Так получилось, что формально трижды побывав в Испании, в Испании мы так и не были. Все-таки, Каталония и Майорка – это не совсем Испания.
Подлинная Испания, как известно, в Кастилии.
Где вместо воинственно торчащих усов Сальвадора Дали – тощий силуэт человека с нелепым цирюльничьим тазиком на голове и верхом на дряхлой кляче, рядом трусит толстый человечек на пузатом осле.
Где вместо убаюкивающего жужжания в словах (Жжжжерона) – взрывное щелканье кастаньет в названиях (Аранхуэс, Куэнка, Консуэгра, Тахо).
Где вместо песчаных замков и тропических стволов-колонн Гауди – строгие прямоугольники алькасаров и развернутые плечи фасадов платереско.
Где вместо паэльи с демократичными морепродуктами – ароматная козлятина и ягнятина из раскаленной печи.
Когда рядом нет кромки моря – а взгляд всегда невольно обращается к этой спасительной полоске синевы – смотришь во все стороны.
В Кастилии ранней весной видишь безграничные пустынные равнины, выгодно расцвеченные миндальными деревьями. Яблони и прочие груши цветут там две недели сряду, не торопясь и пугаясь потенциальных ночных заморозков, им не нужно успевать отцвести за несколько дней неожиданного майского тепла. Кое-где возникает высокий холм, и тогда непременно наверху будут развалины очередного кастелло. Или не развалины – а вполне себе отреставрированный и «не хуже чем у других прочих» замок, вход 3 евро с человека, с 14 до 16 – перерыв на сиесту. Или не замок – а ряд пузатых белоснежных мельниц, которые любой холм на закате делают похожим на гигантского динозавра с ощетинившимся рядом костяных платин на спине.
Поехали?
Билеты на самолет в Мадрид мы купили заблаговременно, еще в августе. Цена о ту пору была какая-то просто неимоверная для настоящего момента: без пересадок на двоих 25000 тыр. Справедливости ради надо отметить, что ожидание не было томительным, так как с момента покупки состоялись двухнедельный вояж по Швейцарии, две недели в Москве в командировке, заскок на уикэнд в Осло и новогодняя поездка в Чехию-Польшу. Именно поэтому к непосредственному планированию маршрута, бронированию отелей и автомобиля в аэропорту мы приступили только в январе.
Вариантов было несколько.
Первый — юг: Севилья, Кадис, Кордова, Малага, Гранада. Минусы: быть рядом с морем и не искупаться — жестоко. Данный вариант признан предпочтительным для сентябрьской поездки, когда уже не так жарко, но можно уделить время пляжному отдыху.
Второй – север: Сантьяго-де-Компостелла, Виго, Бильбао. Минусы: на атлантическом побережье и летом-то прохладно и дождливо, а после зимы хотелось тепла и солнца.
Вариант третий был признан наиболее оптимальным и учитывающим наши предпочтения на сегодняшний день: познакомиться с сердцем Испании – Мадридом и двумя провинциями – Кастилия-Леон и Кастилия и Ла-Манча, неспешно проехаться по малым городкам, останавливаясь в крупных на пару ночевок. Протяженность маршрута – не больше 2000 километров. Вспомнив о ежегодном всемирно известном фестивале Фальяс, включили в маршрут поездку в Валенсию на 18 и 19 марта – заключительные дни этого грандиозного праздника.
В итоге маршрут нашей поездки (с учетом корректировок по ходу движения) сложился следующий:
Аэропорт Барахас – Аранхуэс – Консуэгра – Толедо (2 ночи) – Авила – Саламанка – Медина-дель-Кампо – Тордесильяс – Вальядолид – Сеговия — palacio Real de La Granja de San Ildefonso — El Escorial – Мадрид (4 ночи) – Чинчон – Валенсия (2 ночи) – Куэнка — Ciudad Encantada — Алькала-де-Энарес — Барахас.
Всего пробег составил 1756 километров.
Продолжительность поездки – с 8 по 22 марта 2014 года.
Хотя началось наше путешествие 7 марта – с концерта Depeche Mode в «Олимпийском».
Вот это было дааааааа!
Справедливости ради надо отметить, что на июньском концерте на стадионе «Локомотив» энергетика была более бешеная, а вот в марте «депеша» выглядели более усталыми и измотанными, а паузы между песнями были более длительными. Что поделаешь, турне длиной почти в целый год вымотает кого угодно.
После концерта мы остановились в Nabat Palace Hotel в десяти минутах езды от аэропорта Домодедово. Отель выстроен в соответствии с представлениями определенной части населения о «богачестве», все очень пышно. Правда, хамоватые девицы на ресепшен не вписывались во всеобщую лепоту. Но мы получили заказанные в номер горячие кутабы и чай, что было совсем не лишним: из Тулы мы выехали в два часа дня и еле добрались к 20.00 до «Олимпийского» (пробки были вызваны не только пятницей, но и перекрыванием движения в связи с митингом в поддержку Крыма). В восемь утра нам предоставили бесплатный трансфер до аэропорта, так что мы вполне позитивно успели позавтракать в аэропорту.
В самолете повеселила разухабистая стюардесса в брошюре по безопасности авиакомпании:
И ведь это ж дети могут увидеть…
К сожалению, большая часть пути из-за сплошной облачности прошла без моего любимого развлечения в самолете: глядеть в иллюминатор и пытаться определить, где мы летим. Когда облака несколько разошлись, внизу показалось озеро, которое мы, посовещавшись, решили считать Женевским:
Вот под нами горная гряда, отделяющая Францию от Испании:
По пути в Мадрид привлекает внимание одно из водохранилищ…
А также странные круги на полях:
По прибытии в аэропорт нас ожидала процедура получения автомобиля. Здесь надо остановится подробнее – если кто полетит. Машину мы арендовали как обычно через Rental Car. При составлении заявки требовалось указать номер терминала – от 1 до 4. Выяснилось, что наш терминал прибытия как раз четвертый. Но в ваучере в графе «Место получения» каким-то образом оказался первый терминал. Позвонили в службу поддержки Rental Car, где нам пояснили: ошибки нет, все прокатные конторы в Мадриде в аэропорту Барахас находятся аккурат в первом, так что нам надо доехать до этого терминала.
Прошли паспортный контроль, движемся за багажом, следуя указателям.
Спустившись вниз на эскалаторе, оказались перед стеной с закрытыми прозрачными дверями. Похоже на некоторые станции питерского метро. Стало понятно, что это поезд, который движется под землей из терминала 4s, где мы находимся, в терминал 4. Садимся в поезд и развлекаемся разглядыванием группы стюардесс какой-то арабской авиакомпании. Впечатляет, что помимо абсолютно одинаковой формы (вуаль вокруг лица и шеи – это что-то!) у них еще и тон помады у всех одинаковый — ядовито-коралловый. Несмотря на внутренние опасения, через 5-7 минут автоматически управляемый поезд (можно занять место на самом носу движущегося вагона) привозит нас к месту выдачи багажа, который мы получаем в течение нескольких минут без шума и давки.
Чтобы доехать из терминала 4 в терминал 1, надо сесть в бесплатный зеленый автобус (по указателям найти очень просто). Автобус маневрирует минут десять-пятнадцать среди развязок примыкающих к аэропорту дорог и делает три промежуточные остановки.
В первом терминале офисы прокатных контор расположены на нижнем уровне. Перед Europcar, как обычно, небольшая очередь, но и работающих сотрудников — несколько. Процедура получения машины занимает 10-15 минут, при условии, что за это время мы успеваем отказаться от дополнительных страховок и дизеля, а также не согласиться с маркой предложенной машины. Нет уж, на Panda мы по Майорке уже поездили. Так что нам впервые выдают ту машину, которую мы указали при бронировании – Volkswagen Polo. Цена вопроса – 9500 рублей на 15 дней. Т.е. в два раза дешевле, чем, например, было в Австрии.
Переходишь дорогу при выходе из аэропорта – первая парковка Europcar. Наученные горьким опытом, мы сфотографировали все царапины и дефекты, вызвали приемщика и потребовали «внести изменения в протокол». Тот на нас посмотрел как на больных и сказал, что все это ерунда и никакие царапины в расчет не берутся.
И вот наступает самый волнительный и счастливый момент во всем путешествии: когда мы садимся в машину, осваиваемся в этом пространстве, которое станет нашим на ближайшие две недели, настраиваем навигатор (о, этот чудесный момент в настройках: «Изменить страну»!!! Да Испания же, Испания!!!), забиваем первый пункт запланированного маршрута.
Итак, на сегодня у нас – Аранхуэс.
По местному — всего лишь второй час дня, светит солнце, тепло, куртки уже в чемодане, радио ненавязчиво бубнит что-то местное, и главное – никаких новостей про Крым, Украину и тому подобного негатива.
60 километров до Аранхуэса – пустынные дороги, цветущие деревья и кустарники, голые ветви деревьев на фоне «ярко-голубой эмали, какая мыслима в апреле» (О.Мандельштам). Четкое ощущение, что мы перескочили месяца на полтора вперед и сейчас – преддверие длинных майских праздников.
Небольшое отступление, касающееся путеводителей. Я хотела сначала написать, что нам опять не повезло с путеводителями. Но сказать так, наверно, было бы неправильно. Просто нашим сегодняшним поездкам путеводители в целом по стране не могут соответствовать. Надо искать отдельно по регионам, как, например, нам повезло с городами Кельн, Бонн, Дюссельдорф (серия «Полиглот»), но найти что-то подобное не получилось (отдельно по регионам встречаются «Андалусия» и «Барселона» с окрестностями). Вообще у нас дома путеводителей по разным странам стоит больше полусотни, мы их покупаем время от времени то пачками, то поодиночке. К этой поездке по теме оказались три путеводителя. 1. «Испания» серии National Geographic.
Минусы издания: переплет рассыпался еще дома, несмотря на относительную высокую цену за книгу. В Чехии мы уже намучились с этой серией по той же причине. Посему в Испанию не попал, был оставлен дома и о плюсах сообщить нечего. 2. «Испания» серии «Дмитрий Крылов».
Минусы: страшное бородатое лицо на обложке. Увесистость. Больший по сравнению с обычным формат. Отсутствие адресов туристических центров и адресов достопримечательностей, которые так легко забивать в навигатор. Пример: посетите Ciudad Encantada – «что в 35 км к северу по долине реки Хукар».
???????!!!
Это что?! Включать компас и фигачить 35 км на север?!
Плюсы: высокая степень информативности в том, что касается фактов, истории, сопоставления и проведения аналогий.
Вывод. Интересно просто прочитать накануне и оставить в номере отеля. О заинтересовавших местах подробнее надо узнавать из интернет-источников. Легко использовать для экстренной корректировки планов: а не рвануть ли нам вот сюда. 3. «Мадрид» серии «Оранжевый гид».
Серия была куплена на распродаже в каком-то магазине и поразила своим разбросом: от вполне удобных, читабельных и полезных типа «Польша» и «Трасса Е95» до абсолютно никчемных и бестолковых, вроде «Мадрида». Но об этом «чуде» – позже, в соответствующей главе.
Итак, кроме названия города из путеводителя в навигатор вбить было нечего, так что решили ориентироваться ближе к месту. За пару километров до цели (наобум забитой улицы) нам даже не пришлось переходить на режим поиска «Интересные объекты» в меню, так как внезапно во всей красе явился Аранхуэс – летняя королевская резиденция.
План достопримечательностей:
Не буду пересказывать путеводитель, отмечу, что внесенный в список всемирного наследия ЮНЕСКО комплекс королевских построек и садов привлекателен не только для туристов, но, как мне показалось, в первую очередь для самих испанцев. По крайней мере, множество людей с колясками, молодых и пожилых парочек, неспешно разгуливающих среди фонтанов и наслаждающихся солнечным субботним днем, здесь было очень и очень много.
Перед дворцом на огромной лужайке к вечеру собрались местные подростки, взрослые оккупировали простецкие пластиковые стулья в кафешках, находящихся на слегка почтительном расстоянии от дворцовой инфраструктуры. Мы попали в многолюдную толпу выходного дня.
Прежде всего, в Аранхуэсе поражают масштабы площадей и построек:
Фонтан перед королевским дворцом недвусмысленно свидетельствует о том, что это была королевская резиденция в охотничьих угодьях:
Фонтаны в Саду Острова (Jardin de la Isla) и сам сад:
«Точкой притяжения» в Аранхуэсе, безусловно, является Королевский дворец – место летнего отдыха в охотничьих угодьях королевских фамилий. Кстати говоря, и сегодня отдельные покои дворца на месяц (в августе-сентябре) становятся резиденцией королевской семьи. Здание королевского дворца выполнено в барочном стиле, это единство двухэтажных корпусов с многочисленными надстройками и башенками.
Вход в королевский дворец – один из самых дорогостоящих, дороже Прадо и Эскориала: чтобы пройтись по залам дворца, надо раскошелиться на 9 евро с человека, фотографировать нельзя. Если потом я правила нарушала, то вначале как-то постеснялась щелкать фотиком. Так что фотографии самых впечатляющих интерьеров у меня все-таки позаимствованы, но уже из интернета.
Так, наиболее впечатляющими помещениями дворца являются кабинет в восточном стиле и фарфоровый зал в китайском стиле:
В музее Прадо, когда количество просмотренных картин стало исчисляться километрами живописного полотна, только виды Аранхуэса на картинах художников XVIII века вызвали новую волну интереса: занятно было видеть, как изменились эти места и вид прогуливающейся публики.
Аранхуэс сильно отличается от большинства испанских городов наличием значительных парковых массивов в центре города. Чистые, ухоженные, с аллеями и зарослями многовековых на вид деревьев, они так и зовут под свои кроны.
ЗдОрово! Прям так и веет весной.
И еще запало вступление, особенно первые три предложения. Не подумайте, что остальные прошли мимо — нет, просто так убедительно сформулирован изначальный посыл, что остальное уже воспринимаешь само собой разумеющимся.
Не знаю, как вам это удается. Однако, нравится!
Вы так написали комментарий, что я даже кинулась перечитывать, что это я там такое наваяла. А что, и впрямь неплохо получилось!!! Если честно — спасибо большое, ни в один отчет, кажется, я не вкладывала столько настроения. Спасибо!
Внимание!
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять
комментарии непосредственно на сайте. Советуем Вам зарегистрироваться (это займёт 1 минуту) и получить тем самым множество
привилегий на сайте!
Можно также оставить комментарий через форму "ВКонтакте" ниже, но при этом автор публикации не получит уведомление о новом комментарии.
Комментарии (2)
RSS свернуть / развернутьSergey-CH
И еще запало вступление, особенно первые три предложения. Не подумайте, что остальные прошли мимо — нет, просто так убедительно сформулирован изначальный посыл, что остальное уже воспринимаешь само собой разумеющимся.
Не знаю, как вам это удается. Однако, нравится!
begun12
Внимание!
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии непосредственно на сайте. Советуем Вам зарегистрироваться (это займёт 1 минуту) и получить тем самым множество привилегий на сайте!
Можно также оставить комментарий через форму "ВКонтакте" ниже, но при этом автор публикации не получит уведомление о новом комментарии.