Продолжаю вспоминать и одновременно планировать поездку по классическому «золотокольцовому» маршруту:
Владимир – Боголюбово – Суздаль – Иваново – Плес – Кострома – Ярославль – Углич — Ростов Великий – Переславль-Залесский – Александров — Сергиев Посад.
Часть 1. Владимир – Боголюбово — Суздаль — Кидекша
Ч. 3 Ярославль – Углич
Ч. 4 Борисоглебский монастырь — Ростов Великий – Переславль-Залесский – Александров — Сергиев Посад
Вот какие ассоциации возникают при упоминании Плеса? Естественно, Левитан. Но у меня почему-то в первую очередь — первая серия очень трогательного фильма режиссера Петра Фоменко «Почти смешная история». Там продвинутая и успешная художница Таисия вместе с сестрой-недотепой Илларией в лучших традициях русских живописцев приезжает на этюды в город Древнегорск, в котором безошибочно с первого кадра угадывается прославленный как раз художниками в XIX веке Плес.
Бесконечно трогательные кадры нелепой Илларии, бегущей на фоне Волги по тропинке между высоченных берез, сразу возникают в памяти, стоит только подняться на Соборную гору.
С погодой нам – увы! – в первую декаду июня не повезло: с этого момента в нашей поездке преобладало ненастье. Я с собой взяла лишь легкую куртку, поэтому еще в
Иваново почувствовала настоятельную потребность прикупить что-то потеплее. Без знания магазинов занесло нас в какой-то торговый центр на окраине, где торговали исключительно китайскими комплектами постельного белья и полотенцами. «Откуда у нас ивановские ситцы!» – изумились нашему желанию купить что-то аутентичное местные продавщицы. Говорят, на тот момент традиционное мануфактурное производство в Иваново приказало долго жить. Что сейчас – не знаю.
Знакомство с центром текстильной промышленности практически не состоялось. Так, сделали по пути пару фотографий, так что на месте этого областного центра у нас – белое пятно.
Позволить себе переночевать в
Плесе мы не могли: благодаря некоторым сверхвысокопоставленным дачникам цены на отели в городе казались невменяемыми. Так что пришлось ограничиться несколькими часами в заповеднике русской живописности.
Что успели.
Первое – забрались на Соборную гору, полюбовались видом Волги с неторопливыми баржами, прогулялись в тени высоченных берез, почитали таблички о бывших на этом месте укреплениях.
Далее – спустились к пристани, посетили кафе Софьи Кувшинниковой. Эта довольно одиозная особа послужила прототипом чеховского рассказа «Попрыгунья».
Путеводитель наш настоятельно рекомендовал отведать фирменного печенья, которое по семейному кувшинниковскому рецепту выпекают в кафе. М-да, это жесткое и совершенно безвкусное изделие напомнило поделки, которые выходили из наших рук на уроках домоводства и которыми мы пытались накормить мальчиков, параллельно осваивавших принципы работы двигателя внутреннего сгорания на уроках труда.
Купили волжской копченой рыбы в торговых рядах на Калашной улице. Потом запах из машины не выветривался несколько дней – опрометчивый поступок. Употребление продукта видимого ущерба организму не нанесло.
Посетили Музей пейзажа. Основа коллекции – пейзажные работы знаменитых и не очень русских живописцев, полотна, конечно, не самые знаменитые, в основном, этюды. Среди имен встретилось пару раз Левитан и Шишкин. Зато скромно расположившаяся вдоль лестницы фотовыставка сразила наповал: здесь были вывешены фотографии Плеса, сделанные настоящими мастерами. Не современными «художниками», которые не представляют жизни без фотошопа и нередко убивают отменную картинку бешеным количеством фильтров, а фотографами, которые умели снимать на пленку и демонстрировали красоту мира самым естественным образом.
А вот в музей Исаака Левитана попасть не довелось: нас самым бесцеремонным образом не пустили. Сначала долго ждали перед кассой, потом наконец-таки появившаяся служительница сослалась на санитарный час и выставила нас за дверь. Хотя, судя по ядреным ароматам в воздухе, санитарный час был организован по какому-то весьма весомому поводу с целью выпить-закусить.
Так что к пяти сформулированным в первой части целям гипотетического путешествия по Золотому кольцу добавляю:
6. Посетить музей Исаака Левитана в Плесе.
Памятник открывшему Плес широкой публике художнику – весьма спорный. На мой взгляд, он здесь больше похож на пламенного революционера, разве что по мольберту можно определить его принадлежность к творческому сословию.
Кстати, в уже упомянутом мной фильме Таисия располагается с мольбертом именно на горе Левитана.
Ее (гору Левитана) можно увидеть на следующей фотографии справа, ориентир внизу – узнаваемый силуэт церкви. По-моему, сходится:
Напоследок – уголок для фотосессий на берегу Волги:
Как часто бывает, граница между регионами проходит по руслу рек. Так у нас в
Поленово, например: мы лежим на пляже в Тульской области, а на другом берегу – уже Калужская. Так и в Плесе: город расположен в Ивановской области, а другой берег – уже Костромская.
Костромичам, наверно, обидно: такой брендище в шаговой доступности — но чужой.
Хотя жителям Костромы тоже есть чем гордиться и что использовать в качестве туристического слогана. Тула последние несколько лет продвигает себя под девизом «мастерская России».
Но в
Костроме пошли еще дальше и решили не мелочиться:
Во как.
Но вообще нам Кострома очень понравилась.
Знакомство с «душой России» мы начали с экскурсии в Свято-Троицкий Ипатьевский мужской монастырь.
Нам безумно повезло: мы опоздали на сборную экскурсию и нам посоветовали оплатить индивидуальные услуги музейного сотрудника, которая за тысячу рублей нам расскажет об истории монастыря. «Прекрасный специалист, и как раз сейчас свободна», — усиленно рекомендовали в кассе.
Когда везет с гидом – впечатление сохраняется на годы! (и наоборот). Так я с огромной благодарностью вспоминаю рассказ специалиста в
Дивногорье, экскурсию в музее-заповеднике Ф.И. Тютчева в
Овстуге. Вот и в Костроме нам посчастливилось услышать часовой рассказ о монастыре, который сыграл такую важную роль в истории страны.
Пересказывать не буду, тем более, что многое забылось, приведу только один интересный факт о сохранившихся дверях, которые выполнены в технике золотой наводки.
При изготовлении таких «золотых» ворот на их лицевой части укреплялись медные пластины, покрытые прокопченным лаком. Затем наносился рисунок, контуры выскабливали и протравливали кислотой. Следующий этап – нанесение золотой амальгамы с ртутью (по сути, это ртутный раствор золота). После этого лист нагревали на жаровне и растирали амальгаму до полного испарения ртути. В результате диффузии золота и меди на освобожденных от лака участках оставалась тонкая золотая пленка. Нет нужды говорить, насколько вредным и дорогим было такого рода производство. Поэтому воротами в технике золотой наводки могли гордиться только самые богатые монастыри и храмы, такие как, например, Благовещенский собор Московского Кремля или Ипатьевский монастырь в Костроме, который всегда была на особом счету у царской династии Романовых как их «малая родина».
Мы от всей души поблагодарили нашего экскурсовода и сорвали себе бонус. «Вы куда сейчас едете? Не подвезете мою подругу до центра?»- мы без вопросов согласились. Подруга оказалась тоже сотрудницей экскурсионного бюро и в качестве «спасибо» за проезд она провела нам краткую неформальную экскурсию по Костроме. «Я сейчас не при исполнении, так что могу посплетничать», — заявила она и показала церковь, где крестили детей одной известной спортсменки, переквалифицировавшейся в
управдомы политики.
Подвезли мы бонусного экскурсовода к Богоявленско-Анастасиину монастырю, где находится чудотворная Федоровская икона Божией Матери. Именно в ее честь большинство крестимых в православии европейских невест, перед тем как стать женами представителей династии Романовых, получали отчество «Федоровна».
Мы воспользовались советом и сходили к чудотворной иконе, а вот рекомендацией прикупить изделия из костромского льна решили пренебречь. Во-первых, одежда из льна была вся как на подбор унылой категории «60+», во-вторых, ценник на домашний льняной текстиль был конский. В общем, туристическое разводилово, может, кто в азарте и купит.
Палатки с сувенирным льном стоят повсюду в местах массовой дислокации туристов. Как, например, на причале с туристическими «водоходами».
Здесь мы вкусно поужинали в открытом ресторане с видом на Волгу «Белое солнце» (лагман тот до сих пор не забуду, вкуснее только в Крыму доводилось пробовать).
Светлым июньским вечером по пустынным после легкого дождика улицам гулять было – сплошное удовольствие.
Я все искала места, которые в «Жестоком романсе» изображали губернский город Бряхимов. Ротонда точно несколько раз в кадр попадала.
Сусанин для Костромы – что Левша для Тулы:
И если легендарный «полупроводник» запечатлен во вполне традиционной манере, то памятник В.И. Ленину убивает наповал:
Все потому, что «в одну телегу впрячь не можно коня и трепетную лань». Постамент здесь – от памятника 300-летию дома Романовых. Можно, конечно, видеть в этом символику, дескать, ленинизм победил царизм, но если честно – смотреть серьезно на это сооружение просто невозможно. Тем более что изваянный в немыслимой позе вождь мировой революции виден отовсюду:
На предыдущей фотографии прошу обратить внимание на соседство двух разнонаправленных заведений.
Прекрасный вечер в Костроме подпортила коммунальная авария: в нашей гостинице, куда мы благополучно заселились днем, вечером не оказалось никакой воды. Воду в санузле мы дождались только под утро, а вот в завтраке нам отказали. Нам же лучше: отправились завтракать в тематическое кафе «Рога и копыта».
После завтрака в лучших традициях Остапа Бендера и Ко ударились в автопробег по маршруту Ярославль – Углич, о которых — в
следующей части.
Комментарии (8)
RSS свернуть / развернутьbulava61
begun12
-если и дотяну, то и в этом случае буду скакать в несколько иной одежде. Из другой возрастной категории)))
Желаю хорошей рабочей недели!
Олень
begun12
Спасибо за отзыв!
BVD64
Не знаю уж насколько Будённый, но вот Фрунзе М.В. вылитый! :)
Если рыбка не пропащая, то вполне аппетитный аромат, один минус — всегда к пиву соблазняет. А вот запах сыра французского, даже очень и не пропащего, оставленного в багажнике «Аркаши», я часто вспоминаю. :)))
Тула — «Мастерская России», Кострома — «Душа России», а мы похоже — «Углярка России»! :)
Интересно было прочитать про технологию изготовления «золотых ворот», за это, Света, отдельный плюсик!
И большой плюс за весь рассказ, спасибо!
begun12
«Углярка» — это кладовая угля? Тоже неплохо!
Спасибо за отзыв!
bkozyrev
В Костроме ещё много всего Снегурочке посвящено. В основном, всякая аниматорская ерунда, но там очень прикольный был музей, где интереснейшие экскурсии проводили по истории кукол на Руси.
А Ипатьевский монастырь очень понравился снаружи, но уже на входе кассирши нас так облаяли, что кроме меня никто даже внутрь заходить не захотел. Действительно, многое зависит от того, как сложатся отношения с персоналом.
begun12
Судя по комментарию, в Ипатьевском монастыре нам очень повезло, что не может не радовать. Хорошо было бы, чтобы руководство отечественных музеев читало отзывы о своих сотрудниках в интернете и делало выводы. Я всегда стараюсь после классной экскурсии оставить положительные отзывы о работе экскурсовода на официальном сайте музея.
Спасибо за отзыв!
Внимание!
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии непосредственно на сайте. Советуем Вам зарегистрироваться (это займёт 1 минуту) и получить тем самым множество привилегий на сайте!
Можно также оставить комментарий через форму "ВКонтакте" ниже, но при этом автор публикации не получит уведомление о новом комментарии.