Продолжаем радовать себя открытиями в рамках однодневных поездок.
После Задонска на повестке дня – Зарайск с самым маленьким в России кремлем, а также усадьба, в которой Федя Достоевский провел свои детские годы.
В Зарайск въезжаем со стороны Серебряных Прудов:
Издалека через поля видны башни кремля и церковные купола:
Машину можно было оставить прямо перед входом в кремль, но мы воспользовались парковкой бывших и нынешних Торговых рядов – тоже, между прочим, памятник архитектуры XVIII века.
Ряды представляют собой квадрат, на одной из сторон которого сейчас расположен автовокзал, а с другой стороны – информационный туристический центр с неожиданным названием: «Сундук».
В «Сундук» мы заглянули уже позже посещения кремля, но разжились там картой достопримечательностей и рекомендациями по их посещению – все как в лучших инфоцентрах Европы.
Вход в Зарайский кремль – через Никольскую проездную башню.
Она же – вид из кремля:
Первое знакомство:
Два храма – два облика.
Никольский собор – постройки 1681 года, выстроен в традициях древнерусского зодчества. Вход в него закрыт.
Собор Иоанна Предтечи – основан в 1904 году, действующий храм, доступен для посещения:
Как видно из таблички, нынешний храм построен на деньги меценатов Бахрушиных, но история у храма с таким названием – гораздо старше.
Первый посвященный Святому Иоанну Предтече храм построили в Зарайске еще в XIII веке — как усыпальницу погибшего зарайского князя Федора, а также его жены и сына, погибших – но не сдавшихся в плен на поругание и бесчестье. На месте древнего храма во времена правления Ивана IV была построена церковь «под куполами», но и она просуществовала только до XVIII века. Так что современный храм – уже третий на этом месте, предположительно, даже — на том же фундаменте.
На территории кремля находится восстановленная копия памятника князю Федору, его жене и сыну.
Пока мы ходили вокруг, услышали от экскурсовода полнейшую нелепицу: якобы это памятник литературным персонажам!
То есть в голове у дамочки все попуталось, так как назвать героев «Повести о разорении Рязани Батыем» — это признаться в непонимании и истории, и литературы. Явно же, что памятник создавался в честь конкретного человека, а то, что он стал героем летописи, вовсе не причисляет его к литературному персонажу. Даже если князя Федора не существовало и древнерусский автор все выдумал, особенности жанра таковы, что они все равно изначально понимаются как исторические персонажи. В общем, понятно, что экскурсовод как-то пыталась разнообразить свой рассказ – но лучше бы она придумала что-то менее спорное, тем более, что тут и выдумывать ничего не надо:
«И послал <князь Юрий> сына своего князя Федора Юрьевича Рязанского к безбожному царю Батыю с дарами и великими мольбами не воевать Рязанской земли. Князь Федор Юрьевич пришел на реку Воронеж к царю Батыю и принес ему дары и молил царя, чтобы не воевал он Рязанской земли. Безбожный царь Батый, будучи лжив и немилосерд, принял дары и неискренне обещал не ходить войною на Рязанскую землю. И грозился-хвалился воевать землю Русскую.
И начал просить у рязанских князей дочери или сестры себе на ложе. И кто-то из рязанских вельмож из зависти нашептал безбожному царю Батыю, что князь Федор Юрьевич Рязанский имеет княгиню царского рода, прекрасную собой. Царь Батый, лукавый и немилостивый по своему язычеству, обуреваем плотской страстью, сказал князю Федору Юрьевичу: «Дай мне, князь, познать красоту твоей жены!» Благоверный князь Федор Юрьевич Рязанский засмеялся и сказал царю: «Не годится нам, христианам, приводить тебе, нечестивому царю, своих женщин на блуд,— когда нас одолеешь, тогда и будешь властен над нашими женщинами».
Безбожный царь Батый разъярился и оскорбился и сразу же приказал убить благоверного князя Федора Юрьевича, а тело его повелел бросить зверям и птицам на растерзание, и иных князей и посольских воинов убил.
И уберегся один из дядек князя Федора Юрьевича по имени Апоница, и глядя на блаженное тело, почестей достойного своего господина, и видя его брошенным, горько плакал, и взял любимого своего государя и похоронил тайно.
И поспешил к благоверной княгине Евпраксии и рассказал ей, как нечестивый царь Батый убил благоверного князя Федора Юрьевича. Благоверная княгиня Евпраксия <тогда> стояла в превысоком тереме своем и держала <на руках> любимое дитя свое князя Ивана Федоровича. И услышав столь смертоносные, полные горя слова, кинулась тут из превысокого своего терема с сыном своим князем Иваном на землю и разбилась насмерть.
И услышал великий князь Юрий Ингоревич об убийстве любимого сына своего князя Федора, других князей, людей посольских многих, убитых по приказу безбожного царя, и начал плакать, и с великою княгинею, и с прочими княгинями, и с братьями. И плакал весь город долго, и едва в себя пришли от великого того плача и рыдания».
Вот такие драмы помнит Зарайск и такой мирный под голубым небом Зарайский кремль.
В кремле мы провели чуть более полутора часов, большую часть времени – в музее. Государственный музей-заповедник «Зарайский кремль»
Для большего погружения воспользовались самым необычным аудиогидом из всех ранее встреченных: устройство напоминает маленький фонарик, срабатывает при контакте со специальными точками, в каждом зале – порядка 4-6 информационных разделов.
На первом этаже музея в коридоре между кабинетом директора и входом в зал временных выставок – часть экспозиции, рассказывающая о создании музея в 1918 году. Основу коллекции составили предметы, изъятые из окрестных «дворянских гнезд». Ну да, пусть лучше они так сохранились, чем погибли бы в огне революции.
Интересные фотографии – о первых шагах в организации музея. Например, выставлены портреты основателей почтенных дворянских семейств – но с уничижительной надписью: «Портреты тех, кому нужна была религия».
Сегодняшний день музея – обо всем понемногу, по возможности, интересно. Я бы так охарактеризовала. Зацепиться есть за что.
Во-первых, безусловно интересный зал с коллекцией предметов, найденных при раскопках Зарайской верхнепалеотической стоянки.
Зуб мамонта — вона какой, полосатенький:
Кости мамонта, оказывается, были прекрасным строительным материалов для первобытного человека, а еще – топливом. Об этом мы узнали в воронежских Костёнках, а зарайский музей еще раз подтвердил данный факт, приведя реконструкцию такого очага:
В зарайском музее нет, конечно, такого разнообразия палеологических экспонатов, как в Азове, но череп – вполне настоящий:
Но все-таки самый восхитительный предмет искусства во всем музее – это предельно реалистичная статуэтка бизона, вырезанная из бивня мамонта:
Из пояснений к этому экспонату становится понятно, что дефекты конечностей статуэтки были еще до момента ее помещения в характерную для костёнковской культуры яму-хранилище. Такой вот «эффект Венеры Милосской».
Следующий зал – временных выставок — рассказывает о семействе Виельгорских. Информация о выставке с сайта музея:
«Дом Виельгорских был одним из культурных центров Петербурга в николаевскую эпоху. Здесь сформировался светский салон, где собирались самые известные литераторы и музыканты того времени. Граф Михаил Юрьевич Виельгорский – меценат и талантливый композитор, близкий друг Александра Пушкина и Михаила Глинки. Одной из самых любимых загородных резиденций графа было имение в селе Сенницы Зарайского уезда. Позже оно перешло по наследству к его внучке графине Марии Александровне Келлер (урожденной Шаховской) и было своего рода фамильным музеем. После 1917 года сенницкое собрание попало в создававшийся тогда Зарайский музей и стало одной из основ его коллекции».
Из всего, что лично я запомнила, это то, что одна из представительниц этого рода стала прототипом «маленькой княгини» — Лизы Болконской в романе Льва Толстого «Война и мир».
Поднимаемся на второй этаж по чудесной лестнице с литыми ступенями:
Здесь логика нашего посещения была нарушена идущей впереди нас экскурсией. Группу сопровождали две экскурсоводши – одна в розовом платье «а-ля Натали Гончарова», вторая – в крестьянской одежде. Вели экскурсию они поочередно, видимо, соотнося характер экспоната с сословной принадлежностью своего костюма. Поэтому мы посетили три зала второго этажа не последовательно, но от перемены слагаемых ничего не изменилось.
Первый зал – это рассказ о дворянской культуре конца XVIII – начала XX веков. Мебель, предметы интерьера, посуда, изделия из фарфора и стекла:
О портрете графини Келлер, во всю высоту стены, наш аудиогид мстительно наябедничал, что художник Лев Бакст польстил внешности своей модели – но при этом не приукрасил ни одной ее черты: просто выгодно оттенил достоинства – и отодвинул на задний план недостатки. Не представляю, как это можно сделать, но понимаю: вот делают две подряд твои фотографии – на одной получилась, на другой спустя секунду – уже нет!
Графиня Мария Александровна Келлер была фрейлиной императрицы Марии Федоровны. Она приходилась внучкой тому самому Виельгорскому, о котором нам рассказали на временной выставке. На портрете Мария Александровна Келлер изображена на лестнице в своем зарайском имении.
Остальная портретная галерея довольно скучная – портреты провинциального дворянства, писанные местными безымянными художниками, меня не задевают за живое.
В отличие от фарфора!
И здесь есть весьма интересные экземпляры:
Вот эти произведения искусства изготавливались на подмосковной фарфоровой фабрике, принадлежащей князьям Юсуповым:
Предметы с монограммами и портретами членов семьи Романовых:
Необычная деталь: у одного из столиков ножки заканчиваются миниатюрными ступнями, да еще таким образом, что столик опирается только на носочки!
Следующий зал больший упор делает на предметы сельского быта и крестьянской жизни:
Непонятный полукруглый предмет на предыдущей фотографии – это ободок крестьянской девушки из соломы и ткани.
Интересна чугунная блинница из трех отделений:
Но тут же в зале помимо этнографической составляющей со всеми их ступками и квасниками – массивная мебель дворянской усадьбы:
И картины. Самая примечательная – это авторский вариант картины В.М. Максимова «Приход колдуна на крестьянскую свадьбу». Оригинал – в Третьяковской галерее.
Логика третьего зала – голубого – более понятна: здесь выставлены предметы европейского искусства и восточные диковинки, которые теми или иными путями попали в зарайские дворянские усадьбы.
Самые роскошные экспонаты здесь – это предметы мебели, выполненные в декоративном стиле, названном по имени французского мастера Андре-Шарля Буля. «Техника украшения мебельных фасадов посредством инкрустации была известна и ранее, но именно Буль довел ее до абсолютного совершенства. Шкафы и комоды Буля с богатейшей инкрустацией фасадов из латуни, золоченой бронзы, пластин из панциря черепахи, рога и т. д. соответствовали вкусам эпохи французского короля Людовика XIV».
Ряд экспонатов навевает воспоминания об относительно недавнем Цвингере:
Напоследок – загадка.
В одной из витрин музея на фарфоровой табличке нарисован ребус.
Вопрос: о чем идет речь?
После того, как мы покинули территорию Зарайского кремля, вспомню один из прекрасных отчетов на этом сайте: Зарайск. Он же Зорайск, он же Зараск, он же Красный, он же Осетр
Автор vitalylviktorovich
Я его (отчет) специально не поднимала перед поездкой в Зарайск, чтобы не перебить собственные впечатления и настроения, не читала и после – перед составлением своего топика, так что совпадения вполне возможны – но случайны!
Конечно, кремль – главный «магнит» Зарайска. Но при желании можно посетить дом-музей А.С. Голубкиной, водонапорную башню, побродить по улицам городка в поисках домов и городских усадеб XIX века.
Не могу сказать, что мы в этом преуспели, но все же — несколько видов.
Памятник князю Дмитрию Пожарскому, который сыграл важную роль в истории Зарайска. В 1610-1611 годах он был зарайским воеводой, и в этом качестве подавил мятеж сторонников Лжедмитрия Второго, а также сторонников поляков среди рязанских князей. В честь князя Пожарского в Зарайске названа площадь и улица, ведущая от площади к кремлю.
Площадь Революции и начинающаяся от нее улица Красноармейская:
Троицкая церковь:
Водонапорная башня:
Как это обычно случается, самым ярким впечатлением от поездки становится место, на которое особые надежды не возлагаешь или даже вовсе не планируешь. Таким местом в этом маршруте выходного дня стала
Усадьба Достоевских Даровое
Есть такие писатели, которых нам тяжело представить маленькими. Вот Пушкин: сразу вспоминается живое лицо будущего поэта на старинных литографиях. Или Лермонтов – двухлетнее дитя в девичьем платьице по моде того времени. Лев Толстой в своей повести «Детство» так изобразил переживания ребенка, что мы уже поставили знак равенства между книжным Николенькой и настоящим Левушкой, благо, в литературном образе действительно много автобиографичного.
Но вот представить Достоевского «когда был Федя маленьким с кудрявой головой» — ну никак не получается.
Это вообще такой человек, которого иначе как на знаменитом портрете Перова сложно представить: сосредоточенный, хмурый, старше своих лет.
Различные сериалы в последнее время активно потрудились над формированием еще одного образа Достоевского: игрок, мот, любитель пострадать в отношениях с женщинами.
В чем ценность разных музеев-квартир и музеев-усадеб писателей – это присутствие в них предметов, которые позволяют увидеть живого человека. Идеальным с этой точки зрения местом для меня является пушкинское Михайловское. Или лермонтовские Тарханы. Я уж не говорю о брянском имении Тютчева Овстуг – полуторачасовая экскурсия с успехом заменяет институтский курс лекций – просто потрясающе!
Вот и в петербургском музее-квартире Достоевского множество характерных деталей сформировали представление о писателе как о живом человеке. Чего стоит хотя бы записка от сына, которую тот подсовывал отцу в щель под дверью: «Папа дай гостинец. Федя».
Но это был образ взрослого человека. А вот чтобы попытаться представить маленького Федю Достоевского – можно отправиться в имение Даровое, это в пятнадцати километрах от Зарайска по направлению к Серебряным Прудам.
Крошечный дом утопает в весенней зелени:
На месте бывшей въездной аллеи сейчас стоит неожиданно масштабный для этой камерной усадьбы памятник писателю:
Скромные размеры дома — красноречивы: отец будущего классика русской литературы был военным врачом, позднее – лекарем Мариинской больницы для бедных на улице Божедомке в Москве, скромное жалованье в которой «не соответствовало необходимым надобностям каждого в содержании себя и своего семейства». Но спустя десять лет Михаил Андреевич Достоевский сумел собрать и взять в долг сумму, достаточную, чтобы приобрести небольшое имение, где семья смогла бы проводить летние месяцы.
Хотя имение было самое «худосочное» и бедное, для подрастающих детей оно стало местом веселых детских игр и приключений. Лес, пруд, общение с крестьянскими ребятишками – детство практически никогда не бывает несчастливым.
Вот и о Даровом Достоевский сохранил самые теплые впечатления на всю жизнь.
Подтверждением значимости усадьбы Даровое для писателя может служить очень интересная информация о том, что в городке Плиска, в далеком прошлом — первой болгарской столице, действует культурно-исторический комплекс под названием «Двор кириллицы». Там создана Аллея писателей, на которой представлены авторы различных национальных культур и религий, писавших и пишущих на кириллице. По действующей традиции, в основание памятника помещают горсть земли с родины писателя. Так вот, когда 6 марта 2018 года на Аллее писателей был торжественно открыт и бюст Ф.М. Достоевского, перед постаментом насыпали горсть земли из Дарового.
Очень яркий рассказ, спасибо Света!
Сочные, красивые фотографии напоминают о том, что где уже вовсю лето: зелёные деревья, голубое небо, распустившиеся цветы, а у нас — серость, дождь, чередующийся с мокрым снегом, Сибирь… У природы, говорят, нет плохой погоды, но уж больно затянулась зимушка. Как пошутил мой товарищ, когда я 17 мая отправил ему фотографию белой от снега улицы: «Шёл 106-й день февраля...» :)))
Пейзажи усадьбы замечательны, а отдельные экспонаты кремлёвского музея — просто отпад, например бизон! Или «романовский» бокал! А фарфоровая треножка какова!
Очень понравился классический вид на Зарайск! Хотелось бы попасть в те края ещё разок, но при более благоприятных обстоятельствах, и чтобы Никольский собор к тому времени уже «ожил».
Ещё раз спасибо!
Спасибо за отзыв!
Извините, что раздразнила Вас весенними картинками: действительно, в этом году у нас, в целом, неплохо! Желаю, чтобы и у вас погода наладилась, хотя бы без «белой зимы» в мае (ужас).
Ну не все, но желающие в рамках подобных блиц-поездок свой кругозор вполне могут расширить. Время от времени такие отчёты появляются, мне интересно.
Спасибо за отзыв!
О! Знакомые места! Возможно ошибаюсь, но если судить по фото, то реставрация не сильно продвинулась. Казённая башня до сих пор не получила «макияж» соседней Кабацкой. В Никольскую церковь доступа всё ещё нет.
А вот фарфоровый ребус я не видел(:
Что касается совпадений, то я заметил только одно — месяц посещения:)
Привет единомышленникам!
Я зашла после опубликования в Ваш отчёт — совпадений на удивление мало! Это радует)))
Фарфоровый ребус — в витрине в коридоре второго этажа: скромно к стеночке прислонен. На месте разгадать не удалось, а фотография не сильно удачная, так и не разгадала, что такое. Думаю, немалую роль играет тогдашняя орфография.
спасибо за отзыв, желаю новых путешествий! А там, если что, сверимся)))
Да, на фото ребуса не всё понятно. А жаль, интересно же.
ИКС без одной последней буквы, затем какая -то скалка или каток — тоже без одной последней, карта островов, буквы Еи Г? Что нарисовано ниже не пойму.
Лучше не получилось сфотографировать!
Мы, кстати, выступили с пожеланиями, как лучше расставить предметы на полках, а то у них в витринах самая тонкая и интересная посуда с гравировкой — на высоте носа в прыжке.
Но нам ответствовали, что оформлением экспозиции занимаются специальные научные работники, они замечаний не любят. Так что не знаю, как разгадать сию загадку!
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять
комментарии непосредственно на сайте. Советуем Вам зарегистрироваться (это займёт 1 минуту) и получить тем самым множество
привилегий на сайте!
Можно также оставить комментарий через форму "ВКонтакте" ниже, но при этом автор публикации не получит уведомление о новом комментарии.
Комментарии (15)
RSS свернуть / развернутьBVD64
Сочные, красивые фотографии напоминают о том, что где уже вовсю лето: зелёные деревья, голубое небо, распустившиеся цветы, а у нас — серость, дождь, чередующийся с мокрым снегом, Сибирь… У природы, говорят, нет плохой погоды, но уж больно затянулась зимушка. Как пошутил мой товарищ, когда я 17 мая отправил ему фотографию белой от снега улицы: «Шёл 106-й день февраля...» :)))
Пейзажи усадьбы замечательны, а отдельные экспонаты кремлёвского музея — просто отпад, например бизон! Или «романовский» бокал! А фарфоровая треножка какова!
Очень понравился классический вид на Зарайск! Хотелось бы попасть в те края ещё разок, но при более благоприятных обстоятельствах, и чтобы Никольский собор к тому времени уже «ожил».
Ещё раз спасибо!
begun12
Извините, что раздразнила Вас весенними картинками: действительно, в этом году у нас, в целом, неплохо! Желаю, чтобы и у вас погода наладилась, хотя бы без «белой зимы» в мае (ужас).
begun12
Это даже не смешно!
BVD64
Miquel
¡Por favor! Мы все ждём!
begun12
Спасибо за отзыв!
vitalylviktorovich
А вот фарфоровый ребус я не видел(:
Что касается совпадений, то я заметил только одно — месяц посещения:)
begun12
Я зашла после опубликования в Ваш отчёт — совпадений на удивление мало! Это радует)))
Фарфоровый ребус — в витрине в коридоре второго этажа: скромно к стеночке прислонен. На месте разгадать не удалось, а фотография не сильно удачная, так и не разгадала, что такое. Думаю, немалую роль играет тогдашняя орфография.
спасибо за отзыв, желаю новых путешествий! А там, если что, сверимся)))
vitalylviktorovich
ИКС без одной последней буквы, затем какая -то скалка или каток — тоже без одной последней, карта островов, буквы Еи Г? Что нарисовано ниже не пойму.
Будущие комментаторы, подскажите плиз!
begun12
Мы, кстати, выступили с пожеланиями, как лучше расставить предметы на полках, а то у них в витринах самая тонкая и интересная посуда с гравировкой — на высоте носа в прыжке.
Но нам ответствовали, что оформлением экспозиции занимаются специальные научные работники, они замечаний не любят. Так что не знаю, как разгадать сию загадку!
vitalylviktorovich
begun12
vitalylviktorovich
begun12
Завтра попытаюсь воплотить! Сразу отчитаюсь)))
begun12
Внимание!
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии непосредственно на сайте. Советуем Вам зарегистрироваться (это займёт 1 минуту) и получить тем самым множество привилегий на сайте!
Можно также оставить комментарий через форму "ВКонтакте" ниже, но при этом автор публикации не получит уведомление о новом комментарии.