МОЙ ЭВЕРЕСТ ИЛИ БОЛЬШАЯ КРЫМСКАЯ АВАНТЮРА (День 3. Т/с Балчик-Татьянин грот - т/с Каменный Поворот) / Путешествия НЕ на автомобилях! / Автотуристу.РУ - автопутешествия и автотуризм: отчёты, трассы и дороги, в Европу на машине, прокладка маршрута!

МОЙ ЭВЕРЕСТ (ИЛИ БОЛЬШАЯ КРЫМСКАЯ АВАНТЮРА)

Предисловие
Балаклава.
День 1. Балаклава-Ласпи
День 2. Ласпи-т/с Балчик

День 3. т/с Балчик — т/с Каменный Поворот

т/с Балчик — г.Балчик-Кая (945м) — Пещера Татьянин Грот — т/с Каменный поворот

Проснулась рано утром, минут за 15 до будильника, то есть около 5 утра. Вставать раньше времени не хотелось, лежа наслаждалась утренней тишиной. И вдруг, как будто кто-то невидимый опять повернул выключатель и теперь уже включил лесные звуки. Как по команде все птицы в округе начали неистово свистеть, чирикать, петь и гомонить. Моему удивлению не было предела! С таким явлением я столкнулась впервые, или просто заметила впервые. Как так возможно, что птицы замолкают вечером разом и разом утром начинают петь? Возникла сразу параллель с петухами. Тоже ведь какие-никакие птицы и тоже в районе 5 утра голосить начинают.
Уже после похода я поискала информацию в интернете. Оказывается с 5 до 7 утра самое время у птиц для пения. Но почему именно это время? Как они его чувствуют? Почему одновременно начинают? Пишут, что пение — это утренняя зарядка для птиц, и поют в основном самцы. Короче, кое-что прояснила для себя, но большая часть вопросов осталась.

Птички птичками, а надо собираться в путь. Как всегда, после 6.30 утра я вышла на тропу. Вы же помните, что на стоянке совсем не было связи. Слабенькая мобильная связь появилась минут через 10-15, как я вышла из леса, тогда же нормально заработали карты. А треккер я вообще забыла включить, поэтому начала запись километра через 2,5 после начала маршрута.

Выйдя на открытое пространство, я увидела во всей красе весь путь предыдущего дня от г.Куш-Кая до г.Кильсе-Бурун, как на ладони.

В очередной раз удивилась разнотравью и ярким цветам. В прямом смысле некуда ногу поставить. Очень хотелось запечатлеть эту красоту, поэтому приходилось приседать, щелкать камерой, кряхтя подниматься и опять приседать. Такая зарядка — это не на дереве свистеть, быстро в тонус входишь.

Вот уже показались ретрансляторы на г.Балчик-Кая.

Как и многие крымские вершины, Балчик-Кая тоже прекрасная видовая площадка.

Да, к тому же, цветущая площадка.

По Большой Севастопольской тропе после г.Балчик-Кая я прошла лишь1,5 км. Все, пора с ней прощаться. Трек Большой Севастопольской Тропы поворачивает в сторону реки Узунджа и одноименной турстоянки, а затем к п.Передовое. Трек Большой Крымской Тропы уходит в ту же сторону, и после Узунджи направляется, в принципе через ту же точку, где я планировала ночевать, недалеко от Большого Крымского Каньона, но идет он вдоль рек Узунджа и Сулу-Дере, делая крюк на 10 км больше, чем запланировала я. По большому счету, идти все 30 км меня никто не заставлял бы. Если бы я заранее знала об этом треке, то скорее всего пошла бы по нему и просто перераспределила бы места ночевок по-другому. Но я заложила свой путь так, как предложила maps.me. И главное, по этому пути я нашла себе интересную достопримечательность, которую захотела посмотреть, а именно — пещеру Татьянин грот. Именно эта пещера стала причиной, что свой первоначальный трек я пересматривать не стала.

Итак, от столба на развилке троп я продолжила идти на восток по направлению к г.Спирады. Немного обнадежило, что на столбе это направление было указано, значит какая-никакая, но тропа должна быть. Она и была, может не такая натоптанная, как БСТ, но довольно неплохо просматривалась. Правда, на карту приходилось смотреть практически постоянно. Тропа идет без больших перепадов высот, обходя многочисленные карстовые овраги.

Примерно через 2,5 км я оставила и эту тропу и свернула на почти незаметную, которая уходила в сторону пещеры Шахта Крымская и срезала большую, как мне показалось, петлю, которую делала тропа по которой я шла до этого. На самом деле и расстояние, и время почти не отличалось, а качество тропы, которую я проигнорировала, на порядок лучше.

Когда я высматривала малозаметный сход с основной тропы, то мне показалось, что тропа подходит к карстовому оврагу, поросшему кустарником и деревьями. Я подошла к нему поближе, сомневаясь, надо ли спускаться в эту мрачную, как мне показалось ложбину. На секунду задумалась. И вдруг… Из этой темной ямы раздался короткий, но довольно отчетливый звериный рык. Я в звериных языках не разбираюсь, но почему-то в ту же секунду мне представилось, что в кустах на сыром, поросшем скользким мхом дне оврага лежит бесформенное чудовище, типа, как из сказки «Аленький цветочек», и страдает от одиночества и своего безобразного вида. Одумалась я довольно быстро: и я не Настенька, девушка на выданье, и чудовище вряд ли принцем обернется. Поэтому, почему-то на цыпочках, видимо от страха, я быстренько посеменила подальше от оврага повыше на открытое место, где и нашла нужную мне тропку.

Около километра тропка петляла между других карстовых ям и оврагов, иногда заводя в лес, куда теперь заходить я немного опасалась и, наконец, вывела меня к Римской дороге. Я ее благополучно пересекла и дальше шла по очень хорошей тропе. Тропа вела то по открытому пространству, то по лесу. Вокруг также все цвело.

Кстати, а лес здесь не простой, а Сусанинский.

Считается, что места здесь аномальные, плохо работает мобильная связь и GPS, очень легко сбиться с пути и заблудиться. Конечно, аномальные, раз какие-то монстры в оврагах сидят. Но если серьезно, то объяснения этим аномалиям есть вполне реалистичные. Во первых, поверхность и в лесу, и на открытых пространствах испещрена, как я говорила уже, карстовыми воронками, провалами и оврагами. Среди них надо петлять и находить дорогу. При малейшей непогоде, тумане и плохой видимости делать это крайне непросто. Плюс близко к поверхности есть залежи железистых пород, что и является причиной сбоев в работе техники. Мои карты начали зависать только тогда, когда я уже свернула с основной тропы в сторону Татьяниного грота. Не знаю, как туристы находят этот грот без GPS карт, указателей нет никаких. Но с картами, хоть и с глючившими, я добралась до пещеры точно, нигде не сбившись. Время было 10.30 утра. То есть от места ночевки у г.Балчик до грота мне потребовалось менее 4 часов. Около входа в пещеру есть маленькая полянка с костровищем, то есть при желании здесь можно даже встать лагерем. Место находится в низине, в своеобразной чаше, со всех сторон закрытой от ветра.

Ну что, пора входить в пещеру, раз пришла. Пещера интересна тем, что за зиму от влажности и холода там образуются ледяные сталагмиты, которые сохраняются иногда чуть ли не до середины лета. Конечно, зимой они могут быть чуть ли не в человеческий рост, а к лету постепенно подтаивают. Я очень сильно надеялась, что какие-нибудь ледышки все же сохранились. Нырнула внутрь и… о чудо! Увидела ледяные столбики по всей пещере! От радости даже страха не почувствовала.

Как сказал один мой коллега в комментариях к фоткам: «Я бы трясся от страха. Залезать туда одному можно только на пустой кишечник!» Можно подумать, он у меня был полный. Завтрак давно уже забылся, а до обеда дело пока не дошло. Конечно, чуть-чуть было не по себе, но столько было предпринято усилий, чтобы до нее добраться, что грех не залезть, тем более, что вход абсолютно обычный, надо только чуть наклониться.

У пещеры есть и другие названия: Бузла, Бузлу-Хоба, Ледяная, Холодная («Бузлы» по-татарски и означает «ледяная»). О пещере есть легенда, она рассказывает, что молодой человек влюбился в девушку Таню. Но она была холодна и неприступна. В ее сердце попал осколочек льда, тот самый, от волшебного зеркала из сказки Андерсена. Парню удалось вытащить осколок, а спрятал он его именно в этой пещере.

Ну, пора из пещеры выходить и возвращаться на тропу, мне идти еще около 10 км.

Тропа просто прекрасная, я шла и наслаждалась. Такие просторы вокруг!

Кстати, в этот день я не встретила НИ ОДНОГО ЧЕЛОВЕКА! То есть ВООБЩЕ. Даже издалека не видела. Ощущения, знаете ли неоднозначные. С одной стороны, весь мир перед тобой и он только твой, а с другой стороны понимаешь, что ты лишь микроскопическая песчинка в этом мире.

Если же говорить о живых существах вообще, то встречи в этот день были. В лесу прямо передо мной через тропу пробежал олень, довольно крупное создание, скажу я вам. Пробежал он очень шумно и быстро, вид был довольно испуганный. Кстати, на всем пути я встречала много мест, обустроенных для подкормки животных. Видела и поилки, а также просто места водопоя — не высохшие лужи, вокруг которых все было затоптано звериными следами.

Примерно через 6 км я вышла на еще более хорошую дорогу недалеко от кордона Данила (в районе информационного щита Ай-Данила). Надо сказать, что тропа перед тем, как подойти к этому месту, не совпадает с картой. Согласно моей навигации, я шла между обозначенных троп. На карте вдоль одной из троп в этом месте увидела приписку «требуется уточнение». Но на самом деле, альтернатив нет, я шла по одной единственной тропе, направление было правильное, поэтому понимала, что рано или поздно, но до дороги, которую надо пересечь, я дойду.

Дальше же началось небольшое приключение. Мне надо было свернуть на тропу №43, которая должна была через 4 км довести до места моей ночевки — т/с Каменный Поворот.
Я уже привыкла к хорошей тропе, почти дороге, а тут стою на краю леса и понимаю, что тропа на карте есть, а на на самом деле ее нет. Просто лес, трава и все. Прикинула обходные пути — не вариант, все другие тропы ведут не туда, куда надо. Прошла вдоль кромки леса туда-сюда. Все верно. Тропа не видна. Решила искать ее прямо в лесу, ориентируясь по maps.me. Что тут началось! Какое бы я направление не взяла, стрелочка всегда показывала, что мне надо идти в обратном направлении. На картах все было ровного зеленого цвета, а на самом деле — сплошные карстовые овраги, небольшие скальные выходы и т. д. Я кружилась во все стороны, пока не только не нашла правильное направление, куда идти, но и потеряла направление, откуда я пришла. По карте вроде рядом с дорогой, откуда я свернула, но непонятно, как к ней вернуться.

Периодически встречала какие-то еле заметные натоптанные участочки, но они как появлялись, так же неожиданно и пропадали. Особенно странные вещи стали происходить, когда я вышла к какому-то не очень глубокому каньону. Видно было, что по его дну частенько текла вода. Стрелка на карте показывала, что его надо перейти, даже видела следы в местах перехода. Перехожу — стрелка показывает, что надо назад перейти. Потом опять назад… Вот уж Сусанинский лес! Как-будто леший крутит! Немного прошла вдоль каньона, идти стало совсем плохо — камни, кусты, а тропа на телефоне опять сместилась на другой берег. Решила в первом удобном месте еще раз перейти на другой берег и больше не дергаться оттуда, тем более, что его берега становились все круче и мрачнее. Как раз увидела удобное место и опять какое-то подобие следов. Спустилась на дно и, засмотревшись на склон, где надо подниматься, споткнулась, подскользнулась и упала на скользкие камни. Сверху помог припечататься рюкзак. С опаской прислушиваясь к рукам и ногам стала подниматься. Ноги, как у коровы на льду, скользили, но все же тело с рюкзаком подняли. Осмотрела потери. Ноги ободраны, два ушиба, а в стальном все цело. Слава богу! Честно говоря, риск травмы гораздо более волнительное событие, чем рев неизвестного зверя.

Выбравшись из оврага я пошла в направлении скального выхода, который был обозначен и на карте, и через который шла нарисованная тропа. Забралась на него и … О СЧАСТЬЕ! Как из воздуха появилась тропа. Участок, который доставил мне проблемки, составил примерно километр. Дальше по уже вполне адекватной тропе я дошла до т/с Земляничная поляна и видовой площадкиАю-Тешик.

С площадки открывается очень красивый вид.

Дальше, судя по карте мне осталось 2 км вниз по буковому лесу. Всеми мыслями я была уже в лагере. Но не тут-то было. Спуск был довольно утомительный. Тропа по всему видно, мало хоженая, вся заваленная листьями, много поваленных деревьев, через которые надо перебираться. Да и усталость уже чувствовалась. На турстоянку Каменный Поворот я добралась к 15 часам. Она представляет собой маленькую площадку буквально для одной-двух палаток и место для костра. А название свое она получила из-за того, что в непосредственной близости есть каменный выход, с которого открывается красивый вид на скалы с противоположной стороны ущелья, а основная тропа делает крутой поворот. Жалко фото не передают эту мощь и красоту.

Я установила лагерь, сбегала за водой к источнику «Врис», который находится у Юсуповского озера в 5 минутах от стоянки и собралась готовить ужин. И тут взгляд упал на мои ободранные с синяками после падения ноги. По ним рядами и шеренгами ползли вверх какие-то насекомые. Пригляделась — клещи! Боже, сколько их было! Некоторые ползли сразу по двое, не прерывая любовных утех. Жуть! Такое ощущение, что они так оголодали, что вдруг появившаяся еда в виде моего тела была для них единственным спасением.
Несмотря на сделанные прививки от клещевого энцефалита, стало очень неприятно и даже страшно. Быстро себя осмотрела, сняла и стряхнула всех, кого смогла увидеть. Вытащила из голени (а я была в бриджах) уже присосавшегося и быстро натянула на себя одежду поплотнее, закрывавшую по возможности все открытые участки тела. Даже на голову надела капюшон от термухи. Сверху всю одежду набрызгала хорошим репеллентом, мало ли, вдруг им его запах не понравится.
После ужина, немного посидела на видовой площадке, наслаждаясь красотой, а затем отправилась спать.

Постепенно темнело, боль в натруженных ногах утихала и я почти заснула. Вдруг послышались шаги, спугнувшие какого-то зверя, который тявкнул-мявкнул, заскулил и, видимо, убежал в лес. Пришедший включил фонарик, потому что вся моя палатка осветилась так, что на потолке появились четкие тени от листьев дерева, под которым она стояла. «Интересно, а где он поставит свою палатку? Ведь места совсем мало», — подумала я, но из палатки не выглянула. Неизвестный, по всей видимости, стал разбирать вещи. Долго и нудно шуршал пакетами. Сколько же у него вещей? Ну шуршит и шуршит… При этом фонарик то включает, то выключает. Закралась мысль, а вдруг это не человек? А вдруг, это животное, которое роется в моем мусорном пакете, оставленном у костровища? Но почему оно светит фонариком? Я лежала в палатке и боялась пошевелиться. Тем более, выглядывать из нее. Вдруг это животное, я его испугаю, и он кинется на палатку?
Постепенно пакеты у незнакомца закончились, он потушил фонарик и ушел со стоянки. Шуршание его шагов затихло, но я так не осмелилась посмотреть наружу. Постепенно успокоилась и уснула.

Утром меня ждала разгадка о таинственном госте, ну а пока итоги дня:

Итог дня: пройдено 20 км за 7,5 часов.