Кто бы, что не говорил, но спать в палатке – это здОрово. Уютная и романтическая атмосфера, свежий воздух – что еще может подарить столько положительных эмоций и бодрости? Встали часов в восемь, но с учётом разницы во времени — очень рано по нашим меркам – сила привычки. Радует то, что сегодня никуда не нужно спешить. Сразу же удивил тот факт, что женщины, как и у нас, не стесняются мыть посуду в мужской части туалета. Поразила и чистота самого туалета. То ли это вызвано очень высоким уровнем гигиены нации в целом, то ли конструкцией «дырка в полу», то ли местными особенностями, которые предполагают наличие дополнительных источников воды непосредственно под рукой, но такая ситуация наблюдается повсеместно. Исключение – «европейские» туалеты:(
Пока мы завтракали остатками припасов, к нам с ресепшена подошёл паренёк и принёс телефонную трубку – звонил Хоссейн. Извинился и сказал, что не сможет уделить нам внимания. Но я за вчерашний день уже успел его «раскусить», поэтому и не удивился и даже немного обрадовался, так как мы от него очень устали, и наши жизненные ритмы совершенно не совпадают. Правда накануне мы договорились, что он поможет нам обзавестись местной «симкой», но это в большей степени было нужно самому Хоссейну, чтобы контролировать наши передвижения. Точнее даже передвижения нашего авто, за которое он якобы нёс ответственность.
Очень часто на нашем сайте появляются вопросы о том, сколько времени может уйти на преодоление границы РБ с сопредельными странами. Между тем, личный опыт здесь не играет никакой роли, т.к. ситуация может меняться ежечасно. В связи с этим даю пару ссылок, которые позволят хотя бы приблизительно оценить ситуацию с очередями накануне поездки или в день выезда, а, в случае наличия мобильного интернета, вовремя скорректировать маршрут.
1. Сайт Государственного пограничного комитета Республики Беларусь. Информация об очередях на погранпереходах РБ-Литва, -Латвия, -Украина, -Польша обновляется не менее шести раз в сутки. В таблице указано количество автомобилей, стоящих в очереди. С 20.00 до 6.00 данные о наличии очередей в том или ином пункте пропуска можно получить по телефону горячей линии +375-17-216-26-12. Есть и архив очередей.
Прошу учитывать, что пункты пропуска, отмеченные на карте пунктов пропуска жёлтой меткой, в частности Песчатка на границе РБ-РП, являются межгосударственными, т.е. пользоватся ими могут только граждане сопредельных стран.
2. Сайт Пограничной службы Республики Польша. Информация об очередях на погранпереходах РП-РБ, -Украина, -РФ. В таблице указано приблизительное время на преодоление границы в конкретном пункте пропуска.
3. Два негосударственных сайта с информацией об очередях на границе РФ-Финляндия. Пункты пропуска: Торфяновка, Брусничное, Светогорск. Информация на них размещается на основе данных от автомобилистов, пересекающих границу.
3.1. nagranitse.ru/home
3.2. granitsa-online.com/
Спасти в такой ситуации способна только логика. Обратившись, в конце концов, к «первоисточнику», я обнаружил, что неправильно ввёл в память телефона номер нашего помощника. Хоссейн обрадовался звонку не меньше нашего. Собственно, а что мешало ему самому поинтересоваться нашей «судьбой»? Тем более что я ему сообщал свой контактный номер. Но время показало, что он скупердяй ещё тот.
Объехав блок-пост, подкатили к шлагбауму, около которого тусовался какой-то деятель в «гражданке». На русском языке (?!?!) он предложил помощь в оформлении «выбытия» из Турции. Узнав, что эта «услуга» добровольная, но платная (20$), я отказался, так как не видел особых проблем с осуществлением данной процедуры.
Небольшое предисловие. Писать сей «труд» я начал года четыре тому назад, но так и не хватило терпения и вдохновения на то, чтобы закончить. Да и с появлением специализированных сайтов ответы на многие вопросы любителей автопутешествий стали легкодоступны. Опубликовать этот материал я решил потому, что в последнее время в некоторых дискуссиях поднимались вопросы моего видения некоторых этапов планирования и реализации путешествий. Надеюсь, что здесь будут даны ответы. Прошу простить за несколько корявую стилистику, т.к. это был первый опыт, а тратить время на редактирование не хочется.
Ночь выдалась тяжёлой. Было ужасно душно. Засыпалось с трудом. Вдруг посреди ночи меня разбудила Маша. Состояние её было близким к истерике. Сказались все страхи, накопившиеся в подсознании за время подготовки, практически безостановочная четырёхдневная гонка и ночная духота. Пришлось делать в комнате перестановку, драпировать окна и долго и убедительно успокаивать. Положительный результат был достигнут с трудом. Оставшаяся часть ночи прошла более-менее спокойно.
Проснулись в 7 утра. Сегодня в планах добраться до Турции. Собирались как-то медленно и неорганизованно, в результате чего выехали только в 9.10. С этого момента и начало накапливаться наше отставание от графика. Через полчаса остановились заправиться «до полного». Ещё через 15 минут мы уже на границе. Очередь – пару машин. Всё очень быстро (10 минут) и корректно, даже багажник не открывали. Подъезжаем к румынскому терминалу. Здесь пришлось немного поволноваться. Машин не один десяток – местные мелкие «бизнесмены» и контрабандисты и досматривают их «с пристрастием». Но нас, как туристов, оперативно отправляют на свободный канал. И снова всё происходит быстро, корректно и формально. Нужно ещё приобрести «виньетку», а «продавец» куда-то пропал.
Анализируя свой более чем 10-летний опыт автопутешествий, я постепенно пришёл к закономерному итогу: в Европе мне становится тесно и уже немного скучно и однообразно. Своеобразной чертой послужила реализация поездки «Осенний марафон по городам мечты». Многое из того, о чём мечталось – исполнилось. Остальное – довольно близко и сравнительно легко осуществимо. Всё больше хотелось чего-то самобытного, экзотичного и, разумеется, до определённой степени, экстремального. Прошлогодняя поездка (2009) в Болгарию, с заездом в Стамбул, отвечала этим задачам, но далеко не в полной мере. Надо заметить, что подобные мысли начали меня посещать эдак года три тому назад и, готовясь к их практической реализации, я начал постепенно приобретать соответствующие путеводители и немного почитывать отчёты туристов, уже успевших «окунуться» в экзотику. Направлений для путешествий за пределы Европы рассматривалось несколько, но самым желанным и, вместе с тем, самым труднореализуемым виделся маршрут в Иран. И причин тому несколько.
Это даже не фотоотчёт, а, скорее, фотоанонс к большому и обстоятельному отчёту, который появится позднее. Поездка состоялась в июле-августе 2010 года. Всего 36 дней. Из них в Иране — 20 дней. Маршрут следующий: Беларусь, Украина, Румыния, Болгария, Турция, Иран, Азербайджан, Грузия, Турция, Болгария, Румыния, Украина, Беларусь. Пробег составил 13688 километров. Непосредственно по Ирану — 5324 километра. В Иране, без учёта стоимости покупок домой, было потрачено 1300$.