Маршрут выходного дня. Нескучный транзит: усадьба Нечаевых в Полибино и церковь Дмитрия Салунского в Березовке (Липецкая область, Данковский район) / Отчёты об автопутешествиях / Автотуристу.РУ - автопутешествия и автотуризм: отчёты, трассы и дороги, в Европу на машине, прокладка маршрута!


Авторизация

Зарегистрироваться

Войти или Зарегистрироваться        Мобильная версия

Маршрут выходного дня. Нескучный транзит: усадьба Нечаевых в Полибино и церковь Дмитрия Салунского в Березовке (Липецкая область, Данковский район)

Не знаю, как мой ни на что не претендующий топик Маршрут выходного дня. Нескучный транзит: Дедилово – Епифань – Куликово поле – Данков – Лев Толстой попал в число лидеров, но пока он какое-то время плещется в числе лучших за месяц – разовью тему.
Во время прошлой поездки в Липецк церковь Дмитрия Салунского в селе Березовке Данковского района безмерно удивила: никак не ожидаешь обнаружить где-то на задворках не самой богатой на достопримечательности Липецкой области подобный шедевр.
Поэтому в очередные выходные в соседнем регионе решили сделать по пути остановку для более подробного знакомства, а заодно обнаружили поблизости первую в России и в мире шуховскую башню – гиперболоидной формы.


С чего все началось: этим летом мы отказались от скучного и практически не выигрышного по времени транзита из Тулы в Липецк по М-4, предпочтя платной трассе однозначно более живописную дорогу через Богородицк – Куликово поле – Данков.
Если месяц назад музейные объекты Куликова поля были закрыты, то в июле на парковках было уже полно машин – народ соскучился дома и сразу после открытия учреждений культуры все рванули кто куда. У нас времени на посещение музея Куликовской битвы в этот раз нет – со свистом проезжаем мимо, и на обратной дороге тоже.



Но тема битвы русских войск с войском Мамая в эту поездку станет определяющей: так заинтересовавшая нас церковь Дмитрия Салунского посвящена памяти русских воинов, погибших на Куликовом поле. От места сражения до села Березовка по современной дороге – чуть больше 30 километров. Сейчас это две разные области – Тульская и Липецкая, а когда церковь строили, Березовка была территорией Рязанской губернии.



Содержание информационного стенда перед церковью практически повторяет различные интернет-источники (или они – его):
«История создания храма Святого великомученика Дмитрия Солунского Мироточиваго началась в голодном 1891 году. Жители села Березовка страдали от неурожая, примешивая к хлебу разные суррогаты, вследствие этого страдали повальной болезнью. На помощь сельчанам пришел один из богатейших людей России того времени – меценат, Гофмейстер Высочайшего Двора, местный помещик Юрий Степанович Нечаев-Мальцев, чье имение находилось в близлежащем селе Полибино. Он безвозмездно снабжал голодающих хорошим по качеству хлебом и помогал выжить в трудные времена. В знак признательности помещику местные крестьяне решили поставить в селе часовню-памятник. Узнав об этом. Нечаев-Мальцев предложил жителям построить большой храм в память о русских воинах, погибших в Куликовской битве, и самолично ходатайствовал Преосвященному архиепископу Рязанскому и Зарайскому.
Благословение на строительство было получено 10 ноября 1892 года. Торжественная закладка храма состоялась в августе следующего года. При всей сложности проекта через 5 лет 17 августа 1897 года состоялось освящение верхнего (летнего) храма св. Димитрия Мироточиваго, которое совершал Преосвященный Мелетий, епископ Рязанский и Зарайский. Освящение зимнего (нижнего) храма святителя Николая Мирликийских Чудотворца, наполовину погруженного в землю, состоялось через год 11 октября. Освящение совершал протоиерей Иоанн Смирнов в сослужении настоятеля и пяти священников соседних приходов. Это был двойной праздник: освящение храма и день рождения Ю.С. Нечаева-Мальцева.
Димитриейвский храм – архитектурная жемчужина Липецкой области.
Постройка храма велась под непосредственным наблюдением и руководством знаменитого профессора архитектуры Санкт-Петербургской академии художеств А.Н. Померанцева и по мысли и желаниям строителя храма Ю.С. Нечаева-Мальцева
».




«Храм построен по типу византийской базилики, фасад выполнен из тесаног овеневского известняка, богато декорирован в псевдорусском стиле и украшен шестью мозаиками по рисункам В.М. Васнецова. В.Г.Шухов, выдающийся русский инженер, выполнил конструкцию высокой кровли, лестницы и хоров. На колокольне помещалось 10 колоколов. Иконостасы в верхнем и нижнем храмах были выполнены из белого мрамора. По красоте, богатству материалов и отделке всех внутренних и внешних принадлежностей церковь представляла собой необычную для сел редкость».


«При храме в селе Березовка действовала церковно-приходская школа, в которой обучалось 35 мальчиков. Она располагалась в трех каменных зданиях, построенных в 1897-1899 гг. на средства Ю.С. Нечаева-Мальцева и членов его семьи. В 1914 году в приходе насчитывалось 385 дворов.
Такой церковь встретила события 1917 года. В 1922 году из храма изъяли всю утварь, а в 1931 году храм был закрыт. В 1962 году здание «реставрировали» под дом культуры. Были разрушены колокольня, иконостасы, и сбиты мозаики.
В 1992 году храм был включен в число памятников истории и культуры, состоящих на государственной охране. У церкви непростая судьба, но счастливая: каким-то чудом храм уцелел.
В 2005 году впервые за много десятилетий в храме начались богослужения, которые проходят регулярно и по сей день.
В настоящее время храм нуждается в помощи. На это святое дело тратятся последние лепты вдовиц и щедрые жертвы богатых людей»
.

Вот такая история.
Даже в своем нынешнем состоянии храм – это действительно архитектурная жемчужина.
Особенно если вспомнить, что тот же архитектор — автор торговых рядов на Красной площади в Москве, то есть ГУМа. Кстати, это очень просто понять, обойдя здание на липецкой земле:

В верхний летний храм мы не смогли попасть…

…а вот полуподвальный зимний храм был открыт.




Усадьба Нечаевых в упомянутом на информационном щите Полибино находилась в 15 километрах от основной дороги и церкви соответственно.

Уже по указателю на въезде в Полибино понятно, какая главная гордость и достопримечательность этого места:

Потеряться в селе невозможно: к зданию усадьбы приведет возвышающаяся над окрестностями водонапорная башня.

От этой машины на фотографии очень большая польза — она помогает понять размеры сооружения:

Высота гиперболоидной части без надстроек – 25 метров, общая высота с учетом фундамента, резервуара для воды и смотровой площадки – более 37 метров.

Между прочим, это первая гиперболоидная конструкция в мире! Изначально ее изготовили для выставки в Нижнем Новгороде, а потом перевезли в имение знаменитого мецената.

Башню поставили в непосредственной близости от главного усадебного дома:


Именно в этом доме постройки конца XVIII века родился Юрий Степанович Нечаев, который после унаследования значительных капиталов и заводов своего дяди добавил к своей фамилии еще и вторую часть – Мальцов (а вовсе не Мальцев, как написали на информационном стенде у церкви).

Когда я читаю о выдающихся деятелях дореволюционной России, я всегда с облегчением вздыхаю, если дата смерти – не позже 1914 года. Значит, человек оставил о себе след в истории и успел уйти из этого мира до того, как начнут рушиться привычные устои и все то, что таким трудом и усилиями создавалось перейдет в чужие руки.
Вот Юрий Степанович – успел, его даты жизни – 1834-1913.
Его отец Степан Дмитриевич Нечаев был обер-прокурором Святейшего синода, сенатором. Но сын не просто приумножил богатство и славу рода – он оставил о себе память как о величайшем меценате своего времени. Главное его детище — Музей изящных искусств в Москве: он «практически полностью профинансировал его создание: более 2 млн из 2,6 млн рублей. Вклад Нечаева-Мальцова в музей был колоссален: мраморная и гранитная облицовка, беломраморная колоннада главного фасада, портик, украшенный фризами, работами академика Гуго Залемана».
Он не просто выделял деньги – а принимал самое деятельное участие в процессе создания музея: «Нечаев-Мальцов выделил средства на приглашение искусных каменотёсов из Италии и оплатил оформление центральной парадной лестницы разноцветными породами венгерского мрамора — серого, жёлтого, розового, красного, зелёного. «Белый зал» с 16 колоннами был отделан голубым фризом с золотым орнаментом и изящной медной дверью. Первым даром мецената был двадцатиметровый фриз — копия мозаичных панно собора Святого Марка в Венеции. Триста рабочих, нанятых Нечаевым-Мальцовым, добывали на Урале белый мрамор особой морозоустойчивости; когда же выяснилось, что десятиметровые колонны для портика сделать в России невозможно, Юрий Нечаев-Мальцов заказал их в Норвегии, зафрахтовал пароход для их доставки морем и баржи для сплава по рекам до самой Москвы».
Прочитав все это, стало понятно, почему гостями усадьбы в Полибино были Лев Толстой, Илья Репин, Иван Айвазовский, Константин Коровин, Василий Поленов, Виктор Васнецов, Николай Бенуа, Александр Бенуа, Ольга Книппер-Чехова, Анна Ахматова и прочие знаменитости.

Вот только сегодняшний день старинного дома и окружающего парка навевает элегическое настроение:
О, где же вы, дни любви,
сладкие сны,
юные грезы весны?…
Где шум лесов,
пенье птиц,
где цвет полей,
где серп луны,
блеск зарниц?

Все унесла ты с собой,
и солнца свет,
и любовь, и покой!
Все, что дышало тобой лишь одной!








О, вы, дни любви,
сладкие сны,
юные грезы весны!
В сердце моем нет надежд следа!
Все, все прошло и навсегда!





Хотя – почему навсегда?
Восстановили же в Липецкой области усадьбу Скорняково.
Главное, придумать, чем наполнить.
А ведь у Полибино в историческом прошлом – еще одно уникальное достижение: именно здесь располагался первый в России музей Куликовской битвы (музей частный – но от этого не менее значимый и богатый экспонатами). И место для музея – совсем не случайное. Отсюда по полям до Куликова поля (прошу прощения за каламбур) – километров 20, не больше.
Мы сделали попытку выехать к Дону – но не удалось, поверили запрещающим табличкам (мы длинные и тяжелые, на зная броду стараемся не соваться в бездорожье).

Указатель на Куликово поле – вполне цивилизованный:

А вот дорога – как раз впору для Мамая:

Поэтому ограничились видом окрестных полей, к которым незаметно подступает осень.



А пока еще у нас чуть больше месяца лета впереди – всем хорошего отдыха, новых впечатлений и непременного здоровья!

Комментарии (4)

RSS свернуть / развернуть
+
1
+ -
avatar

BVD64

  • 23 июля 2020, 03:07
Да, церковь Дмитрия Салунского воистину хороша, нечасто такую красоту в городах встретишь!

На помощь сельчанам пришел один из богатейших людей России того времени – меценат, Гофмейстер Высочайшего Двора, местный помещик Юрий Степанович Нечаев-Мальцев, чье имение находилось в близлежащем селе Полибино. Он безвозмездно снабжал голодающих хорошим по качеству хлебом и помогал выжить в трудные времена.


— Да, были люди в наше время, Не то, что нынешнее племя...

Вот у кого поучиться бы патриотизму нынешним толстосумам, коих олигархами кличут, как нужно о стране своей заботиться. А у нас только и могут скамеечку поставить в парке и обязательно табличку пришпандорить: подарок городу от депутата такого-то, дерево посажено чиновником таким-то, пиар, блин.

Спасибо, Света, за кусочек лета и истории!
+
1
+ -
avatar

begun12

  • 23 июля 2020, 08:49
Спасибо за отзыв, Владимир!
А у нас только и могут скамеечку поставить в парке и обязательно табличку пришпандорить
— не спорю. Кстати говоря, на фасаде главного здания ГМИИ установлена мемориальная доска с барельефным портретом благотворителя Юрия Нечаева-Мальцова. Есть-таки справедливость.
нечасто такую красоту в городах встретишь!
— мы сами были удивлены. Сейчас много дилетантских подборок типа «Столько-то самых необычных церквей», одни и те же кочуют из одного Дзен-материала в другой, а тут — такая красотища! Не удержалась от отдельного топика.
+
1
+ -
avatar

bkozyrev

  • 23 июля 2020, 17:10
Очень интересно. И как-то… очень грустно. В Беларуси у нас тоже одно из самых сильных впечатлений было от огромного и красивейшего костела, совершенно неожиданного в скромной деревне. Но там территория была вылизана и обихожена, сад великолепный кругом. А тут… радует, что хоть в таком виде уцелело, конечно.
+
1
+ -
avatar

begun12

  • 27 июля 2020, 12:16
В Беларуси у нас тоже одно из самых сильных впечатлений было от огромного и красивейшего костела, совершенно неожиданного в скромной деревне. Но там территория была вылизана и обихожена
— у них каждая сохраненная достопримечательность ценится, у нас же, насколько я поняла, побольше сохранилось памятников. Но есть надежда, что и до этого уголка руки доберутся.

Внимание!

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии непосредственно на сайте. Советуем Вам зарегистрироваться (это займёт 1 минуту) и получить тем самым множество привилегий на сайте!

Можно также оставить комментарий через форму "ВКонтакте" ниже, но при этом автор публикации не получит уведомление о новом комментарии.