Часть 1 – Старая Ладога. Петрозаводск
Часть 2 — Онего: гора Сампо, Кончезерский водопад, Марциальные воды, вулкан Гирвас, водопад Кивач.
Часть 3 – Ладога: национальный парк Ладожские шхеры, форелевые хозяйства Приладожья, Рускеала, Сортавала
Про Карелию говорят: «Воды – хоть залейся, камней – хоть убейся».
И еще, что здесь чуть ли не на каждого жителя (ладно-ладно, на каждую семью) приходится свое персональное озеро.
Не знаю, как насчет озер, а вот такие островки в частной собственности в Ладожских шхерах нам встречались – проезд закрыт:
Но и мест с отличным обзором здесь огромное множество – совершенно не готовясь заранее и не зная о существования такой локации, в один из последних дней карельской поездки мы оказались на горе, вид с которой в 1878 году сочли заслуженным поместить на купюре 500 марок Великого Княжества Финляндского:
Как я уже говорила в конце предыдущей части отчета, от поездки на водном транспорте в шхеры мы отказались (накануне как раз читали о перевернувшейся на Онеге экскурсионной лодке, и в этот день был сильный ветер). В поисках выхода к шхерам выехали из Сортавалы по не внушающему доверия мосту на крупнейший остров Ладожского озера —
Риеккалансаари:
В какой-то момент снова оказались у въезда на частную территорию, с охранником в будке:
Он попытался всячески нас уверить, что дальше ничего интересного нет – «озеро и озеро». На вопрос, куда можно выйти, ответил неопределенно: «На гору ходят». Не добившись конкретики, снова обратились к телефонным картам. Увидели трек пешеходной тропы на гору Риуттавуори – от нас около 40 минут.
И пошли они
до городу Парижу на гору
Риуттавуори.
Идут лесами темнымма:
Идут полями широкимма:
По пути на гору любуются, куда, судя по всему, и надо было в обход озера и болота добираться:
Глядя на Риуттавуори со стороны, становится понятно ее название – «гора-риф», «неприступная гора»:
Путь на вершину занял с бесконечными остановками на фотографирование и тщетные попытки обнаружить грибы почти час, но наградой были красивейшие виды на подходе к Риуттавуори — и с самой горы:
Уже после я прочитала, что вид с этой горы в 1878 году был отпечатан на купюре 500 марок Великого Княжества Финляндского по приказу Александра II:
Попытались спуститься к воде с противоположной стороне – но имеющаяся тропка как-то сразу стала похлюпывать водой, наводя нехорошие мысли, так что решили возвращаться назад знакомой дорогой. Отметили окончание прекрасной прогулки пикником, причем кое-кто спокойно к кофе из термоса мог добавить не скучные порционные сливки, а щедрую порцию карельского бальзама)))
Далее наш путь лежал к городку со звучным названием —
Лахденпохья .
Причем дорога Сортавала – Лахденпохья оказалась фантастически красива, до сих пор жалею, что не сделала по пути ни одной фотографии. Поверила интернет-информации, что самый красивый участок дороги Приладожья – от Лахденпохьи до Приозерска. Так вот это не так, именно участок Сортавала – Лахденпохья показался нам самым красивым в Карелии.
Лахденпохья – это пример того, как солидная для такого небольшого городка история не находит практически никакого фактического выражения в достопримечательностях. Городок больше похож на деревню. Кстати говоря, когда я до поездки «гуляла» в этом районе в Google Street View, то впечатление было весьма депрессивное. Но в действительности все довольно мило и симпатично:
Пожалуй, лучшее место для знакомства с историей этого края место – это военно-исторический музей в скале
«Гора Филина».
Вот что значит частный музей: мы сюда приехали в 17.45, попали на последнюю экскурсию в 18.00, еще и по калитке успели съесть в местном кафе.
Информация с сайта музея:
«
Само место нахождения объекта уникально – это огромный рукотворный бункер внутри мощной гранитной скалы с двумя въездами внутрь. Её реальный масштаб и красота поражают. «Гора Филина» один из самых крупных подземных музеев в Северной Европе, занимающий площадь более 750 кв. м. С 1943 по 1944 год природный грот был приспособлен под командно-штабной бункер финской армии со всеми необходимыми коммуникациями. Путешествуя по подземным залам музея, посетители комплекса смогут ознакомиться:
— с удивительной историей подземного командного штаба-дублера финской Ладожской прибрежной оборонительной бригады,
— с военно-историческим разделом «Пульс истории», отражающим события четырех войн между Россией и Финляндией.
— с историей Лахденпохского района,
— с геологией района и Карелии, а также, геологической коллекцией редких минералов Карелии».
Мне экскурсия очень понравилась! Пересказывать нет смысла, остановлюсь на самых запомнившихся моментах.
В характеристике региона Великое Княжество Финляндское безошибочно узнается одна из детских игральных карт, с которыми мы познакомились в Историческом музее Москвы.
Вернусь в 2015 год и
процитирую сама себя:
«
Каждая карта – информация об одном из регионов Российской Империи. Допустим, «Тифлисская губерния». Или «Киевская губерния». Или же «Царство Польское». Или «Российско-Американские владения» — да-да, есть и такое.
На каждой карточке – географическая карта, информация о численности и национальном составе населения, главные реки, озера или моря этого региона, основные города, характеристика климата и прочая информация. На карте изображен герб и рисунок типичного представителя населения этого региона. В общем, статья из Википедии! Причем, полиграфическое качество — высочайшее, каллиграфические буквы — толщиной в волосок, но все понятно».
А вот и подтверждение – эта детская карта из методического пособия конца XIX века в музее легко заменила целый стенд:
Основная часть экспозиции военно-исторического музея рассказывает о разных этапах военного противоборства СССР и Финляндии. На представленных картах разных лет этот район современной Карелии то одним цветом заштрихован, то другим:
Большое внимание уделяется противоречивой личности Маннергейма – начале его военной карьеры в качестве офицера русской армии (14 мая 1896 года в качестве младшего ассистента он участвовал в коронации царя Николая II и Александры Фёдоровны), участии в военных операциях русско-японской войны, экспедиции в Китай (во время которой он проехал верхом около 14 000 км и встречался с далай-ламой).
И если до 1917 года личность этого блестящего офицера вызывает, преимущественно, восхищение, то после обретения Финляндией независимости Карл Густав Маннергейм доставил нашей стране множество крупных проблем и неприятностей. Да таких, что попытки открытия Маннергейму мемориальной доски в Петербурге как почетному члену Русского географического общества натолкнулись на отчаянное сопротивление.
Меня потряс вот такой факт: нижеприведенная фотография сделана во время пребывания Маннергейма в Лахденпохье в 1943 году. Он родился в 1867. Значит, здесь ему – 76 лет. Вот это выправка! А ведь у него за всю жизнь было 14 переломов, лошадь ему как-то коленную чашечку выгрызла – и все равно стоит, как струна:
Еще в музее представлены образцы финской пропагандистской печати, которые были призваны деморализовать советских бойцов:
Особенно внушительно выглядит обещание выплатить за неповрежденный самолет 10000 долларов, «и кроме того оплачивается поездка за границу, в какую угодно страну»:
И еще один интересный экспонат:
Плоская форма этого стаканчика легко объясняется – чтобы легко поместить в карман. Но необычность его еще и в том, что таких стаканчиков было три в комплекте, и они вкладывались друг в друга, как матрешки. Экскурсовод рассказала, что такой стеклянный триплекс, расположенный в левом нагрудном кармане, был способен защитить сердце от пули!
Экскурсовод вообще рассказывала очень интересно, а по завершении своей работы оставила нашу группу гулять по всем залам до тех пор, пока не надоест: дескать, все равно в каждом углу камеры.
В общем, я нисколько не жалею о посещении музея в Лахденпохье, а вот многие в свое время не были свободны в выборе этого места на определенном этапе своей жизни:
Из бункера мы выползли уже в глубокой темноте, и до места ночевки добирались тоже через лес в кромешной тьме. Медведей не видели, а вот сову прямо с дороги потревожили. Ночевали в
Лумиваара – уютной базе отдыха среди сосен на берегу озера.
Я потом, когда очередную серию мульта про Масяню смотрела – как раз про отдых «на Финке», исключительно про это место вспоминала:
«
Масяня:
— Ну что, любимый муж, поедешь со своей долбанутой женой в романтическое путешествие? Сраный домик в лесу на долбаном море, милый и кайфовый, вонючие сосны, долбаные белки, закаты, восходы и прочая хрень.
Хрюндель:
— Н-да, не вижу лазеек для себя отказаться».
Моря не было, а вот «прочая хрень» — в комплекте:
К сожалению, идиллическое утро на краю географии оказалось расстроено: выяснилось, что завтра к 8 утра нам надо быть в Московской области. Так что поездку закруглили на два дня раньше. Посему пришлось отказаться от желательного дня, проведенного на природе за шашлыком или рыбой-гриль, а также по касательной пронестись по запланированным ранее к посещению крепостям Ленинградской области.
Крепость Корела – построена на рубеже XIII и XIV веков для защиты новгородских земель от шведов. За это время город и крепость побывали и в составе Швеции, и в составе Финляндии.
С течением времени стратегическая ценность постройки была утрачена. Как и многие крепости, Корела какое-то время стала тюрьмой. Здесь томились жены Пугачева – да-да, и законная супружница, и молодка, взятая Емельяном Ивановичем в «царицы».
Сегодня здесь – музей, а еще с крепостью можно было познакомиться в фильме Балабанова «Брат». Это же на фоне этих стен снимался клип «Наутилуса», а Данила Багров так беспардонно вторгся в тщательно выстроенный кадр.
Река Выкса вокруг крепости чрезвычайно живописна – здесь так и хочется гулять и гулять.
Но мы летим дальше, на ходу пропуская множество интересного. В какой-то момент пронеслись мимо плантаций клюквы, которую народ вокруг так и греб ведрами. Я бы тоже хотела привезти этой северной ягоды, но купить так и не сподобилась: за мелкое пластиковое ведерко придорожные торговцы драли под тысячу рублей, а, поглядев на страшные руки реализаторов, я распрощалась с желанием покупать и есть эту клюкву. Дома сходила на рынок и купила килограмм за 200 рублей: ягода как ягода, и не видно, какими пальцами ее собирали.
А вот вяленую клюкву привезли – вкусная, но чересчур пересахаренная.
Также имели успех привезенные мясные деликатесы. Что совершенно неожиданно – понравилась тушенка из бобра, купленная в качестве презента одному из родственничков.
Подводя итоги: в Карелию очень хотелось бы приехать снова.
В возвращение прежнего образа жизни по принципу «куда хочу – туда лечу» не верю, да и вообще что-либо планировать стало очень неблагодарным занятием. Но ничем не истребляемый оптимизм все-таки пытается что-то планировать и подзуживать: «А вот в Шлиссельбургскую крепость так и не попали. Подъехали, посмотрели на крепость, на отходящий катер полюбовались – и не попали. Надо исправить».
Поживем – увидим!
Комментарии (6)
RSS свернуть / развернутьAnnet
begun12
Сами не ожидали, что так понравится. Теперь понимаем людей, которые стремятся в отпуске к северу, а не в сторону юга. Русский север тоже кажется очень привлекательным, но я медведей боюсь)))
ВалерийСПб
Лишний раз убеждаешься, сколько интересного можно пропустить, если цель поездки не экскурсионно-познавтельно-развлекательная, а деловая.
Так что окончательно решили — едем в Карелию! По знакомым незнакомым местам.
Позволю себе маленькую поправку: река Вуокса, это даже не река, а система из нескольких рек и озёр.
BVD64
begun12
BVD64
Внимание!
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии непосредственно на сайте. Советуем Вам зарегистрироваться (это займёт 1 минуту) и получить тем самым множество привилегий на сайте!
Можно также оставить комментарий через форму "ВКонтакте" ниже, но при этом автор публикации не получит уведомление о новом комментарии.