Путешественницы по Скандинавии на своих колесах (и без мужчин). / Отчёты об автопутешествиях / Автотуристу.РУ - автопутешествия и автотуризм: отчёты, трассы и дороги, в Европу на машине, прокладка маршрута!


Авторизация

Зарегистрироваться

Войти или Зарегистрироваться        Мобильная версия

Путешественницы по Скандинавии на своих колесах (и без мужчин).

Только сейчас, почти год спустя я, наконец-то смогла записать свои воспоминания о прекрасной поездке по Скандинавии, которую мы совершили в конце мая – начале июня 2011 г. У кого хватит сил, может попытаться прочитать мои записки, которые я написала в виде дневника.



Наш маленький женский коллектив решил провести часть своего отпуска на Норвежских фьордах, куда мы решили ехать на машине. У каждой из нас были разные причины не брать с собой мужчин, но факт остается фактом, мы решили ехать одни, не опираясь на уставшие после весеннего авитаминоза мужские плечи.
Итак, нас впереди ждали приключения, а как некоторые полагали – сплошные авантюры. Ведь всего одна из нас была в Норвегии и Швеции, и то, в автобусном туре. Вторая весело рулила на своей машине по Финляндии, но никогда не покоряла, ни Шведские, ни тем более, Норвежские берега. А третья – за границей вообще ни разу не была. Зато у нас было две веселых водительницы, один штурман, чудо-сумка-холодильник, подключающаяся и к прикуривателю и к розетке в гостинице, один навигатор «Garmin», а главное, машина Nisssan X-Trail.

Начали мы подготовку с изучения отзывов о подобных поездках в интернете, коих нашлось великое множество.
Самое главное, что мы поняли, читая отзывы, что хоть и хотелось сэкономить, но спать в палатках под дождем и бороться с походной плиткой – мы, хоть и закаленные российской действительностью, просто не смогли бы. Зачем пугать местных аборигенов нашими не выспавшимися физиономиями, стучащими от утренней росы зубами и свирепо горящими от борьбы с палаткой и походной плиткой глазами. Мы хотели, чтобы местные жители не прятались при нашем приближении по оврагам, увидев наши злобные лица, мелькающие за стеклом автомобиля, а радостно уступали нам дорогу, с умилением наблюдая за добропорядочной ездой скромных и добрых русских путешественниц. Поэтому мы решили забронировать номера в самых дешевых гостиницах.
Самыми дешевыми оказались номера в хостелах и гостиницах, расположенных в арабско-африканских кварталах.
Мы, конечно, ехали за экзотикой, но никак не за воспоминаниями о детском садике с общим туалетом и душем (это я про хостел), и совсем не за тем, чтобы волноваться, не разобьет ли какой-нибудь афро-арабский весельчак стекла нашей машины, чтобы спереть банку тушенки или недоеденный бутерброд.

Пришлось обратить внимание на самые дешевые из более дорогих гостиниц.
И в результате нами были забронированы номера в приличных, как нам хотелось бы верить, гостиницах и в двух отельчиках на фьордах (список и описание можете посмотреть в конце). Причем за номер в гостинице Hotel Oden (Стокгольм) и за билеты на паром (авто пакет) деньги с карточки Visa сняли сразу, так как мы покупали самые дешевые билеты, с не возвращающейся стоимостью. То есть хоть на велосипедах, хоть на самокатах, но, мы должны были ехать в эту поездку.

Вообще-то советую бронировать номера в гостиницах, где планируете остановиться, заранее. Мы начали этим заниматься в середине февраля, и уже тогда поняли, что надо торопиться. В некоторых гостиницах мы успевали забронировать последние номера, в других – предпоследние, и на следующий день оказывалось, что последние номера расхватали туристы из США или Японии. А в двух гостиницах у нас увели номера прямо из-под носа, причем один из опередивших нас был меланхоличный финн. Ну что тут скажешь, сами были виноваты, слишком долго мы прокладывали маршрут. Примерно неделю мы созванивались по телефону, обсуждая все достоинства и недостатки намеченного маршрута, и только два раза смогли встретиться, чтобы наконец-то забронировать выбранные нами номера в гостиницах. В общем, к 23 февраля, на все интересующие нас даты все интересные гостиницы были забронированы, хотя, мы все-таки ухитрились захватить номера в большинстве из намеченных.

Во время этой кутерьмы пока мы бронировали гостиницы, периодически меняя маршрут, оставалось только радоваться, что у нас шенгинские годовые визы. «Финики» выдают эти визы, жителям Северо-Запада, оценив широту нашей души, которая не позволяет нам выйти с пустыми руками из финских магазинов. И пока мы ездим в гости к финнам, их экономика, пусть и со скрипом, но одолеет все финансовые кризисы. В общем, о визе нам беспокоиться было не надо.
Но перед самой поездкой возникли другие проблемы. Наша вдохновительница и владелица машины – Ольга – загремела в больницу с обострением панкреатита. Прошедшие друг за другом праздники ее поджелудочная не перенесла.
Меня друзья совращали ехать в Италию.
А вторую Ольгу ее директор пугал страшными картинками ее преждевременной погибели в этом путешествии, и всеми силами своей руководящей души, отговаривал ее от этой поездки.
Но к 30 маю, мы всё же были готовы ехать. Я твердо отказалась от Италии, одна Ольга накупила детского питания и сушек, чтобы продолжать в дороге соблюдать щадящую диету для поджелудочной, а другая Ольга, полная решимости встретить стойко все невзгоды, которые, по словам некоторых нам предстояли, давно уже была готова к поездке.

1 день
Ольга собиралась заехать за мной в 5.30. Естественно, я не успела все собрать к этому времени. И выехали мы в 5.50. Дорога была все ещё свободная. И хоть спокойно можно было поспать, Ольга вела машину надежно, видимо, сказывалось возбуждение перед дальней дорогой. Мне было не заснуть.
В этот ранний час мы благополучно миновали засаду гашников, нагло устроенную даже не в кустах, а посреди загородного перекрестка. И в Энколово, куда мы заехали за второй Ольгой, были уже около семи. Бодро распихав все наши сумки и чемоданы, которые заняли весь багажник, и даже, часть заднего сиденья, мы благополучно выехали на «большую» дорогу. Дороги все еще были пусты. Водители грузовиков – доброжелательны. Они периодически съезжали на крайнюю правую полосу, пропуская нас. Всё вокруг дышало радостью и благодушием, настроение было прекрасное…

На границе перед нами оказалось всего 3 машины. А ведь еще 2 недели назад в это время на границе стояло до 150 машин на выезд в Финляндию. Тогда Северо-Запад понесло открывать визы. Видимо, сейчас основной поток уже пронесло.
Зато российская пограничница, видимо решила продлить наше пребывание на родине, и с чувством, не спеша, облазила весь салон нашей машины, заставив, даже откинуть задние сиденья, чтобы полюбоваться на наши чемоданы. Не найдя при осмотре ничего криминального, нас выпустили. И на финской границе мы были в очереди уже вторыми, что является для нас исключением, т.к. мы обычно встаем в самую длинную и медленнодвигающуюся очередь. Сейчас же самая длинная очередь стояла к большому зданию пропускного пункта.

Радуясь быстрому прохождению границы и весело улыбаясь, я прошла вместе со всеми на таможенный пункт, где, рассеянно разглядывая памятки, развешенные по стенам, я взглядом наткнулась на плакат, нарисованный заботливой рукой финского пограничника. Плакат наглядно показывал, какие продукты запрещены к ввозу в Финляндию. Посередине был нарисован огромный окорок, перечеркнутый жирной чертой. Улыбка спала с моего лица, и мое бедное сердце застучало в три раза быстрее, ведь у нас в багажнике, в сумке-холодильнике, лежали два аппетитных куриных окорока. Я почувствовала, как душа моя уходит в пятки, как мои глаза судорожно забегали по сторонам, пытаясь уцепиться хоть за что-нибудь безобидное. Я, конечно, знала, что мясопродукты в страны Евросоюза ввозить нельзя, но суровая черта, перечеркивающая на плакате окорок, как-то уж очень сильно подействовала на мою тонкую душу.
Финские же пограничники не обратили никакого внимания на мой вид завзятого контрабандиста, и пропустили нас, не обыскивая машину. Бодро стартанув с места, мы понеслись к знакомой «шайбе», ожидая в любую минуту погони. И, потом, по дороге в Хельсинки, я несколько раз слышала звуки полицейской сирены. Правда, кроме меня, этих завываний никто не слышал. Говорят, это были «глюки».
В «шайбе» же мы и перекусили (для тех, кто не знает «шайба» — это гибрид магазина с финской столовкой, расположенный рядом с границей). Одна Ольга ела детское питание, вторая, как и я, решила опробовать, чем же кормят на так называемом «шведском столе с одним подходом». Еда нам очень понравилась. А квас был выше всяких похвал. Я в него влюбилась.
Покончив с едой и немного отдохнув, мы двинулись дальше.

Я сменила Ольгу на водительском месте и, мы без приключений доехали до Хельсинки, где и были около 13.00.
Для начала нашли зону посадки на паром (№ 6). Потом поехали в центр Хельсинки поменять евро на шведские кроны, т.к. в Питере из-за недостатка времени, смогли купить только норвежские кроны. Нашли обменный пункт Forex на центральном железнодорожном вокзале. Машину, покрутившись вокруг вокзала, решили поставить на подземную парковку. При въезде на парковку взяли в парковочном автомате карточку. Покрутив карточку в руках, решили, что парковка оплачивается, как у некоторых наших магазинов, час – бесплатно, потом – за деньги. Поменяв валюту, сели в машину и поехали на выезд. Вставили парковочную карточку и стали ждать, когда поднимется шлагбаум. Не тут-то было. Шлагбаум даже не качнулся. А в окошечке автомата, куда мы запихнули карточку, появилась какая-то надпись и цифра – 0,97 EUR. Мы запихнули в автомат карточку VISA. Эффекта – ноль. За нами уже встало несколько машин. Нажали на автомате кнопку «HELP» и нам ответил финский благожелательный голос. На русском, он, почему-то не говорил, а по-английски сказал, что надо запихнуть сначала парковочную карточку, а потом платежную карточку. Мы так и сделали. Ничего не изменилось, кроме цифры на экране автомата. Цифра стала равна 1 EUR. Шлагбаум оставался неподвижен. Мы начали судорожно запихивать карточки в автомат, в разной последовательности. Эффекта опять никакого. «Финик», наверное, в тайной надежде, что мы уехали, расслабился и не сразу ответил на наш повторный призыв. После некоторого молчания, у него прорезался голос, и он спросил, чем он может нам помочь? Чем – открыть шлагбаум и выпустить нас. Мы ему объяснили, что 2 раза вставляли карточку и ничего. Подруга задумалась и сказала – карточку VISA. Тут задумался «финик». И после некоторого молчания (в тишине было слышно, как у него ворочаются мозги), сказал – «Хорошо, я поднимаю шлагбаум. Проезжайте». И действительно, шлагбаум дернулся и плавно пополз вверх. Я вообще-то не говорю по-английски, только отдельные слова понимаю, поэтому для меня было полной неожиданностью, что нас выпускают из этого подземелья. Я задумчиво смотрела на поднявшийся шлагбаум, соображая, не опустится ли он нам на крышу машины, когда мы попытаемся проехать под ним. Но нетерпеливые гудки сзади стоящих машин придали мне уверенности, и мы выскочили на свет божий, веселясь от души, ведь деньги с карточки VISA так и не сняли (к подруге приходили SMS-ка на любое снятие денег с карточки). Интересно, что стоящие сзади нас «финики» ни разу, пока шлагбаум был закрыт, не бибикнули, что радует. Но и не вышли из машин, чтобы нам помочь, что огорчает.
Уже потом, дня через 2, по интернету, мы посмотрели, как должны были оплатить парковку. Платить надо было где-то у лифтов, в автоматах. И, в течение 15 минут с оплаченной парковочной карточкой загрузиться и успеть уехать с парковки. В следующий раз заплатим – решили мы. Что думал «финик», выпустивший нас, нам не известно.

Вернулись опять в порт, где и заправились на рядом стоящей бензоколонке Neste. Боясь нарушить правила ввоза бензина в Евросоюз, мы перед границей заправили полный бак машины и только в одну канистру залили 15 литров бензина. Но теперь, пройдя финскую границу и обрадовавшись, что мы удачно провезли контрабанду в виде куриных окороков, мы почувствовали в себе силы нарушить правила при посадке на паром и въезде в Швецию. И, полностью, до упора заполнили бензином и нашу машинку и две канистры по 20 литров в придачу.

Это был наш первый опыт заправки в Финляндии. Но у нас все получилось достаточно удачно. Возможно, залогом нашего успеха был финн, проходящий мимо, и пойманный нами для разъяснений правил заправки. Но, в большей степени помогло то, что у автомата была функция выбора языка и мы смогли выбрать русскую версию меню.

Заправившись, поехали на торговую площадь у причалов и, нагло припарковали машину вне разметки для стоянки. В очередной раз, не заплатив за стоянку (мы где-то читали, что в выходные в Хельсинки парковка бесплатная) отправились рассекать торговые ряды. Побродив среди лотков с товарами, сделанными в национальном стиле, решили двигаться сторону парома.


Мы уже подъехали к зоне № 6 у причала, когда под колеса нашей машины бросился какой-то мужчина с дико горящими глазами и взъерошенными волосами. И хоть он был не похож на финна, наш соотечественник в нем угадывался слабо. Но оказалось, все же, это он, наш родной, немного зашуганный российский мужичок. Просто увидев родные номера, бросился к нам спрашивать, как проехать к парому и можно ли ему поставить машину на стоянке у бензоколонки.
Машину у бензоколонки мы ему разрешили поставить. Пусть ставит на платную стоянку, нам-то что. Но заботливо предупредили, чтобы он не удалялся от въезда на зону посадки на паром. Ведь через 10 минут посадка уже начнется. Тогда он спросил, можно ли ему поставить свою машину на стоянке в зоне № 5.Конечно мы ему снова разрешили. И он радостный побежал к своей машине. Мы были настроены благодушно, и если бы этот мужичок спросил у нас разрешения проехать по Хельсинки со скоростью 100 км/ч и подрезать несколько автобусов и трамваев, я думаю, мы бы ему и это разрешили. Что делать, если мы такие добрые.

Оказав помощь ближнему своему, мы решили посмотреть въезд на территорию причала и увидели, что всех уже запускают. Поехали и мы. Нам выдали посадочный талон на машину и посадочные талончики для пассажиров, которые выполняли функцию ключей от каюты. После чего мы еще более часа стояли на причале, в накопителе для машин, ожидая, когда нас пустят на паром. Пофотографиров машину и себя на фоне парома и машины, мы заскучали, и я не заметила, как стала засыпать. Разбудили меня громкие крики – «Наташа проснись, наша 1-ая линия едет». Чуть не включив спросонья на автомате заднюю передачу, я все же довольно бодро рванула за уехавшими вперед машинами. Можно было не торопиться, паром без нас, я так думаю, не уплыл бы.


Всю нашу линию загнали в трюме на верхнюю платформу. А мы, как одни из последних, оказались на самом скате. Причем под колесами бегали финны и, размахивая руками, просили подъехать к впередистоящим машинам как можно ближе. Ужались достаточно, за нами еще ряд встал. Остальные машины с соседних линий парковались в нижней части трюма. И что мы так спешили?


Пока мы осторожно открывали багажник машины, пытаясь не задеть сзади стоящую, с российскими номерами машину, наш скат, незаметно для нас подняли и, мы оказались на ровной поверхности. Порадовало, что у всех машин, стоящих, как и наша, на скате, исправны ручники. А то бы американские горки были бы обеспечены.
Не успели мы оглянуться, как все уже убежали к своим каютам. И только мы возились, вытаскивая чемоданы и перерывая все в поисках нужных нам пакетов. Уходили с нашей площадки последними. Тормознулись перед выходом с парковки. Я безуспешно пыталась открыть дверь, дергая ее за все, что из нее торчало. Дверь не открывалась. Но обладая умом и сообразительностью, мы быстро догадались, что нужно ударить по красной огромной торчащей «пимпе». Дверь открылась сама. Ура!!!
Запомнив животное, нарисованное при выходе, рядом с дверью, а это была пятнистая корова, пошли искать свою каюту, которая была расположена на самой нижней палубе. Нашли быстро. Место, где она располагалась, судя по всему, обещало много новых впечатлений.
Рядом с нашей каютой была расположена сауна. А мимо нас проплыла, наверное, арабская королевна, ну очень красиво одетая. На ней была кофта, обтягивающая ее пышные формы и богато отделанная кружевами и вышивкой; огромная черная юбка в пол, на которую пошло, наверное, не меньше километра бархата. Правда ювелирных украшений я на ней не заметила, но кто же их надевает в подобных катакомбах. Ну, очень интересная женщина. Но, то ли из-за возраста (что-то около 50 лет), то ли из-за юбки, струящейся вокруг ее совсем не худенького тела, но она очень напоминала «бабу на чайнике». Но все равно глаз радовала. А вот три товарища с юга, стоящие в коридоре в одежде, состоящей только из обернутого вокруг бедер полотенца, глаз не радовали совершенно. Но мы на такие мелочи внимания уже не обратили и, приложив последние усилия, втащили свою поклажу в каюту. Сил оставалось только на вечерний ужин, чтобы наконец-то прикончить тайно ввезенные в Финляндию куриные окорока, и на посещение Duty Free. Заснули сразу. Хотя кто-то из нас и просыпался ночью от какого-то шума в коридоре, выспались превосходно.


2 день.

Позавтракав в ресторане парома и оценив шведский стол по достоинству (мне показалось, что здесь немного лучше шведский стол, чем на «Принцессе Марии»), я пошла, разведывать пути прохода к стоянке автомашин. Все двери выхода на стоянку автомашин были заблокированы. Соответственно и наша, с нарисованной пятнистой коровой, тоже. Но рядом с дверью стоял парень с кучей чемоданов. Я вспомнила, что в школе, кажется, изучала английский язык, и спросила его; «Du your speak English?» Он задумался, и чуть помедлив, ответил; «Yes». Потом подумал еще и сказал; «Но лучше со мной общаться по-русски». Я обрадовалась и спросила, во сколько начинают пускать к машинам.
«Как паром причалит, сразу начинают пускать. Осталось уже недолго» — ответил парень. Недолго, удивилась я, еще целый час до прихода в порт. Я сообщила ему эту прискорбную весть – часы у него выставлены по финскому времени, и, ждать ему тут еще целый час, ведь паром прибывает в 9.40 по шведскому времени. Парень недолго прибывал в задумчивости, переваривая информацию. Довольно быстро до него дошло, что болтаться еще час в тесном проходе как-то некомфортно. Он подхватил свои три огромных чемодана и довольно бодрым шагом, насколько это было возможно с такой ношей, пошел вглубь корабля. Заодно, завернул обратно своих детей, попавшихся ему по пути и, скорее всего, судя по выражению лица парня, собственную тещу.
С чувством гордости, что я помогла ближнему своему, я вернулась в каюту.

Через час по «матюгальнику» громкой связи что-то начали говорить, сначала на финском, потом на английском языках. Мы так поняли, что безлошадных пассажиров приглашают к выходам, а нас — к нашим машинам.
Пока тащили поклажу обходными путями, все уже расселись по своим коням. Но у нас еще оставалось время погрузить свои пожитки в машину и пофотографироваться.
Я, как «эксперт», рассказывала подругам, что, наверняка, мы будет съезжать с пандуса вперед, и времени у нас еще вагон. Ведь стояли мы в предпоследнем ряду. Пока я с жаром убеждала их, что мы может расслабиться, ожидая, пока впередистоящие машины освободят нам дорогу, наш край пандуса начал опускаться. Выезжать предстояло задом. Водитель стоящей позади нас машины напрягся.
«Вы только с ручника сразу не снимайтесь» — жалобно попросил он меня. Я ему клятвенно пообещала, что с ручника не буду снимать машину до последнего, и парня немного отпустило. Зря расслабился. Когда ему дали команду на выезд, он долго пятился задом. И с первого раза выехать ему не удалось. Пришлось выезжать за два захода. И не мудрено. Стоял он в самой ж… е, т.е. рядом с закругляющейся стеной, делающей место для маневра довольно ограниченным. Но ничего страшного не случилось, выехал.
Мы выехали удачно, с первого раза. Хоть и прыгал рядом с колесами какой-то мужичок в форменной одежде, размахивающий палкой, мы его не задавили, и, даже не задели. Весело проехав мимо скучающих шведских погранцов, мы наконец-то въехали в Швецию.

Первым делом забили стоянку в навигатор. Потом поехали на смотровую площадку (я еще с автобусной экскурсии помнила, где она находится). Машину я поставила позади туристического автобуса и, только мы успели отойти от машины, как увидели, что за нами встал автобус, в котором водитель, напоминающий своим видом только что поевшего хомячка, возмущенно плевался и размахивал руками. Такой «горячий» мужик, а физиономия — настоящего тихого шведа. Я потащила Ольгу, благо она смелая женщина и хорошо знает английский, выяснить, что его так разволновало. А то заплюет ее машину, подумала я, как потом увидеть, кто за нами гонится. Оказалось, как я и подозревала, что там, где мы встали – стоянка предполагалась только для автобусов, а легковые машины надо было ставить с другой стороны проезжей части. Пока он нам это все говорил, он раздувался все больше и больше, видимо от чувства собственной значимости. Но голос у него стал добрым, почти отечественным. «Если вы на машине, у вас будут проблемы с парковкой» — веско закончил он, и победно посмотрел на нас с высоты своего автобуса. Но мы люди покладистые, поблагодарив его и переставив машину, мы снова пошли фотографироваться.
Сняв все, что можно было, пошли грузиться в наш Nissanчик. Недалеко, в своей машине, сидел шведский водитель, и пристально наблюдал за нашей погрузкой. Я его сразу же заподозрила в страстном желании накапать на нас в шведскую полицию, за какие-то мнимые преступления, и постаралась сделать вид, что его физиономию доносчика не вижу. Когда же мы стали отъезжать, швед высунулся из машины, чуть не выпав из нее, и начал махать нам руками, изображая ветряную мельницу. Оказалось, в ту сторону, куда я собиралась выезжать – можно было выезжать только автобусам, а нам надо было возвращаться той дорогой, которой мы сюда приехали. Поблагодарив его (какой оказывается, добрый человек нам попался, зря я его подозревала) мы, весело хихикая, поехали на «обзорку» по Стокгольму. Хихикали же мы потому, что прочитали, что шведские мужчины очень застенчивы и скромны, хоть и жадноваты.
Застенчивости мы у них и дальше как-то не наблюдали. Особенно ее не наблюдалось, когда я немного начинала тормозить на светофорах, соображая, куда ехать дальше. На навигаторе мы не задавали цель поездки, просто включили обзор карты, т.к. я примерно помнила расположение местных достопримечательностей. Но если я после переключения светофора на зеленый, мгновенно не начинала движение, сзади сразу же начинали гудеть «скромные» шведы.

Вообще система переключения сигнала светофоров за границей меня немного нервирует. С зеленого на желтый, переключение происходит сразу, без предупреждающего и без краткого «подмаргивания». И боясь вылететь на перекресток, на желтый сигнал, приходится резко тормозить, что не прибавляет спокойствия ни мне, ни водителям сзади идущих машин. Но влететь нам в задницу, к счастью, ни разу никто не пытался.

Немного покатавшись по городу, поехали на остров Юргорден, решив посетить здешние музеи. Бесплатных стоянок вблизи музея «Васса» куда мы решили сходить, не наблюдалось, пришлось ставить машина на платную.
Долго воевали с парковочным автоматом. Он не хотел брать деньги с карточки Visa. Не хотел, ну и ладно, а вот почему парковочный талончик не хотел выдать – это вопрос. Пришлось поймать очередного застенчивого шведа и заставить его показать, как разобраться с автоматом. После того, как мы отпустили счастливого шведа, который все нам показал, разобрались и с автоматом, который еще немного покочевряжился и все-таки выдал нам парковочный талончик на 1 час. Запихнув талончик под лобовое стекло, и с удовлетворением поглазев на шведскую семейку, которая заступила на поле боя по борьбе с автоматом и у которой тоже не получалось выбить из него парковочный талончик, мы пошли в музей «Васса».

Рядом с музеем наблюдали, как местный водитель муниципального грузовичка при повороте направо свернул одиноко стоявший на обочине железный столбик. Водитель вышел, осмотрел машину, мельком взглянув на сиротливо покосившийся столбик, бодро запрыгнул в машину и был таков. Ни тебе вызова полиции, ни разборов с представителями, отвечающих за столбик – просто смылся с места происшествия. Вот нахал.

В двух предыдущих посещениях Стокгольма я ходила в музей скульптуры Миллеса (прекрасный музей, прекрасные скульптуры, выставленные под открытым небом), музей Юнибакен (я поняла, что надо впасть довольно в глубокое детство, чтобы пищать от восторга при посещение этого музея) и в городскую ратушу (интересно было посмотреть, где кормят нобелевских лауреатов).
Почему-то в музей «Васса» я раньше не ходила, а зря. Впечатляет. И даже очень. Конечно корабль сказочный. Но, например, реконструированные бюсты погибших на нем моряков меня тоже очень впечатлили. Особенно поражало портретное сходство этих восковых лиц с лицами современных шведов, разглядывающими экспонаты. Полное совпадение, как будто с посетителей эти бюсты и ваяли.
Музей очень понравился, но удивило меня поведение шведского паренька, которому было примерно 13-14 лет. Подойдя к деревянной скульптуре, изображавшей, по-видимому, жену погибшего моряка, парень несколько раз, растопырив пальцы, ухватил ее за грудь. И его не волновало, что вокруг было полно людей. Странный мальчик. Может быть, у него так застенчивость проявляется. Это растет будущий застенчивый шведский мужчина, поняла я.



За час только-только успели осмотреть весь музей и купить сувениры. К машине подошли, когда оставалось буквально две-три минуты до окончания срока оплаченной стоянки. Радуясь, что успели вовремя уехать, двинулись дальше.

Покрутившись еще по улицам Стокгольма, поехали в гостиницу. Благополучно припарковав машину в подземном гараже отеля, заселились в номер. А вечером пошли на пешеходную экскурсию по городу. Бродили так долго, что вечером сил на посещение гостиничной сауны и спортивного зала уже не осталось.

В час ночи, по местному времени, мы заглянули в интернет, чтобы изучить, что же обозначают дорожные знаки, понатыканные везде, где хотелось бы припарковаться. Пришло грустное осознание, что в Стокгольме бесплатных парковок в центре нет в принципе. А если они и есть, то нам там парковаться не нужно. С этой грустной мыслью я и заснула.

3 день.

Начитавшись накануне в интернете страшных историй, про штрафы за неправильную парковку, пошли на пешую экскурсию, оставив машину в подземном гараже гостиницы. Вышли около 11.00 и к 12.00, прогуляшись по магазинам на пешеходной улице уже были у королевского дворца. Оказалось, очень удачно подошли. Перед королевским дворцом начиналась церемония смены королевского караула с конным военным оркестром. Народу посмотреть на представление собралось много, но мы успели все-таки залезть на выступ стены, откуда хоть как-то можно было снимать представление, почти без присутствия на фото чьих-то голов и рук с фотоаппаратами.

Оглядевшись, я вообще смогла поменять диспозицию на более выгодную. Согнувшись в три погибели, я ухитрилась проползти под мужиком, стоящим на тумбе к месту, где потеснив двух маленьких японцев или китайцев (японцев, наверное, китайцев так просто не оттеснить) смогла относительно спокойно смотреть и снимать все получасовое действие. Красивое зрелище.
Особенно понравились солдатики, когда они бежали строем. Большой мерин с барабанщиком на спине, также был неподражаем. Барабанщик бил в свои барабаны, периодически вскидывая руки в каких-то странных позициях. Смотрелось забавно.

После окончания развода мы устремились в королевский дворец, осторожно обходя кучки, оставленные лошадьми на память и разбросанные по всей площади.


Купили билет в самый большой в Европе действующий королевский дворец и, стараясь держаться вдали от туристических групп, где гиды на разных языках орали, как иерихонские трубы, пошли на экскурсию.
Билеты включали в себя четыре выставки. Соответственно, и входов на них тоже четыре, с четырех сторон дворца. Мы начали с центральных залов – где можно было посмотреть жилые комнаты монархов. Пока мы ходили по залам, к нам почти сразу пристроились двое охранников, которых мы сначала приняли за отбившихся от группы туристов. Потом к ним присоединился еще один, и они так и ходили гурьбой за нами сзади из зала в зал. То ли русские были для них в диковинку, то ли наоборот, они слишком хорошо успели познакомиться с некоторыми повадками отдельных российских туристов, но они от нас не отставали ни на шаг. Видимо ожидали, когда мы начнем ковырять картины пальцем, или разляжемся на царской кровати, подложив под ноги монаршие пуфики, или, на худой конец начнем фотографировать со вспышкой, хотя здесь это было запрещено. Не дождались. Мы просто иногда громко смеялись, а за это, как известно, не наказывают.

Следующая у нас была королевская сокровищница. И там повторилось все то же самое. Если в первом зале охранника не было, когда мы перешли во второй – он пришел. И уже никуда не уходил, следуя за нами по пятам, хотя и скромно держался от нас на расстоянии.
Я не видела, чтобы за кем-нибудь из туристов ходили охранники. Правда никто в музее и не смеялся, так как мы. Но мы же не ржали громко, а тихонечко хихикали, и то, изредка. Но, в конце концов, охранник нам пригодился. Мы заспорили, что там за фиговина стоит под стеклом. Рог для выпивки, или флакон с противоядием. Решили спросить нашего охранника. Он обрадованный, покраснел, как маков цвет, и смущенно улыбаясь, объяснил нам, что это сосуд для масла, которым мажут будущего короля, когда его коронуют. Больше охранник нам не понадобился и так он и стоял в стороночке, смущенно улыбаясь. Вот он настоящий скромный швед.
Короны в сокровищнице нам понравились. Еще бы им не понравится, камешков в них понатыкано было много. Но женские короны понравились больше, они как-то выглядели поизящнее.

На следующей выставке «Три короны — история замка», за нами никто из охранников уже не ходил. Резвились одни. Но, несмотря на веселье, так и не покидавшее нас, никто из нас в ямы, показывающие строительство дворца не свалился. В зале, где показывался фильм про строительство дворца, не задержались, так как пояснение шло на шведском языке. Мы им, хоть и пошли уже вторые сутки нашего пребывания в Швеции, все еще не владели.
Нам хватило и осмотра экспозиции.
Последним мы посетили античный музей Густава III. Очень торопились, так как музеи закрывались в 15.00. А было уже близко к этому времени.
Очень приятные девушки при входе выдали нам описание залов на русском языке. И мы пошли смотреть античные скульптуры, реставрированные в XVIII веке.
Реставрация, судя по описанию, которое нам выдали, прошла успешно. У всех статуй приделали отбитые руки, правда, у некоторых, как считалось, первоначально руки не тем занимались, чем впоследствии. Не подумайте ничего плохого. Например, у богини, играющей на лютне, по предположению современных спецов по скульптурам, первоначально руки натягивали тетиву лука. Но и с лютней богиня смотрелась довольно-таки симпатично. Головы некоторых статуй первоначально принадлежали другим скульптурам, но очень органично смотрелись после реставрации на новых телах. Не смущало даже то, что на некоторых женских телах были пристроены мужские головы. Видимо из-за того, что в античном мире любили делать статуи «голубых» мальчиков, головы эти смотрелись на новых местах довольно-таки естественно. И если не читать описания, можно решить, что все так было и задумано самим скульптором. Зато одной скульптуре приделали пенис от другой, и ничего, тоже подошел и смотрелся, как влитой.
Успели осмотреть до закрытия весь музей. И закончилась наша экскурсия по дворцу ровно в 15.00.

Отдохнув на торговой площади старого города, пошли осматривать его достопримечательности и, заодно, магазины. Из-за этих миленьких магазинчиков я пропустила поворот к самой узкой улице старого города. Зато нашла скульптуру мальчика, как все гиды сообщают туристам, исполняющего их, туристов, желания. Естественно желаний у нас нашлось, хоть отбавляй, но я строго всех предупредила, что не больше одного желания в руки, а то мальчик перетрудится, исполняя все наши желания.
Ольги послушно загадали по одному желанию, поглаживая и так уже отполированную сотнями рук туристов голову мальчика. Сфотографировавшись рядом с ним, мы попрощались со старым городом, и вышли на просторы более современного Стокгольма.

Уже порядком подустав, решили купить в экскурсионном киоске гибрид из автобусной и речной экскурсии по городу. Но киоск, как и накануне, уже был закрыт. Опять мы опоздали. Видимо и вправду, как было написано в интернете, но никак ни на самом киоске, он работал до 17.00.
Решили идти в гостиницу. Ноги еле переставляли, а путь обратно представлялся уже чем-то сродни восхождением на пик Коммунизма.

Мимо нас проехали два открытых грузовика, украшенными гирляндами из цветов, в кузове которых сидели орущие молодые парни. Правда, во второй машине, взявшись за руки, трое парней били поклоны, чуть не вываливаясь из кузова, Но они периодически тоже начинали что-то орать истошными голосами. В армию их, что ли забирают – решила одна из нас. Нет, это студентов на сельхоз работы увозят – решила другая. Может, в тюрягу – подытожила третья.
Но видимо, у молодежи в этот день был просто какой-то праздник. По улицам гурьбой бегали девушки и парни, как нам показалось, не очень трезвые, и все они что-то орали. Одна группа, примерно в семь человек, вообще залезла в фонтан, видимо, пытаясь там утопиться. Но у фонтана их уже поджидал полицейский, который лениво помахивал им своей палочкой, призывая вылезти на сушу. Странно, они сразу же повиновались и довольно-таки удачно выбрались из фонтана. Только последняя девушка, которую страшно качало, не смогла с первого раза преодолеть бортик фонтана. Некоторое время было непонятно, выберется ли она вслед за компанией, или наконец-то ухнет спиной назад, прямо в воду. Мы уже собрались делать ставки, когда девица перетащила свои окорочка через ограждение и, едва не плюхнувшись на асфальт, пошла, все так же качаясь, за своими друзьями. Что это был за праздник, осталось для нас загадкой, в интернете никакой информации на этот счет не было. На ресепшн вечером спрашивать не стали.

Продвигаясь в сторону гостиницы, мы зашли на местный рыночек, где решили купить клубники. Продавцы были сплошь старые знакомые – то есть товарищи с юга. Издалека они показались добрыми знакомыми. Но все было хорошо, пока мы не подошли к прилавку. Они так громко заорали, что мы решили, что они ругаются на нас, но непонятно за что. Так можно кричать только, если у тебя крадут самое дорогое. Мы сразу же отскочили от прилавка и двинулись вдоль рядов дальше. Но как только мы приближались к следующим рядам, казавшиеся издалека нормальными людьми, торговцы начинали орать нечеловеческими голосами. Так, наверное, кричат горцы перед началом боевых действий, ругаясь с неприятелем, стоящем на соседней горной вершине. Я с роду не слышала, что бы на наших рынках так кто-нибудь орал. Мы были не готовы к битве за клубнику и отступили, надеясь, что дальше будут более миролюбивые продавцы. Наши надежды не оправдались. Все повторялось опять. Как только мы подходили к очередному прилавку, сразу же раздавались страшные крики, обращенные к нам. Что нас, естественно, сразу пугало. Самое интересное, что шведки еще и радостно улыбались этим вопящим продавцам в ответ, покупая у них фрукты. Может, на рынок у них ходят только глухие покупатели.
Мы слышали хорошо, и Ольги предложили быстрее с рынка сматывать. Но когда мы уже решили уйти от греха подальше, один продавец, относительно нормально прокричал на русском языке: «Покупайте черешню».
Он знает русский и не орет, пошли к нему – предложила я. Он действительно ни разу не зашелся в крике, но по-русски он знал еще только три слова – ты, русский, белорус — и это было все. Ну, может еще что-то и знал, но на русском языке нам больше ничего не сказал. И, к счастью для нас, замолк окончательно. Зато на 20 крон дал не одну корзиночку клубники, а две. То ли рынок закрывался, то ли так нам обрадовался, кто его знает. Но клубника была вкусная.

Бредя к гостинице, мы остановились передохнуть в садике, у фонтана. И как только расположились на скамеечке, к нам сразу же подкатил русский дедушка с внуком в колясочке и попросил его сфотографировать. Я, естественно, решила сделать очередное доброе дело и сняла дедулю с внуком на его фотоаппарат. Но так как на их лица тень от дерева падала неравномерно, зрительно их, перекашивая, я попросила деда подвинуться, чтобы тень не падала ему на лицо. Это не понравилось внуку, и он громко заплакал. Мне казалось голос у меня как раз подходит для общения с маленькими детьми. Относительно тихий и, как мне кажется, мягкий. Ребенок, по-видимому, швед, решила я, и звук русского голоса его пугает. Добрый дедушка пытался запихнуть внуку соску в рот, чтобы тот прекратил вопить, но внучек стойко сопротивлялся. Снимайте – скомандовал дедуля мне. Я послушно сделала несколько снимков и отдала фотоаппарат. Представляю лица родственников, разглядывающих фотографии, на которых дедуля запихивает в глотку родному внуку неизвестно что. Зато, думаю, получилось живенько.

Когда доплелись до гостиницы, еще хватило сил осмотреть сауну и тренажерный зал. Сфотографировавшись, висящими на снарядах, мы еще нашли силы подняться в столовку, где стали загружаться «халявным» кофе (естественно это не касалось нашей «кофеманки» — Ольги с больной поджелудочной, которая только нюхала кофе и смотрела на нас печальными глазами)
Начали с капучино, плавно перешли к лате, что-то пили еще в середине, закончили горячим шоколадом. Дело было не трудное – тыкай на автомате кнопочки и пей, что душе угодно. Но под конец утомились так, что сил даже на поход в бесплатную сауну, опять не осталось. Пошли в номер, читать в интернете про платные дороги в Норвегии. Решили, что не будем регистрироваться в системе Avto pass, а будем оплачивать платные дороги непосредственно в пункте оплаты перед платным участком.
Уснули, несмотря на выпитый кофе, почти сразу. Завтра надо было рано вставать.

4 день

Утром выехали из гостиницы достаточно рано. И так как решили ехать по трассе Е 20, я стала подбираться к королевскому дворцу, не глядя на навигатор, чтобы он нас не загнал на Е 18. Но, вскоре плюнула на российскую гордость и решила довериться чуду враждебной техники. В результате навигатор нас загнал в какой-то спиралевидный тоннель, так и не дав доехать до королевского дворца.
Ближе к концу тоннеля я бросила взгляд на навигатор, и увидела на его дисплее веселую картинку – наша машина поворачивается на месте на 360 градусов. После этого навигатор посоветовал изменить маршрут и протаранить стену тоннеля. Опечалившись, что мы его не послушались, он сообщил нам, что потерял связь со спутником и обиженно замолк.

Когда мы все же выехали из тоннеля, навигатор стал показывать, что мы едем по целине, периодически пересекая поперек различные дороги. В общем, по его мнению, мы ехали если не на танке, то точно на вездеходе. Периодически навигатор нам советовал изменить маршрут и повернуть назад, хотя судя по информационным знакам, мы двигались в правильном направлении.
Еще раз, сверившись с картой, предусмотрительно нами захваченной, мы утвердились во мнении, что поездка через тоннель навигатору на пользу не пошла. И все-таки, навигатор через некоторое время пришел в себя, успокоился и одобрил выбранное нами направление. В машине воцарилась гармония.

Дорога, естественно, была хорошая, виды за окном – миленькие. Хотелось расслабиться и мы с Ольгой поменялись местами. Только-только, я стала засыпать на пассажирском месте, разморенная солнышком и однообразно симпатичными пейзажами шведских равнин, и глаза мои закрылись, меня разбудил громкий крик, раздавшийся с места водителя. Пришлось открыть глаза и оглядеть окрестности. Ничего страшного я не углядела, только Ольга на водительском месте изображала кающуюся Магдалину. Она тихо покачивалась, вцепившись в руль, и постоянно повторяла одну и ту же фразу: «Я не хотела. Ой, я не хотела».
Оказывается, она подрезала шведскую желтенькую машинку, за рулем которой сидела шведская бабушка, а рядом с бабушкой шведский дедушка. Причем бабушка от испуга попыталась выскочить на обочину вместе с машинкой и дедушкой в придачу.
Чтобы попросить у старичков прощения, Ольга подморгнула шведам «аварийкой», как принято у наших добропорядочных водителей. Но только после этого бабуля нас догнала и вместе с дедулей, восседающим рядом, злобно уставилась на нас. Мы почти синхронно с Ольгой прижали руки к груди в знак нашего глубокого раскаяния, и бабуля, по-видимому, успокоившись, усвистала вперед.
Еще километров пять мы крались за этой желтенькой машинкой, не решаясь ее обогнать. Мы боялись, что нервные старички позвонят в полицию и нажалуются на нас. И только когда желтенький автомобильчик свернул на боковую дорогу, мы смогли с облегчением вздохнуть.

С тех пор мы стали обращать внимание, кто сидит за рулем. Старушек-водителей оказалось довольно-таки много. Знакомой, напуганной нами, старушки мы больше не видели. И действительно, не думаю, что она, из чувства мести оставив дедулю дома, выезжала на разных машинах, чтобы нас попугать своим суровым видом. Но мы удвоили бдительность и больше ни одной старушки с дедулями, мы не подрезали.

Дальше по трассе ехали без приключений, но после перенесенного волнения, решили остановиться на стоянке, чтобы перекусить. Достаточно быстро нам попалась очень симпатичная стоянка на берегу озера, в живописном месте. На стоянке стоял одинокий грузовичок, водитель которого спрятался в нем и не показывался, и, мы могли выбрать любой столик, чтобы насладиться прекрасным видом, потихоньку уничтожая наши припасы.
Правда, в одиночестве мы прибывали недолго. Сразу же после нас понаехала куча машин, и стало как-то не так уютно. Но столиков все ещё хватало на всех. И в туалет очереди не было. Радовало, что особо истошно почти никто из вновь прибывших не голосил. Только одна великовозрастная шведская девочка что-то громко верещала, пытаясь испортить нам обедню. Ей это все же не удалось, и мы смогли все-таки расслабиться.

Уже собирались уезжать от этого гостеприимного места, когда на стоянку въехал кемпер с номерами Евросоюза. Из него вышел мужик, который сразу же подскочил к нашей машине и задумчиво уставился на задние номера. Потом перебежал к капоту нашей машины, по дороге мельком бросив взгляд в салон нашей машины, и воззрился на передние номера. Удостоверившись, что номера совпадают, мужик подошел к нам.
— А вы откуда? – спросил он нас жизнерадостно на чистейшем русском языке.
— Из Санкт-Петербурга – гордо ответили мы.
— А мы из Москвы – радостно ответил он нам.
Оказывается, их кампания вылетела из Москвы в Прибалтику. Трейлер же они арендовали в Эстонии и уже оттуда паромом прибыли в Стокгольм. Теперь же они, как и мы ехали на фьорды.
Кто тянул меня за язык, непонятно, но я его спросила, не знает ли он величину штрафа за превышение скорости в Норвегии. Оказалось – знает. С радостью мужик притащил из кемпера тетрадь, напоминающую старинный главбух и, уточнив, интересуют ли нас нарушения в черте города, или за городом, он зачитал нам всю шкалу штрафов, присовокупив, что в Норвегии не прощают превышения скорости даже на 1 км/ч. Поблагодарив его, мы поехали дальше, обсуждая штрафные санкции, которые могли нам грозить.

Чуть не проехали границу. Её обозначений там, в общем-то, и нет. Хорошо я вспомнила, как она выглядит.
Вернули Tax free на кассе, в шведском приграничном магазинчике. Хотя, если не знать, что там возвращают Tax free, никогда об этом не догадаешься, даже зайдя в этот сувенирный магазин.

Ближе к Осло попали на первую платную дорогу. Заплатили 25 SEK. Начались туннели. Наш навигатор опять начал «глючить». И так как он вещал женским голосом, на общем собрании всех присутствующих в машине, постановили наречь его Сусанной (в честь Ивана Сусанина).


Объезжая Осло по дороге Е 23, опять попали на платную дорогу. Здесь уже пришлось заплатить 60 SEK. Видимо ее дороговизна была обусловлена сложной системой туннелей. Опять поменялись с подругой местами. Я села за руль и началась «развлекуха» для всех, кроме меня. Сначала подруга сказала, что будет спать, но сон к ней не шел. И она стала зорко следить за нашим скоростным режимом. А так как я не могла удержаться и периодически ехала со скоростью потока, т.е. превышала требуемую скорость километров на 5 в час и больше, справа раздавались грозные речи. Что-то типа: «Хватит лихачить, меня из-за тебя 5 лет пускать в Евросоюз не будут». Мои жалкие объяснения, что в гористой местности, на серпантине, никому в голову не придет ставить камеры, не действовали. Приходилось тормозить. В результате, за мной периодически скапливалась толпа из бедных шведов, которые, как только предоставлялась возможность в виде третьей полосы, обгоняли нас с превышением скорости на 10-15 км/ч. Особенно меня «порадовал» бензовоз, который дышал нам в спину на очередном крутом серпантинчике, когда мы ехали вниз. Почему то он нас очень долго не перегонял, и его морда, маячившая в зеркале заднего обзора на достаточно близком расстоянии, меня как-то напрягала. К счастью, через какое-то время, он отстал.

На горных дорогах Норвегии начали встречаться Nissan X-trail. Еще, почему-то в горах, стали попадаться и велосипедисты. Девушки и юноши, бабушки и дедушки, дети и взрослые, усиленно крутили педали, взбираясь на очередную горушку. Их мускулистые икры виднелись почти из-за каждого поворота. Только здесь, в Норвегии, я полностью поняла, что означает выражение – конь педальный.
Велосипедисты так старались, крутя педали, как будто надеялись обогнать все машины, двигающиеся с ними в одном направлении. Не съезжая на обочину, они задорно ехали по шоссе. И, иногда приходилось притормаживать, и ехать за ними, чтобы пропустить встречную машину.

Когда мы уже подъезжали к Ноттендему, и скатывались с очередной затяжной крутой горушки, в машине запахло паленым. Может быть это колодки, закралась неприятная мысль, но мы уже выезжали на ровную дорогу, которая вела нас к маленькому городку, расположенному в живописной долине. Мы подъезжали к Ноттендему (Notodden).


В и так уже симпатичной гостинице к нашему приезду готовились — красили стойку на «ресепшн», решили, видимо, сделать её ещё краше. Одинокий парень, совмещающий работу бармена с работой за стойкой ресепшн, отдал нам ключи от номера. Больше нас никто не встречал, и мы поднялись на веселеньком лифте (уж очень он был какой-то допотопный с кнопками на панели из позапрошлого века) в свой номер.
Гостиница внизу была оформлена стильно, а вот номера — простенькие, хотя и достаточно просторные. Расположившись, мы пошли осматривать достопримечательности городка, предварительно поставив машину с парковочным талончиком гостиницы под лобовым стеклом на общественную стоянку рядом с гостиницей.
Сразу же напротив гостиницы обнаружили первый памятник. Голый мальчик со стоящей рядом на голове пантерой. Притом у пантеры хвост был задран и торчали увесистые яйца. Что сие обозначало, мы не поняли. А надписи на английском языке нигде не нашли. Пройдя немного дальше, нашли пятиметровый памятник железному мужику с мотыгой на плече. Одна нога у мужика была кокетливо выставлена вперед. Очень даже удачно для туристов, желающих сфотографироваться на фоне этого памятника.
Только когда Ольга уселась на эту, казалось бы, незыблемую ногу, памятник закачался. Можно подумать ему наступили на любимую мозоль, и от боли он намеревался свалиться наземь. Мы закричали Ольге, чтобы она оставила мужика в покое, правда сфотографировать ее все же успели. Я уже не рискнула садиться на ногу памятника, а только облокотилась на него. Мужик закачался с новой силой и, решив, что я не хочу иметь дело с норвежской полицией, из-за надругательства над мужиком, в котором меня могли обвинить, если памятник свалится, я по быстрому от него отскочила.
Вторая Ольга фотографировалась с памятником, стоя от него на почтительном расстоянии.

Оставив железного мужика противостоять норвежским ветрам, мы пошли к реке, где, судя по указателю, был какой-то музей. Обежали весь берег, а музея так и не нашли. Стоял там какой-то домик у железнодорожной тупиковой ветки. Но был ли это музей, оставалось только догадываться, вывески мы не нашли. Зато нашли школу, здание бассейна и какой-то бар, где сидели, по-видимому, вчерашние школьники, искупавшиеся в бассейне.

Пошли обратно, по дороге осматривая местную архитектуру и спортивные сооружения, где бегали и прыгали местные молодые спортсмены.
Городок понравился, и местность вокруг живописная. Единственное, что приводило в недоумение, это достаточно большое количество кафе с надписью «кебаб». Вроде бы вокруг попадались только норвежцы. По-видимому, они любят кебабы так же рьяно, как и мы шаурму.
Пришли в свой номер для некурящих (из нас никто не курит, а курильщикам за номер надо доплачивать 600 SEK, штраф за курение в номере для некурящих – 1000 SEK) и повалились спать.

5 день.

Завтракали в симпатичном ресторанчике отеля, стены которого были украшены джазовыми музыкальными инструментами и фотографиями с автографами каких-то, по-видимому, знаменитых музыкантов. Как мы поняли, в Ноттендеме раз в год проходил джазовый фестиваль. В наш приезд, судя по отсутствию вокруг джазменов – его не было. Нас это не расстроило.

Шведский стол по сравнению с гостиницами Швеции стал более дорогим (появился козий сыр, колбаса то ли из лося, то ли кабана и т.г.). Но мы торопились ехать дальше и особенно не засиживались.

Выезжали из отеля в 10.30.Пока грузились в машину, мимо нас весело крутя педали, проехала норвежская чета из нашей гостиницы. Парочка была уже не первой молодости, но это не помешало мужику прицепить к своему велосипеду тележку со скарбом. Какие труженики, эти норвежцы. Ездить по горам с тяжелой тележкой сзади во время отпуска – странное удовольствие. Но, как говорится, каждому – свое.

Решили сначала поехать и посмотреть крупнейшую в Норвегии деревянную церковь Хеддал. А потом уже ехать на фьорды, И хоть церковь была не по дороге, но ехать до нее было всего 6 км от гостиницы, грех был не посмотреть на это чудо норвежского деревянного зодчества.
Поставив машину на бесплатную стоянку, пошли фотографировать достопримечательность, которая оказалась симпатичной церквушкой с действующим кладбищем и свежими могилками. Сначала-то мы не обратили на это внимание и вовсю веселились, фотографируясь на фоне церкви и местного музея. Но надписи на английском нам переводила Ольга и, все-таки, очередь дошла и до таблички, где было написано, что церковь, действующая и, окружающих просят соблюдать тишину. Судя по тому, что подобной надписи не было на русском языке – я решила, что русские группы сюда привозили еще полусонными и не проснувшимися, в результате чего наши туристы вели себя спокойно и тихо.

Притихшие, мы решили осмотреть церковь изнутри и уже собирались открыть ее дверь, как вдруг, из-за березы перед нами возник, нет, не Архангел Гавриил, а высокий блондинистый парнишечка с голубыми глазами в белой накрахмаленной рубашечке и в черном сюртучке. Было ему на вид лет 14-15.Он нам что-то сказал, чего наша переводчица сразу не поняла. Парнишка перевел свой ангельский взгляд на меня, и я решила помочь и парнишке и Ольге и спросила «Do your speak English?» Парнишка вздрогнул и захлопал ресничками, а Ольга сурово сказала: «Он и так говорит по-английски». После чего она попросила паренька, молчащего в немом изумлении от моего прекрасного знания английского, повторить свой монолог помедленнее. Парень повторил, и Ольга перевела, что если мы хотим посмотреть церковь изнутри, то, если мы зайдем, мы должны остаться в церкви до конца службы. А служба закончится где-то минут через 15. Удивленные такой постановкой вопроса, мы решили побродить эти 15 минут поблизости. Походив вокруг и сфотографировавшись еще по разу, мы вернулись к церкви и снова попытались войти. И снова парнишка нам помешал. Стыдливо улыбаясь, он сообщил нам, что сейчас служба еще идет, а закончится она только через 15 минут. Еще больше удивившись, мы поинтересовались у него, почему же 15 минут назад он нам сказал то же самое. «Служба закончится в 12.00» — сообщил он нам с серьезным и ответственным выражением лица. Я хотела посмотреть церковь изнутри и уговорила девочек подождать еще 15 минут.

Переставив машину, чтобы сфотографировать ее на фоне церкви, а заодно себя на фоне машины, мы еще минут 15 развлекались всеми, доступными нам способами. У церкви уже показалась норвежская чета знакомых велосипедистов, отъехавших от гостиницы почти вместе с нами. И мы снова подошли к церкви.
Служба еще шла. Рядом с церковью, уже не прячась за березой, стоял на страже парнишка. С ним рядом сидели туристы с подозрительными бумажками в руках. Мило улыбаясь, парниша нам сообщил, что сегодня идет крещение младенца и в церковь еще заходить нельзя. Ольги стали на меня поглядывать косо, но я уговорила их подождать еще немного. Теперь я уже точно не могла уехать, не посмотрев церквушку изнутри.
Через 10 минут после этого служба наконец-то закончилась, но оказалось, что без билетика вовнутрь не попасть. Мои девушки, заскрипев зубами, пошли к машине. Они отказались потратить со мной деньги на поход в чудо деревянной архитектуры. А я, не зная английского, из пантомимы, изображенной парнишкой, который мне уже давно перестал казаться ангелом, кое-как поняла, что купив билетик, получу возможность не только попасть в церковь, но и еще смогу там фотографировать и даже со вспышкой.

Билеты, как, оказалось, продавали в кафе напротив музея. Буфетчица спросила, как я поняла, мою национальность, и выдала мне билетик, где было напечатано что-то вроде; «Руссо туристо». Поискала на билетике, «облико морале» нигде написано не было. С этим документом я наконец-то прошла в церковь, где меня с распростертыми объятиями встретили мальчик, снявший рясу священник и тетенька, сразу же начавшая пылесосить передо мной коврик, постеленный по центральному проходу.
Внутри церковь не сказать, что чем-то особым поражала, но выглядела очень симпатично и я чувствовала себя здесь очень уютно. Запах дерева добавлял умиротворенности и, мне было совсем не жалко 60 SEK, потраченных на поддержание чистоты и красоты в этом чудесном храме.
Сфотографировав всю церковь вдоль и поперек, я присела на скамеечку, расслабилась, и время для меня перестало существовать.
Как долго я находилась в церкви, не знаю, но когда я все же с неохотой покинула её и подошла к машине, то увидела, что внутри нашей машины уже «кипел чайник». Мне было сурово сказано, что теперь, из-за меня, т.к. мы не предупредили о позднем заезде, не жить нам в ранее забронированном отеле, а ночевать нам в нашей машине под кустом.
Пилили меня еще какое-то время, но теплые воспоминания о посещении церкви помогали мне не воспринимать упреки серьезно. И вот еще что удивительно, девочки мне несколько раз звонили на сотовый, когда я была в церкви, но мой сотовый, ни разу не зазвонил и пропущенных звонков мне не показывал. Кому они пытались дозвониться, осталось для меня загадкой.

Мы надеялись, что возвращаясь по прежней дороге обратно, увидим водопад, который попался нам вчера на глаза. Очень красивый, И я готова была остановиться хоть на проезжей части, чтобы его сфотографировать. Но наш навигатор, по прозвищу Сусанна, завернул нас на дорогу № 40 раньше, чем мы до него добрались.
Дорога – загляденье. Утомляло только то, что нельзя нарушать скоростной режим. Но в неторопливом движении я начала находить свои плюсы, т.к. места вокруг были очень красивые, было на что отвлечься.
С утра было тепло, становилось жарко. Мы экономили бензин и не включали кондиционер. Окна и люк не открывали, боясь простудить сидящую на заднем сидении Ольгу. Я насколько это было возможно, сидя за рулем, сняла уже все, что было можно, и подумывала, не снять ли с себя еще то, что нельзя. Но это было бы чересчур экстремальное зрелище для местных жителей. И я терпела. Хотя мне уже начинало чудиться, что я за рулем своего Москвича 412, еду в 35 градусную жару на дачу. Это было уже слишком, и мы решили, бог с ней, с экономией, и включили кондиционер.
Отвлекаясь в очередной раз на природу, я не заметила, была ли отмена действия знака «ограничение скорости». Если учесть, что «Сусанна» периодически врала нам про скоростной режим, разрешенный на трассе, и положиться на нее было нельзя, нам пришлось тащиться со скоростью 50 км/ч. И, несмотря на то, что навигатор показывал ограничение 70 км/ч, я не рискнула разгоняться. Тем более, что за мной следило 2 пары глаз. Обе Ольги наперебой сообщали мне; «Скорость превышена, снижай». Такое психологическое давление редко кто выдержит. Я же была сама покладистость и долготерпение. У меня просто ангельское терпение. Хоть иногда я ангельски невинным голосом и пыталась защититься, сообщая им, что у них «глюки», а едем мы – тише некуда. А за нами, «кусая руль», ехал какой-то нервный норвежец. По дороге постоянно попадаются небольшие карманы-съезды, как мы решили, для сломанных машин. Туда я и юркнула, чтобы пропустить норвежца, а то у него от «кипения» уже крыша машины поднималась. Так нет, чтобы сказать нам спасибо, его пассажир показал нам неприличный жест в виде поднятого вверх пальца (я не смотрела на них, поэтому не видела этого жуткого зрелища). Вот она, норвежская скромность.

Несколько раз я порывалась остановить машину на обзорных площадках, чтобы пофотографировать прелестные пейзажи, которые мы проезжали. Но мне сразу напоминали, что из-за моего пристрастия к деревянной архитектуре мы опаздываем в гостиницу. А когда, я пристраивалась за норвегами и, естественно, превышала скорость, мне напоминали, что я закрываю своим преступным превышением скорости дорогу в Евросоюз своей подруге на машине на ближайшие пять лет.

В общем, я старалась ехать, соблюдая скоростной режим под названием «чем тише – тем лучше». Зато я приспособилась в живописных местах ехать очень медленно, чтобы две Ольги смогли сфотографировать красивые окрестности. Представляю, каково было редким норвежским водителям видеть, как впереди идущая машина притормаживала до 15 км/ч, боковые стекла опускались, из них высовывались пассажирки с фотоаппаратами, и начинался фотообстрел окрестностей. Наверное, они со страхом ожидали, когда и водительница бросит руль и начнет съемки.


И всё же нам было очень весело. Правда, когда начались затяжные подъемы и спуски, веселья в машине поубавилось. Из-за относительно быстрых спусках на серпантинах, Ольгам стало неуютно и они стали жаловаться, что их подташнивает. Но спусков становилось все меньше, а подъемов все больше – мы поднимались все выше. Уже окружающие деревья стали карликовыми, на камнях вокруг виднелся мох, правда, горных орлов поблизости не наблюдалось. Компьютер показывал, что за бортом +120С.

Увидев очередное живописное место, я все же остановилась. Видимо, девчат немного укачало, т.к. возражать никто не стал, все были рады размяться. Так мы дальше и ехали, то притормаживая, то останавливаясь для съемок. Не везде на остановках, где мы останавливались, были чудесные виды, иногда встречались просто симпатичные пейзажи, но попадались и просто фантастические красоты.

Проехали горнолыжный курорт Gello (Гейлу). Там нам навстречу брели по обочине негритянка с ребенком. Холод их, по-видимому, не брал, закоченевшими они не выглядели. Негры в Норвегии везде – подумалось мне – и везде они размножаются.

Двигаясь от Gello в сторону Fiorda – стали подниматься ещё выше. Вокруг был снег, за окном + 30С. Деревья, даже карликовые, куда-то пропали. То ли были похоронены под двухметровыми сугробами, то ли они на этой высоте не росли вовсе. Вокруг только снег и голые скалы. Но дорога была чистая.

Вскоре мы заехали в какую-то тучу. Видимость упала очень резко, видны были только габаритки впереди идущей машины и кусочек асфальта под колесами нашей машины. Вокруг марево то ли из мелкого дождя, то ли мелкого снега, не разобрать. Чувства сказочные. Мы себя чувствовали русскими ежиками в норвежском тумане. Правда, ехали в этом мареве мы не очень долго, дорога пошла под уклон. Постепенно видимость стала улучшаться, вокруг дороги появились редкие деревца. А вскоре по краям дороги кое-где можно было увидеть и зеленую травку. Проехали несколько спиралевидных тоннелей, включили музыку – в машине стало опять весело. И «Сусанна» почти не глючила после тоннелей.

В гостиницу приехали, кажется, около 18.00. На ресепшн сотрудница гостиницы разговаривала по телефону и, когда мы вошли, сразу спросила мою подругу; «Вы такая-то?». Угадала, фамилию Ольги она назвала правильно. Видимо, она как раз звонила из-за того, что зарезервировавшие номера клиенты не приехали. После этого мы решили оповестить по электронной почте все отели, где мы бронировали номера, о своем позднем прибытии.
Из-за того, что на ночь Ольга снова нам читала жалобные послания, оштрафованных норвежскими гаишниками наших сограждан, размещенные в интернете, мы легли спать в начале первого по норвежскому времени, но кошмары никому не снились.

Продолжение следует…

Комментарии (25)

RSS свернуть / развернуть
+
4
+ -
avatar

Vadilen

  • 20 марта 2013, 19:36
А фото то где??? Такой отчет и ни одного фото…
+
0
+ -
avatar

любительница

  • 28 марта 2013, 18:39
Не было времени разобраться, капк вставлять фото. А фотографии, которые были в тексте, сайт выкинул.
+
3
+ -
avatar

Робинзон

  • 20 марта 2013, 20:23
Иногда одна фотография может заменить несколько абзацев!
+
2
+ -
avatar

puzzle

  • 20 марта 2013, 22:05
Увы, но читать про Норвегию без фоток бессмысленно.
+
3
+ -
avatar

tzirulnicov

  • 20 марта 2013, 23:43
Вы вполне смогли бы свою книгу написать, о поездке, предварительно снабдив её фотографиями. :)

Спасибо за столь подробный отчёт, очень интересно написано. Я бы так не смог — столь детально и живо всё расписать…
+
0
+ -
avatar

любительница

  • 28 марта 2013, 18:39
Спасибо
+
2
+ -
avatar

monteKlever

  • 21 марта 2013, 10:42
Жесть) наверно очень интересно, но не стал читать без картинок (
+
0
+ -
avatar

любительница

  • 28 марта 2013, 18:40
Попозже попытаюсь их повесить.
+
2
+ -
avatar

sedoi147

  • 21 марта 2013, 13:43
Чрезвычайно интересно и информативно! Спасибо большое, очень многое из Вашего отчета мне несомненно пригодится в предполагаемой поездке в Норвегию. С уважением, Дмитрий.
+
3
+ -
avatar

OlgaNN

  • 21 марта 2013, 20:13
написано интересно, с большим юмором, но фото безусловно бы очень украсили этот отчет
+
2
+ -
avatar

MVS

  • 21 марта 2013, 20:32
С почином! Отчет первый, но явно не комом. Думаю фотками разбавите отчет, он тогда будет идеальным.
+
1
+ -
avatar

milfhunter

  • 22 марта 2013, 10:44
скандинавы будут еще долго с подозрением относиться к икс-трейлам на русских номерах
+
1
+ -
avatar

Bekon3333

  • 22 марта 2013, 12:36
Отличный отчет! Про фотки — да, не помешало бы!
Мы с женой тоже сравнительно недавно по Скандинавии на авто колесили. Навигатор свой с собой захватили (Гармин 3490 у нас), точки маршрута заранее перед поездкой забили, карты свежие купили — и вперед! И не заблудились, и кучу всего интересного удалось посмотреть.
+
1
+ -
avatar

bumm33

  • 24 марта 2013, 17:20
фото из скандинавских бань в студию!
+
0
+ -
avatar

Zheka

  • 25 марта 2013, 11:05
Ваша арбаская королевна в трюме парома — это скандинавская кале… то бишь цыганка! Все их женщины в таких юбках рассекают!
Музей Vasa действительно интересен… за титьки деревянные я там не держался, но к даме из дерева приставал:)
+
0
+ -
avatar

любительница

  • 28 марта 2013, 18:41
У вас все еще впереди, дерзайте.
+
0
+ -
avatar

Zheka

  • 29 марта 2013, 10:17
ага, и у нее тоже
s017.radikal.ru/i444/1303/2b/a9d0824ec0b5.jpg
+
-1
+ -
avatar

gundos

  • 25 марта 2013, 11:29
многабукф, добавятся фото обязательно прочитаю
+
0
+ -
avatar

любительница

  • 28 марта 2013, 18:42
Постараюсь, но попозжее.
+
1
+ -
avatar

шкипер

  • 29 марта 2013, 11:30
Великолепно!!! Давно я так не смеялся! Спасибо большущее за отличный рассказ.
+
0
+ -
avatar

ghj222

  • 29 марта 2013, 14:26
Даже без фото читать было очень интересно. Про скоростной режим у нас такая же история, водитель едет-штурман следит за знаками.Куда-то еще планируете такой компанией?
+
0
+ -
avatar

dedyshka

  • 16 апреля 2013, 11:48
да… с лексикой у вас проблемы… спасибо, что хоть без мата.
+
0
+ -
avatar

anton9999

  • 18 апреля 2013, 23:20
интересный отчет, читал на одном дыхании.
хотелось бы и фото посмотреть…
+
0
+ -
avatar

merenga25

  • 24 апреля 2013, 17:04
Да, судя по комментариям, всем не хватило фотографий. Многие даже поленились прочитать без фотографий. А зря! Отличный, позитивный и интересный отчет. С чувством юмора у Вас проблем нет. Получила массу положительных эмоций с высокой амплитудой смеха!
+
0
+ -
avatar

bkozyrev

  • 3 мая 2013, 23:27
Молодцы! Хорошее путешествие и замечательный позитивный отчет.

Внимание!

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии непосредственно на сайте. Советуем Вам зарегистрироваться (это займёт 1 минуту) и получить тем самым множество привилегий на сайте!

Можно также оставить комментарий через форму "ВКонтакте" ниже, но при этом автор публикации не получит уведомление о новом комментарии.