БРИТАНИЯ В СВЕТЕ ДОЖДЯ - ВСТУПЛЕНИЕ / Отчёты об автопутешествиях / Автотуристу.РУ - автопутешествия и автотуризм: отчёты, трассы и дороги, в Европу на машине, прокладка маршрута!


Авторизация

Зарегистрироваться

Войти или Зарегистрироваться        Мобильная версия

БРИТАНИЯ В СВЕТЕ ДОЖДЯ - ВСТУПЛЕНИЕ

ПРОЛОГ (о том, о сем, главным образом о семейных делах и скучных организационных подробностях)
ЧАСТЬ 1 — КЕМБРИДЖ
ЧАСТЬ 2 — ЙОРК
ЧАСТЬ 3 — АДРИАНОВ ВАЛ
ЧАСТЬ 4 — ЭДИНБУРГ
ЧАСТЬ 5 — РАВНИНЫ И ВЫСОКОГОРЬЯ ШОТЛАНДИИ
ЧАСТЬ 6 — ЛОХИ И ГЛЕНЫ ШОТЛАНДИИ
ЧАСТЬ 7 — ОСТРОВ СКАЙ
ЧАСТЬ 8 — ГЛЕНФИННАН
ЧАСТЬ 9 — ОЗЕРНЫЙ КРАЙ (Keswick)
ЧАСТЬ 10 — ОЗЕРНЫЙ КРАЙ (Hawkshead)
ЧАСТЬ 11 — ЧЕСТЕР И БИРМИНГЕМ
ЧАСТЬ 12 — COTSWOLDS
ЧАСТЬ 13 — СУРОВЫЙ КОРНУОЛЛ
ЧАСТЬ 14 — СОЛНЕЧНЫЙ КОРНУОЛЛ
ЧАСТЬ 15 — ГРИНВИЧСКИЙ МЕРИДИАН
БОНУС — ВИЗИТ В ХОГВАРТС (СТУДИЯ WBS)

Ну, как вам наша погодка?
Старенький дедушка-шотландец добродушно улыбался, глядя, как мы с моей мамой торопимся поставить палатку, пока снова не пошел дождь.

Погода как погода… У вас же тут часто дожди бывают? – невесело ответили мы.

Так это же не дождь! – жизнерадостно воскликнул наш собеседник. – Это у нас в Шотландии солнышко так мокро светит (liquid sunshine)!

И, слегка шевеля жабрами, побрел прочь – загорать под мокрым шотландским солнышком.

А мы, почесав в затылках, решили, что дед прав. Впредь, вместо того чтобы осматривать достопримечательности Великобритании на бегу в редких промежутках между дождями, мы будем любоваться страной во всем ее дождливом сиянии.



Британия бывает и другой, солнечной и даже жаркой. Но это какая-то ненастоящая Британия. А нам показали страну в ее классическом, «правильном» облике. В результате, за 15 дней нашего путешествия по Англии и Шотландии мы увидели…

Но стоп. О мокрых красотах «туманного Альбиона» мы поговорим в следующих частях отчета. Для начала, стоит разобраться, как, собственно, нас с мамой занесло в эту нежаркую, неблизкую и очень недешевую страну?

ПУТЕШЕСТВИЕ, КОТОРОГО НЕ ДОЛЖНО БЫЛО БЫТЬ

В новый 2015-й год я вступал с твердой уверенностью, что никаких путешествий в ближайшее время мне не светит по множеству разных причин.

Во-первых, по семейным обстоятельствам. Которые, кстати, косвенно связаны с нашими предыдущими поездками. В 2014 году, странствуя по Норвегии, доехали мы до «северного Парижа» – Трумсё. Поднялись наверх на фуникулере.


И вот, стоя на вершине и глядя на крошечный людской муравейник, зажатый где-то далеко внизу между суровыми горами и суровыми фьордами, моя жена Аня как-то по-новому осознала, что научная диссертация и профессиональная карьера – не единственное и не самое главное, к чему можно стремиться в жизни. Вернувшись, мы занялись совсем другим семейным проектом, в результате которого в нашем доме появилась такая вот Зойка-пересмешница:



Знакомьтесь — Зоя Борисовна!

Подготовка к пополнению в семье съела практически все наше время и ресурсы, да и машину теперь надо менять. Все вместе мы поместимся только в минивэн или микроавтобус, а на него еще накопить надо. Какие уж тут большие семейные путешествия?!


Козыревы в новом составе

И уж совсем нелепо было бы мечтать о дальних странствиях, о поездке куда-либо заграницу. Достаточно посмотреть в окно любого обменника, чтобы вернуться к суровой экономической реальности! Оставалось утешать себя тем, что Скандинавию мы покорить успели по еще вменяемому курсу, в Израиль я прошлой осенью съездил – ну и будет с меня.

Но тут в естественный ход событий вмешалась моя мама. Читатели моих отчетов с ней уже немного знакомы. За годы геологических экспедиций по самым отдаленным уголкам страны мама, казалось бы, должна была пресытиться приключениями. Человеку, побывавшему в вертолетной авиакатастрофе и не раз прошедшему страшные забайкальские пожары, логично было бы в пенсионном возрасте тихо сидеть на даче и вспоминать былое… но нет. В свои 70 лет мама то с подружкой-ровесницей в открытую Ладогу на байдарке отправится, то на своем авто-пылесосике в одни руки поедет на Домбай или на Белое море…


Белое море 2015

Кроме того, она у нас «человек со средствами», в смысле, работающий пенсионер. Умудряясь как-то обходиться пенсией на все свои житейские расходы, зарплату мама тратит на всякие увлекательные учебные занятия для внуков и на «сбычу собственных мечт». В Скандинавском путешествии она полностью оплачивала свою долю расходов, считая поездку подарком себе на 70-летие. В этом году мама тоже задумалась, куда бы еще скататься?



Долго искать идею не пришлось. Со времен гибели советской геологической науки, мама работает преподавателем английского в частной школе. Один простодушный ученик как-то восторженно назвал ее «настоящей древней англичанкой». Разумеется, она чувствовала себя просто обязанной побывать «на исторической родине», и не в Лондоне каком-нибудь (бывали уже!), а чтобы с размахом, до Шотландии.

Однако в одиночку такую авантюру провернуть было сложновато. Меня же Британия никогда особенно не привлекала. Когда иностранцы делали вежливые комплименты моему английскому, я с некоторой гордостью сообщал им, что в англоговорящих странах не был ни разу в жизни. Поэтому к моему вовлечению в путешествие мама подошла с мудростью и коварством великого стратега. :)

Сначала она оплатила нашей старшей (12-летней) дочке двухнедельное обучение английскому языку в St. Michael Royal College в английском городке Tenbury Wells. Потом объявила, что сама отвезет Лию в колледж, а пока та будет учиться, – отправится в автобусный тур по стране. И уже потом, озвучив стоимость тура и все неудобства автобуса для людей пожилого возраста, сделала мне предложение, от которого я не смог отказаться: я беру в аренду машину и организовываю ей путешествие по стране, работая водителем, гидом и турагентом в одном лице. С нее — финансы, с меня – организация, а удовольствие от путешествия делим пополам. =)

Конечно, взять с собой любимую и мальчишек было невозможно – слишком дорого. Но Аня достаточно легко согласилась отпустить меня в дальние края (под обещание вернуться с новыми силами для семейных трудов).

В процессе подготовки путешествия я еще пару раз предлагал бросить эту безумную затею в связи с непомерной дороговизной. Но мама была непреклонна и изобретательна. Ночлег дорогой? В палатке будем спать всю дорогу. Еда дорогая? С собой все возьмем, и пусть самолет падает под тяжестью нашего багажа – авиакатастрофы нам не впервой! Если не помогали ссылки на ее собственные давние мечты, она предлагала считать путешествие подарком мне на 40-летие или лебединой песней нашего семейного автотуризма.

На самом деле, жить было бы намного проще, если бы все наши проблемы можно было решить или хотя бы измерить деньгами. Но это не так. В очередной раз поездка была поставлена под вопрос весной, когда на нашу семью обрушилась личная трагедия. В конце марта погиб, занимаясь кайтингом, мой младший брат Артем, оставив вдову с двумя маленькими детьми. Беда придавила нас всех, а по маме просто прошлась катком. Родители не должны хоронить своих детей, и что еще об этом скажешь?

R.I.P.

Я предлагал маме забыть о путешествии, несмотря на уже купленные билеты, но, в итоге, мы все же решили ехать. Думаю, это было правильно: горе надо пережить, но не стоит в нем увязать. Да, были в нашем путешествии остановки «на поплакать». Да, новые английские знакомые неизбежно рано или поздно задавали моей маме когда-то такой приятный вопрос: «А еще дети у вас есть?» Но в целом, думаю, нам было полезно переключиться на что-то другое, да и просто провести вместе побольше времени.

Возникли, разумеется, и чисто организационные сложности. Виза в Британию – это вам не финский Шенген, с которым жители Питера рождаются (или, по крайней мере, загранпаспорт получают). Стоит виза не 35€, а целых 85£ (она многократная и на полгода, но это может утешить только тех, кто имеет возможность кататься на острова регулярно). Медицинская страховка, кстати, для получения визы не нужна, в отличие от Шенгена. Более того, у нас с Великобританией есть соглашение о медицинской помощи. По нему, в случае экстренного обращения нам обязаны оказывать минимальную помощь бесплатно. Правда, объем услуг, входящих в этот минимум, все время сокращается, так что покупать страховку или нет — каждый решает сам. Мы не купили, но, если правильно помню, просто потому, что не успели.

Но ладно там завышенная стоимость. Так еще и попробуй получи эту визу! Английский Foreign Office и раньше всеми силами старался пустить в страну как можно меньше гостей, а последние выборы еще подлили масла в огонь. Основным обещанием победившей партии было справиться с нелегальной иммиграцией (это еще до нынешнего нашествия беженцев). Но это дело сложное. Куда проще снизить количество выданных виз и отчитаться о решении проблемы. Так что вероятность отказа, как нас запугивали, была довольно высока.

Но, видимо, недостаточно высока для меня. Я решил, что надо еще больше усложнить процесс. И на майские праздники радостно отправился на конференцию в братскую Украину. В 2014 году, в разгар трагических майских событий, меня, после короткого допроса, через границу пропустили. А тут – увы. Как раз в тот день было принято решение закрыть доступ в страну для всех мужчин из России, особенно, таких опасных, как я. Просидел в киевском аэропорту 8 часов под охраной, да и выслали меня восвояси. С красивым красным штампом в паспорте. Штамп, конечно, был на украинском, но в британском МИДе ведь люди не первый день работают. С первого взгляда должны были понять, что имеют дело с известным международным террористом! На случай, если все же проморгают, я им сам всю эту печальную историю рассказал в визовой анкете.

Но всем волнениям, в конце концов, приходит конец. Визу нам выдали, деньги мы наскребли. Оставалось продумать маршрут и проникнуть, наконец, в страну коварных англосаксов – врагов русской цивилизации (как недавно выяснили наши геополитики) еще с тех пор, когда ни англов, ни саксов, ни славян и в помине не было.

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ПУТЕШЕСТВИИ

Лететь или ехать — вот в чем вопрос

Откуда вы? Из России? – билетер на входе в один из парков Озерного края явно пытался переварить информацию. – Но ведь невозможно приехать оттуда к нам – на машине?!

Англичанин был неправ. Из России можно доехать на своей машине до Великобритании. Это куда ближе, чем до Испании, примерно — как до Парижа. Перевезти машину на остров из континентальной Европы можно как туннелем на поезде (подороже), так и паромом. Причем паромы ходят не только в южную часть страны, но и прямо в Шотландию, если вас больше интересует земля горцев. И Sergey-CH (DriveOnLeft) и Mr.Mineika (Зазеркалье 2015) своими машинами добирались. Сам я тоже предпочитаю именно такой вариант – не люблю связываться с прокатными конторами, своя машина все же всегда надежнее и удобнее. Нет проблем с весом снаряжения, меньше шансов получить «письмо счастья» (хотя я и так стараюсь не нарушать правила) и т.д. По стоимости эти варианты сопоставимы. Все зависит от количества людей в экипаже. Одному, безусловно, дешевле прилететь. Большой семьей однозначно дешевле доехать. В нашем случае, думаю, то на то и вышло. Но есть один существенный фактор – это время. Я терпеть не могу гнать куда-то просто, чтобы быстрее доехать. Тем более, по странам, которые никогда не посещал. Но даже если ехать именно в таком изнурительном темпе, нужно минимум дня три-четыре, чтобы добраться до Британии из СПб. В нашем случае, у меня просто не было этой дополнительной недели, а по срокам мы были жестко привязаны к дочкиному курсу в английском колледже.

Так что особых вариантов не было. Требовалось придумать, как подешевле долететь до «зе кэпитал оф зе грейт бритен», и найти там недорогую машину напрокат.

Авиабилеты


Из СПб есть прямой рейс в Лондон. Летает туда авиакомпания “British Airways” и возит пассажиров за 830$ или 52,000 рублей с носа. Пускай летает. Без нас ей даже легче долететь будет.

Существенно дешевле лететь с пересадкой. Конечно, время в пути удлиняется до 6-8 часов, но это, в общем, терпимо. Зато стоимость на 12-27 июля была уже $405-$430 с человека (25-27 тысяч). Куда лучше.

Но мы решили воспользоваться теми самыми «врожденными» шенгенскими визами, которые стояли в паспортах у всех троих, и посмотреть, а как там дела у соседей, в Финляндии? Выяснилось, что из Хельсинки прямой рейс даже British Airways стоит только $250. А мы взяли билеты на идеально подходящий нам по времени самолет Norwegian Air за $216 или 13,300 с каждого путешественника.

Разумеется, добавлялась стоимость поездки в Хельсинки. Дешевле всего туда добираться маршруткой из Питера. Рублей 800 с человека. Но есть подвох: если не будет достаточного количества пассажиров, вам могут позвонить накануне ночью и отменить поездку. Ну ее, такую экономию. Поезд на троих – дорого, да еще из города добираться до аэропорта. И мы решили ехать на своей машине. До Хельсинки от границы и обратно – 400 км по магистрали. Можно проехать весь путь на российском бензине. Платная парковка в аэропорту Хельсинки на 16 дней обошлась нам всего в 66 евро. Плюс грин-карт на машину. Но все вместе стоило меньше 9000 рублей, так что на каждого вся дорога до Лондона потребовала по 16,000. Забегая вперед, признаюсь, что у нас все получилось слегка через одно место, но это больше говорит о нас, чем о выбранном маршруте.

Существуют и еще более дешевые варианты: лоукостеры летают из Москвы и из захолустных аэропортов Финляндии вообще за 100 евро, хоть и не каждый день. Только обращайте внимание: чаще всего, это стоимость билета без багажа. За каждое багажное место придется существенно доплачивать. А когда летишь на две недели – трудно обойтись без снаряжения. Кроме того, из Москвы, насколько я слышал, с весны рейсы отменяют. Ну, кто-нибудь может еще успеет воспользоваться…

Прокат машины


В любом лондонском аэропорту представлены уйма прокатных контор. Английские прокатные автомобили почти всегда с «механикой», автомат в Европе вообще меньше распространен. Ну и все рекомендуют брать машину поменьше, чем мы привыкли дома, – бензин дорогой, места для парковки бывает мало, дорожки в Шотландии узкие. Все прокатные агентства активно предлагают себя в сети, в т.ч. на русскоязычных агрегаторах. Машины можно посмотреть и забронировать заранее.

Разумеется, тут тоже есть свои хитрости. Надо внимательно смотреть, какой пробег разрешен в сутки (чтобы потом не доплачивать за каждую милю) и чем вы рискуете в случае попорченного автомобиля. Британский аналог ОСАГО/гринкарт в стоимость аренды включен почти всегда. А вот свои царапины, разбитые стекла или, не дай Бог, помятая арендованная машина могут обойтись в круглую сумму. Максимальную сумму вашей ответственности (она у каждой компании своя) обычно блокируют на карте в качестве депозита. В двух агентствах, которые я изучал, депозит (а значит, сумма, на которую я мог бы попасть, случись что) был £1000-£1400 — больше, чем стоимость моего старенького автомобиля.

Я паркуюсь по звуку (и это не звук парктроника), а на узких шотландских дорожках поцарапать машину умудряются и гораздо более опытные водители. Так что сразу решил, что лучше доплачу за страховку, но хотя бы не буду так дрожать по поводу каждой царапины. Более рисковые водители могут существенно сэкономить на этой статье.

Знакомый англичанин Майк порекомендовал компанию Enterprise, которой пользуется его фирма. Они предлагали нам Ford Fiesta с безлимитным пробегом. Но я почти случайно наткнулся в сети на контору под названием Inter-rent, обещавшую дать нам Hyundai i20 «или аналогичную» за существенно меньшие деньги. Правда, за безлимитный пробег нужно было доплачивать. Но в целом, все равно дешевле получалось.



Выбрал Inter-rent и не пожалел. Дали мне, в итоге, Opel. Да и вообще, все эти агентства в аэропорту при мне обменивались между собой машинами только так. Получается, разница в стоимости, в основном, зависит от раскрученности самой фирмы. Как в старом анекдоте: вам шашечки или ехать? Мне лично — «ехать». Главное не перепутать – куда и по какой стороне дороги? :)

Маршрут по Британии

Особой оригинальностью наш маршрут не отличался. За его основу я взял стандартный автобусный тур по Британии, предлагаемый несколькими турфирмами. Выбросили вискикурни и магазины для туристов, добавили остров Скай на севере страны, по маминой просьбе решили задержаться на пару дней в Озерном краю (а не просто проехать насквозь, как в казенном маршруте). Сноудонию в Уэллсе, после долгих колебаний, оставили на другой раз, т.к. гор на севере должно было хватать и без этого, а времени не хватало катастрофически. Где-то в конце путешествия нужно было не забыть забрать ребенка из колледжа. =) Кроме того, очень хотелось навестить нашего общего близкого друга Майка, выславшего нам приглашения для визы, хотя Корнуолл в кольцевой маршрут никак не вписывался. Получилось примерно так:


Лондон (Гатвик) – Кембридж – Godmanchester – Йорк – Эдинбург – Шотландские нагорья (Cairngorm) – остров Скай – Motherwell – Озерный край – Бирмингем – Корнуолл (St. Austell) – Бирмингем (забираем дочку) – Лондон (Гринвич).
Ну и еще много всего по дороге. Англичане, слыша о наших планах, вежливо улыбались и недоверчиво уточняли: «Это за две недели???» =) Ну, что делать, если шило из одного места не вынимается даже хирургическим вмешательством?!

Разумеется, в таком темпе возможно только поверхностное знакомство со страной, но я и не люблю всерьез и надолго застревать в одном месте – потому и путешествую на машине.

На дорогах Великобритании

Ну, естественный вопрос, который я слышал от всех друзей по возвращении: как оно там, на левой стороне дороги? Можно подумать, никогда по встречке не ездили. ;)
Если серьезно, то к праворульной машине я привык сразу же, несмотря на механику. Правой рукой по стеклу не шарил в поисках рычага, все было как-то легко и естественно.

Ехать по неправой стороне – сложнее. Инстинкты с рефлексами вопят и возмущаются. Но в Британии есть большое преимущество – дороги. Магистрали настолько качественно размечены и обустроены, что особых проблем не возникает. На встречку не выедешь при всем желании, повороты однозначны, обгон прост и интуитивно понятен. Страшновато было первые полчаса, а потом втянулся, даже не замечал разницы.

Проблемы были только на региональных дорогах. Тут расслабляться было нельзя. Наш первый хозяин в этом путешествии, у которого часто ночуют друзья и родственники из «леворульных стран», сразу же обучил нас важному упражнению: садишься утром за руль и громко говоришь себе «я еду по левой стороне. Трогаюсь и еду по левой стороне дороги». Еще важнее — повторять себе правильный порядок действий при поворотах. Направо ли, налево ли поворачиваешь – очень легко выехать, по привычке, на встречную полосу. Ну, не обошлось без этого и у меня, три-четыре раза за эти две недели такую ошибку допускал. Слава Богу, без происшествий, хотя одна ситуация была небезопасная.

В остальном, проблем на британских дорогах у меня не возникало. Хотя сами дороги очень разные. И такие…



… и такие вот:


Но качество покрытия везде отличное. Т.е. выглядит оно далеко не всегда безупречно, вроде и заплатки есть, и неровности, но машину ни разу не тряхнуло, не качнуло. Едешь и едешь себе. =)

Уступать дорогу нужно всегда тем, кто справа. Хоть на круговых перекрестках, которых там большинство, хоть на обычных. Дорожные знаки и разметка простые и понятные. Хотя тут, пожалуй, стоит поподробнее. Британские дорожники – люди крайне заботливые и дотошные. Они предупреждают водителя о местах, где часто встречаются тихоходные грузовики, и о том, что полицейские машины на этом участке дороги могут ездить без специальной маркировки; о камерах обычных и о тех, что замеряют среднюю скорость на определенной дистанции; о том, что вас ждет за поворотом или за бугорком. Встречались нам и совсем уж любопытные знаки:


осторожно, вертолеты

Из всего этого информационного изобилия выбивается лишь один тип знаков. Вот вы на следующей фотографии знак видите?



А он есть!



И это еще далеко не худший вариант. Я встречал знаки ограничения скорости размером со среднюю сковородку и при этом густо увитые плющом. А точку отмены этих ограничений здесь вообще никто не считает нужным обозначать.
Так что, если не видно знака, ориентироваться приходится на следующее правило: в городах ограничение 30 миль (48 км/ч), за городом 60 (96 км/ч), если у вас одна полоса для движения, и 70 (112 км/ч), если их две с каждой стороны.
Тем не менее, ни одного штрафа за скорость, несмотря на обилие камер, я не словил. С круиз-контролем было бы еще приятнее, но и так справлялся.

Ночлег



Честно признаюсь, идею мамы ночевать исключительно в палатках я воспринял без особого восторга. Это таким молодым и бодрым женщинам, как она, позволительно, а нам старикам – комфорт нужен. ;) Да и палатку где-нибудь в Эдинбурге я представлял себе с трудом. Но экономить действительно надо было изо всех сил. Поэтому я, как водится, принялся искать (и заводить) друзей. Знакомые, знакомые знакомых, христианская взаимовыручка (находил в интернете сайты церквей, списывался, договаривался с пасторами). Три ночи мы провели в гостевых домах, три – в палатке в национальных парках, остальные – по знакомству. Так что тут от моего отчета пользы мало, но что видел – опишу по ходу рассказа.

Финансы
В Великобритании в ходу фунты (GBP), которые во время путешествия стоили по 92 рубля. Евро в это время шли по 63, доллары по 57. Понятно, что курсы скачут, как хотят, но хоть для какого-то ориентира буду приводить и рублевый эквивалент затрат. Почти все оплачивали банковской картой, хотя некоторое количество наличных фунтов не повредит. В кемпингах просили наличкой расплачиваться, где-то еще. Но, в целом, особенно запасаться не стоит, всегда можно через банкомат снять.


Особых пояснений тут, мне кажется, не нужно. Расход бензина по Британии составил у нас в среднем 6.7 л на сто км. Немало, при движке 1.2, но, с другой стороны, такой объем не самый экономичный для поездок по автомагистралям и серпантинам северной Шотландии. Стоил 95-й бензин 1.15-1.24 GBP (103-110 руб.) за литр. Да, на магистралях бензин дороже, чем в городах, но самый дорогой мы видели на глухих провинциальных дорожках – до 1.5 фунтов.

Ночлег можно найти за 50 фунтов, иногда и с завтраком. В целом B&B (гостевые дома семейного типа) намного выгоднее, чем гостиницы. Палатки в Англии можно ставить только в кемпингах, в Шотландии (по закону) можно и на «ничьих» территориях, но мы все же предпочитали хотя бы минимальную цивилизацию. В среднем за каждый платный ночлег мы выкладывали по 3,200 рублей за двоих.

На еду мы почти не тратились, так, начинку для бутербродов, хлеб, овощи в магазинах. Остальное с собой привезли. Никого не агитирую поступать также. Для многих самые главные впечатления от путешествия – ресторанно-гастрономические, а нам с мамой куда важнее было посмотреть побольше. Тушенка и растворимые супы совсем не пугали, во всяком случае, меньше, чем ценники и цифры в меню.

На туризм тоже можно потратиться неограниченно. Государственные музеи в Британии чаще всего бесплатные, но всякие там замки, усадьбы, королевские яхты и квартиры Шерлока Холмса стоят недешево. Но мы уже не раз убеждались, что нам интереснее посмотреть на архитектурные достопримечательности снаружи, чем внутри, где на наш дилетантский взгляд они в основном одинаковые. Природой и вовсе можно любоваться совершенно бесплатно.

Зачем все эти хлопоты или насколько Britain — Great?

Наиболее раскрученные достопримечательности Великобритании, вроде Стоунхенджа или Бата, мы миновали стороной. Не знаю, почему. Не было настроения, другое было интересно. Лондон в этот раз тоже не охватили. Хотя на одну только британскую столицу и ее музеи спокойно можно потратить пару недель, если совместить с посещением окрестностей. Но мама как раз пару недель в Лондоне уже провела много лет назад, а она была в этом путешествии основным «заказчиком». Мне же деревни и природа страны обычно куда интереснее больших городов.

Так ради чего, все-таки, стоит идти на все описанные выше хлопоты и затраты? Что такого привлекательного в этой некурортной стране?

Британию нельзя назвать «сногсшибательной» страной, от которой у любого путешественника должно дух захватывать. Но для относительно небольшой территории, она удивительно разнообразна и привлекательна для людей с самыми разными интересами. Здесь нет гор, которые могут сравниться с Альпами; тропических лесов, теплых морей и знойных пустынь южных стран; или завораживающих фьордов Норвегии. Тем не менее, за время нашей поездки мы видели и горы, и пальмы, и морские пляжи, и отвесные северные скалы. Архитектурное разнообразие и памятники истории Соединенного Королевства неизбежно проигрывают в зрелищности и интересности античным странам Европы, древней Азии, тому же Израилю. Но здесь, безусловно, есть, что посмотреть из творений человека. Нам довелось полюбоваться остатками римских укреплений, средневековыми замками и соборами, викторианскими домиками в деревнях и современными небоскребами в Бирмингеме.
Никакие европейские дороги невозможно сопоставить с необъятными просторами России. Тем более с нами не может в этом конкурировать «небольшая часть суши, со всех сторон окруженная водой». И все же мы намотали 2500 миль или 4000 км по этому острову, получив неимоверное удовольствие от увиденного. Попробуем этим удовольствием поделиться с вами. Пора отправляться в путь!

Комментарии (19)

RSS свернуть / развернуть
+
2
+ -
avatar

BVD64

  • 13 октября 2015, 11:49
Несомненно нужно поделиться!
Тема Великобритании захватывает, настолько это, пока, не самый распространённый маршрут, что любая информация ценна.
Желание взглянуть на Туманный Альбион присутствует уже давно, и хотя пока не совпадает с возможностями, но кто знает, что будет завтра?
Поэтому жду продолжения с интересом.
Спасибо за подробный и интересный рассказ!
+
5
+ -
avatar

merenga25

  • 13 октября 2015, 13:24
Как всегда Ваши отчеты насыщены массой полезной информации, юмором и интригой.
Поздравляем с появлением еще одной путешественницы в Вашей семье! Ваша мама вызывает восторг и восхищение. Всем здоровья!
Ждем продолжения.
+
3
+ -
avatar

Менеджер

  • 13 октября 2015, 14:27
Поздравляем с пополнением Вашу дружную семью! Зоя Борисовна прелестна! Маме Вашей сил и здоровья. Это ужасно, что она пережила…
Путешествие в 2500 миль по Британии вызывает интерес.
+
4
+ -
avatar

Sergey-CH

  • 13 октября 2015, 14:44
Борис, вступление получилось отменным. Так виртуозно поделиться семейными новостями, прикладной туристической информацией и личными эмоциями удается очень немногим. БРАВО!
Если будут силы и время, обязательно продолжайте. Хотя даже и в таком виде повествование тянет на полноценный мини-отчет.
Немного прокомментирую цифры:
1) бензин в UK немного подешевел (в 2012 было 1,32-1,38 GBP/л);
2) стоимость прямого авиаперелета ушла в заоблачную вышину (в декабре 2012 аэрофлот из МСК переместил нас в Хитроу и обратно за 280 евро с носа);
3) ваши расходы на двухнедельное владение прокатной машиной действительно примерно равны разнице между стоимостью проезда «своим ходом» и авиаперелетом (около 1000 $);
4) 4000 км по острову — это, вроде бы, много (у нас получилось 2930 км за те же 15 дней), а как по ощущениям?
5) дешевый рубль сводит на нет любые попытки экономии (субъективное мнение).
Что-то я всё про ерунду. Передайте, пожалуйства, своим близким, что я восхищаюсь мудростью Ани и стратегическим мышлением вашей мамы.
+
1
+ -
avatar

bkozyrev

  • 14 октября 2015, 09:41
Если будут силы и время, обязательно продолжайте. Хотя даже и в таком виде повествование тянет на полноценный мини-отчет.

Даже не надейтесь, что я ограничусь мини-отчетом! ;) Это будет подробное и занудное описание каждого дня и всех упавших на нас капель дождя. =)

1) бензин в UK немного подешевел

Дык, у них же там цены на бензин пляшут туда-сюда в зависимости от стоимости нефти, полный бардак. Это у нас все стабильно — чтобы не происходило на рынке, бензин все равно будет дорожать. =\

стоимость прямого авиаперелета ушла в заоблачную вышину (в декабре 2012 аэрофлот из МСК переместил нас в Хитроу и обратно за 280 евро с носа

В Москве несколько авиакомпаний совершают прямые перелеты, а в Питере одна. Нехватка конкуренции сильно влияет на цены. Прямой рейс из Москвы, как я глянул, сейчас около 400 евро. Все равно, подорожание на лицо.

4000 км по острову — это, вроде бы, много (у нас получилось 2930 км за те же 15 дней), а как по ощущениям?

По ощущениям — прекрасно. Но надо учитывать два фактора: 1)Я путешествую в стиле «электровеник». Это очень утомительно для экипажа, поэтому я учусь делать паузы. Получается… с переменным успехом. В общем, мне понравилось, мама выдержала. 2)У Вас до этих 15 дней уже было позади несколько тысяч км, и впереди предстояли несколько дней на возвращение домой. Естественно, нужно было давать больше отдыха себе и экипажу, чтобы совсем не похоронить впечатления от отпуска. Нам было проще в этом смысле.

дешевый рубль сводит на нет любые попытки экономии (субъективное мнение)

Согласен, в смысле, как ни экономь — все равно дорого получается. С другой стороны, он же заставляет экономить на всем. Если стоимость обеда в кафе или ночевки в гостинице сопоставима с российской, то я не буду тащить с собой продукты и ставить палатку. Отпуск должен быть отпуском, а не постоянным подсчетом выгоды. Но при нынешнем курсе, если я не буду постоянно искать, на чем сэкономить, то просто вылечу в трубу. Если хочу продолжать путешествовать — приходится учиться предельно жесткому контролю над расходами.

Большое спасибо за комментарий и внимание к отчету! =)
+
1
+ -
avatar

lytiy_72

  • 13 октября 2015, 17:18
Здравствуйте! Спасибо ВАМ! Сильно и смело!!! Сам давно мечтаю побывать в Королевстве Великобританском, исключительно как фанат Шерлок Холмса и доктора Ватсона (Уотсона) от гениального писателя сэра Конан Дойля, ну это так личное. А Вам УДАЧИ и ВЕЗЕНИЯ!!! И жду продолжения…
+
0
+ -
avatar

ucitel

  • 13 октября 2015, 19:25
Бейкер стрит трехполосная улица с односторонним движением-был в шоке, увидев это, движение по ней интенсивнейшее((.Рассчитывал на тихую улочку в романтичном местечке...(извините за комментарий)
+
1
+ -
avatar

bkozyrev

  • 15 октября 2015, 09:08
извините за комментарий

Я только за. Тем более, что по Лондону мы не гуляли, на Бейкер-стрит не были. Любые дополнения к отчету, которые помогут читателям составить более полную картину о стране, — приветствуются!
+
4
+ -
avatar

usnatasha

  • 13 октября 2015, 18:47
Интересно, совсем нескучно, информативно (что бывает не у всех) и с первых строк не покидало ощущение какого-то очень доброго посыла ко всем нам, читателям. И очень захотелось лет через двадцать быть для своего сына такой же мамой, как Ваша :)
+
4
+ -
avatar

ucitel

  • 13 октября 2015, 19:22
Большое спасибо, господин «Террорист со штампом»)), за увлекательное начало)).Дай Бог Вам времени на продолжения))
+
0
+ -
avatar

bkozyrev

  • 15 октября 2015, 19:48
Дай Бог Вам времени на продолжения

Спасибо Вам и другим читателям за добрые, пока еще не заслуженные слова в адрес отчета. Если есть интерес читателей — хочешь не хочешь, а найдешь время писать продолжение. :)
+
1
+ -
avatar

Miquel

  • 14 октября 2015, 12:26
Дочка на Бабушку похожа, хотя присутствует и мамин ген. Мои поздравления! Говорят, британская речь очень сленгирована. А вдали от Лондреса, наверное, более чем? Переводчик Юрия Гагарина не смог перевести дарованную первому космонавту песню! Только по бумаге получилось. Некоторые регионы предпочитают разговаривать с «горячей картошкой» во рту, это так? У Мамы не было сложностей с пониманием?
+
3
+ -
avatar

bkozyrev

  • 15 октября 2015, 09:06
Дочка на Бабушку похожа, хотя присутствует и мамин ген.

Это которая дочка? У меня их, знаете ли, теперь две. ;)

Говорят, британская речь очень сленгирована.… Некоторые регионы предпочитают разговаривать с «горячей картошкой» во рту, это так? У Мамы не было сложностей с пониманием?

Маме вообще непросто понимать беглую английскую речь на слух. Это возрастные сложности. Так что в некоторых случаях я был за переводчика
«на русский». Маму понимали везде хорошо.

Про сленг слышал, но в путешествии как-то не заметили. Даже в Шотландии общались без проблем. Говорят, хуже всего — акцент лондонских кокни, но мы в столице и не были толком.
+
5
+ -
avatar

Батон

  • 15 октября 2015, 10:14
Вчера в метро читал Ваш отчёт… так зачитался, что сам ощутил liquid sunshine проезжая по метромосту через Москва реку =) В итоге, ещё проехал свою станцию и опаздал немного на работу. Зацепило, так зацепило! Отдельное уважение заслуживает Ваша мама — эхххх… таких бы женщин побольше в наше время!!!
+
2
+ -
avatar

bkozyrev

  • 15 октября 2015, 19:47
В итоге, ещё проехал свою станцию и опаздал немного на работу.

Приношу свои извинения! Похоже, и правда могу террористом работать… ;)
+
3
+ -
avatar

MrMineika

  • 18 октября 2015, 19:31
Вот и дождался Вашего отчета. Начало впечатлило. Огромное восхищение и уважение Вашей маме. Здоровья ей и Вашей семье. И конечно же мои искрение соболезнования.
+
2
+ -
avatar

MrMineika

  • 19 октября 2015, 11:47
Я встречал знаки ограничения скорости размером со среднюю сковородку и при этом густо увитые плющом.
Полностью подтверждаю эту информацию. Сначала я подумал, что это какие-то игрушечные знаки
+
1
+ -
avatar

OlgaNN

  • 19 октября 2015, 20:11
начало отчета вызывает только восхищение, читается на одном дыхании! ну и с пополнением семейства вас! жду продолжения…
+
1
+ -
avatar

Ильич

  • 20 октября 2015, 10:48
Ваш отчёт впечатляет и вдохновляет! Спасибо Вам Большое) Ждём продолжения!

Внимание!

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии непосредственно на сайте. Советуем Вам зарегистрироваться (это займёт 1 минуту) и получить тем самым множество привилегий на сайте!

Можно также оставить комментарий через форму "ВКонтакте" ниже, но при этом автор публикации не получит уведомление о новом комментарии.