Осеннее автопутешествие по Северной Испании ЧАСТЬ 1. Мадрид - Эль Эскориал – Авила – Саламанка – Оренсе – Камбадо / Отчёты об автопутешествиях / Автотуристу.РУ - автопутешествия и автотуризм: отчёты, трассы и дороги, в Европу на машине, прокладка маршрута!

Осеннее автопутешествие по Северной Испании.

Мадрид – Авила – Саламанка – Оренсе — Виланова де Ароуса – Туй — Понтеведра-Камбадос – Падрон — Сантьяго де Компостела — Ла-Коруна – Луго – Понферрада – Асторга – Леон – Мадрид.

24 сентября – 07 октября 2012 г.
Участники: Питинов Александр, Беседина Елена, Чинины Владимир и Галина.
ЧАСТЬ 1. Мадрид — Эль Эскориал – Авила – Саламанка – Оренсе – Камбадос.

Наше Испанское путешествие 2012 – это результат спонтанного решения с претензией на компромисс интересов членов нашей немногочисленной группы. Кому-то хотелось тепла, моря и отдыха, кому-то праздников и шопинга, кому-то побережья атлантического океана и визита вежливости в Португалию, а кому-то просто путешествий и новых приключений. Надо сразу сказать, все, что от нас зависело, было воплощено в жизнь. И только неподвластная нам в этих краях погода не позволила нашей компании позагорать и накупаться вдоволь в водах Атлантического океана.
Основным посылом для меня в выборе Испании для сентябрьской поездки оказался сюжет о праздновании дня святого Флориана в городе Леон, увиденный мною на канале «Телепутешествие» где-то в мае. Возможно, это были два сюжета, которые для меня соединились в один. Фабула праздника: во времена мусульманского владения Испанией город Леон ежегодно в сентябре отдавал местному эмиру в его гарем 100 самых красивых девственниц. И вот однажды нашелся смелый рыцарь, который победил мусульман и снял с города эту тяжкую ношу. Как память об этих событиях ежегодно в начале октября город празднует чудесное освобождение из-под мусульманского гнета. Сам праздник мне показался очень красочным: жители Леона одеваются в средневековые наряды, веселятся, танцуют, поедают жареное мясо, кровяные колбаски и прочие вкусности. Очень им позавидовал, как везет этим леонцам, какие они молодцы. Ужасно захотелось попасть на этот праздник души и тела, побродить по чудесным улочкам средневекового города, побеситься вместе с жителями, полюбоваться на прекрасных девственниц. Попытки узнать более подробно о празднике из Интернета почти ничего не дали, даже точной даты празднования я не смог узнать, тем более какие-то подробности. В культурном центре Испанского консульства в Санкт-Петербурге мне тоже не сказали ничего интересного. Мол, числится за Леоном какое-то мероприятие на 5-ое октября, подробностей они не знают. Конечно, это меня смутило, но все равно вера в чудеса во мне пересилила.
Поэтому когда встал вопрос, куда же съездить в очередной раз, показалось логичным посмотреть Испанию. Женская половина нашей компании желала поваляться и позагорать на пляже. Но в конце сентября жаркая погода в Испании только на юге и на средиземноморском берегу. Мне не хотелось туда ехать, в эту жару, ничегонеделанье, где наших соотечественников больше, чем аборигенов. К тому же крепко запала мысль посетить Леон в праздник, и никак не разорваться за две недели объять все и сразу. Поневоле пришлось изобретать симбиоз из желаний всех участников: женщин – позагорать и поваляться на пляже, Вовки – увидеть край земли и Атлантический океан, моего – посетить славный город Леон. Когда соединили все мысли воедино, маршрут поездки сразу обрел реальность. Начинаем в центре Испании – ее столице Мадриде, едем на западное побережье валяться на пляже и смотреть на Атлантический океан, затем в Леоне отрываемся на городском празднике и возвращаемся обратно в Мадрид.
Когда появилась ясность в путешествии, подготовка к нему пошла обычным рутинным накатанным путем: визы, бронирование отелей, заказ авиабилетов, оформление аренды автомобиля, изучение ПДД Испании, чтение отзывов и описаний достопримечательностей по маршруту. Установили срок путешествия: встреча в Мадриде 24-го сентября, дорога к морю 25-26-го сентября, валяние на пляже с 27-го сентября по 2 октября, дорога через Леон в Мадрид с 3-го по 6 октября.
Я и Лена оформили финскую мультивизу (мне на 30 дней и полгода, Лене на 90 дней и на год, т.к. она оформляет ее уже второй раз), у нас в Гатчине она стоит 3250 рублей, включая медицинскую страховку. Причем турфирма, которая это делала, располагается через три двери от нашего офиса, что очень удобно. Авиабилеты покупал через фирму ДАВС в аэропорту Пулково. Общая стоимость туда и обратно составила около 21000 рублей. Вылет из Хельсинки через Париж в Мадрид, обратно из Мадрида через Амстердам в Хельсинки. До Хельсинки и обратно добирались на маршрутном такси из Гатчины, поездка стоит 1500 рублей на человека в одну сторону. Как оказалось, очень долго и утомительно добираться до Хельсинки и обратно на маршрутке: поездка туда длилась с 19 часов московского до 2 часов финского времени (около 8 часов), обратно с 16 часов финского до 5 часов московского (около 12 часов). Плюсы в таком варианте: а) не нужно будет ехать в Финляндию для подтверждения визы, б) паспортный контроль проводится на границе, и дальше мы уже как все остальные европейцы.
Автомобиль досталось арендовать мне. Аренду оформил через агентство Rentalcars.com. Оно мне приглянулась только потому, что была в одной сайтовой упряжке с Booking. Кроме основной суммы за аренду (автомобиль типа Форд Family стоит 10841 рублей на 13 суток) заплатил еще дополнительно 3444 рублей за услугу «Возврат залога», которая оказалась очень кстати в прошлом году. В поездке по Германии я слегка повредил арендованный автомобиль, но благодаря этой услуге, мне вернули весь залог полностью. В навигаторе Garmin 2350, купленном летом 2011 года, я не стал обновлять карты, как мне постоянно он напоминал. Решил, что ничего за один год не изменилось в такой степени, чтобы омрачить наше путешествие.

24 сентября, первый день.

Закончив необходимые сборы и приготовления, в пасмурный дождливый вечер 24 сентября мы погрузились в маршрутку в городе Гатчина и покатили в Хельсинки. Поездка и полет до Мадрида прошли без происшествий. В Мадриде приземлились во 2-ом терминале.
Чинины Володя и Галя летели в Мадрид прямым рейсом из Москвы. Договорились встретиться на выходе из аэровокзала у остановки автобусов. Но оказалось, что они приземлились в 4-ом терминале. Из-за этого наше воссоединение состоялось только через пару часов после многочисленных телефонных переговоров и уточнения местонахождения. Мы с Леной на автобусе доехали до 4-го терминала, где и встретились с Чиниными. Автомобиль нужно было получать в отеле Auditorium (Madrid, Avenida de Aragon) в фирме Goldcar, куда мы доехали за полчаса на бесплатном автобусе.
В темном подземном гараже стояли несколько десятков машин, вероятно туристический сезон уже пошел на спад, толчеи и очереди у стойки не было. Посмотрев мой ваучер на аренду, девушка-менеджер на чистом испанском языке сказала, что все замечательно, но с меня еще причитается 108 евро за полный бак бензина и 850 евро в качестве залога. Наверное, в моих глазах она прочитала изумление от озвученной суммы (в Германии в Дюссельдорфе с меня за совершенно новую машину взяли залог всего 350 евро). Я неловко пытался пошутить, типа овес сегодня дорог. В ответ на шутку она написала цифру 125 и зачеркнула 850. Мне это понравилось больше, но сути замены я не уловил. Хорошо, что рядом совершенно случайно оказалась спасительница соотечественница со своим испанским другом. Они пояснили, что оплаченная услуга «Возврат залога» вряд ли мне поможет, если по моей вине автомобиль будет поврежден, так как в страховке присутствует определенная франшиза, которую в любом случае удержат из залога. А заплатив дополнительно 125 евро, я получаю полную 100%-ную страховку, и могу долбать автомобиль как захочу, без всякого залога. Пришлось согласиться с их аргументами. Заплатил 233 евро, получил ключи от машины и документы. Из документов был только договор на аренду на одном листе без всяких печатей, с факсимильной подписью арендатора. На оборотной стороне листа по-испански мелким шрифтом были напечатаны условия аренды, которые остались для меня темным пятном. Документа, хоть отдаленно похожего на ПТС или свидетельство о регистрации, не было. Я спросил, где ПТС (permiso de circulacion del vehiculo). Девушка сказала, что у этой машины ничего подобного нет, да и вряд ли понадобится. Если будут нарекания у полиции, надо позвонить в офис «Goldcar”, все уладят. Уговорили. Мы погрузились в машину. Машина Ford Focus Familiar 1.6 Durates 100CV с пробегом 60000 км, в темноте смотрится, как новая. Однако различные царапины видны даже в темноте. Но меня успокоили, чтобы я не обращал внимания на такие пустяки, ведь у меня суперстраховка.
Для себя я сделал вывод, что впредь не нужно заранее арендовать автомобиль, лучше это сделать непосредственно на месте в транспортной фирме.
Первые километры нашего путешествия по Испании лежали через Мадрид. Навигатор вел нас практически сквозь весь город по оживленным городским магистралям. В конце концов где сами, где с помощью полиции, мы оказались на проспекте Пуэрта де Иерро и далее уже двигались без каких- либо приключений. В отель Galaico мы прибыли в 20 ч 51 минуту, проехав 59 километров, поставили автомобиль в платный паркинг за 11 евро и пошли по номерам, договорившись через некоторое время спуститься на ужин.
В отеле стоял шум и гам, пара десятков пенсионеров и пенсионерок сосредоточились у дверей ресторана и шумно общались между собой в преддверии праздничного ужина. Почему праздничного, потому как такой шум у нас в России можно услышать только в середине праздничного застолья, т.е после известной доли возлияний.
Отель, по всей видимости, чем-то связан с корридой, потому что входной тамбур в ресторан завешан фотографиями тореадоров. Были ли на них автографы, не заметил. Официант с широкой улыбкой поприветствовал нас и жестом пригласил в ресторан. В ресторане два зала. В одном из них пожилые испанцы и испанки ужинали или отмечали какое-то событие. Второе более вероятно, поскольку шум от их бесед заглушал все остальные звуки. Но этот шум создавал впечатление дружелюбности, в нем не было каких-то отдельных выкриков, напряженности. Старички и старушки (по виду всем далеко за 60 лет), аккуратные, румяные просто громко разговаривали. В дальнейшем, мы поняли, что все испанцы громко разговаривают, это их национальная черта. Официант предложил суп, жареную рыбу, вино. Сегодня у нас первый день путешествия, закончился он довольно удачно, поэтому мы втроем (Вовка принципиально не пьёт) заказали по рюмке вина. Но официант сказал, что у них не принято выпивать бокалами, а на стол ставят целые бутылки. Попросили сухого вина белого и красного. Ужин был вкусный, вино также не самое плохое. Втроем осилили полторы бутылки. Ужин стоил примерно 50 евро на четверых.

Фото 1. Дворец Эскориал.

25 сентября, второй день.

Восемь часов утра на наших часах, за окном приятное солнечное утро. Настроение бодрое, хочется скорее в путь. Сегодня у нас один из самых длинных переездов нашего путешествия, сегодня в конце пути нас ждет город Оренсе, а до Оренсе около 500 км неизвестных нам дорог. В 10 часов мы отчалили в путь. Через сорок минут оказались в первой точке нашей культурной программы. В городке Сан Лоренсо находится огромный дворцовый комплекс с монастырем Эль Эскориал (San Lorenzo de E lEscorial). ЮНЕСКО признала эту достопримечательность мировым достоянием. Погода стояла прекрасная, чем- то напоминавшая весну, возможно нежно- светло-зеленая листва акации давала такое впечатление. Мы пересекли аллейку из акаций и вышли на пустынную огромную площадь перед зданием дворца. В этот момент из неприметной двери начали высыпаться как горох дети, и окружающее пространство заполнилось визгом, криком, смехом.

Фото 2. Дворец Эскориал. Я и Лена.

Своими высокими стенами дворец напоминает крепость, высоченные стены с небольшими окнами «бойницами», минимально украшенный фасад. Король Филип11 задумал сделать дворец скромным и аскетичным снаружи и богатым и вычурным внутри. Внутрь мы так и не зашли, хотя попытки и предпринимал. Посмотрев внутренний дворик, дальше идти не решились. Зато спустились ниже дворца, посмотрели регулярный парк, поднялись снова наверх, прогулялись с южной стороны, сфотографировались, полюбовались открывающимся видом на долину. Дорога, нас звала, и мы бодрым шагом двинулись к парковке.
Дальнейший путь наш лежал через город Авила, самую высокогорную столицу испанских провинций, туда мы и направили свой автомобиль. Через некоторое время мы оказались в горах много выше дворца. На одном из поворотов остановились, отсюда открывался замечательный вид на дворцовый комплекс и его окрестности.
Город Авила – один из самых романтичных и красивых городов Испании — считают многие посетившие его путешественники. Его не перепутаешь ни с каким другим городом,

Фото 3. Город Авила, крепостная стена.
благодаря крепостной стене, которая его окружает. Это самая древняя и лучше других сохранившаяся городская стена, настолько хорошо сохранившаяся, что нам она показалась «новоделом». Стена была воздвигнута в рекордные сроки, всего за девять лет: с 1090 по 1099 год для защиты города от арабов. Периметр стены – 2.516 метров, а ее средняя высота – 12 метров. Стена укреплена 88 круглыми сторожевыми башнями, в ней имеется девять ворот, среди которых выделяются ворота Сан Висенте и Алькасар, и три потайных хода. В 1985 году ЮНЕСКО внесло историческую часть Авилы, обнесенную стеной и расположенную на 33 гектарах, в официальный список объектов, являющихся достоянием человечества. Въехав в город, мы через некоторое время оказались у крепостной стены, двигаясь вдоль нее, лихорадочно искали место для остановки, дабы воочию оценить это достояние человечества. Наконец нам удалось это сделать. Припарковавшись, мы все взялись за свои дела: Вовка с Леной за фотоаппараты, Галина за видеокамеру, я за карту.
Брать штурмом такую крепость мы не решились. Полюбовавшись вдоволь Авилой и ее окрестностями, пошли к машине, женщины заняли свои законные места сзади, Вовка сел опять за руль, а я опять за карту. Нам предстоял переезд 97 км в Саламанку.
Дорога (N501) была чудесной, почти без попутных и встречных машин. Проехав сотню километров по такой дороге, усталости не ощущаешь. Множество мостов над трассой, для пересечения с второстепенными дорогами, давало возможность двигаться без снижения скорости. И менее чем за час мы добрались до Саламанки, оставив позади себя пейзажи испанских плоскогорий в осенних желто-золотистых тонах.

Фото 4. Город Саламанка, монастырь Сан Эстебан

Саламанка (Salamanca) — старейший испанский город в автономной области Кастилия-Леон. Город настолько старый, что даже ни кто из нас четверых не смог припомнить, когда же он образовался. Население города — почти 168 тысяч человек. Первоначально селение на месте современной Саламанки было столицей небольшого кельтского племени. В III веке до н.э. оно было завоевано Ганнибалом. В последующие годы город стал одним из пунктов на «Серебряной дороге» римлян, свидетельством чему является сохранившийся в Саламанке мост через реку Тормес.
В 1085 году после изгнания мавров в Саламанке начинается возведение собора и ряда романских храмов, в начале XIII века при строительстве стали использовать золотистый камень, который придает характерный облик многим зданиям современного города. Эта цветовая палитра города напоминала нам только что промелькнувшие перед нами дорожные пейзажи. Известность Саламанки связана с основанием в городе в 1218 году королем Альфонсо IX университета — самого старого в Испании и одного из самых старых в Европе. Университет стал центром испанского образования и культуры, здесь учились Сервантес, Кальдерон, Лопе де Вега. Архитектура Саламанки окончательно сформировалась в эпоху ренессанса, многие здания являются уникальными памятниками стиля платереско. Ярчайшим представителем этого стиля является церковь монастыря Сан-Эстебан, неподалеку от которого мы остановились и начали свое пешее путешествие.
При первоначальном планировании маршрута Саламанка не стояла в плане осмотров, поскольку находилась очень неудачно на маршруте. Сегодня мы должны проехать более 500 км до точки назначения в Оренсе, значительная остановка была запланирована только в Эль-Эскориале, на большее времени не было. Но увидев на подъезде к Саламанке открывшиеся купола соборов на пригорке, мы не сговариваясь, повернули к городу. И хотя гуляли по городу всего около полутора часов, с сожалением вынужден сказать, что мы ошиблись, не запланировав остановку в Саламанке. Это самый чудесный город из всех, увиденных нами в путешествии по Испании. Увидели мы очень немного, но архитектура города потрясающая. Надолго останутся в памяти его соборы цвета спелого пшеничного зерна, изукрашенные статуями, барельефами, резьбой. Даже пасмурное небо и прохлада не испортили впечатление от увиденного.
В 17ч 02м по местному времени мы продолжили наше движение к городу Оренсе. Погода портилась, сгустились тучи, начал накрапывать дождь. Утомленные третьим за сегодняшний день осмотром достопримечательностей, переполненные впечатлениями, и слегка очумелые, мы уже более равнодушно смотрели на пролетавшие за окном нашего автомобиля пейзажи.
Как мы уже убедились, дороги в Испании в основном высокого качества. А если они нанесены на карту мелкого масштаба (первоначально у нас была карта масштаба 1:1000000, т. е. в 1 см карты 10 км расстояния), значит это нормальные автомобильные дороги. Ехать по автомагистрали быстро и комфортно, но ничего интересного не увидишь, так как она старательно огибает все населенные пункты. Поэтому мы поехали по относительно спокойной проселочной дороге, чтобы увидеть испанскую глубинку. Очень живописные поселки мы проезжали. Поражает обилие камня в стенах домов, в ограждениях, в мостовых. Узкие, мощеные камнем дороги между каменными старинными домами. Маленькие старинные церквушки, небольшие виноградники. Почти полное отсутствие машин на дорогах. Плохо только, что не встретили ни одного деревенского кафе или ресторанчика.
В этот раз мы благополучно и самостоятельно выбрались на трассу, продолжив наш путь к городу Оренсе. Конечно, туда мы прибыли поздно, позже, чем предполагали, но зато с полным набором неизгладимых впечатлений. Размещаемся в отеле Puente Romano. К нашим услугам бесплатная парковка и номера с кондиционером, бесплатным Wi-Fi, телевизором с плоским экраном и собственной ванной комнатой.

26 сентября, третий день.

Третий день нашего путешествия был одним из самых спокойных за все наше путешествие. В этот день нам предстоял осмотр города и небольшой переезд к месту следующей ночевки. Поскольку отель наш находился недалеко от исторического центра города, почти в центре, то спешить нам было некуда.

Фото 5. Город Оренсе, церковь Yglesia de Santa Maria la Mayor.

Фото 6. Город Оренсе, площадь Plaza Maior.

Спокойная обстоятельная экскурсия вполне устраивала. Позавтракав в близлежащем кафетерии, мы все вместе дружно пошли на экскурсию по старому городу.

Через пару кварталов нашей совместной неспешной прогулки мы разделились для самостоятельного продолжения экскурсии. Разделение на группы по интересам — наиболее приемлемый способ достижения консенсуса между двумя парами, разно ориентированными на постижение прекрасного. Чинины, в моем представлении, нацелены на результат. Вовка вообще склонен к излишнему рационализму, прорисовке схемы движения по городу, составлению каталога фотографий. Меня поражает его работоспособность в стремлении познать окружающие достопримечательности и запечатлеть их на фото. Но, честно признаюсь, в результате его фотографии намного превосходят мои. Мы же с Леной более склонны бесцельно бродить по улочкам, не особо задумываясь, с какого ракурса заснять то или иное здание. Также, не торопясь, мы бродили по улочкам Оренсе, смотрели на здания, на людей. Погода не баловала, то и дело срывался дождик.
Центральная площадь Plaza Maior оказалась миниатюрной площадкой, примерно 50 м на 50 м, со всех сторон окруженной домами. Чистенькая, уютная, она располагала к неспешному времяпровождению. Странно, что на ней не было ни одного кафе, как это обычно бывает в центре старого города. Площадь имеет заметный уклон в двух плоскостях, однако покрывающие ее каменные плиты лежат очень ровно. На возвышении находится церковь Святой Марии Yglesia de Santa Maria la Mayor, от площади к ней поднимаются широкие каменные ступени. Миновав площадь, вышли к кафедральному собору Santa Yglesia Catedral.
Он имеет несимметричный вид с фасада, с правой стороны от входа пристроена башня с часами. По сравнению с соборами Саламанки, Леона, Сантьяго де Компостела этот собор выглядит скромно. Прямые вертикальные стены из серого старого камня практически без всяких украшений. Только свод над входом в собор богато изукрашен резьбой. Внутри собор богато украшен мозаикой, колоннами, резьбой, статуями красно-золотого цвета.
Не спеша прогуливаясь по улицам, незаметно вышли за условную границу старого города и оказались в небольшом парке Parqoue de San Lazaro. Здесь дышали воздухом симпатично одетые подтянутые старички, старушки с внуками, а также молодые мамаши и папаши с детьми. Из достопримечательностей обнаружили бронзовую скульптурную композицию: два полноразмерных мужчины сидят на капоте миниатюрного автомобиля типа немецкого VW-жука с номерным знаком OR-24881 и с надписью на ветровом стекле 1967-ESCUDERIA. Зашли в кафе, где угостились вкуснейшим мороженым. В магазине купили кусочек хамона ( сыровяленый свиной окорок), который был одной из целей нашего путешествия в Испанию.
Об этом национальном продукте Испании написаны масса различной литературы, бесчисленное множество восторженных отзывов. Существуют, наряду с винными маршрутами, «хамонные маршруты» (неудобоваримое слово). Приводятся описания различных способов его изготовления. Чтение всего вышеизложенного на стадии подготовки к путешествию вызывало повышенное слюновыделение и неясное томление в поджелудочной железе.

Фото 7. Город Оренсе, мужики на жуке.

НО, чем плохи самостоятельные путешествия без знания языка и недостаточно глубокой проработки деталей, что не удалось прочувствовать все нюансы поедания того же хамона. Если бы это происходило в какой-нибудь колоритной испанской хамонерии, с бокальчиком соответствующего торжественности момента вина, под жгучие ритмы фламенко, в окружении громкоголосых испанцев и испанок, думаю можно было бы получить рекламируемое удовольствие. А мы, купили в простом магазине кусочек какого-то хамона, вечером в отеле умяли его без должного пиетета. Так что же после этого можно ожидать, какие гастрономические чудеса? Забегая вперед, скажу, что на всем протяжении нашего маршрута хамон встречается повсеместно. Но незнание языка не дало нам возможности отведать различные его разновидности, эта часть программы осталась невыполненной. На ярмарке в городе Падрон я купил почти целый окорок, правда, без кости, килограммов на пять (по цене 9,5 евро за 1 кг). И потом дома, отрезая по небольшому кусочку от окорока, висящего в подвале моего дома, испытывал довольно устойчивую гастрономическую привязанность к нему. Учите испанский язык, жаждущие острых ощущений!
Встреча на стоянке у отеля была запланирована на 14-30. К нашему приезду (добирались на такси) Чинины уже были в кафе отеля. Погода разгулялась, стало тепло и чуть ли не жарко. Поделились вкратце своими впечатлениями от прогулки по Оренсе. Все остались довольны. Нам предстоит проехать примерно 120 км до городка Vilanova de Arousa, вблизи которого на побережье залива находится отель Las Sinas. Сегодня моя очередь рулить. Рассаживаемся в машину. Я настраиваю навигатор на цель. Едем из центра Оренсе, постепенно поднимаясь вверх. Дорога хорошая, за окнами машины солнце, настроение прекрасное. Сегодняшнее расстояние для нас не расстояние. Едем не спеша.
Наслаждаемся видами окрестных деревушек, небольших гор, садами и виноградниками. Пересекли автомагистраль Е1 Ла-Корунья – Португалия. До отеля осталось около 20 км. Пробуем забить в навигатор адрес отеля, но его не оказывается в памяти, на название отеля навигатор также не реагировал. Но нас такими шуточками не испугаешь. На электронной карте отметили примерно место нахождения нашего отеля по абрису берега и велели ехать в эту точку. Чувствуется приближение моря. Примерно также, когда подъезжаешь к Джубге со стороны Краснодара. Уже темнеет. Вскоре выруливаем на берег залива, отель уже рядом. Узнаем его по фотографии, размещенной в booking. Ура, блестящее завершение сегодняшнего дня!

Фото 8. Отель Las Sinas.

Судя по отсутствию машин около отеля, купальный сезон на побережье уже закончился. Отель снаружи окружен множеством цветов и различной растительностью. Перед входом крытый прозрачным пластиком павильон, внутри него также обилие цветов. Первое впечатление от внешнего вида отеля очень благоприятное. Море начинается через дорогу, но сразу бежать к нему особого желания нет. Со стороны залива дует сильный пронизывающий холодный ветер, хорошо, что мы одеты не по-летнему. Взяв документы, направились вовнутрь. Симпатичная черноволосая испанка на ресепшен встретила нас с улыбкой. Общение происходит исключительно жестами и междометиями, но нисколько не портит впечатление. Номера для нас готовы, мы получаем электронные ключи и идем поселяться. Номера вполне приятные, чистенькие, просторные, в санузле душевая кабина, в комнате телевизор, две кровати, шкаф. Вид из окна на бушующее море.
Вскоре собираемся у нас в номере на ужин. В отеле пищу не готовят, за исключением кофе и гренок. Поэтому вынимаем свои запасы: полбутылки вина из ресторана отеля Galaico, хамон, пиццу, различные фрукты. Ужин прошел в теплой дружеской обстановке. Договариваемся на завтра поспать подольше и затем съездить в рыбацкий город Камбадос, о котором в путеводителе с Дмитрием Крыловым есть два предложения: «Камбадос (Cambados)– центр производства белых сухих вин «альбариньо», одного из гастрономических символов Галисии. Виноград завезли сюда в 12 веке из долины Рейна бенедиктинские монахи».
Небольшое отступление о вине. Готовясь к поездке в Испанию, посмотрел различную общедоступную информацию о виноделии в Испании. Также как с хамоном, много информации, всего не осилить. На винные маршруты, естественно, рассчитывать не стоило. Нет времени, да и у остальных моих компаньонов интересы другие. Поэтому пришлось довольствоваться немногим. В частности, город Камбадос – столицу вина «альбариньо» — я заложил в наш маршрут. За почти две недели пребывания на испанской земле мне удалось попробовать от силы 5-6 сортов различного вина, не тот контингент, пробовать не с кем. Вино все настоящее, приятное на вкус, несмотря на большое различие в цене: от 0,8 евро до 8 евро за одну бутылку. Покупать вино еще дороже, по моему мнению, не имеет смысла, поскольку для осязания каких-то высших вкусовых ощущений нужно либо быть профессиональным дегустатором, либо родиться принцессой, которая под грудой перин может ощутить подложенный орех. Перед поездкой прочитал, что все вина по качеству делятся на три категории: «Denominacion de Origen» — высшего качества с гарантией качества производителя, «Vino de la Tierra» — вина попроще какого-то района, «Vino de Pago» — простые вина для продажи. Ориентируясь на это, в супермаркете в Камбадосе стал выбирать вина высшего качества. И очень удивился, когда практически на всех бутылках всех ценовых категорий обнаружил надпись «Denominacion de Origen”. То ли они все высшего качества, то ли производители немного лукавят. Хотя все мною купленное оказалось натуральным виноградным вином вполне хорошего вкуса и букета. Самое же вкусное, на мой взгляд, вино было куплено на рынке в Падроне у местного винодела по цене 1,5 евро за 0,7 литра красного сухого вина в бутылке с сургучной пробкой. Из Испании хотелось привезти побольше вина, но весовые ограничения в самолете не позволили осуществить эту задумку. К тому же, таможенные правила России ограничивают бесплатную норму провоза алкоголя по 3 литра на одного человека.

27 сентября, четвертый день.

Под свист ветра за окном быстро заснули. Что хорошо в Европе, так это сдвинутое назад на два часа время. Спишь сколько влезет до 10 часов (московского времени), а просыпаешься раненько в 8 часов (местного времени), не чувствуя недосыпания. Но сегодня спим еще дольше. Бесплатный завтрак внизу в кафе нас несколько разочаровал, от немецкого и итальянского обилия ничего и в помине нет. Чашечка кофе со сливками, несколько поджаренных кусочков булки, кусочек масла и чуть-чуть джема. Да и ладно, мы ведь сюда не объедаться приехали.
День солнечный, но ветер не умолкает, на заливе волны. Вода, повинуясь командам с Луны, два раза в сутки то поднимается почти к самой дороге, то отступает метров на 100, обнажая илисто-песчаное дно. Купаться еще не хочется, поэтому едем в город Камбадос. Хотим вкусить натуральных рыбных блюд. До города минут 10-15 езды. Останавливаемся на стоянке рядом с портом. На его акватории живописно разместилось приличное количество яхт, рыболовных суденышек, лодок. На лодках лежат рыбацкие принадлежности для сбора устриц – что-то похожее на хапалку для сбора клюквы, только на длинном древке. Здесь же зашли в кафе отведать рыбки или чего-нибудь другого морского. Но не смогли найти нужные слова и объясниться с официантом. Вышли несолоно хлебавши. Хорошо, что проходящий мимо мужчина проникся нашими желаниями и указал направление на рыбный ресторан, который оказался за ближайшим углом. Переместились туда. В рыбном ресторане нам предъявили фотографии предлагаемых блюд, что позволило сделать выбор. Остановились на двух порциях кальмаров и двух жареных рыбах. Цены не совсем маленькие: кальмары около 8 евро, рыба 17,5 евро (судя по размерам весит граммов 600). В процессе обеда от второй рыбы отказались. Утолив голод, поехали дальше к центру городка и вскоре выехали на большую площадь, выложенную серым камнем, окруженную с трех сторон строениями из таких же серых камней.

Фото 9. Город Камбадос, центральная площадь.

Сведений о городе Камбадос удалось найти очень немного. Он расположен на месте старого поместья, которое было основано в 1583 году аристократическим родом де Араухо. Ими в 1647 году был построен дворец Паласио-де-Фефиньянес, основные сооружения которого и сейчас находятся на центральной площади. Представители этого рода до сих пор проживают на территории поместья и управляют всеми делами. Камбадос является центром знаменитого на весь мир винного региона Риас-Бахас, где производят белое виноградное вино Альбариньо. Официальный статус винодельня Palacio de Fefinanes получила в 1928 году, хотя вино начали делать гораздо раньше. В городе и окрестностях располагаются многочисленные винодельческие хозяйства, где можно ознакомиться с процессом производства вина и продегустировать его. Ежегодно в первое воскресенье августа в Камбадосе проходит винный фестиваль Альбариньо.
Увидев в первый раз ансамбль площади и окружающих ее строений, я поразился, насколько органично это сочетается с ослепительно голубым небом и полуденным зноем. Именно так я представлял себе старые испанские городки: большая безлюдная серая каменная площадь, низкие каменные строения со ставнями на окнах, жгучее солнце, таверна в тени деревьев. Дворцовое здание с юго-восточной стороны окаймляет площадь большой буквой Г. Оно двухэтажное, окна первого этажа почти уходят в землю. Сейчас здесь располагается винный завод, а в двухэтажной пристройке с правого торца здания — музей вина. Стены из серого гранита смотрятся строго, чувствуется солидный возраст этих стен. Украшений немного: небольшие каменные наличники над окнами второго этажа и каменные резные гербы над двумя входами. От левого торца на уровне второго этажа отходит каменный мост с аркой для проезда. По верху мост огражден каменными фигурными стойками и перилами. Над аркой укреплен вырезанный из камня фамильный герб владельцев дворца. Кладка камней грубая, что придает мосту мрачный тяжелый вид. По мосту можно из здания дворца перейти в другую часть поместья, скрытую за высокой каменной стеной. Но мы были только снаружи, зайти вовнутрь почему-то не сообразили. С левой стороны в северо-западном углу площади стоит церковь San Benito. Она сложена из гранитных камней серо-коричневого цвета. Здание церкви прямоугольное с двухскатной крышей, со стороны входа по бокам возвышаются две прямоугольные бащни-колокольни, увенчанные крестами. По периметру здания на некотором расстоянии от него выложены каменные стены высотой более 2 м с башенками. По углам ограждения стоят каменные фигуры воинов дикого вида со щитами и дубинами, одетые в шкуры. И здание дворца, и церковь покрыты красно-коричневой глиняной черепицей.
Машину поставили на платной стоянке на площади напротив дворца. Парковочный автомат не работал, так как наступило время сиесты. Впервые с этим явлением мы столкнулись именно в Камбадосе. Здесь сиеста длится с 14-30 до 16-30. Небо синее, температура около 25 градусов, воздух неподвижен. Все располагает к отдыху или неторопливому фланированию по теневой стороне улиц. Кроме нас народу почти не видно.

Фото 10. Город Камбадос, виноторговля.

Только в кафешках сидят немногочисленные испанцы и пьют различные напитки. Магазинчики, как правило, закрыты, за исключением винных лавок, которых здесь множество. Продают в основном вина Albarinos, Ribeiros различных сортов по цене от 8 до 18 евро за три бутылки. Также стоят в витринах различные ликеры Галисии.

С площади отправляется на экскурсию по городу смешной бордово-синий паровозик с тремя вагонами и белой трубой. Но мы прогулялись пешком вокруг площади, полюбовались стенами дворца и церковью, прошлись по центральной улице. В работающем даже в сиесту супермаркете купили продукты. Так же не спеша вернулись к машине и покатили в отель.