«Выдь на Волгу…» - часть 2. Тольятти, Самарская Лука и Сызрань / Отчёты об автопутешествиях / Автотуристу.РУ - автопутешествия и автотуризм: отчёты, трассы и дороги, в Европу на машине, прокладка маршрута! 

Авторизация

Зарегистрироваться

Войти или Зарегистрироваться        Мобильная версия

«Выдь на Волгу…» - часть 2. Тольятти, Самарская Лука и Сызрань

часть 1. В основном, Самарская
часть 3. На родине Купающегося Красного Коня

— Это дали?
— В общем-то, дали.
— Типично волжские?
— Не без этого.


Продолжаем наше путешествие по кусочку великой русской реки – Волги – от Самары до Саратова.
Хотя и это сейчас подвергается сомнению: во-первых, ряд исследователей считает, что Волга впадает в Оку, а не наоборот:
«С точки зрения науки, изучающей режим рек, правильно было бы считать, что река должна называться именем того притока, который имеет наибольшие длину и бассейн и несёт с собой наибольшее количество воды. Бассейны у Волги и Оки до Горького одинаковы, средняя годовая водоносность тоже, но Ока, как мы уже говорили, длиннее Волги на 187 км. Поэтому формально именно Волга впадает в Оку и получившаяся река должна нести название Ока. Однако исторически сложилось обратное понимание вопроса.
см. Е.В.Болдаков «Жизнь рек», изд. 1951 г.70
»
Во-вторых, есть еще точка зрения, что в настоящее время Волга из проточной реки превратилась в цепь водохранилищ, что в корне поменяло ее экологию.

Главной целью этого дня было посещение Самарской Луки – на официальном сайте национального парка информация о двух десятках локаций, рекомендованных к посещению, мы, увы, за неполный день едва ли пять осилили. Было бы больше, если бы не заезд к Куйбышевскому водохранилищу.
Дорога от Самары до Тольятти радует отсутствием выбоин, которые в эту поездку порядком вытрясли душу, а также волжскими видами:


Хотя в Тольятти мы хотели посмотреть всего два объекта, ухлопали на это уйму времени: город территориально очень большой.
Первый объект – это памятник основателю города Ставрополя (нынешнего Тольятти) В.Н. Татищеву. Памятник, как правило, достопримечательность никудышная, особенно творения последних лет, высыпавшие на улицы наших городов, как грибы после дождичка. Художественных достоинств в них чаще всего – ноль, разве что тереть их весело: за нос/ремень/кобуру/гаечный ключ/ботинок и т.д. – нужное подчеркнуть. Но здесь — особый случай: памятник, открытый в 1998 году, и сам по себе впечатляет, и расположен он на постаменте-стилобате 14-метровой высоты, и фон у него прекрасный – воды обширного водохранилища. Правы были авторы монумента, не нашедшие в современном Тольятти более удачного места для расположения памятника:


Будучи в Тольятти, нельзя было не посмотреть на здание АвтоВАЗ – хотя бы из уважения к нашим родителям, в свое время разъезжавшим на Жигулях с чувством высочайшего достижения. Помню момент из детства, когда отец приехал на свежекупленной шестерке цвета «синяя валентина» — и мы всей семьей поехали немедленно кататься. Вот это был восторг! Мой любезный супруг тоже поностальгировал по первому водительскому опыту на отцовских Жигулях, так что надо было на родине Лады побывать.


На территорию Самарской Луки въезжаем по мосту, объединенному с Жигулевской ГЭС…

…но через десяток километров сворачиваем с оживленной М5 на дорогу в сторону Ширяева:

Самарская Лука – это обширная территория, своеобразный полуостров, образованный излучиной Волги и Куйбышевским водохранилищем. На карте выглядит очень заманчиво:

Но вот полноформатное любование волжскими видами по дороге вдоль реки не очень-то получается:


Нужна возвышенность, и их на территории Самарского заповедника несколько: Молодецкий курган, Девья гора, Усинский курган, Попова гора, гора Верблюд, гора Отважная, гора Лысая, Могутовая гора – это только то, что указано на сайте национального парка. У нас на все это природное богатство времени нет, приходится ограничиваться районом наиболее известного села Самарской Луки – Ширяево.
А известность свою оно получило потому, что в 1870 году художник Илья Репин работал здесь над картиной «Бурлаки на Волге».
Об этом очень живо и полно написано на сайте Самарского областного художественного музея, чьим филиалом является дом-музей И.Е. Репина в Ширяево:

«В настоящее время «Историко-музейный комплекс в селе Ширяево», филиал Самарского областного художественного музея, имеет разветвлённую структуру и включает в себя различные взаимосвязанные между собой функциональные блоки: три музея — Дом-музей И.Е. Репина (1850-х гг.), Дом-музей поэта А.В. Ширяевца (1890-х гг.), усадьбу купца И. Вдовина (начало XXв.), — и рекреационную часть.









Еще будучи студентом Петербургской Академии художеств, Репин, под впечатлением от увиденной на Неве ватаги бурлаков, тянущих баржу, задумал картину, посвященную тяжелому бурлацкому труду. Друг, живописец К.А. Савицкий, посоветовал ему отправиться к «настоящим бурлакам» – на Волгу. И вскоре Илья Ефимович вместе с младшим братом Василием и художниками ФА. Васильевым и Е.К.Макаровым поплыли по Волге от Твери до Саратова. Оказавшись в районе Жигулей, они были восхищены их красотой и на обратном пути высадились в Ставрополе. (Сейчас старый Ставрополь находится под водой, затопившей эти территории после сооружения в 1950-е годы гидроэлектростанции). Путешественники поселились в доме у старухи Буянихи и начали делать вылазки на другую сторону Волги, погружаясь в «дикую природу» Жигулей. Более всего их поразили волжские пространства, которые, по словам Репина, «не мог вместить ни один альбом». Перевалочная база бурлаков находилась у подножия Царева кургана. В начале июня художники переселились поближе к цели своего путешествия — селу Ширяев Буерак.
Репин подробно описал первое утро художников на новом месте: Макаров полез на гору к большим глыбам песчаника в виде сфинкса; Васильев и Репин-младший отправились в Козьи Рожки верхнею тропою, а сам Илья Ефимович пошел с альбомом к Воложке (Ерику). У берега на террасах, образованных отступающей в половодье водой, художник увидел группу девочек и начал их рисовать. Погрузившись в работу, он не сразу обратил внимание на появление деревенских баб, которые с руганью стали оттаскивать детей и заставлять их выбрасывать монетки, полученные за «позирование: они приняли художника за дьявола, который хочет завладеть детскими душами. Люди верили, что «пятачки» вскоре превратятся в черепки. И лишь при предъявлении грамотному писарю, за которым специально послали в Козьи Рожки, репинского свидетельства, на котором стояла печать Императорской Академии художеств, собравшийся народ с конфузом отступил.
День наших путешественников проходил таким образом: утром, после чая, Репин с альбомом и этюдником шел охотиться на «своих бурлаков». Сидя на горе, он поджидал барку с той стороны Волги и наблюдал, как прибывшие бурлаки отдыхали на отмели, слушал их песни. Он спускался к ним, писал с них этюды, рисовал. Здесь он встретил «своего Канина», показавшегося Репину «величайшей загадкой». Канин был попом-расстригой, лет десять потом служил регентом в церковном хоре и столько же примерно «бурлаковал»…



Вспоминая о пребывании в Ширяевом Буераке, художник сообщил здесь много интересных фактов, которые впоследствии были подробно описаны им в книге «Далёкое близкое». Он писал, что Волга во время путешествия представилась ему какой-то музыкальной пьесой, вроде Камаринской Глинки, которая начиналась заунывными мотивами тянущихся бесконечно линий до Углича, Ярославля, переходила в красивые мелодии в Плесах, Чебоксарах, дробилась, уходила в бесконечные дали под Симбирском и в Жигулях разразилась таким могучим трепаком, такой забирающей Камаринской, что сами художники невольно заплясали – глазами, руками, карандашами и готовы были пуститься вприсядку.


После такого изобилующего живыми подробностями рассказа добавить нечего. Разве что приведу фотографию той самой комнатенки в крестьянской избе, в которой жил Репин во время своей творческой экспедиции:

Находящийся в нескольких шагах дом купца И. Вдовина был построен спустя четыре десятка лет после пребывания Репина в селе, причем история его создания просто неподражаема. Вдовин был хозяином мельницы, человеком оборотистым и по местным меркам богатым. Приступая к строительству дома, он кинул клич: кто принесет ему пригодный для постройки бутовый камень – получит кружку пива. Мужики натаскали из окружающих деревню штолен столько строительного материала, что хватило на большой дом со стенами метровой толщины. Еще и на обстановку хватило:


Остается разъяснить еще, кто был поэт Александр Ширяевец. Настоящая фамилия – Абрамов, а псевдоним, как нетрудно догадаться, был взят по названию родного села. В историю вошел как «новокрестьянский поэт»:

Вероятно, сейчас Ширяевец интересен прежде всего своей дружбой с Сергеем Есениным. Именно на смерть друга в 1924 году Есенин отозвался стихотворением «Мы теперь уходим понемногу», в котором прозвучала знакомая даже далеким от поэзии людям фраза:
Счастлив тем, что целовал я женщин,
Мял цветы, валялся на траве,
И зверье, как братьев наших меньших,
Никогда не бил по голове…

Смерть товарища переживал тяжело, неоднократно просил: «Если я умру, похороните меня рядом с Шуркой милым». Есенин умрет в 1925 году, и могилы двух товарищей-поэтов действительно находятся неподалеку друг от друга на Ваганьковском кладбище.

И грустно, и смешно – диапазон чувств от посещения ширяевского музея чрезвычайно широк. Но без волжских видов не обойтись, и здесь прекрасными обзорными точками являются две горы, между которыми лежит деревня. С одной стороны – Монастырская гора:

С другой – Попова гора.
Анекдот в тему:
— Чем отличается Волга от попа?
— Волга — матушка, поп — батюшка.

Одной горой решаем пожертвовать ради купания в Волге (температура стабильно держится выше 30 градусов с самого утра, что не может не накладывать отпечаток на программу развлечений), отправляемся на Попову гору, в целях экономии времени подъезжая к самому входу. Да, на въезде в деревню надо купить в туристическо-информационной палатке билет на посещение обзорных площадок, на самих площадках нет ни контроля, ни пункта оплаты.

На Поповой горе – две обзорные точки, одна – с памятником «Волжская Булгария»:


Вторая – чуть выше — с памятником рабочим, которые трудились в расположенных неподалеку в недрах горы штольнях:

Здесь становится понятно, почему Ширяево считается самой красивой деревней Самарской Луки (если не всей Самарской области):

На предыдущей фотографии в левой части виден пляж, куда мы и отправились прямиком с Поповой горы. Людей там намного меньше, чем на вчерашнем пляже Красноглинского района: все-таки, на машине из Самары до Ширяева – 150 километров, не наездишься. Хотя, судя по встретившейся мне информации, очень популярны туры выходного дня из Самары в Ширяево по Волге. По водному пути километраж намного меньше, заодно можно полюбоваться панорамой Жигулей в целом и отдельных гор. Например, очень много упоминаний о горе Верблюд.
Я посмотрела по картам – от пляжа до этого Верблюда каких-то 3,5 км, по улице Советской, вполне успеем доскочить туда – и еще успеть полюбоваться очередной порцией волжских закатов с горы Стрельной.
Где там.
Сразу за последним деревенским домом улица Советская превратилась вот в такой автобан:


Причем три или четыре раза пришлось разъезжаться со встречными машинами. Назад тоже не повернуть – негде. Так и пришлось ползти вперед с черепашьей скоростью. Наконец, карта показывает: гора – справа. Вид снизу:

Наконец, спустя минут двадцать – не меньше, оказались на большой поляне, пристроили машину в тенек и вышли из отклиматконтроленного салона.
«Наружа – слово-то какое!»
Раскаленный вечерний воздух звенел дружным хором. Основную партию вели комары. На басах – лютого вида огромные шершни. Овода (треугольные, самые настырные, которых нипочем не отогнать – только прихлопнуть) летают молча, но угрожающе.
Даже палки не прихватили, ломанули в лес к горе – там хотя бы только комары. Но ведущая к Верблюду тропа меня озадачила, соваться туда без палок показалось ненужным геройством.

Пришлось ограничиться видом со стороны:

Так что лучше всего Верблюдом любоваться с реки.
На обратном пути компенсацией за неудобства стали виды на Волгу: дорога шла вплотную к воде, берег весь зарос фотогеничными березами, никаких непролазных кустов, в общем, сплошное великолепие!





Пока я бегала с фотоаппаратом по берегу, отбиваясь от летающих кровососов, мы упустили время посещения горы Стрельной. Там на въезде установлен шлагбаум и пункт оплаты, мы приехали в начале девятого, а закрывается все в восемь вечера. Так что закаты получились весьма приземленные:





Раз уж в этот день посмотреть удалось не очень много, решили уже после наступления темноты проехать подальше, до Сызрани, а это от Ширяева – около 150 километров. Там хотя бы можно было переночевать в городской гостинице, а не в мотеле на трассе. «Быть по сему – и посему бы и нет».

На следующий день нашей задачей было добраться из Сызрани до родственников в Энгельсе – через Балаково, Зоркино, Маркс. Да еще внезапно я решила к этому достойному списку присовокупить Хвалынск. Если тратить примерно по часу на городок, плюс 300 километров по не самым прекрасным (хм-хм) дорогам – вполне приемлемый план. В принципе, так везде и вышло, за исключением Хвалынска и Балаково (здесь мы приподзависли – и было где!) и Зоркино (там посмотрели все за 10 минут).
Но об этом – в следующей части, а пока –

Сызрань.

Всегда завидовала жителям городов, в которых есть красивая полноводная река, набережная (при условии наличия достаточного количества мостов). Вот панорама Сызрани в этом отношении мне очень понравилась:

Старинный город — как всегда, со следами былой добротной красоты:



Главная историческая достопримечательность – Сызранский кремль, широко представленный одной башней:


Перед ним – памятник воеводе-основателю Сызрани, Григорию Козловскому:

В пределах территории кремля – церковь и мемориал памяти павших в Великой Отечественной:


Мы здесь оказались утром 22 июня, официальные мероприятия к этой скорбной дате уже завершились, но школьники рассредоточились несколькими группами, слушали рассказы учителей, фотографировались.
Да еще скорая подъехала оказать помощь молодой женщине, которая отсиживалась в тени: ей, судя по всему, стало плохо на солнцепеке во время проведения памятных мероприятий.
Мы попали в жару, когда с утра было от 30 – и днем до 37-38 градусов. В этих условиях Волга дразнила и заманивала.

Глядя на огромные пластиковые муляжи помидоров, разбросанных на площади между Волгой и кремлем, я вспомнила рассказ участника сообщества Автотуристу.ру с никнеймом LudaSamara: она красочно и ярко описала вот уже два десятка лет проводимый в городе фестиваль «Сызранский помидор». Здорово, что она откликнулась комментарием на первую часть рассказа о волжской поездке, хотела ей сказать спасибо за то, что у меня в памяти всплыли подробности этого праздника и я сходу про них рассказала любезному супругу, в очередной раз подтвердив звание эксперта в туристических вопросах)))

В связи с этим для продолжающих писать отчеты на сайте есть предложение: поделиться рассказами о родных городах. Волей-неволей, мы сейчас расширяем «внутренний туризм», а рассказы о достопримечательностях пишут, как правило, «блогеры», приехавшие на пару часов и нахватавшие информации в том же интернете. Вот одно и то же кочует по разным сайтам. А вот если бы местный житель сказал, куда сходить и что нельзя пропустить – было бы здорово.
Админ Антон подробно рассказал, как создать новую рубрику:
»Жмём «Написать отчёт» и там в субменю красненьким будет «Создать рубрику» =) Очень просто на самом деле".

часть 3. На родине Купающегося Красного Коня

Комментарии (7)

RSS свернуть / развернуть
+
2
+ -
avatar

bulava61

  • 26 июля 2021, 15:53
свежекупленной шестерке цвета «синяя валентина»
Что за цвет такой? И почему Валентина посинела? Лютый мороз?
художник Илья Репин работал здесь над картиной «Бурлаки на Волге».
Если вернуться к первой части, к картине-инсталляции Репина про бурлаков — никакого несоответствия не бросилось в глаза?
получит кружку пива.
«Жигулёвсого из Самары? Какая дрянь.
Глядя на огромные пластиковые муляжи помидоров
Сызрань считается российской помидорной столицей.
поделиться рассказами о родных городах.
А что, так можно было? Прям про Москву? Спасибо, Света, даже не произведшая на нас впечатления Сызрань у Вас звучит по- другому. Хотя Самары у Вас маловато: где любимейший всем автоугонщик Юрий Деточкин в позе:»Люба, я вернулся!"? Хотя, возможно, мне одному это интересно… Плюсик, как обещал.
+
3
+ -
avatar

begun12

  • 27 июля 2021, 12:18
Что за цвет такой? И почему Валентина посинела?
— переадресовываю вопрос автовазовским дизайнерам.
никакого несоответствия не бросилось в глаза
— не бросилось, так что можете поделиться.
Сызрань считается российской помидорной столицей
— с огуречной тоже все понятно, остается найти кабачковую и баклажанную.
А что, так можно было? Прям про Москву?
— ну даже я про Москву сколько топиков наваляла, что и москвичам можно было бы подтянуться.
Хотя Самары у Вас маловато: где любимейший всем автоугонщик Юрий Деточкин в позе:»Люба, я вернулся!"?
— с чего это он всеми любимейший? Мне вот не нравится. Как и памятники киноперсонажам.
Плюсик, как обещал.
— зачем же заранее обещать, надо быть объективным.
И вежливым: спасибо за отзыв!
+
0
+ -
avatar

bulava61

  • 28 июля 2021, 19:45
никакого несоответствия не бросилось в глаза
— не бросилось, так что можете поделиться.
Поскольку смотреть на эту картину можно только с пешеходной набережной, то получается, что бурлаки тянут баржу по течению. что лишено смысла. Тут надо либо картину перенести на другой берег, либо перенаправить бурлаков.
+
0
+ -
avatar

begun12

  • 29 июля 2021, 09:59
Тут надо либо картину перенести на другой берег, либо перенаправить бурлаков.
— сие предложение напомнило мне случай, когда при компьютерной верстке печатного издания для одной правоохранительной организации дизайнер для пущей гармонии «отзеркалил» несколько фотографий, в результате у изображенных на фотографиях людей в погонах шевроны, нагрудные знаки и ведомственные награды «переехали» на другую сторону.
+
0
+ -
avatar

bulava61

  • 29 июля 2021, 16:24
Света, Вам фиолетово, что бурлаки бессмысленно толкают баржу по течению???
+
3
+ -
avatar

BVD64

  • 27 июля 2021, 13:14
Хороша Волга, недаром ее Великой кличут!
На карте Самарской Луки, в левом уголке, деревня Переволоки с отличным рыбным рынком, мы всегда там рыбку прикупали, когда в Пензу ездили. А вот в Сызране были лишь раз, и то ночью, пересадку делали с поезда на поезд в канун Нового года, с 30 на 31 декабря 1998 года. От Сызрани до Пензы ехали в общем вагоне стоя. Сын до сих пор ту поездку вспоминает, он тогда полдороги проспал под сиденьми (ему 8 лет было), а я охранял ноги его в проходе, чтобы никто не наступил. :)
Как-то позже, будучи так-же в Пензе, подбивал родственников на поездку в Сызрань, но свояк убедил, что лучше в Саратов, мол в Сызрани смотреть не на что. Обманул поганец!
Закаты прекрасны, не зря Вы, Света, с фотоаппаратом бегали!
Спасибо с плюсом!
+
3
+ -
avatar

begun12

  • 27 июля 2021, 13:43
деревня Переволоки с отличным рыбным рынком
— наверно, именно там мы и останавливались по пути в Самару. Но по такой жаре покупать что-то сомнительное в поездке я опасаюсь.
От Сызрани до Пензы ехали в общем вагоне стоя.
— «Всем надо Новый год встречать!» Вообще, конечно, такая поездка не забудется…
лучше в Саратов, мол в Сызрани смотреть не на что.
— скорее всего, он прав, из этих двух я бы тоже в Саратов поехала.
не зря Вы, Света, с фотоаппаратом бегали!
— СПАСИБО!

Внимание!

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии непосредственно на сайте. Советуем Вам зарегистрироваться (это займёт 1 минуту) и получить тем самым множество привилегий на сайте!

Можно также оставить комментарий через форму "ВКонтакте" ниже, но при этом автор публикации не получит уведомление о новом комментарии.