Путешествие по Паимру и Тянь-Шаню 2009, часть 3 / Отчёты об автопутешествиях / Автотуристу.РУ - автопутешествия и автотуризм: отчёты, трассы и дороги, в Европу на машине, прокладка маршрута!


Авторизация

Зарегистрироваться

Войти или Зарегистрироваться        Мобильная версия

Путешествие по Паимру и Тянь-Шаню 2009, часть 3

Часть 1.
Часть 2.

Часть 3
30.07.09. Пасмурным утром, взяв с собой в качестве проводников молодых таджиков Фарида и Вахида, начинаем подъём к ледникам. Всю ночь шел дождь, да и сейчас низкие косматые облака, цепляясь за горные склоны изредка посыпают ущелье мелкими колючими каплями.

Фото 54. Вперед к ледникам.
Вначале колея петляет по каменному, речному ложу, свободному от воды. Вернее колеи как таковой нет, есть слегка видимые отметины — камни сложенные друг на друга. От камушка к камушку, так и ползем потихоньку, пока поднявшись по небольшому склону, поросшему бурой травой не подъезжаем к смытому когда-то мосту через бурлящую речку. Проводники показывают направление, где, по их мнению, можно переехать этот левый приток Ванча. Всей командой в течении получаса чистим речное русло от крупных камней и, в итоге, удачно перебираемся на другой берег. Через несколько километров останавливаемся на высоком левом берегу бурлящего мутной водой Ванча перед подозрительно неказистым мостом. Слева темной, грязной массой обрывается ледник Российского Географического Общества, с вытекающими из самого его нутра мутными водопадами серо-белесой воды, собирающейся в потоки, которые вливаются в Ванч.

Фото 55. Серая масса — окончание ледника РГО.
Местные ребята говорят, что мостом пользоваться нельзя, что он старый и что поддерживающие тросы не выдержат нагрузки. Но мы, внимательно осмотрев его, забиваем нещадно торчащие в деревянном покрытии гвозди и переезжаем реку по пока ещё достаточно крепкому сооружению.

Фото 56. Сомнительный мост.
Почти сразу за мостом начинается каменная осыпь, которая постепенно переходит в морену. Путь, то и дело, преграждают валуны, иногда размером с добрую избу. Приходится объезжать их «впритирочку», облизывая боками машин. Так называемая, дорога вела когда-то к базе геологов под названием Хрустальная. Геологи бороздили каменные волны на шишигах и Уралах. Теперь после почти тридцатилетнего их отсутствия, мы на джипах с трудом крутимся между каменными глыбами.

Фото 57 В каменных джунглях.
И все таки выполняем намеченную на сегодня задачу — максимально подняться по ущелью Ванча! К обеду добраемся до бывшей базы на высоте 2846 м.

Фото 58. Всё, что осталось от базы Хрустальная.
Дождь усилился, никого не прельщала перспектива пешком прыгать по мокрым камням пару-тройку километров до ледника Медвежий и мы начинаем спуск по уже знакомому нам пути. В трех километрах от кишлака обнаруживаем ровную уютную травянистую полянку среди кустов, где и становимся лагерем. Незаметно ветром растащило серые тучи и выглянуло солнце, освещая великолепные панорамы пятитысячников Дарвазского хребта, в котором находятся богатые золотом месторождения. День был тяжелый, уснули рано. За день преодолели всего лишь 48 км, но ведь каких!

Фото 59. Вершины Дарвазского хребта.
31.07.09. Всю ночь убаюкивая шелестел дождь, а с утра развеялось, светит солнце и мы спускаемся по Ванчскому ущелью вниз, к Пянджу и Памирскому тракту.

Фото 60. Вниз вдоль реки Ванч.
Постепенно становясь выше хребты над Пянджем расступаются, долина реки расширяется. Недалеко от кишлака Рушан мутный горный поток разливается почти озером. Впрочем, местами Пяндж течет в узких горных каньонах.

Фото 61. Пяндж течет по тесному ущелью.
Там, где приток Бартанг вливается в Пяндж, на очередном КПП очередной раз проверяют наши документы. Вверх по Бартангу уходит дорога в сторону Усойского завала, в результате которого около ста лет назад из-за обвалившихся скал образовалось Сарезское озеро – объект изучения ЮНЕСКО. В наших разрешительных документах отдельной строкой прописано: «Кроме озера Сарез». Не знаю, за что такая нелюбовь к нам таджикских чиновников, но без бумаг мы решили не тратить время на подъём вверх по Бартангу, до Усойского завала, куда нас, скорее всего, все равно не пустят и тормознут на ближайшем шлагбауме. Вдоль противоположного, афганского берега все время тянется тропинка и даже в местах, где скалы отвесной стеной высятся над водой, из хвороста и камня проложены умопомрачительные дорожки. Смотреть страшено, а ведь местное население по ним ходит, да ещё и с грузом на плечах.

Фото 62. Афганские овринги — рукотворные тропинки.
Продолжаем свой путь вдоль Пянджа. За тридцать километров до Хорога подбираем американского журналиста Эндрю, который изучает Памир, а нанятый им таджикский УАЗ безнадежно и, видимо, надолго заглох. Высокогорная Средняя Азия необычайно популярна среди западных туристов. За три недели нашего там пребывания мы встречали финнов, немцев, австрийцев, швейцарцев, поляков, американцев и человек сорок испанцев на велосипедах. Чаще всего штурмуют высоты именно велосипедисты. Россияне, почему-то, попадались только автостопщики.

Фото 63. Эхо бывшей войны.

Фото 64. Футбольное поле.
К Хорогу, столице Горно-Бадахшанской автономной области, подъезжаем к 18-ти часам. Городок утопает в зелени, но мы там задерживаться не стали. Сдали Эндрю в руки встречающей стороны, на базаре пополнили запасы лепешек, в банке пополнили запасы местной валюты и выехали из города по Памирскому тракту, вверх по реке Гунт, ещё одному крупному притоку Пянджа, на время покинув таджико-афганскую границу.

Фото 65. Приобретаем таджикские лепешки.

Фото 66. Выезд из Хорога.
От Хорога, собственно говоря, начинается Восточный Памир. Кишлаки в ущелье Гунта расположены подряд, один за другим – лагерь ставить негде. В конце концов, устраиваемся ночевать во дворе у главы администрации Новобадского района, на берегу чистой горной реки, прорезавшей себе русло в крутых каменных боках Рушанского хребта. Проехали ещё 250 км.

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ

Все публикации автора на этом сайте:

Путешествие по Памиру и Тянь-Шаню 2009 года.

По Восточной Турции, гостеприимной Грузии и дождливой Армении. ( 2011 год)

Погружение в Гоби или караван дядюшки Бобо. ( 2012 год)

Комментарии (4)

RSS свернуть / развернуть
+
0
+ -
avatar

Columbo

  • 6 февраля 2011, 20:43
Если бы через мост не получилось, как далеко до объезда или ближайшего брода?
+
0
+ -
avatar

Oлeg

  • 7 февраля 2011, 12:01
Объехать было негде, брод в этом месте был невозможен, ниже не искали, так как решились ехать по мосту. Там на фото не очень четко видно, мы моста боялись не из-за старого и рассыпанного перекрытия, а из-за разваленных бетонных опор. Насколько помню, ниже перебродить можно было попробовать, но, думаю, были бы проблемы на противоположном берегу — крупные моренные камни.
+
0
+ -
avatar

Columbo

  • 13 февраля 2011, 21:29
Ждем продолжения… Очень!
+
0
+ -
avatar

sergeychaik

  • 15 апреля 2014, 12:56
Добрый день, меня интересует вопрос, как можно добраться из Хорога в Ташкент, через Ош желательно дешево ехать планируем втроеем, но хочется комбинированый маршрут пеше-транспортный, так как на тракте очень много интересных и красивых мест. Заранее Вам благодарен! Ответ можно написать на sergey.chaik@yandex.ua

Внимание!

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии непосредственно на сайте. Советуем Вам зарегистрироваться (это займёт 1 минуту) и получить тем самым множество привилегий на сайте!

Можно также оставить комментарий через форму "ВКонтакте" ниже, но при этом автор публикации не получит уведомление о новом комментарии.