Уик-энд в Финнмарке. Нордкап - 2016. / Отчёты об автопутешествиях / Автотуристу.РУ - автопутешествия и автотуризм: отчёты, трассы и дороги, в Европу на машине, прокладка маршрута!

Уик-энд в Финнмарке. Нордкап - 2016.

Наверное, любое начатое дело рано или поздно должно быть завершено: не достроить дом, не дописать книгу, не добежать до финиша – все это никуда не годится. Я набросал текст к этому отчету в офисе буквально за несколько нерабочих январских дней, и, скорее всего, он так бы и остался томиться в моем черновике. Есть ли в нем какая-то польза – не знаю. Будем считать, что этот рассказ – небольшая щепотка соли, брошенная мной в общий котел впечатлений, заваренный на этом портале много лет назад.

Этот сайт впервые попался мне на глаза в 2010 году. Он не дал мне путевку в жизнь, но, вероятно, стал тогда той самой первой ступенькой, ступив на которую, оставляешь за спиной все свои сомнения и переживания. Заглянув на минутку, я задержался здесь надолго. Раз за разом я возвращаюсь сюда за новыми впечатлениями, запускаю в этот котел свой черпак и выгребаю самое интересное.

Еще совсем недавно возможностей посмотреть мир у нас практически не было. Эти возможности вроде бы начали появляться в 90-х, но и воспользоваться ими в силу нашей постсоветской бедности мог далеко не каждый. Мне кажется, все очень сильно изменилось за последние лет пятнадцать. Такое ощущение, что за это время мы настолько повзрослели, что, в какую бы дыру в Европе ни залез, удивить своим путешествием становится все сложнее. Да и читатель придирчивый: то перебор с фотографиями, то недобор, то завален горизонт, то много политики, то мало полезной информации…

С Норвегией я опоздал, как минимум, на несколько лет. К лету 2016 можно было насобирать неплохую коллекцию отчетов и рассказов об этой стране. Авторы наперебой нахваливали свои путешествия, делились опытом и впечатлениями. Казалось, Норвегия была в моде. На сегодняшний день многие пароли уже рассекречены, тропинки истоптаны, а дороги изъезжены.

Я уже как-то обмолвился, что одной из причин поехать в Норвегию, стала публикация «Скандинавских сезонов». Что бы я ни искал, постоянно натыкался то на одну, то на другую главу этого душевного семейного путешествия. Подкупала сама атмосфера. Заочно передаю вам, Борис, пламенный от меня привет. Наверное, как раз тот случай, когда можно сказать, что чьи-то труды не прошли даром. Будем считать, что та ваша поездка подтолкнула нас изменить себе, свернуть с проторенной дорожки и отправиться на север. Не скажу, что приелась условная Австрия или Италия, но уже напрашивалась какая-то альтернатива.

Наш «Скандинавский сезон» в итоге вышел достаточно скромным. Если бы я попытался впихнуть все свои желания в свой краткосрочный отпуск, нас бы просто разорвало. Покрыть всю Норвегию одним махом – ну никак. Был еще один момент: этим летом не хотелось лишать ребенка моря, поэтому надо было как-то выкроить на два отпуска. В общем, решено было по возможности оперативно смотаться на Нордкап, а на оставшуюся сдачу отправить девчонок в Палангу. Сказать, что вышло оперативно, нельзя, но и не так затратно, как казалось сразу. Сдача все-таки осталась. Ну а маршрут вышел абсолютно не таким, как я его себе рисовал первоначально: Минск — Таллин – Хельсинки – Рованиеми – Инари – Нордкап – Альта – ледник Öksfjordjkelen — сопка Särkitunturi – Оулу – Хельсинки — Минск.

Утром 6 июня мы уже стояли в порту Таллина в очереди за новыми впечатлениями.

MS “Superstar”, раскрыв свою стальную пасть, бездушно проглатывал грузовые и легковые автомобили, автодома и автобусы, оставляя на десерт сотни пеших туристов, студентов, деловых и не очень людей, а также местных аборигенов, решающих свои повседневные задачи. Забавно было наблюдать, как хорошо ухоженные дамы таскали за собой тележки. Их размер, как специально, был создан под габариты пивных упаковок. Финны тарились дешевым алкоголем. Этот паром напомнил мне вечерний поезд Вильнюс — Минск, посадка в который неизменно сопровождается звоном бутылок в пакетах отъезжающих. Вот уж и правда: несмотря на разные уровни жизни и достаток, как же мы все-таки все похожи!

Потолкавшись в этой разношерстной толпе, мы удачно заняли место за столиком у панорамного окна. Промедлив еще минут пять, мест уже бы и не осталось. Из всех развлечений были лишь магазины дьюти-фри да караоке. Нас же больше занимал вид из окна.

Это был наш первый паром.

Так же бездушно мы в скором времени были выброшены этим чудищем на финский берег. Столица Финляндии встретила нас ремонтом дорог и каким-то хаотичным движением. Что удивило, так это светофоры: с таким коротким желтым, лучше бы его не было вовсе. Ни задерживаться, ни останавливаться в Хельсинки сейчас мы не планировали. Если останется время на обратном пути — будет замечательно. А нет — то и ладно. Догоняючи не нацелуешься.

Рассудив, что в первый день до Рованиеми дотянуть будет непросто, выбрали в качестве первой ночевки кемпинг в Виитасаари. К тому времени у нас хоть и было за спиной 6 «ходок», но туристы мы избалованные: в палатках или машине не ночевали, одни гостиницы и апартаменты.

Только один раз, спутав в чешском Микулове частный дом с пансионатом, мы приняли предложение незнакомой женщины заночевать у нее. Это была американка, которая переехала в Италию, выйдя замуж за итальянца; который купил небольшую фабрику в Микулове, куда они все вместе переехали, купив там дом. Дело случая. В нашем распоряжении был практически весь дом со средневековым интерьером, внутренний дворик, кухня с холодильником, молоком и кофе, а также хозяйский пес по кличке Hero. Пожалуй, тогда это была наша самая запоминающаяся по неожиданности ночевка. Разве можно найти такое приключение путешествуя в организованной туристической группе!

Опыта ночевок в таких кабинках у нас не было. Да и вряд ли к этому стоило готовиться заранее, большинство из нас выходцы из деревень, где у каждого за домом был свой «лопух». Вместо «лопуха» у нас был свой туалет, душ с горячей водой, а постельное белье, чайник и посуду мы взяли с собой.

Практиш, квадратиш, гут...

7 июня. Первое финское утро выдалось тихим и спокойным. Показалось банальным встречать его в душе, определенно надо было искупаться в озере. Татьяна, вооружившись фотоаппаратом, ожидала меня у берега в предвкушении такого аттракциона.

Желание пропало так же быстро, как и пришло. Единственный зритель был разочарован. Я спасовал перед финской утренней прохладой, на дворе было не более 12 градусов и «крещение» пришлось отменить. Так, не осмелившись когда-то сделать нужный шаг, потом впоследствии, возможно, будешь об этом сожалеть.

Скучную и монотонную дорогу до Рованиеми хотелось пролететь побыстрее, но начитавшись про скрытое патрулирование и фоторадары, которые высчитывают среднюю скорость, нарываться не хотелось. Да и откровенных лихачей из местных я не заметил. Как-то все предсказуемо и комфортно. На хвосте никто не висит, не поджимает и не действует на нервы.

Иной раз казалось, что едешь где-то по Беларуси. Всем этим меня не удивишь: наша природа где-нибудь на Браславских озерах или в Нарочанском крае ничуть не хуже. Те же леса, озера и поля. Только вот финские сосны мне показались пониже и не такие пахучие, а на полях на начало июня еще ничего не проросло. Понятное дело — Cевер.

Единственной «экскурсией» по пути был музей колоколов на пересечении дорог Е75 и 27, в который мы заскочили, так сказать, по наводке Бориса.

В Рованиеми на две ночи были забронированы апартаменты. А программа на следующий день нас ждала стандартная до безобразия.

8 июня. С самого утра сразу же отправились в «Арктику».

На нее я возлагал большие надежды. Сами экспозиции вроде бы и ничего, но уже как несколько дней не работал аудио-гид. Честно признаюсь, я был расстроен. Ребенку с этой штукой было бы намного удобнее и интереснее. Мои знания немецкого и английского помогали в непонятных моментах, но все это не то. Так, неплохой краеведческий музей. Наверное, всегда, когда не получаешь то, чего ожидаешь, расстраиваешься. Заняло это у нас от силы минут 40.

Прицепом в билете шел научно-познавательный центр «Пилке» и музей современного искусства «Корунди». В «Пилке» уже было повеселее. Центр хоть и небольшой, но, как ни странно, впечатлений оставил больше.

«Корунди» получили в нагрузку совершенно бесплатно. Видимо, желающих совсем немного, картины из серии «Нос глазами ушей». Отстрелялись как-то совсем быстро. День длинный, откладывать на завтра Йолупукки смысла не было. Поехали на встречу с тем самым фальшивым Сантой, ради которого не жалеют ни времени, ни денег и едут за тридевять земель, чтобы услышать от него пару-тройку слов приветствия на твоем языке.

Мы не сопротивлялись, покорно разрешили себя одурачить и свою фотокарточку на выходе выкупили. Самого мужика мы застали в то время, когда он ковырялся своими мясистыми пальцами в телефоне. Увидев нас, телефон быстренько испарился в его кармане. Две минуты внимания – папа, готовь кошелек! Нас разводят и дурачат не в пример крупнее, поэтому загоняться насчет этих 20 евро, проделав такой длинный путь, наверное, не совсем правильно.

Но подстава была совсем не в этом. В другом аутлете, рассматривая туристические безделушки, к нам подошла девушка-продавец и предупредила, что, если мы желаем встретиться с Сантой, мы должны поторопиться, т.к. рабочий день у него скоро заканчивается! Два Йоулупукки — уже все-таки перебор!

Кстати, вот тоже вопрос: действительно ли полярный круг проходит именно так и именно здесь? Может, он в километре или двух от этого места? В масштабах всей планеты — это ничто. Но вот в плане выгоды, само собой напрашивается прочертить его именно здесь.

Этот полярный день оказался каким-то безразмерным, его мы «добивали» уже в супермаркете. Взяли на пробу вяленое мясо оленя, вечером же " Гугл" подсказал, что мясо оказалось лошадиным. Дочка у нас занимается конным спортом, жена в молодости тоже этим увлекалось, поэтому весь этот кусок вяленой лошади я кромсал в одиночестве еще дней пять. Ну и хваленое пиво «Лапин Культа», как по мне, своих 3 евро не стоит. Тут я и вспомнил финнов на пароме. Разница в цене за одну банку не такая и большая. Но разница за 10 или 20 банок существенно вырастает в геометрической прогрессии. Да и я сам немного пожалел, что не взял пару лишних баночек еще в Вильнюсе.

Утро 9 июня подарило нам новые впечатления. За окном белыми пушистыми хлопьями падал снег.

Это были как раз те краски, которых нам не хватало в палитре наших впечатлений. Наверное, судьба подарила нам этот снег в качестве бонуса из-за моих расстроенных чувств от посещения «Арктики». Это все стало для нас приятной неожиданностью. «Теплое» лапландское лето способствовало нашему хорошему настроению, которое мы взяли с собой в Инари. Не сказать, что снег летом доставлял какой-то дискомфорт, но приходилось быть немного внимательнее. Было очень необычно.

Три автодома (мечта многих автотуристов) дразнили меня почти до Инари.

И только, когда показалось само озеро,

снег пропал так же, как и пропали эти «домики» на колесах.

В планах на сегодня было успеть на круиз до острова Ukko, но сильный холодный ветер отбил всю охоту. Это был единственный день, когда погода помешала нашим планам. Прогулявшись по кемпингу, мы отправились коротать остаток дня в свою кабинку. Все были при деле: кто-то кромсал потихоньку вяленую лошадь и запивал пивом, кто-то готовил ужин, а кто-то терзал ноутбук.

10 июня. Утром, отстрелявшись за 2 часа в «Сииде», мы двинули к нашей цели.

Между тем в нашей команде назревал бунт. Я обещал стада диких оленей уже на въезде в Лапландию. Они непременно должны были бродить по дорогам и внезапно бросаться под колеса. Но до сих пор мы так ни одного и не встретили. Как спасти ситуацию, я не знал. И только где-то за Kielajoki я был спасен: «Стоять! Олени!». Вся команда высыпала из машины.

Я даже не знаю, незаинтересованному человеку заметить их был невозможно. Кликнув на фото, их можно все-таки рассмотреть. Это было немного не то, но уже что-то.
Уже скоро за горизонтом показалась какая-то другая планета.

С планетой, конечно, перебор. Как минимум, это был другой континент. После скучных финских дорог глаз начали радовать совершенно другие пейзажи.

Вроде бы и ждали этой встречи и готовились, но было ощущение, что произошла она неожиданно.

Высадились на берег Порсангер-фьорда,

захватив с собой бусы сыр, и пошли устанавливать контакт с местными.

Здесь и не знаешь, о чем больше сожалеть: либо о том, что я не рыбак; либо о том, что я не лиса.

Отхватив такую рыбину, интерес лисенка к нам ожидаемо пропал, и весь наш контактный зоопарк на этом закончился.

Мы не были в центральной Норвегии, не были на Лофотенах, сравнивать не можем. Говорят, там круче. Но нас определенно охватило чувство какой-то нереальности и оно усиливалось тем расстоянием, которое мы ради всего этого преодолели.

Ничего не оставалось делать, кроме как наслаждаться своим бессилием перед всей этой красотой.

Мозг не успевал переваривать впечатления. Все смешалось: Санта, летний снег, полуночное солнце… Только вот перебегающих дорогу оленей все так и не было. Пришлось довольствоваться овцами.

Забавно, мы еще толком-то и оленей не видели. Зато успели познакомиться с лисой, а вместо оленей под колеса бросались овцы. Как вдруг, наконец, поперло.

Так, петляя вдоль фьорда,

мало-помалу доехали до того самого тоннеля.

Разных страшилок про него написано. Въезжая в него, мы все желали, чтобы нам также было страшно. Чтобы усилить страх, нашли в плей-листе «страшную» музыку, которая этот страх должна была усилить. Все наши усилия напугать себя оказались напрасными.

Планируя поездку, было желание прогуляться по отводным мини-тоннелям и найти вот этот велосипед, который сфотографировали в 2013 году сын с отцом,
добравшиеся до Нордкапа на «407-Москвиче».

Фото из того отчета.

Хотелось проверить, все ли с тех пор на месте, но две пары глаз в машине убедили меня в ошибочности моих желаний. Вынырнув из тоннеля,

мы уже не останавливаясь доехали до следующей ночевки в Nordkapp Caravan & Camping

Брони нашей почему-то не нашлось (хотя я за несколько дней до отъезда уточнял, все ли нормально), но и со свободными домиками проблем не было. Стоимость составила 800 крон по карточке или 100 евро, если бы я рассчитывался наличными в евро. Пожалуй, за всю поездку это жилье понравилось нам больше всего. Было жилье и комфортней, и с сауной, и в два этажа. Но вот этот домик пришелся больше всего по вкусу. Все, как обычно: чисто, тепло, аккуратно, сухо.

Поужинав, мы с Дарьей оставили маму дома, а сами поехали в Скарсваг посмотреть на королевских крабов.

Парень из ресторана с таким энтузиазмом рассказывал, как именно этого краба будут разделывать, и как он при этом будет хрустеть, какой вкуснейший суп из него получится, что нам стало его безумно жалко. Незавидная судьба у этого мигранта. Дарья наотрез отказалась не только фотографироваться с ним, но и приближаться.

Дома предстояло решить, когда едем на мыс. Была идея поехать в полночь и распить на мысе бутылку шампанского (безалкогольного), которую специально купили еще в Вильнюсе. Все это условности: какую фотографию ни возьми, что полдень, что полночь – светло одинаково. Решено было ехать утром еще до того, как откроются кассы и начнут собирать за въезд плату. Ни то что мне было бы жалко денег, но фильм я нашел в интернете, а опыт с «Арктикой» показал, что в наших больших ожиданиях мы часто обманываемся. Думаю, на панорамном экране фильм смотрится действительно неплохо. Можете меня поправить, если все-таки это не он.

Этой солнечной ночью спалось плохо. Время от времени я просыпался и выглядывал в окно. То светило солнце, то оно прячется за тучки, то пройдет небольшой дождик, но видимость всегда была отличная. Пару раз накатывало желание ехать на мыс именно сейчас. Очень бы не хотелось, чтобы к утру погода испортилась. Она не испортилась.

11 июня. Мы въехали на мыс минут за 30, пока не начали обилечивать. Наше путешествие достигло кульминации. Людей было еще немного.

Я не знаю, с чем сравнить это чувство. Такое ощущение, что наступило какое-то пресыщение. Порой прихожу к выводу, что готовясь к поездкам, не стоит перегружать себя множеством фотографий и картинками с Google Maps. Здесь ты впервые, но есть ощущение, что знаешь каждый поворот и каждый утес.

Пошли гулять по мысу.

Я уже как-то начал думать, не стоило ли сразу пойти на Кнившелльодден.

Но уже через час мы выглядели примерно так.

На самом деле стало жутко холодно, а сильный северный ветер вперемешку с дождиком этот холод усиливал. Вернулся к машине, взял бутылку шампанского. Сделав по глотку, так мы и отметили свое знакомство с Нордкапом.

Пусть географически это и не самая северная точка Европы. Но, будем считать, что это самая северная точка Европы, до которой можно своим ходом добраться на машине. Набрав сувениров, дел у нас здесь уже не было. Отправляемся в Альту.

По пути заезжаем на фотосессию в Хоннингсвог.

Вот этот круизный лайнер – немой укор всей нашей действительности.

Самому молодому туристу было лет эдак 65. Всех их подбирали автобусы и везли на Нордкап. Всегда в таких поездках волей-неволей приходится сравнивать. Наши родители не могли о таком и думать, такой пенсии не будет и у нас. Где бы и каким богам помолиться, чтобы выпросить такую старость нашим детям?

Знакомой уже дорогой возвращаемся обратно.

Набрали на память с Баренцева моря камней.

Сворачиваем на Е6. Бедные березки, каждую из них хотелось укутать в одеяльце. Ощущение, что лес этот выгорел.

Честное слово, обнять и плакать.

В Альте рядышком есть три кемпинга. Места были, можно было выбрать, но по ощущениям, все эти кемпинги были заняты процентов на 80. В итоге остановились в «Alta Strand Camping». Еще в Минске хотели остановиться в одном из таких домиков.

Внешне красивый, но затхлый, спертый воздух внутри отбил все желание. В итоге пришлось взять на две ночи половину дома подороже. Это были нормальные апартаменты с двумя комнатами, хорошей современной кухней, прихожей и своей верандой. Забавно только, что при таком наборе удобств, вода, душ и туалет были на улице в общем здании.

12 июня. На выбор в этот день был либо каньон Sautso, либо ледник Oksfjordjokelen. Если бы мы путешествовали по Норвегии 2 недели, пошли бы к каньону. А так, наверное, глупо, имея всего лишь один день, отправиться на материк и не прокатиться вдоль (пусть и не самого раскрученного и красивого) Альта-фьорда. Да и сам поход в каньон потребовал бы куда больше трудозатрат и времени. Решение далось легко: едем к леднику.

Кто сказал, что, если ты не поехал в отпуск в Хорватию, то он не удался?

О самом леднике отзывов не так уж и много, но он легкодоступен. Перед Alteidet поворачиваем направо по Fv365. Далее заблудиться невозможно.

Это вам не Австрия, забраться наверх на подъемнике не получится. Но можно взять напрокат лодку за 50 евро и подплыть к самому «языку». Можно как-то подобраться к нему поближе пешком вдоль берега. Но вы обязательно встретите табличку, что вы все это делаете на собственный страх и риск.

Издалека ледник не производит какого-то чумового впечатления. И только подобравшись к нему поближе или, на крайний случай, посмотрев на него в бинокль, понимаешь, какая глыба из снега и льда свисает сверху.

Вечером, немного отдохнув и поужинав, отправились в пешую прогулку вдоль реки. Пошли налегке, без фотоаппарата. Отойдя от кемпинга километра на два, раз за разом на деревьях стали попадаться незнакомые нам следы. Выглядели они примерно так.

Фотография не моя, взята из интернета.

Лису покормили, оленей по тундре погоняли, овцы под колеса бросались, на крабов посмотрели. Для полного счастья не хватало еще покормить медведя. Вряд ли этот «зверек» искал встречи с нами, но и мы слишком далеко от кемпинга уже старались не заходить.

13 июня. Конечно, не посетить музей наскальных рисунков было нельзя.

Где-то читал, что музей совершенно не стоит своего внимания. Категорически с этим не согласен. Это прекрасный познавательный материал для ребенка. Есть буклеты и вся необходимая информация на русском языке. Сама интерпретация рисунков достаточно свободная. Например, где-то человек изображен вверх ногами. Почему-то сделали вывод, что автор таким образом изобразил потусторонний мир. Как заметила дочь, все могло быть гораздо проще: он просто в этот год пришел и сел рисовать с другой стороны камня. Вот как сел, так и рисовал. Нет, это определенно интересно.

Собственно, с Норвегией на этот раз уже приходилось прощаться.
Скоротечное вышло знакомство. Приходится спешить. Можно предположить, что наши 70 лет жизни по продолжительности равны 20-25 годам тех людей, которые рисовали на этих камнях. Мы сами ускоряем свою жизнь: считаем минуты до конца рабочего дня, считаем дни до выходных, до зарплаты, до лета, отпуска и так далее. Тот человек увидел, что встало солнце, взял дубину и ушел на два дня на охоту. И не было у него ни часов, ни пятниц, он не считал дни до зарплаты и тем более до отпуска. И не надо было ему на работу, как мне.

Это было наше мимолетное знакомство с Норвегией. Приехав в обед в пятницу, мы покидаем ее в понедельник утром. Полноценный уик-энд с хвостиком. В последний день отпуска нельзя накупаться в теплом море на весь год вперед, так же как нельзя наесться про запас. И впрок этими видами не налюбуешься.

Покидаем Альту красивейшей дорогой.

Это был последний олень, которого мы встретили в этой поездке.

Дальше в Финляндии мы их уже не встречали.

Мы ехали на сопку Särkitunturi.

Это не было спонтанное решение, это было запланировано еще в Минске. Путеводители обещали нам умопомрачительные виды, которые попадают на открытки и страницы туристических каталогов по Финляндии.

Тропинка на вершину сопки, поначалу пологая, потом более крутая,

уводила нас все выше и выше.

Чем выше – тем ниже становились деревья, тем реже лес.

Будто кто-то забыл декорации после съемок детской сказки.

Уже почти на самом верху, терпеливо ждем отстающих.

Сам подъем занял минут 25. Путеводители не обманули. Именно такой я и представлял себе Лапландию. И такой я ее увидел.

Ожидания оправдались. В этот вечер все это было нашим.

Не буду спорить, могут ли эти виды конкурировать с норвежскими (все-таки они немного в разных категориях), но, проезжая рядом, заскочить сюда определенно можно.

К концу дня накатила усталость и 22 км до нашей следующей ночевки Äijakosken Lomakyla дались с трудом. Пробег за день составил всего 325 км, но ехать дальше уже не было ни сил, ни желания.
Обменяли 65 евро на ключи от половины коттеджа и пошли размещаться. Внешний вид хозяйки поначалу смутил: под глазом красовался сочный фингал, который она тщетно пыталась спрятать под толстым слоем макияжа, и, как мне показалось, она не прочь знатно заложить за воротник. Опасения не оправдались. Постельное белье чистое, кухня, сауна, два этажа – все было досмотрено и никаких претензий к чистоте у нас не вызвало. Соседний коттедж снимала компания ребят из Москвы, они сюда приехали специально на рыбалку. Видимо, с уловом у них в этот день было не очень, но я все равно уже в который раз за эту поездку пожалел, что я не рыбак. Шумная река, природа, полуночное солнце, комары и мирно стоящие вдоль берега силуэты со спиннингами – все это стало последним штрихом, который завершал картину сегодняшнего дня.

14 июня. До дома было еще далеко, но уже чувствовалось, что все основное в этом путешествии уже было позади.

На обратном пути отметились в Швеции, заскочив на часок в ресторан быстрого питания «IKEA» в Хапаранде. В Оулу специально выделили время на «Тиетомуу». Очень порадовал 3D-фильм «Тайная жизнь грызунов» производства “BBC”. Фильм настолько впечатлил, что после просмотра мы поклялись друг другу, что никогда не будем обижать этих несчастных маленьких созданий.

«Эврика» – тоже одно из запланированных мероприятий. Во время поездки мы посетили 7 музеев и научных центров, хаски-парк и фальшивого Санту. И если бы пришлось составить рейтинг, «Эврику» вместе с планетарием я бы поставил на первое место.

Ну а на Хельсинки уже просто не хватило времени. Выезжая на утренний паром, мы сделали небольшой круг по центральной части города, составив какое-то отдаленное впечатление об этом городе.

Шел дождь. На том берегу мы оставляли пушистый июньский снег, летнее полуночное солнце, Нордкап и Баренцево море, наскальные рисунки в Альте и неизвестные следы на деревьях, там остался фальшивый Санта и смешные хрюкающие олени, стоящие у него на службе. С собой мы взяли только впечатления и эмоции, ценность которых определить невозможно.

Мы, как и большинство минчан, в свое время сбежали в город, оставляя в своих деревенских хатах язык, культуру и традиции. Где-то там, в нашем детстве, остались поля, луга и леса. Все это богатство мы променяли на керамические унитазы в наших минских квартирах. И сегодня ничего лучшего уже придумать невозможно, кроме как каждые выходные искать спасения на шести сотках у себя на даче, уходить в лес за грибами или уезжать на рыбалку. Нам же посчастливилось этот уик-энд провести на просторах Финнмарка.

В Вильнюсе мы смешались с местными и приезжими беларусами. Подобно финнам на пароме, мы искали выгоду в знакомых магазинах, оформляли такс-фри, покупали сыр, кофе и гремели бутылками коньяка, упаковывая их в багажник. Жизнь возвращалась в свое привычное русло.