Как-то раз, ещё весной 2012-ого, бродя по просторам Интернета, на сайте livejournal.com в блоге Евгения Гришковца я наткнулся на заметку о Грузии. Прочитал и как рыба попался на крючок. С этого момента всё и началось.
Дальше целенаправленно начал искать другие «свежие» отчёты о поездках россиян в эту пока ещё малоизвестную для нас страну. Надо сказать, что в тот период подобных отчетов было немного, но во всех – только восторженные отклики, приятные эмоции и тонны позитива.
Намекнул супруге, большой любительнице всевозможных гор, морей и древней истории: «Лен, как ты смотришь на то, чтобы съездить в Грузию?». Лена, как всегда, только «за», даже уговаривать не пришлось. ))
Поехать, как обычно, хотелось «здесь и сейчас», но планы на ближайшие 3 отпуска уже были составлены, поэтому Грузию отложили больше, чем на год – на сентябрь 2013. Сентябрь выбран по понятным причинам – сезон поспевающих фруктов, погода уже не жаркая, а море должно быть ещё тёплое. Ну и туристов теоретически должно быть меньше, т.к. детям в школу пора.
Озвучили свои мысли о Грузии друзьям и родным и оказалось, что желающих составить нам компанию набирается ещё 2 машины. Да и в нашем «автобусе» наметилось пополнение: брат Лены – Саша и его бывшая однокурсница Нана. У Наны в Грузии живёт много родственников, которых она собиралась навестить.
Примерный состав участников определился, и нам оставалось только ждать и морально готовиться к осуществлению этой затеи. Выезд наметили на вечер пятницы 30 августа 2013 года.
Несколько слов о машине.
Микроавтобус корейского производства KIA Grand Carnival, 2011 года выпуска, дизель, двигатель 2,2 л, 8 мест, пробег на момент старта 25000 км. За год после покупки «Большого Карнавала» (с мая 2012 года) он успешно и с комфортом свозил нас в 3 заграничных поездки: 1) Украина, Молдавия, Румыния (отчёт тут travel.drom.ru/21838/), 2) Прибалтика и Польша (отчёт тут travel.drom.ru/23264/), 3) Казахстан. Эта машина прекрасно подходит для длительных автономных путешествий семьёй, именно для этих целей она и приобреталась.
Поездка.
А теперь поясню, почему в названии отчёта появилось слово «диетический», казалось бы, никак несопоставимое с этой страной, всемирно известной своей вкусной и оригинальной, но отнюдь не диетической кухней.
За 3 недели до начала отпуска Лену положили в больницу с диагнозом «панкреатит». Ей «светило» как минимум 10 дней провести в больничной палате, а поездка оказалась под угрозой срыва. Я предложил либо вообще отменить поездку, либо выбрать другую страну, где национальная кухня – как бы правильнее подобрать определение – более мягкая и щадящая, что ли, для больного организма. Ведь одна из главных причин поездки – великолепная грузинская еда и превосходное вино, вкус которого мы уже почти успели забыть за время таможенной блокады со стороны российских властей. Лене же была прописана жесточайшая диета на ближайшие 6 месяцев: исключить жареное, копченое, острое, кислое, соленое, сладкое, выпечку, свежие овощи и фрукты, молоко и, разумеется, алкоголь.
Но супруга приняла мужественное решение – «коней на переправе не меняем»! Несмотря на диету, которую ей пришлось соблюдать как в дороге, так и в самой Грузии, и кулинарные соблазны, возникающие на каждом шагу, Лена стойко вынесла все тяготы своего положения. И кое-что из грузинской кухни даже попробовала без ущерба для здоровья.
К моменту выезда одна семья дала отбой, осталось 2 машины – мы и друзья: ещё один Александр и его жена, тоже Лена, с двумя маленькими дочками (3 года и 8 месяцев), на Тойоте Лэнд Крузер 200. 30.08.2013.
В таком составе и выехали после работы 30-го августа. У нас при сборе пассажиров вышла получасовая заминка, поэтому Александр на «Крузере» уехал раньше со словами: «Мы не спеша поедем, догоните нас». В итоге догнались мы уже на подходе к Элисте, причем мы оказались впереди них.
По России выбрали такой маршрут: Пермь – Ижевск – Рыбацкая Слобода – Болгар – Ульяновск – Сызрань – Саратов – Волгоград – Элиста – Будённовск – Прохладный – Беслан – Владикавказ – таможенный пункт Верхний Ларс/Казбеги.
В нашей машине 3 водителя, так что ехать можно было бы с минимальными остановками на сон, но мы придерживаемся принципа, что иногда надо и всем отдыхать. В первую ночь, меняясь, доехали до Рыбацкой Слободы и переночевали в машине. Периодически к нам подбегали бездомные собаки и облаивали машину, оправдывая своё существование: «Мы тут, на страже; чужаки под присмотром».
31.08.2013.
Поспали часа 4 и снова в дорогу. Я рулил, остальные досыпали по пути.
Где-то в Татарстане на рассвете чуть не поймал на капот молодую косулю. Она стояла на левой обочине и словно выжидала на низком старте, когда я с ней поравняюсь, чтобы взять машину на таран. Поздно её увидел (было ещё недостаточно светло), но мне повезло, что когда она выскакивала на дорогу, то запнулась и упала на встречной полосе. В эту секунду я уже проскочил траекторию её движения.
От моего резкого крика: «Олень!!!» все пассажиры проснулись. Пришлось им объяснить, что кричал я не на какого-то хамоватого водителя, а на настоящего оленя. Лично мне за 20 лет водительского стажа живые олени на дорогах России не попадались ни разу, хотя соответствующие предупреждающие знаки встречаются часто. Всё-таки мы не в Финляндии или Норвегии живём, где олень – почти священное животное.
Остановились, скачали файл с видеорегистратора на планшет. Нетрудно представить себе последствия, если бы «свидание» с оленем всё-таки состоялась. Теперь понятно, почему этим нелестным определением называют водителей, к примеру, резко выезжающих на главную дорогу со второстепенной перед идущим транспортом, подрезающих, не включающих поворотники перед манёвром и т.д., или пешеходов, перебегающих дорогу на красный свет, да ещё ночью в чёрной одежде – потому что их действия и поведение дикого животного на дороге абсолютно одинаковы по своей непредсказуемости и неадекватности.
Заехали в г.Болгар посмотреть на исторические объекты. Сам музейный комплекс в виду раннего времени был ещё закрыт, но побродить по территории нам ничто не мешало — заборов или других ограждений там нет. Около 8 утра на парковке остановилась «девятка», водитель подошел к нам, разговорились. Он оказался работником комплекса и немного рассказал нам о нём. И ещё показал с берега примерное место крушения теплохода «Булгария», произошедшего здесь неподалёку в 2011 году.
Достопримечательности г.Болгара:
Интересный городок, надо будет как-нибудь специально сюда приехать, чтобы подробно с ним познакомиться. На выезде позавтракали в кафешке и привели себя в порядок после ночи в машине.
Позже днём была ещё одна встреча с представителем местной фауны, но не такая страшная по возможным последствиям как первая. Прямо по курсу нашего движения какая-то хищная птица типа беркута буквально спикировала на дорогу и уселась что-то там перекусить, может, сбитую мышь нашла.
Я сигналю наглой птице, но понимаю, что остановиться уже не успеваю. И тут хищник тяжело взлетает, на мгновение словно застывает в воздухе на высоте лобового стекла и резко уходит в сторону, когда до него остаётся метра 3-4, наверно. Мне показалось, что мы с ним даже успели друг другу в глаза посмотреть. Фуу-х, можно выдохнуть, опять повезло. Эту запись с регистратора мы тоже сохранили на память.
Дальше до Камышина добрались без приключений, перед городом переночевали в придорожном мотеле, 2600 руб. за 4-х местный номер с удобствами.
01.09.2013.
На Волгоград решили ехать не напрямую, а через Ольховку и Иловлю. Получается немного дальше, но дорога совершенно пустая и состояние приемлемое. По пути проезжали арбузные и дынные бахчи.
Купили у местных торговцев «рифлёную» дыню и арбуз, всё оказалось очень вкусным.
Дороги в самом Волгограде – это что-то! Пожалуй, худшие дороги на всём протяжении поездки. Волгоградская колея. Глубина не меньше 10 см
В Калмыкии большие ремонтируемые участки, новый асфальт уже положен, ни одной единицы техники или рабочих не наблюдается, но временные знаки ограничения скорости и дорожных работ не сняты. Попросил Лену сесть за руль, потому что двигаться со скоростью 40 км/ч на участках якобы ремонта по 5-17 км у меня бы никаких нервов не хватило. А уж коварство и изобретательность калмыцких гаишников известны нам на личном опыте по поездке в Иран (отчет тут travel.drom.ru/18945/), поэтому сейчас строго соблюдали все ограничения.
Перед Элистой встретились с друзьями, спустя 2 дня после выезда из дома, и дальше уже держались вместе.
Проезжая по столице Калмыкии, сделали вывод, что соблюдение законов и правил РФ гражданами республики не обязательно – все машины ездят без ближнего света или ходовых огней на глазах у сотрудников ГИБДД, что на трассе, что в городе.
Взяли курс на Будённовск. Степь да степь кругом, видимость отличная, трафик нулевой. Я еду первый, за мной Александр на «Крузере», все знаки и разметку соблюдаем, как молодые солдаты Устав в армии. За нами пристроилась ещё одна машина. Вдали показалась «засада» ГИБДД.
Останавливают всех троих. Ко мне подходит калмыцкий «коп», просит документы. Пока смотрит их, говорит: «Вы совершили обгон под запрещающим знаком, можете посмотреть запись на своём регистраторе. Пройдёмте в машину».
Я чуть не подавился от такой наглости. Ведь я-то точно знаю, что никого не обгонял, хотя бы потому, что попутных машин совсем не было! Сказал об этом полицейскому. Дальше был такой диалог:
— инспектор (и): я у вас водительское удостоверение сейчас изыму.
— я: с сегодняшнего дня не имеете права изымать удостоверение.
— и: я на вас протокол составлю.
— я: да без проблем, пишите, отправляйте в Пермь, там суд разберётся, на чьей стороне правда.
— и: на двух машинах едете?
— я: да.
— и: ладно, езжайте. Только подождите, я сейчас к третьей машине подойду, мне с ним поговорить надо. Когда махну вам палочкой, что можно, тогда.
И пошёл раскручивать на какое-нибудь выдуманное нарушение водителя третьей машины. Через минуту махнул нам, что можем ехать.
Всё-таки реально полезную штуку придумали власти, что «права» теперь отбирать у водителей на дороге нельзя. Хоть какая-то защита добросовестных водителей от таких вот предприимчивых сотрудников ГИБДД. Кстати, это была единственная попытка развода за всё путешествие. Не так страшно оказалось ехать через кавказские республики, как писали в интернете.
Остановившись на ужин в степи, увидели на небе интересную фантазию природы, как ожившее воплощение сказки К.Чуковского «Краденое солнце»: «Горе, горе, крокодил Солнце в небе проглотил»
Вечер застал нас на подъезде к Будённовску, где и решили переночевать. Решить-то решили, но по факту из трёх гостиниц в городе ни в одной не оказалось свободных номеров, кроме единственного двухместного за 3600 руб. Интересно, откуда в Будённовске столько приезжих, занявших полностью три гостиницы, да ещё по таким тарифам?
Посмотрели по навигатору, что у нас дальше на пути через 40 км будет г.Зеленокумск, по интернету нашли в нём пару гостиниц, позвонили в одну, забронировали 3 номера по 1600 руб. Отличный отель оказался, всем понравился. Правда, без завтрака, но это не критично.
02.09.2013.
Где-то в Кабардино-Балкарии остановились на обед, свернув с трассы в небольшой лесок. Рядом какой-то заброшенный, по виду, совхоз, а при нём кукурузное поле. Расположились, готовим еду. Мимо проезжает белая «шестёрка» с кабардинскими номерами. Останавливается рядом с нами, водитель спрашивает: «Ребята, может помощь какая-то нужна?» Нет, отвечаем, спасибо, мы просто отдыхаем. Он говорит: «Тогда угощайтесь кукурузой, вот моё поле, сорвите, сколько вам нужно». И уехал.
Ну, раз хозяин разрешил, срезали несколько початков. Потом в Грузии сварили их и вспомнили добрым словом того кабардинца.
Сегодня начало нового учебного года. Как-то не сговариваясь, поняли, что нужно заехать в г.Беслан, в печально известную школу № 1, где 1-го сентября 2004 года террористы захватили более 1000 человек в заложники и продержали без еды и воды несколько дней, пока не начался захват школы спецподразделениями. Тогда погибло 334 человека, из них 186 детей разного возраста. Мемориал в школе № 1 г.Беслана
Душераздирающее зрелище. Это какой же надо быть сволочью, чтобы стрелять в 2-х летних детей?!!!
Почтили память погибших. Даже сейчас, вспоминая посещение школы, трудно сдерживать слёзы…
На выезде из Беслана Александра остановили на посту ГИБДД, проверили документы и отпустили.
Во Владикавказе заправились под завязку соляркой, бензином и газом («Крузер» переведён на пропан).
В Грузии машины заправляются другим газом – метаном, а пропан по цене почти равен стоимости бензина. Расход газа у двигателя больше, чем бензина, поэтому заправляться пропаном в Грузии не выгодно.
На таможню приехали часов в 16 и оказались первыми в очереди (грузовики стояли отдельно). Минут через 15 нас запустили внутрь. Прошли довольно быстро, без проблем.
На нейтральной полосе до тоннеля положен свежий асфальт, а после тоннеля, видимо, начинается грузинская территория, там дорога плохая, камни и ямы.
На грузинской стороне для легковушек работало 2 коридора, но некоторых «джигитов» с московскими номерами пропускали без очереди через закрытый терминал.
Пассажиры проходят границу отдельно от водителя. И если раньше во всех отчётах писали, что водителю из машины даже выходить не надо, то сейчас грузинские таможенники просили, чтобы водитель вышел и передал документы в окно. Но всё происходит очень быстро, процедура занимает пару минут.
Пассажиры уже ждут, прыгают по машинам и вперёд, на Военно-Грузинскую дорогу.
Грузия.
Маршрут по Грузии получился вот такой (в порядке английского алфавита по часовой стрелке, точки начала и конца А и К совпадают):
С погодой на грузинской стороне немного не повезло – низкая облачность и туман.
Периодически из тумана, как привидения, возникают силуэты коров, в раздумье стоящих на нашем пути. Мы знали об этой ходячей особенности грузинских дорог, так что были настороже.
Не спеша добрались до Степанцминды. Известную церковь на горе не видно, даже не стали пытаться туда попасть.
Остановились на площади держать совет, перевели дух, собрались с мыслями.
Скоро стемнеет, нужно ехать дальше, хотя бы Крестовый перевал пройти засветло. Мы читали, что там совершенно нет дороги, все разбито, поэтому заранее переживали, как же поедем.
А вот и асфальт закончился, началась гравийка. Неприятно, но ехать можно. Засекли километраж — 6 км (в интернете в отчетах попадались цифры от 15 до 30 км). На всём протяжении этого участка ведутся масштабные строительные работы – кладут асфальт, строят противолавинные туннели. Кстати, через 10 дней на обратном пути мы снова проверили длину плохого участка, так вот, без асфальта оставалось всего 3 километра. Уверен, что на сегодняшний день вся дорога от границы до Тбилиси полностью отремонтирована.
Высота Крестового перевала в его верхней точке достигает 2 400 метров. Как же здесь должно быть красиво в ясную погоду! Но даже сейчас мы часто останавливались для фото и видеосъемки. автор данного отчёта
арендовать бы такой домик на пару дней…
После границы, наблюдая за номерами проезжающих мимо машин, подумали, что в Грузии появился новый регион – Московско-Осетинская область: 90 % встреченных на этом участке автомобилей именно с такими номерами (77 и 15), остальные 10 % — грузинские. Впоследствии в глубинке нам уже встречались одиночные машины из других регионов – Краснодар, Калуга, Волгоград, Вологда, Рязань, Ростов, Башкирия.
Где-то за Гудаури увидели на трассе кафе «Арагви», остановились, зашли на разведку. По двору струится с ног сшибающий аромат шашлыка, внутри — уютный небольшой зал в национальном стиле, в наличии свободные номера для ночлега, есть обмен валюты, и даже пластиковые карты принимают к оплате.
Первым делом попытались выяснить, смогут ли хозяева накормить чем-нибудь диетическим Лену. К её радости, нам сказали, что могут приготовить овсяную кашу и куриный суп «чихиртма». Ну а с остальными всё проще — заказали разной грузинской еды, вина, лимонада и Боржоми. И начался праздник живота… В этот вечер мы все были просто счастливы. )))
Для справки: стоимость номера – 60 лари (1200 рублей), ужин на двоих – с вином, шашлыком, хачапури и прочим – 30 лари (600 рублей).
Очень интересно написанный отчет, отлично подобранные фотографии. Птица с регистратора — вообще нечто!
Мечтаю когда-нибудь съездить в те края. Смущает дорога до границы. Ну, Бог даст, мечта сбудется.
Последняя пробка на М4, по пути на Северный Кавказ, в ст. Тарасовская изжита «как класс» в ноябре 2013 года, введением в эксплуатацию объездной дороги. От Москвы до Павловской четыре полосы, практически на всём протяжении с разделительной полосой. Далее до г. Кропоткин 100 км две полосы и холмистый рельеф с довольно плотным трафиком. Потом до МинВод в основном четыре полосы. Может быть затор в г.Минеральные Воды, т.к. дорога идёт по краю города. А вот дальше обязательная пробка в Пятигорске, когда будете проезжать рынок, пожалуй самый крупный на Северном Кавказе. Это место желательно пройти рано утром или ночью и не в выходные дня. В своём отчёте эту дорогу с гаишными «приколами» я описывал подробно в своём отчёте.
Добрый день. Хорошее начало отчета, жду продолжения. Сам в задумках на лето посетить эти места. Хотелось узнать про прохождение границы и нужны ли какие визы и т.п. По началу маршрута (пермь) вижу что мы с вами почти земляки.
продолжение уже есть, всего 4 части, все тут на сайте. Визы россиянам не нужны, но граница проходится только по загранпаспорту. На таможне ничего сложного нет, только пишут, что иногда очередь бывает, тут как повезёт. Сейчас они работают круглосуточно, можно подгадывать по времени.
По началу маршрута (пермь) вижу что мы с вами почти земляки.
прочитал весь ваш отчет, еще больще желания поехать и отдохнуть, и именно туда. Черное море Краснодарского края уже приелось. До европы еще не созрели, хотя уже присматриваемся. Молодцы. Будут нужны компаньоны пишите
с комфортом свозил нас в 3 заграничных поездки: 1) Украина, Молдавия, Румыния (отчёт тут travel.drom.ru/21838/), 2) Прибалтика и Польша (отчёт тут travel.drom.ru/23264/), 3) Казахстан.
А про Казахстан отчет не планируете написать?
увидели на небе интересную фантазию природы, как ожившее воплощение сказки К.Чуковского «Краденое солнце»
нет, там у нас ознакомительная 2-х дневная поездка была в г.Костанай. Сходили в аквапарк, погуляли по городу. Впечатлений на отчёт не много наберётся, разве что на небольшую заметку :)
Но у нас есть другие отчёты — про Норвегию и мыс Нордкап, про Словакию-Австрию-Венгрию — это мы на чемпионат мира по хоккею ездили. Про остров Крит и про Иран.
Но у нас есть другие отчёты — про Норвегию и мыс Нордкап, про Словакию-Австрию-Венгрию — это мы на чемпионат мира по хоккею ездили. Про остров Крит и про Иран.
опубликованные на дроме. На этом сайте я впервые решил разместить свой отчёт, и скажу честно — мне понравилось! :)
А старые можно посмотреть тут: Норвегия, Словакия-Австрия-Венгрия, о.Крит, Иран
Посмотрел ваш отчёт. Я думаю, первый заграничный отпуск у всех самый запоминающийся :) Спасибо за приятные воспоминания о Крите!
Внимание!
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять
комментарии непосредственно на сайте. Советуем Вам зарегистрироваться (это займёт 1 минуту) и получить тем самым множество
привилегий на сайте!
Можно также оставить комментарий через форму "ВКонтакте" ниже, но при этом автор публикации не получит уведомление о новом комментарии.
Комментарии (19)
RSS свернуть / развернутьTat-77s
фото просто класс!
Жду продолжение, несмотря на название содержание очень даже колорийное :)
Умка
alaska
begun12
По поводу изобилия машин с российскими номерами в жарких странах: а куда девать ворованные автомобили? Оттуда выдачи нет…
bkozyrev
Мечтаю когда-нибудь съездить в те края. Смущает дорога до границы. Ну, Бог даст, мечта сбудется.
alaska
Мы тоже боялись дороги по нашим кавказским республикам, но на поверку оказалось, что не так страшен чёрт…
bkozyrev
SuperMax
Smirnoff-503
alaska
а Вы откуда, если не секрет?
Smirnoff-503
alaska
Smirnoff-503
SemenovEA
А про Казахстан отчет не планируете написать?
Удивительная фотография!!!
alaska
нет, там у нас ознакомительная 2-х дневная поездка была в г.Костанай. Сходили в аквапарк, погуляли по городу. Впечатлений на отчёт не много наберётся, разве что на небольшую заметку :)
Но у нас есть другие отчёты — про Норвегию и мыс Нордкап, про Словакию-Австрию-Венгрию — это мы на чемпионат мира по хоккею ездили. Про остров Крит и про Иран.
bkozyrev
Они есть опубликованные или в замыслах? На дроме?
alaska
А старые можно посмотреть тут:
SemenovEA
alaska
Внимание!
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии непосредственно на сайте. Советуем Вам зарегистрироваться (это займёт 1 минуту) и получить тем самым множество привилегий на сайте!
Можно также оставить комментарий через форму "ВКонтакте" ниже, но при этом автор публикации не получит уведомление о новом комментарии.