Мы снова в Азию. Путешествие в Узбекистан, Казахстан. Часть 9. Узбекистан. Ташкент. / Отчёты об автопутешествиях / Автотуристу.РУ - автопутешествия и автотуризм: отчёты, трассы и дороги, в Европу на машине, прокладка маршрута!


Авторизация

Зарегистрироваться

Войти или Зарегистрироваться        Мобильная версия

Мы снова в Азию. Путешествие в Узбекистан, Казахстан. Часть 9. Узбекистан. Ташкент.

Часть 1 здесь.
Часть 2 здесь.
Часть 3 здесь.
Часть 4 здесь.
Часть 5 здесь.
Часть 6 здесь.
Часть 7 здесь.
Часть 8 здесь.

09.09.2018 г. С утра из Ташкента мы отправились купаться на Чарвакское водохранилище. Оно находится в 80 км от города, и дорога до него отличная.

На водохранилище есть база отдыха, въезд платный, но и все цивилизованно. Мы ездили на него купаться три дня подряд.

Здесь уже есть пляж.

Несмотря на всю обустроенность пляжа на водохранилище, муж искупался только в первый день. Последующие два дня купалась я одна. Был ветер, штормило, несмотря на то, что это водохранилище, оно очень большое, обстановка, как на море. Я «балдела» эти три дня!
Вот оно какое Чарвакское водохранилище! Вид с трассы сверху.

Вид на плотину.

Красота!

Чарвакское водохранилище находится в горах, поэтому горы вокруг трассы.

Возвращаясь с купания, приехали в поселок Зангиата, который находится в 15 км от Ташкента к мавзолею Занги-Ата.
Входные ворота.

Шейх Занги-Ата умер в 1258 году. В окрестностях Ташкента у могилы святого Занги-Ата со временем вырос огромный мемориальный комплекс. Строительство Мавзолея Занги-Ата и его жены Амбар биби было начато по приказу Амира Тимура Тамерлан в девяностых годах 14-го столетия.

В усыпальнице, построенной во времена Тамерлана, похоронен святой Шейх Ай-Ходжа (Занги Ота). Само здание было построено в XIII веке, а пристройки к нему и прочие архитектурные элементы возводились уже в XVII и XX веках.

Внутри мавзолея.

Этот ансамбль включает в себя три территории, а именно: большой сад, комплекс построек XIV—XIX вв.- это мечеть, медресе, минарет, а также мавзолей Амбар-биби.

Коренная реконструкция была осуществлена в медресе комплекса Зангиата. В результате перестройки была возвращена П — образная планировочная структура, существовавшая в XVI веке. Для этого были снесены худжры с северо-западной стороны, наспех сооруженные в 1930 — 40-х годах. В результате сноса минарета (постройка 1915 г.) и северо-западных худжр, сохранившаяся часть медресе с мавзолеем приняла первоначальный, исторически достоверный вид и стала обозреваема с расстояния входных ворот (дарвазахоны).

Новая мечеть с минаретом (пристройка к старой мечети Намазгох).

После посещения мавзолея мы устроились пообедать в ресторане напротив.

После обеда доехали до Ташкета и поехали по нему гулять.
Мавзолей Чупан-ата — памятник архитектуры, мавзолей в Ташкенте, входит в состав архитектурного комплекса Чупан-ата на одноимённом кладбище. Мавзолей посвящён легендарному персонажу, почитаемому в Средней Азии как покровитель чабанов и бараньих стад. Постройка, вероятно, не является настоящей гробницей и должна рассматриваться лишь как кадамжой («святое место»). Согласно легендам, приказ о возведении мавзолея был отдан Тамерланом или Улугбеком, однако археологические материалы позволяют датировать его концом XVIII века.

В Ташкенте на древнем Холме Мудрецов («Куи Арифон») находится старое кладбище. В глубине его стоит самый крупный ташкентский мавзолей Зайниддина-бобо — суфийского мудреца, пришедшего из Багдада в опустошённый Ташкент через несколько лет после апокалиптического для Средней Азии нашествия Чингисхана. В Ташкенте Зайнудтин поселился на том самом Холме Мудрецов, большую часть жизни провёл в подземной келье, но прославился как чудотворец. Зайниддина горожане запомнили таким добрым дедушкой, к которому каждый мог прийти и найти утешение — и после монгольского нашествия, прокатившегося по Средней Азии словно ядерная война, в утешении нуждались выжившие.

Мавзолей над могилой Зайниддина строился несколько раз, первое капитальное здание воздвиг в 1390 году Тамерлан, в Ташкенте заболевший и потому искавший благословения духовных отцов. Следующий мавзолей построили в 16 веке, но его нынешний облик, в том числе вся верхняя часть — результат капитального ремонта, проведённого в 1920-21 годах, возможно не без помощи русских архитекторов. А вот эта «печать» говорит о том, что последние работы проводились уже в 1937 году. Этот медальон, впечатанный в стену, показал нам смотритель кладбища, он проводил нас к мавзолею.

А рядом со старым кладбищем на Холме Мудрецов расположена мечеть шейха Зайниддина. Соборная мечеть «Шейха Зайниддина» (в народе ее называют мечетью «Кукча») получила название по своему месторасположению — возле усыпальницы шейха Зайниддина.

Мечеть была построена в 14-15 веках, а позднее полностью восстановлена. Мы приехали к мечети, когда мужчины собирались на вечернюю молитву.

Приехали на площадь Дружбы народов.

Фонтаны на площади.

Дворец «Дружбы народов» — главный концертный зал Узбекистана. Был построен в 1981 году (согласно другим данным — в 1980 году).

Флаг Узбекистана.

На площади Дружбы народов установлена скульптурная группа семьи кузнецов Шамахмедовых, по ней все время ползали дети, поэтому сфотографировать «семью кузнецов» без дополнительных детей не представлялось возможным.

За концертным залом находится национальный парк имени Алишера Навои.

Парк был заложен комсомольцами Ташкента на месте карьеров старого кирпичного завода методом хашара (народной стройки) в 1932 году и в советское время назывался Центральным парком культуры и отдыха имени Ленинского Комсомола. Сейчас этот парк носит имя великого просветителя и поэта Алишера Навои.

В центре парка на холме расположен памятник великому узбекскому поэту XV века Алишеру Навои, памятник находится под ажурной купольной ротондой.

Умное изречение, как жаль, что не все «люди всей Земли» его придерживаются!

На территории парка расположено средневековое медресе Абулкасыма (XVI в.).

10.09.2018 г. С утра мы снова съездили на Чарвакское водохранилище, где я искупалась, потом мы пообедали в кафе на трассе, поднявшись с водохранилища наверх, и к 16.00 были в Ташкенте. Отправились по нему гулять. Ташкент предстал перед нами и, сохранившим старые здания, и современным.
Ташкент современный. Здание ЗАГСА.

А рядом старое здание бывшей Туркестанской казенной палаты, 1887 г.

Здание бывшей аптеки Каплана 1906 года постройки.

Сейчас в здании бывшей аптеки находится ипотечный банк.

Мечеть Мирза Юсуф построена в 80-е годы XIX века. В мечети Мирза Юсуф после 1918 года было устроено общежитие для рабочих завода Узбексельмаш, а в 1943 году мечеть была передана мусульманам и в ней вновь стали проходить молебны.

С приходом имама Хайдарова Абдукадыра Мардановича в мечети началась реконструкция, которая продолжается по сей день, и благодаря ей вид мечети преобразился.

Наш «Петенька» на улицах Ташкента. По дорогам Узбекистана чуть не потеряли уже один молдинг, сняли сами, чтобы не потерять, а второй сняли уже дома, тоже отваливался.

Монумент мужества был установлен в память о страшнейшем землетрясении 1966 года. На подиуме расположен черный куб, на котором указана дата и время землетрясения (26 апреля 1966 года 5 часов утра 24 минуты). Сам памятник представлен в виде фигуры женщины, прижавшей к себе ребенка, и фигуры мужчины, которой своей грудью заслонил их от напасти.

Дворец искусств «Туркистон».

Мы пришли к площади независимости, но вход на нее и в парк рядом с площадью был закрыт, по периметру стояли полицейские, оказывается, шла уборка после 17.00. Поэтому мы смогли прогуляться только вокруг площади и пофотографировать издалека.

Вход на площадь Мустакиллик оформлен аркой «Эзгулик» («Добрых и благородных устремлений»), над которой возносятся ввысь аисты.

Вид на памятник Независимости (1991 г.).

Галерея изобразительного искусства распахнула свои двери в канун праздника Независимости Республики Узбекистан в 2004 году. Основой первой экспозиции послужила коллекция Картинной галереи Национального банка внешнеэкономической деятельности Республики Узбекистан, которая была создана в 1994 г. по инициативе главы государства. Богатейшее собрание произведений изобразительного искусства Узбекистана с начала XX века до наших дней, а также уникальная коллекция нумизматики Центральной Азии представлены сейчас в Галерее изобразительного искусства.

Дворец Романовых в Ташкенте построен в 1891 году по проекту архитекторов В. С. Гейнцельмана и А. Л. Бенуа для Великого князя Николая Константиновича, сосланного на окраину империи — в Туркестанский край.

В настоящее время здание используется в качестве Дома приёмов МИД Узбекистана.

Государственный Музей Истории Узбекистана был основан 12 июля 1876 года в качестве Народного Музея Туркестана, созданного в Ташкенте в 1876 году по инициативе русских учёных — членов Туркестанского отделения Московского общества любителей природоведения, антропологии и этнографии, находится в здании постройки 1970 года.

А напротив — Театральная площадь и Государственный ордена Трудового Красного Знамени академический Большой театр Республики Узбекистан имени Алишера Навои — (сокр. ГАБТ имени А. Навои) — театр оперы и балета в Ташкенте, Республики Узбекистан и назван в честь поэта Алишера Навои. Театр основан в 11 июня 1939 года. У коллектива Узбекского музыкального театра не было своего театрального здания и все представления проходили в единственном зрелищном учреждении, построенном в начале XX века, здании бывшего театра — цирка «Колизей». Со временем возникла необходимость постройки нового театрального здания и был объявлен государственный конкурс на лучший проект строительства театрального здания. По результатам конкурса выиграл проект академика Алексея Щусева, который является автором проекта мавзолея на Красной Площади, а также автором проектов других сооружений в г. Москва. Строительство здания театра началось в 1939 году, в 1942 было прервано ввиду трудностей, связанных с военным временем. В 1944 году стройка была возобновлена. В завершающем этапе строительства театра приняли участие депортированные в ноябре 1945 года в Ташкент японские военнопленные из Квантунской армии. В 1948 году здание театра было сдано в эксплуатацию.

Здание бывшего Ташкентского реального училища, конец XIX века.

Мы пришли к скверу Амира Темура, сквер был так назван 31 августа 1994 года.

Сквер обрамляют башни с курантами 1947 года постройки.

Тогда же в его центре был открыт новый памятник — бронзовый конный монумент Тамерлану.

Здание бывшего Государственного банка, XIX век.

Мы ездили по Ташкенту на машине, но потом оставили машину и пошли пешком, и как-то далеко ушли от машины, решили вернуться на метро.


Мы пришли к ансамблю Хазрати Имам. Ансамбль Хазрати Имам — религиозный комплекс в Ташкенте. Ансамбль был возведен около могилы имама города Ташкента, ученого, знатока Корана и хадисов, одного из первых проповедников ислама в Ташкенте, поэта и ремесленника Хазрати Имама (полное его имя — Абу Бакр ибн Исмаил аль-Каффал аш-Шоший). Согласно историческим источникам он был также мастером по изготовлению замков и ключей за что получил прозвище «Каффаль», что означает «Замочник», владел 72 языками и перевел Ветхий Завет (Тору) на арабский язык.
Слева на фото — медресе Муйи Муборак. Медресе возведено в XVI веке. В медресе хранится волос пророка Мухаммеда в связи с чем оно получило своё название. В медресе расположена библиотека Управления мусульман Узбекистана. А справа на фото — медресе Баракхан.

Медресе Баракхан. Построено в 1531—1532 гг. по указанию внука Улугбека — Навруза Ахмадхана, имевшему прозвище «Баракхан», что означает «удачливый». Внутри медресе есть два мавзолея — Мавзолей Суюниджихана, который был воздвигнут над захоронением Суюниджихана — первого правителя Ташкента из узбекской династии Шейбанидов. Название второго мавзолея — Безымянный. Он был построен для Баракхана, однако Баракхан был впоследствии погребен в Самарканде.

Соборная мечеть Хазрати Имам, возведена в 2007 году. При входе в мечеть имеется айван c двадцатью резными колоннами из сандалового дерева.

Мечеть имеет два купола и два минарета высотой 53 метра.

Минарет мечети Хазрати Имам.

Еще одним сооружением ансамбля Хазрати Имам является мечеть «Тиллашейх» (в переводе — «Золотой Шейх»). Мечеть построена в середине 18 века на средства одного из богатейших людей города. Несмотря на её скромные размеры и архитектуру, мечеть Тиллашейх когда-то являлась главной мечетью Ташкента. После реставрации 2007 года внешнее обрамление здания сильно изменилось. Для удобства молящихся мечеть состоит из двух частей — михрабов.

Мавзолей Хазрати Имама (Каффаль Шоший). Возведен в XVI веке в честь Хазрати Имама.

К Ансамблю Хазрати Имам относится и здание Духовного управления мусульман всего Узбекистана, построенное народными мастерами Узбекистана. В этом же здании располагается Комитет по делам религий при Кабинете Министров РУз.

Бывшее здание тульской фирмы самоваров «Братья Шемарины».

Фирма «Братья Шемарины» была основана в Туле в 1887 году, а уже в 1989 году их продукция выставлялась на Всемирной выставке в Париже. За время существования фабрики их магазины были открыты во многих городах Российской империи, в то числе и в Ташкенте. Двухэтажное здание было построено в 1911 году, где часть помещений занимал магазин, а часть сдавалась внаем различным конторам и фирмам. В 1917 году здание национализировали, после чего здесь располагались различные городские службы. На главном фасаде дома до наших дней сохранилась надпись о годе постройки и первых собственниках здания «Дом Бр. Ш. 1911». В настоящее время здание принадлежит банку «Ипак Йули».
Мечеть Ходжа Ахрар Вали. Первое здание ташкентской Джума мечети (Главной пятничной мечети) было построено в 1451 году на средства Шейха Убайдуллы Ходжи Ахрара (1404-1490). В 1868 г. мечеть была сильно повреждена разрушительным землетрясением. Через 20 лет, в 1888 году она была окончательно восстановлена на средства, предоставленные российским императором Александром III из военной контрибуции Эмира Бухарского, поэтому её стали называть Царской мечетью. В советское время здесь располагались различные госорганизации: управление Министерства просвещения, другие госучреждения и даже кинотеатр. Последняя реставрация мечети Ходжи Ахрара Вали была проведена в 1990-х годах. Здание признали аварийным и оно было полностью перестроено современными архитекторами в 2003 году.

Медресе Кукельдаш — крупнейшее из 23 медресе старого Ташкента, построено не позднее 1569 года министром ташкентских шейбанидских султанов Барак-хана и Дервиш-хана, носившим прозвище «кукельдаш». Портал был сильно разрушен землетрясениями 1866 и 1886 гг. Восстановлен в 1950—60 гг.

Вот такая красивая подсветка улиц была в Ташкенте.

Евангелическо-лютеранская церковь. Служба в этом соборе началась 3 октября 1899 года. Здание кирхи построено лютеранской общиной города на деньги И. И. Краузе по проекту архитектора А. Л. Бенуа. В советское время здание использовалось под склад, в конце 1970-х годов здание было передано ташкентской консерватории и после проведённой реставрации стало использоваться как помещение для оперной студии консерватории. В это же время в здании был установлен орган и в нём стали регулярно проводится концерты органной музыки. В 1990-е годы здание было передано вновь созданной лютеранской общине города.

Собор Святейшего Сердца Иисуса — католический храм в Ташкенте.

Строительство католического храма в Ташкенте было начато в 1912 году. После революции и прихода к власти в Ташкенте большевиков строительство было приостановлено в основном из-за недостатка средств на строительство.
С 1925 года по 1976 год в недостроенном храме размещались различные предприятия, а также общежитие и склад. За весь период, пока храм был использован не по назначению, все скульптуры, находящиеся в нём, были или разворованы или разрушены. В 1976 году после решения властей о реставрации здания, оно было отреставрировано и передано на баланс Министерству культуры УзССР. В 1981 году здание костёла было объявлено архитектурно-историческим памятником Узбекистана. В 1992 году по решению властей Республики Узбекистан здание собора было передано католическому приходу Ташкента. В 1993 году началась полная реставрация здания костёла. 22 октября 2000 года здание возрожденного собора Святейшего Сердца Иисуса было освящено.
И напоследок мы приехали к Свято-Успенскому кафедральному собору.

Строительство храма началось в 1877 году взамен старого здания Пантелеимоновской церкви, построенной в 1871 году при госпитальном кладбище в Ташкенте. Средства на его возведение были пожертвованы жителями города: так, туркестанский генерал-губернатор К. П. фон Кауфман внёс 3000 рублей. Самую большую сумму внёс ташкентский купец первой гильдии Дмитрий Захо, который впоследствии на протяжении 15 лет был здесь церковным старостой.

В 1878 году строительство было завершено, 31 января 1879 года храм был освящён в честь великомученика и целителя Пантелеимона.

В 1922 году, как и большинство приходов в Средней Азии, приход перешёл в ведение обновленческого Синода Православной Российской Церкви. В 1933 году храм был закрыт для богослужения, после чего в здании вплоть до 1945 года находился санитарный склад Среднеазиатского военного округа.

В декабре 1945 года церковь была возвращена верующим, после чего повторно освящена во имя Успения Пресвятой Богородицы; тогда же получила статус кафедрального собора Ташкентской епархии. В 1958—1960 годах была проведена перестройка здания, собор был существенно расширен.

В начале 1990-х годов была перестроена колокольня собора и его купола, расширена и облагорожена территория, прилагающая к собору, внутреннее убранство собора также стало богаче. 10 ноября 1996 года во время своего визита в Ташкент в соборе совершил богослужение патриарх Московский и всея Руси Алексий II. В 2014 году в соборе было решено построить дополнительный храм Луки для проведения отпевания усопших.


11.09.2018 г. С утра мы еще приехали в Ташкенте посмотреть одно место, вечером его не могли найти, да и днем я не сразу нашла, так затерялись эти сооружения среди современной городской застройки.
Комплекс Шейхантаур — это древнейшие постройки, сохранившиеся в столице до наших дней. Именно здесь был похоронен великий суфий (приверженец мистического течения «суфизм» в исламе), глубоко уважаемый мусульманами — шейх Хавенди ат-Тахур (Шейхантаур), а позже и другие знатные люди — правители Ташкента и их соратники. Но время и природа часто бывают безжалостны к творениям человека — до нашего времени сохранились лишь три постройки из многих мавзолеев, мечетей и надгробий, еще столетие назад составлявших комплекс Шейхантаур.

Сердце этого комплекса — сам мавзолей Шейхантаура, который был сооружен над могилой знаменитого суфия по приказу Амира Темура в конце XIV века.

Мавзолей состоит из двух помещений, в одном из которых погребен сам Шейхантаур…

… а в другом — его супруга и сын.

По предположению некоторых историков, это место еще до того, как стало последней обителью шейха, являлось одним из священных мест зороастризма — языческой религии, распространенной на территории Узбекистана до становления ислама. Об этом свидетельствуют окаменелые деревья, запечатленные на старых фотографиях комплекса Шейхантаур по обеим сторонам от дорожки, ведущей к главной достопримечательности комплекса. Одно из этих деревьев — так называемый саур Искандера (Александра Македонского) рядом с надгробием шейха, который сохранился до наших времен и является своеобразным подтверждением древности этого памятника истории. Так была исполнена воля великого суфия, желающего быть похороненным в тени деревьев, под которыми, согласно старой легенде, наслаждался прохладой сам Александр Македонский.

Рядом с мавзолеем Шейхантаура находится другой мавзолей, выделяющийся своей необычной архитектурой, а именно: конусовидным куполом, нетипичным для зданий этого региона.

Это объясняется отчасти тем, что покоится в этом мавзолее Толи-бий, также известный под именем Калдыргоч-бий, правивший в Ташкенте в XVIII веке и происходивший из казахского рода, но, что интересно, сам мавзолей был построен в первой половине XV-го столетия(?).

Он был последователем шейха Хавенди ат-Тахура и прославился своими мудрыми речами и борьбой против иноземного вторжения в Центральную Азию.
Интерьер мавзолея.

После посещения мавзолеев в Ташкенте, снова съездили искупаться на Чарвакское водохранилище. После купания вернулись в Ташкент, и свернули на границу.
Дорога с водохранилища.





Интересно, что практически мы не заметили, как мы выехали из Ташкента, тут же оказались на границе. В этот раз границу Узбекистана прошли за пол-часа, а границу Казахстана за 45 минут.

(Продолжение следует).

Комментарии (0)

RSS свернуть / развернуть

Внимание!

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии непосредственно на сайте. Советуем Вам зарегистрироваться (это займёт 1 минуту) и получить тем самым множество привилегий на сайте!

Можно также оставить комментарий через форму "ВКонтакте" ниже, но при этом автор публикации не получит уведомление о новом комментарии.