СТЕПИ и ГОРЫ. Часть2 У подножья сахарных гор / Отчёты об автопутешествиях / Автотуристу.РУ - автопутешествия и автотуризм: отчёты, трассы и дороги, в Европу на машине, прокладка маршрута!

СТЕПИ и ГОРЫ. Часть2 У подножья сахарных гор

К предыдущей части, про лошадок и степь

И вот, позади Минеральные воды и Кисловодск, позади остался и Ставропольский край, сразу же изменился и мир вокруг. Природа прежняя, но сотни деталей: в названиях, шрифтах, одежде, постройках, создают образ мусульманской страны, казалось бы, просто табличка о том, что вы переехали из одного региона в другой, но визуальная разница колоссальная, не лучше или хуже, а иначе.
Мы выбрали маршрут средней сложности, через Медовые Водопады, которые, по описанию путешественников, стоит посетить.

Что вам рассказать про них… дело не в них, а в нас. Мы чрезвычайно избалованы дикими, безлюдными красотами, труднодоступными и полностью природными. Медовые водопады, конечно, красивые, и даже очень, но я совсем не люблю, когда яркий природный объект «окультуривают» лесенками, мостиками и рекламными штендерами. Сделать это аккуратно, гармонично и со вкусом удаётся не каждому, тут получилось так себе… Да и теплый выходной день – очень много людей.

Водопады очень милые и на самом деле впечатляющие, но народуууууу....

Покидаем это место, спускаемся дальше и налево в очень живописную балку и едем по ней, постепенно поднимаясь всё выше и выше. На крутых склонах гор пасутся коровы, это было странное зрелище, коровы, с грацией коз карабкаются по крутым стенкам, еще более странно было наблюдать за пасущимися таким же образом лошадьми. Выглядит это очень сюрреалистично.

Не ругайте меня за обилие черепов, но они правда очень эстетично смотрятся в ландшафте

Девушка и скала, она очень завораживающе курила глядя в вечность

Як — он словно из мультфильмов Миядзаки, словно нарисованный, очень красивое животное

Из балки выходим на альпийское плато полное луговых цветов, всё это пахнет и пестрит красками, натужно жужжат шмели.

Самые цветочки, запахи… а вот ягодки еще впереди

Последний интернет

Вот впереди показалась гора Алебастровая, я знаю, что это самый сложный участок дороги, и нужно пробиться через снег и грязь наверху, но вдруг с вершины предстоящего Алебастровой холма мы отчетливо видим легендарную «сахарную грудь» — Эльбрус.

Вот именно такими невзрачными холмиками мы увидели Эльбрус впервые, полные штаны счастья!!!

Восторг настолько переполняет нас, что мы в один присест взлетаем на Алебастровую, переваливаемся через снежник, проскакиваем грязь и видим нашу цель гору-плато Большой Бермамыт.

На Алебастровую взлетели с таким воодушевлением, что только наверху поняли, что это было сложно. Бермамыт, нам налево, на вершину

Двадцать минут спустя в лучах спешно заходящего южного солнца, стоя между сугробами на высоте 2600 метров, во все глаза смотрели на невероятный, непостижимый разуму Кавказский Хребет и его звезду – Эльбрус во всей красе. Цель – увидеть Эльбрус на рассвете, с горы Большой Бермамыт, Будильники поставлены, ночь, горы, звезды, палатка, сугробы.

На плато под легкий перестук зубов

Закатный хребет
Сны снились тяжелые, тягучие, сказывается разряженный воздух, обещанные +3 ночью не сбылись, ударил такой мороз, что выскочившая в 5 утра снимать рассветный Эльбрус Аннике едва не растянулась на промерзшей насквозь луже.

Кавказский хребет на рассвете, даже если откинуть всё остальное, одно это стоило того, чтобы сюда ехать

Никакие фотографии не передадут всю прозрачность воздуха, ощущение мороза, солнца и невообразимую красоту происходящего там и тогда. И нет никаких слов, способных описать эти чувства, как не описать, почему на 2600 с непривычки ты не можешь бегом подняться в небольшую горку, потому что воздух уже в дефиците.

Так выглядт счастье

Внезапно выяснилось, что у нас есть соседи. Вчера в потёмках, когда ставили лагерь у триангуляционной вышки, мы видели уступ, и приняли его за край горы, а когда грели ночью чай, то слышали голоса, но решили, что люди стоят у подножья, однако сейчас выяснилось, что это не край, а лишь ступенька, а ниже стоит лагерь.

Посиделки с видом

Внезапные находки… кафешка

Выяснилось, что мы вполне общительные, когда рядом люди с похожими интересами и устремлениями. Тут же обнаружилось мини-кафе, врезанное в скалу, обычно я против таких явлений, но здесь это было настолько грамотно и гармонично сделано, что его и найти на общем фоне не так уж и просто, а Виктор, встретивший нас, разделивший с нами завтрак и напоивший горячим чаем, оказался очень гостеприимным хозяином и наотрез отказался брать деньги за чай. Зато дал нам вдоволь нагуляться со своим псом Кучиком. Вообще, Виктор назвал его Хорватской горной овчаркой, но гугл говорит, что это не так, важно другое – умнее и понятливее я никогда в жизни собаки не встречал, единственная вредная привычка Кучика – он с наслаждением мусолит камни. А вообще — красавец.

Кучик за любимым занятием

Мне и самому эта картинка кажется нереальной

Там же, на Бермамыте судьба нас свела с замечательной семьёй из Калининграда, с которой мы на протяжении всего маршрута поддерживали связь, и, надеюсь, продолжим поддерживать ее и дальше.

Собирая оттаявший лагерь
Вечером этого дня, накупив Карачаевских сувениров и наевшись шашлыка, мы приехали в Кисловодск и сняли там квартиру. Волею судеб арендодателем оказался Михаил, состоящий в местном оффроуд клубе и занимающийся туристическими экскурсиями по труднодоступным местам. Огромная благодарность ему за тщательнейшее разъяснение всех ключевых точек нашего следующего дня.

Спуск и виды

Джилы-Су — долина нарзанов у самого Эльбруса, недели через три растает снег, эту великолепную горную дорогу расчистят от последствий весенних камнепадов и сюда проедут сотни и тысячи легковушек, но сейчас мы отчетливо понимали, что лезем в полную авантюру ради приключений:
— За неделю до нашего выезда Володя Сад присылает сообщение: «Не пробились на Джилы-Су, снег выше человеческого роста».
— За день на Бермамыте местный, возит туристов по горам: «Три дня назад пробивался подготовленный Камаз, застрял, вытаскивали, оставили там бампер стальной».
— Тот же день после обеда: «Подготовленный Паджеро Спорт на цепях и лебедке прорвался, по колее на лебедке прорветесь».
— Утром в Кисловодске Миша: «едет большая группа, внедорожники с лебедками, большая вероятность прорваться за ними».
Новости распространялись как у бабулек на скамейке во дворе — быстрее скорости света, но было ясно, прорываться будем, иначе, зачем всё это затевать?
Но, даже если бы мы и не достигли цели, этот горный серпантин одна из самых красивых дорог на Кавказе, по мнению местных, и едва ли не самая красивая дорога, по которой мне доводилось ездить.

Карачаевская порода, они не так цветасты как калмыцкие, но очень изящны

Спуски и подъемы, горные плато, балки, ущелья, зубчаки, а с панорамных обзорных точек открывается невероятный вид на весь Кавказский хребет, даже ближе и объемнее чем с Бермамыта (там своя прелесть в высоте, а тут в объеме).

Этот серпантин, это несравнимо, просто Вау!

Спустились к Долине Нарзанов (не Джилы-Су, многие путаются) на реке Хасаут, тут остатки очень красивого санатория, почившего вместе со страной, и поляна, на которой бьют самые разные нарзаны. На вкус, цвет и любителя.

Нарзаны выглядят так

Или так

Иногда так

А самые полезные вот так
Вдоволь попив целебных вод и подкрепившись тут же рядом свежим шашлыком, благо Миша предупредил, что дальше никакой цивилизации нет, мы поехали всё выше и выше, минули отметку 2200, которую уже легко стали определять по сугробам и невозможности ехать на высоких передачах – мотору мало воздуха, и добрались до первых переметов, тут у нас стоят озадаченные легковушки и микроавтобусы, а нам пока дальше. А вот оставленный 120 прадо перед переметом, это уже не самая хорошая новость.

Где наша не пропадала? Тут еще не пропадала...

Переодеваюсь в зимнее и иду пешком. Снежная колея с одним сложным горбом, иду к машине, «Чапаю думать надо» (с): травить колёса, получив хорошее пятно контакта, но потерять пару сантиметров просвета, или идти ходом, рассчитывая, что просвета хватит, и зацеп не понадобится, или взять лопату и срыть за 10 минут этот сложный горб и не париться.
Сегодня я бы выбрал лопату, тогда пошел ходом, Патрикеевна шла очень бодро, и вот он самый сложный, самый последний горб — передний мост заскочил и повис, я успел даже сдать назад, и сегодня я бы вышел и срыл бы это несчастный метр снега, но в тот момент ощущение, что прорвемся взяло верх, и я снова нажал на педаль акселератора. Вот теперь на мост приземлились хорошо, Патрикеевна застыла, жалко вращая всеми колесами в воздухе.
Пока я откручивал номер и открывал капот, чтобы подключить лебедку, спереди показался другой Патриот, ребята из Москвы предложили отставить суету с лебедкой, а зацепить динамкой и сдернуть. После нескольких неудачных попыток я всё же произвел некоторые манипуляции с лопатой, откопал передний и задний мосты, и нас освободили из снежного плена. Уже позже, вечером, обратный путь на спущенных до 1 атмосферы колесах мы проделали легко и непринужденно.

Мой дедушка говорил — Опасность изоощеряет находчивость, необходимость ум родит.
Здесь про лень и опыт.

Это была притча про лень, и про то, как достаётся опыт.
Вот именно про опыт я чуть-чуть и отвлекусь. Бездорожье Кавказа в мае далось нам легко, хотя и на пути к Бермамыту, и на Джилы –Су, и позже, нам попадались довольно сложные препятствия, которые шесть лет назад заставляли бы меня покрываться испариной, выверять каждый сантиметр и переживать, что мы не проедем. Но Крым, Кольский, Урал, подмосковные покатушки, многократное вытаскивание Евы, лежание на боку, скачки по козьим тропам и ныряния в грязевые лужи, создали некоторый запас знаний, о том, как надо ехать по той или иной пересеченной местности. Конечно же, я не стал асом жыпинга, и я застряну, совершив очередную глупую ошибку, и не раз, но это путешествие было для меня в десятки раз легче первых неуверенных попыток съехать с асфальта.

А главное, ловить всегда кайф от происходящего

Спуск в долину Джилы-Су был примечателен нагромождениями валунов от прошедших камнепадов, если до этого момента упавшие глыбы были просто пугающим предостережением, то сейчас они превратились в препятствия, между которыми следовало крайне аккуратно лавировать.

Страшные каменюки на фото выглядят совсем не впечатляюще, поэтому вот вам еще серпантинчик

По Джилы-Су можно и нужно гулять долго, разглядывая водопады и попивая разнообразные Нарзаны, вот для кишечника, для желудка… а вот на камне надпись «почки» и стрелочка, попили и для почек. Залезть в бассейн с тёплым источником духу не хватило, поскольку не такой уж он и тёплый, всё же не Камчатка, но ноги помочили.

Сюда надо приезжать отдельно и закладывать целый день на прогулку, а лучше два

И этим всё сказано!

Наверху в это время

Когда спускались с перевала, видели грунтовую отворотку справа и водопад, стало интересно, выходя из долины, встретили подготовленный Амарок, подкинул им идею сгонять, а они почему-то сказали, что по незнакомым грунтовкам ездить боятся. У меня в голове, конечно, произошел некий сбой – как незнакомая грунтовка станет знакомой, если с ней не знакомиться? Но каждому своё. Зато познакомились с архангельским юношей, с которым разделили нашу скромную трапезу, он приехал восходить на Эльбрус, отсюда, с Джилы –Су, не простой маршрут, удачи и всех благ!

Незнакомая грунтовка
Повернули на «незнакомую» грунтовку, и прогулялись до удивительной красоты водопада, бьющего из «уха» (отверстия в скале), а вот снять его удачно не получилось, без снаряжения на желаемую точку съемки не пробраться.

Водопад из «уха»

Хотел написать «на обратном пути», но понял, что это некорректно, ведь мы, возвращаясь, по сути, двигались дальше, за Хасаутом нам следовало бы повернуть направо на плато и через ущелье идти по кабардинским горам к водопаду «Семьдесят струй», он же Гедмышх, а еще где-то заночевать. Так что, вот на таком обратном-необратном пути, в то самое время, когда дорога каждая минутка светлого времени, встретили загрустивший местный Уаз «бобик». Не останавливаться нельзя, мы точно знаем, что до завтра по этой дороге никто не проедет.
— Нам бы ключ на 12, ремень генератора слетел……
Аккуратно вытаскиваю половину машины на асфальт…
— тоже слетает, эх… головку бы
Вытаскиваю вторую половину багажника на асфальт. Есть у меня и головка. Ключи на дне багажника в одном ящике, трещетки и головки, тоже на дне в другом ящике. Опять наука мне)))

всегда ранен, но не убит

Через 10 минут Уазик, бодро пуская синеватый дымок, мчался по горной дороге.
Неслучайность случайных встреч, закон круговорота взаимопомощи и добра давно уже подмечен нами, именно архангельский альпинист, с которым мы делили трапезу на Джилы-Су подсказал, что ночевали лагерем они на Хасауте, на территории санатория у Долины Нарзанов. Приехали, поручкался с местным хранителем, можно ли у вас заночевать в палатке?
— Конечно можно, хотите у речки внизу, хотите у санатория

Вообще отношения с местными жителями, которыми так пугали в Москве, у нас складывались очень тёплые и доброжелательные и в Карачаево-Черкесии, и в Кабардино–Балкарии не было колких взглядов, обидных слов, обмана. Наоборот, пожелания добра, улыбки, задушевные беседы, обмен восторгами.

Лагерь на Хасауте

К продолжению: туда, где выше и холоднее