На Север... / Отчёты об автопутешествиях / Автотуристу.РУ - автопутешествия и автотуризм: отчёты, трассы и дороги, в Европу на машине, прокладка маршрута!

На Север...

С августа прошлого года страны Балтии, Финляндия и Польша, то есть страны с наземной границей с Россией, запретили въезд на свою территорию гражданам России и Беларуси с туристическими визами. Есть некоторые исключения, но к сожалению, они не касаются моей дочери, которая живет и учится в России. Хоть мы и живем с ВНЖ в Эстонии, этого оказалось недостаточно. Нужен постоянный вид на жительство, а у меня и остальной моей семьи, ВНЖ временный, что не дает возможности Диане (моей дочери) приехать к нам напрямую через Ивангород и Нарву.
Оставалось три варианта: 1 – Ехать на Мурманск, там переходить в Норвегию и ехать в Эстонию, 2 – ехать на Грузию, Турцию, Болгарию и так далее по ЕС в Эстонию, 3 – лететь на самолете, опять же со множеством пересадок. Выбрали первый вариант.
Как назло, с самого начала июня на границах в сторону России случились огромные очереди, и чем южнее погранпереход, тем дольше люди там стоят. Даже в Нарве, очереди были по несколько дней, что никак не гарантировало хотя бы предсказуемого по времени пересечения границы на машине. Оставалось ехать на север в Норвегию по территории Европы, и там въезжать в Россию.

Выехал из Йыхви рано утром 2 июля, чтобы успеть на первый паром в Хельсинки. Спустя два часа, уже в Таллинне, я заправился бензином и газом и помчал в порт. Топливо в Эстонии было «самым дешевым» если сравнивать с Финляндией и Норвегией, и стоило €1,65 – 95 бензин и €0,65 – LPG. Паром отходит в 7:30, а приехать в порт желательно за час. Путешествовал на пароме MyStar компании Tallink. Отличный быстрый борт, невероятная вместимость машин, и много интересного на борту, так что 2 часа плавания до Финляндии проходят незаметно. Чтобы не мудрить с едой, заказал еще при покупке билета завтрак типа «все включено» в кафе на смотровой палубе. По сути, платишь 17 евро и ешь все что хочешь, очень удобно, если учесть, что столько же может стоить завтрак в любой другой кафешке на судне.
Паром прибыл на Западный терминал Хельсинки по расписанию, в 9:30 и буквально за несколько минут все машины покинули корабль.
Не отвлекаясь на красоты финской столицы, быстренько вышел на трассу E75 по которой и ехал следующие более чем 1300 км до самого её конца. Буквально сразу после выезда из Хельсинки трасса становится двухполосной в каждом направлении с ограничением аж 120 км/ч (это была самая высокая разрешенная скорость на протяжение всего пути). Трасса хорошая, ехать удобно, практически все едут в потоке, очень редко кто обгоняет, в основном все едут с одной скоростью. Никто не превышает, ибо штрафы ощутимо велики.

Такая трасса длилась порядка 100 км до города Лахти, а затем она превратилась в обычную дорогу по одной полосе в каждом направлении, с ограничением 80 – 100 км/ч. Кстати, стоит отметить, что в Финляндии величина ограничения скорости зависит от сезона года. То есть, то что летом 100, зимой будет 80, соответственно 80 превращается в 60 км/ч.
На протяжение дороги то справа, то слева постоянно были озера, невольно вспомнил слоган Финляндии – Страна Тысячи озер. Первое, что бросается в глаза, это идеальная чистота и опрятность всего, от дорог, до домов людей. Второе – это дороговизна всего. Если сравнивать с Эстонией, то все дороже примерно вполовину – вдвое.
Но, надо полагать, все компенсируется заработками, которые также значительно выше эстонских.
К обеду я был уже в Ювяскюля, городе, откуда расходятся дороги во все стороны, своего рода транспортный узел юга Финляндии. Здесь мне было важно не съехать с 75-й дороги, и направиться на Оулу. Хотя можно было бы поехать на Каяни и далее выйти на ту же Е75 в заполярной Соданкюля. Эти две дороги идут параллельно, Е75 идет западнее на Оулу, Кеми и Рованиеми и идет у берега Ботнического залива, а потом вдоль шведской границы, а Е63 идет через Куопио, Каяни, Куусамо и Кемиярви как раз вдоль границы с Россией.
Трафик на дороге таял пропорционально продвижению на север. На юге, в районе Хельсинки, Лахти и Ювяскюля, машин было достаточно много, изредка попадались и российские машины, а вот после Ивало в течение часа я вообще не видел встречных машин.
Сама дорога достаточно однообразная и скучная, такой ритм лично меня убаюкивает. Но стоит быть предельно осторожным, так как всегда есть опасность столкновения с животными. Первый северный олень мне попался как раз на полпути между Рованиеми и Соданкюля. Затем они стали попадаться все чаще.
Еще одно интересное переживание, которое я испытал впервые в жизни, это полярный день. У нас в Эстонии есть непродолжительный период «белых ночей», за которые мы расплачиваемся зимними «темными днями», а за полярным кругом летом солнце вообще не заходит и медленно движется по северу с запада на восток, периодически реально ослепляя. Несмотря на яркое солнце, забортная температура стремительно падала и даже достигла отметки в 0 градусов и это 3 июля!
Ближе к утру (хотя сложно было понять, где кончается ночь и начинается утро) реки и озера стали покрываться густым туманом, и границу Финляндии и Норвегии в Утсйоки я проходил как будто находясь внутри большого облака.
Мост «Лапландия» я пересек ровно в 4 часа утра по финскому времени (в Норвегии было 3:00), таким образом 1300 км по Финляндии с юга на север заняли у меня 18 с половиной часов.
Дорога по Норвегии сперва проходила по левому берегу реки Карасьйока, как раз по границе с Финляндией, а когда река потекла уже только по территории Норвегии, ее название сменилось на Танаэльв, а я так и продолжил двигаться по ее левому берегу до городка Тана (самая северная точка моего путешествия).
В Тана заправился бензином по 24 NOK (2,05 евро) за литр. 15 литров потянули более чем на 30 евро. Газовых заправок в Финляндии и Норвегии мне не повстречалось. Поэтому, когда в Рованиеми кончился эстонский газ, дальше машина ехала на бензине до самого Мурманска.
В Киркенес я прибыл где-то в 6 утра (7 утра по московскому времени), и сразу завалился спать, так как до открытия границы оставалось еще три часа. Граница эта не круглосуточная, а работает с 9 до 4 (10-17). На границу (Storskog), которая находится в 5 км от Киркенеса, я прибыл буквально перед открытием. Через несколько минут, прибыли еще 2 российские машины и одна норвежская. Ну и так, хором мы пошли проходить границу. Когда я подал свои документы норвежскому пограничнику, он немало удивился, узнав, откуда я заявился. Пропустил без проблем, шлепнул штамп и без осмотра вещей и машины, я отправился на российскую сторону.
На российской стороне (МАПП «Борисоглебское») все было быстро и спокойно. Никаких вопросов мне вообще не задавали. Единственное, что так как у меня было первое пересечение этого пункта пропуска, заняло время оформление временного ввоза автомобиля. Декларации я заполнил заранее, чтобы не тратить на это время на границе, так что оформление тоже прошло гладко. Россияне уже тщательно осмотрели машину, спросили, есть ли у меня российская страховка, и выпустили. Таким образом, на прохождение двух границ у меня ушло где-то 1,5 часа.
От границы до Мурманска ехать примерно 200 км. Дорога хорошая, но достаточно извилистая. По дороге два КПП один через 30 км от границы, другой через 100, где смотрят наличие загранпаспорта. В Мурманске, уже к обеду я встретился со своей дочерью и своими друзьями, у которых она остановилась.
Ночью мне нужно было очень хорошо выспаться, так как впереди был обратный путь. Я договорился с другими моими друзьями в Финляндии, что мы заедем к ним на ночлег, и потому был уверен, что все будет хорошо. Единственное, что я не учел, что до них от Мурманска было 1200 км, а такое расстояние, да еще и с границами, может отнять очень много времени.
Заранее, где-то за пару недель до поездки, я нашел (или точнее сказать, что меня нашли) попутчики до Эстонии. Пара, с которыми мы поехали из Мурманска и провели следующие два дня.
4 июля в 7 утра мы выехали из Мурманска и направились в сторону границы. В п. Заполярном позавтракали на заправке, залились бензином выдвинулись в сторону Норвегии. На границу приехали примерно в 10:20 и стали в небольшую очередь. Перед нами было где-то десяток машин. Но они постепенно двигались, и где-то в течение часа мы уже были на российской границе. К моему удивлению, все вчерашние сотрудники (пограничники и таможенники) были на месте. Видимо они работают вахтовым методом. Пройдя все формальности мы выехали на норвежский пост. На въезд в Норвегию проверяли немного тщательнее чем на выезд. Осмотрели машину, заглянули в пару сумок, спросили сколько у нас денег и выпустили.
В Киркенесе мы чуть побродили по городку, скушали по бургеру и порыбачили чуть-чуть. Удалось поймать небольшую сайду, которую потом благополучно отправили обратно в море.
Природа севера это что то невообразимое! Фьорды, карликовые березы, страшные скалы, аккуратненькие красные домики, северные олени. Все настолько необычное и аккуратное, что глаз не может нарадоваться. Отдельно, хочу отметить, что очень хотел искупаться в Баренцевом море, но меня хватило только помочить ноги, так как вода была просто ледяная.
Обратно мы ехали неспеша, сколько проедем. Часто останавливались перекусить или пофоткаться. И постепенно я стал понимать, что усталость накопилась и без ночлега не обойтись. Подъезжая к Рованиеми на букинге снял апартаменты на 4-х и где-то после полуночи мы расположились на ночлег. Выезжать решили в 7 часов, чтобы успеть на 19:30 на паром. Друзьям в Кристинанкаупунки пришлось отзвониться, что мы к ним в другой раз заедем. А мы помчали на юг. От Рованиеми до Хельсинки 850 км, то есть не менее 10 часов если нигде особо не останавливаться.
Билет на паром я не брал заранее, и по пути хотел уже взять в приложении Tallink. Выходило очень неприлично — на машину и 4 человека насчитали 180 евро. На что Сергей (попутчик), сказал, что можно посмотреть на Eckerö, и там вышло ровно вдвое дешевле – 15 евро машина и по 19 евро за человека. Итого 91 евро. Правда паром отправлялся на два часа позже, но это было даже лучше, не стоило нам так торопиться, чтобы успеть на 19:30.
Обратная дорога по Финляндии сопровождала нас постоянным дождем, и только в Хельсинки было солнечно. В порт (тот же Западный терминал) мы прибыли почти за два часа до отправления. Спокойно загрузились на паром и отправились домой. В полночь с 5 на 6 июля мы выехали из порта и направились домой. Через 2 часа наша поездка путешествие закончилось!
Во время поездки пройдено 3778 км по суше, 160 км по воде.
Дорожные затраты (не считая еды, питья и прочих развлечений) составили 451€
Паром Tal — Hel (1 человек и машина) – 74€
Паром Hel — Tal (4 человека и машина) – 91€
Бензин – 121 литр — 145€
LPG – 114 литров — 56€
Ночлег в гостинице Рованиеми — 85€ (ночевки в Киркенесе и Мурманске были для меня бесплатными).