МОЙ ЭВЕРЕСТ ИЛИ БОЛЬШАЯ КРЫМСКАЯ АВАНТЮРА (День 2. Ласпи - т/с Балчик.) / Путешествия НЕ на автомобилях! / Автотуристу.РУ - автопутешествия и автотуризм: отчёты, трассы и дороги, в Европу на машине, прокладка маршрута!

МОЙ ЭВЕРЕСТ ИЛИ БОЛЬШАЯ КРЫМСКАЯ АВАНТЮРА (День 2. Ласпи - т/с Балчик.)

МОЙ ЭВЕРЕСТ (ИЛИ БОЛЬШАЯ КРЫМСКАЯ АВАНТЮРА)

Предисловие
Балаклава.
День 1. Балаклава-Ласпи

День 2. Ласпи-т/с Балчик

п.Ласпи — г.Ильяс-Кая (682м) — Храм Солнца — г.Челяби-Яурн-Бели (657м) — пер.Байдарские Ворота — г.Мшатка-Каясы (651м) — г.Кильсе-Бурун (712м)- Чертова Лестница — т/с Балчик

Как я уже сказала в предыдущей части, в 5 утра сторож запустил генератор, появилось электричество и можно было начинать сборы, завтракать и выходить. Главное, что мне надо было не забыть — проверить еще раз пауэрбанки и телефон, чтобы зарядка была под завязку. Ведь я отправлялась в автономку на четыре дня (три ночевки). На третий день я предполагала, что будет возможность подзарядиться в кафе у Большого Каньона. Все остальное время надо было заряд батарей экономить. Когда я с этим же телефоном была на Алтае и использовала его только для фото, я переключала его в авиарежим и мне хватило его зарядки и пауэрбанков суммарно на 15 000 ед на поход протяженностью 8 дней. У телефона хорошая батарея. А здесь, в Крыму этот телефон для меня был всем: фотоаппаратом, компасом, навигатором, запись трека и т. д. Поэтому передачу данных отключить не могла. Значит — экономить. После проверки зарядки следующее, что я сделала — отправила в своим друзьям Вконтакте и родным сообщение, чтобы не волновались, так как писать никому ничего не буду и вообще могу быть не на связи (как в воду глядела).

И на прощание скинула им фотки, сделанные в 5.30 утра с террасы мотеля. В одну сторону — вид на г.Куш-Кая, откуда я пришла.

А в другую — на горы Ильяс-Кая и Деликли-Бурун, куда мне следовало идти.

На дорожку потрепались немного со сторожем, и я отправилась в путь. Вернулась немного по дороге назад вверх к маркированной тропе и уже через час, увидев деревянный столб в виде дядьки в шапке (наверно это столб Велеса), поняла что места силы уже недалеко.

И, пройдя еще немного, тропа подвела меня к подъему на вершину. Сразу, как только заканчиваются кусты — открывается безумно красивый вид на скалы Тышлар, которые называют Храмом Солнца. Вот оно — место силы!

Надо сказать, что тропа, ведущая на гору, очевидна только на первых шагах, затем что-то отдаленно похожее на тропы расползается во все стороны. Сначала я взяла правее, но мне совсем не понравилось, тропа еле заметна, и подъем довольно крут. Вернулась, стала подниматься немного левее и практически сразу уткнулась в «via ferrata». Пока приноравливалась, как поудобнее ухватиться за перила одной рукой, так как в другой, как всегда, палки, и начать упражнения по выжиманию на ногах на скобах, рюкзачок ведь не хилый, наверху послышались человеческие голоса, и я увидела подошедших к спуску парня и девушку. Очень обрадовалась, потому что будет у кого спросить про дальнейший подъем.
Ребята сказали, после перил тропа хорошая и сложности не представляет. И предупредили, что спускаться надо здесь же. Они умудрились подняться то ли с южной, то ли с западной стороны, сказали, что очень было трудно. А я читала, что там вообще можно подняться только со снаряжением, как они умудрились все же забраться — непонятно.

Преодолев этот небольшой участок, я действительно вышла на довольно заметную тропу, ведущую к вершине. И вот уже видно крест, обозначающий самую высокую точку этой горы. А также дядечку, мирно выгуливающего собачку. Они вдвоем неторопливо и безмятежно прогуливались с видом, как будто только что вышли из своей парадной, для того, чтобы собачка могла покакать. Просто сюр какой-то.

Я оставила рюкзак на предвершинном плато, бросив его около одинокого дерева, недалеко от которого разглядела упорядоченно разбросанные камни, которые, как оказалось, были ни чем иным, как развалинами часовни Святого Ильи (IX — X век). Мне эти развалины показались какими-то ненастоящими, сложить так камни по кругу и я смогу. Поэтому они даже не удостоились того, чтобы сделать фотографию.

Еще немного усилий, и я на вершине.

Смешно получилось, когда я в видосике не могла правильно сказать, где гуляет дядечка, наверху или внизу. Конечно, наверху, у вершины, но в то же время и внизу, если говорить о моем возвышении над ним. Ну да ладно, главное, что я смогла подняться и увидеть те просторы, которые открылись передо мной. В одну сторону — хребет, ведущий на г.Деликли-Бурун, вдалеке — все та же г.Куш-Кая и просторы Байдарской долины.

В другую — Храм Солнца и г.Челяби-Яурн-Бели, куда мне идти дальше. На фото эта плоская вершина располагается прямо между лучами солнца. А самый яркий луч указывает в центр Храма Солнца. Такая неожиданная фотография получилась.

Подъем на г.Ильяс-Кая от столба Велеса до вершины у меня занял всего 30 мин. Наверху дул очень сильный, ледяной ветер. Поэтому долго я не задерживалась и начала спуск по тому же пути, что и поднималась. Впереди еще очень длинный и насыщенный день.

Еще раз есть возможность полюбоваться на Храм Солнца.

Это место довольно популярное, я ждала, что встречу здесь туристов, но нет, не было никого. Говорят, что здесь сильная энергетика, и это место является мощнейшим местом силы не только в Крыму, но и за его пределами. Простите, но не прониклась… Гораздо ярче я почувствовала невероятную энергетику именно на вершине. Хотя … ведь и там был когда-то храм. А Храм Солнца я прошла просто насквозь, сделав несколько фото.

На выходе еще раз глянула на Байдарскую долину.

И назад, на такую кажущуюся неприступной г.Ильяс-Кая, которая подарила мне такие замечательные эмоции.

Следующая моя цель — г.Челяби-Яурн-Бели. Как вы видели на фото, сделанном с г.Ильяс-Кая, эта гора довольно массивная, с куполообразной проплешиной вместо вершины. Я дошла до нее от скал Тышлар менее, чем за полтора часа.
Вершина оказалась большим плато, похожим на каменистую пустыню, среди камней которого растут душистые травки. Вернее двойным плато — верхним и нижним. Гора — прекрасная видовая площадка. Во все стороны открываются очень красивые виды: на Байдарскую долину,

на Ай-Петринскую яйлу, куда мне идти дальше

и на г.Ильяс-Кая во всей красе вместе с хребтом Деликли-Бурун.

Долго находиться наверху было невозможно, дул такой сильный ветер, что мои треккинговые палки постоянно пытались оторваться от земли и взлететь вверх. А панамку пришлось снять и сунуть в карман, иначе и эта подруга могла бы возомнить себя птицей. Поди ее потом догони, если она почувствует свободу и сиганет к морю.

Сначала я сбежала до нижнего плато, а дальше начался спуск к Байдарскому перевалу. Тропа довольно крутая, несколько участков оборудованы перилами и скобами. Спускаться непросто, зато интересно и не скучно. На спуск я потратила менее часа.

Только что я лезла вниз, повисая на стальных тросах, цепляясь чуть ли не зубами за железные скобы, забитые в скалу, и вот — цивилизация, перевал Байдарские Ворота. День контрастов.

В отличии от Ласпинского перевала, около Байдарских Ворот много киосков с сувенирами, водой, а также, извините за подробности, нормальный туалет. Несмотря на то, что чай и вода у меня были, возникло непреодолимое желание выпить чего-то вредного, типа колы. Я купила бутылку какого-то крымского газированного напитка, очень похожего на колу (не помню название), открыла дрожащими руками и выпила всю бутылку сразу. Я чувствовала, как водичка текла внутри меня и шипела, шипела, шипела…, как будто падала на раскаленные камни. Теперь я понимаю, почему пилигримы на Камино фанатеют от колы.

Сверху Байдарских Ворот есть видовая площадка. Верите, не возникло желания туда забраться. Еще я изначально планировала сходить к церкви Воскресения Христа, которая красиво стоит на скале примерно в 2 км от перевала. Она была построена в конце 19 века, претерпела много на своем веку, а сейчас является местом, куда старается попасть чуть ли не каждый турист, отдыхающий на Южном берегу. Но, когда я спустилась на перевал, поняла, что впереди еще очень долгий путь, а делать такой большой крюк к церкви по асфальту и обратно лезть наверх к тропе я не готова. Поэтому посещение этой церкви я оставила на другой раз. Кстати, недалеко от церкви есть хостел «Домик лесника». Лесник сдает в найм жилье для скалолазов и туристов.

Ну а мне дальше в путь. После небольшого отдыха, я начала следующий этап Большой Севастопольской Тропы. После подъема открывается классный вид на лысину г.Челяби, где я была, даже тропу можно разглядеть.

Через 2,5 км от Байдарских Ворот, я вышла на открытое пространство у г.Мшатка-Каясы. От этой горы начинается самая длинная яйла Главной Крымской гряды — Ай-Петринская. У тропы перед подъемом на вершину есть удобное место для отдыха, со столиком и навесом от солнца или дождя. Здесь я и остановилась, чтобы пообедать и отдохнуть полноценно.

Г.Мшатка-Каясы состоит как-бы из трех частей, как вы видели на фото, сделанном с г.Челяби. Самые посещаемые — это Центральный Бастион и Форосский Кант. На обеих вершинах было огромное количество людей. Такое ощущение, что привезли сразу несколько автобусов. Все они были налегке, передвигались большими группами и очень сильно шумели. Прыгали как по команде и орали хором во весь голос. Я так и не поняла, что это было. Подходили и просто люди, воспользовавшиеся выходным, чтобы погулять с семьей, детьми или друзьями. Ко мне под навес присоединилась такая семья. Было очень трогательно, когда мама семейства увидела, что в бутылочке, из которой я пью, совсем мало воды, она мне тут же предложила своей воды. Я поблагодарила, но у меня с собой еще была вода в рюкзаке. Все равно приятно.

На Форосский Кант я не пошла, потому что как раз вся самая громкая группа переместилась туда. Я пошла на центральную часть, с которой Форосский Кант предстает во всей красе. Своей ровной поверхностью и отвесной скалой очень напоминает норвежский Прекестолен.

Сейчас жалею, что туда не поднялась. Говорят оттуда видно и Байдарский перевал, и Форосскую церковь.

Закончив любование пейзажем, спустилась вниз к тропе. Пройдя непродолжительное время, я подошла к г.Кильсе-Бурун. Наверх уходило ответвление от основной тропы. На мгновение закралось сомнение, подниматься ли. Усталость уже чувствовалась, и внутренний голос пытался вставить свои пять копеек и отговорить от еще одного подъема. Но любопытство победило. Я потопала наверх. Г. Кильсе-Бурун, как и г.Мшатка-Каясы, со стороны моря имеет скальную стенку, поэтому является популярным местом для скалолазов и альпинистов. А со смотровой площадки, куда забралась я, открывается великолепная панорама юго-западной части Главной гряды.

На западе все видно от г.Куш-Кая и Ильяс-Кая, до Форосского Канта.

На востоке к Кильсе-Бурун примыкает гора Куба-Кая (662 м). За ней вершины Мердвен-Кая (688 м) и Балчик-Кая (945 м). Между последними расположена теснина древнейшего перевала Крыма — Шайтан-Мердвен (Чёртова Лестница).

С горы спускалась по тропе с восточной стороны. Она круче, чем на подъеме, спускается серпантинчиком. Ну а дальше по широкой грунтовой дороге к Чертовой лестнице. Чем ближе к перевалу, тем больше встречалось прогуливающихся людей.
Недалеко до перевала стоит памятник партизанам Балаклавского партизанский отряд «Народный мститель».

В двух шагах от памятника есть т/с Чертова Лестница. Здесь я планировала встать на ночь. Однако, читала, что вода в роднике около стоянки мутная, для питья не предназначена. Запаса воды у меня почти не было, фильтра тоже. Поскольку пришла к памятнику в 14.30, то даже не стала стоянку искать, а решила пройти еще 3,5 км до хорошей стоянки Балчик.
Трек БКТ обходит выход к пер.Чертова Лестница стороной, так же, как меня посылала и карта maps.me, но я решила придерживаться трека БСТ. Пошла по указателям к Чертовой Лестнице. Дойти дошла, посмотреть вниз — посмотрела, но на фото уже не было сил. Тропа же к т/с Балчик отворачивает от перевала в лес и опять начинается набор высоты. Честно говоря, каждый шаг уже давался с трудом. В конце концов, тропа выбралась на плато и через некоторое время нырнула в лес к стоянке.

Стоянка действительно замечательная. Очень просторная, много места для лагеря, даже для нескольких лагерей. Также очень хороший источник с водой. Он сделан в виде колодца, закрыт крышкой и оборудован ведерком на веревке. Найти его просто, так как он находится прямо у тропы.

Я с облегчением скинула рюкзак, поставила палатку, отдохнула и начала заниматься ужином. Поскольку после моего первого поста было много вопросов по поводу использования для кипячения воды горелки на сухом спирте, еще раз подытожу, почему я выбрала именно этот вариант:
1)Я не готовила в обычном понимании, мне надо было только кипятить воду, чтобы приготовить сублимированную еду, а также чай. Причем на одного человека.
2)Газ нельзя провозить в самолете, а потом надо было искать, где купить на месте. После использования надо этот баллон как-то протыкать, обжигать… Нееет, я бы не справилась!
3)Щепочницу я не видела никогда в глаза, не знала как ей пользоваться и сомневалась, что смогу разжечь, если вдруг будут дожди. Плюс она тяжелее. Кстати, один раз в свою горелку на сухой спирт подбросила щепочек-веточек. Мне не понравилось, закоптилась вся кружка, а быстрее вода не закипела. Больше так не делала.
4)Сухим спиртом легко пользоваться (главное знать, как разжечь, а я этому научилась заранее), топливо всегда с собой и всегда сухое, легко рассчитать необходимое количество. Вода закипает медленнее, чем на газу, но 15 мин не принципиально, всегда есть, чем в лагере заняться в это время. Горелка и спирт в рюкзаке занимают очень мало места и весят мало.
Вывод: своим экспериментом я более, чем довольна, считаю его удачным для условий, в которых я шла.

Пока занималась лагерем и ужином, мучил вопрос: кто же сегодня будет моими соседями по лагерю? Когда уже кушала, послышались голоса и на поляну вышли несколько молодых ребят с веревками, в обвязках, увешанные карабинами. Видимо поднялись по одному из скальных маршрутов, которых поблизости очень много. Бросили неподалеку от меня снаряжение и принялись обустраиваться. Но оказалось, что они решили только отдохнуть и попить чай. А потом пойдут и поедут до дома. И тогда до меня дошло, что ночевать придется одной, вряд ли еще кто-нибудь придет. Так и оказалось. Страха по этому поводу не было, но с соседями было бы спокойнее.

Поговорили с ребятами на туристические темы. Они ни сколько не удивились, что я одна. Только задали вопрос:
— У Вас одиночный поход?
-Да.
— Здорово! Завтра старайтесь идти по тропе ближе к краю скал, там очень красиво!

По поводу этой турстоянки имейте в виду, что поскольку она находится в низине, не берет никакая связь. Нет мобильной связи, глючит GPS. Я не смогла отправить родным даже обычную смс, что я дошла до места и все хорошо. Пыталась выйти из леса на открытую поверхность — не было связи все равно. Наверху встретила только зайца с толстенной задницей и длинными ушами и какого-то мелкого грызуна вроде бурундучка. Но они мне со связью не помогли.

Спать легла рано. Но долго не могла уснуть, слушала птичек. Они пели на все голоса.

Потом вдруг как-будто кто-то повернул выключатель, и птичий хор разом замолк. Я даже вздрогнула от неожиданности. Очень быстро стало темно, и я уснула.

Итог дня: пройдено 20,1 км за 10 часов.
4 вершины
набор высоты 1675м

Продолжение следует.

• 9 июля 2021, 21:39
Прошу прощения за ошибку, с Челяби вид на Ай-Петринскую яйлу, а не на Ялтинскую. Описка. Исправлю, как доберусь до компьютера, с телефона исправить невозможно.

iibragim

• 10 июля 2021, 00:53
С большим интересом читаю ваши рассказы, подчёркивая для себя олицетворяющие метафоры о панаме-подруге, о грызунах-связистах.
Параллельно с чтением у меня открыта программа SASPlanet, где я стараюсь отследить Ваш маршрут. Иногда, правда, сбиваюсь с маршрута. Тогда приходится «наматываю круги» на карте в поисках названий пройденных Вами гор, теснин, перевалов и разного рода лестниц :)
В общем с нетерпением жду продолжения.

• 12 июля 2021, 11:33
Спасибо, что читаете и пишете отзыв. Так у меня появляется стимул писать дальше )) Хочу спросить про программу SASPlanet. Давно ищу что-нибудь, чтобы можно было готовиться к маршрутам имея 3D виузализацию. Эта программа подойдет? Я так поняла, что ее скачать только на компьютер можно? Мобильного приложения нет?

iibragim

• 18 июля 2021, 22:41
Доброго времени суток, Наталья.
Увы, SASPlanet не имеет отношения к 3D :( Ознакомиться с с ней можно здесь , а официальный сайн находится тут
Зато эта программа может скачивать различные карты, сохранять их на компьютере и использоваться их в режиме off-line.
Так же есть развитая структурировання система меток, которую Вы сами для себя создаёте.
Т.к. я путешествую в основном на авто, то для меня дополнительный вес в виде ноутбука необременителен. Зато вне независимости от наличия Интернета у меня всегда есть различные карты, вид из космоса предвартельно скаченные на ноутбук.
Увы, пока нет поддержки Андроида.
Говорят, что можно формировать свою карту из набора различных карт, меток, комментариев, а потом её распечатывать в нужном виде. Но я этим не пользовался.
Различные карты быстро переключаются, что даёт возможность одну точку рассматривать из разных картографических систем.
Можно импортировать треки из различных систем, например, из мобильного телефона файлы типа kml, kmz и множество других.
Ну, в общем лучше один раз скачать, посмотреть и попробовать, чем читать какая это замечательная программа. Учитывая, что она бесплатная, то вообще — must have.
С нетерпением жду продолжения!

• 11 июля 2021, 16:19
. А также дядечку, мирно выгуливающего собачку.
Интересно, а собака тоже по скобам залезла? Или всё-таки есть другая тропа?
А как место силы можно почувствовать? Вот когда тебя током долбанёт — это место силы? Или там ещё сильней долбает?
А так ли необходимо пытаться понять орущих?
Не смогли договориться? К каждому зверю нужен индивидуальный подход.

• 12 июля 2021, 11:39
Пару дней не было Ваших комментариев, даже как-то заскучала )))
На Ильяс-Кая есть несколько вариантов подъема, в том числе без via ferrata. Но мне показалось, что без перил сложнее, получалось что даже легкое лазанье. Где собачка залезла, не могу сказать. Сама удивилась. Лезешь, лезешь, упираешься — бац, а там собачки мирно гуляют.
Орущих я не пыталась понять, просто они делали это организованно и по команде, значит не просто так, а для чего-то…
Со зверушками точно не смогла договориться. Недавно узнала, что заячий помет можно использовать в щепочнице для приготовления еды. Была удивлена и теперь думаю: а как насчет этого договариваться? ))

• 12 июля 2021, 12:46
Пару дней не было Ваших комментариев, даже как-то заскучала )))
Пару дней провёл на даче, жара за 30, надо поливать, ягоды пошли, да и вишню туда привозят подешевле...
Да, что-то и засохших экскрементов горит неплохо, а договориться просто — ты зайцу морковку с капустой, он тебе — первый стул. Люблю зверушек, иногда удаётся с ними договориться…

• 12 июля 2021, 13:33
))) хорошая инструкция, приму на заметку