Обзорная Прибалтийская петля - ПУТЬ ДОМОЙ (через Изборск) / Отчёты об автопутешествиях / Автотуристу.РУ - автопутешествия и автотуризм: отчёты, трассы и дороги, в Европу на машине, прокладка маршрута! 

Авторизация

Зарегистрироваться

Обзорная Прибалтийская петля - ПУТЬ ДОМОЙ (через Изборск)

Часть 1 — Вступление (подготовка и планирование путешествия)
Часть 2 — Эстония (СПб-Таллинн)
Часть 3 — Эстония (Таллин- о. Сааремаа -Валка)
Часть 4 — Латвия (Цесис-Сигулда-Рига)
Часть 5 — Литва (гора Крестов — Куршская коса)
Часть 6 — Литва (Клайпеда-Тракай-Вильнюс)
Часть 7 (заключительная) — ПУТЬ ДОМОЙ (Вильнюс-Изборск-СПб)

К концу второй недели наших странствий по прибалтийским землям наступил тот трудный, но неизбежный момент, когда целью движения становится родной дом. В целом, мой экипаж уже вполне созрел для возвращения. Оставалось только и обратную дорогу сделать по-возможности не скучной. Псков мы уже, пусть бегло, но посмотрели в 2009 г. Читая отзывы путешественников по тем местам, я наткнулся на фотографии и описания Изборской крепости и сразу загорелся желанием посетить это место. Крепость выглядела очень аутентичной в своей полуразваленности и в то же время, достаточно хорошо сохранившейся, чтобы навеять детям «средневековые ассоциации».


27.07.2012 Вильнюс-Изборск
Пробег от Вильнюса до границы 320 км, чистое время в пути 4.5 часа, средняя скорость 70 км/ч
Время перехода границы 3 часа
Пробег от Убылинки до турбазы «Мальская Долина» 130 км, чистое время в пути 2 часа, средняя скорость 65 км/час

Наш маршрут из Вильнюса в Изборск

Простившись с нашими гостеприимными хозяевами, мы, с самыми добрыми впечатлениями от прогулки по Вильнюсу, отправились в путь в сторону дома. Выехали в 11:00 по московскому времени. На выезде из города заправились. Расход топлива от выезда из Риги и до этого момента составил 7.8 литров на сотню. Если бы не скоростная магистраль Клайпеда-Вильнюс, было бы, наверное, поменьше. К 13:00 мы вновь въехали в Латвию. Пообедали неподалеку от симпатичного лесного озера.

К сожалению, берега и обочины дороги сильно замусорены. Вроде бы, еще в Латвии, а уже чем-то родным повеяло. Пользуясь случаем, сфотографировали одно из бесчисленных гнезд аистов, сопровождавших нас в этом путешествии.


Наконец, к 16:00, оставив позади 330 км, мы подъехали к пограничному переходу в Убылинку Пыталовского р-на. Название подходящее. Такого количества шлагбаумов я еще нигде на наших границах не видел. Сначала мы остановились просто так, непонятно зачем. Потом надо было показать водительские и автомобильные документы — получить талон. На следующем шлагбауме — показать все документы. На следующем пройти таможенный досмотр. Потом отдать талон. Потом показать, что мы благополучно прошли предыдущие проверки (выяснилось, что моей маме таможенники не поставили какой-то штамп куда-то, и ей пришлось бежать назад — добывать нужную отметку в документы. Наконец, мы выбрались с территории Латвии и… встали намертво. Жара — хорошо за 30. К тому же, у местных муравьев брачный сезон — они летают! И очень больно кусаются, когда пытаешься от них отмахнуться. Так что детей на улицу не выпустишь. Плюнув на расход топлива, включили на полную мощность кондиционер и отсиживались в машине. Читали детям книжки, чтобы с ума не сошли от безделья. Так потихоньку доползли до очередного шлагбаума. Когда он перед нами открылся, рванули вперед. Не тут-то было! Оказывается, на этом шлагбауме надо было записаться на прохождение следующей проверки, и по этому списку погранцы запускают по пять машин. А мы не записались! Пограничники, обматерив нас, потребовали, чтобы мы вернулись обратно под шлагбаум. Но там за это время уже плотной стеной столпились другие машины. Большим трудом, пятясь назад и поминутно ожидая, что угрожающе качающийся шлагбаум сейчас опустится мне на крышу, я все же втиснулся на положенное место. Увидев детей, пограничник сменил гнев на милость и вписал меня в следующую группу из пяти машин. Дальше российский контроль документов, таможня, еще что-то… все проверки, кстати, занимали не больше пяти минут. Никто наши вещи не досматривал, на документы не обращал особого внимания. Время тратилось лишь на то, чтобы дождаться, когда к нам кто-нибудь соблаговолит подойти. С десяток пограничников был занят тем, чтобы рассматривать новый родительский Шевроле Спарк и обсуждать его дизайн. Естественно, у них не хватало времени на скучную работу. Оставляем позади очередной шлагбаум и… опять упираемся в шлагбаум. Терпеливо ждем очередных контролеров, готовимся показать все проштампованные документы. Никто не подходит… Наконец, самые глазастые из нас заметили табличку на домике неподалеку: «Платная дорога»!!! Это нам надо было туда зайти, оплатить по 300р с машины, и, наконец, мы на свободе с чистой совестью. Переход границы занял у нас три часа, хотя из-за платной дороги на этом погранпункте очень мало «танкеров» — водителей, катающихся в Россию за дешевым бензином.
Что приятно, на нашей стороне границы никаких летучих муравьев уже и в помине не было. Видимо им было не одолеть такое количество шлагбаумов. =)

Дорога на российской стороне вполне пристойного качества, кроме небольшого участка без покрытия возле границы. В Эстонии на таком участке поставили бы ограничение 30, но в России мы даже скорость не снижали. :) В городе Остров, куда мы прибыли к 20:00, сделали короткую остановку, чтобы осмотреть цепные мосты. Никаких указателей на них нет, но продавщицы в первом же продуктовом магазине охотно объяснили, как их найти. Два висячих моста здесь были построены в 1853 г., открывал их лично Николай I. Это единственные цепные мосты, уцелевшие в России с тех времен. Для интересующихся историей мостостроения некоторые подробности есть в Википедии. Нам было достаточно просто полюбоваться оригинальным внешним видом моста, оглядеть окрестности и подивиться прочности постройки, продержавшейся без серьезных повреждений уже 160 лет. Полчаса за глаза хватило.

Цепной мост в г. Остров

Здесь разошлись пути нашего каравана. Родители решили, что им пора уже домой ехать. Они планировали заночевать в гостинице Балтхаус на объезде вокруг Пскова. Мы там ночевали в 2009 году и остались довольны. Однако в гостинице не оказалось свободных мест, и в итоге наш старший экипаж поехал напрямую в Питер, без остановок. Дорога, по их отзывам, великолепная. Приехали они домой около двух ночи, очень уставшие, но целые и невредимые. Мы же, чтобы осмотреть достопримечательности Изборска на следующий день, нуждались в ночлеге где-нибудь поблизости.

Можно заночевать в самом Старом Изборске. Правда цены в городке очень «туристические», а приближающийся юбилей привлек к Изборску необычно большое внимание. Скажем, при музее есть гостевой дом. Стоимость семейного номера 3225 руб/сутки, однако в сезон цена становится выше «по договоренности». Смутили также 25% накидки за бронирование. Порыскав в интернете, обнаружили гостевой дом «Смоленка» недалеко от н/п Остров, в деревне Ульяновка. О нем много очень хороших отзывов, но, к сожалению, прямо перед поездкой эта частная гостиница неожиданно закрылась на ремонт до нового года. В конце концов, решили переночевать на турбазе «Мальская Долина». Это новая горнолыжная база рядом с Изборском, но летом они также предоставляют домики под ночлег.

От Острова на Изборск ведет прямая дорога. Хотя, может быть, стоило сделать крюк и ехать через Псков. Потому что на этой дороге мы, наконец, прочувствовали возвращение на Родину. Скорость с трудом удавалось держать на 80 км/ч. Даже на такой скорости машину колбасило на многочисленных выбоинах и ухабах так, что мы не сразу заметили неприятный стук сзади. Жена предположила, что это просто дорожное покрытие вконец испортилось. Я все же остановился и… так и есть. Первая (и, слава Богу, единственная) поломка за все две недели путешествия. Лопнуло колесо, причем мы еще и на ободе прокатились неизвестно сколько. И тут до меня дошло, что перед отъездом в путешествие я забыл выполнить обязательную процедуру: так и не проверил состояние запаски. А если учесть, что я еще ни разу не пробивал шину за год владения машиной, то у меня не было даже полной уверенности в наличии и сохранности запасного колеса. К счастью, запаска нашлась, готовая к использованию (заодно обнаружилось множество полезных инструментов и приспособлений, которые заботливый предыдущий хозяин упаковал вместе с запаской). Вот с домкратом я так и не справился. Пришлось ловить попутные машины, и, в конце концов, один из водителей сжалился над стоящими на обочине детьми, помог мне поменять колесо, за что ему большое спасибо.



Решили считать это не неприятностью, а приключением. За Изборском дорога становится идеальной, но мы все время помнили, что больше запаски у нас нет. Осторожно доехали до поворота на «Мальскую долину» и по еще более ухабистой проселочной дороге добрались к 22:00 до турбазы.


Последние три километра до турбазы


Наш домик на турбазе «Мальская долина»

Для будущих путешественников в эти края, наш отзыв о ночлеге в «Мальской Долине». Домик, в котором мы ночевали, был простой, но чистенький. Оборудован биотуалетом. Вокруг заросли смородины, вишни, яблони. Все можно есть. Дети попрыгали на батуте и всласть побегали по просторной территории. Другие плюсы этого места: 1)Потрясающий вид на Мальское озеро. 2)До Изборска 5 км, а цены на размещение существенно ниже. Мы за 6-местный домик заплатили 2500р без каких-либо доплат за бронирование. 3)Администраторы готовы были помочь всем, чем могли.
Минусы: 1)Проселочная дорога (3 км) — впечатление, что в ней специально выкапывали лунки для какого-нибудь вида спорта. Машину сильно трясло. 2)Кафе есть, но работает только в сезон (т.е. зимой). Правда, в домике есть крошечная кухня, без плиты, но с микроволновкой и холодильником. Есть мангал, администратор был готов предоставить шампуры. Т.е. питаться можно, но нужно заранее позаботиться о продуктах. 3)Душевой нет вообще, ни в домике, ни на территории. Есть баня и большой надувной бассейн при ней. Цены не узнавал.
Вывод: неплохое место ночлега для путешественников в Изборск или транзитных туристов, если любите природу, неприхотливы в быту, и подвеска позволяет кататься по колдобинам.

Меня лично красота местной природы заставила забыть обо всех житейских неудобствах. Мы вышли из машины, сделали несколько шагов к верхнему пункту подъемника и хором сказали «А-а-а-х». На следующее утро приехала шумная веселая компания, вылезли из машин, прошли несколько шагов и, замерев, выдохнули «У-у-у-х!». Фотографии, увы, и близко не передают наших впечатлений.



Виды от турбазы «Мальская Долина»

28.07.2012 Изборск
Утром мы выехали около 10. Снова протряслись по разбитой дороге, спугнув зайца (наши насквозь городские дети его до сих пор вспоминают). И вскоре были в Изборске. Впервые в жизни увидели дискриминационный знак ограничения скорости: действующий на улочках Изборска для всех, кроме местных жителей. Впрочем, по таким дорожкам только местные и рискнут гонять быстрее. Если очень хорошо знать, где находятся достопримечательности, к ним по этим улочкам можно подъехать поближе, но припарковаться там трудно. Рядом с шоссе огромная парковка для туристов, там мы машину и оставили. Когда мы приехали, она была практически пустая, а вот к часу дня там уже стоял десяток автобусов и великое множество автомобилей.


Древний город Изборск впервые упоминается в Повести временных лет как удел легендарного брата Рюрика — Трувора. В этом году город праздновал 1150 лет с этой даты. Конечно, с той поры вряд ли что-то уцелело в городе, служившем щитом Пскову. Изборская крепость в нынешнем виде была построена в XIV веке, что тоже вполне солидно.





К юбилею крепость основательно реконструируют.


Кое-где процесс реконструкции напоминает осаду древней крепости:


А кое-где — результаты успешной осады…


Вот так выглядят уже отреставрированные участки:


На мой взгляд, в отреставрированном виде крепость несколько теряет свой шарм и индивидуальность, становится «стандартной» средневековой крепостью, по представлениям реставраторов. Но может быть, я заблуждаюсь. В общем, интереснее было бы посетить Изборск пару лет назад, до начала реставрации, или наоборот, через пару лет — посмотреть конечный результат усилий строителей. Но мы тоже с удовольствием погуляли по крепости, залезли на единственную открытую для посетителей башню, выпили вкуснейший сбитень и полюбовались живописными видами на окрестности, открывающимися от крепостных стен:





Еще одна знаковая достопримечательность Изборска — Словенские ключи. Упоминаются они впервые в географическом тексте XVII века, но изображаются и на более древних иконах. Просачиваясь сквозь известняковые породы, очищенная, но сильно минерализованная вода бьет из склонов множеством больших и малых ключей. Как положено, ключи окружены множеством суеверий о волшебном действии разных источников, и доверчивые туристы бегают с кучей бутылей, пытаясь набрать понемногу из каждого ключа. К тому же сюда привозят толпы паломников — одной из таких групп разбитной гид внушал, что «благодать здесь гарантированная, а здоровье тем более». Разумеется, вдоль дорожки выстроились продавцы сувениров, религиозной атрибутики и медовухи. Обычно, я такие места торговли «гарантированной благодатью» терпеть не могу. Но возле ключей как-то неожиданно легко оказалось отрешиться от всей коммерческой раскрутки и просто любоваться красивыми источниками воды. Получили море удовольствия. Думаю, помогло и то, что мы были там раньше, чем основные толпы гостей. Всем будущим путешественникам тоже настоятельно советую приезжать сюда с утра.




В целом, прогулка по достопримечательностям Изборска отняла у нас 2.5 часа. Впечатления, безусловно, того стоили. Но нам пора домой…

28.07.2012 Изборск-Рождествено-СПб
Пробег 350 км, чистое время в пути 5 часов, средняя скорость 70 км/час

Наш последний бросок до Санкт-Петербурга

В 13:00 выехали из Изборска. Быстро миновали Псков, невкусно пообедали в кафе «Сытый кот», за 10 минут объехали Лугу (какая же это была пытка — пробираться сквозь нее в 2009г., до постройки объездной!). И тут же встали в плотную пробку. Через 40 минут доползли до причины пробки — серьезнейшей аварии, надеюсь, без смертельных исходов. Дальше движение стало свободным. Разница с Прибалтикой не только и не столько в плотности дорожного движения (хотя она очевидна). Печальнее, что Родину узнаешь по «обочным обгонам»: мимо один за другим, поднимая тучи пыли и песка проносились такие лихачи.


Еще через полчаса доехали до села Рождествено в Гатчинском районе — нашей последней остановки. В нашем путешествии 2009 года мы уже пытались осмотреть "красные пещеры" — главную достопримечательность этого села. Однако местные жители, казалось, впервые слышали, что у них есть какие-то пещеры, а дождь не дал нам много времени на поиски. На этот раз мы подготовились тщательнее, а попадавшиеся туристы были лучше информированы (или более доброжелательны). Главный ориентир — усадьба Набокова, которая сама по себе заслуживает внимания (если есть время). От нее начинается аллея, которая в конце концов приводит к большому ручью. С одной стороны от моста через ручей находятся собственно пещеры, а с другой — родник.
Пещеры сложены красными глинами и выглядят достаточно эффектно и таинственно. Мы, вдобавок, оставили фонарик в машине родителей, так что пришлось обходиться вспышкой фотоаппарата. Не верьте фотографиям: на самом деле, там темно — хоть глаз выколи. Дети и мы сами остались в полном восторге, хотя полностью все ходы пещеры обследовать не смогли.





Красные пещеры Рождествено



Современная наскальная живопись :)

За час дети успели и пещеры осмотреть, и у родника порезвиться. В 18:30 выехали из Рождествено, через полчаса миновали по объездной Гатчину и к 19:10 выехали на КАД вокруг Питера.

А к 19:40, проехав за 13 дней 3030 километров, мы припарковались у себя во дворе. УРА!!!

Финансовые и прочие итоги путешествия можно посмотреть во вступлении. А впечатлений и воспоминаний мне хватило еще на три месяца написания отчета. Спасибо тем, кто читал и комментировал мои графоманские опыты — ваше внимание помогло не бросить дело на полдороге!

Буду рад, если наши рассказы помогут кому-то задуматься о поездки по соседним землям. Разумеется, наше путешествие получилось очень обзорным. Даже из тех достопримечательностей, которые мы планировали, но не успели осмотреть, можно было бы составить еще одно путешествие. Прибалтика однозначно комфортна для автостранствий, особенно, всей семьей.

Впрочем, обратный путь из Прибалтики еще раз укрепил меня в мысли, что и в России хватает интересных мест для автопутешественников. В следующем году мы планируем отправиться из Питера за Урал: туда — южным путем (через Нижний Новгород до Челябинска), обратно — северным (через Пермь и Вологду). Если Бог позволит, потом поделимся впечатлениями от просторов нашей страны. Добрых приключений на дорогах!

Комментарии (10)

RSS свернуть / развернуть
+
1
+ -
avatar

Sergey-CH

  • 21 ноября 2012, 17:00
Можно ли в Псковской области найти жилье без предварительного бронирования?
+
1
+ -
avatar

mronik

  • 21 ноября 2012, 21:02
Смотря где. В Пскове можно. Там есть несколько гостиниц на любой вкус и кошелек, например, Рижская или Двор Подзноева. Останавливался так же в Пушкинских горах, там тоже есть из чего выбрать.
+
1
+ -
avatar

Sergey-CH

  • 21 ноября 2012, 21:42
Понятно, выбор есть. А заполняемость? Я имею в виду, что если проехать по тройке выбранных адресов, то чтобы был шанс поселиться хоть в одном месте.
+
0
+ -
avatar

mronik

  • 21 ноября 2012, 22:47
Все зависит от сезона, конечно, но в Пскове номер в Рижской, как мне кажется, всегда найдете. www.rijskaya.ru/
Вот еще ссылочки: www.dvorpodznoeva.ru/ www.oldestatehotel.com/ hotelkrom.ru
+
0
+ -
avatar

mronik

  • 21 ноября 2012, 22:50
www.pgtur.ru/ — Пушкинские горы… :)))
+
1
+ -
avatar

bkozyrev

  • 21 ноября 2012, 21:24
И, наверное, смотря когда. В сезон тоже можно, но риск выше. Можно много времени потратить на поиски или снять номер дороже, чем планировали. В общем-то, как везде.
+
0
+ -
avatar

bkozyrev

  • 21 ноября 2012, 21:25
А что, собрались в те края? :)
+
1
+ -
avatar

Sergey-CH

  • 21 ноября 2012, 21:38
Ага:) И Псковская, и Ленинградская области, и Санкт-Петербург не охвачены до сих пор)))
Имею в виду — на машине. В Питере, как раз, мне больше понравилось по брони селиться, а вот в областях попробую так поискать.
+
1
+ -
avatar

SuperMax

  • 20 ноября 2013, 15:53
и в России хватает интересных мест для автопутешественников

Абсолютно согласен с вами. В 2009 году ездил на Соловки (на машине до Кеми), а в 2010-м в Архангельск. После этого было четыре путешествия в Европу и одно в Закавказье. Но согласиться, что в России смотреть нечего не могу. И дороги, дураки на дороге, ГАИ, не всегда достойный придорожный сервис не могут отбить желание путешествовать и по России в том числе.
+
0
+ -
avatar

begun12

  • 26 сентября 2015, 10:15
От Острова до Изборска сейчас вполне нормальная дорога! Я помнила несколько негативных отзывов, но все равно через Псков не поехали, остались вполне довольны всем, кроме погоды))) лило постоянно, промокли, через кладбище вечером поперли к Труворову городищу — впечатлений масса! Изборская крепость без лесов, но частично руинирована — как раз там, где на ваших фотографиях леса.

И вообще: октябрь уж на дворе…

Внимание!

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии непосредственно на сайте. Советуем Вам зарегистрироваться (это займёт 1 минуту) и получить тем самым множество привилегий на сайте!

Можно также оставить комментарий через форму "ВКонтакте" ниже, но при этом автор публикации не получит уведомление о новом комментарии.