По Восточной Турции, гостеприимной Грузии и дождливой Армении / Отчёты об автопутешествиях / Автотуристу.РУ - автопутешествия и автотуризм: отчёты, трассы и дороги, в Европу на машине, прокладка маршрута! 

Авторизация

Зарегистрироваться

Войти или Зарегистрироваться        Мобильная версия

По Восточной Турции, гостеприимной Грузии и дождливой Армении

Читать часть 1.
Читать часть 2.
Часть третья, тоже турецкая

27.04.11. С утра отправились на осмотр дворца Ицхак-Паши, возведенного в XVIII веке из тесаного красного вулканического камня. Едем по узкой улице, ведущей к высокой скале, на которой расположена историческая достопримечательность. По обе стороны от дороги расквартированы многочисленные воинские части, ощетинившиеся заборами с колючей проволокой поверху, с КПП и солдатами в маскхалатах, шлагбаумами, танками, бронетранспортерами и другой военной техникой. Сказывается близость иранской границы и неспокойного Курдистана.

Фото 61. Дорога ко дворцу Ицхак-Паши. На заднем плане остатки крепости Баязет
Поднявшись на высоту 2000 метров, оставив машины на стоянке, через высокие ворота попадаем во дворец. Его частично реставрировали, перекрыли стеклянными навесами с целью исключить вредное влияние осадков.

Фото 62. Вид на дворец и город Догубаязит
Даже без надписей угадывается предназначение помещений.

Фото 63. Купол дворцовой мечети
Дворцовая мечеть, усыпальницы, комнаты для купания с бассейнами, обеденный зал, подвальная тюрьма-зиндан, гаремные комнаты и старинный туалет с великолепным видом из окна на раскинувшуюся внизу долину.

Фото 64. Обеденный зал

Фото 65. Без коментариев

Фото 66. Вид из окна
Чуть выше дворца Ицхак-Паши расположена смотровая площадка, с которой открывается панорама на предгорья Большого Арарата, вершина которого закрыта плотными облаками. Правее дворца в узком горном ущелье угадываются остатки крепости Баязет, известной отчаянным мужеством и героизмом русских защитников в период русско-турецкой войны 1877 года.

Фото 67. То, что осталось от бастионов крепости Баязет
На протяжении долгих 23 дней, не имея запасов воды и провианта, двухтысячный гарнизон русских солдат успешно противостоял 11-тысячной турецкой армии. В итоге, после массированной осады, так и не заняв крепости, турки отступили под натиском, подошедших на помощь основных сил русской армии. К сожалению, от крепостных бастионов, преграждавших дорогу на Азербайджан, Северный Кавказ и далее к Каспию, со временем почти ничего не сохранилось.

Фото 68. Укрепления крепости приютились на почти отвесных скалах

Фото 69. Воинская часть
Вернувшись в долину, покидаем городок Догубаязит по шоссе, уходящему на север.

Фото 70. Полицейский броневик
Справа от дороги угадывается массив вершины Арарат (5137 м), к которой, согласно Библии, причалил Ной во времена Всемирного Потопа. Диаметр основания этого потухшего вулкана 130 километров, последнее извержение зафиксировано в 1840 году. Традиционно Арарат изображают одиноко возвышающимся над широкой ровной долиной. Нет рядом ничего соответствующего ему по высоте, только мелкие холмы да пригорки. Наверное, так оно и есть, но мы не смогли полюбоваться подобной картиной – горизонт затянут низкими серыми облаками, которые не позволяют увидеть ничего, кроме мощных предгорий. Объезжая подножие горы, увидели узкую дорогу, ведущую в туманную высь, на склоны Арарата.

Фото 71. Серая змея дороги — начало подъёма на склоны Арарата
Естественно, мы не могли не воспользоваться представившейся возможностью и, свернув с основной трассы, поползли вверх по довольно крутым плечам горы. Обнаружить останки Ноева ковчега мы, конечно, не надеялись, а вот подняться повыше на автомобиле, решили попробовать.
Извиваясь по северо-западному склону горы, дорога забирается на высоту около 2000 метров. Отсюда, минуя турецкую воинскую часть, уходит вниз. Вниз нам пока не надо, да и вояк раньше времени нашими маневрами нервировать не к чему, кто их знает, что у них там на уме.

Фото 72. Выше ослика — только камни, снег и облака
По руслу мелкого ручья забираемся на ровную поляночку, посередине которой стоит большая пастушья палатка. Дальше – только усеянные валунами склоны, местами присыпанные снежными сугробами. Ну, а все, что выше теряется в покрывале плотных облаков. На мокрой скользкой траве «Вольво» заупрямилась и отказалась карабкаться вверх под облака, так что пикник, посвященный пребыванию на легендарной горе, мы устроили на высоте 2114 метров, рядом со стойбищем пастухов.

Фото 73. Пастушье стойбище на склонах Арарата
Отметив наше пребывание на библейской вершине парой стопок, покатили вниз. Немного задержались возле пограничников, которые не столько поинтересовались, откуда мы сами и куда держим путь, сколько гостеприимно зазывали на чай и обед. Сославшись на дальнюю дорогу, отказались и отправились дальше.

Фото 74. Турецкие погранцы
Встав на трассу, через сорок минут заехали в городок Ыгдир, население которого состоит в основном из азербайджанцев – потомков переселенцев начала XX-го века. Часть из них промышляет мелкой контрабандой на проходящей неподалеку азербайджано-турецкой границе.
Кстати, не так уж и много на земле населенных пунктов, которые начинаются на столь редкую букву! По этому поводу, в Ыгдире приобрели крупный арбуз и пообедали в придорожном ресторанчике шашлыком и салатами.

Фото 75. Нас много — нам нужен во-о-о-о-т такой арбуз!

Фото 76. Обед по-ыгдирски
На склонах Арарата лежит снег, а тут в долине тепло, радует глаз молодая зелень, цветет сирень. Продолжаем наш путь в сторону города Карс, куда мы запланировали сегодня добраться. Пока ехали по довольно продолжительной долине, над которой возвышается Арарат, все время оглядывались назад в надежде на милость ветра, солнца и всех остальных сил природы – очень уж хотелось насладиться видом сияющей вершины. Но вот уже и в соседнюю долину перебрались, а низкие облака все также плотно закрывают от нас снежные склоны Арарата.
После Ыгдира дорога бежит по правому берегу реки Аракс. По этой же реке проходит государственная граница между Турцией и Арменией. Левый, армянский берег обрывается 30-40 метровыми крутыми уступами, по верху которых тянется колючая проволока, торчат пограничные вышки, грозно оглядывая окрестности.

Фото 77. Долина красных холмов
Окружающие холмы сложены из пород преимущественно красного цвета, так что широкое ущелье выглядит по инопланетному, в коричнево-багровых тонах. За очередным перегибом изрезанной неровностями поверхности, неистовым голосованием нашу колонну остановил местный мальчишка-пастух. Оказалось, что у парня давно уже закончилась вода и, несмотря на прохладную погоду, его мучает сильная жажда. Конечно же, снабдили молодого человека парой полтарашек воды, помогли, так сказать, ближнему своему.

Фото 78.Молодой пастушок
Аракс мы переехали по мосту в том месте, где пограничная река поворачивает от границы и устремляется вглубь Турции. Поднявшись по серпантину на хребет Карадаг, оглядываемся на пройденный путь и замираем в восхищении! Мы, все-таки, увидели – Арарат и его парящую над облаками вершину! Даже отсюда, с расстояния в полсотни километров, на две трети закрытая облаками, белоснежная пирамида Арарата выглядит торжественно, величественно и нарядно!

Фото 79. Вершина Арарата, плывущая над облаками
Теперь, чтобы добраться до старинного пограничного города Карс, стоящего на знаменитом Шелковом Пути, нам необходимо подняться и преодолеть безымянный перевал высотой 2200 м. Отсюда дорога спускается вниз в широкую долину реки Карс.

Фото 80. Шоссе к Ани и армянской границе
Прежде чем заехать в город на ночлег, повернули направо под самую армянскую границу, к руинам древнего города Ани, столицы армянского Анийского царства в IX – XIII веках. До средневековых крепостных стен Ани от Карса чуть более сорока километров широкого качественного шоссе. С некоторых высоких точек этой дороги можно вновь разглядеть вершину Арарата, подкрашенную вечерним солнцем.

Фото 81. Арарат вечером
Осмотр останков города начинается с высокой крепостной стены такой мощной толщины, что даже при современных военных технологиях кажется, что взять эти неприступные бастионы было бы не просто.

Фото 82. Входные ворота в город Ани
По полуразваленным каменным ступеням можно подняться на часть стены, откуда открывается вид на разбросанные развалины зданий, церквей, мечети и дворца расположенного на возвышающейся над территорией города скале. Город Ани, расположенный на правом берегу реки Ахурян, в период расцвета насчитывал не менее 100 000 жителей, был городом ремесел и торговли, средоточием культуры и науки, считался самым крупным городом Ближнего Востока.

Фото 83. Церковь в Ани
Здесь располагался престол Армянской церкви, Ани в средневековье был центром духовной и светской жизни обширного Армянского царства. Современники называли его городом 1001 церкви. Сейчас от былого величия осталось несколько полуразрушенных зданий.

Фото 84. Мечеть в Ани
История города сложна, Ани постоянно переходил из рук одного правителя в руки другого, пока полностью не опустел при монголах.

Фото 85. Кафедральный собор
Упадок Ани начался в XIII веке захватом города сельджуками, проникшими в город при помощи предательства отдельных слоёв горожан. Затем по армянскому царству прокатилось войско монголов, сметавшее все на своем пути. И завершило период падения Ани мощное землетрясение 1310 года.

Фото 86. Ровно половина здания церкви. Купол черный — от удара молнии
В наше время Ани представляет город-музей под открытым небом постепенно приходящий в полное запустение. Только год назад в октябре 2010 «Фонд всемирного наследия» внес памятники Ани в список погибающих мировых ценностей, которые наиболее подвержены риску уничтожения. Поможет это делу сохранения множества оригинальных строений религиозной архитектуры или нет неизвестно, но пока ещё можно полюбоваться ими и оценить былую красоту города, мастерство его строителей, жителей и правителей.

Фото 87. Крепостные стены Ани
Заходящее солнце раскрасило небосвод на западе всеми оттенками красного, напоминая об уже позднем времени.

Фото 88. Солнце садится за гору, над Ани темнеет
Мы покидаем древнюю столицу, гордость армянского народа и направляемся в город Карс. Город населяют преимущественно азербайджанцы. Расположен Карс на высоте 1750 м, местный климат суров, зимой нередки тридцатиградусные морозы. Это дает повод туркам называть район города Карса турецкой Сибирью. Поселились мы в гостинице «Карабах», расположенной на одной из узких улиц старого города, поужинали в ближайшем кафе.

Фото 89. Отель «Карабах» в г. Карс
Гулять по городу не было никаких сил и эмоций – слишком насыщенным событиями, экскурсиями и природными красотами выдался день. Проехали 310 километров.

Читать часть 4.
Читать часть 5.

Комментарии (9)

RSS свернуть / развернуть
+
1
+ -
avatar

SemenovEA

  • 16 декабря 2011, 15:05
Как-то пробовал армянский коньяк «Ани», шикарная вещь. А участь такого древнего города очень печальна.
+
1
+ -
avatar

puzzle

  • 16 декабря 2011, 17:57
Арарат, Ахтамар, Ани — в названиях этих знаменитых коньяков читается тоска армян по ушедшим временам:(
Где-то у меня бутылочка «Ахтамара» в загашнике стоит. Была привезена после спитакского землетрясения.
+
1
+ -
avatar

puzzle

  • 16 декабря 2011, 17:54
Да, к сожалению, апрель месяц — не самое удачное время для посещения этих мест.
Летом там намного уютнее.

И Арарат можно рассмотреть во всей его красе.

+
1
+ -
avatar

Oлeg

  • 18 декабря 2011, 08:23
Спасибо за фото. Без облаков, картина действительно становится более ясной и полной.
+
0
+ -
avatar

puzzle

  • 18 декабря 2011, 13:31
Здесь ещё можете посмотреть на летние фотки знакомых Вам мест.
+
0
+ -
avatar

Oлeg

  • 19 декабря 2011, 11:18
Cпасибо. Огромное удовольствие лицезреть знакомые и не очень места!
+
0
+ -
avatar

treseguet

  • 17 декабря 2011, 21:58
Можно уточнить по поводу доверенности на машину? Наша семья собирается в Турцию поехать через Грузию, а у меня на машине будут немецкие номера. Вот в Грузии доверенность не будут проверять. А что в Турции? Заранее Спасибо.
+
0
+ -
avatar

Oлeg

  • 18 декабря 2011, 08:40
Наша проблема была в том, что две машины были зарегистрированы на одного человека и не было оформлено ни на кого генералки на одну из этих машин. На выезде из России (в Сочи) встал вопрос, что один человек не может одновременно на двух авто пересекать границу. Бодаться особо с ними было некогда (может тут и используется фактор неотвратимости отправления парома?), генералку негде было сделать, договорились на простую доверенность плюс 100 долларов за оформление каждой машины. В Трабзоне, в Турции, думаю нас с таким же вопросом уже ждали. Причем задавали этот вопрос и брались за его решение не таможенники, а ответственные перевозчики. Возможно, были варианты обойтись без взяток, но я, как правило, если чувствую в чем-то свою вину, (не проверил перед выездом наличие всех необходимых дорожных документов) не упорствую в спорах с официальными органами. В дальнейшем никто и нигде не приставал к нам с такой претензией. Ни на выезде из Турции, ни на въезде в Грузию, Армению и Россию.
В Вашем случае, если машина оформлена на кого-то из участников путешествия, либо есть генеральная доверенность, то и переживать, мне кажется, не стоит.
+
0
+ -
avatar

RomanYalovega

  • 20 декабря 2011, 20:52
Очень необычно было увидеть Арарат с Турецкой стороны. Автору спасибо.

Внимание!

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии непосредственно на сайте. Советуем Вам зарегистрироваться (это займёт 1 минуту) и получить тем самым множество привилегий на сайте!

Можно также оставить комментарий через форму "ВКонтакте" ниже, но при этом автор публикации не получит уведомление о новом комментарии.