Путешествие на Крит. Часть 4 / Отчёты об автопутешествиях / Автотуристу.РУ - автопутешествия и автотуризм: отчёты, трассы и дороги, в Европу на машине, прокладка маршрута! 

Авторизация

Зарегистрироваться

Путешествие на Крит. Часть 4

Предыдущая часть...

Путешествие на Крит: Гортина – Фест – Матала

С утра, изведав завтрака и заказав обед с собой (большой плюс отеля – завтраки и обеды можно было заказывать на вынос – специально для буйнопомешанных, вроде нас), погрузились в машинко и двинулись… Для начала на заправку, потому как машинко было нам дадено с практически пустым баком.

Здесь небольшое отступление о критских дорогах, критских машинках, критских водителях, критских гаишниках и спутниковой навигации.
Во-первых дороги! Дороги на Крите знатные, практически все в адекватном состоянии, по крайней мере, непроезжих дорог мы не нашли вовсе, а условно проезжих – всего ничего и только в одном районе. Другое дело – во многих местах дороги очень узкие, особенно это касается тоннелей под новой национальной дорогой. По ширине такой тоннель аккурат соответствует одной машине, так что проезд такого превращается в приятное развлечение, особенно когда впереди встречная машина, а сзади напирают пятеро бешеных греков. Местами дороги, особенно проселочные, напрягают своей шириной также на серпантинах – когда дорога шириной в полторы полосы, так и ждешь, что кто-нибудь выскочит из-за поворота. Серпантины это вообще отдельная песня, местами едешь, слева от тебя уходит вверх на скала, справа пропасть в пару сотен метров, в качестве отбойника – уныло жующая коза. В местах, где кто-то не справился с управлением и счастливо перешел в лучший мир, критяне вместо венков ставят миниатюрные часовенки, этакие церквушки для бурундучков. Иногда, на особенно крутых поворотах серпантина, их столько, что они с успехом заменяют отбойник.


Здесь кто-то покинул сию юдоль скорби… И даже не один...

В горах на машине я был в первый раз, но вначале меня сильно выручала привычка к своей машине, заставляющая сильно снижать скорость на поворотах, а потом я приноровился к Гетсу и втянулся.

Во-вторых – критские водители. Это что-то с чем-то… На Крите, двигаясь по обочине дороги с двумя полосами, можно нарваться на встречную машину. Картина маслом: машина едет по обочине, ее по полосе обгоняет вторая, третья обгоняет вторую по встречке (через двойную сплошную), а четвертая обгоняет их всех по встречной обочине. Незабываемо… Вообще строгость ПДД на Крите запросто компенсируется необязательностью их исполнения. Нет, конечно, по слухам, если поймают за нарушением – мало не покажется, но ведь ездят и нарушают. Разворот через двойную на оживленном участке новой национальной дороги – это вовсе не что-то из ряда вон, а можно сказать, обыденность. Может показаться, что критские водители – все как один бешеные: особенно хорошо это видно на светофорах, если ты не тронулся с места в ту же миллисекунду, как зажегся зеленый, сзади горячие критские парни начинаю злобно гудеть. С другой стороны, неоднократно наблюдали, как на деревенской улочке две машины останавливаются друг напротив друга и водители начинают неторопливую задушевную беседу, при этом скопившиеся за ними с обеих сторон машины терпеливо ждут ее окончания.

Критские гаишники (дорожная полиция) это тоже отдельная тема. За все время не видел ни одного, занимающегося делом. Они постоянно маялись дурью: то движение регулировали, то объясняли как куда-то проехать. Ни одного на шоссе с полосатой палкой и радаром не встретил. Нет, один раз видел двоих, которые стояли у выезда на национальную дорогу со сканером и сканировали номера машин. Если на Крит забросить наших гаишников (скажем по программе обмена), то через неделю или весь Крит будет без прав сидеть, или начнется строительство суперэлитного гаишного поселка.

И наконец, если планируете поездки по нетуристическому Криту – берите джип (например Самурай или Джимни), бывали моменты, когда мы реально жалели о его отсутствии. Машинко конечно ехала, но в горах нормально тянуть отказывалась насмерть, да и по шоссе особо не разгонялась. Кроме того, в некоторых местах (о коих позже) мы некисло проскребли брюхом по камням, а в других приходилось форсировать достаточно глубокие лужи (к счастью удалось проскочить на скорости). Однако, если ничего дикого вы не планируете – легковушки хватит за глаза.

И еще слово о спутниковой навигации. В дорогу был взят навигатор с программой i-GO (8 версии) и последними картами Греции. Возможно материковая часть и была свежей, но карта Крита, очевидно, не обновлялась со времен падения самодержавия. Новая национальная дорога на ней отсутствовала, как класс, развязки тоже пугали оригинальностью. Несколько раз мы с ужасом наблюдали, что по показаниям навигатора, бодро скачем с горы на гору безо всякой дороги. С другой стороны, уж лучше такой, чем никакого: было несколько реальных случаев, когда навигатор выводил нас из каких-то совсем уж медвежьих углов. Пометка: будете пользоваться навигатором – сразу запретите грунтовые дороги, в противном случае можете выехать на пробитую джипами тропу с горы под уклоном 45 градусов и без покрытия. Хотя это может и не помочь, на наших картах ВСЕ дороги Крита были отмечены, как дороги с покрытием. В результате несколько раз навигатор уводил нас с шоссе на грунтовый проселок шириной чуть больше машины над стометровым обрывом.

И напоследок еще одно, на этот раз не машинное замечание: критяне русских любят. Чем обусловлено, не знаю, но это точно. Стоило сказать, что ты русский, отношение заметно улучшалось. Был даже случай, когда мы с Юлькой искали источники в Спили. Спросить подошли к какой-то женщине, дремавшей за прилавком. Спросили по-английски, как пройти в библиотеку к источникам. Женщина знаками дала понять что твоя моя не понимай и ни про какие источники не знает. Однако, стоило нам на пути от лавки перекинуться с Юлькой парой фраз по-русски, как женщина выскочила из-за прилавка, догнала нас и на достаточно адекватном английском объяснила, куда идти.

Лирическое отступление закончено и мы как раз успели заправиться. Далее наш маршрут Гортина – Фест – Матала.

Гортина нам была интересна знаменитым сводом законов, расположенным на одеоне, базиликой Павла и Тита и раскопками огромного города римской эпохи. До Гортины добрались достаточно быстро, но там творилось незнамо что. Начать с того, что обочины с обеих сторон дороги уже за километр были утыканы автомобилями, у церкви стояла огромная толпа – солдаты, люди в национальной одежде, просто народ с детьми, с цветами.


Вот такая суета в Гортине.

Припарковаться удалось только в полутора километрах от Гортины у какого-то сарая. Добрались пешком до базилики. Понять ничего не возможно, надо платить деньги или не надо, можно ли взять экскурсию – вообще не понятно. Так бы мы наверное и метались, но нас заметил какой-то официальный грек с бейджиком и рассказал, что сейчас здесь встречают патриарха и нам в плане экскурсий ничего не обломится, но мы можем устроить ее сами. Коротко рассказал, куда можно зайти, где интересно, а где нет. Посещение базилики и одеона, лицезрение кодекса обломились.И мы отправились на собственную экскурсию по величайшему римскому городу Крита. Гортина, а точнее то, что от нее осталось находится в широкой долине, среди своеобычной оливковой рощи, отдельные деревья которой насчитывают по 700-900 лет.


Оливковая роща в Гортине. Это молодая поросль, в самой Гортине деревья выглядят по-другому.

Вначале мы немного пометались по этой роще в поисках чего-нить археологического, но потом поняли, что ищем не там и, пройдя с километр по дороге, обнаружили мощеную дорожку, по которой, вероятно, еще маршировали римские солдаты. Эта дорожка привела нас к развалинам храма египетских богов (Изиды и Сераписа). Храм, к сожалению, сохранился плохо.


Мощеная дорожка, выведшая нас к раскопкам Гортины.


Храм египетских богов (Изиды и Сераписа).

Далее от храма к развалинам дворца римского наместника – Претории. Та сохранилась получше, несколько барельефов, остатков стен, колонны, небольшой мостик. Дворец получался весьма внушительный.


Руины Претории. То ли мостик, то ли свод подвала...


Руины Претории. Остатки барельефа.


Руины Претории. Останки колоннады.


Руины Претории. Еще одна колоннада.

От Претории мы проследовали к Храму Аполлона, в котором замечательно сохранился жертвенник и плита с надписями.


Храм Аполлона. Большой пирамидальный жертвенник находился вне храмовых стен. Справа от входа — большая плита с надписями.

Далее пройдя мимо театра, который было весьма плохо видно, так как он был сильно засыпан и огорожен забором из сетки, мы решили этим и закончить экскурсию и вернулись к дороге.


Остатки гортинского театра.

Прогулка по Гортине происходила у нас в одиночестве, среди древних камней, и потому произвела на меня большое впечатление.А у дороги уже было все готово к встрече патриарха. Асфальт был засыпан оливковыми ветвями и розовыми лепестками, на дороге выстроился почетный караул непобедимой греческой армии.


Победоносная греческая армия на встрече патриарха.

Я было хотел проследовать до машины и отправиться далее, но меня остановила Юлька, которой не терпелось заиметь в коллекции фотографию местного патриарха. Пришлось немного поиграть в паппараци.


Играю в папарацци. Вот он — тот самый патриарх.

Из Гортины отправились в Фест. Поездка уже не была такой приятной. Все города и деревушки по пути тоже готовились к приему патриарха, поэтому улицы были забиты радостным народом с цветами, а местами и просто перекрыты. Если бы не навигатор, могли бы и заблудиться, объезжая. К счастью, мы обгоняли патриарший кортеж, поэтому могли двигаться достаточно быстро.Нам удалось не пропустить нужный поворот и вот мы поднимаемся на гору, на склоне которой расположен Фестский дворец. У дворца оказалась просторная и благоустроенная парковка, с которой открывался весьма живописный вид на горы, оливковые рощи и немногочисленные поля.


Вид с парковки у Феста. По ссылке большая панорама (~1.5 Mb)

Мы воспользовались случаем и полюбовались открывающимся видом.Сам Фестский дворец находится выше по горе, на расстоянии где-то полукилометра от парковки. Вид с Феста открывается тоже весьма впечатляющий.Как и большинство дворцов Крита Фест представляет собой один дворец, построенный на развалинах другого. Один из них называется Старым, а другой – соответственно – Новым. Прогуляться можно по развалинам Нового дворца, так как уцелевшая часть Старого закрыта на раскопки. Вообще, Фестский дворец произвел двойственное впечатление: с одной стороны он не такой зрелищный, как частично восстановленый Кносс; с другой – он более натурален и пожалуй более интересен. Новый Фестский дворец можно разделить на три части: это открытый двор на краю склона, центральная часть с многочисленными комнатами и второй двор со стороны Старого дворца. Первый двор, когда то видимо был отделен от дворца колоннадой. На дворе находится плавильная печь для бронзы. Второй двор напоминает амфитеатр у королевской дороги Кносса. Также есть ступени, приподнятая над землей дорожка для процессий. Центральная часть дворца сохранилась достаточно хорошо. Как и в кносском дворце здесь обнаружилось несколько погребков с пифосами для хранения ништяков, а также многочисленные узкие комнаты, которые также могли быть хранилищами. В каждой из этих комнат находятся по нескольку обработанных камней, похоже культового назначения, с высеченными на них знаками. Я собрал коллекцию снимков, вдруг кому будет интересно. В одной из этих комнат был обнаружен знаменитый фестский диск, ныне представленный в архологическом музее Ираклиона. Местами на полу остатки плит с углублениями неправильной формы, мы сочли, что раньше они могли быть заполнены цветным материалом.


Одно из внутренних помещений Фестского дворца. Часть раскопанного закрыта от дождя и солнца щитами.


Культовые (или не очень) предметы, обнаруженные в хранилищах.


Плавильная печь для бронзы во дворе Фестского дворца.


Остатки бассейна для омовений.


Своеобычные пифосы.


Остатки колоннады на фоне двора с амфитеатром.


Реконструированное хранилище пифосов.


Те саме странные плиты с углублениями. Кто знает, что это?


Двор с амфитеатром (ступенями) и дорожкой для шествий.


Руины Старого дорца. Сейчас активно раскапываются.

Прогулявшись по Фестскому дворцу и с грустью посмотрев на руины Старого дворца, которые пребывают в более презентабельном виде, но недоступны из-за ведущихся раскопок, мы отбыли в направлении Маталы.

Матала это небольшой городок на южном берегу моря, живущий целиком за счет туризма. Основной достопримечательностью Маталы является римское пещерное кладбище.


Матала. Скала с римским пещерным кладбищем.


Так выглядят входы в «могилки».

Кроме того у Матала известна своим пляжем. Единственное, что портит впечатление – это размер волн и рельеф дна. Купаться в море здесь очень неудобно – сразу от берега начинается каменная плита, которая затем резко уходит в глубину. Когда заходишь в море, на некоторой глубине каждая волна тебя подхватывает (а волны там весьма сильные) и норовит приложить об эту плиту или смыть далеко в море. За Маталой находится более удобный песчаный пляж с красноватым песком (т.н. “Red Beach”), но мы были утомлены поездкой и решили остановиться на местном галечном пляже.Римское пещерное кладбище представляет собой скалу, изрытую небольшими пещерами. Каждая пещерка похожа внутри на купе поезда. Некотрое время назад в пещерах селились хиппи, Маталу также посещал Джорд Харрисон, о чем свидетельствует приветсвенная надпись на волноломе.


Такая вот благоустроенная могила. Хиппи оценили.


Добро пожаловать в Маталу, Джордж. Живи сегодня, завтра не наступит никогда.

Однако потом Греция признала матальское кладбище национальным достоянием и хиппарей попросили. Сейчас скала открыта для посещения туристами днем, а ночью включается подсветка и скалу охраняет сторож. По слухам, сторожу можно дать 20 евров и почувствовать себя настоящими хиппи, слившись в экстазе на каменной полке в пещере.Наскоро осмотрев пещеры, мы расположились на пляже, окунулись в море, отобедали и понаблюдали, как люди предаются местному развлечению под названием “с-горы-в-море-плюх”. Несколько воинственно настроенных мужчин забрались на высокую скалу и прыгали в море с высоты метров наверное 15-ти.Насладившись морем, закатом и Маталой, мы отправились в обратный путь.


По дороге из Маталы. По ссылке большая панорама (~ 1.5 Мb)

Продолжение следует

Оглавление:

Часть 1 — Подготовка и вылет на остров Крит
Часть 2 — поездка в Ираклион с целью посещения археологического музея.
Часть 3 — Кносский дворец
Часть 4 — Гортина – Фест – Матала
Часть 5 — Поездка на Плато Лассити (Музей Человека, Лассити, Диктейская пещера)
Часть 6 — Мелидони – Курна – Ретимно
Часть 7 — Плато Нида – Идеон Андрон – Псилоритис – обсерватория Критского университета

Часть 8 — ущелье Курталико – Венецианский мостик – Спили – Фоделе

Полная подборка отчетов о поездках по Криту здесь!

Комментарии (2)

RSS свернуть / развернуть
+
0
+ -
avatar

admin

  • 23 ноября 2009, 18:15
обалдеть! даже этапность посещения Вами Крита почти та же, что и у нас… Гляньте мой недописанный отчет [по тэгу «Крит» найдете].
+
1
+ -
avatar

SkyFox

  • 24 ноября 2009, 08:52
Все в этом мире диктуется логикой. (По крайней мере я стараюсь, чтоб так было).

Внимание!

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии непосредственно на сайте. Советуем Вам зарегистрироваться (это займёт 1 минуту) и получить тем самым множество привилегий на сайте!

Можно также оставить комментарий через форму "ВКонтакте" ниже, но при этом автор публикации не получит уведомление о новом комментарии.