Здесь стены расписаны вязью санскрита… / Блог принадлежит: fdiogen / Автотуристу.РУ - автопутешествия и автотуризм: отчёты, трассы и дороги, в Европу на машине, прокладка маршрута!


Авторизация

Зарегистрироваться

Войти или Зарегистрироваться        Мобильная версия

Здесь стены расписаны вязью санскрита…

(Индия глазами казахстанца)




ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. Странный мир Хампи.

1. «Город обезьян».

Бывают же страны,
Где мысли светлей и легче…
Тут каждый миг в себе таит завет тысячелетий,
И каждый вздох о вечности поет!

«Маугли никогда ещё не видывал индусских городов и, хотя перед ним громоздились развалины, Холодные Логовища показались ему изумительными… Когда-то, очень давно, король построил город на холме. Можно было видеть остатки каменных дорог, которые вели к разрушенным воротам, где последние обломки дощатых створок ещё висели на изношенных, заржавленных петлях. В стены корнями вросли деревья; укрепления расшатались и обвалились; из окон стенных башен косматыми прядями свешивались густые лианы.
Холм увенчивал большой, лишённый крыши дворец; мрамор, выстилавший его дворы и фонтаны треснул, покрылся красными и зелёными пятнами; даже гранитные плиты, устилавшие тот двор, где прежде жили королевские слоны, раздвинулись и приподнялись, благодаря пробившейся между ними траве и там и сям выросшим молодым деревьям. Из дворца можно было видеть ряды домов без крыш, которые придавали городу вид опустошённых сотов, полных чёрных теней; бесформенную каменную глыбу – остатки идола, на той площади, где пересекались четыре дороги; углубления и ямы на углах улиц, там, где прежде помещались общественные колодцы и разрушившиеся купола храмов с дикими фиговыми деревьями, зеленеющими по их краям. Обезьяны называли это место своим городом и выказывали притворное презрение к населению джунглей за то, что оно жило в лесу».
По этому описанию Киплинга мы можем в какой-то мере судить о том, каким увидели Хампи английские колонизаторы. Считается, что именно эту местность «отец» Маугли изобразил в своей сказке как «город обезьян».
Вообще-то Хампи, по сути, просто деревня на севере индийского штата Карнатака, расположенная посреди руин Виджаянагара — бывшей столицы Виджаянагарской империи. Однако в Хампи находятся множество впечатляющих памятников, некогда являвшихся частью загадочного древнего города.
Индийская цивилизация сама по себе — одна из наиболее самобытных цивилизаций Востока. Уже в представлениях древних греков Индия была сказочной волшебной страной. Безусловно, её вклад в общую культуру человечества огромен. А наиболее яркими образцами выдающихся достижений индийцев считаются как раз памятники архитектуры и изобразительного искусства. До наших дней сохранилось множество удивительных каменных сооружений, которыми на протяжении веков люди не перестают восхищаться.
Так как деревня Хампи расположена в самом центре руин Виджаянагара, её часто отождествляют с самим разрушенным городом. Но деревня на самом деле появилась задолго до основания столицы империи и сегодня продолжает оставаться важным индуистским религиозным центром — благодаря действующему поныне храму Вирупакши.
Хампи ассоциируется с исторической областью Кишкиндха, царством ванаров (обезьяноподобных гуманоидов), которое упоминается в древнеиндийском эпосе «Рамаяна». В период с 1336 по 1565 год на месте Хампи располагалась столица Виджаянагарской империи, но в 1565 году, после падения империи, город был разрушен и разграблен исламскими султанами.





Место для столицы выбрали из-за удачного стратегического расположения: с одной стороны местность омывается рекой Тунгабхадрой, а с трёх других сторон её окружают холмы. Природный ландшафт Хампи совершенно «космический»: невероятных размеров растрескавшиеся камни словно насыпаны друг на друга нарочно. Кажется, что какой-то гигант пытался построить НЕЧТО из большущих скал-булыжников, но потом ему надоело и он разбросал свои булыжники. Местные жители называют здешние древние горы «игрой дьявола». Если верить легендам, так с огромными камушками забавлялись воины Ханумана (обезьяноподобное божество в индуизме, сын бога ветра и один из главных героев «Рамаяны»; также Хануман предводитель одного из войск ванаров).
Впрочем, геология утверждает, что вулканический катаклизм и все варианты с каменными играми гигантов или космическим камнепадом не имеют никакого отношения к данной части Деканского плоскогорья, где располагается Хампи. Гранитные пласты под земной твердью образовались более 3 миллиардов лет назад во время архейского геологического периода. Позднее, в мезозой, произошло рассоединение Гондваны, гигантского суперконтинента Южного полушария, и его придонные базальтовые породы вонзились в гранит нынешнего полуострова Индостан. Впоследствии на этот стык миллионы лет воздействовали солнце, ветер и дождь, создавая невероятные ландшафтные комбинации.








2. Рождение империи.

Там в храмах спят древние боги,
Измазаны пеплом аскеты,
Устав после дальней дороги,
Купаются в реках рассветы…

Утекли в Лету бесчисленные века, и необычное место, где сейчас располагается Хампи, выбрали для своей столицы братья Харихара и Букка, положившие в 1336 году начало династии Сангама. Эти индусские правители и основали город Виджаянагар.
События начала династии Сангама и закладки Виджаянагара, конечно же, окутаны легендами. Известно, что Харихара и Букка были посланы Мухаммадом Туглаком (султан Дели с 1325 года) для восстановления власти делийского султаната на юге.
С самого начала XIV века мусульманские султаны проводили в Южной Индии крайне агрессивную политику. Им удалось разрушить древние индуистские царства, которые были ослаблены постоянными междоусобными войнами.
Братьев же на самом деле было пятеро, но трое младших сыграли меньшую роль в истории. Все они были сыновьями Сангамы, который и дал имя новой династии. Происхождение самой семьи Сангама неясно. Одна из версий говорит, что братья были родом из каннара (народ в Индии, основное население штата Карнатака).
Вообще история про Харихару и Букку крайне запутана — братья вроде как попадали в плен, их отвозили в Дели, где и обратили в ислам. На Тунгабхадре они поначалу номинально устанавливали именно мусульманскую власть.





В любом случае, правителями братья оказались весьма удачливыми. Воспользовавшись слабостью местных правителей на юге после мусульманских нашествий с севера, братьям удалось значительно расширить пределы своего царства, фактически объединив под своей властью всю Южную Индию. Им даже удалось поставить под контроль порты на западном побережье, в том числе на территории нынешнего штата Гоа.
Некоторые элементы биографий Харихары и Букки — пленение, обращение в ислам, установление реальной власти братьев и возвращение их в лоно индуизма — совпадают в разных вариантах индусских летописей. Сходятся летописцы также и в отношении основания Виджаянагара. Дескать, встретили братья в лесах у будущего Хампи мудреца — аскета Видьяранью, который указал им благоприятное место для возведения столицы и стал главным советником трех первых правителей: Харихары I (1336–1356), Букки I (1356–1377) и сына Букки — Харихары II (1377–1404).
Город Виджаянагар – столица, которая дала название всей империи, начал строиться на южном берегу Тунгабхадры на холмах, окружающих храм Вирупакши (одной из ипостасей бога Шивы). Сам Вирупакша считался истинным правителем государства, а императоры — лишь его наместниками. Первоначально столицу называли и Видьянагарой («Городом знаний», в честь Видьяраньи), и Виджаянагаром («Городом победы»).
Прижилось в результате второе название.





В XIV веке практически весь юг Индии уже входил в Виджаянагарскую империю, которая просуществовала до середины XVI века. В начале этого века империя достигла пика своего расцвета; в столице огромное внимание уделялось развитию науки, культуры, искусства, велось непрерывное строительство святилищ и роскошных дворцов. Стоит отметить, что за все время своего существования Виджаянагар неоднократно переживал варварские набеги мусульман, которые не жалели ни уникальные постройки, ни местное население.
В 1565-м году великая империя, в которой люди жили, судя по всему, счастливо и верили в покровительство Шивы, все же канула в небытие. Ее столица была полностью разрушена; чудом сохранился только храм Вирупакши, который, несмотря на господство мусульман, продолжал функционировать и принимать в своих стенах паломников, исповедующих индуизм.
Каким образом уцелел огромный индуистский комплекс на территории уничтоженного города – один из вопросов, на который у современных ученых нет ответа. Мусульмане в пылу своем так увлеклись разрушениями, что забыли и не тронули древний храм Вирупакши и его знаменитую высокую башню-гопуру? Что-то не особо верится…
В последние годы Археологическое управление Индии систематически проводит в Хампи и в округе раскопки с целью обнаружения новых артефактов и храмов. Так что множество открытий, без сомнения, еще впереди. Но и сегодня гигантский комплекс Хампи — занимающий территорию более чем в 26 квадратных километров! — поражает своими артефактами, раскиданными на этом огромном пространстве.




3. Музей под открытым небом.

Тут ходят слоны, обезьяны гуляют по крышам,
Сигналят машины, коровы бредут не спеша.
На флейте волшебной играет сиреневый Кришна,
И гопи танцуют. И очень вольготно дышать.

(«гопи» в индуистской мифологии — девушки-пастушки коров, возлюбленные Кришны)

Виджаянагар и его архитектурные памятники сильно пострадали от рук исламских завоевателей, которые рассматривали поклонение образам Бога как оскорбление и идолопоклонство и разрушали индуистские храмы и мурти (статуи или изображения определённой формы Бога или святых). Позднее немалый ущерб монументам Хампи нанесли искатели сокровищ. Но место по-прежнему сохраняет огромное архитектурное и историческое значение.
Информация о Хампи — по крайней мере то, что можно найти в интернете — часто противоречива.
В одних источниках говорится: «здесь находятся более 12 храмов, форт, руины дворцов, царских купален, природные памятники архитектуры, такие, как Скалы сестер, и памятники в честь былых побед».
Но можно встретить также информацию о том, что всего храмов в Хампи более 300. Не знаю, как на самом деле — самому посчитать возможности не было. Но склонность официальных историков называть «храмами» абсолютно все непонятные сооружения древности, в общем-то, хорошо известна. Только вот «храмы» ли это? Лично у меня в отношении некоторых построек сложилось совсем другое мнение. Но об этом позже.
Сегодня Хампи стал более-менее доступен. Хотя еще в середине XIX века, на первых фотографиях из этих мест, Хампи больше напоминает храмовый комплекс Ангкор Ват в честь бога Вишну, заброшенные руины которого едва проглядывают среди зелени в Камбодже (там в окрестностях самого комплекса, на площади в 3000 квадратных километров, обнаружено 168 храмовых построек, из которых доступ в условиях джунглей возможен примерно к половине).
В современном Хампи общий загадочный антураж «города обезьян» из сказки Киплинга частично сохранился и по сей день. Но теперь здесь многое можно визуально оценить и, что называется, пощупать своими руками. При этом, конечно же, множится количество вопросов, на которые нет вразумительного ответа.
Именно во времена британского владычества заброшенный город возбудил любопытство археологов. Уже с середины XIX века стали появляться научные работы, основанные на результатах раскопок в Хампи. Ученых город интересовал прежде всего как Виджаянагар — некогда величественная столица самой могущественной на юге и в Центральной Индии империи.
Название Хампи, вероятнее всего, происходит от «Пампа», древнего названия реки Тунгабхадра, и представляет собой англифицированный вариант слова «хампе» на языке каннада, произошедшего от «пампа». Место же на южном берегу реки, где заложен город, индусы издавна считали священным.
История Хампи, по легенде, начинается еще с царства обезьян – Кишкиндхи, чьи правители Вали и Сугрива известны из индийской мифологии. Считается, что царство обезьян располагалось именно на этом месте.





Герой священного эпоса «Рамаяна» царевич Рама (седьмое воплощение бога Вишну) путешествовал на юг к острову Ланка в сопровождении своего брата Лакшманы, чтобы вернуть похищенную демоном Раваной жену Ситу. Рама пересек большую часть индийского субконтинента, а те места, где он останавливался для отдыха или молитвы, почитаются священными. В Кишкиндхе Рама заручился поддержкой войска обезьян (ванаров) под предводительством Ханумана, который унаследовал от матери обезьянью внешность, а от отца — божественные способности к полету и быстрому передвижению, а также невероятную силу. Конечно, подобный воин очень помог Раме, Ситу спасли, а демон Равана был побежден. Впоследствии, процарствовав несколько лет, Рама решил оставить земной мир и удалиться на небеса. Хануман не захотел последовать за ним и попросил дозволения остаться среди людей «пока они чтят имя Рамы»; так он стал одним из семи бессмертных.
Сита приказала установить изображения Ханумана в различных местах, чтобы он мог слышать хвалы Раме. И до сих пор культ Ханумана очень популярен в индуизме: «божественную обезьяну» почитают как наставника в науках и покровителя деревенской жизни. А обезьяны вообще считаются в Индии священными животными. В Хампи они населяют все старинные храмы, особенно много их на горе Анженадри, где находится Храм обезьян (Monkey Temple).
После того как отгремели баталии из-за судьбы прекрасной Ситы, на берегах священной реки Тунгабхадры постепенно появились аскеты, а затем и жрецы. Сегодня Хампи – не просто затерянный город, полный величественных руин, но и один из самых ярких примеров индийского архитектурного наследия, признанного во всем мире. Это один из самых больших в мире музеев под открытым небом, повествующий историю погибшей империи и бессмертных богов.
Объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО Хампи признан еще в 1986 году, а несколько лет назад занял второе место в списке американской ежедневной газеты «New York Times» — который состоит из 52 туристических объектов, обязательных для посещения.




4. В гостях у Шивы.

Душа исполнена покоя,
Река ласкается у ног,
И ощущение такое:
Здесь окончанье всех дорог.

В свое время правители Виджаянагара украсили столицу изысканными храмами и дворцами, вызывающими восхищение путешественников между XIV и XVI веками. Даже сейчас, разоренный временем и грабителями, Хампи насчитывает более 1600 архитектурных памятников – если включать сюда, помимо храмов, также дворцы, крепости, разного рода мемориальные сооружения и святыни, колонные залы, бани, ворота и прочие сооружения.
Португальский путешественник Доминго Паэз, побывавший в городе еще до вторжения мусульман, писал в своих заметках: «По величине город не уступает Риму, дворцы гораздо больше замков Лиссабона. Все это кажется раем».
А персидский путешественник Абдул Разак, посетивший Виджаянагар в 1446 году, отметил: «Я не знаю никакого другого государства более счастливого, чем это».
Современный Хампи имеет вид средневековой деревни, окруженной храмами, в которых до сих пор осуществляются богослужения. Центром, а также крупным объектом поклонения и паломничества служит здесь огромный храмовый комплекс Вирупакши (Virupaksha Temple), возведенный в честь бога Шивы. Строительство его было завершено в IV веке, почти за тысячу лет до распада империи. Но и сегодня он сохранился практически в первоначальном виде.
Основной храм Вирупакши – это индуистское святилище и три палаты, над которыми расположена огромная зала с колоннадой. Отдельного внимания заслуживает, конечно же. восточная девятиуровневая (!) надвратная башня высотой около 50 метров, которая называется гопура, с ударением на первый слог. Вход в любой храм здесь всегда украшается такой стремящейся вверх башней, это вообще отличительная черта индийской средневековой архитектуры, особенно характерная для Южной Индии.
Храм Вирупакши – очень важное место для паломников. Возведен он в честь бога Шивы, олицетворяющего космическое сознание, а Шива местному населению известен под именем Вирупакша (муж богини Пампы, как считают индусы — многообразный, трансформирующийся, постоянно меняющий форму).
Помимо архитектурных особенностей, храм Вирупакши привлекает внимание обилием и великолепием высеченных из камня композиций. Они, словно каменное кружево, покрывают тут все видимое пространство.





Кстати, есть и пикантный момент: среди скульптур довольно много изображений эротического характера, которые вполне можно воспринять как иллюстрацию древнеиндийской «Камасутры».
Застывшие в камне сценки воспевают самые чувственные стороны человеческой сущности – вожделение и плотскую любовь. Стены максимально насыщены обнаженными и полуобнажёнными персонажами в «неприличных позах». О том, что хотел сказать этими изображениями неизвестный автор, до сих пор ходят споры.
Стоит добавить, что в йогической культуре Шива и не рассматривается как бог. Он был вполне земным существом и жил где-то в Гималайском регионе. Шива стоит у самых истоков традиции йоги, и вклад, который он внес в формирование человеческого сознания, исключительно велик. Он очень подробно объяснил смысл и возможности того, что можно сделать с каждым элементом человеческого механизма. Причем это произошло не в результате какого-то длительного постепенного прогресса, а пришло из внутренней осознанности.






… С точки зрения каменного убранства в храме Вирупакши наиболее богато украшен павильон, предназначенный для особых празднований (кальяна мандапа), резные колонны которого украшены изображениями вставших на дыбы животных. Можно увидеть фигуры скачущих коней и балюстрады, опирающиеся на статуи слонов, причем все скульптурные рельефы поражают не только своей красотой, но и техническим совершенством. На потолке мандапы фрески эпохи Виджаянагара воссоздают разные образы Шивы, процессию с мудрецом Видьяраньей, десять аватар Вишну и эпизоды из «Махабхараты».
(Тем, кто устанет разглядывать эротические сцены и другие детали шедевра архитектуры, можно отвлечься на живую слониху, которая живет во втором дворе храма Вирупакши — добрячка Лакшми благословляет посетителей своим хоботом. Правда, предварительно нужно дать ей монетку)
Примечательно, что еще в начале XIX столетия (!) индийские власти, решив обеспечить в Хампи постоянный приток туристов, решили провести реконструкцию в святилище Вирупакши. Все восстановительные работы, коснувшиеся храмовой ограды, восточной и северной надвратных башен, а также потолка главного храма были проведены качественно и в рекордно короткие сроки. Уже в те времена правительство понимало, насколько важно развивать в стране инфраструктуру туризма, приносящую в казну ощутимый доход!
И еще об истории храма Вирупакши — следует отметить, что точную дату его строительства определить попросту невозможно. Многочисленные результаты исследований археологов только подтверждают: святилище на этой территории было построено задолго до возникновения Виджаянагарской империи. По найденным табличкам специалисты прослеживают историю храма Вирупакши только до VII века нашей эры. Хотя, как я уже упоминал, индуистское святилище было построено гораздо раньше.
Кто спроектировал комплекс? Когда индуизм стал главной религией на этой территории? На эти вопросы ответы пока не найдены, и многие загадки, связанные с храмом, так и остаются за завесой тайны.




5. Имперское величие.

Тут все совершенно иначе,
Чем в нашей морозной Элладе,
И Путь, что тебе предназначен,
Лишь карта в небесном раскладе…

По значимости и количеству памятников ученые сравнивают Виджаянагарскую империю, занимавшую в период наибольшего могущества почти половину южной части полуострова Индостан, с древней Римской империей. В Виджаянагаре можно было «найти все, что только душе угодно», а рынки ломились от товаров в виде шелков, специй и драгоценных камней.
Политическая власть всегда ищет монументального выражения, и строительные работы в столице империи велись практически непрерывно, тем более что в материале недостатка не было. Дворцы, крепости, храмы — целые каменные ансамбли! – а также ирригационные сооружения и другие ранние постройки Виджаянагара уникальны потому, что они представляют собой один из немногих образцов средневекового индусского зодчества, еще не попавшего под влияние исламского стиля.
Но и в эпоху более поздних правителей империи наблюдался крайне интересный синтез индуистско-мусульманских стилей в архитектуре. Само величие руин Хампи свидетельствует о явном увлечении строительством практически всех правителей Виджаянагара.
Период расцвета самого города пришелся на правление Кришнадеварайи (1509–1529), отличавшегося набожностью, кротким нравом и симпатичной внешностью — его изображения до сих пор украшают жилища местных жителей. По большей части именно Кришнадеварайя обогатил город великолепными постройками — от дворцов и храмов до акведуков, подававших воду с окрестных гор.
Задолго до прихода европейцев Виджаянагарская империя вела активную торговлю с арабским Востоком. В те времена Виджаянагар обладал почти полной монополией на торговлю драгоценными камнями и жемчугом, а также индийскими пряностями и арабскими конями. Арабские купцы везли сюда чистокровных скакунов для виджаянагарской кавалерии, а увозили полные трюмы специй.
Сегодня памятники Хампи разделены на две основные категории: Королевский и Священный центр. В Королевском центре находится, к примеру, Маханавами Дибба — колоссальная платформа, которую Кришнадеварайя построил в память своих успешных завоеваний; на русский язык название можно перевести как «Дом победы». Боковые стороны трехуровневой платформы покрыты резными рельефами слонов, музыкантов и танцоров, охотников и захватывающими изображениями всех аспектов повседневной жизни того золотого века! С вершины платформы король с приближенными наблюдал за торжествами, шествиями и соревнованиями.





Почему это немаленькое сооружение историки называют просто «платформой» — видимо, подобрав максимально нейтральное слово — мне не слишком понятно. Налицо характерная усеченная пирамида наподобие тех, что находятся, например, в мексиканском Теотиуакане.
Неподалеку от огромной платформы якобы располагались общественные купальни с каменным акведуком, по которому туда подавалась вода. Опять же, как по мне – на бассейн и купальни данное сооружение не слишком похоже, скорее на какое-то сооружение техногенного характера. Для «бассейна», да еще и общественного назначения, этот резервуар слишком сложен по своей конструкции и одновременно чрезмерно глубок. Интересно, каким образом его чистили и выводили оттуда загрязненную зацветшую воду (что в жарком индийском климате, безусловно, является проблемой)?



Кстати, акведук из грубо обтесанного местного гранита пристроен тут явно намного позже. Он радикально отличается и по материалу, и по качеству своего исполнения от самого «бассейна», выполненного целиком из базальта (месторождений которого поблизости нет). Видимо, функция «бассейна» оказалась единственной, которую смогли предложить для объяснения существования затейливой конструкции. Крайне сомневаюсь, чтобы это сооружение когда-либо использовалась именно как бассейн.
Можно, между прочим, сравнить непонятный и крайне вычурный «общественный бассейн» с рядом расположенными Купальнями цариц. Там, в центре здания, есть большой и вполне себе нормальный по глубине бассейн для купания женщин из императорской семьи — наполненный ранее, по местным преданиям, душистой водой и ароматными цветами. Он окружен красивыми арочными коридорами с колоннами и имеет по периметру необычные выступающие балконы с окнами…



Поблизости находится еще одна красивейшая некультовая постройка Хампи — Лотосовый Павильон (Лотос-Махал), сооружение уже в индуистско-исламском стиле, с богатым орнаментом, оригинальными навесами и арками. Это двухэтажное строение создано для отдыха жены махараджи; рядом находились помещения гарема. Из этого комплекса женщины королевской семьи наблюдали за процессиями, спектаклями и празднованиями. Здесь наблюдается крайне интересное сочетание исламского, индуистского и джайнского архитектурных стилей (джайны составляют примерно 0,5 процентов населения Индии и известны своей активной проповедью ненасилия и непричинения вреда всему живому).
Стоит взглянуть на большой королевский слоновник со сводчатыми потолками и куполами различных форм, где могли одновременно жить больше сотни слонов. Недалеко от слоновника есть отдельный бассейн для купания этих животных.





Что же касается Священного центра Хампи, то он также изобилует архитектурными чудесами и изысками; центральным там, безусловно, является храмовый комплекс Вирупакши – о котором я уже рассказал. Однако и другие памятники Священного центра представляют отнюдь не меньший интерес, а неповторимая захватывающая красота местной природы только подчеркивает все прелести этого удивительного места.




6. Все проходит…

Как мудрые старцы стоят молчаливые храмы,
С почтеньем застыли века у подножия их.
Там камни ступеней покрыли глубокие шрамы,
Там тени умерших ступали, и тени живых.

Крайне экстравагантным архитектурным памятником Хампи — построенным, если верить официальным датировкам, в XV веке — является культовый храм Виттала (Vittala Temple). Посвящен он уже не Шиве, а богу Вишне. О красоте и роскоши храма слагали легенды, одна из которых гласит, что он настолько прекрасен, что сам Вишну некоторое время пребывал в его стенах.
Храм Виттала стоит на платформе, фризы которой щедро украшены филигранной резьбой. Из фигур бросаются в глаза вереницы слонов и лошадей, причем движения животных глубоко индивидуальны и не повторяются в соседнем изображении.
Строительство храма Виттала началось в 1513 г., о чем сообщает одна из сохранившихся надписей. Оно продолжалось, поддерживаемое преемниками Кришнадеварайи, вплоть до 1565, но так и не было завершено, и в алтарном помещении скульптуру Виттала — который воспринимается, как одна из форм Вишну — не установили.
(Так может быть, и Виттал здесь ни при чем? Тем более что в максимально вычурном снаружи главном храме достаточно хорошо прослеживается более древняя мегалитическая основа, вокруг которой, собственно, и были возведены позднейшие конструкции. Кстати, в Хампи практически все более древние конструкции не содержат никакой архитектурной эклектики, а более напоминают какие-то бункеры или же сооружения для сугубо научных целей)





Но более всего храм Виттала демонстрирует поразительную изощренность фантазии древних архитекторов. Внутренние залы здесь украшены фигурами музыкантов и танцоров – что, впрочем, не редкость для храмов Индии. Однако храм Виттала не просто изображает музыку – он и сам звучит! Колонны на входе и во внутренних залах храма составлены из более тонких колонн, окружающих основную. Их по семь на каждой колоне, и это неслучайно – своеобразный каменный инструмент якобы мог воспроизводить все семь известных нот; звук извлекался легкими ударами по колоннам.
Кроме того, ветер, гуляя перед храмом, поет свою собственную песню посреди галереи колонн «музыкального холла». Поэтому храм Виттала также называют Храмом поющих колонн; мы к нему еще вернемся…
Перед этим храмом на платформе стоит каменная резная колесница, в которую запряжены слоны (почему-то с отбитыми хоботами – как практически везде в Хампи). Может показаться, что она выполнена из цельного камня, но на самом деле ее построили из огромных гранитных блоков, причем стыки практически невозможно обнаружить. Внутри колесницы просматривается фигура Гаруды – божественного орла, который в индийской мифологии считается «транспортным средством» бога Вишну.
Некогда колеса этой необычной «статуи» могли свободно вращаться, и каждый, кто их прокручивал, приобретал тем самым религиозные заслуги. Но в наши дни колеса предпочли — для пущей сохранности — зафиксировать.
Впечатляющая колесница является частью храмового комплекса Виттала Tемпл и настолько знаменита, что служит визитной карточкой всего Хампи.





… Сегодня можно только вообразить все великолепие процветающего города Виджаянагара. Имеются упоминания, что в дни религиозных праздников по его улицам проводили несколько сотен украшенных быков, которые приносились в жертву многочисленным богам. А прекрасные горожанки едва выдерживали вес золотых украшений, надевавшихся по случаю торжеств.
Однако все закончилось под натиском мусульманских султанов с севера, а также из-за внутренних конфликтов, которые утопили столицу в крови.
Любую империю потому и называют Великой, ибо она часто ведет войны – которые, увы, не всегда бывают успешными и даже время от времени кончаются распадом тех самых Великих империй. Что, между прочим, происходило по историческим меркам совсем недавно: в начале прошлого века в ходе Первой мировой войны распались Османская, Китайская, Австро-Венгерская, Вторая Германская и Российская империя. А на исходе того же XX века случился распад Советского Союза.
Вот и тогда, в далеком Средневековье, все завершилось тем, что территории Виджаянагара были захвачены исламским султанатом. Мусульмане частично вырезали и обратили в рабство население, а часть памятников разрушили — потому что, с их точки зрения, негоже поклоняться другим божествам и уж тем более изображать их в рисунках и камне.
Конфликт, конечно же, назревал постепенно. В своей внешней политике правители Виджаянагара долгое время успешно лавировали между постоянно ссорившимися мусульманскими князьями Деканского плоскогорья, но в конце концов переиграли самих себя. Мусульманские князья объединились для общего похода на юг в 1565 г. К тому времени императоры уже утратили реальную власть, которая перешла в руки могущественных, но престарелых министров-регентов.
Благодаря природным особенностям и прочным укреплениям, Виджаянагар был практически неуязвим. Но 80-летний на тот момент регент Виджаянагара Рама Рая в результате своего вмешательства в дела соседних султанатов был втянут в сражение с конфедерацией мусульманских войск и не смог защитить город. После шестимесячной осады Виджаянагар был опустошен мусульманами.
Победители долго и старательно грабили сказочно богатую столицу индуистской империи. В результате чего тут остались только массивные статуи божеств, растрескавшиеся стены домов и опустевшие храмы, увенчанные башнями гопур. Разрушенный город быстро пришел в упадок и был заброшен, постепенно обрастая слоями земли и растениями.
Но индусы все равно приходили сюда. Потому что Хампи для них своего рода индийский Переславль-Залесский, Сергиев Посад и Суздаль, так сказать, «в одном лице».
Нужно признать: даже то, что осталось, поражает воображение вполне себе бывалых путешественников, уже успевших повидать на своем веку немало великих достопримечательностей. Создававшиеся в разные эпохи храмы почему-то как раз и уцелели (а в некоторых индуистских храмах до сих пор совершаются религиозные обряды).
А вот жилища самих правителей и их подданных, увы, практически стерты с лица земли.






ЧАСТЬ ВТОРАЯ. Исчезает, как дымка, завеса, отделившая нас от небес….

7. Индийские загадки.

Тут пахнет сандалом, и нужно ходить босиком.
Другие созвездья сплетают небесный навес.
Тут все улыбаются, будто ты с каждым знаком.
И каждая улица кажется лавкой чудес.

Почему от Виджаянагара сохранились практически только одни храмы? Это пытаются объяснить примерно так: дескать, во-первых, на священные постройки отпускали, не скупясь, более «незыблемые» стройматериалы. А во-вторых, на строительство храмов тратилось больше денег, времени и усилий, чем на царские дворцы.
Что, вообще-то, несколько сомнительно…
Но, пожалуй, в мире больше и нет аналогов такому храмовому строительству, какое можно наблюдать в средневековой Индии. Это, по сути, уникальное явление, вызывающее недоумение и восхищение до сих пор.
Не случайно местные храмы иногда называют учебником истории религий Древней Индии, ведь по убранству, скульптуре и рельефам, находящимся в них, можно изучать мифологию, героев эпосов, божества и ритуалы сменяющих друг друга вероучений.
При этом каждая деталь индийских храмов – это очевидно! — продумана, находится на своём месте, отражает богатейшую фантазию его создателей и несёт определённую символическую нагрузку. И зачастую выполнена прямо-таки с ювелирной точностью, отличается превосходным техническим и художественным мастерством.
Но вот каким образом сооружён тот или иной храм, с помощью каких инструментов и технологий — эти вопросы по-прежнему рождают споры среди специалистов.
Если оценивать то, с каким масштабным подходом и старанием все в Хампи застроено архитектурными шедеврами — реально складывается впечатление, что в древности люди, за неимением Инстаграм и Тик-Тока, развлекали себя тем, что убивали годы и десятилетия своей жизни исключительно за обработкой камня.





Большинство зданий здесь построены из местного гранита, с использованием в том числе кирпича и известкового раствора. При этом гранит — древняя магматическая горная порода – является довольно сложным в обработке. Тот же факт, что великолепное убранство храмов в Хампи вырезано из камня вручную, а рабочие (как утверждает официальная история) не использовали ничего, кроме молотка и зубила – просто поражает воображение!
Правда, возникают серьезные вопросы, связанные уже со структурой обрабатываемого материала. Одним из важнейших факторов при обработке камня являются его физические свойства – структура, твердость, хрупкость или пластичность и другие характеристики. От данных свойств напрямую зависит не только выбор инструмента и технология обработки, но и получаемый при этом результат.
Тот же гранит имеет сильно неоднородную кристаллическую структуру. Поэтому при обработке ударными методами любым инструментом получаемая поверхность заведомо будет иметь неровности. Как ни старайся, как ни выверяй удар — эти неровности будут никак не меньше 1-2 миллиметров, а то и более, ведь материал все равно будет скалываться неравномерно из-за особенностей своей кристаллической структуры.
Когда стоит задача получить более ровную поверхность, рано или поздно от обстукивания и скалывания придется перейти к шлифовке, а это уже совсем другая технология, требующая иных инструментов и материалов. В этих случаях используются разного рода абразивы – материалы в виде порошка или пасты, способные значительно усиливать скорость шлифовки вследствие твердости небольших частиц, из которых состоит такой порошок или паста.
Самый простейший естественный абразив – кварцевый песок. Добавляя его в промежуток между обрабатываемой поверхностью и инструментом, можно относительно неплохо (пусть даже обычной деревяшкой) отшлифовать и гранит, и даже базальт – который является более сложным в обработке.
Постепенно меняя абразив и уменьшая составляющие его частицы, удастся не только отшлифовать камень, но и отполировать его (полировка отличается от шлифовки тем, что неровности на поверхности становятся еще на порядок меньше).
Только вот операция получается очень и очень трудоемкая!



Теоретически, конечно, можно предположить, что древние индийцы были настолько усердны и терпеливы, что на протяжении очень длительного времени готовы были дошлифовывать песком грубо обстуканную ранее поверхность, доводя ее до совершенства. Однако весьма точно выполнены и ребра огромных каменных блоков в сооружениях, составляющих мегалитическую основу Хампи, а сделать такое куда сложнее. Причина – все та же неоднородность кристаллической структуры гранита: при скалывании его по двум граням, примыкающим к ребру, будут образовываться такие неровности, которые приведут к тому, что линия ребра будет буквально «гулять» из стороны в сторону. Никакая последующая ручная шлифовка не способна устранить «гуляние» настолько, чтобы его не было видно.
Но когда смотришь на качество, которого добивались древние мастера при обработке больших гранитных блоков, становится понятно (причем очень отчетливо!), что люди, жившие многие века назад, были в чем-то даже умнее нас.
Во всяком случае — не глупее точно.
Ведь, по мнению некоторых специалистов, на создание грандиознейших архитектурных комплексов в Хампи ушло труда гораздо больше, чем на постройку пирамиды Хеопса!
Современному человеку вообще сложно представить строительство таких объектов, как пирамиды в Египте или, допустим, Парфенон в Греции — без подъёмного крана, погрузчиков и прочих прелестей цивилизации. Тем не менее, их возвели даже не столетия, а тысячелетия назад.
И если бы храмы в Хампи построили в XX веке, когда в распоряжении архитекторов и строителей имелись уже современные инструменты и достижения инженерной науки — это всё равно были бы необычайные сооружения!




8. Звучание времени.

Наверно, в Раю также пахнет сандалом?
Здесь учишься жить по законам души.
И счастье во всём — и в огромном, и в малом.
Слова бесполезны! Живи и дыши…

В Хампи большое количество уникальных старинных построек, но мало какая из них может сравниться по степени детализированности и мастерству исполнения с Храмом тысячи Рам (Hazara Rama Temple). Этот храм очень важен для паломников, так как Рама — один из любимых богов всех индуистов. Индийцам особенно хочется поклоняться Раме и Сите в этом месте – как вы помните, именно на землях Кишкиндхи происходили события «Рамаяны». В настоящее время Храм тысячи Рам не функционирует по назначению, но индуисты, посещающие его, автоматически снимают обувь перед входом и делают поклоны внутри.
Концепция храма — передать в камне «Рамаяну», сказание о жизни Рамы. За свою тесную связь с «Рамаяной» святыню часто так и называют: «Рамаяна в камне». Буквально каждый камень здесь (вне зависимости от того, расположен ли он на стене, потолке, полу, крыльце) покрыт резьбой исключительно высокого качества. Даже, казалось бы, малозначительные изображения выполнены с очень большим профессионализмом и вниманием к деталям.
И в целом заметно, что Храм тысячи Рам сделан более чем добротно. В нем присутствует продуманная акустика и вентиляция, внутри относительно свежо даже в сильную жару. Потоки воздуха направлены таким образом, чтобы нести прохладу находящимся внутри постройки людям.
Это святилище в Хампи отличается в первую очередь тем, что в нем установлены черные базальтовые колонны с искусной резьбой по камню. Как пишут в источниках: «строителям стоило больших усилий привезти сюда в свое время подобный материал, так как в этой местности его добыча не производилась». Базальт действительно не встречается в окрестностях Хампи, его везли за сотни километров.





А ведь базальт является одной из самых твердых пород! И для его обработки нужны инструменты даже покруче, чем для гранита.
Тем не менее, создается впечатление, что мастера не особенно напрягались, обрабатывая прочнейший базальт. Затруднений им это никаких не доставляло. Отдельные следы, сохранившиеся на колоннах, указывают на то, что инструменты, которые использовали древние мастера, резали базальт почти как пенопласт.
Качество исполнения изображений в камне просто зашкаливает. Из податливого пластилина вылепить такое не просто. А тут наитвердейшая горная порода — и филигранная техника исполнения, передающая даже движение человека!
Такая техника не терпит никаких ошибок, ведь переделать зачастую уже ничего нельзя. Поэтому аккуратная, художественно безупречная работа индийских мастеров поистине удивительна…
Есть еще не менее странные колонны из гранита, выполняющие роль декоративных элементов на фасаде некоторых храмов в Хампи. Они явно выполнены путем обработки на станке, как делают, к примеру, балясины. Но как их изготовили в древности из многотонных блоков и что за станок такой, остается загадкой. Сегодня вырезать из камня подобную колонну, может быть, и не составит невероятного труда. Но каким образом люди делали это много веков назад и какими секретами обработки камня они владели – остается тайной.



Впечатляют и круглые фигурные колонны из монолитного черного базальта, которые можно увидеть в храме Вирупакши, о котором речь уже шла (кстати, снимать на фото именно там, где находятся эти колонны, категорически запрещено, но я все же сделал несколько снимков). Даже сейчас такое выполнить крайне трудно. Ведь каждая колонна из весьма сложного в обработке базальта здесь сугубо индивидуальна и другую не повторяет. А ко всему прочему, неизвестные мастера обладали еще секретом особой полировки камня – она безупречна даже на криволинейных поверхностях!





И это еще не все про колонны. Я уже упоминал самую знаменитую и таинственную постройку Виджаянагара – храм Виттала. Этот храм, а точнее храмовый комплекс (основное здание и несколько дополнительных павильонов для музыкальных, танцевальных и поэтических собраний), несмотря на вандализм войн и следы времени, до сих пор поражает своей изысканностью и даже вычурностью.
Но более всего храм Виттала известен «музыкальными» колоннами — когда над плато Декан дует ветер, камень тут начинает звучать. Также каждая из колонн издает своеобразные звуки при ударе каким-нибудь легким предметом. Одна звучит, как бубен, другая — как барабан, следующие — как разные струнные и духовые инструменты. Впрочем, это нам известно только из описаний путешественников прошлых времен, ибо сейчас по колоннам чем-либо стучать, естественно, не разрешают, опасаясь за их сохранность.
Так вот, в интернете имеются упоминания, что — пытаясь разгадать тайну «поющих колонн» — англичане в свое время даже распилили одну из них. И на самом деле средняя часть каждой колонны, выполненной из единого куска камня, дополнительно иссечена на более мелкие колонны разных диаметров, которые представляют собой не что иное, как музыкальные трубы. Поэтому, когда по ним бьют, они издают звуки разной тональности.
Каждая колонна располагает своей звуковой амплитудой, поскольку обладает разным количеством труб, которые к тому же отличаются по диаметру. К сожалению, звучание колонн очень пострадало в результате тех разрушений, которым подвергся храм и его тонко просчитанная акустическая система. Якобы во времена Кришнадеварайи льющуюся отсюда музыку было слышно на расстоянии полутора километров. Существует даже поверье, что тот, кто однажды услышит тот же волшебный звук колонн, который некогда слышали древние, дождется исполнения своих самых потаенных желаний…
Справедливости ради нужно заметить, что несмотря на «красивость» предложенной версии (видимо, созданной на потребу не слишком вникающим в суть дела туристам), смысл она может иметь только в одном случае. А именно: если мы имеем дело с технологией «каменного литья». То есть технологией, начавшей развиваться только в начале XX века и до сих пор не достигшей столь уникальных возможностей, которыми может похвастаться Храм поющих колонн.
Но главное в другом – в храме Виттала не все колонны сохранились в целости и сохранности. Там можно найти сколотые и обломанные колонны. Их немного, но они есть. И на этих сколах нет никаких следов описанной выше «сложной внутренней структуры».




9. Что умеем, то умеем…

Красивые храмы, весёлые Боги,
И прячутся хижины в тенях лиан.
Я в сказку вошёл и стою на пороге,
А рядом Индийский живой океан!

На полках музеев порой можно увидеть такие вещи, которые – понимай историки и археологи, о чем они говорят, например, для технарей – мгновенно исчезли бы в каких-нибудь «закромах». Поскольку такие предметы иногда не просто не вписываются в картинку возможностей известных древних цивилизаций, а непосредственно подрывают ее.
Профессиональные историки, а также гиды и некоторые граждане до сих пор упорно твердят, что невероятные по исполнению сооружения построили не какая-то неведомая цивилизация, а наши предки – вот так, с помощью примитивных инструментов, мускульной силы и такой-то матери. Самое забавное, что никто из них – уверен! – в жизни не выточил своими руками ни один кабошон, допустим, из халцедона или нефрита. И не отполировал до зеркального блеска срез природного камня хотя бы с ладонь величиной, я уж не говорю про базальтовую колонну! Предел их возможностей – постучать современным металлическим зубилом на участке камня величиной с пепельницу (или чуть больше) и на основе этого сделать соответствующие выводы, что работать с камнем – это ерунда, «терпенье и труд все перетрут» …
Да вот не все! Можно выточить с помощью станка и алмазной чашки вставку из нефрита – это, в конце концов, по силам и подростку. Но, не имея соответствующих знаний, технологий и инструментов, отполировать его не получится, сколько ни старайся (особенно некоторые из сортов). Для этого нужна особая доводочная алмазная резина, алмазные пасты разных фракций, специальные насадки для станка из текстолита или твердых сортов дерева. И шлифовка, а тем более полировка может быть разных уровней, то есть совершенно разного качества.
Впрочем, я не собираюсь вдаваться в подробности технологии обработки камнерезного сырья. А употребил некоторое количество терминов только для того, чтобы лишний раз напомнить — работа с природным камнем требует серьезных профессиональных навыков. И, самое главное, профильного высокотехнологичного инструмента. Не зубила и молотка (много ими не наработаешь – в лучшем случае придашь какую-то форму материалу), а именно специализированного инструмента, «заточенного» конкретно под камнерезное дело.
Откуда мог взяться подобный инструмент у средневековых индусов, у древних египтян (искусство работы с камнем у которых просто зашкаливает), у древних аравийских пастухов — якобы построивших скальные сооружения в иорданской Петре – вопрос далеко не «детский». Так называемая официальная наука предпочитает обходить данный вопрос стороной, игнорируя даже явные следы строительной техники очень высокого порядка. В представлениях ученых мужей, с их исключительно линейным видением развития земной цивилизации, такого просто не может быть.
А значит, следов как бы и нет.
Однако вполне очевидные следы имеются — причем во всех частях света!
Забавно, но некоторые сооружения в Хампи производят впечатление совершенно чужеродного элемента – если просто сравнить их с уникальными творениями неизвестных мастеров, о которых говорилось выше.







Настоящие шедевры архитектуры, выполненные зачастую из многотонных блоков и покрытые поразительной каменной резьбой, могут соседствовать с настоящими «каменными сараями», обнесенными по периметру примитивной кладкой на растворе из небольших камней со следами обтесывания. И рядом с необыкновенными по красоте и пропорциям храмами можно увидеть «здания», построенные даже без фундамента! То есть, в общем-то, выполненные в полном соответствии с технологиями и знаниями средневековых индийцев.
Как ни крути, а речь, скорее всего, идет о своего рода «вторичном использовании» местными жителями артефактов, изготовленных ранее совсем иной цивилизацией. Индийцы повсеместно встречали следы, оставленные легендарными предками, и сохраняли примерно в том виде, в каком нашли. Бывало, что про них напрочь забывали, и в наше время эти сооружения, затерянные посреди индийских джунглей, как бы заново «открываются» для мира. Но вокруг некоторых, наиболее впечатляющих, с течением времени возводились настоящие культовые сооружения для поклонения древним богам – создавшим удивительные по мастерству (и недоступные для потомков) вещи.
Так и получилось, что в Хампи древние артефакты, выполненные на высочайшем технологическом уровне, перемежаются сегодня с самыми примитивными постройками! И грубо отшлифованный гранит или известняк может здесь соседствовать с идеально отполированным базальтом — причем представленным в очень сложных геометрических формах.
Как говорится: что умеем, то умеем…
Следы инструментов на разных по твердости материалах как раз и указывают на колоссальную разницу двух уровней технологии. Тут нужно либо признавать, что современные историки кардинально ошибаются в уровне развития общества времен Древнего мира, и те же индусы могли обладать развитым машинным производством – для чего на самом нет никаких оснований. Либо предполагать наличие еще до средневековых индийцев высоко развитой цивилизации, как минимум достигшей уровня машинных технологий и оставившей нам немало реальных свидетельств своего мастерства в обработке твердых пород камня.






10. Тайная сила.

Три Бога: Брахма, Вишну, Шива
В индийском эпосе слились.
Кровавой точкою красиво
На лбу таинственно зажглись.

А еще в Хампи порой возникает впечатление, что некоторые памятники здесь построены циклопами.
Мнение только укрепляется, когда видишь статую под названием Угра (что означает «свирепый») Нарасимха. Это монолитная статуя высотой почти в семь метров, изображающая аватару Вишну в образе Нарасимхи (Narasimha) — с выпученными глазами и скрещенными ногами, застывшая в позе медитации. Ей-богу, судя по глазам, у этого божества сильное внутричерепное давление; такое бывает у рыб, когда их с большой глубины резко подняли на поверхность! Кстати, в Азии часто изображают львов с такими мордами…
Этот памятник в Хампи фотографируют чаще всего. Вообще Нарасимха — полу-антропоморфная аватара Вишну, ужасающая, свирепая и отражающая демоноборческие мотивы его образа. По преданию, в эпоху Сатья-юги Вишну как человек-лев воплотился на Земле для восстановления дхармы — своего рода понятие «равновесия» в индийской философии — и устранил угрозу миру. Своё имя он получил потому, что человеческое тело аватары венчала львиная голова («нара» — это человек, а «симха» — лев).



Поклонение Нарасимхе распространено среди последователей вайшнавизма, которые считают его «великим защитником» последователей Вишну. В индуизме же Нарасимха рассматривается как олицетворение божественного гнева.
В альтернативной литературе встречаются соображения о том, что скульптура Нарасимхи на самом деле изображает какое-то существо (возможно, человека) в скафандре или в маске. Именно такой устрашающий облик произвел в свое время на древних предков индусов максимальное впечатление — вплоть до того, что они не поленились запечатлеть его в камне. Непонятное всегда шокирует, но и благодаря тому запоминается надолго!
Совсем рядом со статуей Нарасимхи расположен еще и главный алтарь Шивы — священный лингам: каменный полутораметровый цилиндр, символ жизни и бессмертия, бесконечности мира и животворящей энергии. Это, к слову, самый большой лингам в штате Карнатака, а Шиву в Индии частенько изображают именно в таком виде.
Что же такое лингам (с ударением на первый слог)? Слово очень древнее, и если вы загляните в Википедию, то прочитаете следующее: «лингам в древнеиндийской мифологии и некоторых течениях индуизма символ божественной производящей силы. Наибольшее распространение получил в шиваизме».
То есть, если верить подобным объяснениям, лингамом (в переводе с санскрита) называют божественный мужской детородный орган. Конечно, лингам не просто символ детородного органа, но ещё и символ света, олицетворение бога Шивы, которого по сей день очень чтят все индусы.
Кому как, но далеко не всем лингам (тем более тот, который находится в Хампи!) навевает идею о «прозаическом» фаллосе — пусть и «божественном». По этому поводу есть разные соображения.
Существует, например, версия, что эти огромные статуи в прошлом могли быть ни чем иным, как древними ядерными реакторами!
Теория основана на том, что на многих статуях видны следы экстремального нагрева и радиации. Специалисты отмечали, что камни, использованные для создания памятников-лингамов, часто обесцвечены и вплавлены друг в друга. Кроме того, они обнаружили в камнях радиацию, что возможно только в том случае, если на этом месте работал ядерный реактор.
Примечательно, что в Индии есть несколько важных храмов Шивы, которые можно выровнять по прямой линии. Исследователи предполагают, что такое выравнивание — не совпадение, а свидетельство развитых древних технологий, а также серьезных астрономических и географических знаний. Иначе просто невозможно выровнять их настолько точно.
Идея о том, что древние инопланетяне посещали Индию в прошлом, не нова. Древние тексты, такие как «Рамаяна», «Махабхарата» или же «Веды», рассказывают о летающих машинах, передовых технологиях и генной инженерии, которые могут быть ссылками на высокоразвитых существ. И некоторые исследователи считают, что данные тексты — не просто легенды, а изложение абсолютно достоверных фактов.
Несмотря на отсутствие прямых доказательств, гипотеза о Шива-лингамах как о ядерных реакторах продолжает обсуждаться среди исследователей. Одни считают, что это не более чем побочная теория, не имеющая серьезных аргументов и научных доказательств, в то время как другие полагают, что она вполне законна и заслуживает изучения.
Критики, конечно же, указывают на то, что признаки тепла и радиации можно объяснить естественными причинами, такими как вулканическая активность или воздействие радиоактивных минералов. Кроме того, они утверждают, что у древних индийцев не могло быть технологий для строительства и эксплуатации ядерных реакторов.
Но, по крайней мере, один феномен все равно остается не проясненным — это выравнивание храмов. Хотя вроде как нет доказательств наличия технологий или знаний, необходимых для столь точного выравнивания памятников (и если присутствие инопланетян тоже исключить), никто так и не смог объяснить, как древние это сделали.
Действительно ли Шива-лингам был древним ядерным реактором – узнать сейчас практически невозможно. Официальные эксперты, очевидно, никогда не признаются в подобном допущении и будут дискредитировать любую попытку расследования…
Однако, опять же, гипотеза вторичного использования индусами более древних артефактов напрашивается довольно часто. Особенно в случаях, когда речь идет о том, почему же лингам не порушили мусульмане? Да ведь скорей всего они тоже понимали, что уникальные каменные сооружения построены вовсе не их противниками!
Или вам больше понравится другой вариант? Например, такой: так как в мифологии Шива был аскетом, то ему и не принято подносить всякие там драгоценности и прочие богатства. Наоборот, как принято в индуизме, лингам старательно поливали молоком и медом, заваливали орехами и фруктами и клали к нему охапки цветов. Возможно, именно поэтому — не поняв в точности, что же это такое в меду и бананах — его и не тронули?!






11. Незнакомая цивилизация.

Там птицы стремятся к Праягу —
Священному месту в Бхарате.
Там чувствуешь тонкую влагу
Небесной реки Сарасвати…

«… Обезьяны называли это место своим городом и выказывали притворное презрение к населению джунглей за то, что оно жило в лесу. А между тем они не знали назначения строений и не умели пользоваться ими. Обезьяны часто садились кружками в зале совета короля, чесались, отыскивая блох, и притворялись людьми. Иногда же то вбегали в дома без крыш, то выбегали из них, складывали куда-нибудь в угол куски штукатурки и старые кирпичи, тотчас же забывали, куда спрятали их, дрались и кричали во время схваток, внезапно затевали игры, носясь вверх и вниз по террасам королевского сада, раскачивали там кусты роз и апельсиновые деревья, забавляясь тем, как с них падают цветы и плоды. Они исследовали все проходы, все тёмные коридоры дворца, многие сотни его маленьких затенённых комнат, но не помнили, что видели, чего нет. Так по двое и поодиночке или толпами обезьяны шатались, постоянно уверяя друг друга, что они держатся совершенно как люди. Они пили в водоёмах, мутили воду и дрались из-за этого, но сейчас же все неслись куда-нибудь толпой, крича: «В джунглях нет никого такого умного, ловкого, сильного и благородного, как Бандар-лог!» И всё начиналось сызнова, пока им не надоедал город…»





Кое-кто из читателей наверняка слышал, что еще в 1979 году исследователь культуры и языков Древней Индии англичанин Дэвид Девенпорт и итальянец Этторе Винченти обнародовали версию о том, что древний индийский город Мохенджо-Даро, руины которого обнаружили в первой четверти XX века на одном из островов реки Инд, погиб в результате мощного взрыва, напоминающего ядерный!
Кстати, тот погибший город поражал степенью своей организации. Главные улицы были десятиметровой ширины, сеть проездов подчинялась единому правилу: одни шли строго с севера на юг, а другие – с запада на восток. По всем улицам протянулись арыки, вода из которых подавалась в дома, выстроенные из обожженного кирпича. Но что еще важнее – каждый дом был связан с системой канализации, проложенной под землей в трубах из обожженного кирпича и выводящей все нечистоты за городскую черту.
Девенпорт считал, что выдвинутая версия подтверждается древним индийским эпосом «Махабхарата», где можно найти описание сражения, в ходе которого был произведен некий «взрыв», вызвавший «слепящий свет, огонь без дыма», при этом «вода начала кипеть, а рыбы обуглились».
Могло ли быть атомное оружие у хараппской цивилизации (к которой относят Мохенджо-Даро официальные историки)? Конечно, нет. Ибо между простыми арыками с городской канализацией и ядерными технологиями – целая пропасть. Зато более древняя или же инопланетная цивилизация, освоившая межзвездные перелеты, ядерное оружие вполне могла иметь. И не только ядерное.
Комментируя текст «Махабхараты», Девенпорт говорил следующее:
«В основе этого описания разрушительного сражения, вероятно, кроется какая-то тайна. Еще большее удивление вызывают те места, где говорится о странном оружии не общими словами, а конкретными терминами».
Действительно, в эпосе упоминаются такие слова как «моха» – оружие, приводящее к потере сознания; «тващар» – средство, рождающее хаос в рядах противника; «шатании» – оружие, убивающее одновременно сотни людей; «варша-на» – средство, вызывающее проливные дожди.
В одной из частей «Махабхараты» имеется еще более странное описание:
«Это неизвестное оружие, железная молния, гигантский посланец смерти, превратило в пепел все племя Вришнис и Андхакас. Обугленные трупы даже невозможно было опознать. Волосы и ногти выпадали, горшки разбивались без видимой причины, птицы становились белыми. Через несколько часов вся пища становилась ядовитой. Молния превращалась в тонкий порошок».
А далее более знакомая картина атомного взрыва:
«Пукара, летая на борту виманы высокой мощности, бросил на город только один снаряд, заряженный силой Вселенной. Раскаленный добела храм, похожий на десять тысяч солнц, поднялся в его сиянии…»
Индийские тексты, упоминая об оружии большой разрушительной мощности, прямо указывают на то, что оно принадлежало богам, свободно летающим на своих «виманах» как по небу, так и между звезд. То есть представителям инопланетной цивилизации. И хотя это оружие применялось порой для уничтожения земных городов, основной целью были все-таки не люди, а те же самые боги.
Боги воевали друг с другом!
По мнению некоторых исследователей, в индийских храмах ряд рисунков изображает не что иное, как воздушные корабли древних богов. Они же полагают, что рисунки являются иллюстрациями великого эпоса «Рамаяна», в котором тоже, как известно, немало места уделено воздушным сражениям богов и героев.
Например, в части седьмой «Рамаяны» рассказывается о том, как великий бог Брахма подарил герою Кубере чудесную колесницу Пушпаку. Она была украшена колоннами и арками, с лестницами и террасами, и могла превосходно летать по воздуху. Злодей Равана, брат Куберы, отобрал Пушпаку и с её помощью не только участвовал в «звёздных войнах», но и неоднократно опускался в подводное царство.
Так что если ориентироваться на индийские легенды и предания, то в их текстах легко можно увидеть, что боги непрерывно конфликтовали между собой за власть то над отдельными городами, то над целыми странами, а то и над всеми богами.
Но все же из-за чего велась эта полномасштабная «божественная» война?




12. Заветы древних богов.

Чтобы в сумраке влажного леса,
Где простерся над нами навес,
Вдруг исчезла, как дымка, завеса,
Отделившая нас от небес.

Есть версия, что в период богов-цивилизаторов людям передавался некий «джентльменский набор» цивилизации. Причем, как мы видели ранее, жестким «необходимым минимумом» дело вовсе не ограничивалось – люди получали в том числе и те знания, которые совершенно излишни для простого служения богам в качестве рабов. То есть боги-цивилизаторы явно увлеклись. И вполне возможно, что это было вольно или невольно спровоцировано людьми – ученики оказались куда способней, чем на то изначально рассчитывали учителя. Люди переставали зубрить и начинали думать и выстраивать причинно-следственные связи между разными событиями и действиями.
Люди начинали искать и творить! А это – приоритет богов, а не «говорящих мартышек».
Естественно, разные боги по-разному относились к такому развитию событий. Кому-то это нравилось, а кому-то могло и не понравиться.
И если группа богов-цивилизаторов не видела в этом ничего плохого и явно стремилась добиться подъема человеческой цивилизации, приблизить ее к своему уровню (своего рода «прогрессорская деятельность»), то у других богов на это был прямо противоположный взгляд.
Стремление людей подняться «до уровня богов» в глазах некоторой части богов казалось покушением на их монополию, на их власть над людьми.
Чем же это могло называться на их языке — как не «прегрешением» и «гордыней»?
Кстати, именно данный мотив мы видим в разных версиях мифа о Вавилонской башне, в том числе и в библейской…





Конфликт то усиливался, то слабел. Где-то сторонники прогрессорской деятельности разворачивались в полную силу, а где-то контроль за событиями периодически брали в свои руки их противники. По крайней мере, именно на это косвенно указывают древние индийские предания.
Как бы то ни было, противоречие двух представлений о развитии цивилизации постепенно разгоралось, дойдя до прямого противостояния. И в конце концов вылилось в полномасштабную Войну богов. Войну, в которой боги, стремившиеся вернуть человечество в рабское состояние на базе «веры», видимо, одержали верх над богами-прогрессорами, делавшими ставку на развитие знаний людей.
Неизвестно, куда потом делись те самые боги. В легендах и преданиях можно проследить единую закономерность – упоминания о непосредственном участии богов в описываемых событиях постепенно сходят на нет. Вместо них появляются сначала «полубоги», затем «герои», и в конце концов главными действующими лицами становятся обычные люди. Боги как таковые куда-то исчезают из числа активных участников событий. И даже тогда, когда они как-то проявляют свое существование, они уже не живут среди людей, а появляются лишь изредка откуда-то со стороны: «из волшебной страны», «с неба» или вообще «неведомо откуда».
… В Хампи до сих пор легко почувствовать себя Индианой Джонсом из небезызвестного фильма. Побывав здесь, начинаешь понимать, почему множество современных фантастических фильмов черпают сюжеты именно из древней мифологии Индии. Сквозь позднейшие наслоения тут частенько проглядывают следы совсем другой — незнакомой! — цивилизации, лишь отдаленно напоминающей нашу.
Конечно, часть индусов утверждают, что все великолепие древнего города является делом рук их предков. Их не особо смущает тот факт, что технологические возможности даже современной Индии далеки от того, что легко (и даже как бы играючи) удавалось древним мастерам.
Более образованные индусы придерживаются взглядов, что скорее правы древние эпосы — где во многих подробностях рассказывается о некой «цивилизации богов» с удивительными и непостижимыми возможностями, недоступными современному человеку.
Ну, а большинство местных жителей просто верит, что эти храмы строили вовсе не обычные люди, а именно герои «Махабхараты» или «Рамаяны». Или даже тысячерукий демон Банасура (согласно легенде, великий царь демонов был ужасающим в своих поступках, но зато отличался тем, что особо почитал Шиву и всячески старался его умилостивить)…






«Кто владеет прошлым, тот управляет будущим» — весьма точно сформулировал Никколо Макиавелли. И примечательно, что в многочисленных политических конфликтах, происходивших уже в современное время, одними из главных пострадавших часто являлись отнюдь не политические режимы и даже не военная или промышленная инфраструктура, а древнейшие мировые артефакты и реликвии. Можно вспомнить хотя бы гигантские статуи Будды, уничтоженные талибами в афганской провинции Бамиан. Или трагедию, постигшую древний Вавилон — один из великих центров зарождения цивилизации.
Во время боевых действий в Ираке группа мародеров разграбила Национальный музей, и «случайные грабители» необъяснимым образом вскрыли стальные двери хранилищ, прекрасно ориентируясь при этом в сложных лабиринтах коридоров. Не меньшая драма развернулась вокруг здания Египетского национального музея в Каире, буквально переполненного предметами ушедших эпох, ценность которых настолько высока, что определить ее не всегда представляется возможным.
Впрочем, уничтожение свидетельств человеческой истории продолжается уже не одно столетие. Вспомним, к примеру, знаменитую Александрийскую библиотеку. Являясь крупнейшим в античном мире книгохранилищем, она содержала сотни тысяч уникальных свитков, но при этом неоднократно подвергалась сожжению; в итоге большинство текстов до нас не дошли.
Так что несомненная цель подобного варварства — не дать человечеству осознать, кем оно является на самом деле, где его истинные корни, как исторические, так и духовные. Очень похоже, что на Земле уничтожаются в основном памятники старины, рассказывающие историю мира до появления на свет мировых религий. Ведь древние манускрипты, карты, статуи и прочие артефакты зачастую свидетельствует о том, что на планете действительно существовали материки, народы, животные и целые цивилизации, которых сейчас относят лишь к области фольклора.
А вот то, что сегодня признается истиной, оказывается на самом деле вымыслом.


Дмитрий Фефелов,
апрель 2023 г.

Комментарии (2)

RSS свернуть / развернуть
+
0
+ -
avatar

admin

  • 11 мая 2023, 12:19
Вы уже выпустили или в ближайшем будущем выпустите печатную версию Вашей… Эмм… Книги (а как иначе назвать сборник Ваших путешествий?)… Пока не прочитал текст — картинки смотрел. Был в Индии дважды (второй раз — командировка в Мумбай, можно сказать, не в счёт). Очень интересная страна, но без бутылки джина в руке для меня лично была трудновата для покорения. В Непале даже без бутылки справлялся)
+
0
+ -
avatar

fdiogen

  • 12 мая 2023, 19:21
Пока нет, не планирую… Увы, на все времени не хватает. Дай бог хоть что-то из поездок, так сказать, зафиксировать в виде подобных «путевых заметок». А ведь о каждой стране, где мне довелось побывать, еще по паре публикаций вполне можно сделать. Я даже отвечаю вот с задержкой — потому что только часа два-три назад вернулся из очень интересной экспедиции в горный оазис. Так что все подобного типа телодвижения («печатные версии» имею в виду) априори отодвигаются в далекое будущее — когда старость «придавит к полу» и лишит возможности более-менее активно передвигаться по миру. Тогда, быть может, и подумаем над этим…

Внимание!

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии непосредственно на сайте. Советуем Вам зарегистрироваться (это займёт 1 минуту) и получить тем самым множество привилегий на сайте!

Можно также оставить комментарий через форму "ВКонтакте" ниже, но при этом автор публикации не получит уведомление о новом комментарии.