Крымский вояж. Севастополь. / Отчёты об автопутешествиях / Автотуристу.РУ - автопутешествия и автотуризм: отчёты, трассы и дороги, в Европу на машине, прокладка маршрута! 

Авторизация

Зарегистрироваться

Войти или Зарегистрироваться        Мобильная версия

Крымский вояж. Севастополь.

Если про Керчь и Бахчисарай – начало нашего третьего Крымского вояжа, — писалось легко, одним махом, то с Севастополем этого точно не выйдет… Чем больше зарываюсь в воспоминания, впечатления и фотоархив, тем яснее понимаю – скоро опять сюда поедем. В этот самый невероятный город… Потому что одним-двумя наскоками его точно не возьмешь. Он затягивает незаметно, но как-то сразу так глубоко… И позже приходит осознание, что попался и уже не вырваться…
Севастополь… И голову поставит на место, и родину любить научит заново, если у кого не получалось в последнее время, и закатами-восходами восхищаться заставит, если кто забыл, что иногда надо просто смотреть на небо…


И… где еще морская прогулка может сейчас стоить 26 рублей?
А тюльпаны и гимны заходящему солнцу на Приморском бульваре?.. А коты и вороны, ждущие улова рыбаков на Графской пристани.…
Затягивает так, что четко осознаешь – этот город – русская гордость. Крымская война1853-55х, оборона в Великую Отечественную, противостояние во время украинской власти – какой-то дух особый у севастопольцев. Заряжаешься там верой, отдыхаешь душой.
Просто уверена, что опять маловато увидели за 2 дня. Хотя не первый раз тут, как минимум 3-й.

Из Бахчисарая навигатор повел в обход пробок, берегом, через Любимовку, и вывел к паромной переправе.






Мы засомневались сначала – вдруг это все надолго, паром… Но решили с навигатором не спорить, не раз уже обжигались… Опыт, опять же, не помешает… Все оказалось очень просто. Паром тут — просто городской транспорт. Ходит каждый час, переправляет машины и пассажиров на другую сторону Севастопольской бухты. То есть, мы с причала Северный до причала в Атбухте добрались минут за 20. Погрузка на паром быстрая, слаженная, паром вмещает машин 15, оплата при въезде. Порядка 300 рублей за двух пассажиров и машину. На верхней палубе места для пассажиров, для тех, кто хочет насладиться морской прогулкой и обзором с воды Графской пристани, Приморского бульвара, Памятника затопленным кораблям, трибуны командующего, Константиновской и Михайловской батарей, перспектив Южной бухты, Артиллерийской и Хрустальной. Многие даже из машин не выходили, привыкли. А мы конечно не удержались. Это так было здорово!





















Прибыли






Отель Хрустальный в одноименной бухте – явный зачет. Очень удобно – браслеты на руке открывают все двери, в том числе и в СПА центр, расположенный тут же, на этаже. Несколько парных, большой бассейн, ледяной бассейн… Приличный такой СПА… Ну а вид с балкона в номере – это вообще улет…











Остаток дня прошел в кутеже. (В первой половине дня неплохо так прошлись в Бахчисарае, потом переезд – можно и отдохнуть). Опробованный ранее ресторан Баркас, жареная барабуля… Не из дешевых, но глаз радует одними видами внутрь и наружу.









Прошлись немного. Белый город. Вот Ереван, к примеру, — розовый. А Севастополь — белый.













Виды Севастополя на закате в самых узнаваемых местах. Тут все рядом с нашей Артбухтой. Приморский бульвар в цветах









Графская пристань




Коты и прочие кошачьи породы…






Добыча. Кто победит? Ожидаемо. Третий








Чувствуете атмосферу? А теперь представьте, что вокруг звучит живая музыка. И песни такие… Под настроение


















На следующий день, 27 апреля, у нас были планы на встречу со своим старым воронежским другом, который давно уже местный. Андрей – военный историк, быть гидом по Севастополю ему, кажется, доставляет удовольствие. Раньше занимался этим профессионально, теперь только для избранных…

Традиционное утреннее шило не позволило мне спокойно ждать завтрака… Там, кажется, какой-то монумент рядом с отелем виднелся? Полезла на склон… Памятник солдату и матросу расположен на мысе Хрустальный, воздвигнут был в память о победе в Великой Отечественной Войне. Входит в число самых крупных памятников советского периода. Вблизи выглядел несколько запущенным, да и стройка рядом была масштабная, скоро 40-метровый монумент потеряется на фоне соседних высоток.













Виды от монумента на мысе Хрустальный




Военная тема продолжалась потом весь день. Это же Севастополь! Хотя в прошлый приезд намеренно избегали военной тематики. Побывали лишь в Херсонесе и в Балаклаве, об этом здесь.

Прогулка наша по достопримечательностям Севастополя началась с набережной Корнилова. Вот памятник морякам — героям Черноморского флота. На вмонтированной в стену бронзовой стелле — названия 28 кораблей эскадры Черноморского флота. На карте четыре советских города-героя — Новороссийск, Керчь, Одесса, Севастополь.





Дельфинарий, Аквариум тут же, на набережной. Но мы мимо, идем к памятнику затопленным кораблям или, если официально, памятнику Обороны Севастополя. Первой обороны, еще в Крымскую войну, в середине 19 века. Это когда европейские страны в очередной раз объединились, чтобы поживиться в России. Англия, Франция, Турция, Сардиния – их флот превосходил Черноморский в три раза… Само затопление в бухте пяти старых линейных кораблей и двух фрегатов, конечно, не заставило неприятеля отступить, оно дало обороняющимся севастопольцам некую передышку… А тяжелая оборона, бомбардировки, бои продолжались еще долго. Союзники по антироссийской коалиции рассчитывали, что город будет захвачен за неделю. Ага, щас. Наши сухопутные войска и сошедшие на берег моряки Черноморского флота, и многие мирные жители держали оборону 11 месяцев. Возглавлял ее вначале начальник штаба Черноморского флота вице-адмирал Корнилов, а после его гибели на Малаховом кургане — командующий эскадрой вице-адмирал Нахимов. Еще одно имя, вписанное в историю города — военный инженер генерал Тотлебен, «технический гений» обороны.
Вот он, памятник героям первой обороны Севастополя. Символ города.







Гуляем дальше, скверами.


Не могла не заметить, что сундучок под «деревом любви и верности», в котором, по идее, должны храниться все ключи от этих замочков, вскрыт. Заглянула — на дне один ржавый ключик…


Через площадь Нахимова идем к Матросскому бульвару. Поднимаемся на центральный городской холм к памятнику Александру Казарскому.





В время Русско-турецкой войны в 1829 году офицер Казарский командовал бригом «Меркурий», что вышел победителем в неравном бою с двумя турецкими линейными кораблями. Памятник ему был воздвигнут на средства, собранные жителями Севастополя и моряками Черноморского и Балтийского флотов в 1839 году. Сам бой представлен на вот этом постаменте. Здесь же – команда Меркурия поименно.









Гуляем по Матросскому бульвару. На этом вот фото — здание администрации Севастополя и цветущая сакура





Еще сакура и славная детская площадка.


Вид с холма


Спускаемся к площади Нахимова и у вечного огня наблюдаем церемонию запуска акции «Георгиевская ленточка».









А вот памятная стена, где перечислены почетные граждане Севастополя. Кучма еще на ней. Теперь уже это имя стерто


Направляемся к пристани в Артиллерийской бухте – дальше наш маршрут будет катером к Радиогорке – причалу рядом с музейным комплексом «Михайловская батарея». Еще одна морская прогулка, и всего за 26 рублей!



Михайловский равелин построен в 1846 году, один из 10 оборонительных сооружений на побережье Севастополя. Назван в честь сына Николая I.









Внутри — интерьеры фортификационного сооружения середины 19 века. Экспозиция очень хорошо оформлена, по тематике – от военно — исторических сведений и экспонатов до фото- и картинной галереи…






Так вот какая модель была совсем недавно в тренде!..









Несколько залов посвящены линкору «Новороссийск». Эта история стала для меня открытием. Наверное, иногда о подобных трагедиях не знаешь – и хорошо. Но, вот, узнала.
В 1955 году линкор «Новороссийск» затонул в Севастополе на своем причале. Погибло более 600 человек — большая часть команды корабля и часть экипажей с кораблей-спасателей. Причина взрывов в днище линкора до сих пор точно не ясна. Основная версия – донные мины. Ведь глубина бухты – 17 метров и глубина донного ила еще до 30. Могло там что-то всколыхнуться, и вытолкнуть наверх отголосок второй мировой? Могло. Ну и еще версии – взрыв собственного боезапаса или диверсия. Новороссийск ведь был ранее итальянским линкором «Джулио Чезаре», полученным СССР по репарациям у итальянской стороны…
В общем, страшно. Потери в военное время как-то не настолько шокируют, как в мирное.



Насыщенная экскурсия получилась. Все, отдыхать. Рестораны не все опробовали, да и СПА простаивает. Нет, в море тоже можно поплавать, народ перед отелем загорает и окунается. Но вдруг рядом тоже что-нибудь всплывет. Как вот эта подводная лодка. Взяла и вынырнула…



На следующее утро наблюдала, как открывают бухту. Кораблик тащил за собой ленту с поплавками – видимо тяжелую под водой.
Заехали еще в одно место, к памятнику первого бастиона, откуда открывается еще один замечательный вид на Севастопольскую бухту и на место стоянки крейсера Москва. Теперь пустой причал…







А тут вот чайки забавно получились. Летают почти эскадрами…


Покидаем город, направляемся любоваться пейзажами с мыса Фиолент









Просто идеальное место для медитаций…




Посещаем Свято –Георгиевский монастырь, сюда и Пушкин заезжал, когда бывал в Крыму. Тут тоже сплошь открыточные виды.



















Дальше наш маршрут в сторону дома, но, конечно, южным берегом – как же Крым без него?.. Но это все же потом, еще в одной главе



Комментарии (1)

RSS свернуть / развернуть
+
0
+ -
avatar

Miquel

  • 9 июля 2022, 17:54
Очень сильно написано, профессионально, грамотно, стильно, интересно, увлекательно!
Спасибо, Ирина.

Внимание!

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии непосредственно на сайте. Советуем Вам зарегистрироваться (это займёт 1 минуту) и получить тем самым множество привилегий на сайте!

Можно также оставить комментарий через форму "ВКонтакте" ниже, но при этом автор публикации не получит уведомление о новом комментарии.