За время поездок по
маршрутам выходного дня неоднократно пришлось сталкиваться с тем, что в каждый регион себя как-то позиционирует на фоне своих исторических заслуг:
Воронеж – «колыбель российского флота»,
Кострома – «душа России»,
Тула – «город оружейников» ранее и «мастерская России» сейчас.
Про Калугу я всю жизнь знала, что она – «колыбель космонавтики». Но во время недавней поездки в Калужскую область выяснилось: «Калужская земля – родина российского суверенитета». Именно такой слоган встречает посетителей музея «Великое стояние на реке Угре», расположенного во Владимирском скиту Калужской Свято-Тихоновской пустыни:
За два дня в этом регионе мы познакомились с тремя историческими эпохами: побывали еще в родовом имении XVIII-XIX вв. Гончаровых Полотняный Завод…
… а также познакомились с новой экспозицией Государственного музея истории космонавтики:
«Великое стояние на Угре» – музей-диорама, посвященный событиям 1480 года. Для тех, кто желает освежить в памяти знания о противостоянии русского воинства и войска хана Ахмата, могу посоветовать страницу «История» на сайте музея.
Музей-диорама был открыт в 2014 году по инициативе священников Калужской Свято-Тихоновой пустыни.
Монастырь был основан в XV веке, у его истоков стоял преподобный Тихон Медынский. По легенде, его ударил по щеке князь Боровский Ярослав Владимирович – и в тот же миг преступная рука окаменела. Лишь по молитве отца Тихона князь исцелился – и пожаловал средства на возведение обители. Преподобный Тихон благословлял Ивана III перед битвой на реке Угре – место генерального сражения находится в нескольких минутах езды от монастыря. У его стен – памятный знак, цитирующий страницу из летописи:
Но музей-диорама расположен не здесь, а у места генерального сражения русского войска и войска хана Ахмата – во Владимирском скиту монастыря, входная башня со звонницей и смотровой площадкой у которого выглядит весьма внушительно:
Мы попадаем к началу первой экскурсии: по воскресеньям это 11 часов, далее – каждый час до 16 часов включительно. Стоимость входного билета – 500 рублей с человека, если группа меньше 10 людей. Ежели экскурсантов больше 10 – тогда 300 рублей. У нас было 8, когда мы приобретали билеты в церковной лавке, но когда спустя пять минут после начала к нам присоединились еще четверо – никто перерасчет делать не стал(((
Экскурсию проводил местный житель, краевед. Это тот самый случай, когда энтузиазм и эмоциональность заменяют четкую структуру рассказа: обо всем говорится сразу и одновременно, перемешивается стихами собственного сочинения и страшилками о том, как автора художественного полотна диорамы в девяностые утюгом пытали бандиты. Помимо этой «истории, леденящей кровь», нам рассказывают о Владимирском ските. Назван он так в честь чудотворной иконы Владимирской Божьей Матери, которую специально для помощи в битве доставили в войско Ивана III. Храм в честь иконы и памятник великому князю находятся здесь, на территории монастыря. По замечанию экскурсовода, фигура князя выполнена с нарушением пропорций человеческого тела – простертая вперед рука в полтора раза больше положенного природой. Но именно благодаря этому художественному приему усиливается воздействие памятника: находящиеся перед ним люди ощущают силу и могущество князя, а его жест рукой – одновременно предостерегающий и благословляющий.
На территории скита находится еще братский корпус и здание с музеем-диорамой, но в целом пространство внутри монастырских стен выглядит пустынным.
Особенно это заметно с колокольни, по контрасту с густо застроенными по периметру монастырских стен домами. Как объяснил наш экскурсовод, во время советской власти никто из местных жителей не захотел селиться на бывшей монастырской территории – от греха подальше. Так что при возвращении этого участка в церковное владение не пришлось никого переселять.
Кстати, название этого села очень любопытное – Дворцы. Все благодаря тем же событиям 1480 года: на этом участке местности располагался княжеский шатер – «дворец». Так что даже школа здесь – Дворцовская:
После пространного рассказа обо всем понемногу, нас ведут-таки в помещение музея-диорамы в обстановке чрезвычайной торжественности. Группа проходит в совершенно темное помещение, где, по замыслу музейных сотрудников, мы должны оказаться утром 11 октября 1480 года. Постепенно «рассветает» — и мы оказываемся перед полотном длиной 23,6 метра и высотой 6,7 метра, на котором представлены события после генерального сражения на Угре 8-11 октября.
Для рассказа включается фонограмма, голосом Аристарха Ливанова на фоне звуков пушечных выстрелов, звонов колоколов и людских выкриков рассказывающая о героических событиях.
После просмотра и прослушивания у меня сложилось впечатление: все произошедшее – просто такое стечение обстоятельств. И что вода в реке замерзла в конце октября, и что Ахмат расценил связанный с этим отход русских войск как тактическую хитрость и дал приказ к отступлению, и что литовским союзникам Ахмата оказалось несподручно выступить в союзе с ним, как договаривались, и в этом случае только у русских оказались на вооружении пушки. Все это и привело к такому благоприятному для русского государства результату.
Завершилось мероприятие чтением приличествующих случаев стихов, после которого мы (уже самостоятельно) отправились непосредственно на предполагаемое место обозначенных событий – на берег Угры:
Здесь установлен памятный знак и крест, в основании которого – земля с Куликова поля:
Конечно, Угра за прошедшие века неоднократно меняла свое русло и течение, трудно установить сегодня доподлинно место тех трех бродов, где ханские войска пытались перейти на русскую землю. Река долгое время служила границей, а с 1480 года утратила свое оборонительное значение (вплоть до октября 1941 года – но это совсем другая история).
Следующая историческая эпоха «калужского уик-энда» — XVIII-XIX столетия.
Музей-заповедник Полотняный завод
История Полотняного завода начинается в 1718 году, когда по приказу Петра Первого здесь была открыта парусно-полотняная мануфактура, чуть позже дополненная бумажной. В 1730-е годы в непосредственной близости от производственных корпусов был возведен усадебный дом дворец, а владельцем Полотняного завода стал А.А. Гончаров – прапрадед Н.Н. Гончаровой, жены А.С. Пушкина. Русский классик неоднократно бывал в имении деда своей возлюбленной супруги, а после гибели Пушкина на дуэли именно в Полотняном Заводе нашла прибежище Наталья Николаевна с детьми.
Именно об этом рассказывает экспозиция усадебного дома, который по доброй традиции после революции успел побывать и школой, и курсами повышения квалификации для рабочих писчебумажной промышленности, пока в октябре 1941 года его практически не уничтожил пожар. Восстановительные работы начались в 1972 году и продлились три десятка лет. К 200-летней годовщине со дня рождения А.С. Пушкина в Полотняном Заводе был открыт музей.
Усадебный дом – настоящий дворец, украшению которого способствовала перестройка, проведенная специально к визиту императрицы Екатерины Второй.
В кабинете хозяина усадьбы – макет парусника как напоминание о том, что изначально на фабрике производили именно полотно для парусного флота:
Правда, длилось это недолго, так как производство полностью переключилось на изготовление бумаги. В экспозиции музея – номер журнала «Современник», к которому прикасались руки Пушкина. Напечатан он на бумаге, произведенной на Полотняном Заводе:
Еще один примечательный экспонат – набор миниатюрных фигурок оркестрантов. За роялем – жена владельца усадьбы, а сам он – среди крепостных музыкантов со скрипкой в руках:
В одной из принадлежащих хозяйке комнат – экспозиция, рассказывающая о событиях 1812 года. При отступлении к Москве русские войска проходили через Полотняный Завод, и в усадебном доме на краткое время разместился М.И. Кутузов (нам уже приходилось ранее бывать в
удивительном месте, где с разницей в два дня на одном диване почивали сначала Кутузов, а затем Наполеон).
С именем Кутузова связан двухсотлетний дуб, растущий перед усадебным домом у входа в старинную аллею:
Полотняный Завод – это не только дворец, но и другие постройки. В бывших хозяйственных постройках по соседству – ресторан и гостиница, у дома конюха – «золушковская» карета для свадебных фотосессий, на кольцом огибающей усадьбу реке Суходрев организованы водные прогулки, да еще и баня посреди воды устроена.
Несмотря на полчища комаров, мы смогли пробежаться по сохранившимся аллеям усадебного парка, где проложено аж три пешеходных маршрута.
Ворота в парк с сохранившимися башнями конного двора:
Непосредственно конный двор – даже в состоянии развалин поражает добротностью постройки:
Пушкинская аллея с тихим прудом:
Река Суходрев с расположенными на ее высоком берегу беседкой и памятником Пушкину:
Над рекой расположен также главный дом усадьбы Щепочкиных – очень гармоничный и прекрасный. Он в течение ста с лишним лет принадлежал множеству владельцев, самым примечательным среди которых была вторая жена знаменитого русского хирурга Н.И. Пирогова. Здесь была их свадьба и здесь прошел их медовый месяц, во время которого Пирогов не прекращал делать операции прямо в усадьбе, на походном хирургическом столе, а новобрачная ему ассистировала.
Вид от усадьбы на реку Суходрев:
По постепенно укореняющейся и у нас европейской традиции в выходные дни такие вот бывшие усадебные дома становятся местом проведения свадеб. Несмотря на май, в этот день не верящие в приметы молодожены отмечали значимое событие в исторических стенах.
Завершает (вернее, открывает) архитектурный ансамбль усадьбы Спасская церковь и въездные ворота:
Мне очень понравились обыкновенные деревенские дома:
И мегаполис из разноцветных скворечников…
…при ближайшем рассмотрении оказавшийся принадлежностью местного подразделения ЖКХ:
И еще одна эпоха – уже космическая.
Государственный музей истории космонавтики в программе выходных на калужской земле возник случайно (отправиться в Никола-Ленивец не позволила дождливая погода, поэтому было решено остаток воскресенья провести под крышей). В этом учреждении культуры мы уже бывали (в 2010 году), но, оказывается, с тех пор там произошли кардинальные (вернее, космические) изменения.
Памятник первому космонавту перед зданием музея (невольно навевает строчку из бессмертного хита: «А стамлённыя рукі вольна ў шыркі раскіну»):
Историческая часть музея космонавтики сегодня вместо того, чтобы производить впечатление космического прорыва, кажется глубоким ретро и памятником ушедшей советской эпохе:
«- Билеты на Луну есть?
— Посадка на лунный рейс закончена.
— Но мне очень надо!»
В любимом фильме моего детства «Гостья из будущего» это самое высокотехнологичное будущее выглядело совсем уж бутафорским, впрочем, как и некоторые фантазии на тему межпланетных перемещений с точки зрения калужских креативщиков:
Основная часть экспозиции старого здания музея посвящена Константину Эдуардовичу Циолковскому. Вот здесь точно нужен рассказ хорошего экскурсовода, потому что самостоятельно разобраться во множестве чертежей, рисунков, копий дневниковых записей, страницах научных трудов этого ученого-мыслителя (или же сумасшедшего мечтателя – кто как считает) сложно, да и не сильно увлекательно, если честно. Даже макеты космических дирижаблей сегодня кажутся совсем уж пионерскими.
Поэтому, на мой неискушенный взгляд, интереснее знакомиться с подлинными атрибутами космической отрасли.
Страшно жалко собачек, которых отправляли на освоение верхних слоев стратосферы в таких вот инквизиторских приспособлениях, перечень кличек участвовавших в опытах животных приведен тут же, и далеко не все из них благополучно вернулись на землю.
Мне очень понравились фотографии Юрия Гагарина, сделанные на Кубе. Лидер кубинской революции на них смотрит в лицо первому космонавту с каким-то детским обожанием. Особенно удался снимок, где Гагарин показывает Фиделю Кастро два пальца:
«- Сколько времени ты был в космосе? — Почти два часа. – Засекай время, я буду говорить дольше».
Вот и мы бродили по музею дольше, чем длился первый полет в космос. А все потому, что 17 апреля сего года произошло эпохальное событие: наконец-то была запущена вторая очередь музея. Строили ее с 2014 года, сроки сдачи переносились неоднократно, вместо 2017 года новая экспозиция открылась 17 апреля 2021 года (ко Дню космонавтики не успели). Зато уж построили -так построили: в огромных пространствах нескольких музейных этажей ощущаешь себя как в каком-то сумасшедшем
космоаэропорту.
И над всем этим странным нетопырем реет Циолковский, зависнув на проволочном каркасе от сломанного зонтика:
Часть представленной космической техники, по объяснимым причинам, — полномасштабные макеты, но и оригинальные аппараты встречаются:
Мне всегда интересна бытовая составляющая, поэтому в этой части экспозиции я по понятным причинам застряла. Космическая еда – это классика, но здесь можно познакомиться и с содержимым космической аптечки и космического несессера:
Особое внимание – стендам с одеждой, которую во время полета носят космонавты. Она должна быть удобной, комфортной, не сковывать свободу движений, не накапливать статическое электричество и т.д. Технологии в сфере разработки текстиля шагнули далеко вперед, и сейчас, в XXI веке, найден, наконец, материал, который подходит для пошива повседневной одежды космонавтов. И этот материал… (барабанная дробь)… натуральный хлопок. Ну, иногда добавляют немного эластана для придания гладкости и формы. Вот так-то. Все эксперименты с «супертканями» потерпели неудачу: синтетика накапливала статическое электричество, что в условиях космического полета не очень-то хорошо. А хлопок – нет, к тому же он обладает высокой паропроницаемостью и хорошо сохраняет тепло.
Важное требование к космическому гардеробу — никаких пуговиц. Оторвавшаяся пуговица в условиях невесомости может залететь в непредназначенные для посторонних предметах места.
На одежде для космоса — обилие карманов, причем все они должны надежно застегиваться на молнии или липучки, чтобы мелкие предметы не вылетели (см. пуговицы).
Все предметы шьются индивидуально по меркам каждого члена экипажа. Прежде чем одежда попадет на борт корабля, ее тщательным образом обеспыливают, обеззараживают и даже облучают рентгеном на предмет выявления не предусмотренных протоколом полета вложений.
Грязная одежда на борту станции помещается в герметический мешок и отправляется в космический мусор, прачечных на борту не предусмотрено. В отличие от душа.
Но, конечно, главная космическая одежда – это скафандр!
Скафандров в музее представлено огромное множество – и наших космонавтов, и их астронавтов. Среди них – скафандры для выхода в открытый космос, скафандры для возвращения на землю, и даже скафандры, в которых космонавты готовятся к посадке (в них последовательно нагнетается воздух, заставляющий кровообращение в ногах возвращаться к земной норме). Кстати, скафандры для возвращения на землю – со шнуровкой по штанине, потому что за время полета мышцы атрофируются, а при перегрузках скафандр должен плотно облегать конечности.
Почувствовать себя на минутку в условиях космоса (вернее, в ограниченном пространстве отсека космического аппарата) можно в специальном макете:
В музее много интерактивной информации о покорителях космоса: за каждой цифрой официальной справки — годы самоотверженного труда, мужество, готовность выйти за рамки предназначенного природой человеку.
Резюмирую: хорошая экскурсия по Государственному музею истории космонавтики не помешает, но, даже просто купив входной билет за 450 рублей, здесь можно спокойно провести несколько часов, зависнув у наиболее привлекательных для вас витрин.
Основоположник теоретический космонавтики покоится в непосредственной близости от музея, в парке своего имени:
Но чтобы не завершать рассказ о калужских выходных на такой ноте – добавим долю жизнелюбия и оптимизма:
Лето продолжается, всем здоровья, хорошей погоды и новых «поехалей»)))
Комментарии (6)
RSS свернуть / развернутьbulava61
begun12
— явно указующая, на светлое будущее.
— Точно! Я как-то последовательность событий попутала. «В эти два дня в Полотняных заводах М.И. Голенищеву-Кутузову почти непрерывно поступали все новые известия о движении неприятельских войск и действиях против них многочисленных казачьих отрядов и партизанских партий. Здесь же было получено долгожданное подтверждение полного освобождения Москвы всеми частями наполеоновской армии». В тексте менять не буду, а то огромный текст при редактировании может обрезаться. По этой же причине оставлю опечатки на своих местах(((
— а «Сябры» пели на «мове»? Или все-таки на белорусском языке?
— это я еще себя в руки взяла и на горло наступила, а то уже была готова на три части размахнуться.
— вот спасибо!
Miquel
В отчёт вложен действительно огромный труд и терпение. Ещё раз спасибо. Было интересно.
begun12
— «терпение и труд — все, перекур!»
Спасибо за отзыв!
BVD64
Спасибо за душевность и отличный отчет!
begun12
Спасибо за отзыв!
Внимание!
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии непосредственно на сайте. Советуем Вам зарегистрироваться (это займёт 1 минуту) и получить тем самым множество привилегий на сайте!
Можно также оставить комментарий через форму "ВКонтакте" ниже, но при этом автор публикации не получит уведомление о новом комментарии.