Маршрут выходного дня. Тула 80 lvl / Дружеский гид / Автотуристу.РУ - автопутешествия и автотуризм: отчёты, трассы и дороги, в Европу на машине, прокладка маршрута! 

Авторизация

Зарегистрироваться

Маршрут выходного дня. Тула 80 lvl


Тула не перестает радовать разнообразием площадок, где можно интересно и с пользой для ума и сердца провести выходной – без отрыва от места жительства.
Конечно, если приехать сюда на день-два – разумно предпочесть масштабные музеи. Музей оружия — однозначно номер один в списке. Так же, как и Музей самоваров. Если в запасе еще день-другой – лучше не проходить мимо Музея тульского пряника или музея «Тульские древности».
Есть возможность поездить по области – велкам в Поленово, на Куликово поле или Бежин луг.
Но в последнее время в областном центре открылось сразу несколько музеев, скажем так, «третьестепенных». Входной билет в них – вполне демократичной стоимости (от 100 до 300 рублей), времени «берет самую малость» (знакомство с экспозицией займет от 40 минут до часа), а «пользы от этого пения, между прочим, целый вагон».
А именно.
Отправившись в музеи Тульского кремля, Музей гармони деда Филимона, музей «Старая тульская аптека», Музей станка в индустриальном кластере «Октава», можно узнать:
— что объединяет пистолет Макарова и консервный ключ для закатывания банок на зиму;
— почему последователь Левши должен вбивать гвоздики в подковы на ногах блохи между ударами собственного сердца;
— почему не стоит пить «Киндер-бальзам», а вот употреблять «Ерофеич» из 18 компонентов – совсем напротив;
— сколько километров от тульского пряника — до архангельской козули, немецкого лебкухена, швейцарского бибера и китайского юэбина;
— что такое «тычок – ложок» и как его затереть «под рукавицу»;
— что общего у Юрия Гагарина, Вячеслава Бутусова, Radiohead и U2;
— как далеко в Америку простерлась «Русская рука»;
— в каких именно случаях рвали баян (спойлер! тещи могут читать без вреда для нервной системы).

Ну и еще кучу всякой неважной интересной чепухи.

Весомым достоинством вышеуказанных музеев для приезжих является то обстоятельство, что сосредоточено большинство этих площадок буквально в шаговой доступности от главной тульской достопримечательности – кремля.

В наступившем году будет отмечаться его 500-летие, на что недвусмысленно намекает установленное у Одоевской башни электронное табло.

В восстановленных торговых рядах Тульского кремля уютно расположился удачно прикинувшийся музеем магазин-мастерская «Музей международного пряника» — о нем мы уже подробно говорили.

Творческая натура сотрудников данного учреждения не признает невозможного: чего стоят прифотошопленные к портретам Джоконды, Незнакомки или Фриды Кало тульские пряники, от чего лица признанных красавиц в галерее мирового искусства моментально приобрели довольное сытое выражение.
Отмечу также удачную трактовку традиционного указателя: в Альпах часто встречаются такие — на обломках лыж. Здесь же дан километраж до родин знаменитых пряничных изделий: «Вяземский пряник — 279 км», «Немецкий лебкухен – 1864 км», «Китайский юэбин — 5381 км», «Архангельская козуля – 1421 км», «Швейцарский бибер – 2558 км».


Музеи Тульского кремля
Сайт

О новой жизни Тульского кремля я подробно отчиталась еще летом, но тогда при рассказе об атриуме упустила подробности о расположенных внутри выставочных залах. Сейчас для посетителей доступны четыре зала трех экспозиций. Комплексный билет для взрослого стоит 300 рублей, посмотреть все оптом можно меньше чем за час.
Пока в атриуме кипит оживленная новогодняя суета…

… в выставочных залах также хватает посетителей. Но мы традиционно успели урвать момент без никого:

Этот зал посвящен археологическим находкам, которые надо же куда-то девать. Все-таки, за пять веков в толще культурного слоя внутри и снаружи периметра кремлевских стен чего только не накопилось!

Одних только каменных грузил на целый невод хватит – вероятно, сказывалась близость Упы:

Неожиданно много и курительных трубок – вот верь потом, что русский народ с неохотой перенял у европейцев пагубную привычку:

Но это уже в другом зале, повествующем об этапах строительства крепости:

Из-за того, что стоит кремль в низине, на берегу реки, без свай было не обойтись:

Кирпичи в стене укладывались по схеме под кодовым названием «тычок – ложок» и затирались «под рукавицу»:

Отдельный зал посвящен истории Тулы в период двух мировых войн. Невозможно без душевного волнения читать строки солдатского письма – «из действующей армии»: «Сдравствуйте папаша мамаша и Нюра Володя Шура Коля Надя. Шлю я вам ниский поклон. От вашего детя Михаила Александровича Ефанова. Уведомляю в том, что я жив и здоров. Слава Богу. Я нахожусь на Германской границе…» и так далее. Очень хотелось бы верить, что туляк Михаил Александрович Ефанов в положенное время вернулся к своим многочисленным родным.

Вот газета «Тульская молва» за сентябрь 1914 года, которая уведомляет о предстоящих торгах «на отдачу в аренду торговых помещений в новом павильоне на Чулковской площади», информирует о проведении концерта «в пользу раненых воинов» и не забывает сообщить, что «З.И. Изаксон возвратился, возобновил прием по зубным болезням», а «доктор медицины В.А. Битный-Шляхто, бывший ординатор Казанской клиники сифилиса, кожных и венерических болезней, принимает больных по означенным болезням», причем «мужчин от 9 до 10 утра», «женщин от 5 до 6 часов дня». А вот акушерка Н.Н.Брежнева была более доступна и оказывала «советы и помощь беременным и роженицам во всякое время». Сплошной Акунин!

Но меня в этой газете больше всего заинтересовал обстоятельный отчет о сборах на нужды армии в кружки для пожертвований. Всего было собрано 2430 руб. 02 коп. Далее подробно до копейки перечисляется, куда были направлены собранные средства, при этом поражает одна статья расходов: «На ремонт кружек для пожертвований» — 6 рублей!
А это уже более поздний период истории:



«Памятка бойцу для ухода за ногами и обувью» – издание второе дополненное под общей редакцией лауреата Сталинской премии полковника интендантской службы П.И. Белкина:

Ну и в завершение рассказа в этой части – тематическое, рождественское:


Музей гармони деда Филимона
Сайт музея

«Гармонь – отрада, гостю рада!» — утверждается на сайте музея.
Еще как рада – проверено на собственном далеком от всяческого музицирования организме.
Администрация музея настоятельно советовала придерживаться графика интерактивных экскурсий – и это правильно. Потому как тупо смотреть на расставленные по стеллажам гармони, баяны и аккордеоны как минимум неинтересно. А с экскурсоводом-ведущей и ее помощником-гармонистом – совсем наоборот.
Интервал между сеансами – час-полтора. Мы без проблем записались на такую музыкальную экскурсию, пришли за пять минут до начала – музей расположился на втором этаже здания XIX века из сохранившейся исторической застройки в двух минутах ходьбы от кремля.
Уже роспись лестничного пролета как бы символизировала интернациональную роль гармошки в создании дружбы и хорошего настроения между людьми разных народов:

Раздевались и оплачивали билеты под лихие баянные версии бессмертных композиций «Белые розы, белые розы» и «Тополиный пух, жара, июль». Это в ожидании, пока группа соберется и рассядется на деревянных лавках единственного экспозиционного зала, уже вовсю наяривал музыкант «на разогреве»:

Я едва успела сделать пару фотографий экспозиции…


…как точно по расписанию началась интерактивная экскурсия-концерт.
Об истории гармони вообще и тульской в частности поведал дуэт экскурсовода-ведущей Софьи и экскурсовода-музыканта Николая (если не ошибаюсь в имени, но вот то, что он работает преподавателем в Тульском музыкальном училище имени Даргомыжского – это точно). Сценарий у них отработан до мелочей – они вступают в диалог, вдохновенно подхватывают реплики друг друга, дополняют рассказ музыкальными фрагментами, цитатами из литературных произведений и песнями из кинофильмов.

Начинается рассказ с истории о промышленном шпионаже о тульском оружейном мастере Иване Евстратьевиче Сизове: в 1830 году на нижегородской ярмарке он приобрел немецкую однорядную гармонь за немыслимую по тем временам сумму – 40 рублей!
В другом тульском музее (Музее станка – туда мы отправимся чуть позднее) цену привычно проиллюстрировали в коровьем эквиваленте:

Денежное вложение окупило себя с лихвой: ушлый оружейник разобрал по винтикам заграничную вещь и наладил производство гармоней в Туле.
Но, как говорится, нет предела совершенству. Знакомый Сизова, тоже тульский мастер – но уже по самоварной части – Тимофей Пименович Воронцов, следуя задокументированной Лесковым тульской традиции все усовершенствовать, внес некоторые изменения в конструкцию. От чего звучание стало только лучше. Настолько – что производство гармоней отпочковалось от самоварной мастерской и переросло в первую в Туле гармонную фабрику.
Сей факт еще по одной тульской традиции называть вещи своими именами (отсюда — улицы Курковая, Дульная, Ствольная, Пороховая, Патронная, Ложевая, Замочная и т.д.) отразился в топонимике появлением улицы Гармонной, благополучно существующей по сей далекий от акустического звучания день.
На производствах Сизова и Воронцова к 1848 году ежегодно «сходили с конвейера» около 10 тысяч гармоней самых разных ценовых категорий: от 20 рублей – до 5 копеек. Стоимость инструмента зависела от ряда условий, но определяющими являлись имя мастера и качество материала. В дорогих моделях не редкостью было использование серебра, перламутра, ценных пород дерева и т.д. То есть стоимость самого дорогого инструмента равнялась годовому жалованью прачки. Или цене одной коровы (см. выше).

Но все равно гармонь оставалась простонародным и ограниченным в своих возможностях инструментом, пока за очередное ее усовершенствование не взялся еще один туляк – Николай Иванович Белобородов. Он происходил из семьи потомственных оружейников, сам в начале своей трудовой деятельности пытался держать красильную мастерскую, но дела шли не ахти. Пока в один прекрасный день Николай Иванович не продал клятую красильню для воплощения амбициозного бизнес-проекта — приобретения гармоник для небывалого оркестра.
Самоучка-гармонист, он мечтал играть на обычной русской гармони классику. Дальше то, что я сейчас перескажу – мне не совсем ясно, но люди с музыкальным образованием должны понять: Болобородов изобрел хроматическую гармонь, в которой был добавлен второй ряд – с полутонами, что позволяло исполнять более сложные произведения. Со своими дочерями Белобородов организовал сначала музыкальное трио, а затем и вовсе создал «Оркестр кружка любителей игры на хроматических гармонях». Во имя светлой мечты Белобородов заложил даже собственный дом – за 5000 рублей.
История эта, как ни странно звучит, закончилась вполне благополучно: колоритный оркестр русских бородачей-гармонистов ожидала европейская слава и признание на родине, партии для гармони включил в свои произведения сам Чайковский, не считая других композиторов попроще.
Кстати, в пяти минутах ходьбы от описываемого музея в Туле есть мемориальный музей Н.И.Белобородова – я даже сначала думала, что мы именно туда и идем, пока не уточнила адрес.
Чтобы проиллюстрировать возможности хроматической гармони, наш экскурсовод-музыкант грянул одну из фуг Баха – это было весьма впечатляюще.

Вообще все подробности, обрушенные во время экскурсии на наши бедные головы, и не упомнишь. Я напрочь забыла, например, фамилию прославленного мастера, который демонстрировал качество изготовленного им инструмента собственной виртуозной игрой. Правда, исполнять он умел всего лишь одну-единственную песню – зато какую: «Све-е-етит месяц… Светит месяц…» Тьфу, прицепилась, вот окаянная мелодия!

Про присказку «хоронили тещу – порвали два баяна», к счастью, не обмолвились, взамен рассказали о другой традиции. Вот такая гармошка с длинными-предлинными мехами называлась ливенской – по названию городка в Орловской губернии:

С такой гармошкой ходили свататься. Если невеста отказывала – ее рвали. В смысле, не невесту – гармошку. Высшим шиком игры на «ливенке» было перебрасывание инструмента над головой, растягивание мехов носком сапога, складывание из длинных мехов заковыристых фигур: «борода», «веер» и прочая и прочая (в общем, понятно, у кого могли поучиться ZZ Top и другие рок-любители терзать гитару за спиной).
Такая маленькая гармошечка называлась «черепашкой» — ее делали в Череповце:

А вот эта с колокольцами – знаменитая саратовская:

Насколько я поняла, прославленный «Калмыцкий танец» в исполнении ансамбля Игоря Моисеева исполняется под аккомпанемент именно такой весело позвякивающей гармошки с колокольчиками.
А вот эта – новоржевская (или псковская) «резуха», названная так из-за красивой резьбы. У нее нетипичное для русской гармони низкое органное звучание. Она и выглядит необычно – из-за узкого корпуса гармонь напоминает какую-то старинную книгу в диковинном переплете:

Но, безусловно, самый необычный экземпляр в музее – современный инструмент: гармонь-сапог. Несмотря на свой нестандартный внешний вид, гармонь обладает вполне традиционным звучанием:

А вот при взгляде на эту витрину…

… в голове начинает наигрывать:
— Пусть нас лапотной Россией
Называет Вашингтон,
Мы сегодня запустили
Лапоть свыше пяти тонн!


Кстати о загранице – одними только российскими изделиями экспозиция музея не ограничивается:

Вот раньше в произведениях детской (да и не только) литературы о послевоенном времени часто возникали упоминания о трофейных аккордеонах и губных гармошках. И это не вызывало никакого отторжения. Сейчас все воспринимается как-то иначе.


Кстати, большим любителем игры на баяне был маршал Жуков. На одной из представленных в музее фотографий изображен прославленный полководец с дочерями Эллой и Эрой – все семейство дружно что-то «грянуло»:

Ну а наш экскурсовод-музыкант в качестве музыкальной иллюстрации к этой странице лихо исполнил заводную польку:
Розамунда, шенк мир дан херц унд дан я.
Розамунда, фрак ду нихт мер ди мама.

Трудно представить более исчерпывающую музыкальную характеристику Саввы Игнатьича из «Покровских ворот»: сразу понятно, что дошел в свое время «гравер выдающийся» до самого Берлина, и, видать, инструмент у него тоже трофейный. Как рассказал наш ведущий, одно время вариант польки на немецком языке был под запретом, но как только был установлено чешское происхождение «Розамунды» — в СССР ее реабилитировали. Вообще история песни удивительна: ее исполняли солдаты противоборствующих армий и все одинаково любили «Розамунды» задорный мотив.

Народ к окончанию сорокапятимутной экскурсии-концерта уже вовсю подпрыгивал на лавках, закончилось все хоровым исполнением попурри из хорошо известных песен: «Черный кот», «Три белых коня», «Погоня», «В лесу родилась елочка», «Помоги мне», «А нам все равно» и т.д.
Перед началом следующего сеанса желающие смогли задать вопросы музыканту и экскурсоводу или просто сфотографировать экспонаты – всего их в собрании около 150 экземпляров.



Среди тульских музеев есть еще один, так или иначе связанный с музыкой:

Музей станка в индустриальном кластере «Октава»
Сайт
Это самый необычный музей Тулы, его сложно назвать музеем в прямом смысле слова. Это некое пространство с современной мультимедийной составляющей, возникшее на базе действующего завода «Октава».
Предприятие было образовано в 1920-х годах, в советское время здесь выпускали микрофоны, слуховые аппараты и прочую гарнитуру. Таких производств на всю страну было немного, поэтому нет ничего удивительного, что свое знаменитое «Поехали!» Юрий Гагарин произнес в микрофон тульской сборки. Удивительно, что сегодняшняя конъюнктура с изобилием китайских товаров не вышибла продукцию тульского предприятия с рынка (среди пользователей «октавовских» микрофонов – вышеобозначенные Radiohead и U2). «Октава» умудрилась выжить в «лихие 90-е»: здание одного из корпусов было отдано под торговый центр и бильярдный клуб, благо, предприятие расположено в центре города буквально в 200 метрах от главной площади города и в трех минутах ходьбы от Кремля.

Кардинально новая жизнь «Октавы» началась пару лет назад, когда на выделенных площадях предприятия разместился творческий и индустриальный кластер «Октава». В когда-то модном, а ныне — вполне привычном стиле лофт здесь созданы несколько площадок для проведения всевозможных встреч, конференций, «круглых столов», театральных постановок неформатного характера, концертов, брифинг-клубов и прочей «говорильни».
Завсегдатай «Октавы» — либо в кедах Конверс, либо в синем зауженном костюме.
Первый представляет собой молодежную тусовку, второй – областное правительство и деловые круги.
В общем, объяснить конкретно, чем в этом кластере занимаются – сложно.
Так же сложно описать музей.
Изначально идею посетить Музей станка мой любезный супруг в качестве инженера машиностроения воспринял весьма скептически. «Вот и объяснишь мне разницу между токарным и фрезерным», — против этого аргумента возразить было нечего.
Собственно экспозиция музея представлена 8 (восемью) станками.


Все остальное – мультимедийная составляющая. Проще говоря – мультики. «Хочу все знать».

Вход в зал бывшего заводского цеха – в рамках одной из трех мультимедийных экскурсий. Мы попали на «Тула – мастерская России».
Эта экскурсия ориентирована прежде всего на гостей города: в краткой форме нарисованный экскурсовод — юница Маша — и ее дрессированный снегирь расскажут о том, сколько всего наизобретали туляки-казюки с древнейших времен до сегодняшнего дня включительно.

«Казюки» — это казенные рабочие на тульских заводах (о них мы подробно поговорили в рамках рассказа о музее оружия).
95% изложенного в рамках экскурсии мне было хорошо известно, но встретилось несколько фактов, которые изрядно удивили.
Например, я даже не знала, что прославленный оружейник Николай Федорович Макаров, когда вышел на пенсию, от нечего делать по просьбе жены изобрел консервный ключ для закатки банок с заготовками на зиму! И если пистолет Макарова стоит на вооружении сотрудников правоохранительных органов, то консервный ключ Макарова – в арсенале любой уважающей себя хозяйки вещь не менее значимая. А то и более.
Еще, оказывается, именно в Туле производят конструкцию Russian Arm: широко известная в Голливуде «Русская рука» — непременное условие качественной съемки автомобильной рекламы или блокбастера. Это приспособление основано на принципе работы гироскопа: именно он не позволяет камере дрожать, стабилизируя изображение при съемке, например, автогонки.

«До чего техника дошла».
Если же подобный формат восприятия информации не близок, то можно отправиться в совершенно олдскульный музей —

«Старая тульская аптека»
Сайт
Я прекрасно помню, что в конце 90-х эта аптека на проспекте Ленина (до революции – улице Киевской) была самой популярной в Туле. Во-первых, там всегда была большая вероятность приобрести необходимый препарат. Во-вторых, здесь был рецептурный отдел – с нынешним поколением современных сетевых аптек надо уже объяснять людям моложе 20 лет, что это такое. Ну и самое главное – аптека работала по ночам.
Горожане ее иначе как «старой тульской» никогда не называли.
В просторном сдвоенном зале были выставлены несколько стеклянных шкафов с содержимым, явно указывающим на дореволюционное прошлое.
И вот относительно недавно (в 2011 году) старая тульская аптека окончательно покончила со своим фармацевтическим настоящим и стала культурным учреждением культуры.
Это единственный в России аптечный музей.

Небольшое отступление: в Туле несколько мелких музеев объединены вокруг двух-трех более крупных. Музей оружия мы не считаем – она сам по себе. А вот такие музеи как Музей обороны Тулы, усадьба А.Хомякова и музей «Старая тульская аптека» входят в объединение «Тульский историко-архитектурный музей». Помимо аптечного музея в прилегающих зданиях особняков позапрошлого века – Дом Крафта и Дом Белявского — расположились еще две музейные выставочные площадки, но мы пока туда не добрались.

Итак, вернемся к старой аптеке.
Выставочный зал находится на первом этаже, но прежде чем туда попасть – надо по старинной лестнице с литыми чугунными ступенями подняться на второй этаж в раздевалку (гардероба нет, просто вешалка, как в магазине).


При покупке билетов не стоит жадничать и нужно обязательно брать аудиогид за 200 рублей. Хотя… пожадничать все же можно: взять один на двоих. При этом на одну говорилку дают две пары наушников, так что другим посетителям не мешает.
Рассказ начинается вполне традиционно: с истории семьи Фердинанда Георгиевича Белявского, который и открыл эту аптеку. Обстановка в двух смежных залах сразу переносит в соответствующую эпоху.

Охапки ароматных трав не случайны: во времена Фердинанда Георгиевича травы использовали для изготовления лекарственных смесей и настоек, применяли также сушеные мухоморы и прочие малоаппетитные ингредиенты. Впрочем, заспиртованный уж – это всего лишь одна из диковин, которые выставлялись в витринах для развлечения малоискушенной публики.

Сейчас в качестве такой диковины в экспозиции старой аптеки – настоящая подкованная блоха.
Подвиг Левши повторил токарь расположенного в Тульской области завода «Тяжпромарматура» Николай Алдунин. Чтобы справиться со сложной задачей, умельцу пришлось побрить микроскопические волоски на тончайших ножках «нимфозории». Работал три месяца по ночам, в тишине, а самую кропотливую работу приходилось совершать в промежутке между ударами собственного сердца!

На одной из витрин установлен круглый аквариум с живыми пиявками. Как поведал аудиогид, повальное увлечение гирудотерапией привело к тому, что в XIX веке многочисленные дуремары в Европе истребили всех пиявок.

В качестве альтернативы широко применялось кровопускание. По многочисленным примерам в художественной литературе я считала, что кровопускание проводили при помощи ланцета. Ну и тазика. Оказывается, в середине XIX века на вооружении у лекарей было приспособление под названием скарификатор – прошу прощения за качество фотографии, лучше не получилось:

Этот устрашающий прибор действовал следующим образом: машинка прикладывалась к телу, нажатием пружины 12 секаторов мгновенно производили надрезы, на место которых ставились подогретые банки. После того, как банки наполнялись кровью, их снимали, а кровотечение останавливали при помощи смоченных целебными составами тампонов и повязок.
Даже привычный шприц в винтажном исполнении выглядит устрашающе – но солидно. Именно с таким инструментом мог бы заявиться на остров доктор из повести «Десять негритят».

Так выглядели ампулы с лекарством:

А так – привычный и уже подзабытый аспирин:

Разглядывать в витринах все эти пузырьки и аптечные склянки (правильно они назывались штангласами) — безумно интересно.




Оказывается, в штангласах яркого и бросающегося в глаза цвета хранились яды – чтобы ненароком не спутать с безвредными препаратами:

Но почему тогда морфий и кокаин – в рядовых штангласах?


А потому, что эти препараты считались обычным лекарственным средством, которые широко применялись в практике тогдашних докторов (героин вообще появился как лекарство от кашля). Достаточно вспомнить рассказы из цикла «Записки юного врача» и ошибочно причисляемую к нему повесть «Морфий» Михаила Булгакова.
Вероятно, герой этих произведений вполне мог бы пользоваться именно таким справочником, чтобы отмерить больному суточную дозу сильнодействующего препарата:

Вообще старинные фармацевтические издания читаешь как выдержки из полицейского протокола – волосы на голове шевелятся! Трионал – это название мне знакомо по многочисленным упоминаниям у Агаты Кристи: в ее повестях при помощи этого средства столько людей потравили – на роту солдат хватит. А тут – пожалуйста: «Давать по одному порошку перед сном в чашке теплого молока» в качестве снотворного для детей!

Еще вопрос, насколько точно эти порошки развешивались. Ибо фасовалось все провизором тут же, на специальных аптекарских весах:

И спросить «Скоко вешать в миллиграммах?» никто бы не посмел. Потому как аптекари использовали свою специальную меру весов:

Как и сегодня, 150 лет назад в аптеках также продавались всякие сопутствующие товары: чаи, кофе и какао (которое считалось лечебным укрепляющим напитком), всевозможные косметические средства, пудра, мыло, одеколон, спиртовые настойки и безалкогольные напитки.
Имя Фердинанда Георгиевича Белявского, как и название заведения, гордо красуется на упаковке:




Почти все эти баночки-бутылочки-скляночки найдены при разборе складов, чердака и подвала исторического здания аптеки.
Среди названий на этикетке – знакомый по «Бесприданнице» киндер-бальзам. Именно так обзывает совершенно немыслимое пойло на обеде у Карандышева Робинзон – «натура выдержанная на заграничных винах ярославского производства». Оказывается, «Киндер-бальзам» — это фруктовая водка с эфирными маслами, которой растирали малышей при простуде. Но из-за низкой цены он стал популярен среди непритязательных любителей спиртного. В общем, такой аналог «Настойки боярышника» в позапрошлом веке – и нарицательное имя для некачественного алкоголя.
Кстати, об алкоголе и алкоголиках. В «Старой тульской аптеке» сегодня в качестве сувенира можно купить выверенный набор для создания легендарной настойки «Ерофеич».

Исторический бэкграунд и состав легендарного напитка от «Старой тульской аптеки»:

Сначала компоненты надо залить 250 граммами водки, а спустя сутки добавить оставшиеся 250. Употреблять по 50 миллилитров перед обедом и ужином. В качестве тонизирующего средства.
Отчитываюсь о проделанной работе. Вкусовых аналогий среди знакомых мне спиртных напитков не выявлено. Горечь лютая. Но если рюмку под домашние пельмешки, или щи из квашеной капусты, или же под маринованный помидорчик — комбинаторность идеальная. Так что поднимаю рюмочку «Ерофеича» за наступивший год, всех с празниками!

И в заключение — привет от Коли из «Гостьи из будущего»:

Комментарии (13)

RSS свернуть / развернуть
+
3
+ -
avatar

bulava61

  • 12 января 2020, 20:14
Рад снова читать лучшую тульскую подругу.
В качестве альтернативы широко применялось кровопускание.
Почему в прошедшем времени? Я не так давно кровопусканием понижал тучному больному давление, лекарства его не брали, пиявок под рукой не было, пришлось сливать миллилитров 300 из сосудистого русла, и давление подровнялось.
Но почему тогда морфий и кокаин – в рядовых штангласах?
А разве это яды, чтобы находиться в цветных?
Как и сегодня, 150 лет назад в аптеках также продавались всякие сопутствующие товары: чаи, кофе
Да и сейчас полно, только с припиской: «для похудения».
. Горечь лютая.
Так там два вида полыни и ни капли сахара.
Так что поднимаю рюмочку «Ерофеича» за наступивший год, всех с празниками!
Света, неужели собрали все травы по списку?
+
3
+ -
avatar

begun12

  • 12 января 2020, 20:24
Спасибо за отзыв!
Травы для Ерофеича собрала, и очень легко: как раз в аптеке за 300 рублей купила полный укомплектованный набор! И даже в подробностях его сфотографировала со всех сторон)))
А что касается кровопускания: я ж скорее гипотоник, так что мое знакомство сугубо литературное. Зато теперь буду знать, кто такое практикует.
+
1
+ -
avatar

BVD64

  • 19 января 2020, 06:05
Ваш, Света, опыт с настойкой восхитил, не думаете ли о продолжении, а может, как знать, об усовершенствовании рецепта? Вон сколько у вас по музеям примеров о талантливых экспериментаторах. :)
+
1
+ -
avatar

begun12

  • 19 января 2020, 12:13
не думаете ли о продолжении, а может, как знать, об усовершенствовании рецепта?
— опыт экспериментаторства был после питерского Бутерbrodskyбар, в котором подают фантастические настойки (малина на джине, смородина на роме, курага на кальвадосе и прочие генные мутанты). Я настаивала курагу и клюкву на сорокаградусной: настойка кураги получалась просто отпад! Только надо было настоивать месяц, не меньше: тогда настойка получается глубокого медового цвета и с тонким ароматом. Курага из такой настойки тоже не пропадает: ее можно фламбировать и использовать для приготовления пирогов. Только надо учесть, что весь алгоколь из такой ягоды не выпарить, поэтому выпечка получается «пьяной».
+
2
+ -
avatar

Miquel

  • 14 января 2020, 09:59
Памятка бойцу по уходу за ногами порадовала. Вспомнил юность армейскую. Не было лучшей обуви, чем сапожки да портяночки.)))
+
2
+ -
avatar

bulava61

  • 14 января 2020, 10:55
Не было лучшей обуви, чем сапожки да портяночки.)))
Какая всё-таки гадость — эти ваши портяночки, вечно сбиваются, натирают мозоли, нога потеет, вытащишь ногу из сапога, дабы переобуться — обратно в сапог уже не влезает! Всё влажное, мерзкое, тьфу!!!
+
2
+ -
avatar

Miquel

  • 14 января 2020, 11:01
Плохой из тебя солдат был. Если правльно намотать портянку на ногу, то никогда она не собьётся, не натрёт, не намокнет. Опыт, батенька, опыт…
+
0
+ -
avatar

BVD64

  • 19 января 2020, 06:02
Дружище Алексей, соглашусь с мнением Дружища Михаила: Тебе не нравятся портянки, да Ты просто не умеешь их готовить. :)))
Как раз для того портяночки и придуманы: даже если они намокнут, их можно перемотать на сухую часть, и ноги в тепле, а вот с носочками этот фокус не получится, увы.
+
1
+ -
avatar

bulava61

  • 19 января 2020, 09:17
Ты просто не умеешь их готовить. :)))
А может ноги у меня просто не созданы для солдатских сапог?
Плохой из тебя солдат был.
Почему был? я и сейчас такой же плохой.
Если правльно намотать портянку на ногу,
Мне понадобятся годы тренировок, чтобы этому научиться.
а вот с носочками этот фокус не получится, увы.
На марш-бросок 25 км с полной выкладкой засунул портянки в… карман, надел носочки, пробежал, ничего не натёр, носочки — в пыль, выбросил, зато не мучился, как остальные.
Опыт, батенька, опыт…
На хрена мне этот опыт?
Какая всё-таки гадость — эти ваши портяночки,
Надеюсь, их не в Туле изобрели.
+
2
+ -
avatar

begun12

  • 14 января 2020, 17:48
Когда вложил в написание два дня и душу — но внимания удостоились исключительно портянки)))
Вкупе с рекомендацией не издить на Тенерифе звучит как приговор(((( ладно, я и так по большей степени сейчас на других тематических сайтах, так что все логично.
Спасибо за отзыв!
+
2
+ -
avatar

begun12

  • 14 января 2020, 17:49
Ездить
+
1
+ -
avatar

BVD64

  • 19 января 2020, 05:57
Света, в очередной раз говорю Вам огромное спасибо, за повышение уровня моего кругозора! :)
И Тула Ваша родная вроде-бы далеко, и её (Тулы) музеи тоже, а впечатление такое, как сам по залам прошёлся: всё очень-очень интересно!

… что прославленный оружейник Николай Федорович Макаров, когда вышел на пенсию, от нечего делать по просьбе жены изобрел консервный ключ для закатки банок с заготовками на зиму


Энтим самым пистолетом весьма удобно откупоривать пивные бутылки, а при определённой сноровке — и закатанные консервные крышки, так, что всё логично. :))) А если серьёзно, то я тоже не знал, что консервный ключ изобретение талантливого оружейника.

Спасибо большое!
+
1
+ -
avatar

begun12

  • 19 января 2020, 12:17
Владимир, огромное спасибо за отзыв! Отчет и впрямь получился под девизом «Удивительное рядом» — и оно разрешено. В новогодние каникулы удивились количеству машин с номерами других регионов: в центре и возле музея оружия девять десятых автомобилей были с номерами Москвы, Московской Области, Петербурга, а еще встретился 42 регион!

Внимание!

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии непосредственно на сайте. Советуем Вам зарегистрироваться (это займёт 1 минуту) и получить тем самым множество привилегий на сайте!

Можно также оставить комментарий через форму "ВКонтакте" ниже, но при этом автор публикации не получит уведомление о новом комментарии.