и не скрывал сочувствия.

"По навигатору ехали?" — понимающе поинтересовался офицер. — "Обычное дело. Вы только что попытались пересечь государственную границу! Причем там, где через нее нет даже пешеходного перехода, не то что автомобильного"
!!!


карта наших злоключений

Насколько я понимаю, в советское время тут проложили дорогу через территорию соседней Литвы. После распада СССР дорогу решили не использовать даже для межгосударственных транспортных потоков. Просто поставили погранзаставу, а проезд перекрыли. Так что граница здесь, в буквальном смысле, на замке! А навигатор, увы, не в курсе.

Пришлось нам вернуться на 24 км назад. В 23:00 въезжаем в Ашмяны, где нужно было сделать крутой разворот, и по длинной дуге обходим препятствие в виде территории соседней страны. Опасное это дело, двигаться «одной ногой в Европе»!



До Гродно по «правильной» дороге оставалось почти 220 км.



Неудивительно, что в Гродно мы приехали только в 01:10. А в 01:30 остановились возле гостевого дома, где нас терпеливо ждали сонные, но добродушные хозяева.


Пробег за день 530 км, от выезда из кафе до финиша 9.5 часов, средняя скорость движения 60 км/ч

Изначально я в этой же части планировал рассказать о наших впечатлениях от Гродно и первом вечере в Бресте, но, пожалуй, не будем торопиться. А то опять в какой-нибудь тупик упремся. ;)

Так что оставим на следующую часть выяснение вопросов, кем работала госпожа Лиза дель Джоконда, в какой армии служат бесы-искусители и какая деталь одежды должна быть особенно прочно закреплена на униформе городских фонарщиков?

Комментарии (2)

RSS свернуть / развернуть
+
2
+ -
avatar

begun12

  • 17 июля 2018, 14:14
Да уж, под кого только коварные нарушители границы только не маскируются: в этот раз прикинулись вполне добропорядочным семейством Козыревых! Хвала белорусским пограничникам, успели вас перехватить, а то литовская новостная лента пестрила бы сообщениями: хорошо подготовленный отряд русских диверсантов под покровом ночи перешёл границы государства! Посягнул на самое святое! На конституцию!
Отличное приключение)))
+
1
+ -
avatar

bulava61

  • 18 июля 2018, 19:59
«По навигатору ехали?» — понимающе поинтересовался офицер. — «Обычное дело. Вы только что попытались пересечь государственную границу! Причем там, где через нее нет даже пешеходного перехода, не то что автомобильного»
Быть может, именно по этому я до сих пор езжу по картам, ведь карты не врут. А вообще, ваше семейство становится всё более подозрительным: то человек проехал в Беларусь без предъявления паспорта, то вдруг всей гурьбой решили под покровом ночи свалить в Евросоюз… Хорошо, что не дремал
подтянутый молодой человек и попросил мои документы, представившись офицерским званием.
А то бы мы надолго лишились продолжения рассказа.

Внимание!

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии непосредственно на сайте. Советуем Вам зарегистрироваться (это займёт 1 минуту) и получить тем самым множество привилегий на сайте!

Можно также оставить комментарий через форму "ВКонтакте" ниже, но при этом автор публикации не получит уведомление о новом комментарии.