Меня ты поймёшь, лучше страны не найдёшь! (Норвегия) Часть 11, заключительная. / Отчёты об автопутешествиях / Автотуристу.РУ - автопутешествия и автотуризм: отчёты, трассы и дороги, в Европу на машине, прокладка маршрута! 

Авторизация

Зарегистрироваться

Меня ты поймёшь, лучше страны не найдёшь! (Норвегия) Часть 11, заключительная.

Часть 1 Часть 2
Часть 3 Часть 4
Часть 5 Часть 6
Часть 7 Часть 8
Часть 9 Часть 10
Часть 11, заключительная

Олег:

День 19 (16 июня)

Три дня в Стокгольме я предварительно распределил так – «Скансен», «Том Титс Эксперимент», метро и Гамла Стан. Какие то серьёзные музеи в 5,5 лет явно не вызовут интереса, а хотелось сделать интересно всем. Подробнее я не планировал. Возможно потому, что города вообще в данной поездке были делом побочным, приложением к главному блюду – Природа Норвегии! Значит особого энтузиазма они у меня не вызывали, спланировал по минимуму.

Этот день посвящён Скансену, который кроме того, что это этномузей под открытым небом, также является Аквариумом и зоопарком. Но сначала надо получить Стокгольмскую карту (СК), дающую право бесплатного проезда в транспорте и посещения музеев. Но ещё раньше – завтрак. Шведский завтрак не как система, а как процесс насыщения аутентичными Швеции блюдами, весьма непривычен. Скажем так – только процентов 10 от предлагаемых блюд мне показались съедобными. День-два так провести можно, но, к примеру, неделю… Увольте. Особенно «впечатлили» порезанная дыня, явно лежащая так не один час, и количество граждан, потребляющих «птичий корм», т.е. разного вида семечки, причём, в отличии от мюсли, именно семечек, а не хлопьев. Максимум – польют слегка из тюбика каким то содержимым и сидят, «клюют». И это весь завтрак! Ну и, конечно же, кофе! Сомнительный коричневый напиток, оставляющий неприятное послевкусие, имеющий единственный плюс – наличие кофеина. В общем – сомнительное это дело, завтрак в шведских гостиницах. Впрочем – вкусы у людей могут быть разными, тут я ничего не утверждаю, знаю только, что жена и дочка в целом имели то же мнение!

Ладно, не завтракать же приехали. Едем за СК в Культурхусет. Это организация в некоем торговом центре, носящая имя Kulturhuset, т.е. Дом Культуры, ДК! :) Вот я и спрашивал у всех, как пройти к этому Культурхусет. Никто не знал, что характерно! Мы замучались его искать. В итоге – карта была таки получена. И, кстати, появилась возможность провести эксперимент – выгодна ли её покупка, если вы не посещаете кучу музеев. Я не рассказывал? За свою карту я заплатил в Москве, вечером. Получив подтверждение оплаты. я решил, что за СК для Иры я заплачу завтра, или в другой день, а сейчас всё, сил нет, спать пора. Но, увы, в дальнейшем мне не удалось её оплатить – сначала не появлялась скидка для членов клуба IKEA Family, потом, когда появилась, не принималась к оплате ни одна из 3 карт! Так и не получилось оплатить её в связи с какими то глюками. Забегая вперёд скажу – да, СК выгодна, причём не на 10 рублей!

Уже на трамвае №7 до Скансена ехал бесплатно, а билет 44 sek! Хотя, там мы встретили кондуктора, благодаря которому и Ира проехала бесплатно! Впрочем, думаю, что она сама расскажет более подробно, очень уж её вся эта ситуация вдохновила и впечатлила. Читайте её, действительно интересно!

Скансен хорош. Не в смысле снисходительно так «Ну ничо, ничо...», а в смысле очень и очень хорош! Интересные экспонаты или занятия найдутся для любого возраста. Нам всем, к примеру, понравились лемуры, маленькие цветные лягушки (Варька потом всё с их скульптурами фоткалась).




Интересныо поданы черепа животных, ответ чей он закрыт в ящичке.


Там столько всего разного было, что описывать всё, на мой взгляд, бессмысленно – лучше увидеть. Домики и усадьбы, растения и животные (наконец то увидели оленя с рогами, правда, поганец, линял безбожно, лоси были безрогие)…



Особенная стать – это старые городские улочки с работающими мастерскими и заводами.


В пекарне можно купить булочки, в стеклодувне – изделия разные, у гончара – его изделия. При этом везде можно понаблюдать процесс изготовления, кое где поучаствовать.


Есть и бутафория – «работающие» мебельные мастерские, механический завод.

На рыночной улице купили орешки жаренные – действительно, как и говорили в «Орёл и решка», они много лучше, чем таллинские. Там же, в здании старой почты, отправили себе открытку.

Ну и есть детские развлекаловки. На горке обратил внимание на то, как среда определяет поведение – Варька, войдя в раж, полезла на горке без очереди, и дети спокойно, без скандалов итд, отодвинули её в конец очереди, что-то пытаясь объяснить. Так и стала она становиться в очередь после этого. У нас же она привыкла к тому, что без очереди лезут все, поэтому её, очереди, и не существует, пролез – прокатился, иначе будешь стоять хоть до завтра.

Кстати, в Стокгольме вообще и в Скансене в частности, русская речь слышна очень часто. Мы даже встретили там земляков, из Волгоградской области. Мир маленький, товарищи, что бы нам не говорили!
После Скансена мы, по совету кондуктора, купили проездной для Иры и поехали на пароме в Гамла Стан, чтобы не возвращаться тем же путём. Покупка билетов на паром – ещё один городской квест. Но, как и почти все они, был успешно решён и вот мы, полюбовавшись на Стокгольм с воды, попали в Гамла Стан.


Там мы провели короткую прогулку, сделав все подобающие туристам фотографии :) Практически это равнозначно покупке полного набора бухарского еврея :)


Потом уехали на метро в гостиницу.
Писать о городе мне, лично, менее интересно, чем о природе. Как то после Норвегии города стали в моём сознании не так привлекательны, как раньше, ибо человек в соревновании с Природой, в плане создания красоты проигрывает однозначно. Мне теперь уже гораздо меньше хочется посетить даже такие города, как Париж, Рим, Прага… Только, пожалуй, Лондон выбивается из этого списка благодаря чтению с детства книг про Шерлока, Киплинга с его серией про Пака, легенд об Артуре… Но это уже совсем из другой оперы, обычные города в моём понимании проигрывают природе. Другое дело, что концентрация природных красот, как правило, меньше, чем достопримечательностей в городах, да и туристическая инфраструктура, как правило, на природе не сильно развита. Как минимум в этих двух пунктах природа Норвегии отличается от природы остального мира!

На что в Стокгольме обратил я внимание – так это на то, как органично тут сосуществуют люди разного цвета кожи. Может быть это относится только к определённой части общества, не всё мы видели, но огромное количество интернациональных пар бросилось в глаза сразу. Ещё – огромное количество пап с детьми, причём белых пап с детьми разного цвета. Мамы с детьми, я бы сказал, редкость, не исчезающая, конечно, но они заметно реже попадаются на глаза.

Ира:

Стокгольм.

Первое доброе утро. Как это определятся? Хорошим сном, отсутствием дождя и страстным желание освоить новое пространство. Но, сначала завтрак. Настало время отступления про «чужую» еду. Суммируя все воспоминания об общепите, которым мы пользовались за время путешествия, могу сказать, что только один раз мы поели в свое удовольствие, а не в свой желудок :). Это было как раз в Стокгольме, но не сегодня, а завтра. Сегодня стандартный «северный» завтрак (почти такой же, что и в Таллине, и на пароме, и в Риге).

Русских туристов во всех странах мира с легкостью можно определить по количеству тарелок на столе во время приема пищи. Ну, не знаю, как представители других стран обходятся половинкой грепфрута и маленькой чашечкой кофе… Может, у них желудки по другому устроены? Мы старались с утра подкрепиться получше, чтобы как можно дольше не думать о еде в пути.

Давалось это не так уж и просто. Особенно сложно было накормить Варю. Детям с общепитом, вообще труднее примериться, а тут еще почти нет привычных компромиссных блюд. Я уже как-то говорила, что мне невероятно повезло в Варей (во всем), но в плане завтраков особенно. Нет ничего проще сварить две ложки овсяной, или гречневой каши утром в микроволновке. Так дело и обстояло всю дорогу. Но, в городских гостиницах взят курс на вытеснение питания из номеров, поэтому никаких чайников в номере, или микроволновки на этаже нет и в помине. Максимум кофе аппарат, и автомат с шоколадками. Нечего хомячить в номерах, тараканов разводить, с легкостью читается подтекст администрации, идите деньги тратить в кафе, или лучше в наш ресторан.

Так вот, каши, в нашем понимании, я на севере ни разу не встретила. Начиная с Эстонии, эту вязкую, гливкую, суховатую массу из перловки есть невозможно. Колбаса и сыр точно такие же, как и у нас в магазинах. Мы, не были в элитных ресторанах, поэтому не могу сказать какие сорта колбасы и сыра там используют, но в недорогих местах, это что-то явно подешевле. Будет лежать три сорта хлеба и пять сортов хлебцов, будут даже ржаные, но все они сделаны на улучшителях (то есть пушисто, дырчато, но очень резиново). Стала замечать, что такой хлеб по «европейским технологиям» стал пробираться и к нам в магазины. Жаль, наш (дрожжевой) гораздо вкуснее, да и лежит долго. А те пушистые булочки надо съесть только теплыми, иначе потом не прожуешь.

Что же остается для приведения маминого чувства долга, касательно питания ребенка в состояние относительного равновесия? Ведь на улице еда ничуть не лучше. Да и эта, в общем-то, уже оплачена, поэтому обидно не попользоваться.
Остаются яйца (их хорошо варят «в мешочек»), аналог нашего омлета (опять же яйца), и творог. Молочные продукты во всех четырех странах нам очень понравились. Во всех способах переработки молока и эстонцы, и норвежцы, и шведы, и латыши знают толк. Оно, и понятно — если выбраться за город, то увидишь не «хлеба налево, и хлеба направо», а луга, соответственно корм коровкам, иногда овечкам.
Родителям, дети которых любят на завтрак похрумать хлопев с молочком, или поклевать семечек из мисочки, печалиться не стоит. Там этого добра навалом, а вот сосиски и тефтельки что-то мне не очень нравились, печеночный паштет и салат из рыбных консервов даже очень ничего, вкусно. Хотя рыба, в том числе и селедка на завтрак, это еще надо научиться…

Да, совсем забыла. На каждом уважающем себя завтраке должны быть представлены фрукты. Сильно не радуйтесь, вы же на севере, а не на юге, где все они растут почем зря. Поэтому фрукты будут. Наверняка, будут даже порезанные на маленькие кусочки дыня и арбуз, но я рискнула съесть их только один раз из великого любопытства. Сколько они их держали порезанными на открытом воздухе, я не знаю, но выглядят они оплывшими, что и закономерно. По вкусу, все тот же сладковатый, хрустящий огурец, что и все импортные для них фрукты и ягоды.

Но голодными мы ни разу нигде не были, поэтому позавтракав как получилось, пошли искать путь в Терра инкогнито – столицу шведского королевства, Его Величество Стокгольм.
Вход нашли сразу. Олег, хоть и не ставил подготовку к посещению городов в приоритеты, не поленился разобраться со схемой метро, и билетами на транспорт. Выбор на отель Скандик Бромма пал еще и потому, что находится он в 500 м от станции метро «Brommaplan». Очень удобно, к тому же до центра ехать 15-20 мин в очень комфортных вагонах, рассматривая не туристические районы Стокгольма.



Мы, где-то уже упоминали, что готовиться к городам нужно отдельно, и очень тщательно. На момент планирования путешествия приоритет отдавался Норвегии, и ее природе, казалось, что Стокгольм – это второстепенно, и не скоро… Но, вот, мы в Стокгольме, и уже не с навигатором на машине, а пешком в обнимку с общественным транспортом.

Теперь, планируя следующее путешествие (приоткрою секрет, что направление уже выбрано), я начинаю прорабатывать городские достопримечательности совместно с видами, и главное со способами оплаты транспорта.
Олег тоже об этом всем позаботился, но Стокгольмской карты (в стоимость которой включен проезд на метро) у нас еще не было. Чтобы ее забрать, надо было доехать до места со смешным для русского уха названием Культурхусет, как раз на метро. Покупка билетов в билетных аппаратах, это отдельная забава, которая близка по своим правилам к игрушкам типа квест. Хорошо еще, что мы знали станцию, на которую надо прибыть, нашли ветку, определись с зоной и кратностью поездки.

Ветка метро, по которой мы ездили в город, была одной из старейших, переделанная когда-то из линии скоростного трамвая. Что это такое в нашей стране знают не многие. Как раз в Волгограде в 80-х годах была построена в качестве эксперимента линия скоростного трамвая. Это когда трамвайчикам разрешают разгоняться по выделенным и огороженным рельсам быстрее, чем в обычной жизни. К тому же в центре города с большим трафиком, эти рельсы уходят неглубоко под землю, и получаются маленькие станции похожие на метро, где вместо привычных поездов из тоннеля выезжают весело тренькающие чешские красненькие трамвайчики. Туристам нравиться, горожанам просто удобно!

Конечно, никаких трамвайчиков мы в метро не обнаружили, а вот расстояние между станциями было под стать скорее им, чем полноценному составу. К тому же большая часть пути тоже шла по поверхности земли. На этом вся схожесть заканчивалась.
Во всем остальном, колоссальные различия. Будем уж для честности сравнивать стокгольмское метро с московским и питерским. В первую очередь удивили даже не столько комфортабельные вагоны, а тишина, с которой они передвигаются. Я думаю, что никто не бросит в меня камень, если я скажу, что в московском метро разговаривать невозможно. Там такой шум стоит, что надо кричать изо всех сил, если собеседник не подсовывает вам свое ухо. В шведском метро на ходу можно шепотом делать Варе замечания, чтобы она, например, не ковырялась в носу :). Плавность хода и остановок при этом тоже завораживает.

Станции на нашем пути были все скромные и повседневные. За интригами стокгольмского метро пришлось ехать отдельно, выделив для этого специальное время.
Но, вот она – T-Centrale, рядом с центральным вокзалом, мы выходим.
Какие чувства меня охватывали, когда я поднималась по лестнице? Наверное, это сравнимо с предвкушения чуда, когда впервые заглядываешь под новогоднюю елку. Я сейчас первый раз выйду с настоящий европейский город с огромной культурной и исторической составляющей.
Да, мне сразу понравилось. Стоя почти у входа в центральный вокзал видно, что перед тобой город. Город интересный, людный, спешащий. Тут мы немного затупИли. Как всегда подвел ремонт. Стрелку с указателем на преславутый Культурхусет мы увидели сразу через дорогу, а вот показывала она, как оказалось не совсем в нужном направлении. Как оказалось позже, идя по стрелке, мы удалялись от желанного места, самый простой и прямой путь была вдоль ремонта дороги, но он показался нам закрытым.

Да, большой город, это не деревня. Спрашивать у прохожих как вам куда-то попасть можно, а вот ответ получить затруднительно. Никто не понимал, что такое Культурхусет, и тем более не знал как туда пройти. Почти отчаявшись, Олег наконец-то изловил местных жителей, и тыча пальцем в план района на информационном стенде, узнал тайну прохода в нужном направлении. Я не знаю почему, но на план-схеме, рядом с которой мы стояли было все хорошо указано, и площадь, и отдельно выделен туристическо-информационный центр, в который мы шли, но не было точки, обозначающей НАШЕ местоположение относительно этого всего. Оказывается, очень трудно понять в незнакомом месте, на пересечении каких улиц ты сейчас стоишь…

И вот, первая задача выполнена. Олег теперь может ездить на городском транспорте и посещать более 80 музеев без покупки билетов. Потому что уже оплатил все это скопом при оформлении карты. У меня такой карты не было, потому что выкупить ее в пути уже не получилось. Все три наших пластиковых карты отвергались, и в итоге мне надо было везде покупать билеты. Как показал сравнительный анализ трат, карта очень выгодна, даже при покупке на 2 суток (особенно учитывая 20% скидку Икея-фемели). Швеция, как и Норвегия очень дорогие страны. Стоимость однократного билета на одну поездку на трамвае (не по проездному) составляет 44 кроны (около 240 руб.), дети бесплатно. Кому как, а мне дорого.

Ну что ж, платить, так платить. Надо же доехать до Скансена (этнографического музея под открытым небом). Остановка рядом, 7 трамвай подошел, туристы (мне так показалось) быстро понабежали, и начали бойко прикладывать какие-то разноцветные карточки к переносным сканерам кондукторов. Мы выяснили, что за деньги можно оплатить проезд только в первом вагоне. Прекрасно. Отрицательный опыт нахождения в стране без местных денег у нас уже был в Норвегии, поэтому мы заранее озаботились, и сняли наличку.

Кондуктором в первом вагоне был представительный, красивый араб средних лет. Форма кондукторов трамвая у них где-то схожа с формой у наших проводников в поездах. Да, и ведут они себя скорее как проводники поездов, а не билетеры вагонов трамвая.
Я, терпеливо пропуская вперед пассажиров с проездными, все-таки пыталась всучить ему деньги за проезд, но тут слышу, как он вполголоса по-русски говорит мне: «заходите пока бесплатно». Мозг уже заточен на иностранную речь, поэтому слова родного языка я осознала не сразу. Ему пришлось повторить их несколько раз. Времени удивляться было мало, водитель уже собирался закрывать дверь, я подумала, что давать сейчас нам сдачу кондуктору неудобно, поэтому мы зашли и сели.

Я все также глупо протягивала ему несколько раз купюру. Сначала он делал вид, что меня не замечает, потом, видимо не выдержав подошел, и почти без акцента на русском языке сказал нам, что проезд в Швеции, очень дорогой. Он видит, что мы с ребенком направляемся скорее всего в Скансен или ГрёнаЛунд, купите своей дочке лучше там что-нибудь за эти деньги. Тут надо признаться, что я си-и-льно удивилась. Не выдержала, и спросила, где он так хорошо научился говорить по-русски. Араб с удовольствием вступил в диалог.

Рассказал, что он учился в Москве. О-о-о, здорово, сказали мы. А мы вот не из Москвы, а из Волгограда. А-а-а, ответил он, знаю, знаю Мамаев курган, набережная, бывал, бывал. Здесь степень моего удивления просто готова была лопнуть от неожиданности. Я уже и забыла, как по началу, пыталась всем объяснить, что мы приехали из Волгограда (Сталинграда), ведь почти никто не понимал, а тут в трамвае, араб-кондуктор говорит мне, что бывал в моем городе! Что-то невероятное. Пристаю с расспросами дальше. Оказывается, учась в Москве на рубеже 2000-х годов, он с друзьями занимался «оптовкой». Он сам так сказал «оптовкой»:), и у них были клиенты из Волгограда. Вот к ним-то он и ездил. У-у, здорово, закачали мы головами в такт покачиванию трамвая.
Любопытство разрывало меня на части. Но, ведь это было довольно давно, как вам удается поддерживать владение языком на таком хорошем уровне, допытывалась я. Неужели в Стокгольме столько русских? Ну, это говорит он, мой четвертый иностранный язык, я сейчас учусь здесь в университете, и подрабатываю кондуктором. Занимаюсь лингвистикой. Да-а-а, рот у меня открылся еще больше. А, простите, откуда вы родом, все-таки не удержалась, и спросила я. Я, из АФГАНИСТАНА. У нас была война, поэтому я вынужден был перебраться, сначала в Индию, потом в Россию, теперь я в Швеции. Я лично, сказал он, очень благодарен России, и очень тепло отношусь к русским.

Для меня это была очень показательная встреча. Границы возможного мы зачастую себе определяем сами. Мир не такой уж и большой, и он открыт…

Но, вам ничего не показалось странным в этой истории? Все нормально? А то, что человек на службе с легкостью нарушил свои должностные инструкции. Находясь, на вверенной ему территории пренебрег интересами работодателя. Сам, как в своей вотчине определяет, кто будет платить за проезд, а кто едет бесплатно? Меня в тот момент это не очень заботило. А почему? Может быть для меня это не так уж шокируеще, как могло бы быть для европейцев. Вот ведь повезло, проехали бесплатно, поговорили с интересным человеком! Если вы думаете об этом случае, как о приятной неожиданности, то мы с вами значит все-таки больше азиаты, чем европейцы… Нечего на зеркало пенять.

Все равно спасибо красавцу-афганцу. Он также подсказал, что нам лучше купить проездной в где-нибудь киоске, и обратно отправиться на пароме в Гамла Стан. Посмотреть на город с воды, доехать быстрее и интереснее. Впоследствии мы так и поступили.

Стокгольм, что тут греха таить мне понравился. Красивый город. С удовольствием заехала бы в него еще раз, с условием, что можно посетить «настоящие» музеи. Но, не надо забывать, что Варе на момент поездки было всего (или уже) 5,5 лет. Поэтому посещение дворцов, исторических музеев, и музеев изобразительных искусств было отложено. Как известно, скорость каравана определяется скоростью самого медленного верблюда, так и в наших поездках до сих пор мы подстраивались под интересы дочки.



У нас большой опыт посещений парков аттракционов, зоопарков, дельфинариев и т.п. Не вижу в этом для себя большой трагедии, зато всем весело и занимательно. Пошли по той же схеме. В Стокгольме есть очень добротный комплекс под названием Скансен. Шведы считают, что именно им первым, аж в конце 19-го века пришла в голову мысль создать этнографический музей под открытым небом. Вот они и стали свозить со всей страны образцы деревянных построек домов, мельниц, общественных зданий. Более чем за 100 лет получился совсем не маленький городок. Впоследствии эту идею подхватили во всех странах. У нас в Суздале, тоже получилось очень интересно.

Я считаю, что Скансен с удовольствием может посетить и взрослый человек, интересующийся культурой Швеции, а для проведения отдыха с детьми, место просто примечательное. При условии, что хорошая погода, можно целый день провести бродя, и даже заходя во внутрь старинных домов, покататься на карусели, зайти в аквариум, и зоопарк. Моя страсть к зоопаркам как-то поутихла, а Варя любит животных поближе разглядывать.



Мне там больше всего понравилась улочка с колоритом рубежа 19-го и 20-го веков. С удовольствием заходила в скобяной магазин, булочную, гончарную, стеклодувную, мебельную мастерские. В итоге все остались довольны.



Придерживаясь совета шведского афганца, нашли паромную переправу, и быстро перебрались на остров Гамла Стан. Сейчас, сидя дома уже с месяц, не могу понять, как мы только могли ходить, смотреть, ездить. Это же целый день на ногах, почти без отдыха! Но, ничего, турист-профессия тяжелая, но захватывающая.
Мы с огромным удовольствием побродили по улочкам Старого Города. Попали мы туда уже после 5 часов, поэтому гуляли почти одни. Очень мало народа встретили. Поэтому рассмотрели все спокойно, и тщательно, в свое удовольствие.


Это была бонусная поездка в Гамла Стан, потому что посещение этих мест было выделено специальное время позже, но именно первое посещение вечерком, без толп туристов, оставило у меня самое нежное впечатление. Начав ориентироваться в переплетении улочек, мы признались себе, что чертовски устали, и поехали домой, отдыхать.

Олег:

День 20- 21 (17-18 июня)

Утром поехали в «Том Титс Экспериментс». От Центрального вокзала Стокгольма ходит пригородный поезд в Сёдерталье (пригород Стокгольма), на котором действует проездной и СК.
Ехать минут 30-40, «спросить у местных» не всегда полезный выход, нас местный старичок уверенно посадил на другой поезд! Благо, что на его конечной мы просто дождались своего поезда через 5 минут! От вокзала мы пошли пешком, а не стали ждать автобус. В принципе – не пожалели, весьма симпатичные места.




даже на знаках у них папы с ребёнком!


Сам музей… в общем, я ожидал бОльшего. Но на улице было сегодня холодно, поэтому лучше места трудно было найти. В музее очень понравился обед в буфете, как это не смешно звучит. Очень, очень вкусно! И всего за ~600 руб с взрослого. Музей явно переживает не самые лучшие времена – многое изношено, потёрто, кое что работает с трудом. Объяснений минимум, поэтому не всё понятно.
А вечером пошли смотреть метро. На фотографиях оно выглядит много интереснее, загадочнее. В реальности сильного такого уж впечатления не произвело. Скорее всего, это всё очередное несовпадение ожидания и реальности. Может быть, если бы я не читал восторженных отзывов о музее и метро, мне бы они понравились ;) Самое большое отличие от московского внешне — это вот такой час пик! Понимаю, не самый центр, но у нас есть ли даже на окраине в час пик такие пустые эскалаторы?


Вечером, покупая кое что в магазине, опять столкнулись с такой особенностью шведской торговли – если ваша карта не требует вводить пин-код при покупке, то шведы требуют некий ай-ди. Что именно они имеют ввиду – мы так и не поняли. Паспорт, права – ничего не подходит, выдай им ай-ди, и всё тут. Хорошо, что карта Айманибанка была, затребовала пин.

На следующий день, в ожидании парома, решили просто прогуляться по старому городу, побродить не спеша. В принципе, это было сделано, хоть, увы, не до конца.

Во-первых, было огромное количество туристов, как самостоятельных, так и организованных, что снижало удовольствие заметно. Всё же вечерний осмотр предпочтительней.
Во-вторых, с чего то мы решили, что парковка автомобиля в Гамла Стан обходится слишком дорого, поэтому на обед надо отъехать куда либо «в сторонку» и там пообедать… Ага.

В итоге доехали почти до самого терминала, там пообедали очень невкусно, заплатили за стоянку больше, чем заплатили бы в центре. Почему? Потому что именно с шайтан-машиной в виде паркоматов мы так и не подружились, а контролирующие парковку служители, почему то, не могли нам помочь… В итоге, проковырявшись с ними минут 15 безрезультатно, я сорвался и стал тыкать все кнопки наугад, оплатив таким образом парковку до следующего утра! 70 sek коту под хвост, причём шведскому коту!

В общем, не смотря на то, что приехали мы на 2 часа раньше, чем указано в билетах, мы оказались практически в конце очереди на паром. Вот так да…
На пароме я увидел, за что так не любят у нас кавказцев – за то же, за что не любят нас в Европе. Шумные, агрессивные компании, которые стали ещё много шумнее после посещения дьютика, комментируют матом представление не смотря на окружающих… И никого уже не волнует, что это меньшая часть русских, видно и слышно именно их.

Ира:
Стокгольм.


На второй день я проснулась с трудом, все-таки насыщенность первого дня давала о себе знать. Но, тяжесть в голове и ногах волевым решение былипризнаны мною мнимыми, некогда заморачиваться на такие мелочи. За окнами Стокгольм. Когда я еще попаду в него еще раз? Нужно как можно больше захватить в первое посещение. Сегодня по расписанию музей экспериментов «Том Тит экспериментс» Опять исходили из интересов Вари, были наслышаны, что детям (да и взрослым) там очень интересно.

Довольно легко сориентировались на Центральном вокзале. К счастью проездные были уже у всех, квест с покупкой билетов можно было пропустить. Ехать нужно было в пригород Стокгольма Сёдертелье (Södertälje)…

Выйдя, поступили, как рекомендовал кто-то в своем отчете -пошли за большой группой детей, которую целенаправленно куда-то вели воспитатели. Естественно, их вели в «ТомТитс».
«Том Титс» -мечта учителя физики средней школы. Потому что все четыре этажа заставлены оборудованием, при помощи которого можно наглядно показать путем совершения нехитрых манипуляций действие основных законов физики. Это бруски разных металлов демонстрируют вес.


По началу у Вари это все, в отличие от окружающих нас детей восторга не вызвало, нас вроде тоже не ошеломило. Но роящиеся, кричащие, бегающие от одного устройства к другому дети, взбудоражили и нас, подняли наше настроение до среднедопустимого уровня любопытства. Может быть, вчерашний день сильно подкосил мои силы, но ползала я там как муха, еще не отошедшая от зимней спячки.

Все довольно просто, наглядно и поучительно, но мне лично не хватало точных пояснений к некоторым опытам. Знания физики со времен школы и института уже подстерлись, не всегда мы могла догадаться, что сей опыт иллюстрирует, а Варя требовала четких научных объяснений «фокусам». Но, в основном все ясно.

Один этаж посвящен механике и кинематики, другой оптике и основам химии, отдельно головоломки и роботы, последний этаж — анатомия человека, который вызвал наибольший интерес Вари.


Скорее всего, у нас в странах придерживаются разного подхода к освоению знаний. В России принято давать мощную теоретическую базу, все разжевывать, и заставлять заучивать уже готовые выкладки. Шведским детям, мне показалось, дают большую свободу для творчества, и самостоятельного освоения мира. Наверно считается, что сначала просто носясь среди всех этих устройств, и попутно их опрокидывая, нажимая на какие-то детали, с течением времени ребенок может задуматься над причинами повторяющихся процессов, и сам в состоянии дойти до понимания основ физики, то есть ему предлагается пройти путь древних ученых, но самостоятельно. Материала для этого предостаточно.

Ведь любой человек может и сам задуматься о существовании какой-то силы, которая влияет на разную скорость скольжения гладких и шершавых брусочков, при скатывании их по наклонной поверхности? А, потом, уже на уроке узнать, что это сила трения? Или что заставляет песок разлетаться с крутящегося диска?

День выдался прохладный и ветреный, поэтому провести его в тепле под крышей было очень приятно. Самое теплое воспоминание о «ТомТитс» оставил у меня буфет. Оказывается в Швеции можно вкусно покушать! Музей экспериментов в первую очередь рассчитан на посещения детьми. Своих детей шведы не пичкают не пойми чем, а стараются кормить разумно и очень вкусно. Здесь мы увидели долгожданное картофельное пюре, макарошки, курочку, тушеную свининкусо вкусной подливкой, восхитительно приготовленную рыбу, простые салатики, овощи, блинчики, огромный торт с клубникой и сливками, и еще много чего-то совершенно съедобного.
Удовольствие это по местным меркам не дорогое. Система шведский стол оплачивается при входе. По моему 110 крон со взрослого, и 80 крон с детей. В очередной раз с билетами мы чуть не протупили. Не понимаю почему, но и в Норвегии, и в Швеции у нас сложилось впечатление, что не принято выставлять цены за блюдо напоказ. Всегда с большим трудом удавалось распознать, какая еда сколько стоит. То есть, под тарелкой скорее всего, табличка с ценой стоять не будет, а так как мы не знали как эти блюда называются, разобраться в клинописи мелом на черной доске около кассы бывало сложно.

В случае с местным буфетом все вроде бы не сложно, но мы не сразу догадались, кому нужно деньги отдавать, и уже чуть не пошли трапезничать, решив расплатиться после. Хочу отметить, что никто из персонала нам не сделал замечание, хотя мы сделали два круга вокруг раздатки, и даже собирались отложить себе что-то на тарелки.
Еда всегда влияет на меня благотворно. С новыми силами пошли добивать осмотр экспозиции на улице. Но, как-то расхотелось… Бросилась в глаза какая-то не ухоженность во всем хозяйстве, по сравнению с красотами Норвегии, как-то бедненько, и скромненько. Решили, что с нас хватит, поехали смотреть метро.

В очередной раз поднимаю тему логистики путешествия. Если вы хотите, чтобы Швеция ошеломила и задела вас, ставьте ее до посещения Норвегии. Сейчас могу с точность сказать, что Стокгольм очень интересен, но сразу по возвращении из Норвегии там мне все казалось «мелким и бледным». Заранее осознайте, что вам важнее города, или природа.

Видимо по этой же причине стокгольмское метро (его самые креативные станции) не произвели на меня ожидаемого впечатления. Да, интересно, но на фотографиях смотрится лучше, и более не обычно.
Там же в метро произошел показательный для меня случай. Самую большую разницу в ощущениях от пребывания за границей и дома, я могу сформулировать, как необычное для российского путешественника состояние личной свободы и безопасности. Норвегия к тому времени уже научила нас не закрывать машину, и оставлять открытыми окна в доме. Конечно, город все-таки не деревня. Но в Стокгольме это чувство защищенности меня еще не покинуло.
Да и правда, чего бояться в туристических местах просвещенного королевства? Мы же не в иммигрантских районах по ночам бродили? Кстати, не знаю, как у них с мелким хулиганством дела обстоят, но сложилось впечатление, что пока Швеции удавалось переварить разноцветный поток людей, желающих лучшей доли.

Но тут на очередной станции зашла группа молодых людей, внешне похожих на выходцев из латино-американских стран. Нет, они не приставали к пассажирам, даже не ругались, но почему-то очень громко смеялись, не опрятно жевали фастфуд, и всем своим видом, как мне показалось, старались обратить на себя внимание.
И, тут хрустальный замок всеобщего равенства и толерантности дал для меня трещину. Никто из пассажиров и головы не поднял. Все так и сидели, уткнувшись в свои гаджеты. Но, мне сразу повеяло, чем-то родным и знакомым из опыта езды в пригородных электричках. Но, это пожалуй был единичный случай дискомфорта во всем трехдневном пребывании в Стокгольме.

День третий в Стокгольме наступил своим чередом. Планировался выезд из гостиницы, повторное, более тщательное обследование Гамла Стана, и погрузка на паром до Таллина.
Все пункты плана были выполнены с разной степенью удовольствия. Второе посещение Старого Города уже было не так очаровательно, потому что толпы туристов забили все маленькие улочки. Отовсюду на разных языках звучало «бу-бу-бу» гидов. Они гордо, как мамаши гусыни, подняв кверху зонтик, или флажок водили своих безвольных «подопечных гусят» от одной кормушки интересных фактов к другой, правда, не давая им задержаться на понравившемся месте, или тем более отбиться от стаи.

Особенно оживленных и активных туристов среди групп не наблюдалось. Они с большей, или с меньшей охотой следовали за вожаком. В отличие от Норвегии, почти постоянно слышалась русская речь. Мы даже встретили целую группу соотечественников у памятника мальчику, смотрящему на луну.


Заканчивалось оплаченное время парковки машинки на набережной, и здесь мы допустили стратегическую ошибку, которую в последствие осознали, и хорошенько запомнили.
Шататься по одним и тем же местам уже как-то надоело.Подходило время обеда, и мы решили покинуть затоптанные туристами места, и остановиться где-нибудь по дороге на паром, например погулять в парке, и найти в дали от центра что-то типа столовой. Буфет в Том Титс уверил нас, что шведский общепит может быть вкусным и терпимым по ценам. Это была большая ошибка. Теперь мы точно знаем, что не надо убегать из освоенных мест. Количество кафе на квадратный километр в отдалении от центра сходит практически на нет. Никакой «столовой» мы не нашли и в помине. Пришлось довольствоваться так называемым, ланчем за те же 100 крон в маленькой закусочной с обыденным видом на многоэтажки и дворы, а не в кафе с шикарным видом на старинные улочки.

Единственным оправданием этому решению, было стремление заранее приехать к парому, потому что ездить по центру Стокгольма, а еще и выбираться из него днем задача архисложная для водителя. Мне то хорошо, бесплатная экскурсия по городу, а Олегу пришлось очень тяжело. Улочки маленькие, знаки похожи на наши, но не абсолютно, на одном перекрестке может быть по 6-8 светофоров, да и пешеходы там тоже не пуганные. В общем, глаз да глаз за всем этим нужен.

Мы ехала по городским улицам, в окружении красивых домов и спешащих по делам людей. Хотелось бы мне сейчас там походить, потереться, послушать разговоры. Но, не в этот раз. К тому же Варя пока не может принять такой вид прогулок как вариант отдыха. Действительно, чего тут интересного, ну дома, ну асфальт, ну люди все время мешают бегать и прыгать. Подождем, пока она подрастет…
В итоге в очереди на паром мы простояли где-то около полутора часов. Но это нас уже не беспокоило. Мы были все вместе внутри нашего походного домика на колесах, ехали домой в Россию. Пусть путь еще будет долгим, но главная часть путешествия, как не крути – подошла к завершению.

На паром я зашла со знанием дела. Все мне было уже знакомо, но по-прежнему приятно. Люблю паромы! Так как мы ехали на юг, подаренный час приходилось отдавать. Перевели стрелки часов. Побродили по палубам, но вскорости закрывшись в каюте, простым щелчком выключателя наконец-то организовали себе ночь.

Олег:

День 22 (19 июня)
Таллин, Пярну, Рига. 300 км, 19 литров

С парома выехали уже привычно, поехали в Ригу, посмотреть ещё одну столицу. Ну и, заодно, завернули по пути в Пярну, любопытно посмотреть Балтийский курорт. Ну что курорт, тихо, прохладно, спокойно. Но скучно, пожалуй.


Зато еда в общепите стала уже доступна по деньгам, правда, увы, не слишком хороша несмотря на довольно приличное кафе.
На границе с Латвией мы поняли, что имеют ввиду те, кто говорит, что в Эстонии дороги много лучше. Действительно, очень много лучше. Да ещё и в Эстонии нет такого количества знаков, напоминающих, что вы в Евросоюзе. Такое впечатление, что это знак «зато мы…», уж больно большой контраст между качеством дороги и званием члена ЕС. Причём это одна из основных магистралей страны! Мы ещё тогда не знали, что качество этой дороги (А4, кажется) покажется почти хорошим в сравнении с качеством Е22!

Поселились в хорошей гостинице, правда в довольно депрессивном районе. Но путь на троллейбусе до центра города поверг меня… в общем, как ныне модно говорить – «Я в шоке!» именно так – от европейской столицы я не ожидал такой разрухи, небрежения, заброшенности. Да, кругом русская речь, но тут же разговаривают на матерном, нимало никого не стесняясь. С круглыми глазами мы вышли в центре и пошли в Старый город. Ну, тут уже всё пристойно, мелкие разрушения старых зданий в пределах разумного, старое оно всё же. Что не понравилось в Старом городе – все площади, в отличии от виденных до этого городов, забиты палатками и ларьками, в результате ансамбля площади не видно совсем, можно смотреть только отдельные здания.

Что повеселило (такая эклектика меня всегда веселит) – это мешанина стилей и эпох порой в одном месте. Аж 4 стиля вместе!


Что понравилось: площадь с выставкой-продажей скульптур каменно-железных. Необычно!


Ещё попали в их национальный праздник Ивана Купалы (Лигов день) совмещённый с Днём выпускника. Он у них празднуется несколько дней, украшаются даже такси!


Ну и народные гуляния, хороводы разные. Причём, что интересно, отдельно русский хоровод, отдельно латышский.



Кстати, неожиданно хорошо и недорого поели в пельменной. Что такое теперь 6 евро за 3 порции пельменей с салатами и соком? Даже по меркам Москвы – даром!
А вот зашли попить кофе неудачно – в довольно пафосной кофейне было не слишком уютно, туалет поразил своей грязью и разбитостью, заказ выполняли абы как…
Назад вынужденно прогулялись в окрестностях центра – искали остановку троллейбуса. Нет, город не столь разрушен, каак нам поначалу виделось из окна троллейбуса. Да, есть немало, но в целом весьма красивый город, просто… Просто страна, такое впечатление, находится на уровне наших 90-х. Может мы и неправы, но впечатление сложилось именно такое.

Дни 23-25 (20-22 июня)
Рига, граница, Москва. 965 км, 63 литра

Утром столица Латвии, последняя Европейская столица этой поездки, прощалась с нами в нелучшем настроении – будем считать, что она грустила от расставания с нами, грустила до слёз.



Самое яркое впечатление дня – это ужасная дорога до границы. Нет, новый кусочек Е22 меньше 100км хорош, но вот то, что началось после него, на прежней Е22, заставило с ностальгией вспомнить даже родные волгоградские дороги. На некоторых участках просто приходилось снижать скорость километров до 60 дабы сохранить автомобиль. Товарищи-господа латыши, нельзя же так позорить ЕС, вешая на этой дороге значки с эмблемой ЕС!

Границу проходили на сей раз заковыристо – несмотря на отсутствие очереди, латышка в будочке мурыжила наши документы минут 25, просматривая их на свет, едва ли не пробуя на зуб и, периодически, советуясь с каким то служителей таможни. После чего отдала их и… при проверке я не обнаружил талона регистрации ТС. Спрашиваю – Где? В ответ ледяным тоном «Я вам всё отдала» В полной растерянности начинаю опять перебирать стопку бумаг, раз, другой… Вдруг открывается окошко и с ледяным «Извините» оттуда вылетает талон. Очень в духе того, на что нас настраивали родители перед поездкой. Но, надо отдать должное, за всю поездку это был единственный случай явно выраженной неприязни. Не берусь утверждать, что именно к русским, но вот такое было.

Вообще Латвия эмоционально воспринималась как буферное государство между ЕС и РФ. Уже нет того порядка, уже полуразруха, сено на полях раздербаненное, туалеты не такие чистые, обслуживание не такое приятное, мат на улицах, дороги… Ну а родина встретила нас единственным за всё время военным, который после всех-всех служб проверял документы на наличие печатей/штампов. Зачем? А шут его знает, но вот так вот, граница на замке.

Россия порадовала очень хорошими дорогами после Латвии. Но обедать пришлось в закутке на дороге.


Вечером агрессивная неспящая Москва, день у родственников, а ещё через 970км, потратив на них 66 литров бензина, мы подъехали к дому, здоровые, полные впечатлений, которые, в том числе, выплеснулись здесь на вас всех!
Отчёт закончен, спасибо всем, кто нас читал и кто писал приятные слова вместе с кнопкой «Спасибо»!

Ира:

Дорога домой

Утром нас ждал Таллин и дорога до Риги. Мы решили завернуть в Латвию, чтобы разнообразить обратный путь. Не пожалели, интересный опыт для сравнения жизни граждан в Евросоюзе.
Благополучно выехав с парома порадовались знакомым видам, и проскочив небольшой Таллин встали на трассу, ведущую в Ригу.
По пути, для отдыха и из любопытства был запланирован заезд в Пярну. Хотелось понять, чем отличаются курорты Балтийского и Черного морей? Раньше никогда не приводилось бывать на северном курорте. Заехала, посмотрели, оценили. Рассказываю — курортная жизнь отличается всем. В Пярну впадаешь в состояние ленивого оцепенения, все очень тихо, размеренно, спокойно, малолюдно, провинциально. Да, «на рижском взморье воздух свеж» ( не будем придираться к словам :) ). Балтика это не южные моря, ветер дует прохладный, песчаный пляж в несколько десятков метров шириной дразнит, но прилечь и позагорать мысли не возникает. Как-то не особенно жарко. Вода на удивление теплая, наверное, потому что мелко. Горизонт моря не синий, а скорее с коричневым оттенком, из-за просвечивающегося песка.


В остальном все очень мило. Если абстрагироваться от привычки купаться и загорать, шуметь и есть и выпивать, а настроиться на неспешное прохаживание вдоль берега по мокрому песочку, то все замечательно! Не могу порекомендовать Пярну для активного молодежного отдыха, а вот размеренным пенсионерам могло бы и понравиться.


Следующая остановка — Рига. Есть в белых ночах и свои плюсы. Можно не гнать, пытаясь сокращать время езды в наползающем сумраке, а, не беспокоясь об этом, приезжать к месту ночевки почти в любое время. Мы приехали даже очень рано, около 4 часов вечера. При заселении меня покоробило то количество информации, которое о нас запрашивали. Везде я ограничивалась фамилией и номером мобильного телефона, а здесь мне выкатили анкету на целую страницу, где нужно было указать и номер паспорта, и адрес проживания в России, номер и даты визы, и еще что-что, разве что девичью фамилию матери не надо было указывать.

Но ничего не поделаешь. Взяли талончики на завтрак, и пошли в номер. Выбор на эту гостиницу пал из-за близости к центру, недавнего ремонта, и конечно же цены. Все три составляющие не вызвали у нас сомнений. Чисто, просторно, остановка троллейбуса рядом. Все что надо для одной недорогой ночевки.
Решили время не терять и сразу отправиться в центр Риги. Один важный момент. Свежеотремонтированное здание отеля как белая ворона стоит в очень депрессивном районе Риги. Название его, к сожалению не знаю. Но пока мы доехали на троллейбусе 5 или 6 остановок до центра, я испытала «культурный шок» наоборот. Что случилось в стране, если в столице, не так уж далеко от центра дома стоят в трещинах, с обвалившимися кусками облицовки, многие из них при этом покрыты черным налетом? Почему на дороге так часто ямы? Почему девушки на соседнем сидении оживленно щебечут на русском-матерном? Почему все вокруг не так, как я уже привыкла видеть за границей, и почему пейзаж за окном сильно напоминает мне рабочие окраины моего родного города? Не знаю. В полном смятении выходим на нужной остановке, и, к сожалению, через призму увиденного с сомнением находим вход в Старый город.

Я думаю, Ригу можно полюбить. Нужно только подольше погулять по улочкам, разглядывая смесь красивых домов.



Плохо только, что дома стоят в некотором беспорядке, но может быть, в этом есть свое очарование. Но, что-то «неладно в Рижском королевстве». Даже в исторической части города некоторые дома стоят полностью нежилыми и заброшенными, как в 2000-х годах на Васильевском острове. Хорошо помня эти времена, с грустью натыкалась на приметы подступающей разрухи. Надеюсь, что мне это показалось, и все у них выправиться, и дороги станут проезжими, и дома отремонтируют, и в кафе в туалете будет чисто, и сено на полях будет не просто валяться с прошлого года у дороги, а так же как и у соседей свернется в красивые рулоны. А пока Рига, да и деревни, через которые мы проехали, оставили у меня неоднозначное впечатление. В соседней Эстонии в отличие от Латвии мы нигде не встречали щитов со знаками Евросоюза, но там у меня не возникал вопрос причастности страны к этой организации.
Напоследок не могла не сфотографировать эту семейку, жаль только кроме папы все резко присели :)


Поминая не добрым словом всю дорогу латышский аналог нашегоАвтодора без приключений добрались до границы. Очереди не было, думали, что проскочим влет. Мы же обратно из Европы едем, кому мы здесь нужны? Но латвийскую границу проходили минут сорок. Какая-то недобрая служащая погранслужбы так долго рассматривала, терла, просвечивала наши документы, что даже как бы нечаянно затеряла карточку регистрации ТС. Отдавала я все вам, говорит, нет у меня ничего… На какой-то момент нам стало очень не по себе. Потом она порылась немного в бумагах, и протянула нам в окошко пропажу. Не приятно… Заметила милое объявление на пограничной будке с телефоном доверия, по которому можно звонить в случае вымогательства взятки. Показательно, но это их проблемы, у нас и своих хватает.

В Россию въехали без проблем, сильно я при этом не расстроилась. Остаться за границей, как меня пугали некоторые, мне не хотелось. Как ни крути, а здесь, я дома. Могу ругать правительство, коситься на мигрантов, пенять на здравоохранение и образование, и еще многое другое. Главное, иметь возможность путешествовать, учиться самоуважению и самодостаточности, смотреть, как люди живут в более удобном и гармоничном пространстве.
Ремонт дороги, пока мы были в отъезде, закончили. Путешествие продолжалось. Ведь до дома было еще около 2000 км.

P.S. Огромное спасибо всем, кто смог осилить такое количество букв :). Когда я начинала свой рассказ, мне казалось, что пишу я его только для своей семьи. Вот теперь, проделав вместе с вами полный путь я могу сказать, что наше первое волшебно путешествие подошло к концу. Благодаря вам я еще раз проехала по полюбившимся местам, вспомнила все до мельчайших подробностей.
И конечно, еще не доехав до дома, мы стали выбирать направление для следующего маршрута. А как иначе, может быть в этом и есть «смысл жизни»? :).

Олег:

PPS. Последнее 3 события поездки уже здесь – по почте пришли открытки, причём в порядке Швеция, Эстония, Норвегия. Норвежские – все какие то мятые! :) Ну а самыми последними пришли 2 квитанции по 500 р с фотографиями машины из Псковской области. Так что ещё +1000руб к бюджету :) Ну а завершилось всё очень приятным отрицательным анализом у Вари, норвежский клещ не стал портить впечатления от своей родины!
Теперь точно всё!

Комментарии (5)

RSS свернуть / развернуть
+
0
+ -
avatar

Zebra

  • 27 декабря 2014, 18:43
Прошу админа поправить кат, а то опять не получается.
+
1
+ -
avatar

bkozyrev

  • 27 декабря 2014, 19:15
Что же, молодцы. Хорошо съездили и отчитались. В конце путешествия впечатления вообще обычно смазаны. Думаю поэтому мы получили столько удовольствия от Стокгольма — он у нас был до Норвегии. Латвия, действительно, наименее обустроенная из Балтийских стран, хотя в 2011 году она нам очень понравилась.

Новых чудесных путешествий вашей семье!
+
1
+ -
avatar

Zebra

  • 27 декабря 2014, 19:52
А мне кажется, что после Природы Норвегии любые творения рук человеческих меркнут. И, увы, надолго. Сейчас вот смотрю города, куда бы поехать — не то, хочется в Норвегию! :) Эх, если бы не курс :( Но, увы, приходится считаться с реалиями, поедем, если не случится совсем чего нибудь противного, в другое место, подоступнее.
+
1
+ -
avatar

Gammla

  • 11 февраля 2015, 13:50
ну вот и дочитала «заключительный акккорд»… Большое спасибо за такой позитивный рассказ о путешествии! Из нашего опыта могу только подтвердить мысль о том, что Природа намного совершеннее и изобретательнее как созидатель, чем человек. У меня всегда складывается такое ощущение, что при общении с природой энергия вливается, а при возвращении в цивилизацию — город и люди высасывают силы из тебя. И опять хочется в поход!.. Надеюсь, у нас и у вас они еще будут))
+
0
+ -
avatar

Zebra

  • 11 февраля 2015, 14:04
Спасибо. И за надежду — в том числе.

Внимание!

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии непосредственно на сайте. Советуем Вам зарегистрироваться (это займёт 1 минуту) и получить тем самым множество привилегий на сайте!

Можно также оставить комментарий через форму "ВКонтакте" ниже, но при этом автор публикации не получит уведомление о новом комментарии.