Маршрут: Подмосковье — Нижний Новгород — Казань — Ульяновск — Самара — Тольятти — Москва — Подмосковье Продолжительность: 10 дней Протяженность: 3035 км Бюджет на троих: около 48 тыс. руб. Сложность: невысокая Основные достопримечательности: Нижегородский Кремль, река Волга, музей истории ГАЗа, выставка паровозов, Казанский Кремль, аквапарк, Старо-Татарская слобода, Голубые озёра, Куйбышевское водохранилище, музей-заповедник «Родина Ленина», самолеты гражданской авиации, памятники истории и архитектуры XIX-XX веков, музей космонавтики, пляжи Самары, Жигулевский пивоваренный завод, технический музей АВТОВАЗа, поселок Умёт. Плюсы: не соскучишься, минимальная подготовка, простота реализации Минусы: горькое отрезвление
Вряд ли ошибусь, если скажу, что самый популярный среди москвичей автомобильный маршрут в восточном направлении — это фрагмент «золотого кольца» — Москва-Владимир-Суздаль и далее на Кострому и Ярославль. Я, например, с него начинал свои дальние поездки на машине. После этого были испробованы дороги на запад, юг, северо-запад, а вот к востоку от 40 меридиана — terra incognita — сплошные географические названия и территории на карте России. Сведения исключительно справочные или в пересказе других людей. В этом году любопытства накопилось столько, что при планировании летнего отпуска я решил не связываться с визами, бронированием отелей и поиском европейских достопримечательностей, а спокойно отправиться в другую сторону — так сказать, «предвыборная» поездка по городам и весям страны.
Первоначальный трек нарисовался довольно быстро и охватил все крупные волжские города: Нижний Новгород, Казань, Ульяновск, Самара, Саратов, Волгоград. Была даже мысль напоследок заглянуть в Ростов-на-Дону, но потом передумали (по факту маршрут сократится, о причинах расскажу позже).
Свобода от тщательной предварительной подготовки — это великая вещь! Можно отпуск подвинуть, если на работе дела остались; можно выехать в любой момент и по дороге менять время и очередность остановок; можно вообще всё безболезненно отменить, если обстоятельства вынуждают.
Покопавшись в интернете, составил по каждому городу список мест «must see», отобрал предпочтительные заведения для ночевки, прикинул ездовые расстояния. Как я уже обмолвился в начале, маршрут не перегружен туристами, поэтому гостиницы решено искать в режиме реального времени.
Обязательные предотпускные процедуры — мойка и чистка машины, укладка вещей — делались в последний день, и тут случилась первая накладка. Вернувшись с дачи, я обнаружил что оставил там сумку с документами и ключами от гаража. Туда-обратно — 350 км! 10 глубоких вздохов, «сеанс самоуспокоения» и… выход найден :) Завтра с утра едем за документами, а потом сразу стартуем в путь.
8 августа 2011 (понедельник)
Утро. 7:30. Все в Москву на работу, а мы в противоположном направлении — за пределы области. И что удивительно — потоки машин в обе стороны примерно одинаковые :)
Забрав документы, наконец то, со спокойной душой тронулись к основной цели. От Московского моря по Ленинградке (М-10) движемся до Клина, сворачиваем на Московское Большое кольцо (А108) и по нему спускаемся до Горьковского шоссе (М-7). Дальше — прямая дорога до Нижнего Новгорода и Казани.
Качество дороги оценю на «4 с минусом». Владимир миновали по объездной, удачно проскочив реверсивный участок на ремонтируемом мосту. В Нижегородской области асфальтовое покрытие временами напоминает скомканую тряпку — вроде и ям нет, а трясет во всех направлениях.
С непривычки очень напрягали левые повороты. Ни с того, ни с сего впереди идущий автомобиль вдруг начинает тормозить, а то и просто стоит в ожидании возможности повернуть через полосу встречного движения (о своем намерении могут и не сигнализировать). Разрыв в двойной сплошной там есть, но кто же так делает на магистральных трассах? Без предупреждающих знаков, без какого-либо расширения! Машин на дороге достаточно много, и не всегда удается двигаться в правом ряду. В итоге упираешься в этого «левака» и стоишь ждешь, пока он освободит дорогу.
Изначально выбрал умеренный скоростной режим, чтобы не попасть под автоматическое наказание стационарных радаров. В результате 754 км пути прошли за 11,5 часов. Усталость приличная, т.к. дорога всё время держит в напряжении.
В пол-седьмого вечера въехали в бывший город Горький. Машин много, все торопятся. Хорошо, что перед перекрестками есть внятные знаки — улица такая-то, центр. Потолкавшись на светофорах и круговых пересечениях, безошибочно выезжаем к гостинице. Места есть, цена соответствует описанию в интернете, первое впечатление положительное — поэтому быстренько закидываем вещи и отправляемся гулять.
Отступление №1 — про навигацию. Этот вопрос во время всей поездки решался традиционным дедовским способом: бумажные карты, дорожные указатели и наводящие вопросы местным водителям. По Н.Новгороду карта была, по Казани — взяли бесплатно в первой же гостинице. И там, и там — определить свое местоположение из машины достаточно просто. В Самаре первоначально ориентировались по распечатанной мини-схеме с сайта гостиницы, потом купили карту, но всё равно с непривычки несколько раз блуждали — за пределами центра названия улиц найти проблематично. А вот в Ульяновске случился забавный эпизод. Почему-то в памяти засела улица Фрунзе, на которой должно быть много интересного, и мы несколько раз спрашивали у разных людей — как её найти? Нам показывали куда-то на край города, объясняли пути проезда. Искали. Не нашли :) Вечером, в спокойной обстановке, выяснилось, что улица Фрунзе с достопримечательностями будет в Самаре, а в Ульяновске такого названия вообще нет :)))
Машину оставили перед гостиницей и поехали на маршрутке. Раньше я уже несколько раз бывал в Н.Н. (в том числе и с женой), поэтому сейчас просто хотелось показать сыну самые впечатляющие места: Нижегородский Кремль с образцами военной техники (мемориал «Горьковчане-фронту»), чкаловскую лестницу, вид на Волгу.
Билеты в маршрутном автобусе продает кондуктор. Цена непривычная — 13 руб. Если стереть защитную полоску, то можно прочитать напутственное пожелание: «Улыбнитесь / Счастья / Здоровья».
Когда совсем стемнело, вышли на Большую Покровскую в поисках места для ужина. Если кто не знает, то эта улица в историческом центре города оборудована для пешеходных прогулок и наполнена массой интересного: симпатичные дома XIX века, драматический и кукольный театры, кафе, магазины, городская скульптура, уличные артисты и т.п.
Подкрепились, отдохнули. Проезжавшие мимо велосипедисты, увидев, что мы что-то разглядываем на карте, остановились и предложили показать дорогу. Настроение — просто праздничное! Решаем остаться в Нижнем на следующий день и еще на одну ночь.
9 августа 2011 (вторник)
Нижний Новгород — самобытный город, и жизнь там сильно отличается от Москвы и ближайших областных центров. Чувствуется обширное трудовое прошлое, причем как дореволюционное, так и советского периода. Что сейчас доминирует — мы не успели разобраться, потому как весь день знакомились с этим самым советским прошлым.
С утра двинулись в сторону Автозаводского района — ищем музей истории ОАО «ГАЗ» (проспект Ленина, 95). Сегодня это удобнее делать на машине. В результате ориентиры определили так: из центра по проспекту Ленина добираемся до станции метро «Комсомольская». Справа будет протяженная открытая площадка шириной ~50 м, за которой стоят казенного вида постройки (кстати на Яндекс-картах можно просмотреть панорамы с проспекта Ленина). Сразу за вестибюлем метро поворачиваем направо и объезжаем эту площадку, немного возвращаясь назад. Впереди тупик и здание Учебного центра ОАО «ГАЗ». Оно то нам и нужно. Пройдя по улице высокий 10-этажный корпус, слева обнаруживаем памятный знак и вход в музей.
Тревожит один вопрос: а работает ли он?
Вход в музей находится на втором этаже, и, к нашему сожалению, сейчас обеденный перерыв.
— Вы что, издалека? Смотрительница, углядев в нас приезжих, разрешила тихонько всё посмотреть не дожидаясь окончания перерыва. Спасибо большое!
Осмотр начинается со второго этажа, где расположена историческая часть экспозиции. Нам было очень интересно! Буквально всё!!! Договор с Фордом о технической помощи в организации производства; фотографии со стройплощадки, на которых из техники видны только тачки; деревенские девчонки и парни, вставшие к станкам, а через несколько лет составившие основной контингент соцгорода; мелочи, по которым можно представить дух той эпохи и многое-многое другое. Трудовой энтузиазм рвется из каждого второго экспоната. Есть за что уважать, и есть чем гордиться.
Там же находится постоянная выставка работ заводского фотолетописца Николая Николаевича Добровольского. Представляете, на протяжении 43 лет, практически с самого основания предприятия — с 1936 по 1980 год — ловить мгновения жизни через объектив! В интернете этих фотографий я не нашел.
Продолжение — на первом этаже. Он весь заполнен газовскими машинами.
Посетителей немного — преимущественно семьи и папы с детьми. В книге отзывов только за этот день добавился почти десяток благодарных отзывов. Мы тоже не удержались :)
В отечественных автомобильных музеях я никогда не был, поэтому сравнивать могу только с BMW и VW. Субъективно, по сумме впечатлений — газовский не хуже. Он просто из другой эпохи и не столько про машины, сколько про людей.
На патриотическом подъеме, закупив значков и открыток, мы отправились смотреть соцгород. Точнее те дома, которые сохранились с 1936 года. Оказывается, строили по американским проектам, и спустя 70 лет есть чему подивиться.
После незапланированного визита в старые жилые кварталы двинулись на встречу с вымершими гигантами прошлого века. Выставка «Паровозы России» расположена под открытым небом на западной окраине города рядом со станцией «Горький-Сортировочный». На музей не похоже — нет ни билетов, ни сопроводительной информации, ни вообще какого-либо персонала. Большая часть кабин «заварена», но все равно на каждый экспонат можно забраться и всё пощупать руками.
Наташу впечатлили размеры и техническая сложность машин, Мишка просто старался всё облазить, а я фотографировал. «Застряли» на целый час :)
Паровоз ЬВН-9773 (ВН пишется в верхнем индексе). Промышленный паровозы данной серии строились на Невском судостроительном заводе в Петербурге в начале 1900-х годов. Конструкционная скорость паровоза — 40 км/ч, мощность — 300 л.с., КПД — 4%.
По типу конструкции локомотив относится к танк-паровозам, т.е. паровозам без тендера — запас топлива (нефти) хранится на самом локомотиве.
Паровоз ЭН-1 (Н — в верхнем индексе). Модификация серии Э, выпускавашаяся Невском судостроительным заводом Петрограда с 1916 по 1920 гг. Всего построено 63 паровоза.
Паровоз Л-0818. Грузовой паровоз получил имя в честь своего конструктора Льва Сергеевича Лебедянского. Железнодорожники называли такие локомотивы «Лебедянка». До 1947 года серия называлась П («Победа»).
Паровозы Л строились с 1945 по 1955 гг Коломенским, Брянским и Ворошиловградским заводами. Всего выпущено 4199 машин.
Конструкционная скорость — 90 км/ч. Максимальная мощность — 2200 л.с. КПД — 7%.
Несколько таких паровозов используются в России и на Украине для организации железнодорожных ретро-поездок.
Паровоз П36-0071. Пассажирский паровоз разработки и производства Коломенского завода (251 локомотив, 1950-1956 гг).
Последний паровоз этой серии стал одновременно последним паровозом, построенным в СССР. Сейчас он находится в музее Санкт-Петербурга.
Дольше всех паровозы этой серии проработали на Забайкальской железной дороге. Здесь они были выведены из эксплуатации в 1974 году.
Конструкционная скорость — 125 км/ч. Максимальная мощность — 3000 л.с. КПД — 8,2%.
17 табличек уверяют нас, что за этой дверью размещаются:
1) юридическое агентство;
2) служба «Континент» — трудоустройство за рубежом;
3) туристическое агентство «Дилижанс»;
4) общественная приемная депутата Госдумы;
5) агентство «Забота»;
6) главное управление по капитальному строительству г. N;
7) общественная приемная Союза правых сил;
8) государственное предприятие «Нижноворгтехстрой»;
9) городской отдел управления федеральной службы налоговой полиции;
10) дом культуры медицинских работников;
11) академия государственного и муниципального управления РАГС;
12) туристическая фирма «Континент»;
13) Роскурорт;
14) редакционно-издательский центр «Ленинская смена плюс»;
15) авиакассы туристической компании «Дилижанс»
и еще пара неопознанных организаций :)) Настоящий НИИЧАВО.
Передвигаться по Нижнему на автомобиле было очень даже удобно. В пробки ни разу не попали, многочисленные аварии на кругу при пересечении проспекта Ленина с улицей Новикова-Прибоя обошлись без нашего участия, с парковками проблем тоже не было. Про ориентирование я уже писал.
По итогам нескольких визитов мой рейтинг достопримечательностей Нижнего Новгорода выглядит следующим образом:
— вид на Волгу и набережная с лестницей Чкалова;
— Нижегородский Кремль;
— старый центр, включая улицы Большая Покровская, Ильинская, Алексеевская, Рождественская и др.;
— музей истории ОАО «ГАЗ»;
— музей под открытым небом «Паровозы России»;
— соцгород.
10 августа 2011 (среда).
Утром выглядываю в окно и вижу под щеткой стеклоочистителя какую-то бумагу. Настораживает, что выделили только нашу машину (остальные все с местными номерами). Что бы это могло быть?
За завтраком всё прояснилось :) Предлагают экспресс-тонировку — быстро и качественно. Даже и не знаю как отказаться :))
Дорога на Казань обозначена знаком «Уфа». Заблудиться очень трудно.
Заправляемся на выезде из города и настраиваемся на 400 км пути. Впереди — столица Татарстана.
О! А ведь я тоже давно собираюсь прокатиться на машине в восточном направлении! Большинство городов видел, но Самара, хоть она и под боком, еще не была мной взята:). Жаль, вы до Екатеринбурга не доехали, этот город того стоит!
PS. А вообще, пора планировать маршрут на Владик…
О! Я по недосмотру опубликовал недоделанный отчёт :) Завтра поправлю.
После Поволжья решили, что в следующий восточный вояж рванем на Урал. Не так и далеко оказывается.
Про Владик мысль хорошая :)
Нижний Новгород и впрямь очень красивый город. :)
Вы молодцы, что бумажными носителями пользуетесь в дороге. Навигатор навигатором, а это романтика… :)
Кстати, говорят, в сторону Владика, начиная с Иркутской области, дороги ужасные.
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять
комментарии непосредственно на сайте. Советуем Вам зарегистрироваться (это займёт 1 минуту) и получить тем самым множество
привилегий на сайте!
Можно также оставить комментарий через форму "ВКонтакте" ниже, но при этом автор публикации не получит уведомление о новом комментарии.
Комментарии (8)
RSS свернуть / развернутьRomus
PS. А вообще, пора планировать маршрут на Владик…
Sergey-CH
После Поволжья решили, что в следующий восточный вояж рванем на Урал. Не так и далеко оказывается.
Про Владик мысль хорошая :)
anamod55
Sergey-CH
anamod55
lianchik
Вы молодцы, что бумажными носителями пользуетесь в дороге. Навигатор навигатором, а это романтика… :)
Кстати, говорят, в сторону Владика, начиная с Иркутской области, дороги ужасные.
Sergey-CH
Согласен! У нас в стране только карта да добрые люди могут правильную дорогу показать.
lianchik
Внимание!
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии непосредственно на сайте. Советуем Вам зарегистрироваться (это займёт 1 минуту) и получить тем самым множество привилегий на сайте!
Можно также оставить комментарий через форму "ВКонтакте" ниже, но при этом автор публикации не получит уведомление о новом комментарии.