Как мы учили английский в Албании. / Отчёты об автопутешествиях / Автотуристу.РУ - автопутешествия и автотуризм: отчёты, трассы и дороги, в Европу на машине, прокладка маршрута!


Авторизация

Зарегистрироваться

Войти или Зарегистрироваться        Мобильная версия

Как мы учили английский в Албании.

Вот снова наш «Балканский экспресс» разводит парЫ. Снова, потому что в 2012 была Черногория с ее Будвой, в 2014 была Греция с ее Халкидиками (https://avtoturistu.ru/blog/otchety/на_бюджете_в_грецию.story). И вот настал 2016, это к чему-то обязывало… Поскольку особое расположение мы чувствуем к Балканам, встал вопрос о выборе места дислокации на время отпуска с учетом соотношения цена-качество. Рытье интернета на белорусских, российских и украинских сайтах привело к закономерному выводу — Албания. Подозреваю, что не все даже знают, где она находится, а мы собрались туда на море. Марину долго убеждать не пришлось, в вопросах выбора места отдыха она мне доверяет. Маршрут был составлен: Гродно — Польша — Словакия — Венгрия — Сербия — Македония -Албания. Выехали 28.08.2016, вернулись 10.09.2016. Состав экипажа Я и мой личный вампир жена Марина. Третий член нашей команды — Опель Зафира турбодизель 2001г.в., пробег на момент отъезда — 270тыс.км. За 14 дней пройдено 4900км, сожжено 322л дизеля, средний расход 6,7л/100км, средняя скорость — 67км/ч.



Подготовка к поездке заняла более полугода, поскольку отпуск мы берем всегда в конце августа, считая это время лучшим для отдыха на море, т.к. летняя жара уже спала, народу на пляже поменьше и цены, соответственно, тоже. Основные моменты подготовки: получение виз (польский шенген «за покупками»), поиск и закачка свежих карт в навигатор, изучение отзывов на бесчисленных форумах с целью выбора места отдыха, составление маршрута и т.д. Предвкушение ожидавшего нас приключения делало эти хлопоты совсем не обременительными.
Поскольку мы люди при авто, тюлений отдых нас не особо прельщает, к тому же, для нас, белых жителей равнин, велик риск сгореть на ярком южном солнце, особенно в первые дни. Соответственно едем не просто поваляться на пляже, но и открыть новую для себя страну. В итоге для привала были выбраны города Влера и Саранда.
Подготовка авто к поездке включила замену всех фильтров, масла в двигателе и кпп, тормозных дисков и колодок (поскольку с плохими тормозами соваться на перевал Лагара, мягко говоря, не разумно (но об этом позже)).

Итак, поехали!


Выезд был назначен на вечер субботы 27 августа. Объясню, почему так: в воскресенье по Польше запрещено движение фур, а для тех, кто не в курсе, объясню, что территория РП — самый сложный участок маршрута, поскольку основная часть польских дорог — это однополоска со сплошной разделительной полосой. И, если легковушку обогнать кое как можно, то длинную фуру — проблематично. К тому же трасса №19, по которой мы спускались на юг, пролегает сквозь все мыслимые и немыслимые населенные пункты с их ограничением 50км/ч и фоторадарами. Такое ползучее движение очень выматывает водителя, так же как вечно недовольная, бурчащая «помеха справа».

Предварительно были планы пересечь польскую границу по самому южному переходу в Домачево, но его за месяц до выезда закрыли по причине ремонта моста, поэтому весь народ ломанулся на Брест, что создало очереди, причем непредсказуемые. На основании вышесказанного было решено ехать на Брузги, благо это 20 км от Гродно, а оттуда на Белосток (50км) и далее по 19-ке в сторону Словакии.
Перед выездом стояла задача поспать, но предвыездной мандраж не позволил покемарить более часа и 27 августа в 23.15 мы стартанули от подъезда. В 23.45 были на границе, в 2часа ночи в польской Сокулке зашли в «Теско» за продуктами и взяли курс на Белосток. Приближалось самое «сонное» время и в 100км перед Люблином водителя окончательно сморило, пришлось паркануться на заправке. Однако, через 2 часа он снова был «в форме»и мы продолжили путь.
Вот так выглядят дороги Польши рано утром в воскресенье:

А вот так выглядит выспавшийся водитель:

Чем хорошо утро воскресенья в Польше? Во-первых, при пересечении границы мы «отодвинули» время на час назад (у нас 6 утра, у них еще 5), что дает возможность проскочить лишнюю сотню км, пока основные тошнотики участники движения еще спят. Во-вторых, все поляки — католики (как, впрочем и Марина), а это подразумевает посещение костелов панами, пани и паненками в воскресенье утром. Вот фото парковки возле костела:

Всю прелесть воскресного транзита по поляндии мы смогли оценить на обратном пути в пятницу днем (это был Армагедон).
Мы же тем временем заскочили в Жешув за продуктами, Т.К. НОЧЬЮ В «Теско» выбор был небогат, заодно попросил поляка нас запечатлеть:


Тем временем дорога стала постепенно заполняться местными:

Подъезжаем к польским Татрам:

Долго ли, коротко ли, добрели до Словакии, которая запомнилась ремонтом дорог и реверсным движением. Платные дороги объезжались по навигатору с включенной функцией «исключить платные дороги» и бумажной распечаткой маршрута. Ну, и обязательное фото:

Про Венгрию сказать нечего, Виньетка была куплена по интернету заранее, до Мишкольца так-сяк, дальнейшие автобаны — на отлично:

Венгрия — самый комфортный участок маршрута, круиз — контроль включен, «помеха справа» тоже расслабилась:

Прохождение границу Венгрия — Сербия заняло 45мин, и вот мы в братской стране:

Между тем наступила ночь, а поскольку за плечами уже было 1275км, ровно через сутки после выезда мы остановились на заправке, не доезжая Белграда, т.к. у водителя в голове начал включаться «автопилот», а нытье «помехи справа» о ночлеге превысило все мыслимые пределы.
Т.к. мы были в пути всего лишь сутки, усталость от дальней дороги, как таковая еще не навалилась, короткий сон быстро восстанавливал силы, и мы опять наматываем на колеса сербский автобан. Незаметно для себя прошли сербско-македонскую границу и пошли крутить руль влево-вправо по некому подобию серпантина. Занятие нудное, обогнать практически нереально. Настало время описать один занимательный момент.Так вот, серпантин закончился, впереди равнина, но ограничение скорости еще 50, а к морю хочется… Я — руль влево, газ в пол и обгоняю по встречке 3 машины передо мной и оказываюсь во главе колонны. Хочу заметить, что, несмотря на возраст, зрение у меня хорошее. Замечаю вдали полицейскую машину, у меня 100, а знак — 50, дело решали секунды. Теперь небольшое отступление о работе македонской (и вообще балканской) дорожной полиции в контексте моей ситуации. Что происходило дальше: радар лежит на капоте полицейской машины, служитель порядка М-Е-Д-Л-Е-Н-Н-О тянется к нему, М-Е-Д-Л-Е-Н-Н-О поднимает, М-Е-Д-Л-Е-Н-Н-О наводит на мою машину и так же М-Е-Д-Л-Е-Н-Н-О нажимает кнопку фиксации. Естественно, к моменту завершения данной процедуры, я успел оттормозиться до 50. НО, самое интересное, что, когда я проезжал мимо полицейского, прибор снова лежал на капоте и у него на лице не заметил ни грамма сожаления о несостоявшемся общении с зарвавшимся туристом. Диссонанс с манерой поведения наших гаишников долго не давал покоя, пока до меня не дошло, что, в отличие от наших, до которых доведен план по штрафам, данный страж порядка просто ОБОЗНАЧАЛ свое присутствие на дороге, так сказать, побуждал народ к соблюдения дисциплины. А если говорить въобщем, Македония как страна и ее народ в частности, мне наиболее симпатичны из всех балканских (в моем отчете о Греции есть забавный случай на границе).
Началась равнинная часть Македонии с ее прекрасными дорогами, только слишком часто расположены пункты оплаты проезда, одна радость — можно платить картой без проблем, как впрочем и в Сербии:

Как всегда, заправлялись мы в Куманово, самым дешевым дизелем по всему маршруту. шок вызвало то, что на «Лукойле» было 4 Карл! вида дизтоплива:

Наконец — то в 15часов второго дня путешествия мы прибыли к месту ночевки в город Охрид на берегу одноименного озера. По традиции жилье мы не бронировали заранее, поэтому остановились в центре (македонские таксисты разрешили нам 10минутную парковку на своей стоянке) и пошли в отель. Узнав стоимость номера на 2-х (50 евро), мы посмеялись вместе с администратором и разошлись, довольные друг другом. Затем покатили
в сторону озера, на одной из улочек увидели надпись «Sobe» и сняли комнату в 5 минутах ходьбы от озера за 17 евро:

Поскольку времени у нас хватало, выдвинулись в центр за продуктами, фруктами и просто просто на «посмотреть». Т.к. македонских динариев у нас не было и приобретать их не планировали, в магазине платили картой, за фрукты рассчитывались в евро (уличным торговцам еще не выдали терминалов).
Вот такие раритеты встречаются в Охриде:

Над городом возвышается крепость, но попасть туда не смогли, устали за дорогу:

Гуляя по Охриду, видели какой-то праздник, женщины сидели на улице вкружок и пели песни, кстати, пели красиво. Вообще народ очень приветливый, непосредственный.
Побывать в Охриде и не искупаться в озере — это не по — нашему:



После купания возникла крамольная мысль, а ну ее, эту Албанию, останемся в этом раю, однако минутная слабость прошла, чувство долга пересилило и мы двинулись к логическому завершению второго дня путешествия. Все вышесказанное в некоторой степени объясняет, почему мы всегда путешествуем на авто, просто это дает неограниченную степень свободы в выборе маршрута, места, времени.
В Охриде впервые увидел. как растет киви:

Однако, перейдем к нашим баранам. Ввиду того, что нам предстояла полноценная ночевка перед завершающим броском до Влеры, было решено провести сеанс релаксации экипажа с участием господина Ельцина, приобретенного нами в «Дьюти фри» на польской границе. Поскольку Борис Николаевич возражений не высказал, торжественный ужин был объявлен открытым.
Тут позволю себе небольшое отступление. На одном из белорусских форумов дальнобойщик очень хвалил македонские помидоры, заявляя, что они самые вкусные. Раз уж нас занесло в Македонию, решили проверить это утверждение. Специально в качестве эксперимента было приобретено 2 томата у уличного торговца. Объясню, почему только два. Все дело в размерах, просто их помидор, как мои два кулака (жаль, не сфоткал). Виду того, что наука у нас на первом месте, пробовали томаты ДО общения с Борисом Николаевичем. Что могу сказать? Прав был дальнобойщик, по консистенции помидор напоминал кусок мяса, а вкус даже не с чем сравнить. Что — то подобное ели уже только в Албании, выращенное в их знаменитой Корче. То, что продается в наших сетевых магазинах под названием «томат», вообще упоминать не хочу. На этом отступление закончено, ваш выход, Борис Николаевич!

Вот и утро третьего дня. Прощание с Македонией было трогательным. На выезде из Охрида заправились на «Лукойле» дешевым топливом, оператор оказался русскоговорящим, у него, как и у меня, сестра живет в Питере (скорее всего, сводная, т.к. сам похож на южанина). Пожелав друг другу удачи, двинулись покорять последний участок пути до моря длиной 230 км.
Только выехав из Охрида, мы смогли оценить весь размер озера, из города мы видели лишь его часть, а на самом деле оно огромное. Вот такая мечеть на выезде из Охирда:

Границу Македония-Албания перешли довольно быстро и сразу оказались на горном перевале с красивейшими видами, жаль, обзорных площадок практически нет.

Но, мы исхитрялись паркануться на обочине для фото. Ответить на вопрос Марины, зачем строить дома на опасных склонах гор, я не смог:

Женщины иногда дьявольски изобретательны, я бы до такого не додумался (фото через бинокль):

Ну и куда же без знаменитых бункеров, они там есть:


На прощание еще о Македонии: очень хорошие люди, красивая природа, роскошное озеро, дешевые и качественные продукты, короче, хочу туда опять.

Вот, наконец мы и в Албании! Первые впечатления: в деревнях горной Албании, через которые проходит дорога, много хиджабов, встречаются мечети, все поливают дворы водой из шлангов, «лаваш» (автомойка) на каждом шагу.
Километров через 30 от границы горы заканчиваются, от Эльбасана идет равнина. На въезде в Эльбасан я впервые столкнулся с ПДД по-албански. Было так: на самом везде в город дорога сужалась до 1,5 полос, причем заужена была встречка. Я неспешно катил по своей полосе, пока в чувство меня не привел встречный джигит, вылетевший (именно так) из-за поворота. Тормозить и пропускать встречного он не собирался, так что пришлось туристу правым колесом хватать обочину с ямой, поскольку времени на раздумья не было, а начинать отпуск с аварии в чужой стране не входило в мои планы. К счастью, Зафира не подвела, углы установки колес не слетели, диск не погнулся, колесо осталось целым. Справедливости ради должен заметить, что это единственный неприятный момент, связанный с Албанией.
Два момента отличает Албанию от других балканских стран: очень много немотивированных ограничений скорости (или мне, как спешащему на море, так показалось); очень много полиции на дорогах (хотя тормозили они лишь авто с албанскими номерами). Дороги, в основном, хорошего качества, есть и просто автобаны, но строятся они как-от кусками. Еду, прекрасная 4-хполоска длиной 7-10км, а ограничение скорости 70? Только разогнался, пора тормозить, т.к. перед тобой КОЛЬЦО!!! Карл! на автобане!!! Хотя от Фиери до Влеры километров 20 прекрасного автобана с ограничением 120, расслабляться нельзя, т.к. ушлые аборигены понаделали дыр в ограждении и шастают туда-сюда через 4 полосы. Ну, и напоследок, не могу не сказать о пешеходах. Поскольку на объездной Фиери идет ремонт, весь транзит направлен через город. Для водителя, привыкшего ездить по правилам, это АДСКИЙ АД! Светофоров в Албании три штуки на вся страну(и это не шутка), причем два из них работают (где-то в Тиране). О помехе справа (это не о Марине) никто не слышал, первым проезжает тот, кому быстрее надо, пешики ходят (да простит меня Аллах) как стадо коров.


Ну все, истерика закончена, мы въехали во Влеру, город, в котором Адриатическое море встречается с Ионическим и это слияние называют «поцелуй морей». Нам предстоит провести здесь несколько дней, так что пора искать жилье.
Осознавая, что мы едем в страну со 100%-м языковым барьером, мною заранее через онлайн-переводчик были распечатаны наши требования к жилью на английском и албанском языках. Непременными требованиями были: наличие вай-фая, кондиционера, кухни и парковки, цена 20 евро. Просто показываешь человеку бумагу, а он решает, да или нет.
Конкретно во Влере мы не видели вывесок на домах о сдаче жилья, поэтому обращались к людям на улице. Если коротко, посмотрев несколько вариантов, устав от жары и езды по тесным улицам, решили остановиться в номере виллы без кухни за 25 евро на одну ночь, чтобы назавтра найти нормальное жилье. Единственный минус виллы — очень крутой подъем к ней:

Фото не передает всей крутизны подъема. Узнав о моем намерении заехать на гору, Марина встала перед капотом грудью (4-м размером) и не позволила совершить, в ее понимании, безумство. Делать нечего, оставляем машину внизу и, как два верблюда, груженые поклажей, тащимся с сумками на верхотуру, на встречу с Борисом Николаевичем.
До начала саммита успеваю сделать пару фото:


Первое впечатление о Влере — город контрастов. Шикарный город, особенно вдоль набережной, и горы мусора вдоль заборов!? Сначала думал, что у них нет мусорных контейнеров, оказалось, что есть. Хотя, тот мусор, что валяется возле заборов, больше смахивает на строительный, не понятно только, почему его не убирают…
В этой связи вспомнил Гродно. Утром, когда люди начинают идти на работу, дворники уже вовсю шурудят на улицах, а когда начинается основной поток народа, все уже идеально чисто. Здесь же мы пережили некоторый культурный шок.
Ну да ладно, хватит ныть, сам ведь пытаюсь объяснить Марине, что это другая страна, другой мир, его надо воспринимать таким, как есть, т.е. больше понимания. А вообще Албания очень понравилась, природа, люди, и, конечно МОРЕ!
Немного о самом городе: Влера в меньшей степени ориентирована на туристов, нежели та же Саранда. Это такой самодостаточный город с портом, каким-то производством и учреждениями. Есть туристы — прекрасно, нет туристов — ничего страшного, жизнь из-за них не остановится. Сам город строится, развивается, реконструируется набережная6




Как повелось с давних времен, над городом господствует цитадель:

Поскольку Албания страна исламская, в городе есть мечеть:

Ну, и, само собой, рынок, правда мало похожий на восточный базар:



Что сказать по поводу пляжей Влеры, они есть. При этом, в основном, песчаные, галечных мало. Народу на берегу тоже мало, можно взять лежак, можно расположиться на циновке.







Супермаркетов, в нашем понимании, в Албании нет. И как бы ни называлось заведение, супер, гипер, мега, это всегда окажется небольшой магазинчик со скудноватым выбором продуктов (овощей и фруктов это не касается).

Цены на мясо (1евро — 135лек):

Продолжение следует: Читайте ЗДЕСЬ

Комментарии (3)

RSS свернуть / развернуть
+
0
+ -
avatar

bulava61

  • 31 октября 2016, 11:31
«помеха справа» тоже расслабилась:
За что Вы ей так ногу расфигачили? И чем? Зубами? Ногтями? Пилкой для ногтей?
мы едем в страну со 100%-м языковым барьером,
Пытался в Москве найти русско-албанский разговорник — пустая затея, нет в природе. И как общаться с албанцами?
въобщем,
Новое слово в русском языке? Или это белАрусский?
+
1
+ -
avatar

OlgaNN

  • 1 ноября 2016, 22:02
добрый вечер, в каждом отчете натыкаюсь на ваши язвительные комментарии, это просто паранойя какая-то! вы читаете отчеты чтобы выискивать в них ошибки? зачем тогда вообще их читаете? если ни одного спасибо и доброго слова ни один автор от вас не получает?
и какое впечатление от форума должен получить новый автор? такие комментарии сразу убивают все желание писать дальше и общаться! в чем великий смысл?
уже давно пытаюсь это понять, и вот не стерпела, решила написать!
+
1
+ -
avatar

OlgaNN

  • 1 ноября 2016, 21:56
спасибо за интересный отчет, очень редко кто ездит в Албанию, ждем продолжения с нетерпением!!!

Внимание!

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии непосредственно на сайте. Советуем Вам зарегистрироваться (это займёт 1 минуту) и получить тем самым множество привилегий на сайте!

Можно также оставить комментарий через форму "ВКонтакте" ниже, но при этом автор публикации не получит уведомление о новом комментарии.