ПРЕДИСЛОВИЕ
Идея совершить пробег на своем авто по странам Скандинавии родилась у нас где-то год назад. Надо сказать, что об автомобильных пробегах я мечтал всегда, даже тогда когда не было своего автомобиля как такового а мысль о возможности поехать зарубеж и вовсе не возникала за своей почти абсолютной нереальностью.
Автомобильный способ передвижения, по моему мнению, в наибольшей степени позволяет ощутить путешествие как последовательное перемещение из пункта А в Б и так далее, так как оно собственно и выглядело раньше (без прыжков самолетом на несколько тысяч километров за пару часов, без бесконечных пересадок, проверок, досмотров, перетаскивания багажа).
Вы выходите из своего дома, садитесь на коня в машину, (багаж уже собран и упакован) и отправляетесь в путь. По пути вы видите как на ваших глазах потихоньку начинает меняться пейзаж, растительность, климат, страны и рано или поздно приезжаете в пункт назначения с совершенно другими ощущениями от дороги.
Наверное, многие могут возразить, что куда проще долететь до начала туристической части маршрута на самолете, на месте взять в аренду авто и дальше уже катать сколько и куда угодно. В этом есть определенная правда: машина чужая, застрахована, сломалась или ДТП – не твоя забота…
Но! Куда же я без своего боевого коня? Потом, если бы я каждый месяц мотался до ближайшей границы с Шенгеном, может это меня бы и утомило, но раз в год прокатиться через дружественную Беларусь или по пути заглянуть в Питер – проблем для меня не представляет. Что же касается риска, а как же! Он был, есть и всегда будет. Путник, отправляющийся в самостоятельное странствие а не на экскурсию с гидом (посмотрите налево, направо… и не забудьте, что сегодня после музея промыслов у нас шопинг и ужин) всегда рискует. Заболеть, заблудиться, потерять коня или голову…
Но в отличие от пилигримов средневековья у нас есть много средств и способов свести эти риски к минимуму.
Вот такой у меня длинный пролог получился, но давайте ближе к делу! Итак, как уже следует из названия – это наш первый европейский выезд (если не считать, периодических набегов к родственникам в Латвию). До этого как то не складывалось. То машина была не той системы не европейская, то опять же европейских денег не хватало. В прошлом году, наконец после очередного визита в Латвию, во время которого на 2 дня пешим порядком скатали на пароме в Стокгольм я понял, что пора! И начал морально и физически готовиться.
Основной целью нашей поездки стала Норвегия. Сейчас с женой пытаемся вспомнить когда нам в первый раз туда захотелось и не получается. Могу только сказать, что меня всегда поражала суровая красота северных стран, а тут еще за год до этого мне попался сборник с Григом. Ну и, в третьих, обилие прекрасных и иллюстрированных отчетов о поездках в эту страну ( в том числе и на этом сайте) убедило нас окончательно.
Маршрут начали прорабатывать за погода до предполагаемого старта. А уж если летом и ехать в Норвегию, то делать это надо тогда, когда вероятность лета будет наиболее высока – в июле. В отличие от большинства соотечественников, в Шенген мы решили въезжать не через Финляндию, а через Латвию. Во-первых, как я уже упоминал, у нас там есть родственники, а это вызов и 2 небронированные ночевки по пути туда и обратно на берегу собственного (увы, не моего) озера с банькой и всем прочим… Во-вторых, дорога через Белоруссию и Латвию, на мой взгляд, на порядок интереснее, чем через Выборг в Финляндию. Опять же, если ехать из Москвы это получается еще и существенно короче. С 2007 года Латвия в Шенгене и для человека с евровизой никаких проблем с пересечением как Латвийской, так и всех остальных границ не существует.
Может быть у многих еще существует предубеждение о каких-то не очень хороших отношениях к русским. Могу авторитетно заверить, как человек русский, не знающий латышского языка и часто там бывавший как в советское так и постсоветское время — это абсолютная неправда!!! Единственное с чем я соглашусь – это с семьей Тезиных, о том, что Латвийские погранцы очень нервничают когда машина не останавливается у знака Stop или стоп-линии. А в остальном, я вас уверяю – первое место, где вам нагрубят – это будет на обратном пути и уже в России :-(
Итак, первый участок пути был однозначно выбран как Москва-Рига с бонусом в виде бесплатной ночевки у родственников недалеко от границы. Вопрос о месте пересечения границы был решен так же однозначно – ехать через Белоруссию. Во-первых, трасса М9 почти на половине своего протяжения в стабильно-коматозном состоянии. Во-вторых, погранпереход Терехово-Зилупе славится своими длинными очередями из легковых машин латышей-челноков, которые каждый день пересекают границу по мультивизе только для того, чтобы заправиться дешевым российским бензином, купить блок сигарет, литр алкоголя, лекарств и продать все это уже в Латвии. Вроде как с ними борются, но очереди по прежнему большие и реально на том переходе можно провести несколько часов, особенно в обратном направлении.
Путь через Белоруссию стартует по прекрасной трассе М1 (до Смоленска), далее через погранпереход Рудня-Лиозно попадаем в Беларусь и через 3-4 часа через Витебск, Полоцк-Верхнедвинск оказываемся на погранпереходе Григоровщина-Патерниеки. На этом переходе очередей из легковых никогда не бывает, потому как Батька с челноками борется, да и визы надо латышам добавочные брать.
По сравнению с М9 путь через Беларусь проигрывает только тем, что он длиннее на 90 км (зато без очереди) и необходимостью оформления на границе Россия-Беларусь транзитной бумажки стоимостью 5$ и оформляемой за 5 минут. Из плюсов – почти европейские дороги с европейской разметкой, со смешными названиями населенных пунктов, где преобладают буквы Ы и А, а так же очень приятный город Витебск!
От Риги маршрут уже стандартный – паром компании Таллинк до Стокгольма. Билеты на паром брал аж в апреле месяце в Paromy.ru, так как меня припугнули возможным дефицитом мест на машины высотой >180 см. А мой Ford Focus сTule боксом на крыше уже ровно 200! К сожалению жесткая привязка к отпускным дням, синхронизированная с другими челнами семьи не позволила нам взять на Шведско-Норвежскую часть поездки больше 9 дней. Из них 2 дня/2 ночи было решено оставить на пеший и музейный Стокгольм, так как дети ни разу еще в европейской загранице не бывали, а там есть что показать. Далее – дневной переезд и одна ночевка в Осло и на следующий день старт к прибрежной части Норвегии, где предполагалось провести 4 ночи в разных местах. Из того, что мне хотелось сделать обязательно был штурм скалы Preikestolen, визит в Берген, Согне-фьорд, на Фломскую железную дорогу. В соответствии с этим и была сформирована туристическая часть норвежского маршрута с последней точкой ночевки уже в горной Норвегии в городке Лом и стартом обратно, минуя Осло по сельским дорогам в шведский Краслстад и на следующий день в Стокгольм.
В обмен на исключительное и авторитарное право командира экипажа и единственного рулевого принимать единолично все важные решения, касаемые маршрута, питания, распорядка дня и т.п. моей семьей было выдвинуто единственное требование – наличие цивилизованных мест для ночевки (то бишь свой матрас, душ, туалет и т.п.). Ну не туристы они! Опять же женщины: жена и 2 дочери 16 и 12 лет. К счастью младшая – Аня по всем шведским и норвежским законам проходила еще как дитя. Поэтому для проживания в крупных городах (Стокгольм, Осло, Карлстад) я бронировал отели сети Scandic, в которых есть понятие семейного номера (до 4 -5 человек), а дети до 12 лет размешаются на дополнительном месте бесплатно. К тому же у меня уже была карта частого гостя, которая позволила с существенной скидкой заранее забронировать номера. На туристической части маршрута бронировали уже места попроще. О них я расскажу позже, но все равно все было сделано заранее.
Вообще для подготовки поездки очень помогли советы и отчеты, опубликованные на этом и других сайтах, а так же интернет ресурсы www.visitsweden.com, www.visitnorway.com и другие. Карты и всякие полезные каталоги по Норвегии можно так же бесплатно получить в Норвежском торговом представительстве в Москве. Так, очень помог подобранный там путеводитель по фьордам. В качестве системы навигации – IGO8.3 Как альтернатива были распечатаны маршрутные листы на каждый день, подготовленные при помощи ресурса www.viamichelin.com. Для удобной связи с остальным миром – туристические сим-карты GoodLine.
Почти неделю потратил на подготовку к тому, что можно назвать автобезопасностью. Сделал расширение КАСКО на страны Европы, само собой грин-карту, сделал список официальных представителей и дилеров Ford по всему пути, выписал телефоны консульств и экстренных служб. Почитал по поводу особенностей правил дорожного движения. Из технической подготовки автомобиля обошлись необходимым минимумом: комплектом удобного инструмента, крестовым балонником, запасными лампами фар, фонарем, радар-детектором (только для России) и всякой другой полезной и необъемной мелочевкой.
Для собственной безопасности – медицинская аптечка, усиленная антибиотиками, жаропонижающими и противовоспалительными средствами. И сухой паек на 2-3 приема пищи, укомплектованный одноразовой и легкоусваи-ваи-вае-мой едой из серии «Завтрак Бомжа». Но это на крайний случай, который, к счастью, не наступил. Так что паек был роздан на обратном пути родственникам, которые питаясь правильной деревенской пищей никогда в жизни не видели быстрорастворимых макарон со вкусом креветок.
Многовато написал, но что делать? Подготовка всегда занимает больше времени, чем сама поездка…
Рабочий конь в боевой готовности...
11 ИЮЛЯ. СТАРТ. МОСКВА-РИГА.
Итак, ранним воскресным июльским утром я сделал наконец то, о чем мечтал последние месяцы: сел в машину, завел и поехал в Норвегию. Я отношусь к категории автолюбителей, которые любят стартовать пораньше. Меньше машин, свежая голова, все хорошо видно. Я не стану подробно описывать эту часть нашего путешествия. Трасса М1 наверняка хорошо знакома многим. А первая ночевка у родственников в Латвии, так же вряд ли представляет для кого-нибудь интерес. Поэтому укажу только на то, что может быть полезным для других, кто поедет в Шенген таким же путем.
Состояние дороги по М1 от Москвы до Смоленска в целом на 5 с минусом. По сравнению с прошлым годом стало больше участков с колейностью. Но по-прежнему – это одна из тех немногих российских трасс, где можно использовать круиз-контроль. Больше 120 км/ч на груженой машине с 200-литровым боксом на крыше я не шел, а потому и не представлял существенного интереса для гаишников, которых к слову было достаточно много. Опять же помогал радар-детектор, который успешно ловил как живую силу противника, спрятавшуюся в кустах, так и киборгов на треногах. На участке Смоленск-Рудня идет уже обычная, но тоже вполне приличная российская дорога. Не прошло и 5 часов, как мы уже были на границе с Белоруссией. Полного бака бензина как раз хватило до последней Лукойловской заправки, расположенной непосредственно перед границей. Радар-детектор в багаж – и вперед на запад!
Проезжая мимо длинной очереди из фур непосредственно через погранпункт я тщетно пытался сфокусироваться хоть на ком то из людей в форме или с полосатой палкой. Ни у кого наше появление на границе не вызвало ни малейшего интереса. Даже какое то ощущение возникло, что я что-то делаю неправильно. В прошлом году, выпускающий наш пограничник посмотрел права и паспорт и белорусский тоже смотрел, а сейчас – пусто. В недоумении я даже проехал лишних 200 метров мимо будки, в которой надо оформлять транзитную бумажку. Пришлось бежать назад. А оформлять, надо! Впрочем говорят, что можно это сделать и выезжая, но зачем нам потенциальные проблемы? Оформляется, тем более, за 5 минут и в любой из трех валют: 5$, 172 российских рубля или не помню сколько там белорусских.
Ну вот, республиканская казна пополнена на 5$ и мы продолжаем путь, наметив небольшую перекуску на одной из площадок для отдыха, которых на белорусских дорогах достаточно много.
Буквально сразу после пересечения границы начинают встречаться аисты.
Надо отдать должное нашим соседям. Белоруссия приятно удивляет, по крайней мере автотуриста. Дороги хорошие, разметка всюду, придорожные дома и участки огорожены однотипными заборчиками. Встречаются плакаты, гласящие, что дороги – это лицо Беларуси.
Что для российского автолюбителя непривычно, так это то, что у них по-прежнему народ обгоняет через сплошную и даже двойную сплошную. Я не знаю тонкостей правил дорожного движения в Белоруссии, но похоже за это у них права не отнимают. У нас то это уже стойкое табу! Но народ едет достаточно дисциплинировано и дружелюбно. Если пропускаешь правым поворотником на обгон, обязательно тоже моргнут «спасибо». И грузовики перед тобой не тормозят, а прижимаются правей, даже если посередине двойная сплошная, через которую я как волк через флажки уже не могу…
Витебск – это единственный город в Белоруссии, не имеющий объездной дороги на вашем пути и проезжаем его непосредственно через центр. Но это не проблема, навигатор подскажет где свернуть, зато можно полюбоваться городом или остановиться и купить по смешной цене колбаски в дорогу. Расплатился я, кстати, без проблем сбербанковской зарплатной Visa Electron. Весь оставшийся путь до Латвийской границы (около 3 часов) провели в развлекательной игре «Как название этого населенного пункта пишется по-русски?»
О приближении к погранпереходу «Григоровщина» мы легко узнали по длинному хвосту из фур. Традиционно объезжаем их по встречке и оказываемся вторыми в очереди из легковых машин. Контрольный талон на въезд, проверка, штампики в загранпаспорта, штампик в 5-долларовую бумажку, «что везете?», контрольный талон на выезд – 10 минут и мы на нейтральной территории.
Подъезжая к латышской части перехода надо перестроиться на полосу предназначенную для легкового транспорта. Вспомогательные знаки с символами легковых и грузовых машин, красного и зеленого коридора висят сверху. Останавливаемся на стоп-линии. Перед нами никого, ни легковых машин, ни людей. Через минуту откуда-то выходит пограничник и рукой показывает – проезжать ближе. А дальше та же последовательность: «Куда едем», «Что везем?», штампик в паспорта и… «Машину на парковку и, пожалуйста в таможню к окошку N1».
Это что-то новенькое. Но очень быстро выяснилось, что это новая мера направленная на ловлю контрабандистов. Надо написать в специальной табличке сколько литров бензина, алкоголя, пачек сигарет и лекарств ты везешь. Проверки как таковой НЕ БЫЛО. Даже верхний багажник не попросили открыть. Перекинулись парой слов о погоде и поехали дальше. 15 минут – и мы на территории Европейского Экономического Сообщества. Потом нам сказали, что указанную бумажку могут потребовать, если вас остановят в приграничной зоне. Как бы независимый контроль того как работает таможня на границе. Но делается это, в первую очередь для ловли местных, зарабатывающих на мелкой контрабанде.
А дальше через 10 километров мы доехали и до места нашего ночного отдыха. Рассказами про родственников я обещал вас не грузить, но несколько фотографий с нашего вечернего отдыха покажу. Исключительно с целью вызвать чувство легкой или не очень зависти.
Здравствуйте.
Большое спасибо за море полезной информации.
Хочу Вас попросить дать контакты горной гостиницы в р-не Preikestolen.
Спасибо.
Внимание!
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять
комментарии непосредственно на сайте. Советуем Вам зарегистрироваться (это займёт 1 минуту) и получить тем самым множество
привилегий на сайте!
Можно также оставить комментарий через форму "ВКонтакте" ниже, но при этом автор публикации не получит уведомление о новом комментарии.
Комментарии (10)
RSS свернуть / развернутьadmin
MVS
EdGen
mwnuke
EdGen
Antonio
EdGen
Lartof
EdGen
Muandr
Большое спасибо за море полезной информации.
Хочу Вас попросить дать контакты горной гостиницы в р-не Preikestolen.
Спасибо.
Внимание!
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии непосредственно на сайте. Советуем Вам зарегистрироваться (это займёт 1 минуту) и получить тем самым множество привилегий на сайте!
Можно также оставить комментарий через форму "ВКонтакте" ниже, но при этом автор публикации не получит уведомление о новом комментарии.