Часть 1
Часть 2 Часть 3 Часть 4 Часть 5 Часть 6 Часть 7 Часть 8 (Заключительная)
Мой прошлогодний трип
Предисловие
Здравствуйте, уважаемые путешественники. Вот и прошел год с тех пор, как был написан мой первый отчет. А указанные в нем контакты дали возможность, в течение всего этого времени, познакомиться со многими интересными людьми. С некоторыми из них общение продолжается и по сегодняшний день. Кто-то увидел во мне первопроходца. У других я учился чему-то новому, т.к. понимал, что их опыт богаче, чем мой. В любом случае, подобное общение, считаю достаточно важным. Это дает возможность расширить свои познания, и быть полезным всем тем, кто только собирается в путь.
Так, кому же будет интересна моя очередная статья? В первую очередь это те люди, которые впервые собираются отправиться в Грузию, Армению и Нагорный Карабах на автомобиле. С одной стороны, я постарался сохранить повествовательный стиль, с другой- максимально дополнить текст различной технической информацией.
Так же хочу поблагодарить близких, верящих в меня, людей. Ваш пример вдохновляет меня становиться лучше. Итак, начнем.
Вступление
Цель написания статьи:
Зачем я все это пишу? Задачи просты.
Поделиться опытом. Расширить круг единомышленников. Показать, что несмотря на то, что «восток дело тонкое», вместе с тем, поддающееся изучению и передвижению по Нему. А так же, привлечь большее количество туристов в Закавказье. Рассеять некоторые предубеждения и стереотипы, о чем-то предостеречь. А в целом: помочь победить страх перед неизвестным, пробудить интерес и побудить к действию тех, кто действительно готов и желает этого.
Цель поездки:
О своих целях визита много распространяться не буду. Скажу лишь, что подобные поездки, это возможность повидаться с родными и близкими мне людьми. Компенсировать часть затрат на дорогу, благодаря попутчикам (а с этого года и друзьям). А для моих попутчиков, сравнительно недорого, увидеть сразу несколько стран и попутешествовать.
История:
Для меня стала уже хорошей традицией ежегодная поездка в страны Закавказья.
Это был мой третий визит в Армению, Нагорный Карабах, Россию, и второй в Грузию.
Первое знакомство состоялось в 2008 году, когда я прилетел в Ереван, и вернулся обратно в Харьков, на самолете. В Карабах, и обратно, ездил на маршрутке. А уже в 2010 и 2011 гг., после открытия сухопутного сообщения между Россией и Грузией, ездил на авто. С каждым годом дороги и города становятся все более узнаваемыми. Впрочем, это не делает их менее интересными.
Страны:
Украина, Россия, Грузия, Армения, Нагорный Карабах
Маршрут:
Мой маршрут проходил через такие крупные города (некоторые из которых можно, и нужно, объезжать, чтобы сэкономить время и деньги): Харьков- Изюм- Антрацит-Новошахтинск- Ростов-на-Дону (объезд через Аксай)- Тихорецк- Кропоткин- Армавир- Невинномысск- Минеральные Воды- Пятигорск- Нальчик (объезд, выезд на автостраду)- Владикавказ (объезд)- Мцхета- Тбилиси- Марнеули- Ванадзор- Спитак- Ереван- Степанакерт. На обратном пути вместо г. Спитак поехали через Севан и Дилижан.
План:
План был простым. Едем вместе в Ереван. Мои друзья-знакомые несколько дней путешествуют по горной части Армении, пока я повидаюсь с близкими в Степанакерте. Затем ребята приезжают ко мне в Карабах на маршрутке, на несколько дней. А затем, вместе, витиеватым маршрутом, с посещением основных достопримечательностей, возвращаемся обратно, в Украину.
Отступление №1:
Перед тем, как двигаться дальше, позволю себе небольшое лирическое отступление, чтобы с самых первых строк достигнуть взаимопонимания с читателем.
Во-первых. Я, как и в предыдущем рассказе, не претендую на исключительность в своих суждениях и выводах. Они верны для меня, а не для всех и каждого. Я даже, настаиваю на том, чтобы читатель не был простаком, верящим на слово всему, о чем здесь будет идти речь. Считаю разумным изучить больше всевозможного материала для того, чтобы быть готовым к развитию разных сценариев вашей поездки.
Во-вторых. Несмотря на то, что я ставил перед собой задачу максимально систематизировать накопленный опыт и описать различные технические детали, это вовсе не означает, что перед Вами находится путеводитель на все случаи жизни, в котором можно найти абсолютно всю информацию и вооружиться всеми знаниями.
В-третьих. Я никого не агитирую ехать этим, или подобным, маршрутом, и не склоняю к каким-то необдуманным поступкам или неоправданному риску. Сама дорога и горы несут в себе повышенную опасность, и требуют дополнительных навыков и умений от водителя, для их беспрепятственного преодоления. Я лишь делюсь вдохновением и описываю свой опыт, а ехать или нет- решать каждому, самостоятельно.
В-четвертых. Все вышесказанное не является попыткой уклониться от ответственности, а лишь предостережением, неким призывом, быть осторожней и осмотрительней в пути.
В чем же я вижу свою ответственность перед читателем? В максимально точной и правдивой передачи информации, особенно технической стороны вопроса.
И последнее. Не вижу никакого противоречия между словами «вдохновить», «побудить» (призыв к действию, в начала статьи) и «я никого не агитирую ехать…», «быть осторожней и осмотрительней» и т.д. Мне меньше всего хочется быть вдохновителем для тех людей, которые относятся к жизни, как к шутке, а к опасности, как к чему-то малозначительному. По этому:
Если Вы только думаете о том, чтобы отправиться в путь, я прошу Вас все хорошо еще раз взвесить. А для тех, кто все же решится проехать подобный маршрут, хочу пожелать успеха и удачи. Они Вам, обязательно, понадобятся, ко всему прочему.
Понимая все это, можем, без колебаний, продолжить. Тем более, пыль военно-грузинской дороги, только вчера была смыта с моего железного коня, и все еще свежи воспоминания о самой поездке.
Отступление №2:
Русским, грузинам, армянам, азербайджанцам, украинцам, а так же другим братским народам.
Я не принимаю участия в межнациональных спорах и дискуссиях на тему, кто, когда, почему и у кого отобрал часть их родной земли. А так же кто прав, а кто виноват в этом.
Я далек от идеи, что грязными мыслями и руками современных политиков, возможно осуществление хоть какие-то позитивные перемен в жизни общества. Мне всегда был, и остается, понятен и близок простой человек, живущий и страдающей от чьих-то коварных манипуляций и амбиций. Я сопереживаю всем, кто потерял родных и близких в войне, и с пониманием отношусь ко всем, кому пришлось испытать ужас гонения и лишений, в связи с этим. Это не мешает мне иметь свою, сформированную, позицию относительно того, что происходит на Кавказе. Но это уже не относится к теме данной статьи.
Так или иначе, ко всем народам я хорошо отношусь и всех уважаю. Заочно. Априори. Не следует пытаться склонять меня к дискуссии на эту тему или высказываться критически или неуважительно в чей-то адрес, в комментариях. А сейчас, поскольку, как я надеюсь, достигнуто согласие, продолжаем наше общение дальше.
Подготовка к поездке.
Поиск попутчиков.
Успешное прохождение маршрута в прошлом году позволило уверенно и предметно вести диалог с потенциально заинтересованными людьми- возможными попутчиками. В прошлом году окончательное решение, ехать на авто, было принято мной всего за месяц до поездки. И поиск людей, несмотря на то, что компания в результате собралась достойная, происходил хаотично, в сжатые сроки и со срывами.
В этом году переговоры проходили за 1-2 месяца, и с двоими из трех ребят был знаком лично. Один из Них- мой хороший друг. За компанию, более-менее, был спокоен и уверен в ней.
Все основные моменты были оговорены заранее. Цели, планы и сроки согласованы.
Состав группы:
Роман из Харькова (это я)
Антон из Харькова
Виталик из Болграда, Одесская обл.
Алексей из Днепропетровска
Подготовка авто:
Автомобиль Samand 1,8. Восьмиклапанный двигатель и подвеска знаменитого 405 Пежо, собранные иранскими руками. Отвез меня, практически, на свою историческую родину: иранскую границу проезжал всего в нескольких километрах.
Заменено масло моторное и фильтр масляный, 4 покрышки, с очень плохой на хорошую б/у, ремень ГРМ и ролик, отрегулирована рулевая рейка, замена свечей, колодок, чистка дроссельной заслонки, заварен глушитель, пойманы и ликвидированы все «сверчи» в дверях и др. В общей сложности затрачено около 300 долларов.
Никто и никуда еще не выезжал из города, а деньги, выделенные на амортизацию, начали таять.
Навигатор.
Навигатором в этом году взять у знакомых не получилось. Покупать не стал. Ехал по памяти и указателям. Ни разу не заблудился. 19 век? А что поделать…
Деньги.
Украинские гривны были заблаговременно поменяны на российские рубли (для заправки авто), и американские доллары, которые, в последствии, переводились в армянские драмы или грузинские лари и тетри, в зависимости от необходимости.
Мобильная связь.
Тарифы украинских мобильных операторов, в роуменге, составляют от 1 до 3 долларов, в зависимости от страны пребывания. Было найдено более бюджетное, и, вместе с тем, альтернативное, решение. Куплена карта Travel SIM, что помогло значительно сократить затраты на общение: около 0,5 доллара, за минуту, исходящий звонок, и все входящие- бесплатно.
Цены на 95 бензин, за 1 литр.
В России: примерно 0,85 доллара,
В Грузии: примерно 1,5 доллара,
В Армении и Карабахе: примерно 1,25 доллара (как и в Украине, коэффициент роста сохраняется из года в год, бензин такой же «хороший»).
После очередной заправки в Армении, из канистры, все признаки отравления: двигатель не держит холостые обороты, особенно, когда холодный. Заводится не с первого раза. Требует манипуляции с педалью акселератора.
Стоит учитывать, что в России даже 92-й бензин намного лучше, чем украинский 95-й. Тем более что украинский 95-й, это сначала некачественный 92-й, в который, потом, добавлены различные присадки, повышающие октановое число. Заправлялся, в основном, на Лукойле.
В Россию старюсь въезжать с пустым баком. В остатке- некачественный украинский бензин. А выезжать с полным- качественным и недорогим российским. Вот такая простая тактика.
Справка для путешественника.
В то время как цена на Украинский бензин медленно, но уверенно, стремиться к отметке 1,5 доллара за литр, в соседнем, с Арменией, Иране, цена за 1 литр бензина составляет менее 10 американских центов. Вам не послышалось: именно МЕНЕЕ ДЕСЯТИ американских центов (разница более чем в 10 раз).
Кстати, поскольку речь зашла о стоимости бензина, полезно будет узнать, что в соседней, с Арменией и Ираном, Турции, стоимость топлива одна из самых высоких во всем мире. Литр бензина стоит порядка 2,5 доллара США. Вот, такая политика соседних, к тому же близких по вере (мусульманских), стран: Ирана и Турции. Вера верой, а политика диктует свои условия.
Продолжение здесь.
Комментарии (7)
RSS свернуть / развернутьЕлена_Славик
RomanYalovega
puzzle
10 центов там стоит некий месячный минимум, которого едва хватит на 2-3 дня. Всё, что свыше — уже 75 центов за литр. Куда интереснее в Иране цена на соляру — порядка 1 цента за литр. Вот это повод для восклицаний!!!
RomanYalovega
Pentagon
На этом фоне приятно радует цена в Азербайджане — в 2 с лишним раза дешевле.
Кстати — в Грузии сложно найти газовые заправки (пропан). Впрочем, больше шансов заправиться пропаном в Грузии — на азербайджанских АЗС «SOCAR».
Pentagon
Я свой отчёт так и не доделал (что успел написать по пути, это, в основном и осталось).
На этом фоне приятно радует цена в Азербайджане — в 2 с лишним раза дешевле.
Кстати — в Грузии сложно найти газовые заправки (пропан). Впрочем, больше шансов заправиться пропаном в Грузии — на азербайджанских АЗС «SOCAR».
Pentagon
Я свой отчёт так и не доделал (что успел написать по пути, это, в основном и осталось).
На этом фоне приятно радует цена в Азербайджане — в 2 с лишним раза дешевле.
Кстати — в Грузии сложно найти газовые заправки (пропан). Впрочем, больше шансов заправиться пропаном в Грузии — на азербайджанских АЗС «SOCAR».
Внимание!
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии непосредственно на сайте. Советуем Вам зарегистрироваться (это займёт 1 минуту) и получить тем самым множество привилегий на сайте!
Можно также оставить комментарий через форму "ВКонтакте" ниже, но при этом автор публикации не получит уведомление о новом комментарии.