К вершинам гор. Часть 2. / Отчёты об автопутешествиях / Автотуристу.РУ - автопутешествия и автотуризм: отчёты, трассы и дороги, в Европу на машине, прокладка маршрута!


Авторизация

Зарегистрироваться

Войти или Зарегистрироваться        Мобильная версия

К вершинам гор. Часть 2.



Начало отчета ЗДЕСЬ

31 июля 2019 г.
Еще раз окинув взором самый большой Хурул в Европе, мы поторопились к машинам. Впереди нас ждал долгий путь в сторону самой большой горы в Европе. Если доберемся до запланированной точки, то организуем ночлег в палатках, кстати, первый за всё время нашей поездки. Но до неё еще надо доехать. 400 км по неизвестным нам дорогам — это не ближний свет.
На выезде из Элисты надо заправить полные баки. Где нам удастся заправиться следующий раз? Неизвестно. Первой нам попалась заправка «Аршан».

Она нам показалась неубедительной, и мы не рискнули на ней заправиться и поехали дальше. В результате заправились на недавно построенной АЗС «ЛукОил».
Теперь в путь! На выезде из города нас провожает ещё один калмыцкий воин — Улан Хонгор (Алый Лев). Но он уже без коня. Вероятно ему, как и русским богатырям, в пути встретился камень с тремя дорогами на выбор. Сами догадываетесь, какую дорогу он выбрал.

А мы выбираем дорогу на Ставрополь и сворачиваем налево.

На выезде из города мы проезжаем пост ДПС и вот такой управляемый знак, целесообразность которого нам показалась неоправданной: дорога проходит за городом, качество покрытия — хорошее, трафик, как видно, небольшой.
Но через 4 км пути нам встретился ремонтируемый участок дороги с реверсивным движением. Поэтому данное ограничение скорости вполне оправдано. А еще через несколько километров пути мы увдели ещё один факт, подтверждающий коварство калмыцких дорог. Вероятно водитель, не справившись с управлением, «не удержал» машину и вылетел с дороги.

Нам вспомнился прошлогодний водитель, пробивший где-то в этих краях колесо, и которому мы немного помогли.
За окнами опять поплыли пустынные безжизненные степные пейзажи.

Примерно через 80км пути, где заканчивается Калмыкия, и начинается Ставропольский край, протекает река Маныч. В некоторых местах она сильно разливается, создавая красивые пейзажи, порой даже трудно объяснимые. Мы однозначно так и не смогли объяснить, почему слева вода имеет зелёный оттенок, а справа — голубой?

В этом году мы расстояние от Элисты до Минвод проходим по следующему маршруту: Элиста, Приютное, Дивное, Ипатово, Светлоград, Александровское, Минеральные воды. Он немного длиннее, чем через Благодарный, но за то дорога значительно лучше.
Проехав Ипатово (150 км. от Элисты), обнаруживаем, что ландшафт меняется: поля возделываемые, на дорогах построены развязки, трафик выше как грузового, так и легкового автотранспорта. Становится заметно, что жизнь идёт, и сельское хозяйство на высоте. Несмотря на то, что машин становится больше, на скорость движения это не влияет, дороги тут лучше.
За Светлоградом у горы Куцай дорога забирается на высоту 350м над уровнем моря и идёт на этой высоте почти до самого Александровского. Дальше дорога набирает ещё 100м, а после она идет по холмам то выше, то ниже. И вот за 20 км до Минвод открывается вид на горы Змейка, Бештау и Машук. Мы уже второй раз в этом месте, и каждый раз необычно видеть отдельно стоящие горы посреди равнины.
В центре Минвод заправляемся. Стало пасмурно, с неба капает дождь. На часах 16:30. И нам надо поторапливаться. Место ночлега пока не определено. Как на зло навигатор у меня разрядился, и оставшийся путь мы будем ехать по Серегиному телефону. Вбили в него точку назначения: гора Юца. Договорились, что голосовые сообщения его навигатора он мне будет дублировать по рации.
Через Минводы и Пятигорск идет хорошая федеральная трасса «Кавказ» Е50. В 16:50 мы уже по ней движемся в сторону Пятигорска.
Навигатор нас «повёл» в объезд Иноземцево и самого Пятигорска, таким образом, что г. Машук осталась с правой стороны. Он вёл нас по югу города какими-то закаулками и узкими улочками так, что нам приходилось дорогу делить не только со встречными машинами, но и с пешеходами. Тут ничего не поделаешь, такая специфика у этого города.
На выезде из города в 17:30 мы остановились у первого попавшегося магазинчика и закупили продукты на ближайший вечер. В конце поселка Юца есть поворот налево, который ведёт к подножью одноимённой горы. Подъём довольно крутой, и я поначалу даже засомневался, что Сергей сможет проехать на Chevrolet Aveo по этой дороге. Справедливости ради, надо сказать, что ехать по это дороге было жутко. Дорога всё время шла вверх, крутизна подъёма увеличивалась, а ширина — уменьшалась. Уклон у дороги был в сторону склона. Кадр с видеорегистратора, расположенный ниже, я умышленно выровнил. Обратите внимание на линию горизонта, на облака, чтобы понять, какой поперечный уклон был у машины.

Если бы в какой-то момент мы поняли, что дальше мы ехать не сможем, то нам не позавидуешь. Решили, что на ближайшем расширении дороги мы остановимся и будем думать, что делать дальше. Слава Богу оно нам попалось. Его должно было хватить для разворота.

После остановки решили достать ноутбук и посмотреть фотографии со спутника, чтобы узнать, куда ведёт эта дорога. Если бы она шла на вершину, то нам пришлось бы разворачиваться и ехать назад. Единственное, что нас радовало, что дождь закончился и погода улучшилась.
Вдруг откуда не возьмись
Появился скутеристь,

который нам пояснил, что мы движемся в правильном направлении, что пройденный нами участок был самым экстремальным, и далее будет только пологая ровная дорога. :)

Мы были спасены! Настроение у нас улучшилось, все приободрились. Вперед!
В 18:00 мы были на пара-дельтадроме «Юца». Оказалось, что в это время проводится всероссийский чемпионат по парапланеризму, а сегодняшний лётный день завершен.

Пообщавшись с парапланеристами, нашли общих знакомых. Да, такое бывает. Жаль, что времени на общение было мало. И попрощавшись мы поехали искать место для ночлега, благо гора большая.
Выбрали мы его на высоте 732м. Тут. И в 19:00 стали разбивать лагерь, готовить ужин и готовится к ночлегу.

Как вы понимаете, сегодняшний ужин под открытым небом был особенно вкусным. Другим он просто не мог быть. А после ужина мы отправились изучать звёздное небо. В отличие от прошлого года мы взяли и штатив, и зрительную трубу. Все члены нашей экспедиции в этот вечер увидели и кольца Сатурна, и четыре спутника Юпитера, и переливающуюся цветами российского флага телебашню на горе Машук. С чувством недаром прожитого дня все разошлись по спальным местам.

1 августа 2019 г.
Звенит, а точнее сказать, вибрирует на руке будильник. 5:30 утра. Вот и начался последний месяц лета. Невольно ощущается быстротечность времени. Ещё тепло, ещё по летнему светит Солнце, но сегодня уже август. Погода уже не та. Но утро солнечное, теплое. Солнце еще не встало. И только очень высокие горы озарены солнечным светом.
Если от вершины горы Юцы через вершину горы Джуца провести прямую, то она как раз пройдет через Эльбрус.
Да, да именно его сейчас освещает Солнце. И где-то там сейчас группы альпинистов медленно идут к своей заветной цели.

Сегодня и нам предстоит дорога в его сторону. За завтраком мы расположились так, что бы он был хорошо нам виден. Но стоило Солнцу подняться чуть выше и заполнить приземный воздух своими лучами, как Эльбрус сразу исчез.
В 7:45 мы двинулись в путь. Выезжали мы уже другой дорогой. Она не была такой пугающей, но зато была вся пыльная и зубодробильная. Проходила она по приокрестным районам Пятигорска. Юца — это хорошее, спокойное место для бивака, но подъезды к нему очень неудобные.
На обратном пути мы постараемся поискать другое место для ночлега.
Через 40 км пути в районе населенного пункта Прогресс расположен ДПС, сотрудники которого исключительно европейцы. Тут организован тотальный контроль проезжающих автомобилей. По крайней мере наши машины были подвергнуты тщательному досмотр. Примерно так, как это проходит на Российско-Финской границе.
Обязательно стоит отметить качество дорог в Кабардино-Балкарии. Везде, где мы были, качество дорог отменное. Складывается ощущение, что тут либо асфальт отменного качества, либо сразу ремонтируют всю дорогу при появлении в ней каких либо изъянов. До самой поляны Азау можно ехать на приличной скорости. Но тут есть одно обстоятельство, которое не позволяет ездить так, как на остальной территории России. Тут на дорогах главные — коровы! Да, да, они тут, как в Индии, священны, ходят по дорогам как хотят и где хотят!

Поэтому при движении по местным дорогам надо быть предельно внимательным, чтобы не повредить этих священных животных, а за одно и своего железного «коня». При непреднамеренном их «общении» это может дорого стоить.
Направляясь в приэльбрусье, мне хотелось там остаться с ночёвкой. Есть три варианта, где останавливаться: в дешёвой гостинице, но на несколько дней; на одну ночь, но в дорогой гостинице; в биваке в своей палатке без особого комфорта. Каким вариантом мы воспользуемся — пока не знаем. Позвонили в «Хижину-Логово», нам сказали, что остановиться можно не меньше, чем от 2х ночей.
А за окном отрывались виды один краше другого.

Где тучи буквально цепляются за вершины гор.

Ещё немного и мы въезжаем в Тырныауз, самый высокогорный город в РФ, расположенный на высоте 1300 м.

Центральная улица города красивая и ухоженная. Особенную привлекательность городу придают высотные дома на фоне еще более высокой горы Тотурбаши (2786 м.). Они словно её младшие братья, желающие подрасти, тянутся к небу.

Тырныауз сравнительно новый город, был основан в 1934 г. До 1937 он был селом Гирхожан. После назывался посёлком Нижний Баксан. А в 1955 стал городом Тырныауз. Город был создан вокруг горно-обогатительного комбината, добывающего вольфрам, молибден, гипс. С распадом СССР он был закрыт. После чего население Тырныауза стало сокращаться.
А в июле 2000 г. произошла трагедия. На город сошел селевой поток. Несколько зданий были разрушены, погибло несколько десятков человек. Центр был затоплен. Выглядел он вот так.

Это не могло не сказаться на численности населения. После схода воды, из города «утекло» ещё несколько тысяч человек.
Сегодня город восстановлен, и это место уже не напоминает о былой трагедии.

Остаётся надеяться, что город будет развиваться и расти. А пока его население составляет не многим больше 20 тыс. человек.
Дорога шла вдоль ущелья то поднимаясь, то опускаясь почти к самой воде стремительного Баксана. При очередном сближении реки и дороги мы не выдержали, остановились и пошли фотографироваться. И только при непосредственной близости к воде понимаешь, какая мощь и сила скрывается в этом потоке.

После очередного поворота открылись снежные вершины гор. Вот они! Мы почти приехали, осталось каких-то 30 км.

Я открыл люк и дальше мы ехали, вдыхая чистый аромат горного воздуха.
Одновременно с открытием люка наши рты стали принимать такое же открытое положение. А ближе к конечной точке маршрута они вообще перестали закрываться. Заворожённые потрясающими видами мы не заметили, как доехали до горы Чегет.
Она используется туристами для акклиматизационных выходов для подготовки к восхождению на Эльбрус. К тому же с него открывается замечательный вид на сам Эльбрус. А еще одно замечательное свойство Чегета в том, что почти к его вершине подходит канатная кресельная дорога. Поэтому, поднявшись на гору и изрядно устав, вы обратный путь можете проделать, сидя в кресле канатки.
Ещё 5 минут езды и мы почти на поляне Азау. Мы тут впервые и много не знаем. Поэтому ехали пока не упёрлись в шлагбаум с табличкой «Парковка для партнёров и работников». Поэтому, если вы не партнёр и не работник, то поищите парковку пораньше, не доезжая до этого шлагбаума. Тут мало места для разворота, и дорога имеет не маленький уклон.

Мы были вынуждены двумя машинами за несколько маневров развернуться на этом клочке дороги и поехать обратно. Парковка была не дальше 100 м. Стоимость вполне вменяемая — 100 р. до конца дня. Правда день заканчивается в 17:00. Если вам нужна стоянка на сутки, такая парковка расположена через дорогу и цена там несколько выше — 200 р.

Если вы проехали несколько тысяч километров, то очевидно, что вы запланировали подъем наверх на канатной дороге. Летом 2019 г. стоимость билета на одного взрослого на все три участка канатной дороги «туда-обратно» была 1300 р. Взамен отданных денег вам выдают вот такой SkiPass. Прикладывая который к считывателям, вы проходите через турникеты на всех участках дороги.
Погода сегодня утром была замечательная: светило солнце, было чистое безоблачное небо. Но по мере нашего приближения к Эльбрусу на небе стали появляться облака, но они нисколько не мешали нам удивляться от увиденной красоты Приэльбрусья.
С набором высоты нам отрывались всё новые виды. Талая вода, стекая по склонам гор, создавала причудливые водопады и ручьи.

Именно из множества таких небольших ручьёв формируется стремительный поток Баксана.
С подъёмом на высоту воздух становиться прохладнее и только яркое Солнце говорит: «Ещё лето!» Тем не менее ландшафт меняется, воздух становится чище, а атмосфера прозрачнее. Трудно это описать и передать словами, но всем организмом понимаешь — природа вокруг изменилась.

Я пока не нашел правильных слов, чтобы описать те ощущения, которые испытывает человек поднимаясь на канатной дороге наверх. Конечно, это не никак не связано с уменьшением содержанием кислорода в воздухе. Тут слишком низко, чтобы возникала горная болезнь или наступала эйфория от недостатка О2. На мой взгляд весь фокус заключается в том, что человек очень быстро из одного климата оказывается в другом. 20 минут назад было тепло и жарко, повсюду пели птицы, а сейчас нужно одевать куртку, приходится дышать холодным воздухом, и вокруг нет ни одной птицы. И к тому же меняется ландшафт. Он становится ледово-каменистым и каким-то безжизненным.
Это вид на «язык» ледника Малый Азау. В народе его называют «трупосборником». А на просторах Интернета я находил заметки, что в расщелинах этого ледника могут находится останки наших и немецких солдат еще со времёт 2й мировой войны.

Стоит отдельно упомянуть про канатные дороги, ведущие к Эльбрусу. Их две: старая маятниковая и новая гондольная.
Решение о строительстве первой канатной дороги приняли еще в далёком 1959 году. Первую очередь маятниковой дороги открыли только в 1969 году. Она поднимала туристов с поляны «Азау», расположенной на высоте 2350 м., на высоту 3000 м. на станцию «Кругозор».
Потом велось строительство второй очереди до станции «Мир» на высоте 3500м и третьей очереди до станции «Гара-Баши» на высоте 3780 м, которое закончилось только в 1980 г.
Пропускной способности этой канатной дороги в скором времени стало недостаточно, и в 2006 году открыли первый участок новой гондольной канатной дороги на базе французского оборудования, а в 2015 г. завершили третий участок, который поднимает на высоту 3850 м.
3 января 2020 г. в ТАСС появилась заметка о планах к 2023 г. построить ещё один участок канатки, который будет подниматься на высоту выше 4000 м.
А пока мы поднимались по третьему участку погода стала портится. Стал опускаться туман.

На станции «Гара-Баши» небо затянуло тучами настолько, что о том, чтобы увидеть двуглавую вершину Эльбруса, уже не могло быть и речи.

Иллюзий, что распогодится, и мы увидим вершину, мы не питали. Фотографировались сами и фотографировали то, что можно было увидеть. Например, обсерваторию, которая ещё была видна.

Мимо нас прошли группы туристов-альпинистов в обоих направлениях.
Туман сгущался, но моя семья ещё пыталась делать какие-то фото.

Я попытался пойти выше, но без «кошек» по фирну идти было не комфортно. Когда я стал терять из виду свою семью, то развернулся назад, немного не дойдя до 4000 м. Несмотря на плохую видимость, я не очень переживал, что заблужусь. Времени было не много. Снег имел много укатанных следов ратараков и снегоходов. Общение с семьёй я вёл по рации.

Мне хотелось встретится и поговорить с хозяевами гостиничных домиков. Чтобы узнать побольше информации о стоимости ночёвок, об условия аренды и жизни в этих домиках. Я не собираюсь идти на вершину, а вот погулять до скал Пастухова и комфортно переночевать на высоте попробовать было бы можно. Но мои дети изрядно замёрзли и очень хотели вниз. Поэтому в 15:00 пришлось нам спускаться.
Ниже облачности не было, светило солнце, и глядя на фото не подумаешь, что чуть выше настолько другая погода.

Пробыв на высоте 3800 м около часа, естественно наш организм не успел отреагировать на сниженную концентрацию кислорода в воздухе. Но зато этого времени хватило нам, чтобы понять, что одеваться и экипироваться надо как следует. Мы даже зашли в один из пунктов проката, чтобы оценить стоимость аренды оборудования. Стоимость в руб. за одни сутки.

Ознакомившись ценами аренды, а заодно с ближайшим прогнозом погоды, мы узнали, что в предстоящую ночь высока вероятность дождя и температура опустится до 12 градусов. При таких условиях желание ночевать в палатке у всех путешественников поубавилось. Мы, не долго думая, отправились в обратный путь. Провести ночёвку мы решили в Пятигорске в мини-отеле «Светофор», там где мы останавливались в прошлом году. Созвонились с хозяйкой отеля, но на сегодняшнюю ночь у них мест не оказалось. Пришлось в Интернете искать другой вариант. Отъехав от поляны Азау, с Интернетом начались перебои, точнее сказать он вообще перестал работать. Ближе к долине нам удалось каким-то чудом загрузить страничку с телефоном гостевого дома. Созвонились, и о чудо, за 1,8 т.р. нашлось место для нашей большой компании. По дороге погода стала портится. Небо затянуло тучами.

А ближе в Пятигорску вообще пошел дождь.
Изрядно поплутав по городу, мы в полной темноте подъехали к гостевому дому. На часах было 20:15. На Юге темнеет быстро.
Надо отдать должное, что, увидев наше большое семейство, хозяева дома проявили к нам повышенное внимание и заботу, предоставив в наше полное распоряжение свою кухню. Пока мы готовили ужин нас они развлекали разговорами. Вечер прошел незаметно.

2 августа 2019 г.
Утром мы как следует выспались (ведь не известно, где нам удастся переночевать в следующий раз), накормили детей, сами немного поели и отправились в путь. Сергею с Галиной ожидание нас далось с трудом. Накануне вечером они сразу пошли спать и уже с первыми лучами солнца были готовы отправиться в путь, а мы всё это время спали.
Ну, слава Богу, мы собрались и поехали к далёким берегам.

Комментарии (0)

RSS свернуть / развернуть

Внимание!

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии непосредственно на сайте. Советуем Вам зарегистрироваться (это займёт 1 минуту) и получить тем самым множество привилегий на сайте!

Можно также оставить комментарий через форму "ВКонтакте" ниже, но при этом автор публикации не получит уведомление о новом комментарии.