Из Голландии через Бельгию к местам Первой мировой / Отчёты об автопутешествиях / Автотуристу.РУ - автопутешествия и автотуризм: отчёты, трассы и дороги, в Европу на машине, прокладка маршрута!


Авторизация

Зарегистрироваться

Войти или Зарегистрироваться        Мобильная версия

Из Голландии через Бельгию к местам Первой мировой

Предисловие

Все нормальные люди выбирают для свадебного путешествия теплые страны: Грецию, Кипр там или Египет. Какую-нибудь Турцию или Таиланд на худой конец. В случае аллергии на морской воздух принято ехать в романтичный как валентинка Париж. Видимо что-то в нашей жизни пошло не так, но для «медового месяца» мы не выбрали ни одно, ни другое. Пожав плечами, мы просто решили пойти ниже по списку еще не отсмотренных нами европейских стран.



Если в прошлом году мы стартовали в Европу на авто прямо из самого Питера (отчет об этой поездке можно почитать здесь), то тут решили не тратить время на перегоны по знакомой до боли Прибалтике и Польше, а просто взяли билеты на самолёт. В качестве точки десантирования был выбран Амстердам: он и расположен удобно (почти в самом центре Европы), и посмотреть в нем самом есть на что, и прямые билеты из Питера есть. А, учитывая, что поехали мы на этот раз не вдвоём, а в компании друзей, то номинально дорогая Европа в конечном итоге вышла нам не столь финансово накладной, как могла бы. Впрочем, обо всём по порядку.

Маршрут передвижения мы планировали по обратному принципу: решили НЕ ехать в Германию и Париж. Так возможный круг стран и очертился сам собой: Голландия, Бельгия и север Франции. В качестве точек постоя (кроме самого Амстердама) были выбраны бельгийский Антверпен и французский Лилль. Экскурсионную программу набросали крайне плотную и насыщенную: каждый день предстояло куда-то ехать или бежать. Нас ждали пряничные голландские и бельгийские городки, а также места боёв Первой мировой войны в Бельгии и Франции.

В отчете будут ссылки на Википедию, Booking, AirBnb и TripAdvisor. Полагаю, тем, кто поедет по этим же местам в будущем, они могут оказаться полезны.

День 1-2. Хаарлем — Амстардам

Началась поездка с пары неприятных моментов. Сначала один из наших чемоданов все никак не хотел появиться на ленте выдачи. Ждали мы его около часа и успели за это время передёргать всех сотрудников аэропорта в зоне прилёта с вопросом «Вот зе фак?». И уже когда мы практически оформили утерю багажа, наш чемодан появился-таки из темных логистических подвалов аэропорта. Наконец-то!

Дальше — больше. Пошли оформлять прокатные автомобили. Начитавшись этих ваших около-автомобильных Интернетов, я, признаться, опасался проблемы с документами: Нидерланды не подписали Венскую конвенцию о дорожном движении, поэтому все стращали обязательностью наличия Международных прав, коих у меня, разумеется, не было. Однако, подлянка пришла откуда не ждали. С правами и паспортами никаких проблем не возникло, а вот карту мою для блокирования на ней франшизы операторы местного Europcar наотрез оказались брать. Мол, не нужна нам ваша дебетовая карта, гоните-ка кредитку! После пререканий, длившихся минут 10-15, аренду машин нам все же оформили, покрутив пальцем у виска и посмотрев на нас со значением «понаехали тут всякие». Оказалось, что при возврате автомобилей их система позволяет моментально разблокировать деньги только на кредитках. Владельцам же дебетовых карт (т.е. нам) придётся ждать отмены транзакции непосредственно от банка (а они могут затянуться и на 15, и на 30 дней), что доставит нам неудобства и может привести к жалобам на саму компанию. Сервис, короче.



Ну и черт с ними, скажу лучше непосредственно про автомобиль! Перед поездкой бронировали мы гольф-класс с АКПП (самый простой из возможных автоматов). Сам Гольф или, прости господи, 207-е Пежо нам не дали, зато вручили ключи от практически новой гибридной Toyota Yaris. Вернее даже от двух, поскольку перемещаться мы планировали двумя семьями. Для европейских дорог и преимущественно городской эксплуатации такое авто — просто бомба! Я никогда еще не сидел за рулём машины, которая поедала бы всего 4,5 литра бензина по городу. По городу, Карл! И всё это благодаря электроприводу, который самостоятельно подзаряжается во время движения и позволяет не использовать бензиновый движок до скорости в 30-40 км/ч! При стоимости литра бензина в 1,8 евро это существенное подспорье, неправда ли? Когда на автобане приходилось топить по 130-140 км/ч в горку, расход, конечно, увеличивался, но очень несущественно. Максимально доходил до 6,5 л, но в среднем по трассе не превышал 5,5. Короче говоря, сказка! Будете брать машину в Европе — обязательно обратите внимание. Из минусов конкретно нашего автомобиля стоит отметить разве что малую вместимость багажника: при перемещении втроём один из чемоданов едет вместе с пассажиром на заднем сидении.

Загрузившись в наши новые авто в аэропорту Схипхол, мы отправились в небольшой городок Хаарлем, один из пригородов Амстердама. Поскольку в самом Амстере снять жильё стоит каких-то запредельных денег, свой временный дом мы решили обустроить именно там. Здесь нас встретил настоящий дом настоящих живых голландцев, которые любезно предоставили нам свои кровные квадратные метры, а сами свинтили на это время в отпуск во Францию. Дом представлял собой типичный голландский таунхаус, расположенный на окраине.



Оба наших автомобиля мы разместили прямо под окнами — благо их можно было свободно парковать на протяжении всей улочки. В самом же доме было все, что нужно для жизни от кухонных принадлежностей и посуды, до небольшого гриля, который мы обнаружили в сарайчике на заднем дворе.



Спальни расположились на двух верхних этажах. Единственное неудобство доставляла разве что лестница — она была довольно крутой. И пусть самих хозяев мы не застали (ключи от жилья нам передал их уборщик), однако они незримо сопровождали нас на протяжении всего пребывания. Во-первых, фотографии голландского семейства были развешаны по всему дому вплоть до уборной (я не шучу).



Во-вторых, знаете, крайне странное ощущение, когда тебе предстоит жить в доме незнакомых тебе людей, из которого они сами выехали только вчера. Где повсюду лежат их вещи, в лучшем случае задвинутые под стол или убранные в шкаф. В общем, это был крайне интересный опыт!

Очередной щелбан судьбы нас ждал в местном супермаркете. Набрав продуктов на ближайшие дней пять, мы уже на кассе мы выяснили, что наши наличные они не примут. И карты дебетовые тоже не возьмут. Более того, они даже кредитки не все принимали — только Maestro. Вдумайтесь: не брали Visa и MasterCard! Какая уж тут карта системы «Мир»! Благо в продуктовом магазине по соседству наличные все же брали без проблем…

Поскольку все обязательные по прибытию приготовления были закончены, а стрелки на часах едва успели пересечь полуденную отметку, мы сразу же рванули знакомиться с Амстердамом. Решили в первый день не кружить по дорогим местным парковкам, а сразу отправились на вокзал. Шли довольно долго, порядка 30 минут, и за это время успели бегло осмотреть Хаарлем. Это небольшой уютный городок с колоритным центром и малоэтажными предместьями. Первое, что бросилось в глаза — открытость голландцев миру в прямом смысле этого слова. Тротуары расположены вплотную к жилым домам, огромные окна которых у них попросту не принято занавешивать! Идёшь ты себе по улице и мельком замечаешь, как кто-то за стеклом читает книжку, обедает или возлежит на диване, уставившись в телевизор.



Как-то нам даже попался дом, где огромное незанавешенное окно спальни смотрело на нас большой двуспальной кроватью…
Стоит ли говорить, что первое, чем мы занялись по прибытию в свой временный коттедж — это зашториванием всех окон?

Амстердам произвел довольно удручающее впечатление. Я безусловно был готов к тому, что основное средство передвижения в Голландии — велосипед.



Я даже представлял себе ее столицу городом, напрочь отторгнувшим автомобили и заставляющим водителей страдать 24/7. На самом же деле все оказалось немного не так. Да, центр и краеугольный камень всей городской среды Амстердама — велосипед. Однако весь этот вело-рай построен не за счет ущемления прав автомобилистов (как я полагал, начитавшись блога Ильи Варламова), а на страдании простых пешеходов. Вот к этому меня точно жизнь не готовила!



Тротуары в историческом центре ужасно узкие, набережные заставлены припаркованными автомобилями и завалены велосипедами. Велики в подавляющем большинстве мест выглядят скорее как железный лом, нежели как средство передвижения. Все это хозяйство приходится обходить, выбегая время от времени на велодорожки, по которым, на минуточку, тут полным ходом гоняют еще и мопедисты. Осматривать город на своих двоих в таких условиях абсолютно неприятно: приходится постоянно быть на стрёме, вертеть головой по сторонам не для того, чтобы полюбоваться красотами, а чтобы в тебя не въехал кто-нибудь двухколесный.

Также я ждал, что в Амстердаме будет стоять перманентный запах марихуаны. Ох, как я ошибался! Нет, травой здесь, безусловно, пахнет, но все же главная городская доминанта в мире запахов — мусор, моча и прочие отходы жизнедеятельности. Стойкая вонь от них окутывает не только вокзальную площадь, но и главные городские магистрали. Небольшие переулки зассаны от подвалов до кровли. Прекрасному местному амбрэ могут позавидовать даже самые неблагополучные питерские подъезды. Мусор в ассортименте лежит у вокзала, плавает в каналах и в качестве вишенки на торте дополняет вид «парадного Амстардама».



Посмотреть же в самом городе, конечно, есть на что: и милые пряничные домики, и помпезные дворцы, и знаменитые каналы. Но любоваться всем этим не хочется. Мешает разноязыкая толпа, отвратительная вонь и перманентное ощущение того, что все в этом городе хочет тебя убить, проехав по тебе колёсами. Короче говоря, фу.



Город любят за тусовки и движуху, но это точно не про меня. Я больше про архитектуру и музеи.



В плане музеев тут, конечно, все на самом высоком уровне. Мы, правда, успели посмотреть немного: только музей Ван Гога и музей-пивоварню Heineken. Если в музее изобразительного искусства действительно было на что посмотреть, то в пивном аттракционе делать, по большому счету, было нечего: 90% времени смотришь рекламные ролики про знаменитый бренд. Пиво тебе продегустировать, конечно, тоже дают, но что такое 2 стаканчика по 0.33?



День 3. Гаага — Делфт

Далее последовал наш первый полноценный автомобильный день. Сперва мы заехали в международную столицу права и дипломатии — Гаагу. Сразу скажу, что осмотрели мы его мельком, и многое осталось за пределом нашего внимания.
Запарковались мы в самом центре на подземной парковке прямо под площадью с памятником Вильгельму Оранскому.



Пока женская часть нашей группы отправилась смотреть «Девушку с жемчужной сережкой» в Художественную галерею Маурицхёйс, мы неспешно прогулялись по замку Бинненхоф и обошли местное озеро Хофвейвер.





Миленько, тихо, спокойно. Про что-то особенно понравившееся сказать ничего не могу. Перекусив сендвичами, купленными на небольшом местном рынке, поехали дальше.

Следующим пунктом на пути стал Делфт — по-настоящему сказочный голландский городок в предместьях Роттердама, где есть все то, за что принято хвалить Амстардам: антуражные каналы и красивейшая голландская архитектура.



Но гулять здесь намного приятней, поскольку город сохранил тишину и спокойствие старой-доброй Европы. Выбирая между Амстердамом и Делфтом обязательно выбирайте последний.



Встретил нас город разводным мини-мостом, от которого мы по узким улочкам довольно быстро добрели до ратушной площадью со всеми главными достопримечательностями.



Забрались на башню Новой церкви (Nieuwe Kerk), что было, прямо скажем, нелегко.



После узких проходов голландской кирхи подъём на башню Святого Олафа в Выборге или к куполу Исаакиевского собора в Питере кажется легкой прогулкой. Здесь нужно постоянно переходить от одной узкой лестнице к другой, а разойтись со встречным и попросту оказывается невозможным без довольно близкого контакта. В общем, один раз я туда поднялся, но второй раз уже точно не пойду. ))





Также Делфт знаменит своим фарфором, по образцу которого создавалась наша гжель. Покупать его на сувениры лучше всего в антикварных магазинчиках, которые попадаются здесь на каждом шагу.
В целом же город нам так понравился, что мы решили гулять здесь до самого вечера и не ехать в запланированную на конец дня Гауду. Столицу голландского сыроварения мы оставили на потом.

День 4 Заансе-Сханс — Заандам — Арнем
На следующий день мы поехали в Заансе-Сханс. Местный туристический МакДональдс — музей под открытым небом, где представлены традиционные голландские ремёсла от сыроварения и маслобойни, до обработки дерева и производства специй. Интересно, антуражно и очень вкусно (если говорить про местные сыры).





После этого заехали в сам городок Заандам , чтобы посетить домик Петра I, который останавливался здесь, когда приезжал в Нидерланды учиться корабельному делу. Музей напоминает дом Петра в Петербурге или музей «Сарай» Ленина в Разливе — он также накрыт защитным куполом. Любителям русской истории обязательно к посещению.





После обязательной культурной программы мы разделились на две группы. Одна — поехала обратно в Хаарлем, отдыхать перед завтрашней дорогой в Антверпен. Мы же вдвоём с товарищем решили посетить футбольный матч новой команды бывшего тренера ЦСКА Леонида Слуцкого — Витесс в рамках Лиги Европы принимал швейцарский Базель. Поскольку Витесс базируется в городе Арнем, дорога предстояла дальняя по местным меркам — целых 150 км в одну сторону — на другой конец страны. Нужно отметить, что купить билеты он-лайн у меня не получилось: для регистрации в местном фан-клубе система требовала сначала местный номер телефона, а потом уже и прописку. Поэтому я надеялся найти их в кассах непосредственно перед игрой. Арнем встретил нас индустриальным пейзажем и проливным дождём. Отсидевшись немного в машине, на стоянке перед стадионом, мы без проблем купили себе пару билетов — спрос на игру в середине рабочей недели (а дело было в четверг) был небольшим.
Поскольку дождь прекратился, перед игрой мы успели немного пробежаться по городу. Пожалуй, единственное что запомнилось в Арнеме — работы местного уличного художника.



В остальном — типичный рабочий город с низкой туристической привлекательностью. Из европейской провинциальной тишины выбивалась разве что группа приезжих фанатов, барагозившая на одной из центральных площадей. Во избежании эксцессов местная полиция взяла их в охранение и никого не подпускала близко.

Стадион в Арнеме довольно современный — был построен к чемпионату Европы 2000 года. Несмотря на относительно небольшую вместимость (25 000), смотрится крайне внушительно.



Сам матч получился довольно унылым и скучным даже по российским меркам. Новая команда Слуцкого не показала никакой осмысленной игры и под самый занавес пропустила обидный гол. В итоге — поражение и дальнейший вылет из Еврокубков.



Из того, что понравилось: довольно приятная домашняя атмосфера на арене. Зрителей в целом было немного, заметную их часть составляли родители с детьми. Были и местные ультрас, поддерживавшие родную команду на протяжении всего матча.
Несколько озадачил тот факт, что сторонний посетитель ничего не может купить на трибунах (ни пива, ни закусок, ничего) за наличку или по банковской карте. Для расчета здесь нужно приобретать специальную карту болельщика, эдакий электронный кошелёк вроде «Тройки» или «Подорожника», куда ты впоследствии закидываешь деньги и тратишь их по мере необходимости. Крайне неудобное, но понятное с точки зрения маркетинга решение.

После окончания матча мы еще потратили с полчаса, чтобы выехать с автомобильной парковки при стадионе, однако долетели быстро и уже к полуночи были дома в Хаарлеме.
Впереди нас ждал короткий отдых и переезд в Антверпен.

День 5. Гауда — Антверпен

Попрощавшись с нашим голландским домом, мы поехали дальше по нашему маршруту. Перед прибытием в Антверпен решили восполнить упущенное пару дней назад и заехать-таки в Гауду. Городок понравился примерно столь же сильно, как и Делфт за счет своего средневекового европейского уюта и архитектуры. Однако, его сырный привкус привнёс в эту промежуточную остановку особую пикантность.



Сыр там действительно очень классный и найти его можно практически на любой вкус. Там мы затарились основной порцией европейских сувениров.



Главные достопримечательности города — старую ратушу и собор Sint-Janskerk — осмотрели быстро, можно сказать бегом. Впереди нас ждал Антверпен.

На выезде из Гауды мы еще наткнулись на разведенный мост, что для питерца увидеть в середине дня — нонсенс. :) Простояли там, наверное, минут 10-15.



В Бельгии были уже через пару часов. Заселились в бюджетную версию сетевого Ibis отеля и побежали осматривать город. Антверпен произвел неоднозначное впечатление.



С одной стороны здесь чувствуется старина, соборы поражают своей помпезностью (если это слово применимо к готике), однако повсюду встречается грязь, неухоженность (хоть и не такие, как в Амстердаме) и перманентный ремонт. Особый шарм нашему визиту прибавил гей-прайд как раз проходивший в Антверпене в это время. Маршей и парадов мы не заметили, однако пару мужиков в платьях и на каблуках видели.



Набережная Антверпена похожа на самые неопрятные аналоги. Последний раз я такое видел в Твери лет 10 назад.



Вечером за ужином узнали особенность бельгийских ресторанов: здесь не принято ограничиваться ТОЛЬКО закусками. Вы не можете прийти в ресторан и съесть только салат, от вас будут ждать заказа на основное блюдо. Разумеется, никто не будет вас гнать, если вы ограничитесь и чашкой кофе, но нужно быть готовым к тому, что в ваш счет включат определенную «штрафную» сумму. В случае с салатом — порядка 5 евро сверху.
Так что будьте бдительны!

День 6. Антверпен
Следующий день мы полностью посвятили осмысленной прогулке по Антверпену. Начали от вешалки, вернее — от центрального вокзала, рядом с которым и находился наш отель. Центральный вокзал Антверпена — это, пожалуй, самое красивое и запоминающееся здание во всем городе. Массивный дебаркадер, несколько уровней ж/д путей и очень крутые интерьеры.







Из более классических достопримечательностей города посетили дом-музей Рубенса и собор Антверпенской Богоматери.





Также побродили по очень красивому району Антверпена — Zurenborg, кварталу, застроенному в стиле ар-нуво.

Памятуя об издевательской особенности местных заведений общепита, для ужина нашли заведение попроще — японский ресторанчик с крайне оригинальной подачей.



День 7. Гент — Лилль

В Гент прибыли уже довольно подустав от объема впечатлений. Прошлись по центру, поплавали по местным каналам на прогулочном кораблике, посмотрели на Цитадель и старый город. Успели пожалеть, что для своего пребывания выбрали суетный Антверпен, а не более спокойный и красивый Гент.











Прибыв во Францию, мы сразу же вляпались в новую неприятность — застряли в лифте. Нас спасло только то, что с нами в кабине оказался хозяин квартиры, которую мы сняли через AirBnb. C французским языком у всех нас было никак, а, как водится, по-английски во Франции изъясняться могут немногие… Тем не менее, просидев 20 минут в замкнутом пространстве вместе с вещами и постоянно извиняющимся хозяином, мы были спасены относительно оперативно прибывшей бригадой ремонтников.

Также в день приезда мы столкнулись с проблемой закупки продуктов. Поскольку за окном было воскресенье, все крупные магазины по славной европейской традиции оказались закрыты. Наш радушный хозяин подсказал несколько действующих супермаркетов, однако до них пришлось знатно прогуляться пешком.
В остальном же остаток дня мы посвятили отдыху в четырех стенах.

День 8. Альбер (музей Соммы) — Амьен

Утром мы стартовали в средневековый Амьен. По дороге туда решили остановиться в паре мест для осмотра достопримечательностей Первой мировой.

Первой остановкой на пути стал мемориал кратера Лохнагар.



Лохнагарский кратер — воронка глубиной в 35 метров, образовавшаяся на месте подрыва укрепленных немецких позиций в первый день битвы на Сомме. Английские шахтеры подкопались под немецкий укрепрайон и натаскали туда несколько тонн взывчатки. Рвануло так, что, говорят, было слышно в Лондоне.



Сейчас здесь весьма наглядный мемориал, открытый энтузиастом, который решил увековечить подвиг героических защитников Франции. Масштаб воронки и то внимание, которое оказано рядовым участникам битвы, действительно впечатляют.







В округе есть еще несколько воронок, однако, благодаря меньшему масштабу, они вписались в окружающий ландшафт в виде простых деревенских прудов. В остальном же после войны все поля вокруг заровняли, и сегодня они вовсю возделываются местными фермерами.

Следующей точкой интереса стал городок Альбер, получивший известность во время битвы на Сомме. Здесь мы посетили весьма антуражный исторический музей, который расположился в катакомбах под местным собором Нотр-Дам.





После этого мы приехали-таки в Амьен. Город нам очень понравился. Несмотря на некоторую неухоженность (по европейским меркам), в нем ощущался прям-таки домашний уют и весьма интересный антураж.

Узкие улочки походили на антураж какого-нибудь исторического фильма в духе «Спасти рядового Райана».

Впечатлил и величественный Амьенский собор, совершенно непропорциональный для такого крошечного в сущности города.







Нашли там и весьма неплохое кафе, где смогли пообедать и отдохнуть от насыщенной экскурсионной программы.
Надо сказать, что попасть во Франции в заведение, где есть английское меню или англоговорящий персонал — настоящая удача. Здесь же печатных книжек не было вообще, но в роли английского меню выступил сам хозяин (вроде бы). Он пояснил, что они готовят еду из сезонных фермерских продуктов, и перечень блюд постоянно меняется, поэтому печатать меню совершенно нерентабельно. Еды было много, она была вкусной, а вид из кафе — весьма приятным.



День 9. Ипр — Дюнкерк — Кале — мыс Кап Гри-Не

Следующий день мы также провели в разъездах.
Сперва посетили места боёв под печально известным бельгиским городом Ипр. Возле линии фронта, которая проходила здесь в 1915, находится неплохой частный музей — Hooge Crater museum.



Внутрь мы, к сожалению, попасть не смогли, тк хозяева были в отпуске. Однако и вокруг было на что посмотреть — вдоль старой линии фронта проложен пеший трекинговый маршрут. Вглубь полей и лесов мы уходить не стали, но посетили довольно любопытный мемориал Шотландским гренадерам, сражавшимся в этих местах сто лет назад.





Дальше по плану у нас был сам Ипр. Сам город мы осмотрели мельком, в основном нас интересовал музей Первой мировой «В полях Фландрии», расположенный в здании старой гильдии суконщиков. Местный музей — это что-то!



Здесь очень много интерактива, исторический нарратив подаётся через личные истории. После покупки билета тебе выдают электронный браслет. По нему ты можешь зарегистрироваться в системе, введя свой возраст и место рождения. Для большего погружения электронные экспозиции впоследствии выдают тебе истории солдат твоего возраста, кто приехал на Ипр примерно из твоих мест (для европейцев, полагаю, даже из твоего города).





Очень много постановочных и документальных видео. Также очень впечатлила интерактивная карта, на которой старые карты разведывательной аэрофотосъемки местного лунного от кратеров ландшафта накладываются на современные спутниковые снимки в режиме «было-стало».
Этот музей рекомендую к посещению всем и даже тем, кто с историей Первой мировой совсем не знаком.
Следующей остановкой был Дюнкерк, известный широкой общественности после недавнего фильма Нолана. В 1940-м в Дюнкерке разворачивались драматические события эвакуации англо-французских войск, а сейчас здесь дешевый курорт районного значения.



Сам город скучный и унылый. Смотреть в нём решительно нечего. Музей операции «Динамо» любопытен, но по сравнению с музеем Ипра смахивает на наш провинциальный краеведческий музей.





Будете проезжать мимо — смело проезжайте.

Кстати, можно ли считать посещение Дюнкерка поездкой на море?


В Кале мы заскочили буквально на пять минут посмотреть знаменитую скульптуру Родена «Граждане Кале».



Эти унылые персонажи олицетворяют собой местных знатных горожан, которые добровольно сдались на милость английского короля Эдуарда III, осаждавшего Кале в ходе Столетней войны. Персонажи преисполнены скорби, потому что понимают, что идут на смерть. Именно этот момент пытался передать автор. Однако впоследствии английский правитель все же смилостивился над ними и даровал жизнь. Но это уже другая история.

Под занавес мы еще успели заехать к мысу Кап Гри-Не, чтобы с высоты посмотреть на Ла-манш. Дувр мы, конечно, не увидели, но виды оттуда открываются действительно чудесные.



Что характерно, туристическая смотровая площадка находится прямо рядом с НАТОвской военной базой. Представить такое у нас просто невозможно.

День 10. Лилль

Что характерно, другая военная база НАТО квартирует прямо в святая-святых города Лилля — в стенах цитадели, эдакой местной Петропавловской крепости.



Такое соседство, пожалуй, не смущает никого: вокруг Цитадели раскинулся зеленый парк, где многие занимаются спортом, бегают, катаются по каналу на лодках. Здесь же находится городской зоопарк и парк аттракционов.



Признаться, на внимательный осмотр достопримечательностей Лилля мы не тратили много времени — после постоянных разъездов и огромного количества музеев физических и моральных сил уже почти не оставалось. Мы не спеша прошли по центру, успев осмотреть кроме рыночной площади, ратуши еще и здание старой биржи, во дворике которого строена довольно-таки интересная барахолка. Там можно найти многое от газет и журналов 100-летней давности, старых пластинок до вполне актуальных компьютерных игр.

День 11 Дуамон — Верден — Реймс

В последний экскурсионный день мы совершили, пожалуй, самый длинный переезд — порядка 330 километров от нашей квартире в Лилле до Вердена. Как и в предыдущие дни, поехали мы туда в первую очередь влекомые интересом к истории Первой мировой. Верден уже давно стал словом нарицательным, но только посетив его становится по-настоящему понятно почему.

Мемориал в местечке Дуамон просто взрывает голову. На местном кладбище в поименованных могилах покоятся 16 000 солдат и еще порядка 200 000 лежат под гигантской часовней в подземной костнице. Конечно, по сравнению с нашей питерской Пискаревкой это капля в море, однако после такого ликбеза на местности смеяться над шутками вроде «второй флаг Франции — белый» больше не хочется.



От форта Дуамон не осталось практически ничего.



Даже если отойти немного в сторону, то сбежать от следов былой войны не удастся: земля вокруг похожа на луну, слегка поросшей травой, а где-то и напрочь заросшая лесом. Однако, старые линии траншей, окопов и воронки от взрывов не дают себя обмануть.





Также здесь расположен, пожалуй, самый крутой музей Первой мировой, который нам доводилось посещать.







Мимо него проходить точно не стоит.

На обратном пути мы успели заехать в Реймс. Сил хватило только на то, чтобы осмотреть местный собор, выпить по чашке кофе и отправиться в обратном направлении.



День 12 — 13. Лилль — Аэропорт Схипхол

Последний день во Франции прошел под эгидой всестороннего отдыха и подготовки к отъезду. Мы неспешно прошлись по магазинам, закупились сувенирами и легли спать пораньше — выезжать нам предстояло в 3 утра.



Ночью мы без проблем вырулили на автобан и с парой коротких остановок на «заправиться» и «выпить кофе» добрались до амстердамского аэропорта Схипхол.

Заключение



Даты: 6 — 18 августа 2018 года
Автомобиль: Toyota Yaris Hybrid
Всего пройдено: 2300 км.
Средний расход: 5,0 л /100 км
Потрачено на бензин: ~ 180 евро

В целом, должен признать, что в этом году мы немного промахнулись с планированием нашего путешествия. Вся поездка получилось слишком несбалансированной: каждый день мы обязательно должны были куда-то бежать. А если наложить на это перманентные и утренние, и вечерние переезды (практически все поездки были по принципу «туда-обратно»), то получилось совсем печально. Да, получилось очень многое посмотреть пусть даже и мельком, составить свое представление и о Нидерландах, и о Бельгии, и о Франции, но вот отдохнуть по-настоящему в отпуске на сей раз получилось не очень.

Места нашего размещения в этот раз стали, пожалуй, главным впечатлением от всей поездки. Жить в «живых» домах настоящих голландцев и французов — это очень интересный опыт.

Голландия в целом понравилась своей ухоженностью, аккуратностью и высоким уровнем практически всего, с чем приходилось сталкиваться. При этом если мы туда и вернемся, то только ради маленьких городков вроде Делфта и Гауды. Амстердам — совсем не наша тема.

Бельгия не понравилась совсем ничем. В ней, вроде бы, есть все то же самое, что имеется в Голландии, однако здесь уже присутствует некоторая неухоженность. Антверпен похож на наши столичные (и не только) города тем, что там не видят ничего зазорного в сносе старых зданий в центре города и возведении на их месте бездушных коробок. Даже Гент при всей своей средневековой архитектуре и душевности особого впечатления не произвел. Да и «особенности» местных ресторанов тоже не добавили положительных эмоций. Пожалуй, сюда мы больше не поедем.

А вот Франция к нашему удивлению оставила довольно приятное послевкусие. Лилль оказался хоть и весьма провинциальным и никаким по архитектуре по сравнению с пряничной Голландией, но он произвел впечатление города, в который хочется жить. Амьен, Реймс также показались нам вполне приятными городками. Пожалуй, я сломаю стереотип в своей голове и когда-нибудь доеду-таки до Парижа, хотя раньше мне этого и не хотелось.



На этом всё.

Комментарии (10)

RSS свернуть / развернуть
+
0
+ -
avatar

AlfaBlack

  • 18 сентября 2018, 12:09
Классическое автопутешествие — это когда подстраиваешься не под место жительства, а под ту культурную программу, которую себе наметил. Достаточно было увеличить количество мест проживания по маршруту, чтобы не совершать бесполезные «туда-сюда». Неделю назад вернулись из поездки — 23 ночи провели в 18 уникальных местах, зато никаких лишних петель.
+
1
+ -
avatar

Drevogryz

  • 18 сентября 2018, 12:51
Да, вы, безусловно правы.
Классическое автопутешествие делали в прошлом году. В этом — решили попробовать немного другой вариант. Блин, несмотря на интересную программу, прямо скажем получился комом. Выводы сделаю.

Здесь еще свой отпечаток наложило количество людей — найти адекватный вариант размещения на такую компанию сложнее. А на том же AirBnb часто хозяева предпочитают сдавать квартиры на срок от 2 дней, что в рамках нашей поездки тоже не сильно сделало бы погоды.
+
0
+ -
avatar

Doctor-S

  • 20 ноября 2018, 05:45
Есть нюанс: если объекты культурной программы находятся на расстоянии ~300 км, маршрут типа «ни шагу назад» подойдет, в противном случае — если хочется «освоить» некое «пятно» на местности, вариант «туда-сюда» — лучший выбор (по моему скоромному мнению). К тому же, не забывайте, что при частых заездах/выездах из гостиниц/апартаментов приходится также часто распаковывать/собирать багаж, а это лишнее время, которого всегда мало! Если из вещей маленький рюкзак + «обязательная четверка» (бумажник, телефон, ноутбук, документы) — не проблема, а в нашем случае это пока огромный чемодан (хвала богам уже один!)… Дети пока мелкие…
+
0
+ -
avatar

Edel

  • 23 сентября 2018, 01:04
А как в прокатной конторе узнали что карта именно дебетовая, а не кредитная?))

Вообще говоря, это не должно быть известно никому, кроме Вас самих и Банка :)
+
0
+ -
avatar

Drevogryz

  • 23 сентября 2018, 08:10
Как именно узнали — без малейшего понятия. Но, попробовав ее провести, вернули в зад со словами «дайте кредитку».
+
0
+ -
avatar

Doctor-S

  • 20 ноября 2018, 05:29
Эквайринговое оборудование может быть оснащено опцией проверки по БИН-листу. Первые шесть цифр карты показывают тип карты (Debit/Credit)
+
0
+ -
avatar

Dry

  • 26 сентября 2018, 09:00
В мае прошлого года, пять дней провели в Голландии и почти нигде, не пользовались наличными, наши карты Visa и MasterCard принимали везде.
Именно в Амстердаме провели только полдня, но не встречались ни с дерьмом ни с вонью.
+
0
+ -
avatar

Drevogryz

  • 26 сентября 2018, 09:25
Что я могу сказать, значит нам так повезло.
+
0
+ -
avatar

Dry

  • 26 сентября 2018, 09:44
… нам также «повезло» пять лет назад, в Lidl под Мюнхеном, но это был единственный раз).
В Голландии был попадос с заправкой газом — на тамошних АЗС нет переходников под разные ЗУ, теперь у меня есть абсолютно бесполезный сувенир за 25 евро))
+
0
+ -
avatar

Drevogryz

  • 26 сентября 2018, 11:04
В плане заправок в этот раз столкнулись с особенностью автоматических Total. Перед началом заправки нужно «залогиниться» картой постоянного клиента, при ее отсутствии — банковской картой. После заправки на условные 30 евро тебе приходит смс, что помимо этой суммы у тебя заблокировали 150. Через пару дней деньги возвращают, но осадочек остаётся ))

Внимание!

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии непосредственно на сайте. Советуем Вам зарегистрироваться (это займёт 1 минуту) и получить тем самым множество привилегий на сайте!

Можно также оставить комментарий через форму "ВКонтакте" ниже, но при этом автор публикации не получит уведомление о новом комментарии.