Обзорная Прибалтийская петля - ЭСТОНИЯ (Таллин) / Отчёты об автопутешествиях / Автотуристу.РУ - автопутешествия и автотуризм: отчёты, трассы и дороги, в Европу на машине, прокладка маршрута! 

Авторизация

Зарегистрироваться

Обзорная Прибалтийская петля - ЭСТОНИЯ (Таллин)

Часть 1 — Вступление (подготовка и планирование путешествия)
Часть 2 — ЭСТОНИЯ (СПб-Таллинн)
Часть 3 — Эстония (о. Сааремаа)
Часть 4 — Латвия (Цесис-Сигулда-Рига)
Часть 5 — Литва (гора Крестов — Куршская коса)
Часть 6 — Литва (Клайпеда-Тракай-Вильнюс)
Часть 7 — Путь домой (Вильнюс-Изборск-СПб)

16.07.2012 СПб — усадьба Palmse — Таллинн
Пробег за день 455 км, чистое время в пути 6 часов, средняя скорость 75 км/час

После месяцев подготовки, описанной в предыдущей части, наступил, возможно, самый волнительный момент во всей поездке: в понедельник утром наш караван из двух повозок отправился в путь. Произошло это не слишком рано: детей не получается собрать заранее, да и сами мы отнюдь не жаворонки. Так что выехали мы только в 11:00.


Наш исход из Питера происходил под сильнейшим ливнем, с которым временами еле справлялись дворники. Да и на предстоящие две недели метеорологи не обещали в Прибалтике ничего хорошего: затяжные дожди и не по-летнему холодно. Но мы прогнозу погоды не поверили и, забегая вперед, правильно сделали. Конечно, это не юг, хотя в конце пути, в Литве, стало по-настоящему жарко. Но и до этого мерзнуть нигде не пришлось. Оптимальные для поездки и пеших прогулок +18-+20. Дожди деликатно шли ночью или во время переездов, терпеливо пережидая наши остановки и прогулки. Зонтик за все две недели открывал один раз, если не ошибаюсь. В общем, всё — как заказывали, по милости Божьей! =)

Свежих впечатлений и открытий не пришлось ждать до границы. В этом путешествии мы впервые проехали по самой новой части КАД: через дамбу и Кроштадт. Новый путь освоили успешно: вода кругом (и сверху тоже), острова, тоннель, пока еще не разбитая трасса — дорога понравилась. В 12:00 мы съехали с КАД на Гостилицкое шоссе. Дорогая сносная, с небольшой колейностью, на коротком участке местами заплатки. Поворачиваем на А120 и в 12:30 мы на Таллинском шоссе. В районе Бол. Озертицы дорога совсем плохая. В 13:30 трясемся 7 км по разбитой объездной вокруг Кингисеппа. Потом дорога резко улучшается и уже до самой границы идет отличного качества. В 13:45, оставив позади первые 200 км пути, мы подъезжаем к Ивангороду. На въезде стоит патруль, который должен проверять наличие у въезжающих в погранзону загранпаспортов. Мы их вытаскиваем, но патрульные только вяло машут рукой, не глядя: проезжайте, мол!
Останавливаемся, чтобы дозаправиться на Лукойле до полного бака. Расход бензина на участке от Питера: 7.5 литров на сотню. Через границу можно провезти 10 литров в канистре, но мы решили не связываться. На заправке есть кафе — решаем пообедать перед очередью на границе. Покупаем чай и вытаскиваем прихваченные из дома тефтельки.

В 14:35 мы у границы. В ближайшем будущем Россия планирует ввести и с нашей стороны электронную очередь, как с эстонской. На одной из таможен система заработала в тестовом режиме уже в июле, но в Ивангороде пока граница проходится «вживую». Примерно, час тратим на российскую погранслужбу и полчаса на эстонскую. Поверхностный досмотр обоих багажников, «куда едете?», штампы в паспорте — все. Основное время расходуется на то, чтобы дождаться, пока у очередных пограничников найдется для тебя время. Пока медленно движемся в очереди, любуемся Ивангородской и Нарвской крепостями. Собственно, мы долго пытались понять, какую из них видим. Потом оказалось, что видим обе сразу — просто они сливаются в одну. Между вечно враждовавшими крепостями — всего 130 метров узкой реки, уникальная для Европы ситуация. Замок в Нарве построили датчане чуть больше 800 лет назад. Он небольшой, но очень ухоженный. А мощную крепость на российской стороне основал Иван III в 1492 году, в честь него и назвали город. Сейчас эти два музея ведут переговоры под патронажем ЕС о том, чтобы можно было посещать обе крепости с одной экскурсией без виз. Я, кстати, думал погулять по ивангородской крепости, но в понедельник этот музей закрыт — в другой раз!

Граница. Крепостные стены поближе — Ивангород, а башня подальше — уже Нарвская крепость.


Две крепости — два флага — две страны

Часы в машине не переводим, но в уме держим, что время здесь отличается на час назад, что для нас выигрыш. Покидаем Нарву по великолепному шоссе, ведущему в Таллин. В Эстонии нас сразу встречают аисты: странно, с российской стороны ни одного не видели. В Прибалтике они нас будут сопровождать повсюду. Как предупреждает один из путеводителей: «Если вы видите у дороги что-то на двух ногах — это, наверняка, аист. Если на четырех — почти точно, корова. А если вы видите что-то большое и серое, выглядывающее из леса, то это, скорее всего, разрушенный замок». :) Честно признаюсь, разрушенных замков вдоль дороги не встречали. Зато встретили множество огромных ветряков: Евросоюз активно развивает альтернативные источники энергии.


В 17:00 по-местному, проехав по Эстонии 140 км, сворачиваем с трассы по указателю на Palmse. Это «ворота» в национальный парк Lahemaa, здесь находится информационный центр парка. До усадьбы Palmse от шоссе всего 6 км по хорошей дороге. Если проехать еще 6 км, можно добраться до другой усадьбы: Sagadi. Местные восхищаются ею больше, чем Palmse, иностранцы — наоборот. Мы решили отнести себя к иностранцам, тем более, что Palmse ближе и на фотографиях нам больше понравилась. С XVIII века в Palmse было имение семьи Фон Дер Пален, из богатых прибалтийских немцев. Семья преуспевала во многих сферах общественной жизни, управляла Балтийской ж.д. компанией, а здесь отстроила роскошный господский дом и два десятка хозяйственных пристроек, в т.ч. винный завод (теперь гостиница). В 1923 году имение национализировали, а землю разделили между десятью фермерскими семьями. Любопытно, что эти «наследники», уже после национализации, построили памятник барской семье, настолько доброй репутацией те пользовались у местных. Редкое явление: в целом, к немцам эстонцы в те времена относились куда хуже, чем к русским. В бывших конюшнях теперь музей с.х. инвентаря и быта, рядом за проволочной оградой (под слабым током!) пасутся овцы и пони. В господский дом собрали коллекцию мебели и предметов обихода дворян. За домом небольшой парк и красивый пруд со старинными беседками. Уж не знаю, почему, но мы повсюду ходили совершенно бесплатно — билеты никто не продавал и не проверял. Получилась приятная остановка с возможностью размять ноги и посмотреть на старинное имение.

Усадьба Palmse. Господский дом XVIII века.


Усадьба Palmse. Дочка примеряет роль хозяйки имения...

В 19:00, по местному времени, мы возвращаемся на шоссе в сторону Таллина. Трассу участками ремонтируют, движение пускают по временным параллельным дорогам. Ехать это не мешает, но сильно сбивает с толку навигатор, которому кажется, что мы движемся по лесу. Он то и дело предлагает перепроложить маршрут. Всего через 50 минут мы въезжаем в Таллин. Все претензии к навигатору тут же забываются. Без него нам пришлось бы несладко. Город активно ремонтирует дороги, многие из них перекрыты, ограничение скорости — 30 км/час, схема движения очень запутана. К счастью, нам ехать только 10 км, в основном, по окружной дороге. В 20:15 этого первого дня пути мы прибыли к месту, где проведем три ночи.

17-18.07.2012 Таллинн
Летом и в рождественский сезон Таллин очень туристическое место. Цены за ночлег взлетают далеко за пределы нашего бюджета, да и с местами большой напряг, если не бронировать заранее. Исследуя разные варианты для проживания, я наткнулся на гостевой дом Oleviste. Он принадлежит одноименной церкви в старом городе, но расположен на окраине, в Nõmme. Это тихий, зеленый, почти дачный район в 12 км от центра города. Мы уже слышали о проблемах с парковкой рядом со старым городом, поэтому предпочли ездить общественным транспортом. В 10 минутах ходьбы от гостевого дома находилась ж.д. станция, и электричка оттуда довозила нас до вокзала, у самых стен старого города, за 25 минут. Расписание электричек можно посмотреть на сайте: ru.elektriraudtee.ee/index.php. Билеты, правда, на нашей станции не продавались, их можно было купить у контролеров в самой электричке. Причем каждый контролер самостоятельно решал: брать ли за проезд с детей, есть ли льгота у пенсионеров… в итоге, мы то платили за 9 человек, то только за нас с женой. Обычный взрослый билет стоил 1 евро, льготный — 0.7 евро.

Гостевой дом Олевисте — наш приют на окраине Таллина


Интересно, куда ведут эти самые короткие в мире ж.д. пути на нашей станции? =)

По Таллину есть множество путеводителей, да и в интернете информации хватает. Наиболее полезными для планирования самостоятельного путешествия туда — мне показались следующие сайты:
Самый полный список достопримечательностей, музеев и прочей полезной информации
Несколько виртуальных прогулок по городу
Простой маршрут на один день
Хорошие практические советы по проживанию и питанию

Если вы активный турист и очень тщательно планируете свое время, то, возможно, есть смысл приобрести Tallinn Card. Она дает право на бесплатный вход почти во все музеи, бесплатный проезд в общественном транспорте, некоторые экскурсии и развлечения. Карта бывает на 6, 24, 48 и 72 часа. Сам я до последнего колебался — покупать или нет. Прикинув наши планы, думал купить по 6-часовой карте на каждый день — больше мы бы все равно не прогуляли. Но как-то не собрался и, в результате, сэкономил немало денег. Мы не слишком организованы, до некоторых музеев так и не добрались, а общественным транспортом и вовсе не пользовались. Потратили куда меньше, чем 12 евро на человека за минимальную карту. Но, повторюсь, для более активных туристов она вполне может оказаться полезной.

Сам же я не собираюсь подменять путеводитель по такому хорошо освоенному туристами месту. Просто поделюсь личными впечатлениями. Таллин великолепен. Огромные паромы что ни день изрыгают в него нескончаемые потоки туристов, но все эти толпы как-то умудряются раствориться в узких улочках Старого города (Vanalinn). Нет того ощущения толчеи, которое возникает, скажем, на Карловом мосту в Праге. Порой, конечно, выплеснется на улицу сразу несколько экскурсионных групп, между которыми еще и машины умудряются протискиваться…

Но если туристов вдруг становится слишком много, то стоит сделать несколько шагов в сторону, на какую-нибудь параллельную узкую улицу, и вы снова почти одни. Город сильно изменился со времен моего детства, но перемены ему к лицу. Вот с едой у нас как-то в Таллине не ладилось. Плохо подготовились, видимо, а местные не очень знали, что нам подсказать. Один раз обедали в ирландском пабе, другой, вообще, в Макдональдсе. Ну да ладно. На туристах в старом городе активно зарабатывают, но общая атмосфера достаточно доброжелательная, без вымогательства. Всякое, конечно, бывает. Фотографируясь у очередной достопримечательности, я умудрился забыть там сумку со всякой мелочевкой и зонтиком. Когда вернулся, починявшие крепостную стену работяги вернули мне мою сумку и на чистом «татаро-монгольском» попросили несколько евро, чтобы «жажду утолить». При этом купленный к поездке зонтик из пакета куда-то исчез. :( Ну, пусть он кому-нибудь послужит в дождливой Эстонии.

В первый день мы поднялись от вокзала в Вышгород (Toompea), сделали обязательные снимки с великолепных смотровых площадок, побродили по узким улочкам мимо Домского собора и храма Ал. Невского.

Вот он, Вышгород, как на ладони, со смотровой площадки церкви Олевисте


Старый город со смотровой площадки Вышгорода


Флюгер со смотровой площадки Вышгорода


Православный собор св. Александр Невского в Вышгороде. Не люблю этот имперский символ за его помпезность и «нахрапистость». Но ракурс, по моему, удачный.


Крыши Вышгорода

Пообедав у Ратушной площади, мы попытались попасть в подземные бастионы под башней Кик-ин-де-Кёк. Эти туннели строили с XVII века, перестраивали и укрепляли перед каждой серьезной войной, и даже готовили на роль убежищ при атомной бомбардировке. К счастью, за всю их историю, подземные укрытия так ни разу и не пригодились. Оказалось, что на экскурсию туда надо записываться заранее. Нас записали на следующий день, но на очень неудобное время. В итоге, мы на экскурсию так и не попали. Еще один повод приехать снова.

Улица Короткая Нога (Luhike Jalg) была закрыта на реконструкцию. По Длинной Ноге (Pikk Jalg)
мы спустились в нижний город — обитель простонародья. Интересно, что ворота между двумя частями Таллина на ночь запирались со стороны нижнего города. Горожане больше опасались разгула буйных дворян, чем власть имеющие — бунта своих подданных. Наводит на размышления…

Идем дальше по улице Gümnaasiumi, которая тянется вдоль городской стены. В одной из башен на стену можно подняться и прогуляться внутри. Именно внутри, а не поверху. Стена устроена сложно, с многочисленными галереями и переходами. По крытым ходам можно посетить еще две башни и вернуться обратно.

Городская стена Таллина


Вон сколько там переходов и галерей!


Вид из бойницы башни

Так, вдоль стены, мы добрели до башни Эппинга. Сама по себе башня не представляла бы особого интереса, но ее экспозиция доспехов и прочего рыцарского снаряжения обладает очень важным достоинством: здесь все можно не только потрогать, но и примерить! Неудивительно, что детей оттуда было не утащить. Буду честен: автор отчета тоже позволил себе вернуться в детство и поиграть в храброго рыцаря.

Рай для мальчишек!


Некоторые мальчишки не вырастают...

Напротив этой башни находится симпатичная и необычная украинская греко-католическая церковь:


Время близилось к вечеру, а мы, наконец, добрались до церкви Олевисте. Церковь изначально немецкая, но перед войной хозяева ее бросили, уехав в нацистскую Германию. Местные баптисты тут же заняли бесхозное здание, и по сей день проводят богослужения в этой древней церкви. Гостевой дом, в котором мы остановились, тоже ей принадлежит. Когда-то церковь Олевисте была, возможно, самым высоким зданием на Земле. После пожара, восстановленная церковь потеряла почти треть высоты, половину от оставшихся 120 метров составляет шпиль, но виды со смотровой площадки у основания шпиля все равно впечатляют. Правда, чтобы насладиться ими, нам пришлось одолеть примерно 260 очень крутых ступенек, но оно того стоило.

Церковь Олевисте


На самом верху дует сильнейший ветер. Не смог удержаться от «художественного фото» своей дочери.


Вид со смотровой площадки церкви Олевисте

За эти два дня мы прошли старый Таллин из конца в конец раз пять, каждый раз — по другим улицам. На подходе к башне Толстая Маргарита с ее морским музеем обратили внимание на «Три Сестры» — купеческие дома, впервые упомянутые еще в 1362 году:

В Риге мы передадим от них привет «Трем братьям».

По дороге, зашли в Доминиканский монастырь. Этот некогда мощный комплекс лежит в руинах со времен Реформации. Туристам показывают две отдельные части, за вход в каждую берут отдельную плату. Впрочем, бойкая русскоговорящая старушка на входе предложила нашей большой семье войти «почти бесплатно», заплатить только за взрослых, да и то полцены. Она также выдала детям горящие свечи, показала куда их поставить и откуда сфотографировать, а напоследок порывалась рассказать, как однажды видела профиль Пушкина в облаках. :) Место, конечно, чисто туристическое, от монастыря остались лишь сумрачные кельи да остатки барельефов. Некоторые из них очень любопытные.



А теперь внимание, вопрос для догадливых:

Что это за «инопланетянин» на барельефе XVI века? =)
Тех, кто уже знает, просьба не подсказывать!!! Принимаются версии и догадки. Правильный ответ размещу в следующей части.


В Таллине невозможно обойти стороной морскую тематику. Старый морской музей находится в башне «Толстая Маргарита». Когда-то он казался мне таким впечатляющим! А сейчас… ну, сама башня, по-прежнему, симпатичная. В Таллине видна эволюция крепостной науки. Если сначала башни росли в высоту, чтобы доминировать над окрестностями, то по мере развития артиллерии, толщина стен становилась куда важнее. Стены Толстой Маргариты достигают кое-где 6 метров толщины. С плоской крыши башни получаются хорошие снимки гавани и старого города. Музей состоит, в основном, из моделей разных гражданских судов, объясняющих их устройство и назначение. Были довольно любопытные экспонаты, особенно, с пояснениями моего папы, который проработал инженером-судостроителем всю жизнь.


Собственно, Толстая Маргарита.


Вид со смотровой площадки на крыше башни Толстая Маргарита — почти «алые паруса»


В морском музее Толстая Маргарита — дети пробуют себя в роли водолазов


В морском музее Толстая Маргарита — модель ледокола Суур Тылль. Его мы посмотрим и вживую!

С мая этого года в авиационных ангарах крепости им. Петра Великого, построенной в Первую Мировую, открылся музей Леннусадам — новый филиал морского музея. С расписанием и ценами можно ознакомиться на сайте. На карте мне показалось, что этот новый музей находится прямо напротив Толстой Маргариты. На самом деле, от нее еще топать и топать. Сначала мы прошли по дороге, почему-то называющейся «культурный километр». Повысив свою культуру, мимо забора с огромными мишенями, наконец, вышли к огромным ангарам. В общем, были бы поумнее — сюда поехали бы на машине. Припарковаться тут можно без проблем и до Толстой Маргариты не дальше, чем от вокзала.

Морской музей состоит из «Толстой Маргариты», ангаров и отдельно стоящего ледокола SUUR TÕLL. Билеты можно купить «на все сразу» или в отдельные части музея. Есть семейные билеты.

Прежде всего мы сходили на «Суур Тылль». Корабль, по современным меркам, не кажется внушительным, но это самый большой ледокол-пароход в Европе. У этого судна непростая история. Его построили в 1914 году в Германии для царского правительства и назвали «Царь Михаил Федорович». В 1917 большевики переименовали его в «Волынец». Однако, пока революционные матросы пьянствовали, корабль захватили финны и назвали его Вайнямяйнен. В 1922 году его передали эстонцам, и только тогда он получил нынешнее имя. В советское время корабль еще успел снова побывать Волынцем, но не слишком долго. Кстати, ледокол продолжал служить в составе флота до 1985 года! В отличие от Авроры, все внутренние помещения от трюма до палубы можно было облазить без всяких дополнительных экскурсий. Чем, разумеется, не преминули воспользоваться наши дети.

Ледокол Суур Тылль


В машинном отделении ледокола Суур Тылль

По отдельности, билет в ангары вдвое дороже билетов на ледокол. Это и не удивительно. Музей однозначно рекомендован для посещения семьям с детьми, причем, желательно, иметь хотя бы полдня в запасе. Три огромных авиационных ангара заполнены всевозможными судами и суденышками, между которыми можно прогуляться по пандусу на середине высоты помещения. В середине ангара размещена подводная лодка «Лембит». Это одна из двух мощнейших миноносных подлодок, построенных в Британии для Эстонского флота в 1936 году (вторая была потоплена в 1941-м). Лодка могла развивать скорость до 60 км/час и сутки оставаться под водой. Во время войны использовалась для атак немецких конвоев, выдержала попадание глубинных бомб, а музеем стала в 1985 г. Ее мы тоже облазили вдоль и поперек, дети даже проверили, как спится на койках в подводной лодке.


В ангарах морского музея Леннусадам


Подводная лодка Лембит


По койкам!

Спустившись с пандуса, попадаешь в мир интерактивных развлечений. Постреляли из зенитки по вражеским вертолетам, полетали на очень реалистичном авиа-симуляторе, всякие там радио-управляемые кораблики, и т.д., и т.п. Мы и половину не успели обойти — пора было уже домой возвращаться. Молодцы эстонцы, хороший современный развлекательный комплекс отгрохали.

Пикируем на авиа-симуляторе

Отец у меня во время нашего путешествия прихрамывал, ходил с палочкой, так что гнать его обратно пешком до вокзала было немыслимо. Воспользовались такси на стоянке возле музея. Водитель начал было объясняться на английском, но тут же просек, откуда мы, и разговаривал потом на чистом русском языке. Его машина обернулась минивэном — мы туда поместились все семеро. За 10 евро доехали до вокзала — и домой.

Пара забавных обитателей старинного города на прощанье:

Вот так зазеваешься — и кто знает, кого рядом на скамейке обнаружишь! :)


Возможно, по задумке скульпторов, эта девица от воды прячется, но думаю, многие памятники были бы рады чем-нибудь таким от птичек укрыться...

Таллин запомнился. Сюда хочется приезжать снова, особенно, с детьми. Но нам пора было готовиться к следующему броску — на остров Сааремаа.

Комментарии (13)

RSS свернуть / развернуть
+
2
+ -
avatar

Sergey-CH

  • 9 сентября 2012, 21:38
Что это за «инопланетянин» на барельефе XVI века?

Предположил, что подделка, но не угадал :)
+
1
+ -
avatar

bkozyrev

  • 9 сентября 2012, 21:39
Уже проверили свою догадку? =)
+
2
+ -
avatar

Sergey-CH

  • 9 сентября 2012, 22:44
Да )) Нужно абстрагироваться от «подсказки» и поразмышлять: кто бы так мог выглядеть в средние века.
+
2
+ -
avatar

bkozyrev

  • 10 сентября 2012, 13:14
Ну согласитесь же, что такой барельеф можно смело размещать в журналах уфологов в подтверждение их правоты?! ;)
+
1
+ -
avatar

bkozyrev

  • 10 сентября 2012, 15:43
Кстати, у меня тоже мелькнула мысль не о подделке, но о «шутке». Знаете, как кое-где показывают наскальные рисунки с кока-колой, охотой на пылесос или окаменелые останки компьютера. =)
Но солидность заведения (все же монастырь, пусть и в руинах) в сочетании с указанным веком дали понять, что всё всерьез.
+
1
+ -
avatar

Sergey-CH

  • 10 сентября 2012, 17:55
Вот-вот — шутка! Чем больше смотрю, тем явственнее вижу «фоторобот» типичного инопланетянина, вырубленный в камне со слов приятеля в кабаке после дюжины пива )))
Про Шрека — отличная версия!
+
3
+ -
avatar

ninvol

  • 10 сентября 2012, 12:52
Моя догадка:… Не так страшен ОН как его малюют???? Может это ОН?)))
+
1
+ -
avatar

bkozyrev

  • 10 сентября 2012, 13:13
Остроумно! Но нет, не он. =)
+
3
+ -
avatar

MyNameIsGodsdog

  • 10 сентября 2012, 15:40
На берельефе явно Шрек в свитере :)
+
2
+ -
avatar

bkozyrev

  • 10 сентября 2012, 15:45
Браво!!! =)
Теперь, наконец, мы можем приблизительно датировать историю Шрека. А то мне всегда было интересно, в какие века она происходила…
+
2
+ -
avatar

Valeri

  • 10 октября 2012, 00:21
Кстати — мыйза Палмзе принадлежала семье военного губернатора Санкт-Петербурга Пален Пётру Алексеевичу, который возглавлял заговор против Императора Павла I. Их фамильный герб находится в домском соборе в Таллине, там же похоронен и Ива́н Фёдорович Крузенште́рн.
+
0
+ -
avatar

bkozyrev

  • 10 октября 2012, 11:32
Спасибо за дополнение!
+
1
+ -
avatar

Ozavod

  • 18 января 2015, 18:59
«В середине ангара размещена подводная лодка «Лембит»… Лодка могла развивать скорость до 60 км/час и сутки оставаться под водой»… 60 км/ч (32 узла) — это вы уж слишком. 32 узла — это даже для современных атомных — почти предел. А уж для дизелюхи тех времен… 13,5 узлов надводная и 8,5 — подводная. Это все, что она могла, как и почти все ее современники.

Внимание!

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии непосредственно на сайте. Советуем Вам зарегистрироваться (это займёт 1 минуту) и получить тем самым множество привилегий на сайте!

Можно также оставить комментарий через форму "ВКонтакте" ниже, но при этом автор публикации не получит уведомление о новом комментарии.