Безумный автопробег или Москва-Мурманск-Киркенес-НордКап-Лофотены-Буде-Гаддеде-Рёрос-Согнефьорд-Осло-Стокгольм-Турку-Великий Новгород-Москва / Отчёты об автопутешествиях / Автотуристу.РУ - автопутешествия и автотуризм: отчёты, трассы и дороги, в Европу на машине, прокладка маршрута!


Авторизация

Зарегистрироваться

Войти или Зарегистрироваться        Мобильная версия

Безумный автопробег или Москва-Мурманск-Киркенес-НордКап-Лофотены-Буде-Гаддеде-Рёрос-Согнефьорд-Осло-Стокгольм-Турку-Великий Новгород-Москва

ВВЕДЕНИЕ
Четыре года назад впервые проехали по Норвегии на своем авто (Москва-Выборг-Васа (Финляндия)-паром-Умео (Швеция)-Тронхейм (Норвегия) и далее на север, петляя по интересным местам, до Альты, откуда на юг, потом юго-восток до погранпоста Вятсиле в Финляндии и через Сортавалу домой в Москву.
Норвегия нас покорила и возникло твердое желание побывать там еще.
Сведения о том, что Россия граничит с Норвегией были в голове еще со школьных времен, но никакого отношения к практике не имели. Не помню, что послужило конкретным поводом, но вдруг в голове что-то повернулось и мы осознали, что нам было бы интересно попасть туда через наш север, а там ведь и Нордкап рядом…
Дела, как водится, мешали мечтам. Время шло и только в прошлом году удалось прокатиться стране фьордов, но, из-за узкого временного коридора, летели в Эстерсунд (Швеция), а оттуда на арендной машине прокатились на запад до побережья, оттуда на юг до Ставангера, а затем в Гетеборг сдавать авто и лететь домой.
И вот в этом году сложилось!
Несколько слов о нас: на двоих 130, а с учетом еще одного участника, серебристого Туарега, — 135; имеем большой опыт авто путешествий: европейская часть России — вдоль и поперек, от Архангельска, Кеми и Сыктывкара до Астрахани; от Урала (и, собственно по Уралу) до западных границ; Беларусь — все регионы; Украина — от Черниговской области до Одессы и Измаила, Карпаты, Крым — (извините, не там пишу); Прибалтика — все республики по побережью и столицы; Западная Европа — собирая по кусочкам за несколько путешествий по побережью и горам от Палермо до Бильбао, через все бренды — Ницца, Канны, Сан-Ремо, Монако и др; Африка — фототур по национальным паркам Кении, суммарно более 3000 км, но здесь с водителем-гидом.
Цели наших путешествий: получение удовольствия собственно от движения в пространстве, удовлетворение эстетических запросов на «красивые картинки» в виде пейзажей, фотография, как средство сохранения «красивых картинок». У нас, увы, нет подробных репортажей о посещенных городах, мы не любители музеев, съемки городских достопримечательностей, но красивые места мы стараемся запечатлеть и делаем это хорошей техникой и не жалея времени, стараясь достичь максимума. Если кому интересны наши фотоработы, Вы их можете увидеть на страницах:

www.photoforum.ru/user/20001/photos.0.0.0.date.desc.0.0.1.1.ru.html
rasfokus.ru/grizik/bestphoto.html

Возраст диктует, а финансовое состояние пока позволяет останавливаться в неплохих отелях, там, где они есть. Ну а если их нет, то довольствуемся тем, что подвернулось. Движение делим на две категории: марш-бросок и прогулочное. Где какое, будет ясно по контексту. Ну, теперь конкретика…
ДЕНЬ ПЕРВЫЙ
Москва-Тверь-Бежецк-Устюжна-Череповец (чуть в стороне, но совсем рядом, видны трубы)-Кириллов 848 км.
Google дает самый короткий вариант пути из Москвы в Мурманск через Ярославль, Вологду, Пудож, Медвежьегорск и второй, чуть более длинный маршрут через Ленинградку и Петрозаводск. Мы выбрали промежуточный вариант, о нем и рассказываю. Первый промежуточный пункт — Тверь, но я не люблю Ленинградское шоссе со всеми его проблемами (пробки, камеры, обилие ГАИ и скучные пейзажи), поэтому едем по Пятницкому шоссе, оно выходит на Ленинградку в Солнечногорске. Но мы, не доезжая до него несколько километров, сворачиваем в Обухове налево на Кривцово, едем по местным дорогам через Рахманово, Красный холм, Троицкое, Стрелково, на минутку выезжаем на вторую бетонку, поворачиваем с нее налево в Решоткино, проезжаем через Селинское и выезжаем на шоссе из Клина в Высоковск, на нем не задерживаемся, сворачиваем направо на Воздвиженское и выезжаем на Ленинградку в Спас-Заулке, объехав Химки, Зеленоград, Солнечногорск, Клин и кучу всего. Тут уж деваться некуда, едем до первого съезда в Тверь по Ленинградке. Заливаем полный бак соляры на Лукойле, отмечу сразу одно неоспоримое преимущество Туарега — запас хода более 1000 км. обеспечивают совместно 100-литровый бак и дизельный двигатель. Пасмурно и прохладно, но дождя пока нет. Пересекаем Тверь, переезжаем Волгу и Тверцу, сворачиваем на третьем повороте после моста налево и мы на нужном направлении. Первые 20 км по сторонам хороший сосновый лес, но кончается охранная зона и лес мельчает. Жена просится за руль, я уступаю. Заодно перекусили домашним. На улице холодает, бортовой термометр показывает 11 градусов. В 13-30 въезжаем в Бежецк. Городу похвастаться особенно нечем, провинциальный, подзапущенный вид. Останавливаемся около аптеки купить недостающее лекарство. Рядом с ней памятник Алексею Петровичу Иванову, оказывается это певец, баритон, который пел в Большом. Проезжаем центр, выезжаем к переезду, но оба навигатора и на Айфоне и на Нокии говорят что нам туда не надо — едем как велели. Начинаются заводы и склады и мы понимаем, что с нами пошутили. Разворачиваемся и под протест девайсов едем через переезд. Айфон соглашается довольно быстро, а Нокия бузит километров 40. Сейчас промежуточная точка назначения Устюжна, мы в ней уже бывали. Это старинный русский город, его былое величие видно по остаткам церквей. Сейчас это глухая провинция. За несколько километров перед Устюжной стоят табло, выглядят они примерно так: «Сосновая Аллея» «Природный памятник» «Охраняется государством» Действительно, дорога становится уже, а по обочинам растут слегка раскидистые сосны. Ничего выдающегося в них нет. В целом дорога приличная, но чем ближе к Устюжне тем она хуже. В Устюжне грандиозный ремонт покрытия центральных улиц. На всех въездах на них висят «кирпичи». Ткнувшись в третью или четвертую улицу, под аккомпанемент навигаторов, орущих «Вы отклонились от маршрута...» жена говорит: «Проехать невозможно, езжай сам!» и отдает мне руль. Я на интуиции выбираю улицы вообще без покрытия, описываем ломаную кривую по периферии и вот мы на выезде из этого райцентра. Вот тут начинается нормальная русская дорога, асфальт есть, вернее когда-то был, то что осталось назвать дорогой можно с большой натяжкой, попутные едут со скоростью 20-25 км./час. Пользуюсь преимуществом джипа и еду скоростью около шестидесяти уворачиваясь от ям. Удивительно, жена падает то в мою сторону, то на дверь, но не ругается. Такой дороги километров 12 и вот перед нами автодорога Вологда — Санкт-Петербург. Здесь она идет практически точно с востока на запад. Удивительно, но на Мурманск можно ехать и налево через Новую Ладогу и направо. Поворачиваем направо в сторону Вологды, до которой конечно не доедем — не надо. Дорога -радость водителя — новое четырех полосное покрытие, прекрасная разметка, почти нет примыканий. Еду на всю железку, но не превышая скорость на лишение прав. По сторонам сосновые боры беломошники, это лучший тип леса, который я вообще знаю. Бродить по ним несказанное удовольствие, никакого мусора, только сосны, а под ногами как будто подстриженный короткий ровный белый мох. А какие в них белые грибы… Нам известны всего лишь несколько мест где сохранились леса такого типа. Километров через сорок исчезает разметка, а вскоре начинается и зона строительства. Куски готовой дороги чередуются с строящимися, на которых реверсивное движение. Так продолжается довольно долго, потом остается только старая, но очень приличная дорога. Справа впереди вырисовывается дым, а затем появляются и трубы. Дымит металлургия Череповца. Сам город где-то в километрах пятнадцати, но какой то его район виден через поля справа. Вскоре после Череповца поворачиваем налево на Кириллов, по этой дороге когда-то ездили. Она примерно в том же состоянии, что и была — средней разбитости. Дорога двухполосная, идет почти все время по лесам. Но леса эти не радуют — коренной лес вырублен.
Около восьми вечера въезжаем в Кириллов и направляемся в гостиницу, в которой останавливались в прошлый раз, по моему она называлась «Монастырское подворье». Расположена она через озеро, напротив Кирилло-Белозерского монастыря, на территории каких-то старинных палат. Оттуда мы сделали вот эти фото:
www.photoforum.ru/photo/765586/index.ru.html
www.photoforum.ru/photo/440086/index.ru.html

Уже при подъезде удивляет тишина и отсутствие признаков деятельности. Дожидаемся девушки, катящейся на велосипеде и у нее выясняем, что гостиница больше не работает. Жаль! А ведь в прошлый раз жизнь била ключом, подъезжали автобусы с интуристами…
Едем в гостиницу Русь, это типичная гостиница советских времен, в самом центре, мы в ней тоже останавливались. Неожиданно, но номеров нет, все оккупировали художники, какая то там у них учеба. ВХУТЕМАС при УМСЛОПОГАСЕ, одним словом (Ильф и Петров).
Вспоминаем про вывеску и едем в отель «Луманская заводь», он совсем рядом. Получаем ключ от гостевого домика, который снаружи выглядит как сарай, но внутри оказывается вполне приличным, если не судить строго. Туалет, умывание и уже ногами идем ужинать. У «художников» в ресторане свадьба, но, рядом на площади еще один — там получаем пайку и двести пятьдесят на двоих. Немного прогуливаемся по городу — чувствуются белые ночи… Первый день путешествия прожит…

ДЕНЬ ВТОРОЙ
Кириллов-Вытегра-Пудож-Медвежьегорск-Кемь 780 км. 27 июня
Встали довольно поздно. Пошли на обещанный завтрак. Такого завтрака я еще не видел. Манная каша, сваренная без молока и масла, по-моему, еще и без сахара, хотя жена утверждала, что сахар был. Есть ее было невозможно, когда мы попросили принести сосиски за дополнительную оплату, нам принесли 1 (одну), и та была внутри совсем холодная. Мы решили что нам хватит и одной, съели печенье и пошли в номер опираться на собственные силы. После двух завтраков, в 10-30 мы тронулись в путь. Небольшой кусочек по местной дороге и мы сворачиваем налево на Р5. вскоре слева возникает АЗС Лукойл. бак наполовину полон (или пуст), но против Лукойла не устоять, решаем долить до полного. У Туарега горловина справа, а колонки с одним шлангом на две стороны. Справа свободно, а слева заканчивает заправляться мужик. Мы подъезжаем и встаем за ним в очередь. он вставляет пистолет в карман. В это время справа подъезжает микроавтобус с Вологодским номерами, водитель стремительно выскакивает выхватывает пистолет, вставлет в горловину и убегает в кассу. Когда он возвращается, на мой упрек по поводу очереди, изображает раскаяние и сожаление, мол поздно пить Боржоми… Потом его осеняет:
— «Мужик купи у меня соляру, сорок литров отдам по 25 руб. за литр...»
Я соглашаюсь. Он наливает себе 10 литров из оплаченных пятидесяти, переставляет шланг в горловину нашего авто и выливает до останова. Так, к обоюдной выгоде разрешился этот пустяковый инцидент.
Дорога неплохая, хорошо просматривается, покрытие в приличном состоянии, деревни в стороне, почти прямая.
Проезжаем Пономарево, красивое местечко с симпатичными лужками, озером и деревенскими избами. там несколько лет назад я сделал эти фото:
rasfokus.ru/photos/photo572548.html
rasfokus.ru/photos/photo569587.html
Сейчас проезжаем не останавливаясь, хотя на ходу увидел новый интересный ракурс.
Вскоре после Кононово характер дороги меняется. Она поворачивает налево, идет общим направлением запад-юго-запад по лесам и начинает выписывать петли. В основном повороты плавные, но есть несколько очень крутых. Наконец, постепенно поворачивая на северо-запад, она выходит в поля, делает поворот под прямым углом налево, через 300 метров такой же направо и выходит к Волго-Балтийскому каналу.

Дальше дорога идет вдоль канала, но постепенно уклоняется вправо, а в Вытегре (которая ничем не примечательна) поворачивает еще правее и идет на север. Километров через 25 после Вытегры стоит информационное табло «Республика Карелия», а еще примерно через столько же въезжаем в город Пудож. После поворота направо широкая площадь, с правой стороны которой, кафе. Туда мы и направили наши голодные тела. Очень рекомендуем. Большой выбор блюд, чисто, быстро, недорого и, главное, вкусно. На выезде из Пудожа АЗС, не ручаюсь, не запомнили, но вроде ТНК. Залили до полного бака и в путь в сторону Медвежьегорска.
Дорога особенно ничем не примечательна, по сторонам не очень чистые березняки, но постепенно изредка появляются типичные Карельские пейзажи — сосны на болоте и озера. Поселков практически нет. Выезжаем к довольно скромному по современным меркам гидросооружению. Справа впереди виден шлюз, впереди мост с задвижными воротами, а слева широкие разливы. Это Беломорско-Балтийский канал. На берегу стоит будка охраны. Останавливаемся, достаем фототехнику, но охранник выходит из будки строго и внушительно предупреждает о запрете на съемку гидросооружений. Ну, что ж, мы люди законопослушные. Ограничиваемся съемкой канала в разрешенном месте, для этого проходим 150 метров от моста.

Сразу за мостом поселок Повенец. сразу при въезде справа на берегу канала площадь с храмом. Как выяснили позже, уже в Москве, это Церковь Николая Чудотворца в память Великомучеников конца 30-х годов прошлого века, трагически погибших при строительстве Беломоро-Балтийского канала им. В. И. Ленина.

Рядом с площадью холм, на холме пушка, никакой художественной ценности не увидели. После Повенца населенность увеличивается, начинаются поселки, а вскоре въезжаем в Медвежьегорск. В Медвежьегорске дорога лесенкой, практически на выезде из города встречаемся с дорогой М18 Петербург-Мурманск и дальше все просто — все время прямо, если нет других надобностей. Состояние дороги отменное, она, правда двухполосная, но с широкими обочинами и идеальным, совсем недавно положенным, покрытием.

Движемся по этой дороге, пейзажи становятся все более северными. Местами строительство дороги не закончено и там реверсивное движение, но таких мест немного.
У поворота направо на Сегежу остановились у знакомого кафе. Помнили его еще с предыдущей поездки. Образцы блюд в нем выставлены на витрине, поэтому видишь что берешь, большой ассортимент, готовится все где-то в отдалении и в виде полуфабрикатов привозится. Все очень вкусно и относительно недорого. Свидетельство тому количество фур дальнобойщиков на стоянке. С чувством сытости и желанием «Теперь поспать» продолжаем движение.
Проезжаем примечательную для нас речку Олонга, несколько лет назад во время поездки в Карелию, в мае, остановились возле моста через нее. Под мостом и выше была небольшая шивера. Не знаю почему, я сказал жене
" -Давай прогуляемся вдоль нее против течения." Вот что мы увидели пройдя с километр:
rasfokus.ru/photos/photo571712.html
rasfokus.ru/photos/photo1139424.html
Между тем время приближается к 8 часам. Пора думать о ночлеге. Принимаем решение свернуть в Кемь. Это небольшой зигзаг — километров 10 вправо к Белому морю. В Кеми мы уже бывали, но останавливались не в самом городе, а в12 километрах от него, рядом с причалом, откуда уходят суда на Соловецкие острова. Там есть гостиничный комплекс, ориентированный на туристические группы. Вот это:
www.photoforum.ru/photo/436966/index.ru.html снято там.
На этот раз мы останавливаемся в центре города в гостинице «Кузова». В ней мы пытались остановиться в прошлый раз, но ее ужасный вид и отсутствие возможности взять номер с удобствами нас остановили. Сейчас гостиница снаружи все равно выглядит страшноватой, но видно что ее ремонтировали. как выясняется на ресепшене не только снаружи, но и внутри. Получаем номер со всеми удобствами и включенным завтраком на двоих за 2740 рублей. Чашку чаю и спать!
ДЕНЬ ТРЕТИЙ
Кемь-Мурманск 558 км 28 июня
В 9-30 мы уже в дороге. Завтрак был вполне приличный, наше мнение о «Кузовах» изменилось в лучшую сторону.
Дальше Кеми мы пока не забирались, но существенной разницы с предыдущим пока не видим.

За окном невысокие сосновые леса сменяются густыми низкорослыми березняками, иногда отдельными скалистыми выходами и тут-же болотами с чахлыми соснами. Ремонтируемые участки остались позади, шоссе — грех жаловаться. Постепенно местность становится более холмистой, леса еще мельчают, болота становятся обширней, озера крупней. Проезжаем щит, уведомляющий о том, что начинается Мурманская область, затем поворот на Кандалакшу и поселок Полярные зори. Понимаем что где-то здесь должны пересечь полярный круг, останавливаемся заправиться, рядом с заправкой кафе, спрашиваем про полярный круг — люди в непонятках. Через несколько километров проезжаем скромную табличку, уведомляющую об этом событии. А вот норвежцы умеют обыгрывать подобные вещи и иметь с этого доход.
Проезжаем подряд два моста, один из них довольно длинный, понимаем что мы уже на Кольском полуострове. Холмы уже можно назвать невысокими горами. Начинаем забираться вверх. Как ни странно, но растительность становится сильно выше, большие сосны и ели. То ли дело в том, что Хибины защищают от северных ветров, то ли в приближении к Гольфстриму. Впереди на горе, справа по ходу, показывается большое инженерное сооружение. Спустя несколько минут проезжаем поворот с отличной дорогой и указателем: «Кольская АЭС». Понятно!
Дальше дорога большими петлями идет по невысоким горам. Поражающих вершин не видно. Растительность снова мельчает. Населенность выше чем в Карелии, поселков и городов больше, а сами города имеют более промышленный вид. На дороге много полиции, возможно дело в том, что сегодня суббота. Проезжаем Мончегорск (чуть в стороне), потом Оленегорск. Интересно, Оленегорск у нас есть, а вот оленя не видели ни одного. Вот в Норвегии, наоборот, Оленегорска нет, а олени под машину кидаются — полные идиоты. Вот уже указатели Кола (это город спутник Мурманска) и налево и направо. Прямо кирпич — ремонт дороги. По наитию сворачиваем налево, навигаторы быстро соглашаются, ведут по пригородам и вваливают нас в тягучую пробку.

Поскольку справа, а затем и слева видны высокие дома понимаем, что мы уже в Мурманске. потратив на пробку минут тридцать опять проезжаем указатель Кола и понимаем, что если бы мы поехали направо, то, наверное, в пробке не стояли бы. Назначаем навигатору гостиницу «Полярные зори». Места есть, но стоимость номера 5460 рублей, правда она включает в себя стоянку и завтрак. Желания и сил куда-то еще ехать нет. Поднимаемся в номер. Времени — около пяти, мы с утра ничего не ели, но принимаем решение пройтись немного по городу а потом совместить обед и ужин. Гуляние не очень удается — холодно, моросит противный мелкий дождь, о фотосъемке нечего и думать. Ограничиваемся заходом в торговый центр и возвращаемся в гостиницу. С ужином проблемы: ресторан на спецобслуживании — свадьба, лобби бар тоже — кормит кампанию интуристов. Обращаемся с претензией на ресепшн и администратор лично долго, по длинным коридорам приводит нас в отличный небольшой бар, где мы с удовольствием съедаем жаренного палтуса, салат, отварной язык и запиваем все это Туборгом.
Читать часть 2

Комментарии (2)

RSS свернуть / развернуть
+
0
+ -
avatar

Tat-77s

  • 6 августа 2014, 19:23
Любопытно. Хочется продолжения.
+
0
+ -
avatar

algrizik

  • 11 августа 2014, 20:01
Опубликовал часть 2.

Внимание!

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии непосредственно на сайте. Советуем Вам зарегистрироваться (это займёт 1 минуту) и получить тем самым множество привилегий на сайте!

Можно также оставить комментарий через форму "ВКонтакте" ниже, но при этом автор публикации не получит уведомление о новом комментарии.