Троглодиты ждали меня... / Блог принадлежит: fdiogen / Автотуристу.РУ - автопутешествия и автотуризм: отчёты, трассы и дороги, в Европу на машине, прокладка маршрута!


Авторизация

Зарегистрироваться

Войти или Зарегистрироваться        Мобильная версия

Троглодиты ждали меня...

(Жизнь африканских берберов глазами казахстанца)


Троглодит – из древне-греческого языка: «живущий в пещере». В концепции Карла Линнея подвид человека (Homo troglodites), характеризующийся человеческим обликом, обильной волосатостью и неразвитой речью. Выделен на основе свидетельства древних авторов и рассказов путешественников. Предполагалось, что троглодиты могли быть прообразом сведений о сатирах.
(из Википедии)

Скажу сразу: они меня дождались…
Но обо всем по порядку.
Честно признаюсь: к троглодитам я попал весь в слезах. И, уж извините за интимную подробность, в соплях тоже.
Хотя… ну не совсем вот прямо так. А как бы наполовину.
Африка, знаете ли. Жара и прочие «нюансы», связанные с местным климатом, сыграли свою злую шутку. Ходить по жаре с насморком и громко чихая – это, доложу вам, совсем не комильфо.
И ведь в Африке я уже не впервые. Был здесь – несколько восточнее, в другой стране – совсем недавно. Всего полгода назад. Однако дело было зимой (естественно, в сугубо африканском понимании), и если днем в пустыне вполне даже жарко, то ночью там основательно холодало. В автобусе даже приходилось включать печку. Однако за всю ту продолжительную поездку я даже ни разу не чихнул.
Теперь на дворе август, и несколько дней назад мы ездили по северу Туниса. Там, на «крайнем севере», жара стояла под сорок – правда, интересное сочетание?! И это еще ничего. Местные жители рассказывали нам, что как раз прошедший июль выдался особенно горячим: температура зашкаливала вообще под пятьдесят и выше. А сейчас, дескать, стало терпимо.
Первым от таких «терпимых» температур сдулся мой смартфон, решительно отказавшись записывать видео. И продемонстрировав вдобавок к этому комплект разнообразных глюков. Потыкав на дисплее все возможные комбинации, я наконец догадался его просто-напросто охладить, подставив под струю кондиционированного воздуха. Так и ехал в дальнейшем несколько сотен километров, периодически охлаждая незаменимый гаджет. На улице, во время наших вылазок, смартфон через какое-то время перегревался и начинал неслабо тормозить. В автобусе, включив кондиционер на полную мощность, я его быстренько реанимировал, перезагружал и вновь имел возможность что-то снимать и записывать. Некоторые фотографии из тех, что вы здесь увидите, стало возможным сделать только после таких «сеансов реанимации».
Смартфону в результате полегчало.
А мне поплохело, правда не сразу. Прыжки из-под палящего солнца, в насквозь промокшей от пота футболке, под включенный на максимум кондиционер даром, естественно, не прошли.
Та сторона моей физиономии, которая подвергалась наибольшему воздействию потоков холодного воздуха, через пару-тройку дней (и уже совсем в другой части страны) соизволила, наконец, сказать «нет» подобному небрежному обращению. Из одной ноздри потекла известная жидкость, а глаз стал крайне неприятно слезиться, особенно на ярком солнце.
Поэтому одна половина моего лица как бы продолжала функционировать в обычном режиме. А другая половина реально «пошла вразнос»: заставляла меня чихать, подтираться предусмотрительно захваченным носовым платком и сильно щуриться при дневном освещении. Таким я и вышел в результате на некоторых снимках. Их я вам, так и быть, показывать не буду.






За это время мы переместились с «крайнего севера» на юг Туниса и прибыли в окрестности города Дуз, расположенный в провинции Кебили. Ярко выраженные поэтические натуры описывают этот небольшой город примерно в следующих выражениях:
«Дуз — словно занавес, отделяющий Тунис цивилизованный от Туниса первобытного. Отдёрнув который, застываешь в изумлении перед безмолвным величием пустыни Сахара. Сами тунисцы так и называют город: ворота в Сахару. И в подтверждение этих слов на самом краю города, перед Большой дюной, стоит памятник в виде ключа. Здесь очень жарко, очень тихо и безумно красиво. Дуз западает в душу в первую очередь благодаря пустоте окружающего пространства. Житель мегаполиса, взгляд которого привык цепляться за высотные здания, просто не в силах поверить, что на свете бывает такой простор».
Пафоса тут, конечно, хватает, и в таком духе продолжать можно долго. Но в целом все будет правдой, особенно насчет «занавеса». Лично для меня Тунис именно после Дуза открылся несколько с иной стороны. Северная часть страны вообще сильно отличается от южной по рельефу, по природе, по населению и, естественно, по климату.
На севере вдоль побережья климат субтропический средиземноморский, а на юге и во внутренних районах — тропический пустынный. Например, средние температуры января достигают плюс 10 градусов на севере и как минимум вдвое больше, до 20 и более градусов, на юге. Такой же значительный разброс по температурам в летние месяцы.
Осадков за год выпадает от 100 миллиметров на юге до 1500 в северных горных районах. А некоторые пустынные области на юге вообще не получают осадков в течение многих лет подряд. Летняя жара на побережье при этом здорово смягчается морским бризом, и поэтому субъективно там кажется даже несколько прохладнее, чем есть на самом деле. В пустынных же районах ночью нередки заморозки весной и осенью, хотя днём температура в этот период может достигать почти 30 градусов.
На севере и на востоке Тунис омывается Средиземным морем, на западе граничит с Алжиром, на юго-востоке — с Ливией. Около трети его территории занимают восточные отроги гор Атлас, а большая часть остальной территории покрыта саваннами и в основном пустынна.




Это аграрно-индустриальная страна, основу экономики которой составляет сельское хозяйство. Второе место в национальном доходе занимает туризм, а третье — легкая промышленность, в основном текстильная.
По экспорту оливок и оливкового масла Тунис занимает четвёртое место в мире. Говорят, здесь насчитывается более 50 миллионов оливковых деревьев (сам не считал, поверим тунисцам на слово). И страна, соответственно, обеспечивает до 10 процентов мирового производства оливкового масла. Но прочей сельскохозяйственной продукции Тунис производит недостаточно и вынужден её импортировать.
В стране около 11 миллионов жителей, примерно 97 процентов населения — это арабы. Однако имеется и незначительная часть, в пределах одного процента, берберов, в основном проживающих на острове Джерба и в нескольких районах на юге. Берберы Туниса, представленные племенем нефуса, говорят на одном из диалектов берберского языка, так называемого «шелха».
Большинство людей в мире считают, что все коренные жители Африки – негры. Но негры испокон веков населяли Африку к югу от Великой пустыни. Через пустыню они не переходили, считали, что в ней живут злые духи. Приходилось, между прочим, слышать, что черти у негров — белые и светлоглазые (за данное утверждение ручаться не берусь). А как раз среди берберов до сих пор много людей со светлыми и даже голубыми глазами.
Так кто они такие, берберы? В принципе, это один из наиболее загадочных народов из всех живущих на Земле.
Никто не знает, когда они пришли на север Африки и откуда. Но случилось это за много сотен лет до того, как данные земли завоевали арабы и даже до прихода финикийцев. Сами берберы никогда себя не называли берберами, то есть словом, которое ведет свое происхождение от латинского «barbari». Имеется самоназвание — амазиг, амахаг, что означает «свободный мужчина» или «благородный человек». В целом это общее название принявших в VII веке ислам коренных жителей Северной Африки, проживавших от границ Египта до Атлантического океана (если брать с востока на запад), и от реки Нигер на юге до Средиземного моря на севере. Большинство верующих среди них — мусульмане-сунниты.






В прошлом берберы имели несколько своих государств, почти полностью совпадающие в своих границах с современными Марокко, Алжиром и Тунисом. Но со времён мусульманского завоевания жители Магриба (от арабского эль-Магриб: «там, где закат» — название, данное средневековыми арабскими моряками, географами и историками странам Северной Африки, расположенным к западу от Египта) подверглись значительному влиянию арабской культуры. Большинство берберов сегодня так или иначе владеют местной разновидностью арабского. Некоторые владеют также французским и испанским языками, распространившимися на севере Африки в колониальный период (XIX-XX века).
Многие берберы утратили идентичность по мере интеграции в арабское общество и забыли свой родной язык. Однако сохранили культурные отличия в виде традиций и обычаев, которые сильно отличаются от культуры других современных жителей Магриба. Самобытность берберов проявляется в особенностях традиционной одежды, народных танцев и песен, фольклоре и ремеслах.
Некоторые берберы, кстати, достигали высокого положения и при арабах. Арабский полководец Тарик ибн Зияд, живший в VII веке и завоевавший королевство вестготов, был берберского происхождения. Вообще, как утверждают историки, подавляющее большинство правивших в Северной Африке на протяжении столетий династий имело берберские корни.
В настоящее время численность африканских берберов ориентировочно оценивается в диапазоне от 20 до 40 миллионов человек – это по одним данным. По другим, в Северной Африке около 100 миллионов берберов, однако только 25-30 миллионов из них всё ещё говорят на берберском языке. Считается, что большинство населения Северной Африки к западу от Египта имеют берберское этническое происхождение, хотя из-за исламизации некоторые этнические берберские группы идентифицируют себя уже как «арабизированные берберы». Кстати, Муаммар Каддафи, бессменный правитель Ливии в течение многих лет, родился как раз в таком арабизированном берберском племени бедуинов. Текла в нём, правда, и арабская кровь. Интересно, что на берберо-арабском языке «каддафи» означает что-то типа «осквернённый, оскорблённый»…
Впрочем, берберы никогда и не являлись этнически и лингвистически полностью однородной группой, к тому же давным-давно проживают вперемешку с арабами. Вообще они — второй по численности после курдов этнос, не имеющий своих национально-автономных образований.
За пределами Африки — в Канаде, в Испании, Бельгии, Нидерландах, Германии, Италии и в других странах Европы проживают крупные берберские общины иммигрантов. В настоящее время только во Франции насчитывается примерно 1,2 миллиона берберов, большинство из которых имеет французское гражданство. Именно из французской берберской диаспоры происходит ряд известных личностей – таких как, скажем, Эдит Пиаф.
И прославленный в прошлом футболист национальной команды Франции Зинедин Зидан (известный в том числе тем, что в финале ЧМ в Германии на глазах у миллионов телезрителей за оскорбление своей сестры жёстко ударил головой в грудь защитника соперников Матерацци) по национальности тоже бербер. Кстати, на том мундиале 2006 года в результате сильнее оказались итальянцы, а удаленному с поля Зидану и его команде пришлось довольствоваться серебром…
Да и диаспоры из других стран не подкачали. Еще одна довольно известная певица, победительница конкурса «Евровидение 2012» (если кто помнит, это когда «Бурановские бабушки» заняли второе место) Лорин Зинеб Нока Талхауи – шведка с марокканско-берберскими корнями.
Историки утверждают, что в известном полководце Ганнибале из Карфагена текла берберская кровь. И в его армии, нашумевшей в своё время на всю Европу, был целый кавалерийский корпус берберов.
В истории Египта, если верить тем же историкам, также было несколько берберов-фараонов!




Франция, завоевав в XIX веке сначала Алжир, а затем Марокко и Тунис, предоставила берберам возможность обучаться на своем языке. В отношении них применялись иные правовые процедуры, нежели к арабам, и использовались различные меры, чтобы берберская идентичность сыграла свою роль на случай арабских восстаний в колониях. Когда Франция в 1883 году оформила протекторат над Тунисом, французы не раз пытались использовать этно-культурные различия населения для разжигания розни между разными общинами. Подобное дробление национальных общностей в протекторате, как полагали идеологи французской колониальной администрации, должно было свести к минимуму возможность создания единого антифранцузского протестного фронта.
Но времена французского протектората давно остались в прошлом. Воды с тех пор утекло немало, и согласно современным исследованиям генетики тунисцев, большинство из них как бы и являются потомками берберов. Конечно, с определенной примесью иных наций, взаимодействовавших с предками тунисцев в разные времена (финикийцы, римляне, африканцы, европейцы, арабы). Существует только совсем незначительная часть чистокровных берберов, в основном проживающих, помимо острова Джерба, в южных районах и городах Матмата, Татавин и Гафса.
Именно до этих краев я в конце-концов и добрался.
Интересный момент: Матмата и Татавин – как раз те памятники традиционной берберской архитектуры, которые изображёны в киносаге «Звёздные войны» как планета Татуин.
Именно окрестности пустыни Сахара в Тунисе кинорежиссер Джордж Лукас когда-то выбрал как наиболее напоминающие инопланетные ландшафты. Для съёмок планеты Татуин идеально подошел Тунис — благодаря своей близости к Европе и низкой стоимости работ на месте. Местность между пустыней Сахара и солёным озером Шотт-эль-Джерид стала своего рода полигоном для воссоздания родины Скайоуокеров — жаркой и сухой планеты, вращающейся вокруг двойного солнца, закат которого можно видеть в фильме. Там и были выстроены декорации Мос-Эспы — космопорта, пристанища авантюристов и контрабандистов.




Стоит напомнить, что самый первый фильм культовой саги, изначально вышедший под названием просто «Звёздные войны», имел огромный кассовый успех. Данный факт фактически спас компанию «20th Century Fox» от угрожавшего ей тогда банкротства. В 1981 году фильм был переименован в «Звёздные войны. Эпизод IV: Новая надежда». Как объяснял сам Лукас, он начал с четвёртого эпизода, ибо ему не терпелось разрушить Звезду смерти — что и произошло в данном фильме.
С самого начала отличительной чертой франшизы стало массовое производство сопутствующих товаров, таких как пластмассовые фигурки персонажей, технических средств из фильмов и других игрушек, футболок с символикой фильма и т.д. Успешные маркетинговые ходы Джорджа Лукаса позволяли поддерживать у публики высокий уровень интереса к «Звёздным войнам» в перерывах между выходами фильмов.
Часть этой денежной «благодати» перепала и на долю тунисцев.
Декорации к культовой саге Лукаса — одна из обязательных остановок на маршруте двухдневной туристической экскурсии в Сахару. И хотя с момента съёмок первого фильма эпопеи, для которого они и были построены, прошло более 40 лет, декорации по-прежнему находятся в относительном порядке и исправно приносят приличный доход в тунисскую казну. Состоят они примерно из двух-трех десятков домов характерной округлой формы.
В Мос-Эспе пара достаточно широких улиц и центральная площадь. В любой из домов можно зайти. Время, конечно, берёт своё — гипсовая оболочка домов осыпается с сетки-основания, и кое-где в зданиях зияют дыры, но туристам это не мешает. Ведь здесь можно побродить по родным местам одного из центральных персонажей киносаги Энакина Скайуокера (в рядах Ордена ситхов носившего имя Дарт Вейдер), и почувствовать себя настоящим обитателем Татуина, выглядывая из дверного проема вполне себе аутентичного инопланетного дома.




На площади стоят модели звездолётов и космического оружия, которые туристы местами разукрасили цитатами из фильма. Предприимчивые тунисцы предлагают (за отдельную плату, естественно) примерить одеяние Дарта Вейдера и принять грозную позу с мечом джедая, а также сфотографироваться в балахонах «народа песков» (таскенов или тускенов). Кстати, Лукас позаимствовал в свой фильм традиционный тунисский бурнус — очень широкий просторный плащ с капюшоном из сукна или тонкого войлока. Изначально бурнусы были распространёны у берберов Северной Африки, оттуда потом проникли в Европу во время Крестовых походов. Они даже стали частью униформы солдат французской колониальной армии – спагов. В России, между прочим, бурнус впервые упоминается уже в 1831 году. Изначально эти плащи были светлых тонов, орнаментированные тесьмой, шнурами и аппликациями в восточном стиле. И только к 1850-м годам в моду вошли чёрные бурнусы – что-то подобное в фильме носит Дарт Вейдер.
Помимо бурнуса, в фильме воспроизведена и еще одна разновидность местной одежды: тяжёлые шерстяные джеллабы. Джеллаба — традиционная берберская одежда, представляющая собой длинный, с остроконечным капюшоном, свободный халат с пышными рукавами…
Сфотографировавшись в полностью реалистичных ландшафтах планеты Татуин, двигаемся дальше. Кстати, кинематографический Татуин получил своё название от настоящего тунисского города Татавин (варианты транслитерации: Татуин, Татвин, Татауин, а также Фум-Татахвин и т.п.) — он расположен в двух с половиной сотнях километров от декораций.


Вообще в Тунисе немало мест съёмок «Звёздных войн», использовавшихся как натура для родной планеты Скайуокеров. Вот и один из домов в городке Матмата получил широкую известность после того, как был снят в фильме в качестве родного дома Люка Скайуокера — это гостиница «Sidi Idriss», где туристов размещают в традиционных жилищах местного типа.
Матмата или Метмата — небольшой бербероязычный город на юге Туниса (это также и самоназвание одного из берберских племён). Здесь туристов ждут необычные «марсианские» пейзажи и знакомство с бытом местных. Шанс взглянуть на их жизнь — бесценный культурный опыт, потому что это означает, что ты попадаешь в гости… к троглодитам.
Ну вот какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите слово «троглодит»?
И я раньше думал, что это прозвище, которым мы награждаем кого-то весьма прожорливого и к тому же всеядного. Слово «троглодит» давно стало синонимом «варвара», «дикаря», «невежды».
Итак, троглодит:
1) Первобытный пещерный человек.
2) В переносном значении — грубый некультурный человек, невежда.
3) С появлением эволюционизма под троглодитами вообще стали понимать предков человека, которые дожили до наших дней в отдалённых местах планеты (к слову, современное латинское видовое название обыкновенного шимпанзе — Pan troglodytes). Однако в дальнейшем существование троглодитов как подвида рода людей не подтвердилось, и ими стали называть малокультурных людей или просто людей, живущих в пещерах: например, в пещерных поселениях Каппадокии в Турции, берберов в Северной Африке и других.
Думаю, у многих людей в голове сразу рисуется такая картинка: мрачная пещера, костёр. И возле него сидят первобытные люди с растрёпанными волосами, в шкурах животных, с копьями и каменными топорами.
В этой ассоциации, безусловно, есть доля правды, ведь слово «троглодит» с древнегреческого переводиться как «живущий в пещере». Поэтому под троглодитами понимают всех людей, обитающих в пещерах — естественных или искусственных. Такие люди жили не только тут, в Африке. Следы пребывания троглодитов находили в Италии, в Эфиопии, в Мали, на территории Крыма и в других странах. Троглодитизм как явление – то есть строительство пещер для проживания — было распространено по всему миру. Не редкость оно и в наше время.
Во Франции, например, в долине реки Луары, имеются целые деревни и даже небольшие городки, обитателей которых тоже считают троглодитами. Жилища в прибрежных скалах стали там устраивать начиная с XI века. Местные каменотесы добывали и продавали камни для постройки зданий — камень в тех местах податливый, работать с ним легко. А в образовавшихся пещерах затем размещались со своими семействами. Весьма даже функционально.
Пещеры троглодитов располагались довольно высоко, поэтому их не заливала вода при разливах рек. К тому же зимой и летом, независимо от погоды, в них сохранялась постоянная температура в пределах 16 градусов. Со временем мастера-каменотесы вырубали в горах многокилометровые галереи, которые потом служили им укрытием в военное время. Французские троглодиты и сегодня проживают в этих же местах, всячески декорируют свои помещения, прокладывают там современные коммуникации, снаружи пристраивают к ним терраски, а перед входом разбивают небольшие уютные садики. Попутно те же пещеры используют для размещения в них винодельческих предприятий и выращивания грибов.
Строго говоря, троглодитами с таким же успехом можно называть и древних римлян!
Буквально за несколько дней до приезда в Матмату, путешествуя по северу Туниса, мы посетили очень интересное место, находящееся в окрестностях города Джендуба. Называется оно Булла Регия (Bulla Regia) и про него рассказывают, что здесь в глубокой древности находилась восточная столица нумидийского царя Массиниссы (западной столицей Нумидии была Цирта). Впоследствии Булла Регия полностью отстраивалась заново при римском императоре Адриане, а окончательно уничтожило город землетрясение уже в византийские времена.
Именно в составе Римской империи город достиг своего наивысшего расцвета. Здешние жители неплохо разбогатели. Они выращивали оливы и зерно, ну и, соответсвенно, жили согласно достатку. Город упоминается в древних проповедях и речах как один из самых роскошных городов римской провинции Африка.
Даже сегодня вполне можно представить, насколько богат был древний город. Об этом недвусмысленно говорят руины шикарных римских вилл с удивительными мозаичными полами. Булла Регия стала главным источником прекрасных мозаик, которые сейчас находятся в Национальном музее Бардо в предместье столицы Туниса.
Часть мозаик, однако, осталась здесь. Присыпанные землей, они совершенно не пострадали. И здесь отлично сохранились те самые внутренние дворики, куда выходили комнаты нижнего этажа. Последнее землетрясение нанесло значительный ущерб постройкам, верхние этажи были разрушены полностью. Но подземные помещения, откопанные в наше время, впечатляют!








Так вот, Булла Регия интересна в том числе и тем, что ввиду сильного зноя дома и загородные виллы строились тут как минимум на один этаж ниже уровня почвы. Считается, что подземные помещения спасали от летней жары. Виллы имели типичный для римских построек центральный внутренний дворик с колоннами, к которому вела открытая каменная лестница. Из него можно было попасть в подземные комнаты, где и сохранились мозаичные полы, изготовленные в III-IV веках. Самые же старые из откопанных зданий римской эпохи относятся к 46 году до нашей эры.
Выходит, древние римляне – как самые настоящие троглодиты — тоже жили в подземных помещениях, разве что максимально благоустроенных в соответствии с запросами своего времени.
Но я почему-то ни разу не встречал подобного определения в отношении именно римлян: римляне-троглодиты… Как-то не звучит, правда?
Впрочем, понятно: римляне, как и греки, считали тех же берберов варварами (а берберы считали варварами римлян). Но римляне выиграли историю, потому что догадались все свои деяния описывать для потомков со своей точки зрения!
Некоторые учёные считают, что слово «бербер» означало в древности то же самое, что «варвар». Слова и вправду созвучны. Действительно, с точки зрения рабовладельца, можно ли считать полноценными земледельцев, которые встают с рассветом, ложатся спать с наступлением темноты, не торгуют рабами, не устраивают гладиаторских боёв…
В арабских письменных источниках немало написано о вероломстве берберов, об их жестокости, о том, что им нельзя доверять, что они необразованные, дикие. Те же слова о берберах и в источниках финикийских. И в римских.
Почему римляне, финикийцы и арабы, не сговариваясь, в разное время так писали о берберах? Потому что и те, и другие стремились их завоевать и поработить. Народ, который нужно подчинить, надо сначала объявить второсортным, ни на что не способным.
Берберы же всегда были, образно говоря, крестьянами, а не торгашами. Жили собственным трудом, а не отнятым добром. Что главное для крестьянина? Мирная жизнь и много солнца для хорошего урожая. И, как следствие, почитание богов природы, а не богов войны.
Крестьянин всегда мечтает о возможности свободно трудиться на своих полях и грядках. Недаром ведь берберские племёна называли себя «свободные люди».
Ну, а поскольку изначально берберы были миролюбивыми земледельцами, а не воинствующими торгашами, ими всегда кто-то правил.
До поры до времени жили себе берберские предки спокойно и счастливо, пока на север Африки не пришли финикийцы. Вторглись и основали города, якобы принеся цивилизацию. А на самом деле просто наладили работорговлю и создали самые большие на Средиземном море рынки рабов.
Именно тогда большинство берберов ушло в горы. Подальше от «цивилизаторов».
После финикийцев кого только тут не было: римляне, греки, византийцы, арабы. Последние принесли с собой мусульманскую религию и обратили берберов в ислам. Естественно, принудительно в добровольном порядке, то бишь — огнём и мечом.
И если финикийцам удалось поработить берберов силой не только оружия, но и денег, то арабы подчинили их религией.
Все первые королевские династии Магриба, как известно из истории, были берберские, а вот после принятия ислама берберы начали постепенно забывать своё прошлое и постепенно поверили в свою второсортность.






Это явственно понимаешь, когда приезжаешь в неофициальную столицу тунисских берберов Матмату, о которой я уже упоминал — где до сих пор проживают в приличном количестве берберы-троглодиты. Городок так и называют в некоторых путеводителях: «берберская столица», хотя в стране имеются берберские города и несколько больших размеров.
Матмата расположена на одноименном нагорье и по мере приближения к ней поначалу трудно различить какие-либо признаки жизни в этом пустынно-марсианском пейзаже. При более пристальном рассмотрении через некоторое время удается обнаружить необычные жилища троглодитов. Тут и там между зелёными проплешинами виднеются округлые рукотворные холмики. Если присмотреться еще внимательнее, то можно заметить, что они расположены вокруг углублений в земле, похожих на кратеры. Эти кратеры искусственные и из них можно попасть в подземные жилища. Со дна «кратера» – внутреннего дворика – отходят комнаты, вырытые в грунте. Прославившись в фильме «Звездные войны», эти дома сделали Матмату одной из основных туристических достопримечательностей Туниса.
В Матмате, помимо привычных нам строений, несколько сотен подобных «кратеров», расположенных на склонах холмов и гор, часть из которых до сих пор используется как жилища.
Говорят, что Джордж Лукас был так впечатлён уникальным местным ландшафтом, что в этот момент и решил снимать первый фильм киноэпопеи в окрестностях нагорья Матмата. Здесь же он дал имя планете, о которой шла речь — Татуин, в честь соседнего провинциального города.
Сами жители Матматы и их дома-пещеры были задействованы в съёмках. Отель «Sidi Idriss», о котором я упоминал, представляет собой как раз преобразованное пещерное жилище. Он здесь не в единственном числе; слышал я, в берберских городах имеются даже пятизвездочные «землянки». Будучи в Тунисе, любой может поехать на юг страны и остановиться в подобной благоустроенной подземной гостинице. Хотя, честно сказать, в «Sidi Idriss» — кинематографическом доме Люка Скайуокера (за что его и осаждают все группы туристов, приезжающие в Матмату) — местный сервис вполне соответствовал слову «троглодиты». Проверено на практике, увы…








Так вот, главная здешняя достопримечательность, как уже было сказано – подземные дома. Комнаты выдалбливались вокруг вертикального колодца глубиной до семи метров и диаметром в пределах 10 метров. Небольшой крытый переход уводит с уровня земли вниз, во двор. Нередко на втором этаже вырубали второстепенные помещения меньшего размера, куда вели лестницы — чаще всего эти комнаты использовались как кладовые для зерна. Берберы селились в подобных домах, поскольку там возможен естественный контроль температуры, что было крайне важно в этих засушливых местах.
Сходство местных воронкообразных домов с подземными римскими виллами в Булла Регия просто потрясающее. Вопрос только в том, кому первому пришла в голову эта идея?
Согласно древним преданиям, полуподземные дома впервые были устроены в этих местах в ту же римскую эпоху, когда римляне направили в этот регион два египетских племени с правом поселиться здесь и убивать любого, кого встретят на пути. Местным жителям пришлось покинуть места своего обитания и вырыть пещеры, чтобы спрятаться от захватчиков, однако по ночам они покидали свои жилища, чтобы нападать на чужеземцев.
Поселения сохранились до настоящего времени, но широкую известность получили только в 1967 году. До того времени Матмата не пользовалась особой известностью, однако в тот год в результате сильных ливней, длившихся более 20 дней, дома аборигенов были затоплены, многие из них начали разрушаться. Община направила в город Габес, в администрацию региона, делегацию с просьбой о помощи, которая была оказана. Тогда в Матмате и приступили к строительству наземных жилищ.








Тем не менее, некоторые жители Матматы и сегодня продолжают обитать в отремонтированных и перестроенных подземных домах, хотя большая часть все же переселилась в новые жилища на поверхности.
Большинство современных берберов в Матмате теперь используют свои старые жилища только для того, чтобы заработать на входной плате. Сами они живут в Новой Матмате у подножия гор, в современных бетонных домах, крытых гофрированной жестью. Слышал я, что летом там ужасно жарко, а зимой отчаянно холодно – то есть имеются в наличии все те «прелести», с которыми абсолютно не сталкивались их предки, жившие в своих первобытных землянках.
И настоящие троглодиты вовсе не заслуживают пренебрежительного к себе отношения.
Встречают гостей они весьма радушно. Их, гостей, действительно ждут, как ждали и меня – простывшего, сопливого и со слезящимся глазом. Хозяйка вынесла нам из своей пещерной кухоньки знатный берберский мятный чай на подносе, а к нему еще какие-то местные вкусности. Такой чай я уже пробовал раньше в нашем путешествии. Но, поверьте, здесь он оказался особенно хорош! А может быть, еще и полезен. Потому что через день, к моему глубочайшему удовлетворению, все неприятные симптомы простудного заболевания практически сошли на нет…
Конечно, ждали троглодиты не только лично меня – здесь вообще ждут всех туристов, от количества которых впрямую зависит благосостояние местных жителей. Ведь в Матмате сегодня большинство населения зарабатывает деньги именно в туристическом бизнесе: продажей сувениров, демонстрацией представителей местной фауны, фольклорными выставками в своих домах и т.д.
Да, часть троглодитов в наше время сдалась миру потребления. Завоевателям не сдавались, а устоять против мечты обогатиться не смогли. Начали торговать, научились разводить туристов. Что есть, то есть, из песни слов не выкинешь…




Но, по отзывам других людей, которые провели в этих краях несколько больше времени, нежели я, берберы на самом деле очень гостеприимны. И стол, когда приходят гости, обязан у них «ломиться» от еды. Да и продукты тут посвежее, чем даже в хвалёной Европе, а вот «свежемороженую» еду они вообще не признают. У многих нет холодильников. Здесь считают так: продукты, которые портятся, надо выбрасывать (а те, которые не портятся, не надо покупать).
В принципе, все современные троглодиты Матматы давно могли бы переселиться в обычные городские квартиры. Однако и тех, кто остались жить в пещерах, никак нельзя считать оторванными от цивилизации. Им не чужды все ее блага: они обзаводятся телевизорами, спутниковыми тарелками, у них есть даже водопровод, как и электричество. Так что чувствуют они себя вполне комфортно. Особенно знойным летом — ведь в пещерах всегда довольно прохладно.
Этот народ, переживший расцвет и падение нескольких цивилизаций, в результате все же смог сохранить свой язык, обычаи, традиции, а также (хотя бы в общих чертах) уклад и образ жизни.
Более того, для многих туристов, путешествующих сейчас по миру ради новых необычных впечатлений, само слово «бербер» – это уже бренд.
Турист этот, вернувшись домой, может смело похвастать: «Я побывал у троглодитов в Сахаре».
И это прозвучит!


Дмитрий Фефелов,
сентябрь 2019 г.

Комментарии (4)

RSS свернуть / развернуть
+
3
+ -
avatar

begun12

  • 10 сентября 2019, 21:20
Я, как троглодит из названия, с удовольствием дождалась Вашего очередного отчёта. Удивительно, хоть и не довелось мне пока побывать в Тунисе, все оказалось практически как в старом анекдоте про Санта-Барбару: «Я там всех знаю». Интернет — великая вещь. Но несмотря на это, читать профессионального журналиста старой школы- сплошное удовольствие.
+
3
+ -
avatar

fdiogen

  • 10 сентября 2019, 21:29
«Коп рахмет» — что в переводе с казахского означает «Большое спасибо» — за добрые слова… А про Тунис это пока так, «для затравки», планирую как-нибудь написать чего посерьезнее. Материала хватает с избытком. С исторической точки зрения страна необыкновенно интересная.
+
3
+ -
avatar

bkozyrev

  • 11 сентября 2019, 15:45
Очень интересно. Но хотелось бы про само путешествие побольше, не только историю и этнографию. Как Вы съездили (ну, кроме насморка), какие личные впечатления? Надеюсь, в продолжении это «зазвучит».
+
1
+ -
avatar

Miquel

  • 17 сентября 2019, 13:43
Очень интересные ассоциации, но они только лишь мнение автора. Отчёт интересен. Как всегда было жарко!
Удачи!

Внимание!

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии непосредственно на сайте. Советуем Вам зарегистрироваться (это займёт 1 минуту) и получить тем самым множество привилегий на сайте!

Можно также оставить комментарий через форму "ВКонтакте" ниже, но при этом автор публикации не получит уведомление о новом комментарии.