Предыдущая часть
17 июня, день двадцать второй, Берн-Швангау-Фюссен
Власа поднял ни свет, ни заря. В половине восьмого мы уже бороздили бернские улицы. Этот день в планах был очень насыщенным. После обеда нам предстоял почти 400-х километровый бросок в Швангау. Так, что на завершение бернских планов у нас оставалось не больше 4-х часов.
Утро, несмотря на солнце, выдалось ободряющим. Лёгкий, но освежающий ветерок заставил нас двигаться в ускоренном темпе. Опрометчивое решение не брать куртку вынуждало меня выбирать солнечные участки, там было несколько теплее. Но туристический азарт быстро заставил меня забыть об этом неудобстве. Начали мы экскурсию с Голландской башни (Hollanderturm):
Она находится на Waisenhausplatz, в двух шагах от нашего отеля. Башня и вправду несколько выделяется несвойственной Берну архитектурой, напоминая скорее голландскую мельницу без ветряка. Waisenhausplatz соседствует с Bärenplatz. На границе площадей расположилась ещё одна башня – Тюремная (Käfigturm):
Она разделяет две улицы: с запада в башенные ворота «втекает» Spitalgasse, а вытекает на восток Marktgasse. Название башни говорит само за себя – долгое время она служила местом содержания заключённых. Построена в XVII веке на месте старых городских ворот.
Исследуя обе вышеуказанные улочки познакомились с очередными творениями Ганса Гинга – фонтанами Pfeiferbrunnen (Волынщик) на Spitalgasse…
… и на Marktgasse — Anna-Seiler-Brunnen, названный в честь основательницы бернской больницы…
… и Schützenbrunnen (Стрелок):
Здесь повеселил медвежонок, который целится в прохожих из короткоствольного мушкета, удобно разместившись между ног фигуры швейцарского стрелка. Вот и пойми — кто здесь «стрелок».
Солнечный свет словно «раскрасил» скульптуры, сделав их сочнее и ярче. Да и сам город на солнце стал выглядеть наряднее.
Подавив искушение пройтись по симпатичной улице до конца, мы вернулись к Тюремной башне и повернули налево, к Bundesplatz, где виднелось грандиозное здание Федерального правительства (Bundeshaus). Обогнув торговые ряды, вышли на большую пустующую площадь, с которой дворец открылся нам во всей красе:
Единственное, что ограничивало возможность сфотографировать Bundeshaus «в лоб» — трейлер, стоящий посреди площади. Меня заинтересовали манипуляции рабочих, которые, открыв нишу в прицепе трейлера, достали электрические кабели. Я понял, что они собираются подключиться к городской энергосети, но откуда? Поблизости не было даже намёков на электрощит. А было и не надо — один из них, повернув какой-то рычажок в мостовой, достал из её глубин распределительную колонку:
Всё-ё-ё! Невольно возникли аналогии с Родиной. :(
Дальше уже было обыденно, и мы вновь переключили внимание на дворец и его окружение. Здание, построенное в духе итальянского Возрождения, выглядит монолитно, но в то – же время величественно. Архитектурное оформление, скульптуры и барельефы, украшающие дворец, делают его достойным своего высокого предназначения:
Венчает правительственную резиденцию красивый купол со сверкающим на солнце золочёным крестом:
На площади перед дворцом сооружён фонтан, форсунки которого спрятаны под плитами покрытия. 26 струй, символизирующих количество национальных кантонов, играя, взмывают ввысь, доставляя особую радость ребятишкам, резвящимся среди них, в жаркое время года. Включают фонтан в 11 часов, понятно, что мы его не увидели. А, жаль!
Если-бы не дворец правительства, Bundesplatz вполне могла носить название Bankplatz – три других здания на площади являются банками.
Напротив расположено здание банка Valiant:
По левую руку — Berner Kantonalbank, привлекающий внимание скульптурной группой на карнизе:
Справа – национальный банк страны:
Говорят, что банковские хранилища находятся прямо под Bundesplatz. Потоптавшись на банковских капиталах, мы вернулись на Marktgasse:
Лев первый:
Лев красный:
Не лев:
Такой оформительский домовой дизайн схож с Kramgasse. И это не удивительно, Markt является своеобразным продолжением Kram, их разделяет башня Zytglogge:
Движение легкового транспорта на этих улицах ограничено, заезд осуществляется лишь для подвоза товаров. Но сказать, что они являются сугубо пешеходной зоной, значит не сказать ничего – обе исчерчены трамвайными путями и опутаны троллеями для того-же трамвая…
… и его безрельсового собрата- троллейбуса:
Поэтому, глазея на фонтаны, скульптуры и другие интересности уличного декора, надо крутить головой во все стороны и слушать во все уши, чтобы не попасть под снующий туда-сюда общественный транспорт.
В Берне есть даже забавная уличная фигура, напоминающую о соблюдении осторожности при встрече с трамваем:
Кто-то заботливо раскрасил ногти на, отнюдь не стройных ножках, определив тем самым их половую принадлежность:
Хотя, учитывая европейскую свободу сексуальных нравов, это моё утверждение вряд-ли можно считать таким категоричным.
Кстати о троллеях – в некоторых местах они образуют такую «паутину», что произвести съёмку достопримечательностей бывает очень сложно:
Мы целенаправленно шли на 100-метровый шпиль колокольни кафедрального собора (Berner Münster), величаво возвышающимся над «рыжим» морем крыш окружающих его домов. Его видно практически отовсюду:
От Zytglogge мы свернули на Münstergasse, и в итоге вышли на Münsterplatz. Ориентируясь по названиям, найти собор несложно. И вот перед нами, словно ракета на космодроме, стройный шпиль, как корпус звездолёта, уходит далеко ввысь:
… а перед глазами возникает поистине «чумовой» портал с барельефом, изображающим сцены Страшного суда:
Здесь больше двухсот фигур уникальной проработки, которые разглядывать можно очень долго:
Гаргульи:
Berner Münster обладает титулом самого высокого храма Швейцарии, на его колокольне размещён самый большой колокол страны. Меняя архитекторов, базилика строилась более четырёх столетий – с 1421 по 1893 годы.
Огромное желание подняться на смотровую площадку соборной башни было неисполнимо по причине раннего времени.
На углу соборной площади приютился фонтан Mosesbrunnen (Моисей). К огорчению своему, уже по приезду домой, разбирая фотографии, обнаружил, что увлекшись картинками собора, фонтан мною был пропущен. Надежда на второй фотоаппарат не сбылась — Влас, непостижимым образом, Моисея тоже упустил. :( Поэтому, для наглядности, вынужден опубликовать фото из сети:
Справа от кафедрального собора расположен Munsterplattform – живописный зелёный сквер, где любят отдыхать горожане:
Глядя на этот уютный уголок, и не подумаешь, что это бывшее церковное кладбище.
Munsterplattform возвышается, над протянувшейся внизу улицей Badgasse, почти на 32 метра:
Долгое время это обстоятельство привлекало к платформе разочаровавшихся в жизни горожан, в результате чего, за этим чудным уголком Берна, закрепилась мрачная репутация «плацдарма для самоубийц». Городскими властями было принято решение об установке специальных сеток-уловителей, для предотвращения случаев суицида:
Такими же сетками оборудованы мосты, о которых я рассказывал выше.
С террасы сквера открываются очаровательные виды на крыши квартала Matte…
(Справа — лифт, по которому, заплатив денежку, можно спуститься на Badgasse)
… плотину на реке Ааре и мост Kirchenfeldbrücke…
… с летними верандами для отдыха:
… и гору Gurten:
Окружающая красота не может оставить равнодушным художника:
Небольшая Kreuzgasse, протянувшаяся от собора на север, вывела нас к городской ратуше XV века, позднеготический фасад которой…
… напомнил мне городскую управу в бельгийском
Дамме.
В углу Rathausplatz, напротив ратуши, на высоком постаменте, гордо удерживает бернский стяг выразительный «Знаменосец» (Vennerbrunnen) — ещё один шедевр от Гинга. По традиции, у его ног разместился медвежонок:
Слева от мэрии – по-французски элегантная, католическая церковь Святых апостолов Петра и Павла (Kirche St. Peter und Paul):
Архитектором её был француз, автор парижской мэрии Эдуар Деперт, который и постарался придать своему творению национальный шарм.
Внутренний интерьер храма откровенно лаконичен, но не лишён обаяния:
Узенькая Postgasse уводила нас на восток — на окраину бернского полуострова, туда, где молочно-бирюзовая Ааре совершает свой изящный изгиб:
Герань – равноправный с медведем, символ швейцарской столицы:
Редкое здание исторического центра обходится без этого растения, ежегодно в Берне даже проводится фестиваль, ему посвящённый. В благодарность герань с любовью расцвечивает каменные улицы города, практически лишённые газонов и клумб.
Вымощенная булыжником мостовая вывела нас к Nydeggkirche, построенной в XIV веке на фундаменте старой крепости Nydegg, разрушенной в конце XIII столетия:
Моё внимание привлёк высокий остроконечный шпиль церкви, точнее четыре маленькие башенки, окружившие основание шпиля:
Повторяющие форму башни практически один в один, они похожи на детей, собравшихся вокруг матери, и со временем обещающие вырасти такими-же стройными красавицами. Было в этом что-то умилительное.
От церкви, через стремительную Ааре, переброшен мост Nydeggbrücke, в основании которого установлены барельефы, рассказывающие о некоторых эпизодах из истории города:
Место зарождения Берна трудно представить без Бертольда фон Церингена и медведя. Поэтому памятник им здесь, абсолютно закономерен:
Причём отношения их настолько трогательны, что лишний раз убеждаешься – история встречи герцога и косолапого была не так трагична, как её преподносит легенда:
Арочный Nydeggbrücke своим появлением обязан постоянно растущему потоку въезжающих и выезжающих — старенький Untertorbrücke, на протяжении нескольких столетий являвшийся единственной «соломинкой», соединявшей берега, уже не справлялся с этой задачей, и было принято решение о строительстве нового моста. Его построили в середине XIX века, высота пролётов — 25 метров.
Некоторые скептики считают, что архитектура моста оттеснила на второй план живописную церковь Nydegg, но с моей точки зрения, наоборот – они прекрасно дополняют друг друга:
С высоты нового моста открывается открыточный пейзаж: вызывающе бирюзовая Ааре, рыжее соцветие крыш и старый Untertorbrücke — «мост у нижних ворот»:
Есть в Берне и небольшой венецианский «уголок»:
Что ещё меня здесь «зацепило» — черепичные крыши старого города:
Они так близко, что кажется можно дотронуться рукой — потрясающее зрелище!
На противоположной стороне Nydeggbrücke можно познакомиться с живыми символами Берна – здесь расположен своеобразный «живой уголок» Bärengraben (Медвежья яма). Забавным указателем для желающих навестить мишек служит «Медведь-канатоходец», балансирующий, на первый взгляд, на проводах:
Сам парк выполнен в виде открытого вольера, где созданы комфортные условия для проживания косолапых:
Хотя комфорт и неволя понятия, как мне кажется, абсолютно несовместимые. По отзывам — мишкам нравится. Хотели спросить, но оказывается в Берне и медведи спят долго. :) А «спят» они здесь с 1857 года.
Минут пятнадцать мы кружили вокруг «ямы», пытались как-то пошуметь, выманивая хотя – бы одного представителя медвежьего семейства, увы – тщетно. Даже гул низколетящего самолёта…
… не оказал на косолапых никакого воздействия. Поняв, что здесь нам в ближайшее время «ловить» нечего, мы пошли обратно.
Следующим пунктом у нас значился Kirchenfeldbrücke. Миновав уже знакомые нам улочки, башни и площади мы вышли к северной окраине моста. По другую сторону высятся башни исторического музея:
Слева – бывшее казино, сменившее игровое амплуа на культурное:
Построенное в начале XX века, оно органично вписалось в городскую архитектуру неоклассическим обликом. Сейчас здесь проводятся концерты, встречи со знаменитостями, конференции и другие развлекательные мероприятия. На мосту встретили яркую, эффектную даму:
Почему-то она привлекла внимание Власа, фото — его.
Внизу, огибая игрушечные домики квартала Matte и поигрывая солнышком, катила свои воды стремительная Ааре:
Словно скала возвышаются над рекой стены Munsterplattform:
На площади Гельвеции (Helvetiaplatz), разветвляющейся сразу за мостом на несколько улиц, установлена многофигурная скульптурная композиция с фонтаном:
Вначале я решил, что это очередное посвящение объединению страны – монумент торжественен, но изучив текст на памятнике понял, что это некое посвящение союзу телеграфистов. Покопавшись в интернете отыскал информацию о монументе:
«В 1908 году делегаты Международной телеграфной конференции в Лиссабоне одобрили проект о возведении памятника в Берне (Швейцария) в честь 50-летия Международного телеграфного союза электросвязи (МСЭ) в 1915 г. По итогам международного конкурса, был выбран дизайн итальянского скульптора Джузеппе Романьоли (1872-1966) из Болоньи, и началась работа над памятником. Завершение проекта было отложено из-за Первой мировой войны. Памятник был окончательно возведен и открыт 16 декабря 1922 года».
Городской исторический музей открылся в конце XIX столетия:
Его отдельная экспозиция посвящена великому физику:
Мозаика над входом в здание повествует о различных периодах швейцарской истории:
Солнышко уже пригревало вовсю. Я уже и думать забыл об утренней прохладе — подтаивали мы, таяло и время. В такие моменты о нём практически не вспоминаешь.
Вот и здесь, вернувшись в реальность, нам пришлось повернуть обратно – время выезда приближалось.
Оставшиеся полчаса потратили на окрестности отеля.
Французская церковь (Franzoesische Kirche):
Старейшая в Берне — построена в XIII веке доминиканцами, являлась частью доминиканского монастыря. В XVII веке, уже после роспуска монастырской общины, церковь перешла к французским протестантам, с того времени и пошло его современное название. Храм и по сей день служит франкоязычной общине города. Примечательно переплетение архитектурных стилей — готики и барокко.
Одна из многих «автозаправок» электромобилей:
Роскошное здание, «отжатое» у детского дома местной полицией:
Напротив – Waisenhausplatz…
… и установленный в центре фонтан Мерет Оппенхайм (Meret Oppenheim -Brunnen):
Символизирует жизнь и рост, в зависимости от времени года обрастает зеленью либо льдом.
Здание городской администрации:
Это были прощальные взгляды на бернские достопримечательности. Раскошелившись перед отъездом на 10 местных франков «городского налога» и на 40 — за парковку, в 12 часов мы покинули этот замечательный город. Город, сохранивший своё средневековое очарование. Город медведей, цветов и фонтанов. Город политиков, бизнесменов и финансистов. Город, отщипнувший частичку наших сердец.
Мы возвращались в Германию.
Пешком: Берн (за два дня) ≈ 10,5 км.
Комментарии (11)
RSS свернуть / развернутьMiquel
BVD64
Так ведь это Берн, дружище!
Здесь даже Плейшнер, между прочим — профессор (!), провалился! Хорошо хоть живы остались, с их-то ценами! :)
Спасибо, Михаил, за добрые слова и особенно — ого-го!
begun12
Я жутко завидую тем людям, которые в поездке встают ни свет ни заря и до завтрака успевают полгорода обежать. Увы, мы и просыпаемся поздно, и собираемся долго. Так что вашей собранности можно только позавидовать.
Отличный получился рассказ, солнечный и яркий, и Берн у вас получился уютный и милый на совместных фотографиях.
Мишки хороши, слов нет!
BVD64
Я и в повседневке-то встаю очень рано, а в Европе ещё и разница во времени помогала. Но, как уже упоминал раньше, от неопытности формат поездки был выбран несколько неверно. Поэтому и «галопировали». Но я не жалею, впечатлений получили массу, собственно за тем и ехали!
lytiy_72
BVD64
Путешествие продолжается!
vitalylviktorovich
В ранних утренних прогулках однозначно есть минусы — многие услуги не доступны и яркие тётеньки на мостах встречаются реже:)
BVD64
Не то слово! Правда не было особо много времени, чтобы его в подробностях рассмотреть. Позже изучал по фотографиям.
В утренних прогулках особое очарование. Если в городе проводить хотя-бы пару дней, то минусы будут не так заметны.
Спасибо Вам за проявленное внимание!
MrMineika
BVD64
Это точно, но их (денег) наличие определяет некоторую свободу действий и выбора. К сожалению.
Добропорядочные налогоплательщики догадываются из чьих карманов будет пополняться «безусловно основанный доход». :)
Берн, Вы правы, удивительно хорош! Я думаю он стал отправной точкой моего интереса к этой симпатичной альпийской стране.
Спасибо!
Deniboro
Внимание!
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии непосредственно на сайте. Советуем Вам зарегистрироваться (это займёт 1 минуту) и получить тем самым множество привилегий на сайте!
Можно также оставить комментарий через форму "ВКонтакте" ниже, но при этом автор публикации не получит уведомление о новом комментарии.