Гуляем по-питерски: пять! / Дружеский гид / Автотуристу.РУ - автопутешествия и автотуризм: отчёты, трассы и дороги, в Европу на машине, прокладка маршрута! 

Авторизация

Зарегистрироваться

Гуляем по-питерски: пять!

Раз! Два! Три! Четыре! Шесть!

Литературно-мемориальный музей Ф.М.Достоевского

Покинув под перезвон часов Михайловского замка закрывающийся музей, мы вовремя сообразили о еще одном человеке, судьба которого оказалась тесно связана с этим зданием. В Инженерном училище, которое расположилось в стенах покинутого членами императорской фамилии злосчастного дворца, учился будущий классик русской литературы Ф.М.Достоевский.

Я вспомнила о музее-квартире писателя: на счастье, он (музей, не писатель) в этот день работал до восьми часов вечера. Честь и хвала обеспечившим такой режим работы прекрасным сотрудникам, ибо далеко не все питерские музеи порадовали открытыми дверями! Так, музей Н.А. Некрасова функционировал только с 8 января, музей В.В. Набокова был закрыт без указания всяких дат, а последнее обновление сайта у них было чуть ли не в 2015 году (судя по разделу «Выставки»). Да и в Мариинском театре первый спектакль в новом году назначили на 7 января, ибо — не фиг!

Возвращаясь к нашему Федору Михайловичу – и мы устремились.



Если нет возможности посетить это место в сложносочиненной географии петербургского культурного пространства, то усиленно рекомендую хотя бы познакомиться с сайтом музея: это шедевр, тонкий и продуманный, несущий на себе отпечаток личности знаменитого писателя. Школьники, проведя на страницах сайта не больше часа времени, смогут осилить не один реферат, причем информация здесь дана небанальным языком и с большим количеством ярких цитат.

Вот и мне будет полезно обратиться для рассказа о музее к этому сайту:

«Литературно-мемориальный музей Ф.М.Достоевского был открыт 12 ноября 1971 года в доме на Кузнечном переулке 5/2. В этом доме Достоевский дважды снимал квартиру: в течение очень короткого времени в 1846 году и с октября 1878 года до дня своей смерти – 28 января 1881 года. Начало и конец творческого пути оказались сопряженными в одной точке. Здесь он работал над ранней повестью «Двойник», здесь был написан его последний роман «Братья Карамазовы». Квартира Достоевских воссоздавалась по воспоминаниям современников и жены писателя.

Музей Достоевского состоит из следующих частей:
Мемориальная квартира Ф.М.Достоевского
Литературная экспозиция, посвященная жизни и творчеству Ф.М.Достоевского
Два выставочных зала
Театральный зал
»

У нас на знакомство со всеми разделами музея было два часа, поэтому мы первым делом направились в гости к писателю.

Еще один пример грамотной работы персонала с посетителями музея – это прекрасный текст аудиогида. Без него осмотр крошечной квартиры занял бы от силы минут десять, а с трубкой у уха мы дважды обошли все комнаты где-то за неполный час.

Прихожая
Жена Достоевского, Анна Гигорьевна, писала: “Квартира наша состояла из шести комнат, громадной кладовой для книг, передней и кухни и находилась во втором этаже. Семь окон выходили на Кузнечный переулок”. Гости Федора Михайловича обычно из прихожей проходили налево по коридору в гостиную. Дверь прямо вела в умывальную комнату, а из умывальной – в детскую
.


Шляпа под стеклянным колпаком – подлинная, принадлежащая Федору Михайловичу. Вот удивительно, несмотря на углубленное изучение творчества писателя в институте, несмотря на прекрасный биографический фильм с Евгением Мироновым в главной роли, я до этой шляпы никак не могла представить себе «живого Достоевского». А тут голос актера процитировал отрывок из письма писателя его жене, в котором он пишет, каким франтом он выглядит сейчас, за границей, принарядившись в платье от хорошего портного, как идет ему эта новая шляпа – словом, он стал подлинно модной картинкой – и сразу вдруг ожил человек…

Гостиная
В конце 70-х годов Достоевский становится знаменитым писателем не только в России, но и за рубежом. В 1878 году Императорская Академия наук избрала Достоевского в члены-корреспонденты по отделению русского языка и словесности. К Достоевскому приходили многочисленные посетители с разными вопросами и просьбами, и он старался принимать всех. В конце 70-х годов его часто приглашали на литературные, благотворительные вечера, где он много выступал, читая отрывки из своих произведений. Современники отмечали, что он обладал особым даром, и совершенно преображался, когда читал
.

На столе в гостиной лежит уникальный экспонат – страшный по своему трагизму и внутреннему спокойствию. На коробке с папиросами отца кто-то из детей писателя оставил запись: «28-го января 1881-го г. умер папа» — и время смерти.


На этом же времени остановлены часы в кабинете:


Кабинет Достоевского
Кабинет был реконструирован по фотографии, сделанной В.Таубе после смерти писателя. В нем представлены мемориальные предметы: на столе ручка с пером, коробочка из-под лекарства и бумажник, над столом – кашлетр для бумаг и писем, в углу – икона в серебряном окладе “Божия Матерь Всех Скорбящих Радость”. В книжных шкафах хранятся книги, входившие в библиотеку Достоевского, которые Музей собирает по спискам, составленным Анной Григорьевной.
В кабинет Достоевского редко попадали случайные гости, здесь он принимал только близких людей. Родные вспоминали, что он не любил, когда в его кабинете что-то нарушалось – перекладывались рукописи, книги, сдвигался стул с того места, где он его оставил. Это была его творческая мастерская, и никто не должен был разрушать ее особенную атмосферу. В этом кабинете Достоевский работал над романом “Братья Карамазовы”, готовил свою знаменитую Пушкинскую речь, писал статьи для последнего выпуска “Дневник писателя”, который вышел уже посмертно.
Здесь, в этом кабинете, Достоевский умер. Часы, принадлежавшие младшему брату писателя, Андрею Михайловичу, на столике у окна остановлены на дне и часе смерти писателя: 28 января 1881 года
.

Многочисленные бытовые подробности воссоздают образ жизни Достоевского и его семьи. Так, он любил укрываться старым пальто поверх двух одеял, когда спал. Не любил, когда его беспокоили, но обожал своих детей (об этом нам подробно расскажут в детской).

Столовая
В столовой вся семья вместе собиралась вечером. Достоевский с молодости привык работать по ночам. Тишина — главное условие его работы — в доме наступала только ночью. Он начинал работу в 11-12 часов ночи, работал до 5-6-ти часов утра. Потом отдыхал, просыпался в первом часу дня, приходил в столовую и заваривал себе чай. Днем он был занят издательскими делами, а в 6 часов вечера семья собиралась за обедом. “Обед кончался в 7, и он любил до 8 или половины 9-го просидеть один, а затем одевался и шел гулять…


Рассказывая о столовой, аудиогид добросовестно останавливается на вкусах хозяина: Достоевский, оказывается, был лакомкой, очень любил цукаты, синий изюм, белую пастилу, хороший шоколад. Чай пил очень крепким, заваривал его сам. Если же за приготовление чая бралась Анна Григорьевна, Федор Михайлович чай пил — но при этом громко про себя жаловался: «Бедный я, несчастный человек…»
(В этом месте муж мой неожиданно обнаружил в себе абсолютное сходство с великим русским писателем).

Комната Анны Григорьевны представляет собой кабинет деловой женщины. Вся ее жизнь была посвящена мужу. Она была постоянным секретарем и стенографом Достоевского, занималась изданием его произведений, книжной торговлей, вела все денежные дела в доме, воспитывала детей. Достоевский высоко оценил деятельность Анны Григорьевны: ей он посвятил последний, самый главный свой роман “Братья Карамазовы”.
После смерти Достоевского Анна Григорьевна всю оставшуюся жизнь (37 лет) собирала материалы о жизни мужа, издавала его сочинения. На основе этих материалов в 1901 году в московском Историческом музее был открыт “Кабинет Достоевского”. В 1928 году эта коллекция стала основой открывшегося Музея Достоевского в Москве
.



Действительно, комната Анны Григорьевны далека от романтического дамского будуара: сразу видно, что это обиталище женщины умной, спокойной, решительной – но при этом далекой от позерства, верной и преданной единомышленницы.

Детская
Когда семья Достоевских переехала в дом на Кузнечном, дочери писателя Любе было 9 лет, сыну Феде — 7. Достоевский был женат дважды. В первом браке детей у него не было. Во втором браке у Достоевских родилось четверо детей. Первая дочь Сонечка родилась в 1868 году в Женеве и умерла через три месяца. В 1869 в Дрездене появилась Люба, в 1871 году в Петербурге родился Федор, в 1875 году в Старой Руссе, где семья Достоевских проводила лето, родился Алеша. Весной 1878 года трехлетний Алеша умер от эпилептического припадка. “Федор Михайлович был страшно поражен этой смертью. Он как-то особенно любил Лешу, почти болезненною любовью, точно предчувствуя, что его скоро лишится”. Личный трагический опыт отразился в романе “Братья Карамазовы”, который Достоевский писал в 1878-1880 гг.

“Вернувшись осенью в Петербург <из Старой Руссы>, мы не решились остаться на квартире, где все было полно воспоминаниями о нашем умершем мальчике, и поселились в Кузнечном переулке…” — писала в своих воспоминаниях Анна Григорьевна Достоевская.

Достоевский был очень заботливым, любящим отцом, он считал, что без детей нет смысла в жизни. Особым предметом внимания Достоевского было воспитание и образование детей. Он нередко читал детям вслух произведения русских и европейских писателей, которых сам знал и любил с ранней юности: Пушкина, Жуковского, Карамзина, Гоголя, Диккенса, Гофмана, Шиллера, Гюго, знакомил их с Библией по книге, которую помнил с детства — “Сто четыре истории из Ветхого и Нового Завета”.

Любовь Федоровна Достоевская (1869–1926) стала писательницей, автором, рассказов и повестей. Главный интерес для читателей представляет ее книга об отце “Достоевский в изображении его дочери”, в которой содержится немало уникальных сведений об образе жизни, привычках, чертах характера Ф.М. Достоевского. С 1913 г. Любовь Федоровна жила за границей. Умерла в северной Италии.

Федор Федорович Достоевский (1871–1921) с детства любил спорт, увлекался лошадьми. Окончив юридический и естественный факультеты Дерптского университета, он стал крупным специалистом по коневодству. В последние годы жизни сын писателя, выполняя волю своей матери, продолжал собирать и хранить архив Достоевского. Умер и похоронен в Москве, на Новодевичьем кладбище (могила не сохранилась). Федор Федорович был женат дважды, у него были сыновья Федор (1905-1921) и Андрей.

Андрей Федорович Достоевский, внук писателя, (1908-1968) внес большой вклад в дело создания Музея. Он передал музею ценнейшую коллекцию, посвященную памяти его деда, которая стала основой экспозиции Музея. Дети Андрея Федоровича – Татьяна и Дмитрий – живут в Петербурге
.



На столе в детской лежит выведенная нетвердой детской рукой записка:
«Папа дай гостинца Федя»
(фотография из Интернета)


Как вспоминали сами дети писателя, если они шли за гостинцем к матери – надо было протягивать одну руку, а вот если просили у отца – надо было подставлять сразу обе ладошки!
Записочки подсовывались под дверь кабинета, и Федор Михайлович щедро наделял малышню припрятанными специально для таких случаев сластями.

Вот так, несколькими штрихами в музее воссоздали образ живого человека – а не «классика» в духе «Образ Раскольникова в романе Достоевского».

Вторая часть музея — литературная экспозиция, посвященная жизни и творчеству Ф.М.Достоевского. Нам время не позволило внимательно познакомиться с ее содержанием, но даже начало показалось очень детальным, подробным рассказом, подкрепленным копиями исторических документов.
Вот, например, список Кондукторского класса с фамилией Достоевского, поступившего по настоянию отца на обучение в Инженерный институт. Как вспоминали современники этого этапа жизни будущего столпа русской литературы, ни на ком из воспитанников кондукторская форма не сидела настолько плохо и нескладно, как на Федоре Достоевском. Хотя, судя по итоговым отметкам, он был далеко не самым плохим учеником.


«И свет во тьме светит, и тьма не объяла его» — эта евангельская цитата неслучайно вынесена в эпиграф экспозиции: черное «двоящееся» пространство с бесконечными отражениями, мерцающий свет, стены с «окнами-объектами» и единственное открытое окно с видом на Владимирскую церковь, по замыслу авторов экспозиции, соответствуют «космосу» Достоевского и атмосфере его петербургских произведений.

Одно из центральных мест литературной экспозиции занимает картина Ганса Гольбейна Младшего «Мертвый Христос в гробу», ставшая знаковой для Достоевского (кстати, мы эту картину видели самолично в музее в швейцарском Базеле).

В романе Ф.М. Достоевского «Идиот» в разговоре Рогожина и князя Мышкина упоминается эта картина:
«— Это копия с Ганса Гольбейна, — сказал князь, успев разглядеть картину, — и хоть я знаток небольшой, но, кажется, отличная копия. Я эту картину за границей видел и забыть не могу.
— А на эту картину я люблю смотреть! — пробормотал, помолчав, Рогожин.
— На эту картину! — вскричал вдруг князь, под впечатлением внезапной мысли, — на эту картину! Да от этой картины у иного вера может пропасть!
— Пропадает и то, — неожиданно подтвердил вдруг Рогожин
».



В качестве единственного недостатка в работе музея могу назвать только невозможность расплатиться по карточке. На билеты у нас было, а вот книгу воспоминаний жены Достоевского мы купить не смогли. В остальном, даже если вы не являетесь поклонником творчества Достоевского, масса впечатлений гарантирована.

Окончание — Шесть!

Комментарии (6)

RSS свернуть / развернуть
+
2
+ -
avatar

bulava61

  • 27 февраля 2017, 18:27
Странное дело: учась в школе (ещё в прошлом веке) не любил классиков, Дантесу симпатизировал больше, чем Пушкину (ведь благодаря Дантесу нам пришлось заучивать вдвое-втрое меньше стихов наизусть), Фёдор Михайлович представлялся этакой тёмной личностью, типа Раскольникова, а благодаря Вашим публикациям пересматриваю своё отношение к ним. Продолжайте, мне всегда интересно Вас читать.
(В этом месте муж мой неожиданно обнаружил в себе абсолютное сходство с великим русским писателем).
А мужа жалко…
+
2
+ -
avatar

begun12

  • 27 февраля 2017, 20:57
Ну, отечественная методика преподавания литературы- бессмысленная и беспощадная- способна любого отвратить не только от Достоевского, но и от Толстого Куприна Гоголя Есенина Маяковского (нужное подчеркнуть).
Но вот такие прогулки- альтернатива школьнического восприятия нашей классики. Рада, если в этом направлении у меня есть попутчики.
Ну а стенания моего любезного супруга — это всего лишь кокетство: чай я завариваю вполне прекрасно!
+
1
+ -
avatar

BVD64

  • 28 февраля 2017, 03:38
Музеи такого формата у меня оставляют противоречивые эмоции: погружение в атмосферу жизни писателя (как в данном случае) и еле уловимое ощущение пустоты, остановки времени и жизни. И вот это второе, незаметно преследует тебя на протяжении всей экскурсии, поэтому-то я больше предпочитаю большие музеи.
Спасибо, Света, как всегда — очень увлекательно! И, как и уважаемый Алексей, признаюсь, что благодаря Вашим повествованиям узнаю много нового.
+
1
+ -
avatar

begun12

  • 28 февраля 2017, 07:36
Спасибо, Владимир, что не оставляете без отзыва и эти рассказы — пусть даже для Вас это «неформат»!
Достоевскому повезло: его жена, а затем и дети, трепетно отнеслись к памяти писателя, тому свидетельство- экспонаты этого музея. Плюс — грамотная организация посещения: и сильные эмоции гарантированы даже человеку, от всего этого далекого.
Ещё раз спасибо, осталась одна часть — и с новыми силами в новый сезон автопутешествий: завтра весна!
+
0
+ -
avatar

Miquel

  • 11 марта 2017, 17:24
Гениями рождаются. Я уверен. И какое воспитание им суждено — неважно.

Современники отмечали, что он обладал особым даром, и совершенно преображался, когда читал.


Мозг работает иначе! В другом измерении.

На коробке с папиросами отца кто-то из детей писателя оставил запись: «28-го января 1881-го г. умер папа»


Я прочитал «умИр». Это от умиротворён? Или есть другой смысл, или я чего-то не домысливаю?
+
0
+ -
avatar

begun12

  • 27 марта 2017, 13:06
Я бы не стала искать никаких скрытых смыслов в потрясённых детских строчках. Есть как есть

Внимание!

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии непосредственно на сайте. Советуем Вам зарегистрироваться (это займёт 1 минуту) и получить тем самым множество привилегий на сайте!

Можно также оставить комментарий через форму "ВКонтакте" ниже, но при этом автор публикации не получит уведомление о новом комментарии.