День 7. Автопрогулка по национальному парку Крымский.
г.Алушта — Форелевое хозяйство — Косьмо-Дамиановский монастырь — пер.Чучельский (1157 м)— Госдача «Дубрава» — кордон «Верховина» — Беседка Ветров — Никитский перевал (1448 м) — кордон «Красный Камень» — Музей партизанской славы — Ущелье Уч-Кош — кордон «Грушевая Поляна» — г.Ялта (Массандра)
Мой гостевой дом в Алуште находился всего в 10 мин езды от Администрации национального парка «Крымский», адрес которого ул.Партизанская, д.42. Начинает работать в 8 утра, и на парковке около администрации я была минут за 15 до открытия. Посидела, подождала немного и меня позвали на оформление пропуска. Пропуск стоит 1200 руб на человека, наличие машины обязательно. Здесь меня ждало большое разочарование, разрешение на подъем на г.Роман-Кош мне не выдали: введен особые режим по пожароопасности. А ведь подъем на самую высокую вершину Крымских гор был моей основной идеей в посещении парка. В апреле я звонила в администрацию, мне сказали, что как только сойдет снег, пропуска на гору будут выдавать. Это единственный пеший маршрут на территории парка и его включают в основной маршрут «Заповедный Крым», а на пропуске делают пометку «с посещением г.Роман-Кош». Но к концу мая не только снег сошел, но и наступил пожароопасный сезон. Позже у егерей я узнала, что вводят его каждый год и длится он, как минимум с мая по октябрь. Поэтому желающие официально зайти на гору должны умудриться ухватить время между снегом и жарой. Было, конечно, обидно, но надежда все же теплилась. Решила попробовать договориться на кордоне, вдруг пропустят быстро наверх сбегать.
Оформление пропуска много времени не заняло и через 10 минут я была уже в дороге. Мимо Изобильненского водохранилища, которое будет моим ориентиром еще пару дней, я выехала на Романовское шоссе, по которому и проходит весь маршрут «Заповедный Крым».
Парк, как заповедная территория, ведет свою историю с 1896 года, а дорога с 1913го. На официальном сайте парка очень много интересной информации и о истории парка, и о его флоре и фауне. Каждый там найдет интересное для себя.
Первое КПП, где будут проверять пропуск, находится примерно через 10 км. Само шоссе довольно узкое, без каких-либо ограничителей с довольно разбитым асфальтом. Где-то прочитала, что последняя реконструкция дороги была в пятидесятых годах. На правду похоже, хотя мне думается, что ремонтные работы наверняка какие-то делали. Периодически в стороне от дороги встречаются кормушки для животных. Говорят, что частенько можно их встретить. Но мне не повезло: ни оленей, ни муфлонов, ни даже косуль увидеть не удалось.
Первая остановка — Форелевое хозяйство. На входе у меня опять проверили пропуск. Похоже, в это утро я была первым посетителем. Хозяйство, созданное в конце пятидесятых годов, является хозяйством полного цикла. Состоит из 17 искусственных прудов, в которых разводят форель от икринок до взрослых особей. Сначала пытались разводить ручьевую форель, но она отказывалась размножаться в неволе. Привезли радужную и выпускали ее в реки и озера Крыма. Правда, она там не очень то приживалась. В советское время здесь отдыхали и ловили рыбку высшие чиновники и их гости, в том числе иностранные. На мой субъективный взгляд, сейчас это скорее туристический объект, чем производственный. Территория, с ее пасторальным флером, вызывает состояние необычайного спокойствия и умиротворения.
Непродолжительная прогулка по хозяйству вызвала у меня непреодолимое желание съесть рыбку. Представляла себе на тарелочке целую форельку, прожаренную на гриле и источающую аппетитный аромат. Мммм… Но в самом хозяйстве я не увидела никакого кафе, да и рано было, а покупать свежую рыбку в начале жаркого дня было бессмысленно. Так, глотая слюньки от посетившего желания, я отправилась по маршруту дальше.
А дальше мой путь лежал в Косьмо-Дамиановский мужской монастырь, который был основан около целебного источника Савлух-Су сразу после окончания Крымской войны.
Сейчас там живут, если я правильно запомнила, что мне рассказал служитель при часовне, всего два монаха. Один раз в неделю проходит служба, приезжает батюшка с основного подворья. Если, конечно, дорога позволяет. Часто бывает гололед, бывают обвалы и тогда, конечно, батюшка доехать не может. От старого монастыря мало чего осталось, он был сильно разрушен во время Второй мировой войны. Из оригинального остались только подпорная стенка и часовня.
Сейчас собираются средства и документы для восстановления главного храма. Средства собираются с большим трудом, у прихода денег таких нет, а власти пока не помогают, хотя и обещают. Небольшую копеечку собирают прихожане и туристы. Поучаствовала и я.
В таких местах мне нравится быть, когда мало народа. Мне повезло. Кроме меня еще был только мужчина, который вместе со мной оформлял пропуск. Он набирал воду из источника в большие и маленькие канистры и бутыли. Вода из этого источника действительно целебная и занесена в официальный реестр. Ее уникальность в том, что при очень низкой кислотности и минерализации, она имеет очень высокое содержание ионов серебра. Набрала пару литров и я. Также от источника сооружен отвод воды и организована крытая купель.
А еще со мной в монастыре произошло небольшое чудо, если так можно сказать. Когда я приехала и зашла на территорию, то у входа увидела кафе на открытом воздухе. Женщина, которая там суетилась по хозяйству, увидев меня, приветливо заулыбалась и говорит:
— Здравствуйте! Когда погуляете, приходите к нам покушать.
— Спасибо, может зайду. А что Вы готовите?
— У нас борщик домашний со сметанкой, котлетки, да все, что хотите… А не хотите ли рыбки? Форелька свеженькая, мигом Вам на гриле приготовим.
— А рыбка откуда?
— Да из хозяйства, которое рядом.
Боже! Мои желания готовы были материализоваться. Конечно же, я попросила рыбки и после прогулки мне ее приготовили, а я с огромным удовольствием ее откушала. Как тут не поверишь, что главное — сильно захотеть, и тогда все сбудется. Пока я обедала, приехала машина и выгрузили свежайшие пирожки, испеченные в пекарне основного подворья. Конечно же, несколько из них перекочевали ко мне в рюкзачок. Кстати, это кафе — монастырское, а не обычное коммерческое.
Почти сразу после выезда из монастыря располагается еще один пункт, где проверяют пропуск. Это сделано потому, что есть укороченный маршрут, который заканчивается здесь, сразу после монастыря. Видимо, много людей едут только в монастырь на службу или просто за водой.
Именно от монастыря начинается та часть дороги, которая была построена по указу Николая II. Делая крутые повороты, она поднимается наверх и проходит через искусственный пролом в скале, который называется Царские ворота.
Еще немного и я на Чучельском перевале. Дорога идет дальше прямо, я же сворачиваю направо к госдаче «Дубрава», где сейчас открыт музей. Меня приветливо встретила управляющая и отправила самостоятельно погулять по комнатам. С точки зрения нашего времени, интерьеры довольно скромные. Здесь в свое время отдыхали Хрущев, Брежнев, Андропов, Кучма. Поговорила с управляющей немного, приятные люди, работают здесь вместе с мужем много лет, живут неподалеку.
Я вернулась на основную дорогу, которая дальше от Чучельского перевала идет вдоль Бабуган-яйлы. Через 6 км доехала до кордона «Верховина». Здесь я запланирована спецоперацию. По моему плану мне следовало найти егеря и, поразив его своей добропорядочностью и отсутствием спичек, уговорить пустить меня на тропу, ведущую на г.Роман-Кош. Ворота на кордон были закрыты, я припарковала рядом машину и просочилась через калитку на территорию, предварительно переобувшись в треккинговые кроссовки, чтобы в случае удачных переговоров сразу побежать наверх. Но я была слишком наивна. На мой робкий стук в дверь дома, вышел молодой парнишка со строгим и очень важным выражением лица.
— Это Вы что тут делаете?
— Мне бы спросить…
— Я спрашиваю, на каком основании здесь находитесь?!
— Да пропуск у меня…
— Какой такой пропуск?!!!
— На посещение парка…
— У Вас есть пропуск, чтобы через ворота проходить?
— Нет, но я только спросить….
— Машина где?
— У ворот.
— Вернулась к машине, села и поехала дальше! — градус строгости в голосе молодого егеря повышался и повышался.
Тут на шум, создаваемый в основном этим молодым человеком, вышли еще трое постарше. Один из них, увидев меня, проговорил:
— Ааа… это Вы рано утром пропуск оформляли?
— Ну да, я первая была. А Вы что, меня видели?
— Да, у нас совещание в конторе было, видел Вас. Какой у Вас сейчас вопрос? Что случилось?
— Не случилось ничего. Но я хотела очень сильно попросить пустить меня сбегать на Роман-Кош. Я приехала из Питера и зайти на гору была моя мечта. А пропуск не дали. У меня нет спичек, я не буду разжигать костер, ставить палатку, ничего не буду делать, только вверх и сразу вниз.
— Но, к сожалению, это совсем невозможно. Наверху еще люди, так как введено особое положение. Там и Вам штраф впаяют и нас спросят, как мы пропустили. Приезжайте, когда снимут особое положение, тогда мы Вас можем потихоньку, так и быть, пустить.
— А когда снимут?
— Может в октябре…
Я погруснела еще больше.
— А где Ваша машина?
— У ворот.
— Сейчас первая экскурсия, которая поедет мимо, настучит в администрацию, что у нас посторонние.
— Это так строго?
— Конечно.
Я, конечно, была расстроена, но разговор в нормальном тоне с более старшими егерями позволил расстаться с ними довольно дружелюбно, если не тепло. Мы попрощались, и я отправилась дальше по направлению к Беседке Ветров. Но сначала, конечно, кинула печальный взгляд на свою несбывшуюся мечту.
От кордона до Беседки Ветров примерно 6,5 км. Минуя Бабуган-яйлу, дорога забирается на яйлу Гурзуфскую, где на отвесной скале на высоте 1426м установлена белоснежная ротонда. Это и есть Беседка Ветров.
От основного шоссе до беседки около 400м. Подъехать можно хоть к самой беседке. Но я оставила машину поодаль, на площадке, похожей на естественную парковку.
Беседка была построена во время реконструкции Романовского шоссе в 1950-х годах, вроде как специально к приезду Никиты Хрущева. От беседки открывается великолепный вид на море, Гурзуф, Медведь-гору и лагерь Артек, в котором мне удалось побывать в далеком пионерском детстве, если не ошибаюсь, году так в 1977.
Беседка была в довольно таки пошарпанном состоянии. Около нее трудились двое рабочих: чистили, шпаклевали. Говорят, давно ремонт беседки не делался, так дотянули, что и рухнуть она может. Поэтому им поручили ее привести в порядок. Хотя на самом деле, беседке требуется хороший капитальный ремонт.
Увидев, что начали появляться другие машины, я отправилась дальше. Через 3,5 км проехала самую высокую точку Романовского шоссе — Никитский перевал. Перевал является самым высокогорным автомобильным перевалом всего Крыма.
А еще через 1,5 км подъехала к кордону «Красный Камень» около которого находится Музей партизанской славы.
Открытие музея было приурочено к 70-летию Победы и состоялось 9 мая 2015 года. Музей очень светлый, просторный. В первую очередь, я думаю, он особенно важен для родных воевавших и погибших партизан. В музее размещены огромные поименные списки. У меня самой дедушка погиб под Смоленском и долгие годы был пропавшим без вести. Несколько лет назад поисковиками были найдены его останки и захоронены, а мы, его внуки и правнуки присутствовали и знаем теперь, где дедушка похоронен и где увековечено его имя. Для нашей семьи — это огромное значимое событие. Посетив Музей партизанской славы, в первую очередь мне пришли мысли именно о внуках и правнуках этих людей. Теперь есть прекрасное место, где всегда можно почтить память своих родных и близких.
А в качестве экспонатов мне запомнилась экспозиция на улице. На территории воссозданы землянки партизанского отряда. Очень интересно и наглядно.
Также есть смотровая площадка с красивым видом. Пишут, что эта площадка существовала и раньше, аж с конца 19 века. Здесь было популярное место для конных прогулок из Ялты.
На противоположной от музея стороне дороги, недалеко от парковки еще одно наследие пятидесятых годов — обшарпанный орел на груде камней.
Теперь только вниз 11 км, на выезд из парка. Правда, была еще одна остановка — смотровая площадка над ущельем Уч-Кош. Как ни силилась я что-то на ней увидеть, но ничего не увидела, даже шума воды не услышала.
На выезде, у кордона «Грушевая Поляна» еще одно КПП. Ну а потом до места, где должна сдать машину. Передача произошла без каких-либо эксцессов. Разве что, кроме как за бензин, с меня попросили еще оплатить мойку.
День прошел насыщенно и интересно. Несмотря на то, что я так и не поднялась на Роман-Кош, впечатлений было много. Я поехала на автовокзал и на рейсовом автобусе, заплатив, по-моему всего 90 руб, вернулась в Алушту. Дальше добралась до с.Изобильное, откуда на следующий день продолжу пеший маршрут. Меня ждет плато Чатыр-Даг.
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять
комментарии непосредственно на сайте. Советуем Вам зарегистрироваться (это займёт 1 минуту) и получить тем самым множество
привилегий на сайте!
Можно также оставить комментарий через форму "ВКонтакте" ниже, но при этом автор публикации не получит уведомление о новом комментарии.
Комментарии (0)
RSS свернуть / развернутьВнимание!
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии непосредственно на сайте. Советуем Вам зарегистрироваться (это займёт 1 минуту) и получить тем самым множество привилегий на сайте!
Можно также оставить комментарий через форму "ВКонтакте" ниже, но при этом автор публикации не получит уведомление о новом комментарии.