Перу. Бешеной собаке семь верст не крюк. / Отчёты об автопутешествиях / Автотуристу.РУ - автопутешествия и автотуризм: отчёты, трассы и дороги, в Европу на машине, прокладка маршрута!

Перу. Бешеной собаке семь верст не крюк.

Побережье: Лима — Наска

Это наша первая c мужем поездка в Южную Америку. До этого были только в Мексике на полуострове Юкатан и Коста Рике, плюс маленькие поездки по Карибским островам – Виргинские, Ямайка, и Пуэрто-Рико.

На самой ранней стадии планирования к нам подсоединился брат мужа Саша с женой – тоже соблазнились Перу. И понеслось! Скромный план разросся в трех-недельное путешествие: Лима – Ика (Паракас) – Наска – Чала – Арекиппа – Каньон Колка – Пуно и озеро Титикака – Куско и Священная долина (Pisaq, Saqsaywaman, Chinchero, Moray, Salinas, Ollantaytambo) – Мачу Пикчу – Куско. Потом в Икитос и на Амазонку через Лиму самолетом. Обратно в Лиму на 2 дня и домой, в Майами. Часть этого маршрута от Лимы до Куско известна под названием Gringo Trail.

Он популярен среди американских туристов и считается безопасным в плане возможных заболеваний. Мой доктор, следуя рекомендациям Center for Disease Control and Prevention, направила меня на прививки от тифа и желтой лихорадки, а также выписала антималярийные таблетки, но мы обошлись только лекарствами от высокогорной болезни. А может, и не обошлись — инкубационный период еще не закончился :))

Лима. Стояли в маленьком пансионатике в районе Сан-Исидора. Сын хозяина и по совместительству главный менеджер, молоденький мальчик с отличным английским, ввел нас в курс дела по поводу коки и ее производных – все легально, чай помогает от высокогорной болезни, сжевать килограмм листьев, чтобы почувствовать наркотический эффект, нереально, так что расслабьтесь! Почувствовав наш интерес с теме, он плавно перешел на грибы и афродизиаки, особенно напирая на их сексуальный эффект по типу виагры.

Первое впечатление от Лимы – какой же некрасивый и мутный город! Грязновато, никакой архитектуры, везде назойливая реклама, ужасный транспорт… Это и так и не так – но архитектурные жемчужины мы увидели только перед отъездом.

Лима-Наска.

План путешествия был проработан в деталях, но аренда машины в самый первый день съела все время до обеда. Поэтому в Наску мы выехали с опозданием. На дороге вдоль океана машин немного: гринго путешествуют общественным транспортом, на автобусах или самолетом. К Паракасу подъехали за два с половиной часа до захода солнца, который сейчас, зимой, в 17:45. Но сначала сели пообедать — и тут же начали кое-что понимать об этой стране. Где туалет? Из ресторана бежит женщина и за один соль открывает дверь отдельно стоящего на площади домика. Отрывает кусочек бумажки, окей. Но деньги берут не за бумажку – воды в туалетных бачках нет, и смыв осуществляется вручную, вдоль стены стоят ведра с водой. Заодно вам и на руки польют. Такие туалеты мы видели часто.

Страна бедная, но еда вне дома – обычное дело. Суп нам сварили по заказу, по картинке на компьютере. На закуску принесли подсоленые зерна маиса, похожие на семечки. Мы начали их чистить, но тетка за соседним столиком узнала в нас гринго, помахала рукой, привлекая наше внимание, и бросила щепотку зерен себе в рот – мол, вот так надо.

Суп был выше всяких похвал! Вообще еда в Перу очень вкусная, даже самая простая. Но колоть крабовые клешни принесли единственные в ресторанчике щипчики для орехов, и мы закопались… До захода солнца оставался час – и где он, этот Паракас, резерв морских птиц и карликовых пингвинов? На огромной территории нет никаких указателей, это общая беда Перу. У нас были и GPS, и карты, и справочники на компьютере… и все это помогало отнюдь не всегда. Спрашиваем охранника на каком-то шлагбауме — где пингвины? Но без общего языка стороны могли только тыкать пальцем в карту, мычать и размахивать руками.

Пропускаем Паракас, музей камней Кабрера, оазис Укачина. Решили ехать в Наску и выйти на запланированный маршрут на следующий день. До Наски еще 169 км. Въезжаем ночью, координаты отеля неправильные — как оказалось, обычное дело в Перу. Крутимся по городу, полицейская машина сопровождает нас до места назначения. За глухим железным забором симпатичная ночлежка — чистенькие комнатки с туалетом и душем, 10 баксов с человека, или 27 солей. Вечером вышли на бизнес-улицу и попробовали достопримечательность Перу писко (это бренди) и коктель на его основе pisco sour. Бармен изъяснялся по-английски — туристический сектор, похоже, проблему языка успешно решает по всей стране — и понял наше желание попробовать «что-то этакое». Он взял инициативу в свои руки и сказал, обращаясь к нам по очереди: вам, сэр, я предложу коктель на листьях коки, а вам, мадам, с соком маракуйи. А вам — это уже Саше — с passion fruit. В результате три коктейля и один сок стоили как одна комната на двоих — 50 солей. Это вообще типично для Перу — какие-то несопоставимые цены!

Потолкались в сувенирной лавке и пошли спать — на завтра у нас восхитительная программа, и ее вершина — осмотр остова доисторического кита на 539-ом км.

Побережье: Наска — Камана

Отдаю должное организационному таланту Саши, который провел титаническую работу по изучению и составлению маршрута, заказу отелей и билетов, а также был нашим главным водителем. Без него рискованная затея с машиной не удалась бы никогда. Саша водит как бог, в любых условиях, и никогда не устает. Трудную и долгую дорогу от Лимы до Куско мы проделали в комфорте и очень весело!

Но в интересах тех, кто, возможно, последует за нами, я должна сказать одну вещь — интернет-ресурсы по Перу вводят путешественников в заблуждение относительно расстояний и времени по их преодолению. Планировать маршруты нужно всегда с большим запасом – качество и сложность дорог скачет, указателей практически нет, координаты достопримечательностей и отелей, выуженные из интернета, ошибочны, и если нет языка, то вообще труба.

Вдобавок арендовать машину ОЧЕНЬ дорого, самолеты и автобусы доступны по цене, ходят регулярно, а цены на такси просто смешные по американским меркам. Например, такси от аэропорта Лимы до отеля в Мирафлоресе – самая дорогая и выгодная для таксистов поездка – стоит 45 солей, т.е. 17 долларов за 30-40 минут езды по очень загруженным дорогам. От Мирафлореса до старого города (те же 30 минут) таксист запросит 20-30 солей, но повезет и за 15, если поторговаться. В городах такси и частные извозчики не могут видеть человека, передвигающегося на своих двоих, и все время подбибикивают – мол, давай, садись уже. В провинции – Чивай, Икитос – маленькие мотоциклетики, которые называются тук-тук, подбросят тебя на небольшое расстояния за 1-2 соля. В Лиме, как мы узнали, строят метрополитен, но пока обходятся экспресс-автобусами – выделенная линия, которую НИКТО, кроме экспресса не занимает, и закрытые остановки разных маршрутов прямо по разделительной полосе шоссе.

Расскажу кратенько про аренду машины – процесс, в котором мы выглядели далеко не лучшим образом. На неделю четырех-приводной джип был найден за 1200 долларов у компании Еврокар. И там, где мы проезжали, был нужен именно он! Машину нам подготовили меньшего размера, чем было заказано. Офис Еврокар не в аэропорту среди других компаний, а в 40 минутах езды. Заменить машину нечем – она одна и, если тебе не нравится, поезжай обратно в аэропорт! Со скрипом, но чемоданы мы втиснули. Затем девушка вежливо попросила заплатить 100 долларов за страховку – новость для нас. А. пытался ей объяснить, что страховку покрывает его карточка American Express – но в Перу этого недостаточно. После долгих выяснений, торгов, и разговоров с менеджером девушка скостила страховку наполовину. Когда стали заполнять контракт, я внутреннее расслабилась – ну вот, уже скоро – и присела отдохнуть во дворике. Вдруг слышу – тон разговора меняется, что такое? Оказалось, дело дошло до оплаты и девушка предложила А. подписать ПУСТОЙ чек-ваучер, чтобы в случае повреждения машины они могли вписать туда любую сумму. «Но эта сумма будет не больше 3000 солей!» уверяла девушка. А. от такой неожиданности временно потерял дар речи! Я пришла на помощь и стала объяснять, что это требование не лезет ни в какие бизнес-рамки, что это никак невозможно, и мы этого не сделаем никогда. Тогда девушка за соседним столиком спокойно сказала, что в Перу так делают ВСЕ. Вы приедете в аэропорт – и любая другая компания тоже предложит вам подписать пустой ваучер и без него машину не даст. Я позвонила в Хертц – они подтвердили. Муж позвонил в Американ экспресс – те согласились на ваучер, но попросили указать на чеке максимальную сумму. Девушка опять не соглашается, и мы никак не можем понять почему. Вызвали менеджера, и тот объяснил, что если мы превысим дозволенный километраж, то сумма будет больше. В конце концов стороны поняли друг друга и написали на чеке – не более 4000 солей. Затем осмотр машины, фотографирование и тщательное обследование царапин – мы уже поняли, что тут не шутят. На все про все – более 4-х часов. Бедная девушка сильно с нами натерпелась, но была неизменно вежлива. Когда все было закончено, я завернула маленькую примирительную речь, где сказала, что столкнулись два разных бизнес- подхода, что девушка молодец, и мы претензий к ней не имеем.

Наска.

С утра быстренько съездили посмотреть на знаменитые линии Наски, а затем хозяин отеля организовал нам местного гида – без него в поисках пирамид Качуачи мы бы 40 лет плутали бы по пустыне. Еще гид Карлос показал нам акведук доинковского периода и под видом посещения местных промыслов завел в пару магазинов. В одном мастер продемонстрировал как реставрируется керамика, найденная на раскопках Качуачи, и слепил нам преинковский горшочек. (Примерно то же самое сделал гончар в Городце, куда я возила своих коллег по гранту). В итоге – купили два горшочка, и нас передали второму мастеру. Вокруг Наски ведется золотодобыча, и мастер получает с шахт отходы с крупицами золота. Нам показали как размалывают породу, обрабатывают ее ртутью, и в конце концов выплавляют маленькие золотые самородки. Тут же изделия из этого золота, которые делает семья. Ничего не купить неудобно – приобрела серьги с насковскими орнаментами, 50 солей, но буду считать их золотыми :)

Фрукты на рынке, севиче на ланч, черепа в музее… И осмотр остова доисторического кита. Разлекламировано на сайте andreev.org, на который мы опирались при планировании. Еле нашли, но музей закрыт. Никого. Только собрались отъезжать, как прибегает бабулька с двумя собачками и открывает нам дверь – она работает кем-то вроде смотрителя и живет неподалеку. 10 минут на кита — и пора в дорогу. Но одна собачка у бабушки особая – она не выпускает машины обратно, лезет под колеса и все. Саша и так и этак пытался ее объехать – ну не давить же! Собака ни в какую, и бабушка никак не реагирует. Наконец Саша сделал маневр и вывернул в сторону – собака бросилась наперерез и догнала. Саша вывернул опять и поддал газу – собака тоже поддала как сумасшедшая, но тут уже было бесполезно. Я боялась, что от нашего хохота Саша выпустит руль…

Вот и все – до Арекиппы мы сегодня не доедем.

Походили по берегу океана и заночевали в Чале. Встали в 6, по дороге съели самый дорогой в Перу завтрак. В придорожном кафе С. и Т. заказали жареную картошку, а мы с А. омлет. Заказали просто на словах — у меня есть англо-испанский словарь на телефоне — жалкая поделка, но иногда и он пригождался. Но что-то уж больно долго сидим и ждем заказа, уже начали подгонять шустрого мальчика-официанта – где завтрак, рапидо, рапидо! А он – ун моменто. Наконец, принесли наши омлеты – с креветками, очень вкусные. Расплачиваемся на кассе – 71 соль!!! Т.е. взяли с нас по 30 солей за омлетик, это безумные деньги для такой забегаловки, где любое блюдо стоит в лучшем случае 4-5 солей. Но ничего не поделаешь, вложились в экономику побережья. А впереди была Арекиппа, молочные реки и кисельные берега Перу, одна из красивейших провинций страны.

Высокогорье: Арекиппа — Чивай — Пуно

От прибрежной Каманы свернули вглубь континента на Арекиппу. Уродливые городские пейзажи сменяются великолепными ландшафтами Анд. Сегодня в планах доехать до каньона Колка, перевалив через самую высокую точку маршрута (4,8 км) на перегоне Арекиппа-Чивай. Уже три дня принимаем таблетки от горной болезни, повышаем уровень гемоглобина в крови. Но высоту нужно будет набрать за один день, поэтому немного боязно. Решили остановиться в Арекиппе, посмотреть монастырь Святой Катерины и заодно слегка акклиматизироваться. Монастырь, в прошлом убежище знатных перуанок, пиршество для глаза. Из его истории мне запомнился один фактик: в 19 веке туда приехал посланник католической церкви с инспекцией. Посмотрел на всю эту роскошь – и распорядился закрыть монастырь. Роскошь не роскошь, но в кафе там кормят очень вкусно! Если монашек кормили не хуже, то в плане поесть они не страдали!

Перу резко набирает популярность среди туристов, но Чивай (3,600) это недооцененная жемчужина, пока. Туристов МАЛО, наверное, дело в трудной и долгой дороге, а также высоте.

Красота вокруг необыкновенная. И все НАСТОЯЩЕЕ – люди ходят в одеждах как на рекламных фотографиях потому, что они так живут, а не ради создания перуанского антуража. Здесь вяжут из альпаки – пледы, шарфы, шапочки… Очень недорого. Вообще на альтиплано перуанцы знают, чем взять туриста – они говорят «бэби альпака», как символ самого лучшего качества. И работает!

Мы остановились в Чивае на одну ночь, но нужно планировать две, не меньше. Тогда в один из полных дней можно будет доехать до самой дальней точки высокогорной дороги – обрыву каньона Колка. Наш отель был вполне на уровне – отдельные домики для гостей на отлично оформленной территории и центральное здание, где в ресторане каждый вечер даются бесплатные представления народной музыки и танцев, так делают многие рестораны в Перу. В отеле даже есть планетарий – и я жалею, что мы не сходили! Ночи в Чивае холодные – и вам в постель кладут бутылочку с горячей водой.

Сам город – это центральная площадь, неизменный рынок и несколько кварталов вокруг. Но испанская традиция – дело серьезное, и в крошечном Чивае все, как у больших. На площади стоит огромный собор. Испанцы, конечно, мощны – строить в таком захолустье такие соборы! Красивейшие церкви и соборы стоят по всей стране, некоторые обветшали, но в целом, поддерживаются в хорошем состоянии. Гуляли вечером по городу и увидели сценку, как в сказке Андерсена – девочка смотрит в окно отеля, почти прижавшись лицом к стеклу. В ресторане теплый свет, перуанская труппа в национальных костюмах развлекает гостей. У девочки на поводке лама, альпака и викунья. Потискали их – бока как мягкие теплые подушки шерсти, ласковые.

С утра поехали в каньон смотреть на кондоров. Совет туристам – время вылета варьируется в зависимости от погоды, мы приехали на час раньше прогнозируемого времени и не ошиблись – кондоры сразу же и полетели!

Стоянка, две обзорные площадки отлично обустроены, тут бюро туризма не промахнулось. Потом сероводородные бани… Интересно, что туристы плавают в большом голубом бассейне в самом центре комплекса, рядом бар и массажный кабинет, а местные жители сидят в бассейнах поменьше на периферии бань. Мы, как истинные демократы, полежали в одной воде с народом, на нас посматривали, но все было чинно-культурно. Вокруг бассейнов – душевые кабинки с вонючей серной водой, а в самом бассейне сероводород уже частично выветрился и можно отмокать с комфортом. Билет стоит 10 солей, время не ограничено, мы управились за час, но нужно часа полтора-два.

Выбираемся из Чивая по той же самой красивой дороге, только уже при свете дня. Сворачиваем в Пуно, едем через Хулаику — страшный город, облезлый, пыльный, грязный, зелени мало, и он не один такой… Кажется, что там, где нет туристов, в Перу ужас-ужас. Что при этом поражает, это дети в чистой школьной форме, наглаженных белых рубашечках. То же самое мы наблюдали и в Мексике и Коста-Рике – на улице пыльно-грязно, а за забором влажная прохладная плитка, цветущие кусты, птицы и вода журчит…

В Пуно машина чуть не умерла – джип не смог подняться на крутую гору, ландшафт в городе трудный. Улочки узенькие, народ на машины на смотрит, переходит, где вздумается. Много полицейских, что согласуется с моим представлением о Латинской Америке. И очень много женщин-полицейских – они дежурят на демонстрациях, регулируют движение, патрулируют улицы. Наверное, работа в полиции это стабильность, хороший заработок, независмость… Вообще, Перу я воспринимаю как Россию в 90-х годах – бедно, грязновато, назойливая реклама, уродливые торговые палатки… но чувствуется энергия, позитивный настрой, свободное дыхание. Например, в Куско на стене мэрии жители вывешивают самодельные плакаты в стиле Кукрыниксов, высмеивающие Кейко. В Лиме на Плаза де Армас жители стихийно кучкуются поговорить «за политику». А уж только задай вопрос – начнут объяснять, не остановишь! Видели нарождающийся средний класс Перу. Молодые женщины в кафе в Пуно – какая там выпечка! – беседуют за чашечкой кофе с тортиком. В Куско попали на всеперуанский конгресс медсестер, заседание закончилось в 8 вечера (!), и толпа веселых, в меру модно одетых женщин средних лет высыпала на вечернюю улицу и растеклась по ресторанчикам.

На следующий день посетили острова Урос и Такиле.

Урос это группа плавучих островов, которые строят местные жители из торфа и тростника. Торфяной «фундамент» обновляется раз в 15 лет, а тростниковое покрытие – раз в 2-3 года. Жителей Уроса сейчас где-то 2000 человек, но только 600 ночуют на островах, остальные приезжают по утрам как на работу, обслуживать туристов. Приходящие катера с туристами старейшины распределяют по островам, чтобы всем досталось. Туристам расскажут, как сделан остров, разрешат заглянуть в дом, и споют, и на тростниковой лодке как у Тура Хейердала покатают.

Тут же раскладываются местные изделия, к слову, очень дорогие. Эти острова и сам строй жизни, который мало помалу исчезает, производят сильное впечатление.

Остров Такиле – еще одно чудесное место.

Причалили – и поднялись по крутой дороге на центральную площадь. Дорога реально крутая и долгая, и все это на высоте 3,820 над уровнем моря. И гид и местные жители уже знают, что туристы на тропе отваливаются один за одним – и только ты замедлил шаг, как тебе под нос суют травку, по виду что-то вроде розмарина. Показывают, как растирают травку в пальцах, и дышат парами ментола, помогает. У дороги бабушки продают эту ментоловую травку (1 соль малюсенький пучок), а женщины с детьми раскладывают на одеялах тоненькие нитяные браслетики (1 соль) и маленьких плюшевых лам (5 солей). Пока дойдешь до площади, а с нее до «ресторана» – туристов, опять же, распределяют на кормежку по семьям, – а затем спустишься с противоположного склона острова к причалу, насмотришься, как люди живут. Живут очень бедно. И все равно, на взгляд туриста очень колоритно. Молодые девушки в цветастых юбках, волосы в две косы. Замужние женщины носят только черные юбки, коса одна. Мужчина в яркой шапочке – холостяк, в шапочке синих тонов – женатый серьезный человек. Вязание – мужское ремесло, вяжут даже старые дедушки. Перед тем, как вступить в брак, нужно связать что-нибудь сложное – продемонстрировать выдержку и серьезность намерений. А вот когда мужчины работают на поле, то перепоясываются длинным широким тканым шарфом – укрепить спину. Ткут и мужчины и женщины.

Вечером сходили на митинг – мы уже начали интересоваться выборами, и накал страстей в стране перед вторым туром голосования чувствовался даже без знания языка. Плакатами кандидатов обклеена вся страна – от Лимы до самых до окраин. Фаворит гонки Кейко, дочь сидящего сейчас в тюрьме бывшего президента Перу. Ассоциируется с бизнесом, большими корпорациями и коррупцией. Ей противостоит Ойанта, в прошлом военный, социалист и популист, который однажды уже баллотировался на пост президента, но испугал избирателя слишком радикальными лозунгами и восторгами по отношению к Чавесу… Большая толпа митингующих – включая детей (!) и старушек (!), присевших на бордюрчик, – организованно слушала радио-трансляцию и время от времени взрывалась криками и аплодисментами. Полиция подпирала стены домов и следила за порядком. Спасибо советскому детству, кое-что мы смогли разобрать: El pueblo unido jamás será vencido – В Пуно популярен Ойанта. Но и поклонники Кейко не дремлют – всю ночь где-то крутили популярную мелодию, и в припев было вставлено Кейко, Кейко, Кейко Фуджимори… Победил, как уже известно, Ойанта, с очень небольшим перевесом.