Осташков-2015: В поисках горячей воды / Блог принадлежит: bulava61 / Автотуристу.РУ - автопутешествия и автотуризм: отчёты, трассы и дороги, в Европу на машине, прокладка маршрута!


Авторизация

Зарегистрироваться

Войти или Зарегистрироваться        Мобильная версия

Осташков-2015: В поисках горячей воды

День 1-ый, 12 июля 2015 года. «Зачем мы брали Эрмитаж в семнадцатом году?»
Минуло почти сто лет с того момента, как подвыпившие матросы стрельнули с «Авроры», взяли Эрмитаж, поменяли строй, который затем снова поменялся, а пережитки развитого социализма в виде летнего отключения горячей воды преследуют нас до сих пор. Понять причину и смысл отключения мы не в силах, но работников бассейнов выгнали в двухнедельный отпуск, проводить его дома скучно и нелепо, поэтому решено разнообразить этот мини-отпуск небольшой поездкой по Тверской области.
Новый автобан от МКАД до Солнечногорска сужается с 6 полос в одну сторону до 2-х и вливается в старую Ленинградку со светофорами по городам и деревням. На 99-м километре пончики — 5 штук за 125 рублей, довольно вкусно. Свернули на Конаково, дорога стала хуже, народ с грибами и ягодами по обочинам.





Сам город на воде, уютный, впервые походили по понтонному мосту — одна из достопримечательностей, окунуться не было желания — ветер, волны, около 15 градусов, хотя длинный песчаный пляж смотрится здорово. К 14 часам приехали в Тверь, ранее бывали тут лет 15 назад, город запомнился отвратительными дорогами, теперь же всё изменилось в лучшую сторону — дороги приличные, лишь трамваи древние катят по таким же древним, кривым рельсам.



Попробовали заселиться в санаторий «Бобачевская роща», но там тоже отключили горячую воду, пришлось ехать на другой берег Волги, где ещё не отключали. Гостиничный дом Исаевский на северной окраине среди небольших домиков приютил нас на две ночи по 1700, без завтрака. Почти весь небольшой номер занимает двухспальная кровать, на стене телевизор (работает), душ в номере.



Пообедали в столовой на 1-м этаже, поехали знакомиться с городом. Екатерининский Путевой дворец на реставрации, картинная галерея переехала, на набережной одинокий Пушкин, на другой стороне Волги Афанасий Никитин.






Пешеходная улица Трёхсвятская с хорошим недорогим сувенирным магазином, домиками старой постройки, рядом на бульваре скромный памятник Кругу на скамейке…



Жаль, что периодически накрапывал дождь.
День 2-й, 13 июля. «И пускай не ходят поезда в наш забытый Богом уголок...»
Завтрак прошёл в кафе «Чайная ложка», довольно сытно, но дорого, кофе был неплох, не более. Пока ели, несколько раз менялась погода: пасмурно, дождь, солнце, снова дождь… Градусник не смог преодолеть 15-градусную отметку, посему купание в Волге, Тверце и их притоках отменялось. Пошли искать музей электротранспорта, с прежнего адреса он переехал, куда — никто не знал. Плюнули на всё, решили махнуть в город Бежецк, 130 км на север, может там что найдём работающее. Дорога Р-84 напоминает стиральную доску с участками метров по 300 с новым асфальтом, относительно ровный кусок встретился километров за 10 до Бежецка, но последующие городские дороги заставили плеваться и материться.



При въезде в город идёт укладка нового полотна, тут надо весь город перестелить заново, понятие асфальт можно применить только к центральной улице, остальное — бугры и ямы земляного происхождения. Проехать без проблем можно только на танке. Навигатор в этой глуши нёс какую-то чушь, поэтому ориентировались, спрашивая у местных, да и те не всегда знали, где эта улица, хотя до неё метров 100. Поскольку супруга — поклонница поэзии Серебряного века, пропустить единственный в мире музей Гумилёва мы не могли, хотя найти на окраине клуб с музеем очень проблематично. Почти отчаявшись найти, хотели развернуться и уехать, но тут нас вывели на него знающие люди. Попали в выходной день, но девчата в клубе узнав, из какой глуши мы припёрлись, позвонили экскурсоводу и через минут 10 он уже увлечённо рассказывал нам двоим об истории создания и экспонатах трёх музеев, находящихся в здании клуба. Пара часов пробежали незаметно. Экспозиции небогатые, но собраны с любовью, рассказ существенно обогатил наш головной мозг. Благодарили всех долго, но снова приехать не обещали, пока не будет нормальных дорог.




Несколько памятников хоть кому-то из известных людей, кто бывал в этом городке и очаг культуры в виде клуба не скрасили общих унылых впечатлений о глубинке. Возвращались той же дорогой, на тех же ухабах тряслись обратно, утрамбовывая съеденный перед отъездом обед. Попытка найти продукцию местного алкозавода «Вереск» — настойки на ягодах — потерпела неудачу — завод приказал долго жить и ничего не осталось.



Деревни вдоль дороги представляют унылое зрелище, люди занимаются реализацией по обочинам даров леса. В Твери остаток вечера прошёл в прогулках по городу, завтра меняем дислокацию.
День 3-й Деловые люди.
Утром попытались доесть то, что захватили с собой — не осилили, выпили по чашке кофе и поехали. Оценка гостиницы — 8 баллов из 10 из-за маленьких недочётов (маловат номер, створки душевой кабины неплотно смыкались внизу). Путь на Селигер лежит через пару небольших городов, первый из них — Торжок.




Въехать в него с первого раза не получилось — идёт ремонт путепровода через железку, пришлось развернуться, выехать снова на Ленинградку и километров через 5 заехать через северный въезд. Большинство домов малоэтажки в разной степени износа, цены на рынке почти московские: вишня 150 — 200 руб., ведро черники готовы были продать за 1200, но сколько бы времени мы бы ели эту ягоду? Дороги местами убитые, кое-где терпимые, пейзажи и виды красочные, но любоваться мешал дождь, пришлось скомкать программу и ехать дальше. Непонятный город Кувшиново встретился через 50 км, дороги в нём не вызвали нареканий, но смотреть не на что — одна деревянная церковь и маленький памятник женщине (видимо, госпоже Кувшиновой). Пяти минут хватило для осмотра и понимания.
Дорога Р-111 от Торжка до Осташкова почти точная копия дороги Тверь — Бежецк, однорядная трясучка, только пейзаж более луговой и леса широколиственные.



В Осташкове поселились в гостинице СДЛ (союз деловых людей), заселяют всех — деловых и не очень. Просторный номер на 2-х с балконом и ванной обошёлся в 1500 за сутки, окраина, довольно тихо, при соответствующем ветре прилетал запах гниющей тины и сероводорода, да и вода из-под крана попахивала тем же. Кафе на первом этаже дороговато, пообедали, пошли изучать город. Дороги ни к чёрту, немногим лучше бежецких, боковые улицы земляные, ямы и кочки. Прошлись по тихому острову Кличен, поглотали кислород, пляж хороший, песчаный, но +15 не располагают к купанию.
День 4-й. «Издалека долго течёт река Волга».
Утро выдалось ясным, небо чистым, чуть позже поналезли облака. Решили махнуть на исток Волги, километров 70 от Осташкова, заглянуть в Ширково к самой высокой деревянной церкви Руси. Сразу за городом дорога превратилась в направление, трещины, ямы, заплатки составили сложный рисунок нагромождений, двигаться быстрее 20 км/час нереально. После Хитино стало чуть лучше, можно было разогнаться до сотни. Примерно 10 километров хорошей дороги, всё остальное — слёзы водителей. За 20 км до истока пошёл грейдер — гусеничные трактора укатали земляную дорогу, оставив гребни своими стальными гусеницами, хотя некоторые джипы пролетали быстро. В основном едут машины с московскими, подмосковными и питерскими номерами. Утром народу мало, стоянка на окраине села Волговерховье, к истоку пешком через село — женский монастырь, три-четыре жилые избы и столько же развалюх, три пенсионера, одна собака — всё население.






Исток Волги окружён стоячей водой и по руслу она не течёт. В паре десятков метров от истока великая русская река пересохла, по руслу все проходят, не замочив ног.




Непонятно, что же теперь протекает через Ржев, Саратов и впадает в Каспий? Рядом с истоком собор из красного кирпича, закрыт на замок, коробейники с магнитами и сувенирами, комары, слепни да накрапывает дождь. Пора назад, переползать через 20 километров грейдера. В паре километров отсюда по дороге вывеска, обещающая покормить — попоить, Ольгин хутор, свернули, встретила сама хозяйка, пообщались, покормила свежими щами, напоила растворимым кофе, дала с собой берёзового кваса.





Собирает разные старинные предметы — утюги, патефон, зингеровская швейная машинка, часы-ходики — всё на своём месте под слоем пыли. Хлеб привозят раз в неделю, остальное надо покупать в Осташкове, туда 2 часа трястись по подобию дороги. Как люди выживают — загадка. С радостью выезжаешь на раздолбанный асфальт после грейдера и думаешь, что сюда второй раз мы не поедем. Только чудакам понравится трястись по грейдеру 40 километров. Но через полчаса этими чудаками мы и оказались. Свернув у Хитино на Пено, через 10 минут взяв правее, на церковь в Ширково, упёрлись в точно такой же грейдер, а до церкви 20 километров. Вспомнили Чернышевского — «Что делать?», ехать или развернуться? Жилка садомазохизма победила — поехали к церкви. Объект постройки конца 17-го века, практически без окон, на высоком берегу озера, рядом с новостроем, выглядит громадным почерневшим великаном.



Ни зайти внутрь, ни залезть нет возможности, хотя верёвки сверху спущены, можно залезть на первый ярус и в окно. Обратно тот же грейдер, натряслись на несколько лет вперёд, потянуло к прекрасному — в селе Рогожа музей природы селигерского края в церкви. Успели за полчаса до закрытия, в трёх залах увидели всё зверьё, что можно встретить в лесах и на озёрах, можем отличить енотовидную собаку от барсука. День трясучки закончился воспоминаниями, где ещё мы встречали такие дороги — Бежецк и Шлиссельбург.
День 5-й. «Пароходы быстрые, вы куда уходите от пристани?»
Попытки проникнуть в музей рыбы и тюрьмы «Острог» закончились неудачно — ничто не работало в указанные часы. Двухчасовая экскурсия на теплоходе по озеру в хорошую погоду оказалась как нельзя кстати. Впервые не было намёка на дождь, светило солнце, температура перешагнула 20-градусный рубеж.





За 450 рублей с носа экскурсовод на корабле повысил наш культурный уровень в области истории края, осмотрели близлежащие острова и берега, высадились в Никола-Рожке у церкви, погуляли, позавидовали загорающим и купающимся.




Вернулись в город на обед, после чего поехали по суше к монастырю, виденному с воды — Нилова пустынь. Дорога неплохая и место оживлённое с коробейниками и возможностью прокатиться на лодке, катере.



Сам монастырь на полуострове, симпатичный снаружи, много посещаемый, внутрь не пошли. В Осташкове остаток дня провели на пляже, измеряя температуру воды и решая — купаться или нет. Чтобы окунуться, идти надо метров 80 от берега, песок под ногами и мелко, у самого берега вода прогрелась до 23 градусов, дальше только до 21. Супруга окунулась и поплавала, я воздержался.




Прощальный ужин прошёл в кафе гостиницы, выпытали у официантки, где они берут вкусную селёдку, нашли магазин, затоварились. Цены на витрине и на кассе разнятся раза в полтора не в пользу покупателя, видимо местным всё это продаётся дешевле по скидочным картам, а пришлые огребают по полной.
Подводя итоги, можно отметить неплохой гостиничный сервис (оценка гостиницы 7,5), красивую природу, добрых людей и отвратительные дороги, такие, что ехать второй раз сюда не хочется, что, видимо, не очень беспокоит администрацию и губернатора. За время поездки не встретили ни одного иностранного туриста, беларусы не в счёт.
День отъезда. «Всегда с трудом даётся возвращенье...»
Поскольку рыбная лавка, замеченная нами накануне, открывалась в 10, спешить было некуда, собрали вещи, сдали номер, позавтракали и к открытию были возле лавки, скупили всю партию судака и покатили в сторону дома, по пути затариваясь ягодами у придорожных торговцев, две трёхлитровые банки черники обошлись в 1000 рублей, а пластиковая коробка с морошкой в 600. До этого видеть морошку не доводилось. Болтая с населением о жизни выяснили, что лето сухое, грибов нет (минимальные кучки с лисичками не в счёт), морошка сходит, найти её можно в районе Андреаполя, а черники полно, но она мелковата. Ну и напоследок диалог:
--Приезжайте к нам в следующем году.
--Если дороги нормальные сделают…
--Ну, значит никогда…
Такая вот безнадёга…

Комментарии (6)

RSS свернуть / развернуть
+
2
+ -
avatar

Tat-77s

  • 21 июля 2015, 20:36
А ведь машина времени существует. Волговерховье, Ширково, Пено — была в 93 году, ничего не изменилось, вообще, только болотце у истока Волги было поглубже. После Вашего очерка потянуло на философию.
+
0
+ -
avatar

bulava61

  • 21 июля 2015, 21:30
Это не очерк, а глубокое социологическое исследование тверской глубинки. Неужели с 93-го года дорогами не занимались?
+
2
+ -
avatar

Tat-77s

  • 21 июля 2015, 22:27
Подозреваю что ДО 93-го не занимались тоже :)
Хлеб привозят раз в неделю, остальное надо покупать в Осташкове, туда 2 часа трястись по подобию дороги. Как люди выживают — загадка
но живут же. В прошлом веке еще по Селигеру раз в неделю баржа ходила с продуктами, типо автолавки, но по воде.
+
1
+ -
avatar

bulava61

  • 23 июля 2015, 17:00
Ремонт ходовой части автомобиля после поездки вылился в 22 тыс. руб. Так что, закладывая бюджет, умножайте на два.
+
0
+ -
avatar

dos-dias

  • 21 мая 2016, 16:29
Подскажите где вы приобретали билеты на катер который ходит до Ниловой пустыне и есть ли у него расписание и всё такое?
+
1
+ -
avatar

bulava61

  • 21 мая 2016, 16:48
До Ниловой пустыни ездили на машине. Катера плавают по всему Селигеру. Расписание на несколько ближайших дней и билеты — в кассе у пристани.

Внимание!

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии непосредственно на сайте. Советуем Вам зарегистрироваться (это займёт 1 минуту) и получить тем самым множество привилегий на сайте!

Можно также оставить комментарий через форму "ВКонтакте" ниже, но при этом автор публикации не получит уведомление о новом комментарии.