Из Питера в Лигурию и обратно. Часть 6 (Финал): Едем домой. Австрия, Чехия, Польша, Литва / Отчёты об автопутешествиях / Автотуристу.РУ - автопутешествия и автотуризм: отчёты, трассы и дороги, в Европу на машине, прокладка маршрута!

Часть 1 (Вступление, выезд из Питера)
Часть 2 (Прибалтика-Польша-Германия)
Часть 3 (Баварские красоты)
Часть 4 (через Альпы в Италию)
Часть 5 (Итальянские красоты)

День 12

Рано утром, перекусив и попрощавшись с радушными хозяевами отеля, мы выехали на итальянский платный автобан и стартовали по направлению к Парме. Честно говоря, не могу вспомнить, чем именно я руководствовался, когда чертил обратный маршрут. Он получился странным по целому ряду причин. Это были странно подобранные мной отели и населенные пункты для ночевок, да и сам маршрут в целом получился странноватым. Пожалуй, в этой части отчета я буду в том числе пытаться понять как так вышло, проводя некоторый самоанализ. :)

В первый день дороги домой проехать нам предстояло всего порядка 600 километров. Сперва это казалось логичным: во-первых, не хотелось насиловать себя длинным перегоном вот так вот с места в карьер (вернее, с пляжа за руль), а во-вторых еще свежи были воспоминания о том, как дико мы вымотались при переезде из Специи в Венецию два года назад. Поэтому было решено проехать всего на пару сотен километров дальше. Как показала практика, это было довольно-таки странным решением — в конечную точку маршрута мы долетели быстро, уже часам к 15. И это при том, что мы пару раз останавливались «перекусить» и «умыться».

____________

Здесь не могу не отметить отдельно совершенно шикарные места для отдыха автомобилистов в Австрии. Если на нашем северо-западе они представляют собой пустой отворот с основной дороги, где из придорожной инфраструктуры есть в лучшем случае беседка, то тут чистейшее будущее в действии: автономный ватер-клазет, автоматы для кофе-закусок и бесплатный Wi-Fi. Есть к чему стремиться.

Первую остановку на ночлег по пути домой нам предстояло сделать в австрийской коммуне Розег в предгорьях Альпийских гор. Почему именно там? Скорее всего, прочертив дорогу из Специи в сторону Питера я рассуждал примерно так: «Венеция и Удине слишком близко, да и надоест эта Италия уже. А дальше? Вена? Далековато… Да еще и через горы ехать устанем. А здесь что у нас? О! Клагенфурт! Горные виды!.. Чёрт… Ну и ценник у них… Ладно, поищем поблизости что попроще. Как? Розег? Нуууу, пускай будет Розег.»

Там нас ждал деревенский отель формата «Загородный пансионат» — Landhotel tourist24.at. Миленькое место с большим двором, беседкой и… коровниками вокруг. :) Со всеми вытекающими отсюда приятностями в виде непривычных для городского жителя запахов.

Номер также не доставил много положительных эмоций: да, он был просторным и интересным в плане интерьера, но, расположенный на первом этаже, он оказался довольно сырым и неуютным. Благо, ночевать здесь нам предстояло всего одну ночь.

Поскольку до ужина оставалось еще порядка 3-4 часов, мы решили заняться осмотром местных достопримечательностей. А посмотреть было на что, хоть и остановились мы в глухой горной деревне.

Сперва мы посетили местный зоопарк (Tierpark Rosegg), расположенный всего метрах в 500 от отеля. Крайне милое место, сделанное в непривычном для русского человека формате: помимо обычных клеток для животных, в которых можно было наблюдать кроликов, баранов и даже лам, здесь были просторные «загоны» для северных оленей.

А также большой ограждённый холм, на вершине которого помимо развалин старого замка можно было встретить пасущихся без всяких клеток горных козлов и другую травоядную живность. Как написано в путеводителе, каменная крепостная стена вокруг холма была возведена еще в 1830 году, обозначая охотничьи угодья местных князей.

Вся территория парка до сих пор находится во владении их потомков, однако в 1970 году он был переведён в разряд природных заповедников и на его территории соорудили зоопарк. Также в комплекс зоопарка входит дворец розегского князя и лабиринт из живой изгороди. «Дворец» или «Замок» (он гордо называется Schloss) представляет собой небольшой домик, внешним богатством и размерами напоминающий не то первый домик Петра I, не то советский районный ДК.

Мы решили отказаться от этих архитектурных изысков и направились в местный исторический музей.

По сути своей Keltenwelt — это даже не музей в классическом понимании этого слова, а целый археологический парк под открытым (и не только) небом.

Построен он на месте древних курганов гальштадтской культуры. Одним из самых ярких и узнаваемых артефактов кельтов местной культуры является колесница, воплощенная как в бронзовых статуэтках, так и в погребальных дарах.

Сам музей представляет собой несколько павильонов с артефактами и реконструкцией внешнего облика и быта кельтов, а также собственно курганный комплекс, где можно прогуляться среди могильных холмов (звучит хуже, чем выглядит :) ), представив себе его масштаб.

Есть и воссозданная реконструкция одного из курганов, представляющая его строение и богатый погребальный инвентарь. Если этот пост будут читать такие же любители истории и археологии, как мы, они поймут насколько нам понравился этот музей. :)

После богатой культурной программы мы задумались о хлебе насущном. До открытия ресторанчика при отеле еще оставалось какое-то время, поэтому мы решили заглянуть в местный магазин. Признаться, мы ожидали увидеть в Розеге австрийское подобие сельпо, работающие с 12 до 16 и то по будням. Но нет! К своему удивлению, мы нашли цельный сетевой Spar, открытый в воскресенье до 8 вечера. Сказать каким-нибудь финнам, что такое возможно — придут в ужас. :)

После этого мы еще насладились немного местным деревенским колоритом, поглядели на горы и кукурузные поля, а потом отправились в гостиницу набираться сил перед завтрашней дорогой.

День 13

Остановка в Брно была запланирована откровенно говоря чисто технической: последний перегон перед Краковом мы умышленно хотели сделать максимально коротким, чтобы с самого утра успеть заехать в Освенцим. Однако, даже за то короткое время, что нам было отведено на прогулки по чешскому городу, мы успели многое.

Начать следует издалека и признаться в том, что я накосячил с бронированием гостиниц на обратную дорогу. И если гостиницу в Кракове (которая, как оказалось, хоть и была относительно в центре, одними окнами выходила на восьмиполосное шоссе, а другими — на кладбище) я успел заменить еще до выезда из Питера (еще и чуть выиграв в деньгах), то некоторую, хм, особенность места для ночевки в Брно мы обнаружили только накануне. По всем рейтингам и месту расположения гостиница была отличной (8 баллов из 10 на Букинге и 5 минут пешком до старого города), но вот отзывы о ней я пропустил зря. Оказалось, что гостиница расположена в цыганском районе стена-в-стену с ночлежкой для мигрантов. Хоть, судя по отзывам, у туристов никаких проблем с ними не возникало, гостиница предлагала бесплатный трансфер от двери до главной площади, что уже вселяло определенную грусть. В итоге мы решили не рисковать и в последний момент сменили гостиницу, пожертвовав 40 евро в пользу собственного спокойствия. Пусть наша лошадь и была железной, но проверять на собственном опыте закономерность шуток на тему «цыгане увели коня» как-то не очень хотелось.

Так или иначе, где-то часам к 2-3 дня мы уже заселились в гостиницу и отправились осматривать красоты главного студенческого города Чехии. Пусть наша гостиница Козак и располагалась вне пешей доступности от исторического центра, однако дорога на трамвае оттуда оставляла всего 3-5 минут.

Как водится, первым делом, заехав в старый город мы решили перекусить. Однако, я совсем забыл, что «перекусить» в Чехии невозможно в принципе — можно только наесться от пуза. Оцените «масштаб трагедии», который мне принесли. А ведь я хотел «немного курочки и бежать осматривать замок». Горько было оставлять половину этой порции…

Да и чешское пиво, на мой взгляд, выигрывает у немецкого, не говоря уже про австрийское, польское или итальянское.

Конечно, не могу сказать, что мы в итоге успели осмотреть Брно вдоль и поперёк, но забраться на башню кафедрального собора и осмотреть катакомбы замок Шпилберк мы успели. В целом всё очень мило и интересно, однако, на мой взгляд, Брно — это все же про пиво, кнедлики и вепрево колено. За видами и красотами нужно ехать в Прагу.

День 14

Стартовали из Брно мы рано утром во вторник 1 августа. По пути был вариант заехать на место боя при Аустерлице (оно, как оказалось, находится по дороге из Брно в Польшу). Однако, у нас уже была заказана экскурсия в Освенциме, поэтому останавливаться там мы не решились.

Собственно, первое впечатление от южной Польши было составлено именно там — в мемориальном музее Аушвиц-Биркенау в Освенциме. Полагаю, многие из читающих мой обзор там были или, по крайней мере, прекрасно представляют себе, что это за место. Рассказывать подробно не буду, постараюсь только крупными мазками описать свои впечатления.

Место, конечно, потрясает своей энергетикой. Даже несмотря на то, что туристический макдональдс здесь вполне-себе построен (группы туристов следуют одна за одной и бронировать место на экскурсии нужно сильно заранее), пластикового новодела и ретуши здесь нет — все поддерживается в том виде, в котором это место увидели солдаты Красной армии в 45-м. Потрясает количество личных вещей заключенных, сваленных в кучи: обувь, чемоданы… даже расчески и зубные щетки.

Я каждый год поражаюсь размерам нашего Пискаревского мемориального кладбища. Биркенау-2 же по своему масштабу превосходит его раз, пожалуй, в 5. Что тут еще сказать, даже и не знаю.

Но, пожалуй, самое сильное впечатление от посещения мемориала - молодые израильские туристы. Да, детям нужно рассказывать про ужасы нацизма, страдания твоего народа, возить на тематические экскурсии, да и вообще проводить просветительскую работу, но… фоткаться с довольным загорелым лицом и флагом Израиля в руках на фоне главных ворот лагеря - это слишком. Это какое-то запредельное дно, рядом с которым ватное «можем повторить» — просто невинная шутка.

В целом же про музей могу сказать, что его осмотр — это серьезная работа, которая выматывает тебя морально и физически (расстояния и размеры там огромные). Сама экскурсия длится 3 часа, а если добавить ко всему прочему еще и невыносимую жару на открытых полях Биркенау-2, то, наверно, все становится понятным.

На этом закончим о грустном и перейдем непосредственно к Кракову.
Как и в Нюрнберге, здесь мы остановились в сетевом отеле Ibis, что было удобно и относительно своего расположения недорого.
В первый вечер после Освенцима нас хватило только на беглый осмотр старого города. Основные музеи и достопримечательности мы решили оставить на следующий.

День 15

Посмотреть в Кракове действительно есть на что. Это красивый современный европейский город с самобытным старым центром, востановленным после ВМВ. Краковский замок Вавель красив, правда для его осмотра нужно тратить значительное время на покупку билетов — в каждый его корпус и башню стоит отдельная длинная очередь.

Пожалуй, сам по себе он достоит звания главной доминанты и достопримечательности города. А вот вид на остальной Краков, который открывается с его обзорных площадок, прямо скажем, оставляет желать лучшего. Типичный советский пейзаж.

Еще один тип краковских достопримечательностей — огромное количество церквей, костелов и соборов. Заходить можно практически в каждый, там всюду есть что посмотреть: мозаика, витражи, внутренне убранство. Поражает большое количество молящихся верующих, которое не встретишь, пожалуй, ни в Германии, ни в Италии, ни в другой западноевропейской стране.

Из музеев успели посмотреть… угадайте что?… Правильно: исторический и археологический музей. Для любителей древней (и не очень) истории посмотреть есть на что.

Также очень понравился Ягеллонский университет. Не каждый день встретишь учебное заведение, уходящее корнями своей истории ажно в 14 век.

День 16 и 17

На следующий день, мы уже целенаправлено поехали домой на крейсерской скорости. Нас ждали два 700-километровых отрезка пути и ночевка в Каунасе. Про обратную дорогу говорить уже особо нечего, отмечу только, что за Варшавой пришлось немного постоять из-за ремонта шоссе.

Под Каунасом ночевали в мотеле Tėvynė. Находится он прямо на объездной, что даёт свои очевидные плюсы и минусы. Понятно, что шум от дороги будет доставлять некоторые неудобства, однако для одной ночевки вполне адекватно.

По пути домой под Псковом по доброй традиции заехали пообедать в отель Пушкин. Если будете ехать транзитом, крайне рекомендую их кухню: вкусно и недорого.

ИТОГО

Команда: 2 человека (1 водитель + 1 штурман).
В пути: 17 дней (с 19 июля по 4 августа 2017 года).
Маршрут: Питер — Таллин — Варшава — Нюрнберг — Фюссен — Специя — Розег — Брно — Краков — Каунас — Питер.
Автомобиль: Mitsubishi ASX
Пройдено: ~6 900 км
Потрачено на бензин и платные дороги: ~55 000 руб.
Потрачено на отели: ~69 000 р

Пересматривая фото, давая оценку нашей поездке уже из дома с холодной головой и четким расчетом, имею сказать следующее.
1) Да, отрезок до Варшавы с дорогой через Таллин оказался длиннее, чем, наверное, знакомый многим маршрут через Псков. Однако я все-таки остаюсь при своём мнении, что трасса «Питер-Кингисепп-Нарва» на порядок спокойней, удобней и адекватней для размеренного путешествия в Европу, чем «Питер-Луга-Псков».
2) Дорога из Риги в Варшаву — ад. Крутая дорожная инфраструктура (заправки, места для отдыха и т.п.) начинается за Варшавой. И Варшавой же заканчивается, если ехать обратно.
3) Германия — рай для автомобилиста. Ужасно новая мысль, правда? :)
4) Италия — ад для автомобилиста. Бензин по 1,8 евро за литр — это жесть.
5) Австрия радует, даже если едешь через нее довольно быстрым транзитом.
6) Заезжать в Чехию только на 1(!) неполный день — это издевательство.
7) В следующую поездку нужно будет брать с собой второго водителя. :) Не скажу, что дорога выпивает все соки, но для большего комфорта, пожалуй, стоит.

На этом всё. Спасибо всем, кто осилил мое словоблудие. :)