Познавательная грузинская география. Часть II. / Отчёты об автопутешествиях / Автотуристу.РУ - автопутешествия и автотуризм: отчёты, трассы и дороги, в Европу на машине, прокладка маршрута!

Познавательная грузинская география. Часть II.

Начало читайте здесь

25 сентября. День 3. 400 км. Самцхе-Джавахети ---Имеретия ---Сванетия. Из Боржоми в Местию.

Продолжаем переезды. В Боржоми всего одна ночь. Сам Боржоми нас не особо и впечатлил. Здесь поблизости есть интересности, но это мы на следующий приезд отложили.

Утро начинается с обменника. Вчера меняли по минимуму, сегодня уже с запасом. Пока соображается завтрак, я прогулялся по утреннему городку до центральной площади, где жизнь уже проснулась. Местный банк еще закрыт, зато пара обменников к моим услугам и курс не в пример лучше степанцминдского.
При загрузке машины был неожиданно остановлен молодым грузином, окликнувшим меня по имени. Наш хозяин вчера рекомендовал один винный погребок, но вечером там закрыто было. Так вот утром нас успели поймать. А погребок закрыт по причине рождения дочки у владельца. Вот он теперь оторвался от празднования, дабы предложить нам немного своей продукции. Зашли, попробовали разного вина, что-то понравилось и было приобретено с собой, но я всё жду, когда до Кахетии доберемся. А закончилось всё совместным распитием чачи, причем размер пробника значительно превысил ожидания девушек. На этой мажорной ноте мы отправились дальше.
Едем в Имеретию, в каньоны. Но сперва оказались в Кутаиси. Вот там светофоры чуднЫе. Счетчик зеленого цвета отсчитывает последние секунды, я как раз подъезжаю к перекрестку и комфортно притормаживаю, а тут вместо ожидаемого желтого ни с того, ни с сего включаются еще четыре секунды зеленого, за которые можно легко проехать нескольким автомобилям. Проехать я, конечно, проехал, но удивился изрядно, да и едущих за собой возможно слегка озадачил.
А так городок как городок, въехали мы в него незаметно, проехали длинной улицей по южной окраине и так же незаметно выехали. До Хони сады/огороды, где через дорогу переходят толстые свиньи (ну коровы там вообще повсеместно), а в некоторых местах можно разжиться шикарной хурмой. В Хони сворачиваем направо и мчим в горы к каньону Окаце.
Незадолго до визит-центра (а там и такое есть) навигатор совместно с телефоном единодушно захотели в узенький проем в изгороди на каменистую колею, но мы прекрасно асфальтом доехали до нужной точки. Возле центра парковка и тут же местные перевозчики, предлагающие услуги по доставке непосредственно к каньону за приличные деньги. Это помимо того, что само посещение каньона с проходом через кассира происходит за плату. От центра ведет выложенная плитами тропа или можно доехать на такси. Ну или как вариант на своей машине, но тут нас сильно отговаривали, и в тот момент я решил, что просто приукрашивают трудности дороги.
Пешком нормально, немного вверх через лесок, а потом долгое время вниз, настолько, что мои спутницы откровенно приуныли, предвкушая возвращение.

Интернет уверяет, что этот самый каньон стал одной из значимых достопримечательностей Грузии. Только вот нисколечко он не впечатлил. Скорее расстроил. Понятно, устроили вдоль склона дорожку над пропастью, которая заканчивается выносной площадкой. Потратились. Но всё равно ничего не видно. Нет того простора, как в горах, потому как идешь хоть и высоко, но в ущелье, так и каньон сам не виден. Склоны поросли лесом/кустарником, сквозь него изредка блеснет речка где-то далеко. Умом осознаешь, что да, высоко, но он не смотрится.

Обратный путь ногами не осилили. Поднялись к дороге и поймали таксиста. Там пасутся на выходе как раз для таких, как мы, которые уверенно пешком, а потом понимают, что силы переоценили. Дали денег, доехали шевинивой и не пожалели, в том плане, что идти долго и в горку, а свою машинку там очень жалко. Дорога действительно убитая напрочь. Камни, лужи и полная неясность маршрута. Там одностороннее движение, одной тропой везут к каньону, другой обратно, разъехаться в случае чего нереально.
Выдохнули и отправились дальше, в смысле выше. К водопаду Кинхи. Дорога асфальтовая, но серпантинистая аж дух захватывает, резкие повороты и сразу сильно вверх, даже не верится, что заедем, как раз как мне нравится. Ясное дело, что навигатор опять завез нас куда-то по своим делам сначала. Он и так на серпантинах путается с направлениями, а тут взял и свернул на какой-то проселок, рисуя своей дорогой какой-то маршрут. Я сгоряча повелся на это дело и упорствовал, пока дорога не превратилась в узкий проем между изгородей. Потом задом как-то выкорячивался обратно. На самом деле надо было просто уверенно ехать по асфальту, невзирая на резкие перепады высот, который приводит к большой стоянке возле водопада.
Тут тоже делают смотровую тропу. В этой связи всё огорожено и прямо к водопаду не попасть. Можно только посмотреть на него из-за рабицы. Водопад высокий, около сотни метров. И прямо до самой земли не долетает, разбрызгиваясь по ветру в разные стороны, такая уменьшенная копия Анхеля.

Интересно конечно, но устраивать тут какую-то специальную площадку не совсем понятно для чего.
Можно пройти чуть выше по всё той же реке Окаце и там гораздо симпатичнее. Вода прорубила себе извилистую дорогу в белых скалах, устроив и площадки для загорания, и достаточно глубокие купели, оказавшиеся вполне пригодные для нашего купания, наверно и нырнуть можно, но от этого меня сумели удержать. Время сейчас неполноводное, а всё равно красиво. И сразу пропала расстроенность от того большого каньонища.

Отдохнули, освежились и дальше. Не спускаясь с гор, поворачиваем на Мартвили. Тут недалеко. Тоже каньон. Река Абаша. Здесь всё абсолютно по-другому. Речка маленькая, каньон узенький, тепло, тенисто и влажно. Микроклимат такой, что растительность своеобразная. Кажется, что попадаешь в тропический лес. За денежку пускают на мостики к реке, а за дополнительную денежку можно прокатиться на лодке. Что мы и сделали с большим удовольствием.

По какой-то неведомой причине с собакой тут нельзя. Даже с нашей, нередко путешествующей в рюкзачке или просто на руках.
После лодки еще прогулялись по дорожкам вниз по каньону, оказалось там тоже есть что посмотреть. Река падает вниз, а на нашем уровне можно по мостикам переходить с берега на берег.

И всё это среди мшистой зелени, деревья с разных берегов вот-вот переплетутся корнями и ветвями, настолько всё близко.

Кончилось тем, что Света уверенно пошла за ограждение на площадку, куда проход запрещен в виду опасности обрушения. Потенциальную катастрофу удалось предотвратить с помощью бдительного охранника.
На сегодня экскурсионная программа выполнена. Возле каньона опять же куча сувенирок. Очередные таксисты предлагают за деньги всевозможные поездки по уникальным местам, про которые никто не знает и куда фиг доберешься, но они довезут, расскажут, покажут и вернут до темноты, которая в отличие от этих самых мест совсем не за горами. Присутствует и скромная столовая (иначе её никак не назовешь). Видимо от впечатлений, да и проголодались уже, но вся местная еда вызывает как минимум глубокое удовлетворение. Здесь вот немудреная форелька с лобио, и тоже всё заслуживало похвалы. А с другой стороны мы не особо и привередливые, то есть надо всё-таки постараться, чтобы нам не угодить.
Осталось добраться до Местии. А тут варианты. То ли вЕрхом 172 км, то ли вниз по более проторенной трассе, но 222 км. Я про варианты пассажиркам рассказывать не стал, поехал, как мне хотелось, короче, но явно интереснее. Особых живописностей нам увидеть никак не светило, вечерело. И к тому же тучки, давно уже маячившие над горами, подошли поближе, добавили темноты и начали слегка моросить.
Без разногласий между навигаторами конечно же не обошлось, что приводило и к попыткам пассажиров указать мне верный путь, но чуйка и упрямство доставили нас к основной трассе, хоть в какие-то моменты асфальт заканчивался и наша грунтовка уходила в поля или перепрыгивала хилые мостики. Уверенность в своих действиях пришла ко мне в Цаленджихе, тот поселок, который я точно планировал проехать и там заправиться. Непонятная заправка, но вроде иномарки ей пользуются.
Еще немного ковыряний по проселку и попали на торную дорогу. И практически сразу пошел дождь. Вернее настоящий ливень. Хорошо еще, что успели из непоняток выбраться. Сначала еще был виден внедорожник перед нами и пара грузовиков перед ним, потом пространство расплылось. За окном не видно вообще ничего, а впереди несколько красных предельно размытых фонарей на непонятном расстоянии. И мои щетки, по которым просто бурлит вода. Дорога виляет, вполне возможно, что края обрывисты, но нам этого ничего не видно, так что боятся нечего, пока красные фонари перед нами неторопливо, но уверенно движутся.
Эта водяная завеса держалась достаточно долго и серьезно прибавила нам времени в пути. Потом стало просто моросить, проявилась дорога, а попутчики наоборот рассосались по поселкам, мы ускорились и даже начали кого-то обгонять. Стало угадываться в темноте ингурское водохранилище, но всё равно не видно.
А дорога всё длится. Уже и дождь закончился. После небольшого тоннеля сделали короткую остановочку и оказалось, что над нами шикарное звездное небо. Как и не было никаких туч. Езды было еще много, несколько раз встречались серьезные ремонты дороги, видимо сель сходил.
До Местии мы конечно же добрались. И даже не слишком поздно. Это стемнело давно, а так-то еще полуночи нет. Городок крохотный, одна вменяемая улица, зато переулков шириной в машину хоть отбавляй. Ума не приложу, как мы сразу попали в нужное место. Постучались в гостиницу с чужим названием, а оказалось, что хозяин один и тот же и встали мы там где надо, только умудрились наш вход не заметить.
Заселили нас на третий этаж. И это оказалось чудесно. Напротив открытой веранды стоят горы, прямо перед нами сванские башни и всё это освещено яркой луной. Ни дать, ни взять Куинджи. Вместо того, чтоб залечь в кровати после насыщенного дня, хочется никуда с балкона не уходить.
26 сентября. День 16,5 км пешком. Сванетия. Ледник Чалаади.

Утро обескуражило. Сразу. Выхожу на вчерашнюю веранду, а гор напротив нет. Тучи. Периодически накрапывает.

До поездки долгосрочный прогноз сулил разную погоду в разные дни запросов, но про Сванетию показывал исключительно солнечно. Да и вчерашнее небо давало основания надеяться. Мало того. Когда я вышел на улицу осмотреться по-настоящему, то смог отыскать несколько голубых прорех в сером покрывале облаков. Всё вселяло в нас надежду на выход в горы и любование красотами.

Пока не развиднелось, решили сгонять до туристического центра, ну может там добрые люди подскажут какой-нибудь оптимальный маршрут по нынешней погоде. Там ливануло уже по-настоящему. Мы запасливые, у нас и плащи и зонты. А на площадь маршрутки подвозят туристов снизу, вот те по большей части экипированы так себе, но и на дождь особого внимания не обращают. Здесь же тусуется очередной коллектив автомобилистов, предлагающих поездки в любой край Сванетии. Про погоду уверяют, что это нормально, вот-вот тучи растают и обязательно надо куда-нибудь поехать. Сам центр местного туризма до сих пор закрыт, хотя по времени уже полчаса как работает.
Ждать открытия нам надоело и, подивившись жутко неказистому памятнику царице Тамаре тут же на площади, мы отправились к дому, готовиться к выходу хоть куда-нибудь. Сверкнул было на скульптуре лучик солнца, но это был прощальный его блик в тот день.

Решили сегодня в горы не подниматься, там всё одно тучи, а отправиться по не самому продолжительному маршруту к леднику Чалаади. К началу тропы в лес однозначно надо ехать на машине. Пешком по грязной дороге с ездящими грузовиками мимо непонятных каменных разработок топать под дождем (да и посуху) эти лишние три километра нет никакого удовольствия. Вечером хозяин гостиницы рассказал, что здесь всё готовится к постройке ГЭС на местной речке. Единственное, что сегодня развлекает пейзаж – это многочисленные сванские башни.

Называются они «сванскими», однако увидеть подобные сооружения можно во многих местах Кавказа.
Машину оставили уже возле подвесного моста. Дали погоде шанс наладиться, подождав минут десять, и, не заметив перемен к лучшему, пошли. И сразу стало хорошо и интересно. Да и сам мостик словно в сказку уводит.

Небольшие колебания в выборе правильного направления и мы забираемся вверх по тропе, заходя в тучу. При этом мы отнюдь не одиноки. Навстречу (то есть уже возвращаясь) попадаются группы туристов с диметрально противоположными ощущениями, судя по их реакции на наши приветствия. Кстати, ни одного русского возгласа, в основном, но не всегда, что-то английское. Кто-то улыбается до ушей и радостно добавляет к возгласам взмахи рук, кто-то проговаривает что-то невнятное сквозь зубы, не поднимая головы, но вторых были единицы. Нам здорово повезло с попутными пешеходами, их практически не было.
А дорога очень даже ничего. Гор в тучах не видно вообще, но всё равно красиво.

Сперва лес, весь затянутый дымкой, потом тропка вдоль реки, которая вполне себе бурная, скорее всего из-за дождя. Сам дождь сегодня какой-то противоречивый. То примется, то перестанет. Я девчонкам выдал плащи, так они умотались их снимать/надевать, а постоянно в них идти неудобно и жарко. Ну и фотик приходится то прятать совсем уж подальше, то всё же использовать по назначению.

На некоторых полянках возле реки небольшие березки жмутся к земле, причудливо выгибаясь. Видно, что в полноводный сезон здесь нешуточный поток несется.
С пути сбиться непросто, есть метки на камнях и деревьях. Как-то не особо устав, мы дошли до самого ледника. Пейзаж постапокалиптический. Каменный серый котлован, над головой серая же мгла. Впереди должен быть ледник, но он не белый, как хотелось бы, а такой же серый, как и всё окружающее. Сверху на льду слой камней. Для того, чтобы лед увидеть, приходится включить воображение. Прямо к самому леднику, мы уже не пошли.

Обратная дорога вообще как-то быстро получилась. Опять встречные иностранцы и наконец-то русская компания. Народ очень разноплановый, есть спортивные ребята, а есть обычные семьи с маленькими детьми, которые топают несмотря на непогоду.
Все предполагаемые маршруты для любования горами пришлось забыть. Подъем на канатке в том числе. Так что после коротенького отдыха пошли изучать город. Туристов много даже в сегодняшний несезон. И при этом самый хороший курс и самая низкая цена в сувенирной лавке. Правда там тоже как-то мгновенно пару лари за карты приклеил продавец, едва мы уже собрались их приобрести, но даже и при этом дешевле вышло, чем мы видели в других местах. Расстроила едальня практически напротив сувенирки. Сперва вроде всё нормально было, но последняя картошка с мясом сразила наповал. Столько соли, это явный перебор. Есть такое понятие – сванская соль. Обычная соль со специями. И она очень солкая. Так вот в мое блюдо её сыпанули от души и возможно несколько человек. Сильно удивив и персонал и себя в первую очередь, я от своей порции отказался. К чести сказать, нам за это блюдо деньги вернули, хотя мы и не настаивали. Соль мы после этого не могли не прикупить. Нашелся обычный магазинчик, где её оценили значительно ниже, чем в сувенирной лавке.
Вояж по уже вечерним улицам городка, который обретя подсветку совершенно преобразился, приобретя горноевропейский лоск, неожиданная встреча с китайской парой, виденной нами в Казбеги (как они нас нагнали тут — непонятно) и мы вернулись в отель.
И внезапно, почти что не желая того, мы напросились на вино. Перед поездкой в интернете был отзыв о вкусном вине именно здесь. Немного неожиданно, но тем не менее. Встретив вечером хозяйскую пару, я поинтересовался, как бы попробовать и приобрести себе немного чудесного напитка. На что получил ответ, что вот насчет приобрести это немного в другое место надо будет сходить, а вот попробовать будет через полчаса. В назначенный срок хозяин вернулся, налил приличное количество вина в декантер и пригласил нас к столу. Жена его еще и сыра порезала и тоже к нам присоединилась. Вино чудесное и его вкусовые качества легко обьяснимы, жена – кахетинка и продукт оттуда. И вот так за неспешным разговором мы замечательно уговорили несколько бутылок. Каких-то денег за это с нас брать наотрез отказались.
27 сентября. День 5. 285 км. Сванетия – Гурия — Аджария. Местия — Гонио.

Если с утра небо будет ясное, то что-нибудь придумаем с прогулкой в горы (хотя мы и так в горах, но тут есть куда сходить и еще). Погода избавила нас от поисков вариантов. Всё затянуто. Напрочь. Спокойный неспешный завтрак и начинаем собираться.
На наше место уже потенциальные постояльцы приехали, ребята из Твери. По всему выходит у них почти такой же круг по Грузии, как и у нас, только в другую сторону, сейчас они из Батуми как раз. Кроме прочего успели там шторм застать, постращали нас волнами, выкатывающимися на прибрежную дорогу. Потом они нам свои фотки сбрасывали отсюда, им как раз с погодой повезло.
А мы едем к морю. Причем сегодня при дневном свете остается недоумевать, как мы тут ночью в дождь шли без какой-то опаски, ну а с другой стороны – краев дороги не видно, бояться нечего. Горы по-попрежнему в тучах, но все равно красиво.

Было бы солнце, неизвестно сколько бы мы ехали по времени. А потом еще и водохранилище появилось. Дорога все время идет вдоль реки Ингури, а ниже по течению ГЭС стоит. И еще задолго до неё меж гор образован живописный водоем.

Между прочим сама эта ГЭС не без уникальности, она (4-я по высоте в мире) эксплуатируется совместно Грузией и Абхазией. К ней тоже подъехали. Высоко. Пока ходили смотрели, около нас бродил дядька в возрасте, постоянно сетуя на развал Союза и, как следствие, запустение территории. Ну выглядит и впрямь заброшенно, но тут всё-таки не аттракционы, а режимный объект.

На этом наша нынешняя Сванетия заканчивается. Еще немного и мы у моря. Заскочили в Уреки, посмотреть на черный песок. Как-то совсем уж неприглядно. И песок не впечатляет, и грязно как-то, не в плане песок, а вообще мусор. Купается кто-то, но даже если бы вода как парное молоко была бы, не полезли б. Да и поселок, вдоль которого мы проехали поражает неуютом.

Зато тут рынок хоть и крохотный, но всё что надо было. И вкусно.
Приборы предлагали ехать дальше вдоль моря, но здравый смысл выбрал путь вокруг пляжей сразу в Батуми. Вот там уже появилось какое-то понимание вождения по-грузински. А то в Кутаиси машин немного было. По большому счету не слишком отличается от московской манеры езды. У нас поворотники через раз включают, тут в одном случае из десяти, но зато ты к этому всегда стопроцентно готов. Здесь не принято пропускать пешеходов, зебра не зебра не важно, я наверно сильно бесил своей вежливостью остальных участников движения. Ну и относительно преимуществ на дороге. Выяснилось, преимущество у того, кто решительнее. Быстренько усвоив эти нехитрые правила, мы вообще не испытывали проблем с передвижением в городах (а собственно только в двух и ездили: Батуми и Тбилиси, Кутаиси не в счет).
Нам пока не до батумских красот, едем в Гонио заселяться. На три полновесных ночи. По дороге перемигнулись с какой-то питерской тачкой и съехали налево в горы. Понятное дело, что сперва уехали не туда, но это совсем чуть-чуть. Подкорректировались и, не веря глазам своим, поехали грунтовым крайне узким серпантином, порой над обрывом непосредственно к отелю.

Глядя на дорогу, девчонки заробели и притихли, нам еще отсюда к морю спускаться. Я, правда, смалодушничал и тут же пообещал их доставлять автотранспортом, что слегка их успокоило, но окончательно напряжения не сняло.
Видимо это всё и сказалось на ходе заселения. Для начала оказались занятыми наши номера. У нас должны были быть два номера с видом на море, нужного размера. На наше искреннее недоумение произошедшим хозяйка нелогично ответила, что те постояльцы позже бронировали. И это всё при том, что именно здесь за самый большой срок до приезда уже нельзя было отменить бронь без штрафа. Света мгновенно прекратила операцию по выгрузке вещей и занялась поиском ближайших отелей, параллельно мы продолжали переговоры. Тем временем смеркалось. В итоге как-то разобрались с минимальными потерями. Сегодня ночуем как есть, а завтра освобождается один из наших номеров и там мы уж как-нибудь разрулимся. Одним из хороших факторов тут с самого начала была договоренность, что Лена одна занимает двухместный номер за полцены его стоимости. То есть это вроде бы как и нормально, но вообще такое не практикуется. Правда этот момент нам тоже пришлось отстаивать, договоренность была с сыном хозяев, он в америке и мы там еще долго созванивались. Завершением всего явилась авантюра с букингом. Мы же там всё бронировали. Я уж не помню чем там они мотивировали, но они попросили отменить бронь, сказали, что подтвердят это всё букингу, ну и потом мы там разберемся по деньгам. Может у них это и нормальная практика, лишние 15% в карман. Слегка поволновались за возможный штраф из-за отмены брони, но там всё нормально оказалось. Немного спиртного для примирения с действительностью и гармония почти вернулась в наш экипаж. Окончательному благодушию помешали вредные насекомые, что-то вроде летающих больших клопов, населяющие эти края. В общем-то они безвредные, не кусачие, не жужжащие, но во всё сующие свой нос. Я внимания на них не обращал, Ника тоже, Света в спокойном режиме, но вот Лене они строго не понравились. А эти твари с удовольствием стали отвечать ей взаимностью, максимально скапливаясь на ней самой, на её вещах или на постельном белье. Самое главное их не давить, а то они напоследок мстят противным запахом.

Познавательная грузинская география. Часть I.
Познавательная грузинская география. Часть II.
Познавательная грузинская география. Часть III.
Познавательная грузинская география. Часть IV.
Познавательная грузинская география. Часть V.