Новогодняя кутерьма – часть 3. По Чехии: Славонице - Йиндржихув-Градец – Прага / Отчёты об автопутешествиях / Автотуристу.РУ - автопутешествия и автотуризм: отчёты, трассы и дороги, в Европу на машине, прокладка маршрута! 

Авторизация

Зарегистрироваться

Новогодняя кутерьма – часть 3. По Чехии: Славонице - Йиндржихув-Градец – Прага

Часть 1. Готовимся и едем через Польшу: Свидница, замок Ксёнж
Часть 2. По Чехии: Праховские скалы – Йичин – Кутна-Гора — церковь Яна Непомуцкого на Зелена Гора — Тршебич — Тельч
Часть 4. Дрезден, сокровища Цвингера
Часть 5. Дрезден, «Зеленые своды»
Часть 6. «Домо-оооо-ооой!»

Кто город расцарапал? – Памятник советскому солдату. – На 15-й долготе. – Кротек! – Замок над двумя реками. – Чемпион новогодних посещений. – Кто зажег нам елочку такую? — Особенности чешского шопинга.

Шестой день
Чешские города в трех весовых категориях

Даже на фоне изобилующих в этой поездке объектов ЮНЕСКО чешский городок Славонице / Slavonice – всего лишь кандидат на включение в перечень всемирного наследия — не токмо не затерялся, а совсем наоборот: засиял скромным обаянием старинной серой жемчужины в драгоценном оправе потемневшего от времени серебра.

Метафора, согласна, так себе, но вот микроскопический городок на самой границе с Австрией нас действительно порадовал своим непревзойденным очарованием.


Заселились мы в отеле Arkada на главной площади маленького городка.

Как обычно и бывает у сооружений подобного рода, миниатюрность фасада не должна вводить в заблуждение: в глубину старинное здание тянется на много метров, и подозреваю, что наши номера находились в соседнем доме, справа от входа. Вечером в темноте было сложно что-либо разобрать, а с утра открылась приблизительно такая картина из окна гостиничного номера:


Сразу после завтрака выделили час-полтора (как пойдет) на прогулку по исторической части Славонице – благо, размеры этой самой части совсем не устрашающие.


Мы находимся на площади Мира – она в форме вытянутого узкого треугольника. В центре – фонтан, по случаю нового года сдержанно декорированный хвойными лапами.


Справа от нашего отеля – два ренессансных дома с украшенными в технике сграффито фасадами.
Пока что это просто имитация объема крупноблочной кладки разных цветов: серой, охряной, желто-песочной.
Но по мере продвижения этот однотипный рисунок разбавляется домами с сюжетными картинами.



Техника сграффито, как ясно из названия, распространилась по Европе из Италии.
Из Италии много что пришло и повсеместно укоренилось, но вот техника сграффито в настоящее время практически не используется, хотя исторические дома с процарапанными (а слово сграффито по-итальянски именно это и обозначает) по штукатурке двуцветными рисунками – достойное украшение города со старинной историей.

Штукатурка, как видно по боковым стенкам домов, не прошедшим реставрацию, — материал крайне уязвимый:


Но большинство домов на площади Мира выглядят ухоженными и подновленными:

Информационный стенд также не выбивается из общего ряда:


Вернулись тем же путем к своему отелю и дальше – несколько шагов до Horni Namesti. Название этой площади некоторые интернет-источники безапелляционно перевели как Горная – но что-то сомневаюсь и подозреваю: площадь эта — самая что ни на есть Верхняя.

Она очень необычна: на схеме виден своеобразный островок в ее центре – это комплекс замкнутых кольцом зданий с высокой колокольней церкви Вознесения Девы Марии (Nanebevzetí Panny Marie).



Увидеть прекрасные фрески внутри церкви нам не довелось, все было наглухо закрыто.
Зато дома на этой самой «Хорни намести» нас просто ошеломили: все, что было до этого, теперь казалось просто «разминочным рюмашом» перед основным блюдом!

Поначалу все было сдержанно, сграффито уступили место одноцветным фасадам – правда, оживленным эркерами, аркадами, изломанными линиями.




И вдруг открывшаяся перед глазами площадь проявилась во всей своей графичной красоте и мощи:


Каждый новый дом кажется прихотливее и изысканнее своего соседа:




Сдержанная цветовая палитра только добавляет благородства этим почтенным строениям.



Как это ни странно, но глядя на эти памятники эпохи проще всего было представить себя где-нибудь в Венеции.


Я сдуру отправилась на прогулку по Славонице без очков, и очень жалела, что от меня ускользают детали повествования, которое разворачивалось на фасадах, как на страницах драгоценных старинных фолиантов:


Конечно, здесь нужен был знающий гид: явно же, что каждая стена – это законченный цельный рассказ о короле, рыцаре или еще каком-нибудь примечательном персонаже средневековой хроники.
Для усиления нарративного эффекта некоторые фрагменты такого «комикса» снабжены приличествующими случаю надписями.


При ближайшем рассмотрении хорошо заметно, как такая красота создается: изображение процарапывается на белой штукатурке до основного фона – серого или любого другого, но сдержанного по цветовой гамме.


Стоило сойти в сторону от Верхней площади – как характер домов сразу поменялся: шикарные особняки знати и богатых купцов сменились домами ремесленников и простых горожан, не перегруженными лишними деталями.



Вот, кстати, витрина, красноречиво повествующая о существовавшей здесь когда-то мастерской по ремонту и изготовлению обуви:


Ну, и почему-то классики русской литературы)))


В этой же части города встречаются несколько панно в технике, прославившей городок Славонице, — но это, кажется, современные творения:


По дороге к кладбищу с маленькой церковкой…


…находятся два примечательных памятника:



Сказать, что мы покинули крошечный Славонице с воодушевлением, — это практически ничего не сказать.

Не без сожаления я отправилась в путь по направлению к Праге. Будь моя воля, я бы и вовсе ее обошла, но среди нас был человек, до этого чешской столице – как и в других столицах, впрочем, — не бывавший.

При разработке маршрута я отметила на выбор три места, которыми можно было бы разнообразить дорогу в этот день:
«Йиндржихув-Градец: Замок Йиндржихув — третий по величине замок Чехии. Табор — памятники Яну Гусу и Яну Жижке, гот. собор Преображения Господня, Ратуша – вход в подземелья, гуситский музей, готический зал (второй по величине в стране). Конопиште – замок Франца-Фердинанда».

Конопиште, замок – мечта таксидермиста, был закрыт по причине зимнего сезона. От комментариев воздержусь.
Для Табора пары часов было явно маловато.
Поэтому выбор пал на совершенно немыслимое для русского с фонетической точки зрения название — Йиндржихув-Градец.
До сих пор жалко, что не получилось сделать фотографию панорамы города над Hamersky potok, так что первая фотография города — с площади Мира (как и в Славонице), где мы оплатили парковку на два часа.
Это, конечно, удобно – но припаркованные машины явно портят вид на разноцветные дома с пышными фасадами и неожиданно роскошную колонну Святой Троицы.






В одном из таких домиков на площади спустя два часа мы закупимся в качестве сувениров для знакомых взрослых и детей продукцией знаменитой чешской компании Koh-i-Noor. Во времена моего детства любой самый несчастный ластик этой фирмы был желанным предметом, а уж обладатели целого набора пастели или фломастеров из самой Чехословакии автоматически становились субъектами невольной зависти менее продвинутых одноклассников.
Я была бы готова списать свою ностальгию по кохиноровской продукции признакам неумолимо надвигающейся … гм, зрелости, но даже молодые члены нашей команды вдруг проявили неожиданный азарт и с восторгом набрали всякой мелочевки – причем с милейшим Кротеком)))


Но это – чуть позже, а пока мы продвигаемся от площади Мира по улице Svatojanska к костёлу Иоанна Крестителя — Kostel svatého Jana Křtitele:


«Построенный в XIV в. храм считается одним из лучших образцов готической архитектуры в стране. Не менее интересно и внутреннее убранство храма, в первую очередь своими замечательными фресками, возраст которых составляет более 6-ти столетий. На верхнем ярусе трансепта костёла установлены скульптуры 12 учеников Христа, выполненные в человеческий рост. В обстановке храма также до сих пор преобладает старинная мебель эпохи Ренессанса и барокко».

Нам остается поверить на слово: зимой туристу в Чехии непросто попасть внутрь куда бы то ни было.
Поэтому мы поворачиваем налево и движемся дальше по неуклонно искривляющейся улице Štitneho…


…пока не попадаем на пешеходную оживленную улицу Panska, на которой сплошь магазинчики и ресторанчики.
Улица совсем небольшая: в конце хорошо видна колонна Святой Троицы на площади Мира, где мы оставили машину:


Panska улица соединяет две площади: вторая носит самое распространенное в Чехии название…
Совершенно верно – Масариково намести. От площади начинается небольшой парк — Husovy sady.


Несколько минут – и вот мы уже на территории монастыря Святой Екатерины, где ни единой живой души не видно и не слышно.


Вернувшись на площадь имени первого президента Чехословацкой Республики, мы более детально ознакомились с картой достопримечательностей и поняли, что лучше двигать в противоположную сторону – к замку.


Путь лежит мимо храма Успенья Пресвятой Богородицы.


Он примечателен тем, что через него проходит меридиан, по которому определяется среднеевропейское время. Об этом обстоятельстве напоминает памятная табличка, установленная на стене костёла, а также массивный рельс, олицетворяющий этот самый меридиан.


Одно из окрестных заведений воспользовалось столь прекрасным информационным поводом для придания колорита и уникальности своему заведению:


Что ж, на иеррском «нулевом меридиане» мы побывали – отчего бы не добавить к своей коллекции еще одно примечательное место.

В непосредственной близости от храма Успенья Пресвятой Богородицы находится очень любопытное учреждение — в здании бывшего иезуитского колледжа, основанного в 1564 году, в конце XX века был открыт Музей фотографии и современных визуальных средств. Основу его коллекции составляют фотоснимки, иллюстрирующие повседневную жизнь чешского общества и основные исторические события.
Вот сюда надо было заходить однозначно, вообще не понимаю, как мы этого не сделали. Затмение разума.



Один из самых обаятельных уголков города – на улице Dobrjvskeho, там еще находится маленький ресторан и отель четыре звезды White Lady.


Отсюда открывается красивый вид на Мельничную улицу, повторяющую изгибы реки Гамершки:


Если идти вдоль русла реки, сквозь обнаженные кроны деревьев во всей своей красе предстанет замок Йиндржиху — третий по величине замок Чехии:


Он был заложен на месте старой крепости у слияния рек Нежарки и Гамершки в 1220 году, но с тех пор замок прирастал все новыми и новыми постройками в духе разных эпох и стилей: «к 1270 году здесь были построены готический дворец и две башни: Чёрная и Менхартка, в XVII в. в стиле высокого Ренессансы были возведены Испанское крыло, дворец Адама и соединяющая их арочная галерея».

Особо выделяется в небольшом парке, окружающем замок, итальянский павильон-ротонда Рондель (1561):


Улица, огибающая замок, так и называется – Pod hradem.


С мостика через реку Нежарку замок предстает во всей своей красе и разношерстности:


Подводя итоги знакомства с городом Йиндржихув-Градец, могу признать всю степень его недоосвоенности.
А именно.
Три музея требуют непременного посещения: помимо уже вышеупомянутого национального музея фотографии, мы не зашли непосредственно в замок (а ведь среди 10 тысяч произведений искусства различных эпох, выставленных в его 320 залах, есть удивительная портретная галерея собак). Кроме того, интерес вызывает и Краеведческий музей — Muzeum Jindřichohradecka, расположенный в бывшей семинарии иезуитов на Балбиновой площади. В его фондах хранится более 100000 экспонатов исторической и художественной ценности, разделы экспозиции посвящены истории гильдий и ремёсел южной Чехии, истории оружия, фармацевтики и книгоиздания, аристократическому и народному быту.

Так что однозначно этот город, как и соседний Табор, буду иметь в виду на будущее.

Вообще интересно получилось: в этот день перед нами предстали города в трех весовых категориях – крошечный Славонице – средней вместимости Йиндржихув-Градец – и столичная Прага.

Сунуться в Прагу второго января, пока не спал накал новогодних праздников, — крайнее безрассудство. Но мы на него пошли.

В Праге нашелся более-менее приемлемый вариант размещения для нас пятерых – двухместный номер и трехместный двухкомнатный номер в Hotel & Residence Royal Standard.
В новогодние каникулы 2014 года мы жили в двух минутах ходьбы от Староместской площади, и даже по тому курсу заплатили какие-то громадные деньжищи, да еще и машина наша стояла на окраине. Здесь вариант на один вечер был более чем приемлемый: на Rasinovo Nabrezi.
Из окна открывался вид на Влтаву, Пражский град и снующих чаек.


Близилось к завершению наше пребывание в Чехии – а колоритная чешская еда от нас все ускользала. Поэтому для ударной дозы колорита в духе «пиво – рулька – кнедлики» отправились в самое развесистое и угарное туристическое заведение – «У Флеку».

Даже наши трезвенники слегка пригубили темного пива и лизнули разносимых конвейером настоек, что уж говорить обо мне.

От заведения, как и в целом от Праги, осталось двойственное впечатление: кажется, что вся эта конструкция вот-вот обрушится под собственным весом. Боюсь, что мы окончательно одичали и отвыкли от многолюдства в наших поездках по Канарам, но прочувствовать какое-либо очарование Праги в районе Карлова моста сейчас совершенно невозможно.

— Думала, затопчут или в реку уронят, — доверительно поделилась впечатлениями от новогодней ночи продавщица традиционных трдло и глинтвейна в крошечной забегаловке под Карловым мостом, где мы уселись усугубить выпитое и съеденное ранее.

От многолюдной толпы мы умотали в пустынный (по вечернему времени) Пражский град.


Забрести на Староместскую площадь было, все-таки, необходимо. Незадолго до нового года я читала большую статью в «Российской газете» о чешском «волшебнике» — предпринимателе Якубе Олберте, который сделал многомиллионный бизнес на «елочных» проектах.

«Якуб и его команда уже давно оформляют к Рождеству и Новому году центр Праги: Старомак, Вацлавку, площадь Республики.
— Помог случай, — вспоминает он. — Тринадцать лет назад елка на площади не устояла перед порывом сильного ветра. Конечно, это было ЧП. Можно сказать, на головы туристов свалилась самая главная ель центральной Европы. Тогда магистрат объявил тендер, и мы его выиграли, предложив целый ряд революционных идей. Они касались всего: музыки, оформления, света, анимации… С тех пор нам неизменно доверяют — опять-таки потому, что каждый год мы приходим с новыми предложениями. Например, в этом году оформление ярмарочного городка будет посвящено историческим персонажам, среди которых короли Карл IV и Рудольф II, знаменитый пражский писатель Франц Кафка. А музыкальное сопровождение доверено композитору Бедржиху Сметане, его знаменитой симфонической поэме «Влтава»
».

Крайне примечательно, что работа над новой елкой начинается… в январе:

«- Мы начинаем работу в январе, и первые два-три месяца уходят на поиски главных тем. Потом определяем хедлайнеров, то есть исторических персонажей. Вслед за этим наши восемь дизайнеров садятся вместе с представителями заказчика и ярмарочного городка, начинают обсуждать концепцию оформления. Тут неизбежны жаркие споры. Например, в связи с 700-летием со дня рождения Карла IV мы хотели обязательно пристегнуть к Рождеству важный для всех чехов персонаж, но долго не могли понять, каким образом это сделать. Готика, средневековье, все это плохо вяжется с праздником. Пошли в библиотеки, подняли архивы и в итоге нашли выход.
Потом наступает черед подбора музыки. Летом работаем с образцами материалов, их много: дерево, пластик, электрика… Когда все согласовано и утверждено, то наши дизайнеры делают макет в формате 3D. Ну а дальше в дело включаются мастера производственных цехов. И к ноябрю все готово
».
Ну как тут можно было пропустить такую елочку?!
И вот мы ее посмотрели собственными глазами: красавица – да и только!



Кстати, похожа на саму себя в 2014 году.
И еще в этом году Якоб и его команда создали необыкновенную 16-метровую ель в Екатеринбурге: она украшена фигурками животных, а внутри нее находится настоящий штаб (или офис) Деда Мороза.

День седьмой
Есть и ситец, и парча


В этот день мы переезжали в Дрезден, но прежде чем покинуть Чехию, надо было заскочить за покупками. Для этих целей я определила Fashion Arena Prague Outlet
(Zamenhofova 440 108 00 Praha 10 – Štěrboholy GPS: 50°4’26.693”N, 14°32’22.446”E)

Супербрендов на его территории нет, но наличествующие Gant, Tommy Hiffiger, Ralph Lauren и прочие марки давали надежду приодеться прилично за адекватные деньги.
В переводе на русские деньги: длинный мужской пуховик Tommy Hiffiger – 20000 рублей, джинсы Ralph Lauren мужские – 3000-4000 рублей, повседневные рубашки и х/б джемперы мужские Lee – 600-1000 рублей.

На втором этаже информационного центра можно оформить такс-фри, деньги возвращают сразу же наличными в чешских кронах. Как следует из информационного буклета, если в течение определенного времени не пришло подтверждение с пункта пересечения границы с проштампованными на таможне бумагами – с кредитной карты спишут всю сумму плюс 20 процентов штрафа.

О нашем общении с таможней на пункте пропуска Тересполь я еще наябедничаю, а пока что отправляемся в соседнее государство навстречу прекрасному и вкусному.

Часть 4. Дрезден, сокровища Цвингера

Комментарии (7)

RSS свернуть / развернуть
+
2
+ -
avatar

BVD64

  • 8 февраля 2018, 06:04
Даже не скажу откуда у меня появилась необъяснимая приязнь к брусчатке (а в наших краях такой вид мощения улиц — б-о-о-льшая редкость, да и то появившаяся в последние 10-15 лет), но мне она очень нравится. Вот и здесь чешская глубинка порадовала! Причём, вкупе с окружающей архитектурой — городки весьма запоминающиеся!
Был рад свиданию с «милейшим Кротеком» — вернулся (мысленно) чуть ли не на полвека назад: о, ностальгия!
«У Флеку» — заведение разухабистое, да и атмосфера колоритная, но очень уж туристическое. Но побывать там стоило однозначно!
Спасибо, Света, большое, было очень интересно!
+
2
+ -
avatar

begun12

  • 8 февраля 2018, 09:44
Был рад свиданию с «милейшим Кротеком» — вернулся (мысленно) чуть ли не на полвека назад: о, ностальгия!
— из всех корифеев мультфильмов стран бывшего соцлагеря, включая Кржемелика и Вахмурку, Лелека и Болека, да и самого Рекса тоже — Кротек был лучшим! Адназначна! А уж как он хихикал вместе со своими друзьями (пишут, что задорный смех озвучивали маленькие дочки режиссера) — никакой Маше такое не под силу!
Рада, что смогла немного порадовать своим рассказом, хотела ограничиться одной-двумя частями — но опять раскатала целую эпопею))) так что спасибо за отзыв!
+
1
+ -
avatar

BVD64

  • 8 февраля 2018, 11:42
Рада, что смогла немного порадовать своим рассказом, хотела ограничиться одной-двумя частями — но опять раскатала целую эпопею)))

И это здорово! А я вот никак не могу собрать силы на на отчёт о Праге. :(
+
1
+ -
avatar

begun12

  • 8 февраля 2018, 12:20
никак не могу собрать силы на на отчёт
— «Главное, взять — и за ум взяться!»
+
3
+ -
avatar

Miquel

  • 8 февраля 2018, 15:08
Техника сграффито, как ясно из названия, распространилась по Европе из Италии.


К привеликому сожалению, до российских заборов она докатилась в уродливом свинском виде. Всегда хочется заглянуть под черепную коробку этим великовозрастным недоумкам, чтобы понять, что руководит их желаниями. Но прости, что-то подумалось просто.

Во времена моего детства любой самый несчастный ластик этой фирмы был желанным предметом


Именно им ты стёрла всех людей с городских улиц? -))) Кстати, очень даже хорошо получилось. Смотриться непривычно, испытываешь некое оцепенение. По-моему это Кинг придумал? На несколько секунд в прошлое, где уже нет людей, но кофе ещё горячий…
+
3
+ -
avatar

begun12

  • 8 февраля 2018, 15:16
Неправда, есть люди!
На Панской улице и Под градом! Там парочка шла симпатишно под зонтиком, их великодушно оставили)))
А так — да, я же говорила, что мы мизантропы ещё те… у нас везде безлюдье…
+
2
+ -
avatar

Miquel

  • 8 февраля 2018, 15:39
Да, разноуровневую парочку я оценил! Зонтик вот только не всем достался. ))) И правда симпатишно!

Внимание!

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии непосредственно на сайте. Советуем Вам зарегистрироваться (это займёт 1 минуту) и получить тем самым множество привилегий на сайте!

Можно также оставить комментарий через форму "ВКонтакте" ниже, но при этом автор публикации не получит уведомление о новом комментарии.