Часть 1. Готовимся и едем через Польшу: Свидница, замок Ксёнж
Часть 2. По Чехии: Праховские скалы – Йичин – Кутна-Гора — церковь Яна Непомуцкого на Зелена Гора — Тршебич — Тельч
Часть 3. По Чехии: Славонице — Йиндржихув-Градец – Прага
Часть 4. Дрезден, сокровища Цвингера
Вид сверху лучше, – Церковь-феникс. – Schlossstrasse. – Сдаем деньги и документы. – А ведь это все могло быть нашим! – Во дворце всегда есть место токарному станку. – Техника пития из страуса. – Кто достоин имени «Дрезденский зеленый»? – «Выйду ночью в поле с конем». – Паруса слоновой кости, золотые гвоздики. — «Двор Великого Могола».
Прежде чем продолжить «утюжить» сокровищницы Дрездена…
…предлагаю бросить взгляд на город с высоты смотровой площадки Фрауенкирхе:
День девятый
«Как я это богатство люблю и уважаю!»
Пять лет в новогоднюю поездку приходилось сражаться с погодой: то снег, то мороз, то ледяной дождь. Вот и решили спрятаться в музеях Дрездена от неизбежных превратностей зимы. Но, по счастью, в столице Саксонии нам дивно повезло: холодный дождь весь пролился в первый же вечер, а в остальные три дня погода радовала теплом – 4-8 градусов, и даже солнце местами.
Вот только центр города – в масштабной реконструкции, приходилось выкручиваться, чтобы в кадр не попали следы бурной деятельности немецких строителей и реставраторов.
Хотя как этого избежать, если трехсотлетний мост Августа, соединяющий Альтштадт и Нойштадт, – весь сплошь в веселеньком желтом заборчике, да и громадина башенного крана гармонии пейзажу не придает.
И все же мы попытались мысленно стереть эти помехи и окинуть взором панораму ни на что не похожего Дрездена с той самой точки, которую Каналетто любил выбирать для создания своих
прекрасных ведутов. Это знаменитый вид на так называемый «балкон Европы» — террасу Брюля. Нда, без моста Августа вид не тот.
Поэтому по соседнему мосту – современному, для автомобильного транспорта, – перебираемся в так понравившуюся нам парковку под Фрауенкирхе.
Кстати говоря, здесь же, на площади, в одном из торговых центров располагается магазин нежно любимой мной марки Van Laack. Цены – как в Москве, а с учетом скидки и такс-фри получилось вполне приемлемо и приятно.
Отметили покупку стаканом глинтвейна на рождественском базаре, расположенном во внутреннем дворе замка – сразу за прославленной картиной Fűrstenzug:
Порадовав душеньку материальными ценностями, можно было с чистым сердцем обратиться к более возвышенным вещам: как в прямом смысле, так и переносном.
Поднимаемся на купол
Фрауенкирхе:
Даже сумасшедший ветер на открытой смотровой площадке по периметру купола не сразу загоняет нас обратно – красота открывается просто неимоверная! Пожалуй, этот вид я смело добавляю в личный рейтинг самых красивых городских панорам с высоты церковных башен – в нем еще виды с Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге, Старой церкви в нидерландском
Делфте и Базилики в венгерском
Эстергоме.
Здорово, что при входе посетителю вручают буклет на родном языке, который разворачивается в широкую панораму, где каждое примечательное здание промаркировано и подписано. Главное – не уронить на ветру шпаргалку!
Сверху масштабы реконструкции исторического центра Дрездена очень хорошо заметны: до сих пор пустуют несколько кварталов, ожидающие своей очереди.
Когда я была на экскурсии в Дрездене десять лет назад, наш чудо-гид рассказывал о послевоенной судьбе Дрездена. Показывал фотографии, сделанные в начале 1980-х годов на пустыре, где сейчас высится восстановленная Фрауенкирхе: там козы пасутся и нет ничего, кроме развалин. Прошло 35 лет – и снова Дрезден не узнать: он вернул себе былое великолепие. Но с высоты птичьего полета видно: вот эти «проплешины», напоминающие о трагедии второй мировой войны, упорные немцы тоже ликвидируют.
Сверху хорошо виден купол дворца-резиденции, куда нам сегодня предстоит отправиться:
Но сперва – заглянем внутрь Фрауенкирхе.
Я не буду приводить общеизвестные факты о гибели самой величественной дрезденской церкви, о возрождении этого пышного здания буквально из руин. Мне кажется, что это было очень символично для немцев и их самосознания: воскресить, воссоздать, открыть новую страницу, гордиться и помнить.
Главное достоинство исторической части Дрездена, на мой взгляд, — это предельная концентрированность всех достопримечательностей на ограниченном пространстве. Здесь просто ртутная насыщенность исторических зданий и памятников эпохи барокко на квадратную единицу площади.
Дрезден легко рифмуется с эпитетами на букву в:
великолепный, величественный, восхитительный, волшебный.
Однозначный плюс в посещении Дрездена – это то обстоятельство, что он не дрогнул под натиском мультикультурализма, потихоньку превратившего ряд европейских городов в некое подобие «Европейского халифата» (сказала не я – Пелевин, я так не додумалась бы). В Дрездене ты в полной мере ощущаешь себя в европейском городе.
Даже китайских туристов там немного, а, как известно, столкнуться с этими приятными ребятами, когда они штурмуют туристический объект, чревато легкими физическими травмами. Попасть под танк с китайцами – это гарантировать себе потрясение (в Швейцарии был опыт, и еще в Нойшванштайне).
Зато сказать, что на новогодние каникулы в Дрездене много русских – это неправильно. На новогодних каникулах в 2018 году в Дрездене были ОДНИ русские. В Галерее Старых мастеров было стопроцентное впечатление, что ты в Москве или Питере – сплошь русская речь вокруг.
В общем, Дрезден – очень приятный для посещения город, легкий, гостеприимный, покидать его совершенно не хотелось.
Переходим к главной цели сегодняшнего дня.
Если вчера мы «окучили» пункты 1-3 на карте-схеме исторических достопримечательностей, то сегодня, если повезет, надо «освоить» пункты 4-10.
Перед одним из входов во
дворец-резиденцию…
…расположен исторический макет этого комплекса зданий, на котором не без улыбки читается название: Schlossstrasse – количество s именно такое! А все потому, что на месте тройного повтора должна быть вот такая буква – ß.
На макете по естественным причинам не изображен купол, который по традиции многих европейских музеев (в галерее Альбертина в Вене, например, подобный) накрывает внутренний двор с билетными кассами.
Пока Андрей фотографировал трогательную сцену с распевающими рождественские песни детишками, я купила билеты и теперь стояла с ДВУМЯ такими длиннющими полосками…
… и думала, куда я так лихо потратил 42 евро.
А все потому, что купила комбинированный билет, который действителен для всех экспозиций, включая
Исторические зеленые своды/.
Прежде чем войти в эту часть экспозиции, расположенную на первом этаже дворца, мы оставили верхнюю одежду в гардеробе. Но сразу же при входе нас развернули и отправили снова в камеру хранения: в помещения Исторических зеленых сводов нельзя входить ни с чем в руках. Ни сумок, ни фотоаппаратов – НИ-ЧЕ-ГО. Я все-таки попыталась втиснуть паспорт в карман джинсов, потому что никто не заставит меня за границей оставить документы в ящичке, наверняка открывающемся зубочисткой. При условии, что «администрация не несет ответственности».
В общем, это было из неприятных впечатлений: ну ладно там большие сумки-рюкзаки, но уж женскую сумочку с документами, деньгами, карточками не разрешить?!
Дальше – больше. Пока мы раздевались – нас уже поджидали: билеты здесь продаются на определенное время. Прежде чем впустить внутрь, посетителя пропускают через систему защитных шлюзов: одна дверь открывается – другая закрывается.
Внутри, как понятно, фотосъемка категорически запрещена.
Меры безопасности – примерно как в Алмазном фонде в московском Кремле, который охраняется Гохраном. А все потому, что произведения ювелирного искусства здесь выставлены не в витринах, а на открытых консолях. Подойти к ним можно на расстояние примерно метр двадцать – я в этот раз не забыла очки, так что мне было отл.
Экспозиция первой анфилады комнат выстроена по принципу крещендо – по нарастанию ценности выставленных предметов: янтарный кабинет – зал слоновой кости – зал белого серебра – зал позолоченного серебра – зал драгоценностей.
После последнего самого роскошного и большого зала посетитель поворачивает в следующую анфиладу комнат и двигается к выходу.
Аудиогид на русском языке подробно рассказывает о представленных произведениях ювелирного искусства, но обращает на себя внимание тот факт, что сегодня Исторические зеленые своды «уже не те»: что-то из собрания перекочевало в Новые зеленые своды – это здесь же, на втором этаже, что-то было утрачено, а какие-то предметы пошли с позволения владельцев на государственные нужды в военных целях – еще при Августе Сильном значительная часть коллекции серебра была переплавлена.
Но основной урон был нанесен во время второй мировой войны: во время бомбардировки союзнических войск три помещения (Гербовый кабинет, Зал драгоценностей и Кабинет бронзы) стали жертвами пожара. «Каким-то чудом, благодаря в том числе и противопожарным установкам, спроектированным еще Августом Сильным, железным дверям и ставням пяти другим залам удалось избежать этой участи».
После войны коллекция «Грюнес Гевёльбе» была перевезена в СССР: в сейфах государственного банка и в запасниках ленинградских и киевских музеев она оставалась до 1958 года, когда по приказу советского правительства сокровища саксонских курфюрстов вернулись в новую Германию – ГДР.
Среди впечатляющих экспонатов коллекции Исторических зеленых сводов –изделия из драгоценных металлов, украшенные перламутром, горным хрусталем, кубки из страусиных яиц и кокосовых орехов (их считали редкими диковинками, произрастающими на морском дне, и не брезговали резной орех оправлять в золото), сверкающие эмалевые блюда с каменьями – глаза просто разбегаются от блеска и великолепия. Причем драгоценности эти многократно умножены зеркалами (фото, естественно, из интернета).
Даже относительно скромные предметы из собрания слоновой кости – уникальные исторические артефакты: саксонские князья из поколения в поколение предавались увлекательному хобби — токарному делу, и в дворцовых помещениях всегда находилось место для токарного станка, где очередной Август мог попробовать создать что-то в духе работ своих высококвалифицированных мастеров.
Сверканию утонченных кубков из позолоченного серебра есть свое объяснение: такие сосуды изготавливали путем наслоения нескольких кропотливо отчеканенных поверхностей.
Были и совсем необычные кубки: в виде святого Георгия на коне, сражающегося с драконом. Кубок имеет в высоту 52 сантиметра, головы коня, всадника и дракона можно снять, и тогда их тела образуют три смежных сосуда. Как говорится в книге Дирка Зиндрама, «тот, кто хотел пить из этого тяжелого сосуда, должен был справиться только с одной проблемой – не пролить содержимое. Но ее можно было решить, обнаружив, что всадник только прикреплен к спине лошади и его можно снять».
«Еще в 1562 году нюрнбергский пастор Матезиус бранил экстравагантность и расточительство традиционных застолий того времени: «Нынче герои пития пьют из кораблей, мельниц, груш, яблок, обезьян и петухов, павлинов, львов, оленей, медведей, лошадей, сов, страусов и лебедей, монахов и крестьян, из мышат, и лягушек, и неведомых зверушек, выдуманных чертом на гнев Бога и неба». Целые поколения саксонских курфюрстов увлеченно собирали такие сосуды».
Судя по экспозиции обеих частей Грюнес Гевёльбе, собирательство это было более чем успешным.
В Зеленых сводах выставлена целая «стая» сосудов, изображающих страусов:
«Статуэтки птиц, которых можно использовать как сосуды для питья, имеют подвижные крылья на шарнирах, а если снять головы, то из них можно пить. Но у пьющего из такого сосуда возникают трудности. Через длинную узкую шею воздух, идущий за жидкостью, с трудом попадает в пузатое яйцо, и жидкость достигает рта толчками. Но это еще не все, растерянного пользователя ожидает еще одна штука: когда он опрокидывает птицу, чтобы попытаться из нее выпить, по лицу его вдруг бьют страусиные крылья. Опытные гости курфюрста знали, что этих птиц лучше держать при питье за заднюю часть».
Целая витрина драгоценных бутылок рубинового стекла занимает почетное место в зале драгоценностей: глубокий винный цвет достигался путем добавления в стеклянную массу хлоридов золота.
Из Пруссии в Саксонию и в остальные германские княжества попадали изысканные изделия из янтаря, и если янтарные шахматы на янтарной доске еще как-то укладываются в сознании, то объемистые пузатые кружки и даже целые кубки из янтаря, убранного золотом и алмазами, — это выше понимания.
Особое место занимает зал ювелирных украшений: в специальных стеклянных витринах выставлено девять драгоценных гарнитуров.
Один гарнитур насчитывает множество предметов: пуговицы большие, средние и малые (для кафтанов, жилетов, рубашек), запонки для манжет, пряжки (на туфли, подколенники, для портупеи), шляпные украшения, аксельбанты, ордена, драгоценное оружие (шпага или охотничий нож), табакерки и часы, а также могут присутствовать еще записная книжка, плеть, эполеты…
В каждый гарнитур обязательно входили два ордена – Золотого Руна и Белого Орла, примерно такие:
Каждый гарнитур выполнен в определенном стиле.
Самый старый из них – сапфировый, в который, однако, входят еще аметисты и горный хрусталь.
Есть еще рубиновый гарнитур, черепаховый, изумрудный, карнеоловый, агатовый, бриллиантовый, алмазный, топазовый.
Наидрагоценнейшим из них был, конечно, бриллиантовый гарнитур. В нем блистал уникальный камень, который, как все великие бриллианты, наречен собственным именем – «Дрезденский зеленый». Сейчас его разлучили с остальным гарнитуром – бриллиант в 41 карат уникального зеленого оттенка выставлен в отдельном зале Новых зеленых сводов, и его как раз можно фотографировать, вот только полутьма не дает:
Я упомянула лишь малую часть сокровищ, представленных в Исторических зеленых сводах, но смысл понятен: «Как же я это богатство люблю и уважаю».
Благополучно забрав из камеры хранения свои ценные вещи и документы, можно было не спеша насладиться остальными частями экспозиции.
Новые Зеленые своды расположены ровно над Историческими – на втором этаже:
Но здесь уже мы обошлись без аудиогида, поскольку в залог у нас потребовали паспорт или водительские права. Я категорически против такого рода обмена, так что наслаждались увиденным по наитию, оперировали информационными брошюрами и еще напоследок купили интересную и грамотно составленную книгу, которую я нещадно использую в этом отчете.
Судя по синеве за окном, на Дрезден потихоньку опускался ранний зимний вечер, а нам еще немало оставалось смотреть.
С
Гравюрным кабинетом мы разделались за пару минут: представленная в этой части экспозиции временная выставка какой-то немецкой художницы 1920-х годов производила тягостное впечатление.
А вот на выставочные работы Мунка нам везет уже второй раз: видимо, как компенсация за неработающие в
момент нашего приезда в Осло музеи.
В
Нумизматическом кабинете задержались чуть дольше — но не хватило заинтересованности и знаний.
Десять лет назад я уже посещала
Оружейную палату в Дрездене: тогда это было богатое – но компактное собрание драгоценных воинских доспехов и исторического оружия. Теперь же, когда реконструкция дворца-резиденции уже, в основном, завершена, собрание разнесли на гораздо большие площади, восточное оружие выделили отдельно в
«Турецкую палату»…
… добавили экспонатов из «закромов» — и посетитель вынужден гонять по бесконечным залам, с каждым новым поворотом открывая для себя все новые и новые штабеля пистолетов и копий разной степени разукрашенности.
Любая попытка сколь-либо системно представить выставленные реликвии обречена на провал: их там тыщщи.
Но вот так называемый Зал великанов – безусловная находка музейных работников:
Хотя нашего человека, смотревшего «Стариков-разбойников», некоторые экспозиционные решения способны ввергнуть через несколько часов блуждания по музейным залам в состояние истерического хихиканья:
«Комплекты» из доспехов для коня и всадника: «Выйду ночью в поле с конем».
«На фига эта экскурсия коню?!»
Как бы ни было здесь прекрасно, но до окончания работы музея остается меньше двух часов – подбираемся к еще одной сокровищнице.
Итак,
Новые зеленые своды.
То есть еще десять залов и два кабинета, битком набитых сверкающими кубками, блюдами, статуэтками, часами, шкатулками, украшениями, вазами и прочими излишествами.
На этом фоне как-то поначалу слегка теряются менее драгоценнометаллические предметы, но потом приходит осознание: ложечки-то – из хрупкого горного хрусталя вырезаны, да к тому же на них еще и рисунок выгравирован.
Но меня убили стеклянные предметы, выполненные венецианскими мастерами.
Вот как можно четыреста лет назад вручную, без всяких компьютерных расчетов, нанести на поверхность идеально ровную разметку?!
Среди самых фантастически изощренных экспонатов коллекции – подвеска с вишневой косточкой, на поверхности которой мастер вырезал 160 человеческих лиц!
В честь этого чуда даже марку выпустили:
Особую группу в зале шедевров Кунсткамеры составляют миниатюрные, но богато украшенные статуэтки, основу которой составляют большие жемчужины неправильной формы. Зачастую они выполнены в шуточном ключе. Например, одна изображает веселого повара, играющего на решетке для жарения, как на скрипке. Большинство этих забавных, но ценных фигурок изготавливалось в Берлине. Но именно эту Испанскую танцовщицу выполнил дрезденский мастер Иоганн Келлер:
Одно из самых прекрасных произведений в коллекции – парусный фрегат из слоновой кости, точная копия существующих тогда кораблей. Статный корабль с раздутыми парусами, с золотым такелажем, по которому карабкаются крошечные матросы из слоновой кости, с пушками и якорем, гордо несет бог морей, окруженный своими подданными.
Апофеоз пышности и драгоценного блеска – настольная инсталляция «Двор Великого Могола».
Сюжет: властитель сказочно богатой Индии устраивает прием во дворце по случаю своего дня рождения, а великие князья и влиятельные вельможи преподносят ему богатые дары.
Для единственного в своем роде произведения ювелирного искусства, равных которому нет в музейных собраниях, было создано 132 фигуры и 32 подарочных предмета.
Сегодня «Двор» украшают 4909 алмазов, 160 рубинов, 164 изумруда, 1 сапфир, 16 жемчужин и 2 камеи, а изначально было еще на 391 драгоценный камень больше!
Фантазия мастера ограничивалась научным подходом: за основу ювелир взял иллюстрации из книг о путешествиях, а также современные этнографические, археологические и искусствоведческие донесения.
«Зал путешествующих драгоценностей» полностью оправдывает свое название: в витринах здесь можно увидеть, как произведения декоративного и ювелирного искусства транспортировали – в футлярах ценных пород дерева, обитых изнутри мягким материалом и шелком.
Полуослепнув от сверкания, мы вынуждены были признать: сокровища саксонских властителей не уступают, как минимум, габсбургским, полюбоваться которыми можно в Вене в
Kunstkammer.
С боем часов и под закрывающиеся двери мы покинули здание дворца.
После такого великолепия для завершающего ужина было выбрано место, как нельзя более подходящее для этого торжественного события: в ресторане, расположенном в здании самого настоящего дворца –
Coselpalais.
Дворец Козель не теряется даже на великолепном фоне исторического центра Дрездена. Если о каждом здании здесь можно рассказывать истории, то и дворец Козеля не является исключением:
«Дворец Козель находиться в центре города Дрездена рядом с церковь. Св. Марии и Академией Искусств. Тем не менее – это мало известная достопримечательность Дрездена. Великолепное здание в стиле рококо построено в 1746 году на месте бывшей пороховой башни.
Этот дворец является типичным примеров многочисленных дворцов для проживания аристократии Дрездена. Он богато украшен лепниной и скульптурными группами. Вазы с гирляндами и очаровательные амурчики эффектно расположились на фасаде и на воротах дворца.
После Семилетней войны в 18 веке дворец был куплен сыном Августа Сильного и Графини Козель – Графом Фридрихом Августом Козелем. Граф Козель велел отреставрировать и дополнительно украсить дворец римскими доспехами и лавровами венками, что символизировало победу над Пруссией. Сегодня дворец носит его имя.
Сегодня во дворце Козель расположилось настоящее королевское кафе с великолепными интерьерами, украшенными зеркалами, напольными вазами с фруктами, цветами и хрустальными люстрами. Летом особенно приятно посидеть во внутреннем дворике дворца с чашечкой чая или кофе и послушать мелодичный перезвон колоколов трёх церквей: Фрауенкирхе, Кафедрального собора и Церкви Святого Креста».
Несмотря на «королевский» статус, ценник здесь был такой же, как и накануне в очень туристическом ресторане «Sophienkeller». Основные блюда – такие же сытные и вкусные: у меня было неимоверно вкусное мясо косули в соусе и с черносливом.
Жалко, что не удалось попробовать фирменные десерты: так хотелось отведать «фарфоровый торт» в столице фарфора! В витрине кафе с тортами, мимо которой мы проходили в ресторанный зал, оставались лишь несколько разрозненных кусков от былого великолепия, так что за дрезденскими десертами сюда надо приходить пораньше.
Так и получилось, что время, отведенное на Дрезден, пролетело в один момент.
Часть 6. «Домо-оооо-ооой!»
Комментарии (4)
RSS свернуть / развернутьMiquel
Да, пока одни мёрзли и месили грязь в окопах — другие не жалели денег на праздники и веселья, глумясь над своими гостями.)) А иначе никак — так жизнь устроена.
Спасибо, Светлана, как всегда, очень познавательно и интересно.
begun12
Спасибо за отзыв!
BVD64
Побывав в только, что состоявшейся командировке, в Калининграде мне удалось посетить остров Канта и взглянуть на восстановленный кафедральный собор. Не знаю, может это сугубо моё мнение, но в сравнении с теми же щепетильными немцами, местные реставраторы не особо утруждали себя тщательностью восстановительных работ: настолько топорно всё сделано, что я был расстроен.
Глава замечательная Света, спасибо!
begun12
В нашем городе сейчас реализуется масштабный проект: развалюхи в самом центре расселили, дороги перекрыли, так что в течение ближайших двух лет на месте убитых купеческих домов без канализации (да-да!) будет создан музейный квартал: филиалы государственных музеев-заповедников (Куликово Поле, Поленово, Ясная Поляна), рестораны, кафе, отели. Пешеходная зона наконец будет на набережной — сейчас это режимная территория Тульского оружейного завода. Конечно, спорных вопросов много — но пусть лучше делают, чем не делают!
Внимание!
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии непосредственно на сайте. Советуем Вам зарегистрироваться (это займёт 1 минуту) и получить тем самым множество привилегий на сайте!
Можно также оставить комментарий через форму "ВКонтакте" ниже, но при этом автор публикации не получит уведомление о новом комментарии.