Познавательная грузинская география. Часть I. / Отчёты об автопутешествиях / Автотуристу.РУ - автопутешествия и автотуризм: отчёты, трассы и дороги, в Европу на машине, прокладка маршрута!

Познавательная грузинская география. Часть I.

Уже все съездили и не по одному разу, а мы всё никак. И опять всё едва не сорвалось по разным причинам, но в последний момент усилием воли было принято решение ехать, несмотря ни на что. Очередное ТО пришлось сделать на пару тысяч км раньше, еще неделю съело выполнение рекомендаций после оного. День выезда слегка сместился и отпуск попал как раз на стык сентября с октябрем. Насчет погоды меня все успокоили, и мы рванули.
Окончательный состав сформировался едва ли не в последний момент. Нас трое. Света — играющая в штурмана, её сестра Лена – пассажир и восторженный наблюдатель, я – бессменный водитель. И маленькая собачонка Ника – семилетняя шпицуха, умело косящая под щенка.
22 сентября. День 0. 1552 км.

22 сентября в четыре утра мы выехали из Балашихи. Дальше по М4 без пробок и остановок. Почти тысяча улетела за платные участки, но чуть более медленный вариант, ехать через Волгоград, нам не подходил. Въехать в Грузию планировали завтра до обеда, надо спешить, при том, что по трассе я стараюсь идти в рамках дозволенного. То ли время выезда удачное, а может просто обстоятельства, но везде, где могли постоять, обошлись без заминок. Барышни под пивом кажется вообще не заметили, как полторы тысячи пролетели.
Ночевали перед Минводами на совершенно чудесной лукойловской заправке. Они же все сильно разные попадаются, так вот была лучшая из всех ранее виденных. Чистая, светлая, просторная, с улыбчивыми понимающими сотрудниками. Даже тот факт, что ночевали мы втроем в машине, не помешал нормально поспать.
23 сентября. День 1. 283 км. Мцхета-Мтианетия. Казбеги.

Отдых начался. Это как-то сразу почувствовалось даже в воздухе. С заправки тронулись перед самым рассветом. Очень удачно проскочили безлюдный пятигорский шубный рынок.
На посту перед Кабардино-Балкарией строгие люди с автоматами проверили документы, причем пришлось прям к ним в будку ходить и на разные вопросы отвечать, но получилось тоже удачно, сразу за нами они тормознули полный автобус и, будь мы за ним, пятью минутами бы не отделались.
Солнце выглянуло, но тут же спряталось в густейшем тумане (по моей версии это было облако). Если бы шел пешком, то точно бы шел с вытянутыми руками – впереди просто серая мгла. Так и ехали, если красные огоньки впереди шли совсем уж тоскливо, то быстренько обходили, но аккуратно.

Развиднелось уже к следующему посту — перед Северной Осетией. Его прошли без проверок и начались горы. Вот сразу как-то стало светло и радостно, впереди пустая дорога, уходящая к снежным вершинам, чуть левее виднеется Эльбрус.

Последняя российская заправка во Владикавказе. Понятно, что до полного. Едем в ущелье, справа горы, слева Терек, ожидаем начала приграничной пробки. Интернет рассказывал, что еще недавно народ стоял часов по десять. Показался хвостик из фур, но нам уверенно махнули, что надо ехать дальше. А дальше была уже граница. Мы еще попытались дисциплинированно встать в небольшую очередь в правильном коридоре, но нас отправили в пустой нелегковушный, заметив, что чего ему пустовать, а мы – туристы – сами себе пробки и создаем.
Досмотр был более, чем доброжелательным. Машину открыли, закрыли, поговорили и отправили восвояси. На собачку нашу поумилялись и так же отпустили с миром. Перед поездкой мы ограничились формой №1, вроде бы в Грузию этого достаточно, но изучать её никто даже не собирался, хоть мы и пытались ей козырнуть.
От эдакой быстроты событий я настолько ошалел, что не заметил, как мне документы на машину отдали в окошечке. Ну то есть отдали их в одном из паспортов, я и не углядел, хватился уже в дьютифришном магазинчике. Метнулся назад и весьма сильно удивил того пограничника требованием вернуть СТС. Разрулилось.
Между нашим и грузинским постами ремонт дороги и фуры, причем сплошь в сторону Грузии. Идем по левой полосе, изредка уворачиваясь от встречек.
А там тоже как-то всё очень быстро. Содержимое автомобиля аналогично никого не заинтересовало, собачьи справки и документы были проигнорированы. Спросили только про грузинскую страховку. Я её оформил еще в Москве по интернету, вышло в районе восьмисот рублей. За меня порадовались и выдали буклет с памяткой. Я проехал на машине, дамы с собачкой прошли пешком через административное какое-то здание. Встречают меня перед выездом. Я в недоумении, что всё уже позади, ищу где припарковаться, мол, наверно что-то еще не посмотрели, девушки так же удивленно смотрят на мои действия, вроде как зачем, просто надо сесть и ехать уже дальше. Так и сделали. На всё про всё ушло в районе получаса. В интернете написано, что провозить в Грузию бензин нельзя ни в каком виде. Но с восьмой стороны дорога есть дорога, канистру я залил с собой. Даже не в целях экономии, чего я там наэкономлю с двадцатки-то, но просто на случай мало ли чего. Ну в крайнем случае вылил бы там, или подарил кому. В итоге пригодилось самому.
До Степанцминды, где первая ночевка, рукой подать. Едем раньше намеченного, так что позволяем себе короткие остановки на фотосъемку, мы же не знали, что дальше еще интереснее.
Навигатор у нас старый, опытный и знает, что нам нужно. Еще по пути он пытался где-то обхитрить прямую дорогу, но там всё очевидно было. В Грузии у Евы (имя данное нами навигатору) появился простор для воображения, тем более, что местная карта у меня шестилетней давности. То есть прежде чем добраться до ночлега, мы сделали неплохой такой кружок по брусчатке городка, при наличии короткого ровного асфальтированного проезда.
Встретили нас радушно, а после выхода Ники из машины еще и шумно. Вместе с хозяйкой к нам вышли дети, они не замедлили прийти в восторг от нашей питомицы. Мы же с не меньшим восторгом оглядываемся, потягиваемся и пытаемся надышаться. Над нами синее небо, напротив отчетливо видна Троицкая церковь, однако Казбек напрочь закрыт тучами, словно и нет его вовсе.

Никак мы не ожидали скорого прохода границы, закладывались на всяческие остановки и умудрились приехать раньше, чем рассчитывали. Настолько, что даже наша комната была еще не готова. Оно и к лучшему. Не распаковываясь, мы помчали вниз на обед и потом сразу к церкви.
Городком я назвал это местечко явно сгоряча. Это поселок с небольшой площадью, сквозь которую проходит Военно-Грузинская дорога. Тут же и все общественные места: магазины, несколько ресторанчиков и обменники с худшим курсом в Грузии. Да и ресторанный ценник тоже самый высокий. Скромненько по супчику и девушкам по бокалу вина (ну не прям что-то, но мы ничего особенного тут и не ждали). Я еще не освоился, здесь же 0,3 промилле можно, стесняюсь. Пока ждали заказ, я пробежал по магазинам. В плане алкоголя вообще ничего привлекательного.
А Казбек мало того, что не виден, он еще и тучи погнал в нашу сторону. Срочно двигаемся наверх. Ева уверенно свернула в горы и повела поселком.

Дорожка понемногу сужается, мы протискиваемся меж каменных домиков и наконец упираемся в тропку, наверняка ведущую куда надо. Сорик уже в который раз проявляет способность развернуться на обрывистом пятачке, очередные улочки и мы куда-то приехали. Вот только не туда. Добрые люди очертили рукой в воздухе полукруг и отправили нас в какой-то объезд. Так мы оказались возле строящейся асфальтовой дороги в сторону церкви, о которой навигатор даже не догадывался. Стройка в самом разгаре, от места куда мы попали ехать надо уже по каменистой пыльной дорожке. Рабочие с сомнением посмотрели на нашу машину, но в путь благословили.
Пока тряслись на камушках, несколько раз подумали, что едем не туда, однако первая же Делика развеяла все сомнения. В поселке на площади много таких стояло. Предлагают услуги по подъему к церкви за полтинник с носа (забыл у них спросить в какой валюте). На нашей мы наверх не заехали. Точнее не поехали. Ну очень её жалко стало, да еще прямо в день приезда. Не так уж далеко до верха остается, когда начинается подъем, усеянный хорошими ямками и камнями. Внедорожники переваливаются с боку на бок, проскальзывают колесами, осторожно разъезжаются друг с другом.

Я аккуратненько встал внизу, потом отпятился еще дальше по просьбе таксистов («по-братски тебя прошу, мы тут разъезжаемся). Ну и себе же спокойнее.
А прямо за этим небольшим, но крайне неприятным заездом вовсю работает техника. Строят асфальтовую (по слухам, платную) дорогу. Причем работают в буквальном смысле ударно, аж земля под ногами трясется.
В 1988 году здесь организовали канатную дорогу. Местные жители посчитали (а судя по такси и подсчитали), что это оскверняет святые места и разрушили её. Возможно, асфальтовое шоссе окажется долговечнее.
Нам остался последний марш-бросочек по деревянным ступенькам наверх через лес. И вот мы уже на большущей поляне. Высота почти 2200 м. Перед нами Троицкая церковь. Заложена в 14-ом веке. Когда было нашествие персов тут прятали крест св. Нино и другие святыни Грузии.

Народу много. Ну то есть очень много. Большинство на перевозчиках, но видел я людей, которые прямо с самого поселка пешком поднялись. Молодцы.
А дождик пугал-пугал, да и начался. Радует, что не сильный. И что немного подождал, пока мы тут нагуляемся, насмотримся, ну и конечно же забьем память всех мобильных устройств первыми фотографиями. От храма открывается обзор на все стороны. Внизу Степанцминда, с другой стороны должен быть Казбек. Вокруг горы и если хорошо присмотреться, то замечаешь небольшие группки людей уходящих именно куда-то в них.

А возле нашей машины уже образовалась стихийная стоянка. Под дождиком охотников карабкаться на своей стало еще меньше. Рванул было рав4, так потом задом долго и мучительно отступал обратно. Справа стена, слева обрыв, под колесами полоса препятствий, да еще пытаются сквозь тебя просочиться местные джигиты на мятых внедорожниках. Романтика.
Зря мы кружили меж домиков под горой, от стройки вниз к трассе уже лежит нормальный асфальт. Еще несколько минут и на сегодня я слез с руля. Мы прекрасным образом заселились в номер с верандой прямо напротив Гергети и Казбека, который окончательно закутался в тучи.

Очень сильно хотелось успеть приехать до вечера, чтобы сегодня подняться в горы. На завтра планов громадье. А вышло даже раньше, чем желалось. После небольшого, но крайне радостного отмечания этого события мы, хоть погода и окончательно нахмурилась, двинулись на осмотр окрестностей.

Хотя чего лукавить – пошли смотреть отель над нами, который весь фешенебельный и соответственно сильно дорогой. Зато оттуда вид.
Безразличный охранник пускает в ворота отеля всех желающих. Да, терраса с видом есть, большущая настолько, что можно дистанцироваться от остальных постояльцев, коих немало. Вид аналогичный нашему. А так, конечно цивильненько, но цена ж заоблачная.
У нас, кстати, вышло так, что радушная хозяйка не только не накинула за третьего человека (мы сперва на двоих номер бронировали), так еще и непринужденно простила нам пару лари сверх ровного счета, которых у нас не оказалось на тот момент.
А деньги в Степанцминде конечно менять нужно только на самое необходимое, курс какой-то негуманный совсем.
Солнце потихоньку уходит за горы, мы неторопливо возвращаемся домой и дружно настраиваемся на ранний подъем ради рассвета.

24 сентября. День 2. 306 км. Мцхета-Мтианетия – Шида-Картли – Самцхе-Джавахети. Из Казбеги в Боржоми.

А рассвет могли и проспать. Лавры вовремя всех разбудившей примеряли и Света и Лена, полагаю и у Ники есть свои соображения на этот счет. Ясно только было всё со мной. Я накануне завел будильник и безмятежно получал от сна полное восстановление сил. Только со временем побудки я накуролесил. Встал бы уже к развязке. А тут мы подорвались практически затемно, только-только осветилась вершина Казбека. И она была открыта нашим взорам. При этом небо пугало непонятными тучками, грозя снова закрыть гору. Каждые полчаса кто-нибудь решал встрепенуться и снова фотографировать уже немного изменившуюся действительность.

Одна из горских легенд уверяет, что Казбек показывается только людям с чистой душой и намерениями. Очевидно, ночь, проведенная в горах, подкорректировала внутренний мир наблюдателей и с рассветом вершина показалась во всей красе, слегка прикрытая облачной фатой.

Хозяйка сообщила, что вчера снега там и в помине не было. Кстати грузинское название Казбека – Мкинарцвери переводится, как гора с ледовой вершиной. Мало того, он еще и потухший вулкан, последнее извержение которого было не так уж и давно, примерно за полтысячелетия до нашей эры.
От вчерашних туч не осталось и следа. Солнце начинает пригревать, и по всему видно, что пора в путь. Мы настолько запасливые в дорогу, что невключенный завтрак оказался лишь на пользу, появилась возможность подъесть своё. И всё это под кофе на чудесной веранде.

Едем дальше. Красивейшая Военно-Грузинская дорога. Когда-то давно благоустройство, постройка, укрепление и содержание дороги было поручено военному ведомству, отсюда и название. Я за рулем, а девушки вновь и вновь восторгаются на каждом повороте. Радуют коровы. Они непринужденно пасутся на самых крутых склонах.
Совсем скоро по дороге встречаем минеральный водопад, вернее водотёк. Вода там не падает, а стекает по склону, придавая ему яркий светлокоричневый цвет. Она сильно прозрачная и, глядя на поверхность, кажется, что вибрирует и играет рябью на солнце сама гора.

Не успели отъехать и уже арка Дружбы. Вернее сперва симпатичная полянка с шелковистой травкой на одном из виражей с возможностью аккуратно припарковаться. Невозможно просто взять и мимо проехать.

Глазами хочется всё, что вокруг видится в себя вместить и постоянно в голове держать. Поляна стремительно переходит в склон, с которого порою стартуют парапланеристы, сидит неподалеку человечек, предлагает. Арка дружбы отсюда как на ладони. Очень скоро мы возле неё.
Вот тут уже туристы и соответствующий антураж в виде ряда столов с вкусностями и сувенирами. По московской рекомендации взяли баночку каштанового меду на пробу. И по ходу поездки потихонечку его подъедали. Очень даже неплохо.

Арка Дружбы была установлена в 1983 году в честь двухсотлетия заключения Георгиевского трактата о российском протекторате. О чем и свидетельствуют даты на мозаичном панно. Расположена она крайне удачно. Виды замечательные, вокруг горы и при этом есть простор, а внизу в ущелье мелькает Арагви.

Солнце перестало греть и стало по-настоящему припекать. А я еще переживал из-за осенних холодов.
Крестовый перевал мы как-то миновали походя. То есть вот серпантин, Гудаури, но вот какого-то места, где сами собой бы остановились и отложили этот момент на отдельную полочку не оказалось.
Потом выскочили к Аннанури. Живописнейшее местечко. Благодаря расположению, имела серьезное стратегическое значение, что позволяло её владельцам влиять и на государственные дела. Говорят, раньше она была больше, сейчас осталась только цитадель. По идее она стоит на берегу жинвальского водохранилища, но в нашем случае воды было не слишком много. Хорошо видна береговая линия. Но все равно красиво.

Преодолевая страх и китайских туристов по ступеням вдоль стены без всяких страхующих перил мы поднялись к местной башне и дальше по узенькому проходу вышли на самый верх.

И вот он, нашелся изъян у достопримечательности. Наверху вообще никак. Верхняя площадка окружена трехметровыми стенами с окнами, которые правильнее назвать щелями, в них едва протискивается объектив фотоаппарата.

Аннанури — место доступнее не придумаешь, так что удачное у нас время поездки, всё-таки почти не сезон, людей не так много как могло бы быть. Зато палатки на пятачке возле крепости, аж в два ряда. Чуть было не взяли вина просто для того, чтобы взять хоть какого-нибудь, однако успели вовремя одуматься, прошли дальше и девчонки выбрали уже то, которое им пришлось по вкусу. Мое мнение пока ждет лучших времен, мой сегодняшний руль только еще начался.
Небольшой дорожкой мы съехали к воде на предмет живописного пикника и возможного купания. Не живописно. Из-за низкого уровня воды берегом стало абсолютно непривлекательное дно водохранилища. Издалека смотрится интересно, вблизи грустно.

Едем дальше. Голод не тетка. Забраковав одно заведение, мы по наитию и светиным картам в телефоне нырнули с дороги в открытые воротца, а там, после недолгого ожидания нас порадовали первыми грузинскими хинкали с разными вариантами начинки. К ним мы заказали еще и хачапури, а вот кувшин вина нам просто презентовали и денег брать за него не стали.

Если пытаться заезжать во все интересные места, то есть риск не добраться до ночлега. Приходится себя ограничивать. По дороге в Боржоми успели попасть лишь Уплисцихе. При этом шли-то хорошо. Не доезжая Мцхеты, свернули направо в сторону Батуми и понеслись по автобану вопреки моей устаревшей карте на навигаторе. Настолько хорошо, что какой-то джигит чуть не влетел в меня на полном ходу, когда пришлось резко тормозить из-за такого же маневра впереди идущей машины. Там на дороге внезапный ремонт оказался. Та резко в сторону ушла перед фурой справа от меня, мне уже уходить было некуда, зато оставалось немного места впереди. Обошлось, джигит успел сдержать себя, хоть в зеркало было видно как он одновременно давит на тормоз, сигнал и мою психику, неумолимо приближаясь.
В Уплисцихе попали через Гори. Была мысль и там выйти, осмотреться, но время неумолимо, я решил, что на обратном пути еще будет возможность.
Уплисцихе это пещерный город (дословно Божья Крепость). Возник на берегу реки Куры аж в конце II тысячелетия до н.э. Являлся культовым храмовым городом, крупным языческим центром до принятия Грузией христианства. В нем есть все: дворцы, храмы (сначала языческие, затем христианские), театр, магазины, винохранилища и даже тюрьма-колодец. В 337 году, после провозглашения христианства государственной религией в Грузии жрецы и жители Уплисцихе были казнены или подвергнуты гонениям, часть помещений города были разрушены и сожжены, на месте двух главных языческих храмов возникли христианские церкви.
Город находился на одном из торговых путей, соединяющих Европу и Ближний Восток, который проходил между Чёрным и Каспийскими морями.К IX-X векам он достигает своего расцвета и приобретает особое политическое значение — становится временной столицей Грузии.
В 975 году здесь короновали Баграта III. И именно в Уплисцихе было произнесено впервые слово «Сакартвело», как символ объединения Грузии и сегодняшнее самонаименование этой страны.
В 1122 году грузинский царь Давид Строитель освободил Грузию от арабов, переместил государственный центр в Тбилиси и город потихоньку ушел в тень. А потом еще Чингисхан с его нашествием. К XIX веку Уплисцихе полностью покрылся слоем земли и песка.
Помогли раскопки. В середине прошлого века на город обратили внимание и с тех пор он стал туристическим центром.

Побродить там есть где. При желании даже можно скрыться от остальных посетителей хоть за горочкой, хоть в гроте каком. Все значимые местечки с табличками, сразу понятно, где зал царицы Тамары, а где аптека. Поговаривают, что она тут ни разу не была, но всё-таки. Не без трудностей перевода, русская версия английского тронного зала звучит как зал с высокими седалищами. Вход платный, но там 7 лари, вроде нормально. С собаками, даже с собачками, не пускают, пришлось оставлять Нику в машине, нашли тенечек, окошки приоткрыли, вроде нормально.

До Боржоми не так уж и далеко, есть вариант успеть сегодня искупаться в минералке. Но сперва опять конфликт навигационных приборов в Гори, сначала между собой, потом уже они вдвоем против меня, потому как у меня в голове своя карта и понимание куда ехать, а то ж они у меня и под кирпич могут повернуть. Отстояв свой маршрут перед техникой и отбившись от экипажа, слепо доверяющему электронным мозгам, я триумфально вернулся на трассу.
Есть возможность проехать к боржомским бассейнам прямо на машине. Несмотря на противоречивые указания местных жителей, мы попали куда надо. Осталось спуститься вниз по тропинке. Я заикнулся было про вариант искупаться и потом барышням прогулочным шагом продефилировать вниз по парку к нашему жилью, ну а мне наверх к машине и кружным путем. Сперва план был отвергнут с негодованием, топать пешком по темному парку им не хотелось. Однако, увидев троих спортивных ребят, пыхтя поднимающихся навстречу, они слегка взгрустнули. Там действительно от машины к купелям идти недалеко, только вот перепад высот приличный.
Вскоре донеслась музыка, показался свет (а уже стало смеркаться) и мы вышли к воде.
Вот тут нам открылся поразительный факт. Это при том, что большинство путешественников в курсе этого еще до поездки. Унас с Грузией оказывается разница во времени в один час. Я вот понятия не имел. Персонал у бассейнов, рассказывая сколько нам осталось купаться до закрытия, донес до нас это знание. Девушки, даже имея перед глазами электронное табло с точным временем, думали, что я их обманываю (ну это их постоянный поиск подвоха во всем). Те три четверти часа, что нам достались, непозволительный комплимент качеству этого мероприятия. Ничего хорошего в этих ваннах нет. Наверно какой-то оздоровительный эффект присутствует. Но отдых предполагает еще и удовольствие от процедур. А тут прохладная водица с привкусом, в которой что-то неприятное плавает (помимо людей).
Окончательно стемнело. Мои купальщицы из двух путей в виде подъема на горку или спуска по парку выбрали с виду менее пугающий. Приготовили телефонные фонарики (освещение на парковой тропе предусмотрено не везде) и отправились вниз. Я на горку к машине.
Очень быстро получилось найти наш дом. Он и расположен удачно, прямо рядом с закрученным мостом. Пошли с Никой встречать отважных пешеходов. С собаками в парк нельзя, судя по табличке, но там была нарисована настоящая СОБАКА, наша на неё не похожа, так что нареканий не возникло.
Света с Леной появились нескоро, зато под впечатлением, ибо из темноты за ними следили кикиморы, сзади хрустели ветками местные лешие, а водяной с русалками только и ждали, когда кто-нибудь по неосторожности подойдет поближе к реке. Даже и не знаю, как они смогли добраться в целости и сохранности.
Размещение прошло на ура. Вместительный однокомнатный домик с кухонькой. Не евроремонт конечно, но нам вполне достаточно, да еще и за копейки. При этом, показывая, хозяин несколько раз интересовался, всё ли нам нравится, а то, говорит, бронировали люди на десять что ли дней, да так и не приехали, и не удосужились предупредить, что-то потом писали о неподходящем качестве. Даже обидно за него стало. А он нам еще и разрешил оборвать виноград во дворе. Жестковатый немного, а так ничего.
Но и на этом день не закончился. Пока мы устраивались/ходили/носили, Ника, воспользовавшись нежданной свободой в виде открытой двери, улизнула на поиски приключений, а вероятнее всего пошла искать какой-нибудь еды, своя-то никуда не денется. К тому же где для нас закрытая подворотня, для неё проход в соседний двор. С географией у неё совсем плохо, так что самостоятельно дорогу домой она еще не находила. Хорошо хоть выглядит она приметно и тявкает узнаваемо. Всё обошлось, минут через десять нашлась, обеспокоив при этом половину Боржоми.
Напротив нас через речку шумит водопад, но туда не пройти, там уже какая-то гостиничная территория и она закрыта. Для очистки совести попросились у охранника внутрь, и он без всяких уговоров нас впустил. Правда, ровно в этот же момент водопад (а он оказался искусственным) выключился.

Познавательная грузинская география. Часть I.
Познавательная грузинская география. Часть II.
Познавательная грузинская география. Часть III.
Познавательная грузинская география. Часть IV.
Познавательная грузинская география. Часть V.